Характеристика и образ ивана бездомного в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

«иван бездомный как один из главных героев в романе м. булгакова «мастер и маргарита»»

Сочинение Иван Бездомный и его духовная эволюция

Произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается сценой диалога, участие в котором принимают поэт Иван Бездомный и председатель МАССОЛИТа Берлиоз. Темой их беседы был вопрос существования Бога. В этом вопросе Берлиоз придерживается сугубо атеистической точки зрения, доказывая Ивану, будто Иисуса Христа никогда не было в реальности.

Последствия этой беседы становятся для Бездомного крайне плачевными. Во-первых, Ивану пришлось стать свидетелем ужасной гибели Берлиоза, а во-вторых, оказаться пациентом клиники для душевнобольных. В больнице к герою приходит прозрение – он встречает Мастера, узнает подробности его романа, в результате чего осознает собственную бездарность и спешит по совету своего соседа отказаться от сочинительства. Завершив лечение, Иван становится сотрудником Института истории и философии и возвращает себе настоящую фамилию – Понырев.

Но даже спустя время каждое полнолуние безумие охватывает героя с новой силой. Иван снова встречается с Мастером, Пилатом и Га-Ноцри. Он снова начинает мучиться вопросами, которые так сильно когда-то тревожили Мастера и до сих пор не отпускают Понтия Пилата. Всякий раз Иван наблюдает лунную дорогу, по которой идут два человека – один из них прокуратор Иудеи Пилат, другой казненный по его приказу Иешуа Га-Ноцри. Первый умоляет второго о заверении, что казни не было, и получает от молодого человека ответ: «Это тебе померещилось…Клянусь».

Иван испытывает то же умиротворение, которое охватывает прокуратора после слов Га-Ноцри. Мастер, который вскоре является к Ивану, уверяет его, что этим все и кончилось, и до следующего полнолуния его никто не потревожит.

Впервые эти вопросы коснулись Бездомного на Патриарших прудах, однако в тот момент неподготовленный ум героя не был готов к такой информации.

По замыслу автора, герой имеет прямое отношение к событиям, происходящим в Москве и Иудее, что описываются в романе. Писатель показал человека нового времени, который стал жертвой сомнения, боли, искупления вечности. Он словно оказался распятым между временами. Примечательно, что Иван единственный из всех главных действующих лиц остался на Земле.

Этот герой играет важнейшую роль в романе Булгакова. Те испытания, что пришлись на его судьбу, вызваны вовсе не встречей с Сатаной, а тем хаосом, что царил в его душе и сознании, как в сознании и душах большинства людей того времени.

С помощью фигуры Бездомного автор доносит читателю мысль о том, что поиск истины требует совместный усилий души, бодрствования и сознания. По этой причине писатель проводит ассоциативную аналогию между «единственным учеником» Мастера и Левием Матвеем.

Все сочинения

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА.

1. Здравствуйте, уважаемая Наталья Михайловна!

Уроки русского языка мне очень нравятся. Я много интересного узнаю на уроках.

Одно из самых моих любимых заданий – это списывание текстов и выполнение заданий

по тексту. Русский язык – это язык, на котором мы говорим с детства, каждый день.

И иногда бывает непонятно: зачем нам его изучать? Зачем быть грамотным и писать

правильно? Знать русский язык – это значит не только правильно писать и говорить на нём.

Это ещё и знать его историю: происхождение слов. Все эти знания мы получаем на уроках

родного языка. Спасибо вам за ваш труд и терпение.

До свидания. С уважением к вам, Судакова Елизавета.

2. Здравствуйте, Наталья Михайловна!

Я хочу написать Вам, что мне нравится изучать русский язык. Правда у меня не всегда

получается с первого раза, но я стараюсь. Благодаря урокам русского языка, я научилась

писать слова, разделять их на слоги, выполнять разные задания.

Спасибо Вам, Наталья Михайловна, за ваше терпение.

С уважением к Вам, Исмаилова Марьям.

3. Наталья Михайловна, здравствуйте!

Мне нравятся уроки русского языка, которые Вы проводите. На этих уроках я узнаю много

нового о правилах русского языка, о том, как писать грамотно и красиво. Мне нравится

выполнять многие задания, но особенно: находить « опасные» при письме места, заниматься

разбором слова. Родителям дома я стараюсь рассказать обо всём, что мы проходили.

Обязательно это обсуждаем. Я надеюсь, что и другие уроки по русскому языку будут такими же

интересными и познавательными.

До свидания. Ваша ученица, Вика Чередниченко.

4. Здравствуйте, Наталья Михайловна!

Сказать честно, русский язык – не самый мой любимый урок. На уроке мне нравится выполнять

разные задания, потому что я понимаю, как их делать, после вашего объяснения. Мне нравится

записывать слова из словаря и о места. Ещё мне нравится списывать

тексты, а вот писать под диктовку – я не люблю.

До свидания. Андрей Тюняков, ваш ученик.

5. Уважаемая, Наталья Михайловна!

Хочу Вам сказать, что мне нравятся уроки русского языка. На уроках мы изучаем много нового.

Мы изучаем правила написания слов, чтобы при письме не делать ошибок. Я люблю выполнять

звуко-буквенный разбор слов, это так интересно. Сочинять у меня пока ещё не очень

получается: трудно чётко выразить свои мысли одним предложением. Дома маме я

показываю свою тетрадь и рассказываю: какую новую тему мы проходили в классе.

Мама помогает мне во всём: она мой друг и советчик. Думаю, что и дальше у меня всё

будет получаться. Я не огорчу Вас и маму своими успехами.

Лебедева Полина, ученица 2 – а класса.

6. Здравствуйте, уважаемая Наталья Михайловна!

Наталья Михайловна! Я очень ценю Ваши уроки. Мне нравится, как Вы объясняете нам

задания. Дома я всегда рассказываю, что нового узнаю на уроках русского языка.

Я люблю уроки русского языка: люблю списывать тексты, люблю изучать новые правила.

Иногда мне бывает трудно, но я стараюсь. Хочется научиться писать без ошибок.

2 вариант

Михаил Александрович Берлиоз – персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который был первым наказан Воландом. Берлиоз погиб в самом начале романа, попав под трамвай, как и предсказал ему незадолго до этого Воланд.

Берлиоз погиб в расцвете лет. Портрет Берлиоза, данный в первом же абзаце романа, позволяет увидеть человека успешного, сытого и довольного жизнью. Он был чиновником новой советской формации, делом его службы была литература. Несмотря на то, что сам он был начитан на уровне энциклопедии, это не мешало ему редактировать художественный журнал и вершить судьбы современных литераторов. МАССОЛИТ, литературная ассоциация, давала ему возможность легко получать жизненные благ — занимать несколько комнат в квартире в центре Москвы на улице Садовой, дачу в литераторском поселке Перелыгино на Клязьме, ездить на воды и иметь домработницу.

Будучи генералом от литературы Берлиоз держится снисходительно-покровительственно с Иваном Бездомным, достаточно самоуверенно с Воландом. Он привык к тому, что все в его жизни налажено и распланировано, никаких необыкновенных явлений не происходит. Именно поэтому он, ничего не опасаясь начинает общаться с Воландом, который его даже заинтересовал в начале разговора. Сам Берлиоз в этой беседе на Патриарших прудах позиционирует себя как атеиста, утверждает, что всем на земле, включая собственную жизнь, управляет человек. Воланд доказывает Берлиозу ошибочность его взглядов, мистическим образом отправляя его под трамвай, где Берлиоз никак не предполагал оказаться в этот майский вечер.

Посмертная судьба Берлиоза оказалась менее удачной, чем земная. Сначала его ругали собратья по литературному цеху, дожидавшиеся его для проведения заседания, на которое он по понятным причинам не явился. Погибнув такой страшной смертью, Берлиоз еще и оказался «обокраденным покойником», так как из его гроба была украдена его голова. Это было дело рук помощников Воланда: у того на предмет использования головы Берлиоза были свои планы.

Читатель узнает из главы 23, что Воланд с Берлиозом, точнее с его головой, на балу продолжил беседу, незаконченную на Патриарших прудах из-за того, что председатель МАССОЛИТа побежал звонить в бюро иностранцев, чтобы донести на подозрительного, по его мнению, консультанта. Теорию Берлиоза о том, что после смерти человека ждет небытие, Воланд называет солидной и остроумной. Ей он противопоставляет другую: каждому будет дано по его вере.

Так как Берлиоз не верил ни в Бога, ни в Дьявола, по своей вере, точнее ее отсутствию, он получил в итоге небытие. А его голову Воланд превратил в чашу на золотой ножке, чтобы выпить из нее за главную утверждаемую им ценность – за бытие.

Булгаков неслучайно отправляет на смерть именно этого героя романа, другим в ходе действия отдав менее жестокие наказания от Сатаны. Берлиоз – функционер, олицетворявший для писателя тех «литературных генералов», которые в свое время ему не давали работать, всячески его травили и преследовали.

История создания

Персонаж, чья история жизни типична для советского литератора до появления мистических персонажей, пишет поэму, посвященную Иисусу Христу. Роман начинается с описания встречи с Берлиозом. Поэт становится участником дискуссии, а затем свидетелем трагической гибели Берлиоза. Погоня за Воландом и его спутниками приводит Бездомного в психиатрическую больницу.


Михаил Булгаков

По предположениям литературоведов, существует сразу несколько личностей, которых можно было бы назвать прототипами для булгаковского героя.

В двадцатые годы ХХ века на театральных подмостках прогремела постановка «Дни Турбиных». Критики спектакля, среди которых был поэт и литератор Александр Безыменский, анализировали спектакль, выявляя недочеты. В романе Булгакова в сатирическом формате изображена недомолвка, произошедшая между Безыменским и Маяковским. Этой сценой стала критика Сашки Рюхина Бездомным, в которой поэт называл оппонента бездарем.


Александр Безыменский и Владимир Маяковский

В диалоге, произошедшем на Патриарших прудах, Воланд предсказывает Бездомному сумасшествие. Этот мотив перекликается с сюжетом романа Мэтьюрина «Мельмот Скиталец», в котором персонаж встречается с человеком, чья душа продана дьяволу. Герою также предсказывают лечение в больнице для душевнобольных. Его имя – Стентон. Его наравне с остальными считают прототипом Бездомного.

Литературоведы узрели в «Мастере и Маргарите» мотивы произведений Иоганна Гете. Черты характера Студента схожи с характеристикой Бездомного, особенно когда речь заходит о самоуверенности. Как Студент спорит с Мефистофелем, так и Бездомный имеет смелость сомневаться в существовании Воланда.

Иван Бездомный

Существуют альтернативные версии в вопросе поиска прототипов Бездомного. Поэта часто сравнивают с литератором Иваном Приблудным. Он входил в число приближенных к Есенину и имел репутацию балагура. Популярность Приблудного объяснялась не литературным талантом, а дружбой с известными личностями. Поэта сравнивают и с Демьяном Бедным, а некоторые усматривают схожесть с Сергеем Есениным. Псевдоним Бездомный звучен и имеет массу ассоциаций. Одновременно с этим он схож с фамилиями предполагаемых прототипов. Настоящая фамилия героя – Понырев.

Другие версии

Прототипом Ивана Бездомного, или одним из них, считают также Ивана Приблудного. Этот поэт относился к окружению Сергея Есенина. Он был известной личностью в литературных московских кругах, имел репутацию балагура и весельчака. Популярность ему принесли не заслуги в литературе, а дружба с великим поэтом и участие в потасовках, которые устраивал знаменитый «похабник и скандалист». В пользу этой версии, пожалуй, говорят лишь драки в ресторане. Нечто подобное устроил Бездомный после смерти Берлиоза в «Грибоедове».

Прототипами героя Булгакова считают еще некоторых представителей литературной Москвы двадцатых годов. Самая распространенная версия гласит, что автор культового романа создал образ бездарного поэта под впечатлением от личности Демьяна Бедного.

Самая неправдоподобная — это то, что прототипом Бездомного является сам Сергей Есенин. Основана она лишь на пребывании в лечебнице булгаковского героя. Великий русский поэт, как известно, бывал в подобных учреждениях не раз. Однако на этом и заканчивается сходство, которое может иметь с Есениным Иван Бездомный. Характеристика этого персонажа указывает в первую очередь на отсутствие поэтического дара. в литературе оказался случайно. Он пишет на заказ и делает это посредственно. В этом Бездомный признается и Мастеру во время их ночных бесед. Образ этот ничего не имеет общего с великим русским поэтом, который, помимо уникального таланта, обладал также чрезвычайно болезненным самолюбием. К слову сказать, некоторые булгаковеды считают Сергея Есенина прототипом самого Мастера.

Расшифровывать роман Булгакова можно бесконечно, чем старательно и занимаются исследователи вот уже более полувека. Но произведение писателя — это прежде всего отражение его жизненного опыта. А потому события или люди, известные ему в жизни, не могут не появляться полностью или частично на страницах его бессмертного произведения.

Иван Бездомный — герой романа «Мастер и Маргарита», на судьбу которого встреча со свитой Воланда оказала влияние скорее благоприятное, нежели губительное. Он оказался в психиатрической лечебнице, в дальнейшем сменил род деятельности, перестал сочинять стихи, увлекся историей, стал профессором.

Сочинение Иван Бездомный и его духовная эволюция

Произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается сценой диалога, участие в котором принимают поэт Иван Бездомный и председатель МАССОЛИТа Берлиоз. Темой их беседы был вопрос существования Бога. В этом вопросе Берлиоз придерживается сугубо атеистической точки зрения, доказывая Ивану, будто Иисуса Христа никогда не было в реальности.

Последствия этой беседы становятся для Бездомного крайне плачевными. Во-первых, Ивану пришлось стать свидетелем ужасной гибели Берлиоза, а во-вторых, оказаться пациентом клиники для душевнобольных. В больнице к герою приходит прозрение – он встречает Мастера, узнает подробности его романа, в результате чего осознает собственную бездарность и спешит по совету своего соседа отказаться от сочинительства. Завершив лечение, Иван становится сотрудником Института истории и философии и возвращает себе настоящую фамилию – Понырев.

Но даже спустя время каждое полнолуние безумие охватывает героя с новой силой. Иван снова встречается с Мастером, Пилатом и Га-Ноцри. Он снова начинает мучиться вопросами, которые так сильно когда-то тревожили Мастера и до сих пор не отпускают Понтия Пилата. Всякий раз Иван наблюдает лунную дорогу, по которой идут два человека – один из них прокуратор Иудеи Пилат, другой казненный по его приказу Иешуа Га-Ноцри. Первый умоляет второго о заверении, что казни не было, и получает от молодого человека ответ: «Это тебе померещилось…Клянусь».

Иван испытывает то же умиротворение, которое охватывает прокуратора после слов Га-Ноцри. Мастер, который вскоре является к Ивану, уверяет его, что этим все и кончилось, и до следующего полнолуния его никто не потревожит.

Впервые эти вопросы коснулись Бездомного на Патриарших прудах, однако в тот момент неподготовленный ум героя не был готов к такой информации.

По замыслу автора, герой имеет прямое отношение к событиям, происходящим в Москве и Иудее, что описываются в романе. Писатель показал человека нового времени, который стал жертвой сомнения, боли, искупления вечности. Он словно оказался распятым между временами. Примечательно, что Иван единственный из всех главных действующих лиц остался на Земле.

Этот герой играет важнейшую роль в романе Булгакова. Те испытания, что пришлись на его судьбу, вызваны вовсе не встречей с Сатаной, а тем хаосом, что царил в его душе и сознании, как в сознании и душах большинства людей того времени.

С помощью фигуры Бездомного автор доносит читателю мысль о том, что поиск истины требует совместный усилий души, бодрствования и сознания. По этой причине писатель проводит ассоциативную аналогию между «единственным учеником» Мастера и Левием Матвеем.

Иван Бездомный

МАСТЕР И МАРГАРИТА Роман (1929—1940, опубл. 1966—1967)

»Шван Бездомный / Понырев Иван Николаевич, Иван, Иванушка — поэт, затем профессор Института истории и философии. В образе персонажа существенно «сказочное» начало (ср.: Иванушка-дурачок). Псевдоним Бездомный подражает реальным псевдонимам литераторов 20-х гг.: Бедный, Приблудный, Голодный и т. п. В начале романа И. — поэт 23 лет, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. На Патриарших прудах он слушает Берлиоза, объясняющего его пропагандистские просчеты. Вместе с Берлиозом И. беседует с Воландом, слушает повествование о Пилате и Иешуа. Затем он становится свидетелем гибели Берлиоза, после чего делает безуспешную попытку догнать Воланда, предсказавшего эту гибель. Герой находится в состоянии аффекта, совершает нелогичные поступки. Когда И. купается в реке, его одежду похищают, и он, одетый лишь в кальсоны и рваную рубашку, к которой приколота бумажная иконка, с зажженной свечой в руках является в писательский ресторан. Героя принимают за сумасшедшего и, несмотря на сопротивление, доставляют в психиатрическую лечебницу Стравинского, где ставится предварительный диагноз «шизофрения» (также предсказанный Волан-дом). И. не в состоянии письменно изложить все, что с ним произошло; вместе с тем он ощущает желание узнать продолжение истории Пилата и Иешуа. Поздно вечером к И. через балкон пробирается его сосед, мастер. И. дает ему обещание никогда больше не писать стихов и повествует о случившемся, а мастер рассказывает свою историю. Заснув на рассвете, И. во сне видит «продолжение» повествования Воланда — казнь Иешуа. Он все больше интересуется историей Пилата и все меньше — окружающей реальностью. Мастеру, прилетевшему вместе с Маргаритой попрощаться с ним, И. говорит: «Стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует». В финале И. предстает профессором-историком; он женат, однако ежегодно в ночь весеннего полнолуния ощущает приступы «бездомности»: повинуясь безотчетному стремлению, он идет на Патриаршие пруды, а затем оказывается около дома, где некогда жила Маргарита. Здесь И. наблюдает за неизвестным ему человеком — соседом Маргариты Николаем Ивановичем, также мучимым воспоминаниями; персонажи предстают своеобразными «двойниками» (ср. сходство имен: Иван Николаевич — Николай Иванович). Вернувшись домой, И. после укола снотворного видит во сне Пилата и Иешуа, а затем мастера и Маргариту, уходящих к луне.

Все характеристики по алфавиту:

— — — — — — — — — — — —

Характеристика Ивана Бездомного другими героями

Мастер

Мастер считает, что Иван Бездомный ведёт себя слишком дерзко и развязно. По этой причине он стал жертвой Воланда.

Мастер удивляется упорству Бездомного, который не хочет признавать очевидный факт — дьявол существует, и именно по этой причине он оказался в психбольнице.

Наблюдательный мастер сразу понимает, что Иван Бездомный является глубоко невежественным человеком.

Мастер понимает, что Бездомный сошёл с ума в результате близкого знакомства с Воландом. Помешательство стало возможным из-за большой впечатлительности поэта.

Общение с мастером не проходит бесследно для Ивана Бездомного, который многое понял благодаря их встрече.

Подробная характеристика Мастера.

Встреча с Воландом и смерть Берлиоза

Читатель знакомится с Иваном уже в первой главе романа. Он и его наставник Берлиоз обсуждают только что написанное сочинение на религиозную тему. В нём поэт представил Иисуса в негативном свете, чем, по мнению Берлиоза, совершил большую ошибку. Михаил Александрович считал, что нужно вовсе отрицать существование Сына Божьего. Необходимо отметить, что МАССОЛИТ являлся социалистической организацией, члены которой были обязаны писать сочинения соответствующей идеологии. В связи с этим становится понятно, почему Берлиоз так яростно отстаивал свою точку зрения.

К беседе присоединился иностранец (Воланд), который опроверг утверждения Берлиоза. Незнакомец утверждал, что был свидетелем тех событий. Литераторы сочли его безумцем. Затем Воланд предрек смерть Берлиозу и подчеркнул, что ничего изменить нельзя. Михаил Александрович возразил иностранцу. Он считал, что человек сам творит свою судьбу, однако избежать смерти ему не удалось. Берлиоз попал под трамвай, и этот факт навсегда изменил судьбу Ивана Бездомного.

Вариант 2

В романе образ сумасшедшего поэта играет достаточно важную роль. Сначала он «оттеняет» Берлиоза, а после самого Мастера, как я понимаю.

С самого начала книги мы встречаемся с Иваном Бездомным. Он бодр и весел, он весело спорит со своим приятелем. Тут же Булгаков поясняет, что этот высокий парень довольно простой наружности – поэт. И его фамилия – псевдоним модный. После революции при строительстве социализма даже поэты должны были стать простыми – из народа. Вот они и должны были все стать «убогими, бездомными». И сочинять не о розах и любви, а о благородном труде колхозника, например. Такой поэт, видно, сам может стать к станку на заводе, но он все свои силы бросает на сочинение идеологических поэм. Это образ – немного пародия на всех тех поэтов. Кроме того, Бездомный не так опытен и образован, как его собеседник. У парня не хватает такта, он начинает злиться в разговоре с Воландом, не проявляет нужной тонкости…

Наверное, за это он оказывается в сумасшедшем доме. Кто поверит, что он видел кота, который ходит на двух лапах?! Никто больше не верит Бездомному, а он продолжает доказывать свою правоту. Наверное, немного и правда сходит с ума. Мне жаль его становится. Не в его поэтическом и социальном самодовольстве, но в его страданиях. Он практически бьется головой о стену, его закручивают в смирительную рубашку, на успокоительное сажают. Он такой немного мученик, но он и сам виноват.

Потом он разговаривает в этой больнице с Мастером. Бездомный наивно не может понять, почему Мастер в этой клинике практически добровольно. Но Иван уже более спокоен, он уже стыдится своих «громких и восторженных» стихов. Только в уединении больницы он сумел посмотреть на себя со стороны…

В нём много энергии, но она немного «дурная». Он соблазнился льготами поэтическими, а там ему бы, может, лучше просто на завод – к обычным людям. Бесхитростным, как и он сам.

Я считаю, что он хороший человек, но просто соблазнился и запутался.  

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: