Женские образы романа
На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.
Бэла
Черкешенка Бэла, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».
Подробная характеристика Бэлы.
Мери
Образ Мери Лиговской, княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном. И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения
Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок. Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви
Подробная характеристика Мери.
Вера
О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.
Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.
Подробная характеристика Веры.
История создания
Роман был не первым прозаическим произведением писателя. Еще в 1836 году Лермонтов начинает роман о жизни петербургского высшего общества — «Княгиня Лиговская», где впервые возникает образ Печорина. Но из-за ссылки поэта произведение не было закончено. Уже на Кавказе Лермонтов вновь принимается за прозу, оставляя прежнего героя, но меняя место действия романа и название. Это произведение и получило название «Герой нашего времени».
Публикация романа начинается с 1839 года отдельными главами. Первыми в печать выходят «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Произведение вызвало множество негативных откликов критиков. Связаны они в первую очередь были с образом Печорина, который воспринимался как клевета «на целое поколение». В ответ Лермонтовым выдвигается своя характеристика Печорина, в которой он называет героя собранием всех пороков современного автору общества.
Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Лермонтов описывает лишь некоторые эпизоды из взрослой жизни героя, когда его характер был уже сформирован. Первое впечатление — Григорий сильная личность.
Он офицер, физически здоровый мужчина привлекательной внешности, активен, целеустремлен, обладает чувством юмора.
Чем не герой? Тем не менее, сам Лермонтов называет главного персонажа романа настолько плохим человеком, что даже сложно поверить в его существование.
Обратите внимание
Печорин вырос в богатой аристократической семье. Он с детства ни в чем не нуждался. Но у материального изобилия есть и обратная сторона — теряется смысл жизни человека. Пропадает желание к чему-то стремиться, расти духовно. Это произошло и с героем романа. Печорин не находит применения своим способностям.
Ему быстро надоела столичная жизнь с пустыми развлечениями. Любовь светских красавиц хоть и тешила самолюбие, но не задевала сердечных струн. Жажда знаний также не принесла удовлетворения: все науки быстро наскучили. Еще в юном возрасте Печорин понял, что ни счастье, ни слава от наук не зависят. «Самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким».
Пытался наш герой сочинять и путешествовать, что делали многие молодые аристократы того времени. Но эти занятия не наполнили смыслом жизнь Григория. А потому скука постоянно преследовала офицера и не позволяла убежать от себя. Хотя Григорий всячески старался это сделать.
Печорин все время в поисках приключений, ежедневно испытывает свою судьбу: на войне, в погоне за контрабандистами, на дуэли, врываясь в дом к убийце. Он тщетно пытается найти место в мире, где его острый ум, энергия и сила характера могли быть полезными. При этом Печорин не считает нужным прислушиваться к своему сердцу.
Он живет умом, руководствуясь холодным рассудком. И постоянно терпит фиаско.
Похоже, что в поисках новых приключений Печорин не может остановиться ни перед чем. Он разбивает сердца и разрушает судьбы людей. Ему известно о страданиях окружающих, но он не отказывается от удовольствия сознательно их мучить. Герой называет «сладкой пищей для гордости» возможность быть для кого-то причиной счастья или страдания, не имея на это права.
Печорин разочарован в жизни, в общественной деятельности, в людях. В нем живет чувство уныния и отчаяния, бесполезности и ненужности. В дневнике Григорий постоянно анализирует свои действия, мысли и переживания. Он пытается разобраться в себе, обнажая истинные причины поступков. Но при этом обвиняет во всем социум, а не себя.
Характеристика Печорина
Первую информацию об этом персонаже читатель узнает, когда Печорин знакомится с Максимом Максимычем. Они служили вместе в крепости на Кавказе. Это была история женщины, которую звали Бэла. Главный герой поступает с ней нехорошо: от скуки, для развлечения, он крадет девушку-черкешенку. Бэла — красивая барышня, вначале она холодна с Печориным. Со временем молодой человек разжигает в ней любовь к нему, но когда девушка в него влюбляется, он тут же теряет к ней интерес.
Юноша разрушает судьбы иных людей, заставляя их страдать, однако остается равнодушным к последствиям его действий. Бэла с отцом умирает. Молодой человек вспоминает о ней, жалеет ее, прошлое стало в его душе горечью, но это не вызывает раскаянья. Когда она еще была жива, он говорил другу, что еще любит эту женщину, он благодарен ей, но скука так и осталась, именно это чувство все решило.
Попытка найти счастье и удовлетворенность подтолкнула молодого человека на эксперименты, и их Печорин начинает ставить на других людях. Психологические подходы при этом получаются бесполезны: в душе все такая же грусть. Такие же мотивы сопутствуют разоблачению «честных контрабандистов»: поступок главного персонажа не дает положительных результатов, только оставляет слепого парня и старуху на грани вымирания.
Любовь красивой черкески или женщины дворянского происхождения — для Печорина без разницы. Очередной жертвой эксперимента является аристократка — княгиня Мэри. Юноша играет с женщиной, вызывая в ее сердце любовь, но после покидает ее, разбив ей душу.
Печорин никакое дело не завершает до конца, не выносит страданий от потери интереса к объекту своей страсти. Записки основного персонажа скапливаются в сундуке, который в дальнейшем попал к Максиму Максимычу. Он чувствует необъяснимую привязанность к Печорину, принимая молодого человека в качестве друга. Он сохраняет дневники, надеется передать тетради товарищу. Но Печорину не нужна слава и популярность, он не хочет опубликовывать записи, дневники для него — просто макулатура. В этой светской незаинтересованности — особая ценность главного персонажа романа.
Повесть «Максим Максимыч»
О главном герое в следующий раз мы услышим от автора путевых записок, молодого офицера, и это неслучайно. В отличие от штабс-капитана, который искренне привязан к Печорину, но в силу социального положения и разности взглядов (они ведь из разных поколений!) не может объяснить причины поступков Григория Александровича, рассказчик примерно одного возраста с ним и явно из одной среды. Внимательный взгляд молодого офицера не пропускает ни одной детали в портрете Печорина, и портрет этот – в первую очередь психологический. Мы снова отмечаем противоречивость образа, непостижимое переплетение черт то силы, то слабости.
Не побежденное жизнью крепкое сложение – и внезапная «нервическая слабость стана», когда Печорин сел, небрежная, ленивая походка – и явный признак скрытности – «не размахивал руками», ослепительно чистое белье – и запачканные перчатки, женская нежность кожи – и следы морщин. А главное в облике – глаза: «они не смеялись, когда он смеялся», «сияли каким-то фосфорическим блеском, то был блеск…ослепительный, но холодный»; а взгляд был «равнодушно спокоен».
То, как ведёт себя Печорин во время встречи с Максимом Максимычем, обескураживает. Если слушать только реплики, то все правила общения с добрым старым знакомым соблюдены: «Как я рад. Ну, как вы поживаете?», «Благодарю, что не забыли». Но холодность при разговоре, односложные ответы, принуждённое зевание показывают, что Печорину в тягость встреча, он не хочет вспоминать прошлое. Равнодушие и эгоизм этого человека ранят Максима Максимыча, неприятны рассказчику, отталкивают читателя. Всё время после истории с Бэлой Григорий «скучал», теперь отправляется в Персию, – и снова непонятен и странен нам герой, глубоко погружённый в свои мысли, отталкивающий своё прошлое, человека, который привязан к нему. Есть ли в этом мире что-то, что ему дорого?
Сочинение Печорин герой своего времени, 2 вариант
Когда на уроке литературы мы познакомились с произведением Лермонтова Герой нашего времени, у многих возник вопрос, на который мы попытаемся дать ответ в нашем сочинении. Действительно ли Печорин герой своего времени? Почему этого персонажа автор ценит так высоко, ведь герои это те, на кого нужно равняться. Но, разве Печорин такой? Давайте напишем сочинение на тему Печорин — герой своего времени, чтобы найти ответ на интересующий многих вопрос.
Герой ли своего времени Печорин?
Описывая образ главного героя Печорина, Лермонтов показывает эпоху безвременья. Этот персонаж, как утверждает писатель, составлен из пороков лермонтовского времени. И здесь мы видим, с одной стороны умного и рассудительного человека, который родился не в свое время и стал невостребованным в годы духовного застоя. Он вроде бы и опрятный, умный и талантливый, вот только его трагедия заключается в одиночестве, а эпоха сделала из него эгоиста и холодного циника.
Печорин — проницательный человек, который может съязвить, раскритиковать, и сделать больно тем, кто его любит. Он нуждается в поддержке, но сам разбрасывается людьми, пренебрегает дружбой, и бежит от любви. Печорин пытается быть полезным, но никак не может применить свои силы и энергию во благо. Да и как это сделать, когда обществу всего этого не нужно. По словам героя, хладнокровным и замкнутым эгоистом его делало общество и время, где образованные люди не востребованы, они не могут найти среды, применимой для своих талантов и навыков.
Не мог найти себя и Печорин, который действительно стал типичным героем своего времени. Печорин не одинок в своей трагедии, ведь таких, как он — целое поколение, которое от скуки и невозможности найти себя, причиняют боль другим, как впрочем, и самим себе. И он действительно герой своего времени. Ведь в образе Печорина автор воплотил представителей целой эпохи, где царил цинизм, хладнокровие, эгоизм, ложь, лесть. Все эти черты являются отголоском застойного времени тридцатых годов, чьим представителем и стал герой произведения.
Печорин — типичный герой своего времени
Продолжая отвечать на вопрос в сочинении по литературе герой ли своего времени Печорин, мы понимаем, что ответ скорее всего положительный. Автор действительно считает Печорина таковым. Но данный образ у Лермонтова не для подражания. Он показывает ту действительность тридцатых годов девятнадцатого века, когда было подавлено восстание декабристов, а страна превращена в подобие казармы, где любое свободомыслие тут же наказывается.
Автор раскрывает пороки общества и рисует Печорина для того, чтобы читатели, ужаснувшись явлением застоя и эпохой безвременья смогли предпринять любые попытки, чтобы оздоровить общество, которое и способствует появлению нравственных калек. Несмотря на то, что Печорин был человек широкого кругозора и высокой культуры, чувствовал, что родился с высокой целью в жизни, с силами необъятными, он не сумел угадать своего назначения, а общество ему не подсказало.
Напротив, у общества те характерные черты, что не были поначалу присущи Печорину, но в конце концов стали основными качествами главного героя. Он становится скрытным, злопамятным, завистливым, может ненавидеть и врать. Герой живет в вечной скуке и таких, как он бесчисленное множество. Поэтому Лермонтов и называет Печорина типичным героем своего времени, который стал зеркальным отражением общества — злобного, самолюбивого, беспечного, отрешенного от реальности, не видящего грань между плохим и хорошим, разницы между любовью и ненавистью, правдой и ложью, заботой и эгоизмом.
Заключение
В заключении нашего сочинения Печорин — герой своего времени, хочется подвести итог.
Если рассматривать главного персонажа, как представителя целого поколения, то Печорин действительно герой. Он не одинок в своем разочаровании, одиночестве и несчастье. Он разочарован в моральных ценностях своего поколения, и это разочарование приходится прикрывать цинизмом и скукой. Печорин является истинным героем потерянного поколения, которому не удалось отыскать силы бороться и менять свою жизнь. Возможно, родись в другое время, подобные Печорину смогли бы принести пользу государству и обществу, но об этом мы можем лишь догадываться. Ведь по сути, каждый человек волен выбирать свои идеалы, независимо от времени и века. Кто-то выбирает путь лицемерия, бездействия, траты сил впустую, прожигая свою жизнь. А кто-то, подобно декабристам, продолжают бороться за идеалы и лучшую жизнь.
Самое интересное, что люди, подобные Печорину существуют и в наше время. Они также играют на чувствах, предают и причиняют боль, что еще раз подтверждает предыдущую мысль о том, что не во времени все дело, а в самих людях.
Вариант 2
Главный герой романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова — Григорий Александрович Печорин. По признанию самого автора, Печорин – собирательный образ представителя поколения 30-х годов 19 века.
Печорин – офицер. Он одаренная натура, пытается действовать, чтобы найти сферу применения своим талантам, но ему это не удается. Печорин постоянно задает себе вопрос, для чего он жил, с какой целью родился.
Большую роль играет портрет Печорина, написанный самим автором. Сколь резок контраст между внешностью главного героя и его глазами (а ведь глаза – зеркало души)! Если во всем облике Печорина еще сохранилась детская свежесть, то глаза выдают человека опытного, трезвого, но…несчастного. Они не смеются, когда смеется их обладатель; не это ли признак внутренней трагедии одиночества?..
Бездушное отношение Печорина к Максиму Максимычу, привязавшемуся к нему всей душой, лишний раз убеждает нас в неспособности главного героя испытывать настоящие человеческие чувства.
Дневник Печорина представляет собой не просто констатацию ежедневных событий, а глубокий психологический анализ. Читая эти записи, мы, как ни странно, подумываем о том, что Печорин имеет право быть равнодушным к другим, потому что он равнодушен…к самому себе. Действительно, для нашего героя характерно странное раздвоение личности: один живет нормальной жизнью, другой судит этого первого и всех окружающих.
Пожалуй, полнее образ главного героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Именно здесь Печорин высказывает свои взгляды на любовь, дружбу, смысл жизни; здесь он объясняет каждый свой поступок, причем не пристрастно, а объективно. «Во мне душа испорчена светом», — говорит Печорин. Это и есть объяснение характера «героя нашего времени» как «лишнего человека». Доктор Вернер Печорину не друг, а приятель – потому, что у них много общего; оба тяготятся светом, у обоих нестандартные взгляды на жизнь. Зато Грушницкий не может быть нашему герою даже приятелем — очень уж он зауряден. Неизбежна и дуэль героев – законный финал столкновения обывательского романтизма в лице Грушницкого и незаурядного характера Печорина. Печорин заявляет, что «презирает женщин, чтобы не любить их», но это ложь. Они играют большую роль в его жизни, взять хотя бы тот факт, что он рыдал от бессилия и неспособности помочь Вере (после письма ей), или его исповедь княжне Мэри: он настолько глубоко «впустил» ее в свою душу, как не впустил никого, объяснив причину и суть своих поступков. Но это была уловка: он возбудил сострадание в душе девушки, а через это – и любовь. А зачем?! От скуки! Он ее не любил. Печорин всем приносит несчастье: умирает Бэла, убит Грушницкий, страдают Мери и Вера, оставляют свой дом контрабандисты. Но при этом он и сам страдает.
Печорин — сильная, яркая и в то же время трагическая личность. Автор полностью уверен в том, что такой человек слишком неординарен, чтобы жить в общей «могиле». Поэтому Лермонтову ничего не оставалось, кроме как «убить» Печорина.
Оправданная жестокость
Некую жестокость проявил Платов, когда требовал от тульских мастеров показать их изобретение. Довольно резко обращался он и с Левшой, когда привез его в Петербург, едва не вырвав ему оставшиеся волосы. Однако даже такая характеристика Платова из сказа «Левша» очередной раз доказывает его преданность Отечеству и новому государю Николаю Павловичу, который был так уверен в высоких способностях русского человека в отличие от своего предшественника. Поэтому Платов и боялся его разочаровать. Но, осознав свою ошибку, переменил отношение к великому народному умельцу Левше и извинился перед ним.
Образец 4
«Герой нашего времени» – роман М. Лермонтова, наиболее ярко описывающий как саму эпоху 1830-х годов, так и сборный образ молодого юноши ей присущий. Центральный герой романа – Григорий Печорин – полностью характеризует типаж русского романтического байронического героя. Такой юноша, как и в поэме «Паломничество Чайльд -Гарольда» Дж. Байрона, постоянно стремится к активному поиску своего предназначения, неудовлетворённо смотрит на жизнь и желает перемен. Чаще всего его не принимает общество, так как он не разделяет его взгляды и по-своему понимает жизненные истины.
М. Лермонтов практически ничего не рассказывается о детских годах и родных Печорина. Известно лишь, что Григорий Александрович был рожден в Санкт-Петербурге. Впоследствии, из его дневника мы узнаем, что будучи ребенком, он говорил только правду, но взрослые не верили в слова мальчика. Соблюдая установленные правила, родители юноши старались дать ему достойное образование, однако героя совсем не привлекали никакие науки. Постепенно Григорий разочаровывается в жизни и своих идеалах. Приятная внешность и достойные манеры легко покоряли женщин. В какой-то момент он решает посвятить себя военному делу, однако и мундир не принес ему никакого удовлетворения и радости.
Первое знакомство с главным героем происходит во время его пребывания на Кавказе, куда молодой офицер был сослан за участие в дуэли. Рассказ о Печорине звучит из уст коменданта его крепости, Максима Максимыча. Основная характеристика Григория в это время – «он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя». Именно здесь, в горах, разворачивается любовная история красавицы-черкешенки Бэлы. Печорин вначале выкрал девушку из родного дома, постепенно влюбил в себя, но как только добился взаимности, вновь пресыщенный скукой и неудовлетворенностью, сразу же потерял к ней интерес. В конце концов, девушка трагически умирает, однако Печорин, хоть и вспоминает о Бэле с жалостью, но ни в чем не раскаивается.
Можно сказать, что скука решает многое в жизни героя. Она толкает его на психологические эксперименты с чувствами людей. Например, он для забавы влюбляет в себя аристократку – княжну Мэри. Но делает это ничуть не злобно, скорее ища удовлетворения в жизни и любви. Добившись признания о своих чувствах от девушки, Григорий рассказывает ей правду и покидает, разбив сердце княжны. При этом, он убивает на дуэли друга, защищавшего честь Мэри. Единственной любовью в жизни были отношения Печорина с Верой, которые тянулись очень давно. Однако её статус замужней женщины и его невозможность приспособиться к миру сыграли против их отношений, заставив навсегда разорвать связь.
Из дневника главного героя, которой тот начал писать, в надежде понять себя, можно узнать еще о некоторых случаях его жизни. Само себе герой говорил, что в жизни подчиняется не желаниям сердца, а приказам головы. Именно поэтому в его характере проявляются и любопытство, и в тоже время фатальность. Опасное приключение с контрабандистами в Тамани могло завершиться трагично, однако находчивость героя спасла ему жизнь. При этом сам любопытный поступок героя не приносит хороших результатов и другим участникам, лишь оставляя слепого парня и старушку на грани нищеты. Испытывает судьбу герой и в последней главе романа – «Фаталист». Он буквально ищет риска, испытывает судьбу в разных случаях.
Таким образом, Печорин Григорий Александрович – очень противоречивый персонаж. В нем образованность, внешняя красота и душевное богатство сочетаются с неудовлетворенностью жизнью и невозможностью быть счастливым. Именно этот комплекс качеств и показ воплощения их в жизнь делает героя глубоко психологическим образом.
Грушницкий и Вернер
Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».
Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление
Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение»
Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени. Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.
Подробная характеристика Грушницкого.
Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Подробная характеристика Вернера.
Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.
Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.
Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.