Сочинение дарья пинигина в повести прощание с матерой (образ, характеристика)

Образ дарьи в повести прощание с матерой. образ дарьи пинигиной в повести распутина «прощание с матерой

Второстепенные персонажи

Воронцов

Председатель поссовета в новом посёлке.

Отвечает за переселение людей с острова. Чужой для местных человек, они его не уважают. Вступают в схватку во время санитарной уборки кладбища и прогоняют людей, разрушающих могилы.

Хозяин острова

Дух Матёры, маленький зверёк.

Хозяин Матёры, который оберегает остров, знает будущее. Перед трагедией показывается на глаза только Дарье Пинигиной, но она, убитая горем из-за сожжения избы, не замечает Хозяина.

Таблица характеристик героев произведения, где собраны имена важнейших персонажей, будет полезна для подготовки к урокам литературы, а также для написания творческих работ.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских —

Главные герои «Прощание с Матерой»

для самых любопытных —

Анализ «Прощание с матерой» Распутин

Тест по произведению

  1. /13

    Вопрос 1 из 13

Самые популярные материалы августа для 11 класса:

Краткое содержание «Неточка Незванова»

«Три товарища» главные герои

Краткое содержание «Мартин Иден»

Краткое содержание «Сны Чанга»

Краткое содержание «Три товарища»

История создания «Господина из Сан-Франциско»

Краткое содержание «Овальный портрет»

Краткое содержание «Женитьба»

Краткое содержание «1984»

Краткое содержание «Господин из Сан-Франциско»

Анализ повести Прощание с Матёрой произведения Распутина

Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения. Их безжалостно уничтожали не думая о дальнейших судьбах живущих в них людей. Рвали связь поколений, рушили уклад и традиции деревенского народа.

Такое безнадежное положение народа и русской деревни стало главной темой в произведении “Прощание с Матерой”. Писатель повествует о поведении людей во время трудных ситуаций. Поднимаются, актуальные во все времена, проблемы взаимоотношения поколений, совести, поиска смысла жизни.

Центральное место в повести занимает Матера – маленькая деревенька, которая обречена на затопление. Жители об этом знают, но в их сердцах теплится надежда на изменение ситуации в лучшую сторону.

Переломным моментом в жизни деревни и человеческой нравственности становится отстраненное отношение молодежи ко всему происходящему. Молодому поколению не терпится уехать из глухой деревни, они находятся в предвкушении от жизни в городе. Все святое в молодом поколении гибнет вместе с их пренебрежительным отношением к родным местам.

Отношение стариков ко всему происходящему абсолютно противоположное. Они не могут так просто расстаться со своим деревенским укладом жизни, не могут покинуть своих родных, которые покоятся в деревенской земле.

Идею высокой нравственности продвигает автор на примере поступков героев. Ради получения наживы Петруха, вопреки всему, палит свой дом. Тогда как представительница старшего поколения перед отъездом наводит в своём доме чистоту, таким образом, проявляя заботу и уважение к своему прошлому.

По жанровой принадлежности произведение относится к “деревенской прозе”. Данную повесть ещё можно определить, как притчу с глубоким философским содержанием рассказанную в направлении реализма. Автор пытается встать на сторону стариков и донести до молодого поколения, что неправильно в погоне за новыми целями предавать свое прошлое. Своё мнение автор вкладывает в речь Дарьи, которая говорит: “нет жизни у тех, кто не имеет памяти”. Можно заключить, что данная повесть это крик души тех людей, которых вынуждают забыть свое прошлое. Произведение “Прощание с Матерой” на реалистичном примере даёт понять, какое место занимает традиция в жизни каждого поколения.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Русский язык и литература

М.М.Пришвин «Лесной хозяин».

М.М.Пришвин известен своими философскими взглядами, которые нашли отражение в дневниках писателя, рассказах, повестях. В своем творчестве писатель поднимает важные экологические проблемы. По мнению Пришвина, истоки экологического кризиса напрямую связаны с кризисом духовным

Вот почему автор уделяет особое внимание воспитанию души ребенка. Пришвин одухотворяет природу, напоминая каждому, что она живой организм, она способна чувствовать, дышать, плакать, огорчаться, хмуриться и радоваться

Прием олицетворения помогает ребенку найти в каждом обитателе природы собеседника, товарища, друга. В рассказе «Лесной хозяин» из-за циничного отношения к природе – поджога – погибает дерево. Писатель размышляет о том, что одна беда влечет за собою другую. Огонь с одного дерева может перекинуться на весь лес. В этом и заключается неразумное, небережливое отношение к природе. Пришвин называет мальчишку-поджигателя «вредителем» и «разбойником». В конце рассказа автор показывает, что любой неосторожный поступок, необдуманное действие может привести к экологической катастрофе: «… не приди тот человек, не погаси он пожар, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!» Рассказчик не только спас лес от пожара, но и показал детям красоту и хрупкость природы.

В.Распутин «Прощание с Матерой»

Персонажи повести В.Распутина осознают свою ответственность перед ушедшими за продолжение жизни. По их мнению, Земля дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков. В диалоге Андрея и Дарьи внук пытается убедить бабушку в том, что «человек – царь природы». А Дарья отвечает ему: « Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет». «Человек должен находиться в единстве с природой, с Космосом», – убежден писатель. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Вот почему в финале повести мы видим могучий листвень, который будет оберегать остров до момента затопления. Дерево не поддалось человеку, сохранив за собой главенствующее начало.

Говоря о проблемах экологии, нельзя не сказать о культурном отношении человека к природе. Одним из ярких примеров, показывающих влияние «царя природы» на окружающий мир, является эпизод истребления лиственя в повести В.Распутина «Прощание с Матерой». С древних времен жители Матеры с почтением и страхом относились к миру природы. Они верят, что могучий «царский листвень» – дерево, которое крепит остров к речному дну. Легенда гласит, что «до тех пор, пока будет стоять листвень, будет стоять и Матера». Бригада рабочих, занимающихся очищением территории от растительности и построек перед затоплением, озадачена тем, что не может уничтожить вековое дерево. Его не берет ни топор, ни огонь, ни бензопила. Непокорный листвень становится безмолвным свидетелем сожжения материнских лесов: он «один…продолжал властвовать над всем вокруг». В.Распутин с горечью говорит о том, что человек недальновиден в своих действиях, направленных на воплощение в жизнь грандиозных замыслов. В мире, где утрачена связь поколений, где нет бережного отношения к природе, не может быть ни гармонии, ни счастья.

Е. И.Носов «Кукла»

Рассказ «Кукла» начинается с описания знакомой рассказчику речки. Сначала она представляется такой, какой ее запомнил главный герой, а немного позже мы видим, какой она стала спустя несколько лет. «Русло сузилось, объявилось много незнакомых мелей и кос». Старожил Акимыч, любивший рыбную ловлю, горестно отмахивается от расспросов. Бедственное состояние речки, как и окружающей природы в целом, он видит в том, что люди перестали замечать красоту, «творят худое», очерствели душой

Указывая рассказчику на куклу, которая валяется в придорожной канаве, Акимыч обращает внимание на то, что раздели игрушку и пытались ее поджечь, по всей видимости, не дети. А малыши видят растерзанную куклу и «привыкают к такому святотатству»

Больше всего поражает старика то, что и учителя, призванные воспитывать подрастающее поколение, безмолвно проходят мимо. Таким образом, Е.И.Носов подводит нас к мысли о том, что в людях с раннего возраста надо воспитывать чуткое, бережное отношение к природе, ко всему живому, чтобы в будущем они не были глухи к и слепы к тому, что происходит вокруг.

  • Обновлено: 31 мая, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Санитарная бригада

Подробно у Валентина Распутина в «Прощании с Матерой», краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается предстоящий визит санитарной бригады. Именно ей поручено сровнять с землей деревенское кладбище.

Д
арья выступает против этого, объединяя за собой всех старожил, которые так еще и не уехали с острова. Они представить себе не могут, как можно допустить подобное бесчинство.

Они посылают проклятья на головы обидчиков, призывают на помощь Бога и даже вступают в реальный бой, вооружившись обычными палками. Отстаивая честь своих предков, Дарья боевита и напориста. Многие смирились бы с судьбой, оказавшись на ее месте. Но ее не устраивает создавшееся положение. Она судит не только чужих людей, но и своего сына с невесткой, которые не задумываясь бросили все, что было нажито в Матере, и перебрались в город при первой возможности.

Бранит она и современную молодежь, которая, по ее мнению, покидает знакомый ей мир ради далеких и неизвестных выгод. Чаще всех остальных она обращается в Богу, чтобы он ей помог, поддержал ее, вразумил окружающих.

Самое главное, она не желает расставаться с могилами предков. Она убеждена, что после смерти встретится со своими родственниками, которые обязательно ее осудят за такое поведение.

Приемы комического в рассказах Аркадия Аверченко.

Слайд 1

Приемы комического в рассказах Аркадия Аверченко

Слайд 2

« Смех продлевает жизнь» Барон Мюнхгаузен

Слайд 3

Комическое (греч. komikos — веселый, смешной) — категория эстетики, выражающая в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил . Единственный предмет комического — это человек (и человекоподобное в зверях )

Слайд 5

— Послушайте… Эй! Слушайте… у вас упала книга, — сказал я, дергая его за рукав. Он открыл глаза и задумчиво посмотрел на книгу. — Да. Упала. — Так надо бы ее поднять! Он обернулся ко мне, и в его сонных глазах засветилась хитрость. — Не стоить вставать из-за этого… И вы сидите…. Кто-нибудь другой поднимет. — Да почему же? — удивился я. В этот момент из-за поворота показалась женщина в платке, с корзинкой в руках. Поравнявшись с нами, она увидела книгу, инстинктивно наклонилась и сказала, поднимая ее: — Книжечка, господа, упала! После чего положила ее на скамейку и, недоумевающе посмотрев на нас, пошла дальше. Мой сосед открыл сонные глаза и подмигнул мне: — Видите! Говорил я вам. — Неужели вам было трудно самим поднять книгу? — А вы думаете — легко! Я разговорился с ним. Около меня сидел Лентяй, такой чистокровный и уверенный в своей правоте Лентяй, каких мне до сих пор не приходилось видывать

Слайд 6

« В комнате происходил разговор» («Курильщики опиума»), «Солнце еще не припекало, только грело…На опушке чахлого леса благодушествовали двое…» («Телеграфист Надькин»), «Рукавов собирался пить чай. Он налил стакан, посмотрел его на свет и неодобрительно поджал губы» («Сазонов»).

Слайд 7

Говорящие фамилии художник–модернист Семиглазов («Изумительный случай»); Четвероруков – чиновник, бледный, со скрипучим голосом («Четверо »); Миловидова – благоуханная, румяная девушка («Поездка в театр»); Химиков – авантюрист, маленький, худенький, рыжий («Страшный человек»);

Слайд 8

Речь , ее лексическое наполнение, у героев Аверченко отражает их социальный статус, профессиональную принадлежность. Например: «А это, как сказать, ваше благородие , всяка земля человеку на потребу дана и ежели произрастание не происходит , то, как говорится, человек не мытьем, так катаньем должон хлеб свой соблюдать » («Американец»).

Слайд 9

Гротеск (от фр. — причудливый, затейливый; смешной, комический, от итал. — грот) — изображение людей, предметов, деталей в изобразительном искусстве, театре и литературе в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде; своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение общепринятых норм и одновременно совместимость реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного мягкого юмора.

Слайд 10

— Еще один вопрос, — остановил его судья, что-то записывая. — Где находится это… место? — В двух верстах от Сутугинских дач, у рощи. Вы перейдете мост, г. судья, пройдете мимо поваленного дерева, от которого идет маленькая тропинка к берегу, а на берегу высокие, удобные кусты… — Почему — удобные? — нервно сказал судья. — Что значит — удобные? Вопягин подмигнул судье, вежливо раскланялся и, элегантно раскачиваясь на ходу, исчез . («Ихневмоны»)

Слайд 11

1. Боярская проруха. Боярышня Лидия, сидя в своем тереме старинной архитектуры, решила ложиться спать. Сняв с высокой волнующейся груди кокошник, она стала стягивать с красивой полной ноги сарафан, но в это время… вошел… князь Курбский. — Ой, ты, гой, еси , — воскликнул он на старинном языке того времени. — Ой, ты, гой, еси , исполать тебе, добрый молодец! — воскликнула боярышня, падая князю на грудь, и все заверте … 2. Мухи и их привычки. (Очерки из жизни насекомых.) Небольшая стройная муха с высокой грудью и упругими бедрами ползала по откосу запыленного окна. Звали ее по-мушиному – Лидия. Из-за угла выползла большая черная муха Простерши лапки, она крепко прижала Лидию к своей груди, и все заверте … («Неизлечимые»)

Слайд 12

« В России до сих пор водятся медведи , и то вожаками на цепи », « В Европе растет почти все, от апельсинов и морошки, до процентов и банковской ссуды » («Экспедиция в Западную Европу сатириконцев )

Слайд 14

Спасибо за внимание! P.S. Улыбайтесь как можно чаще!

Вариант 2

Повесть Распутина можно отнести к деревенской прозе, в которой изображена жизнь простых людей. Название произведения много о чем говорит. «Матеру» можно сравнить с матерью землей, с которой трудно прощаться, ибо это малая родина родившихся здесь людей.

События, описанные здесь реальны. Когда строилась ГЭС на Ангаре, было затоплено много деревень, среди которых и родная деревня писателя. Он, как никто пережил эти процессы и мастерски передал свою трагедию в повести, которую написал в 1976 году, спустя годы от тех событий. Именно в этот период стирались с земли неперспективные хутора и деревни. Люди с болью прощались со своими домами, которые должны были уйти в небытие.

Основной темой повести есть тема вымирания деревни, но к этой теме также тесно соприкасаются такие темы, как отношение к вымиранию деревни разных поколений и разных людей, поиск счастья, семейные отношения, совесть людей. Эти нравственные каноны у каждого разные: кто остается при этих испытаниях человеком, а кто – наоборот.

Композиция повести построена на воспоминаниях жителей и диалогах, что делает произведение более реалистичным. Матера находится на острове, и добраться до нее можно только по воде. Вода здесь выступает и как символ времени, которое течет и его нельзя остановить. Менялись поколения, возводились новые дома. Триста лет деревня жила своей обычной жизнью и казалось, ей нет века, как и бегущей воде.

Автор колоритно описывает уклад деревенской жизни. Люди живут здесь обособленно, однообразно. У них нет особых радостей, только тяжелый труд. Мы знакомимся с главной героиней Дарьей, которая, как и другие старожилы деревни, очень болезненно переживает переселение. Они не могут поверить, что с лица земли исчезнет все, что им было так дорого и свято. Старик Егор, перебравшись в город, не смог пережить расставания с родными местами и вскоре умирает. До последних дней Дарья следит за избой, прибирается в ней, а напоследок, прощаясь, как с покойником, даже побелила избу. Она до последнего остается в деревне, не понимая того, как может молодежь так легко покидать родные края. В этом и заключается идея нравственности в произведении.

Но совсем по-другому к переезду относится молодое поколение. Они рады такому событию, даже жгут свои дома, надеясь на лучшую жизнь в городе. Дарья не может понять своего внука Андрея, старающегося скорее перебраться в новую жизнь, даже не простившись с деревней. Эта безнравственность достигает апогея, когда уничтожают кладбище, а Дарья с другими стариками бросается защищать могилы предков. Слова Дарьи о том, что не будет будущего у того, кто предает память о прошлом и настоящем, автор вложил огромный смысл.

Развязка повести печальна тем, что сын Дарьи Павел осознает свою неправоту по отношении к родным местам. Он понимает, что на новом месте переселенные люди будут просто квартирантами.

Большое значение в повести имеют символы: дождь, зверек-хозяин, охраняющий остров, дерево как первооснова жизни, туман, как неясность будущего, домовые, берегущие избы, да и сами избы, изображенные как живые существа.

Отношение автора к героям повести однозначно: он на стороне старожилов, которые не могут предать родные места.

2 вариант

Произведение Распутина «Прощания с Матерой» рассказывает о жизни в деревни, территория которой вскоре должна уйти под воду, на её месте планируют строить ГЭС. В нем показано столкновение двух эпох, двух миров – деревни и города. Если человека оторвать от его корней, он не сможет жить нормально.

В произведении герои разнообразные, одним переезд дается легко, другим больно уезжать со своего дома, от своих родных, лежащих на погосте. В произведении описан небольшой период жизни деревни, которую приговорили к смерти.

Дарья Пинигина, пожилая женщина. У неё была трудная жизнь, она пережила войну, потеряла троих детей и мужа. В рассказе ей уже за восемьдесят лет. У неё небольшое хозяйство. С единственным сыном отношения очень трудные. Из – за недостатка любви и нежности она стала строгой и суровой. Когда она узнает, что ей предстоит покинуть свой дом, приходит в отчаяние. В её доме всегда много гостей, таких же пожилых женщин как она сама. 

Сына Дарьи, зовут Павел. Он прошел войну, воспоминания о которой до сих пор приносят ему страдания. Ему пятьдесят лет. Он трудяга, но он плывет по течению, не выбирая своего пути. Он не плохой человек, но уже не способен сопротивляться. Он хорошо относится к матери, но не может выразить своих чувств. Известие о сносе деревни, не вызывают в нем ни какой реакции. Он хочет спокойствия и стабильности. Ему не хочется тратить силы на отстаивания деревни, он не привязан к этому месту, ему все – равно, что с ней произойдет.

У Павла есть сын Андрей. Ему двадцать два года. Он молод, только что демобилизовался. Жить в деревне ему не интересно. Он хочет переехать жить в крупный город. Завести семью. Он сам управляет своей жизнью. И плыть по течению он не хочет, он хозяин своей жизни.

В деревне был необычный житель Богодул. Это был дед, он весь зарос, ходил босой и старой одежде. К новой жизни не хотел приобщаться вообще. Живет он в заброшенном доме, больше похожим на землянку. В холода идет к соседям, прося приюта. Он активно пытается спасти родную деревню. Не дает сносить кладбище.

Первыми, кто покинул деревню, были Настасья и Егор. Мужчина не может пережить расставание с родной деревней, умирает. Женщина возвращается, и постепенно теряет рассудок.

Местная жительница Катерина Зотова, была доброй женщиной. У неё был сын, который доставлял ей много проблем, вел разгульный образ жизни. Вместе с такими же стариками остается на острове, пока это можно делать.

Сын Зотовой, Петруха, был посмешищем в деревне. Пил, не работал, врал всем, обижал мать. Его отец не жил с ним, потому что был женат на другой женщине. Он стал виновником пожара всего острова, выгорела вся дервня.

Председателем деревни был Воронцов. Ему выпала участь переселять людей в город. Ему трудно это делать, все его действия вызывают ненависть людей. Его не уважаю и не понимают.

В произведении есть описание духа охраняющего деревню. Его называют хозяином острова. Это маленький зверек, который защищает его и знает его прошлое и будущее.

Каждый персонаж, который появляется на страницах книги, имеет свою историю, которая пронзает до глубины души.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.
  • Сочинение на тему Лень Стать звездой, покорить Эверест, переплыть океан-небольшой перечень того, что может сделать человек. У каждого есть мечты и все они могут сбыться. Но, к сожалению, на пути к успеху встречается множество преград.
  • Сочинение на тему Памятный день летних каникул Лето мое самое любимое время года. Потому, что каждый день летних каникул наполнен яркими впечатлениями, новыми событиями, интересными знакомствами.
  • Сочинение Изображение помещиков в поэме Мертвые души Гоголя Сатирические портреты в поэме Гоголя часто воспринимаются как шаржи. Нелепость персонажей преувеличена, доведена до гротеска.
  • Сочинение по картине Маковского Свидание (описание)

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар»)Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой».Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)Повесть «Прощание с Матерой»Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой»)Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Проблемы культуры, природы, человека и пути их решенияПроблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX векаРецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».)Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин «Прощание с Матерой», А. Солженицын «Матренин двор»)Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов)Тема русской деревни в современной прозе (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений)Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина В.Г.«Прощание с матерой» Валентина Распутина (Опыт рецензии)Мифологическая символика в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»Любовь к малой родине «Прощание с Матёрой» В РаспутинаСудьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар»)ПовестьРоль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века«Прощание с Матерой» – драма народной жизни в философско-нравственном аспектеСудьба русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой»Патриотизм это не любовь к идее – по повести «Прощание с Матерой»В. Г. РАСПУТИН. «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» (рецензия)Особенности проблематикиТема русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой»Жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича РаспутинаРецензия на повестьПочему возникает щемящее чувство утраты с уходом МатёрыСудьба малой родины в повести Валентина Распутина “Прощание с Матёрой”Мои размышления над романом Распутина «Прощание с Матерой»Народ, его история в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Сюжет повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»Апокалипсис сотворенный людьми (по романам «Прощание с Матерой» и «Пожар»)

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар»)Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой».Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой»Повесть «Прощание с Матерой»Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой»)Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Проблемы культуры, природы, человека и пути их решенияПроблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX векаРецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».)Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин «Прощание с Матерой», А. Солженицын «Матренин двор»)Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов)Тема русской деревни в современной прозе (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений)Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина В.Г.«Прощание с матерой» Валентина Распутина (Опыт рецензии)Мифологическая символика в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»Любовь к малой родине «Прощание с Матёрой» В РаспутинаСудьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар»)ПовестьРоль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века«Прощание с Матерой» – драма народной жизни в философско-нравственном аспектеСудьба русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой»Патриотизм это не любовь к идее – по повести «Прощание с Матерой»В. Г. РАСПУТИН. «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» (рецензия)Особенности проблематикиТема русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой»Жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича РаспутинаРецензия на повестьПочему возникает щемящее чувство утраты с уходом МатёрыСудьба малой родины в повести Валентина Распутина “Прощание с Матёрой”Мои размышления над романом Распутина «Прощание с Матерой»Народ, его история в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Сюжет повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»Апокалипсис сотворенный людьми (по романам «Прощание с Матерой» и «Пожар»)

Несколько интересных сочинений

  • Троепольский
  • Тема любви в творчестве Пушкина — сочинение Мир полон поэзии. Любовь – замечательное, возвышенное чувство, свойственное любому человеку. Она прекрасна, нежна, светла! Особенно чутко и проникновенно выражена любовь в творчестве поэта А.С. Пушкина
  • Сочинение на тему Человек слова и дела Человек слова довольно весомое словосочетание. Несет огромный смысл, значение для общества. Сегодня редкость найти человека, умеющего держать слово.
  • Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс Улица моего детства запомнится мне на всю жизнь. Я и сейчас живу на ней, но могу с уверенностью сказать, что даже когда я уеду, и буду жить очень далеко, я буду вспоминать её так, как будто вижу её воочию, прямо сейчас.
  • Сочинение на тему Зима пришла Все знают, что календарная зима наступает 1 декабря, но на самом деле прийти она может гораздо раньше. Первый снег иногда выпадает ещё в сентябре, но он быстро тает. Чтобы он лёг, должна промёрзнуть почва.

Анализ №3

ема детства занимает значительное место в творчестве писателя Аркадия Аверченко. Рассказ «Вечером» является замечательной иллюстрацией взаимоотношений взрослого и ребенка, заставляя читателя задуматься о том, как прекрасен мир детства своей чистотой, непосредственностью и совершенно непостижимой логикой. И если бы не было этого постоянного вторжения малышей в суровый обыденный мир взрослых, жизнь вчерашних детей была бы совершенно постылой и невыносимой в своем занудстве.

Герои рассказа – автор и его племянница Лидочка. Мужчина занят серьезным, как ему кажется, делом, чтением исторической книги, поэтому он не хочет отвлекаться на всякие глупости, с которыми к нему пристает девочка. Он игнорирует хитрости шалуньи и сдается только перед ее прямым вопросом: «Что ты делаешь, дядя?»

Взрослому вопрос кажется глупым, потому что ответ на него очевиден, и поэтому он отвечает на него не менее глупо. Он читает о тактике жирондистов для пополнения знаниями своего серого вещества из коробочки, именуемой головой. Но то, что утомляет взрослого, совершенно не раздражает ребенка, и Лидочка, не понимая ни слова из дядиной речи, но чувствуя, что от нее хотят отделаться, готова бесконечно задавать свои «зачем». Мужчина, не обладающий такой великолепной выдержкой, сдается, отвлекается, наконец, от французской истории и интересуется, зачем Лидочка пришла. Как истинная женщина, племянница кокетливо отвечает, что хочет посмотреть картинки в журналах и послушать сказку. То, с каким простодушием и непосредственностью произносятся эти слова, умиляет автора. На секунду он понимает, что любая «История революции» бледнеет перед красотой и чистотой пары любопытных детских глаз. Снисходительно-ласково он предлагает милой кокетке придумать сказку самой, и когда та, целуя, карабкается к нему на колени и спрашивает, знает ли он историю про Красную Шапочку, дядя удивленно приподнимает бровь: «Ну, конечно, нет!» А племянница, совершенно по-взрослому сетуя: «Ох, и надоел ты мне, дядька, расскажи да расскажи», начинает свою историю.

Сказка начата и не закончена, новая рассказана дядей, придумана еще одна Лидочкой, на страницах гоголевского «Вия» найден страшный жених для девочки и совершенно нет ни одной страшной невесты для вредного дядьки ни в одной детской книжке, а неугомонная племянница по-прежнему свежа, любопытна, ни сколько не расстроена и продолжает отвлекать автора от важного дела. Разглядывая читающего мужчину через дверной ключ, Лидочка смотрит на него безмятежными голубыми глазами, а читатель задумывается, когда же взрослые теряют эту простоту общения с миром и возможность по-настоящему чувствовать жизнь

Главные герои

Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и безрадостной. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривая на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старушек её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.

Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети – просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.

Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии

Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, поучаствовать в чем-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в деревне

Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.

Странный одинокий житель Матеры. Старик, заросший как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, ругается матом. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матере.

Соседи Пинигиных, первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.

Подруга Дарьи, добрый, славный человек. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.

Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить свою значимость, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

Тема произведения

Лаконичный рассказ посвящён взаимоотношениям детей и взрослых. На протяжении всего произведения дядя и племянница ведут диалог, который иногда прерывается, потому что девочка уходит заниматься своими делами. Автор воплотил в главных героях собирательные образы. Таких детей, как Лидочка, очень много. Взрослые тоже часто бывают похожими на центрального персонажа. Черты, присущие девочке:

  • жизнелюбие;
  • искренность;
  • непосредственность.

Дядя совсем не такой. Он старается быть искренним, но при этом не желает, чтобы племянница отвлекала его от серьёзного дела. В характере взрослого героя преобладают рациональность и прагматичность. Однако персонажи непринуждённо общаются и понимают друг друга.

Основная тема — поиск языка, на котором могли бы говорить взрослые и дети. Сначала дядя отвечает племяннице сложными фразами, употребляя термины, непонятные Лидочке. Затем язык становится проще. Лидочка, в свою очередь, старается приблизить свою речь к дядиной, но ей это не очень хорошо удаётся. Девочка хочет казаться взрослее, однако детская непосредственность никуда не девается, а лишь приобретает другие формы.

Мир, увиденный детскими глазами, бывает ярче и интереснее, чем тот, что открывается уставшему взору взрослого. Это и хочет донести Аркадий Тимофеевич. Мужчинам и женщинам средних лет иногда стоит отбросить излишнюю серьёзность и напускную чопорность, чтобы находить с подрастающим поколением общий язык.

Более глубокая мысль заключается в том, что два человека смогут получать удовольствие от общения только в том случае, если оба будут делать шаги навстречу. Это касается не только детей, но и взрослых, имеющих различия в жизненном опыте, социальном статусе и образовании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: