Введение
Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.
Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять — двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, — только и всего! — можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…
Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.
«А вот нате вам! — как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. — Так вот надо работать». И многочисленные «середняки» от кино и литературы, озадаченные «шукшинским феноменом», либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…
Произведения Шукшина — яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя «изюминка», неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть «Калина красная», ставшая одной из ярких его режиссерских работ.
https://youtube.com/watch?v=XdGHxQomjk4
Вариант 2
Наверняка, у многих на слуху название фильма «Калина красная». Шукшин изначально задумывал произведение как киноповесть и, уже через год после написания, она переросла в сценарий и вышла на большие экраны. На тот момент, а это 1973-1974 года, данная тема была актуальна.
Начало повести не затяжное. С первых же строк Шукшин начинает описывать главного героя, который проводит свой последний вечер в тюрьме. Его срок за воровство подходит к концу. Уже завтра Егор Прокудин будет на свободе, и его будут окружать новые проблемы. После «отсидки» Егор не знает, куда ему податься, но дает обещание начальнику тюрьмы, что обязательно «возьмется за ум» и начнет «новую жизнь». Хотя в 40 лет это достаточно сложно, тем более вору-рецидивисту. Но главный герой отправляется на свою родину, в одну из алтайских деревушек. Там он пытается заняться сельским хозяйством и построить личную жизнь с односельчанкой Любой.
Шукшин «рисует» нам Прокудина, как человека образованного. Ведь не каждый «зек» может наизусть процитировать несколько стихотворений Сергея Есенина. А Егор делает это с легкостью. Хотя, этот человек достаточно не предсказуем. Ведь часто его лирика сменяется ершистостью, а нежность резко становится грубостью. Эта двойственность проявляется и в том, что он едет в город, там ведет разгульный образ жизни, а потом снова желает вернуться в деревню к Любе.
Через все произведение Шукшин пронес поэзию и песни. Это словно символ того, что «Калина красная» — это о русском характере. Ведь многие строки говорят о том, что даже в самых трудных ситуациях Егор Прокудин никогда бы не попросил помощи и не принял её.
А в конце повести, Василий Шукшин описывает смерть Егора. А ведь он умер в поле, в родной степи, как настоящий крестьянин. Этим своеобразным приемом автор показал, что часть Прокудина все-таки изменилась, в лучшую сторону, ведь даже его бывшие «подельники» заметили изменения. Они говорили, что даже походка у него стала, как у работника колхоза, а не у вора-рецидивиста.
В своем произведении Василий Маркович показал жизнь русских людей их разные характеры. Помимо этого автор точно раскрывает тему деревни. Он не приукрашивал своих героев. Шукшин не стеснялся писать о воровстве, пьянстве, безработице.
Несколько интересных сочинений
Произведение является одним из самых колоритных в творчестве писателя и повествует о жизни простых деревенских людей с их самобытными и неимоверно сложными судьбами.
С творчеством Николая Васильевича Гоголя у многих связаны детские воспоминания об ужасном слепом Вие и страшно красивой паночке. В школе, познакомившись с другими произведениями писателя, мы осознаем, насколько индивидуальны
Алексей Иванович Швабрин является второстепенным и отрицательным героем повести «Капитанская дочка». Это молодой, образованный офицер из состоятельной семьи
Кирсановы являются одними из центральных героев знаменитого произведения Ивана Сергеевича Тургенева. В этом рассуждении мы сравним двух братьев и постараемся выявить их сходства и различия.
Все люди так или иначе стремятся к своей мечте. Кто-то мечтает жить в роскошном доме, кто-то проехать по городу на красном мерседесе, для кого-то вкусный ужин – это уже воплощение всех желаний. Однако есть другая сторона жизни
Природа запаслась большим запасом кактусов, которые смогли приспособиться выжить, казалось бы, в достаточно трудных климатических условиях. Человеку известно огромное количество самых разнообразных видов этого растения. Они могут жить долгие годы, и иметь абсолютно разную высоту. Кактус – это удивительное растение, которое приспособилось устоять перед природными трудностями. За долгое время их строение менялось, листья превратились в колючки, а сам стебель покрылся густыми волосками и налетом воска. Благодаря воску и волоскам кактус может сохранять свою влагу, которую он накопил во время дождей. Из-за того, что в пустыне на протяжении дня температура может подниматься довольно высоко, а ночью с таким же успехом опускаться, кактусам необходимо запасаться влагой. Такой перепад температуры способствует образованию росы, которая ближе к ночи осядет на кактус. В этот момент, чтобы впитать влагу, на помощь растению приходят волоски и колючки. Самое интересное, что в сборе необходимого количества влаги у кактуса задействованы даже корни.
Кактусы любят занимать территории с песком и даже камнями. Почва каменистых пустынь содержит огромное количество полезных для кактуса веществ. Палящее солнце пустыни и очень редкие осадки, заставили эти растения экономно расходовать свои запасы воды. Иногда в ожидании долгожданного дождя кактус может провести долгое время, это может занимать как месяцы, так и года. Но уже со следующим дождем, кактус постарается пополнить свой запас новой влаги, которая в скором времени поможет ему поддерживать жизнь. Кактусы имеют сильные и толстые корни. Корни отличные помощники в сборе росы, которую они поглощают из почвы. На стебле кактуса расположились словно ребра. Именно такие ребра не дают кактусу расколоться на части в момент сбора дождевой воды.
Каждый кактус по-своему защищает себя от палящего солнца. Кого-то спасает толстая кожура. Другие разрастаются и создают себе тень. Все же переизбыток влаги может плохо сказаться на растении, если оно будет слишком влажное, может пропасть. Казалось бы, кактусы не привередливые растения, но они не любят стоячую воду. Самая опасная застоявшаяся вода для кактуса, это летняя вода. Все же кактус это растение, которым может похвастаться любая пустыня. Кактусы старались приспособиться только к определенным температурам и почвам, и со временем они смогли это сделать. Кактусы поистине уникальные растения. Их нельзя встретить нигде, кроме пустыни. Ботаники и ученые очень любят изучать данные растения, ведь их приспособленность к выживанию просто поражает. До сих пор ученые мира не смогли обнаружить ни единого древнего кактуса. Это дает понять то, что растения эволюционировали уже много миллионов лет назад. Они изменились тогда, когда начал меняться окружающий их мир. Пустыня смогла дать кактусам возможность хоть и редко, но все же, проходить свой жизненный цикл. Кактусы очень быстро растут, а когда проходят дожди, эти растения начинают цвести и плодоносить. Вот так благодаря природным условиям, кактусы отлично распространились по огромным территориям нашей планеты.
2, 3, 5, 6 класс, пустынное расстение
«Калина красная», анализ повести Шукшина
История создания
Киноповесть «Калина красная» была написана в 1973 г. и напечатана в журнале «Наш современник» № 4. Произведение задумывалось сразу для съемки, фильм вышел на экран в апреле 1974 г. Шукшин написал повесть в больнице. По словам его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Шукшин плакал над финалом повести. Федосеева-Шукшина сыграла в фильме роль Любы, а Шукшин — Егора. Шукшина вспоминала, что песню «Калина красная», которая стала названием повести, спела она сама будущему мужу в день знакомства.
Съемки фильма проходили на Алтае, родине Шукшина. Мать героя сыграла крестьянка Ефимия Быстрова, которая вообще не знала, что ее снимают, а просто рассказывала Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, чья судьба была похожа на описанную в повести.
Жанровые особенности
«Калина красная» — киноповесть, то есть повесть, предназначенная для кино, но не ставшая еще сценарием.
Проблематика
Секрет необычайной популярности фильма в том, что Шукшин смог показать суть русского характера. Законы жизни подобны воровским: ошибки порой невозможно исправить, они влияют на всю жизнь. Таким образом, основной вопрос повести — можно ли изменить прошлое, освободиться от его влияния, загладить вину и исправить ошибки.
Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество
Сюжет и композиция
Повесть начинается с последнего вечера в колонии главного героя — Егора Прокудина. Все действие повести происходит весной .
Поначалу Егор не знает, куда ему податься. Но ему «нужен выход какой-нибудь», поэтому в областном центре он идет » на хату», к «своим людям».
Когда бандиты узнали о том, что воры-товарищи «сгорели», и разбежались, Егор утвердился в своем желании заняться сельским хозяйством и отправился на родину, на Алтай, к «заочнице» — женщине, с которой год переписывался, Любе. От Любы он едет в город, идет в ресторан и просит официанта организовать для него «маленький бардак», собрать народ «для разврата». После «разврата» с диковинными людьми Егор понял, что хочет вернуться к Любе.
Самое сильное место повести — посещение Егором собственной матери. Это кульминация, прием неузнавания. Любе Егор объясняет, что еще «не время» открываться, надо хоть подождать, когда волосы отрастут.
Финал повести открытый. Петро, перехвативший «Волгу» с бандитами, становится причиной их гибели. Не повторит ли он судьбу Егора?
Георгий Бурков (1933 — 1990)
- Похоронен на Ваганьковском кладбище
- Роль: Губошлеп, член воровской малины
Под конец жизни Бурков страдал целым букетом болезней. И это вовсе не алкоголизм, как можно было бы подумать по его ролям, а стенокардия, ишемия и атеросклероз. Интроверт и философ был мало похож на своих экранных героев.
Долгие годы он обивал пороги чиновников в надежде создать Центр Шукшина.
— Он стал часто уставать, говорил: «Я полежу», — вспоминала вдова артиста. — А внутри у него уже происходили микроинфаркты.
Фото Руслана Вороного
Однажды, пытаясь добраться по лестнице за книгой на верхней полке, Бурков упал и сломал ребро. Скорая приехала поздно. Его отвезли в больницу, вроде бы удачно прооперировали, а через два дня он умер от тромбоэмболии.
В тот момент, когда артиста не стало, рухнула несущая стена в его дачном домике.
— Как будто снаряд попал, кирпичи разлетелись на 10-15 метров, — с ужасом рассказывал сосед Лев Дуров. — Причем совпадение не в минутах, а в секундах.
Гранитный крест на могиле Буркова сделали из того же куска горной породы, что и памятник Василию Шукшину на Новодевичьем. А спустя восемь лет упавшее после урагана гигантское дерево взрыло могилу Георгия Ивановича до такой степени, что обнажило остатки гроба.
Алексей Ванин (1925 — 2012)
- Похоронен на Владыкинском кладбище
- Роль: шофер Петр, брат Любы
— Старость еще страшнее, чем война, — с горечью замечал орденоносец и фронтовик.
Не только известный актер, но еще и многократный призер чемпионатов СССР по борьбе доживал свой век в скромной «однушке» с шестой женой. Однажды они решили попить чай на балкончике. Но стоило 72-летней женщине на минутку отлучиться за вареньем, как вернувшись, она обнаружила мужа без сознания. Инсульт привел к смерти. Тело Ванина при 30-градусной жаре семь часов пролежало на балконе — экстренные службы не торопились его вывозить. Несчастная женщина все это время целовала лоб любимого и приговаривала: «Лешенька, не уходи!»
1.4 Анализ выбранного произведения (повесть «Калина красная»)
О творчестве Шукшина, можно сказать — жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, — это очень трудно.
Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.
Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому — ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он — Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.
Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.
Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика — не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.
Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.
Идет, зная, к чему идет.
Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.
Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.
Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить — об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.
Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи — ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему — он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.
И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника — Василия Шукшина.
Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно — имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово — отражение души Шукшина, его жизненной позиции — никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.
Герои повести
Егор Прокудин по прозвищу Горе – 40-летний вор-рецидивист. Выходя из тюрьмы, он обещает начальнику жить честно, в его понимании, – заняться сельским хозяйством, купить корову, ведь он же из крестьян.
Егор – человек совсем не примитивный, чего можно было бы ожидать от уголовника. Он умеет подниматься на такую высоту, «где обитают слова красивые и пустые». Выйдя из тюрьмы, он цитирует сразу два стихотворения Есенина, причём одно, длинное, почти полностью с небольшими пропусками.
Егор совершенно не труслив и склонен к авантюризму. Эти качества проявляются, когда Егор уводит милицию, выручая тем самым Губошлёпа, разбирается с бывшим мужем Любы.
Егор вполне презирает «вонючие деньги» и доказывает это делом, отдав собранным официантом Михалычем на «праздник» людям по червонцу.
Герой постоянно повторяет, что слова ничего не стоят. Он всё доказывает делом: не может работать на побегушках у председателя колхоза (водителем), зато с удовольствием работает на тракторе; он отваживает от Любиного дома её бывшего мужа-пьяницу.
Две страсти есть у Егора: берёзки, которыми он любуется, с которыми разговаривает, и корова, о которой он мечтает. Егор с детства помнит, как жестокие соседи прокололи вилами живот их корове, которая ходила под соседским плетнём.
К концу повести Егор разительно меняется. Бандиты отмечают, что даже походка его стала трудовой, пролетарской, крестьянской. Смерть его – смерть крестьянина, лежащего «в родной степи, вблизи от дома».
Люба (Байкалова Любовь Фёдоровна) – «заочница», с которой переписывался Егор. Начальнику в тюрьме Егор показывает фотографию Любы. У неё доверчивое, «милое русское простое лицо». Егор называет её сибирским оладушком, сдобной дорогушей. Поначалу он не испытывает к ней нежности, а проявляет скрытую агрессию, собираясь её съесть, «разорвать и схавать». Когда Егор увидел её, приехав в село Ясное, то понял, что она красавица. Егору на ум приходят фольклорные ассоциации: зоренька ясная, Колобок, Красная шапочка.
Люба выгнала своего мужа, потому что он был пьяница. Узнав, что Егор назвался бухгалтером, Люба прямо говорит, что не верит ему. Она писала его начальнику и знает, что Егор – вор.
Когда Егор едет в город, Люба не останавливает его, только говорит, что ей будет жалко, если Егор не вернётся. Люба учит Егора слушать свою душу. Она удивляется, что прикипела к нему за сутки, и душа у неё болит так, будто век его знала. Она говорит о Егоре и его матери, которую только что узнала, прижимая голову Егора к своей груди: «Чего вы такие дорогие-то?»
Старики Байкаловы
Родители Любы на всё готовы ради счастья дочери. Между собой они договариваются, что будут привечать Егора «по-людски», даже если придётся положить жизни. Дед сразу ставит Егора на место и так же, как Люба, говорит, что не верит в бухгалтерскую историю Егора. Он сразу догадывается, что Егор сел за воровство или драку.
Дед «стахановец вечный» с 18-ю похвальными грамотами. В дальнейшем старик принимает сторону Егора и утверждает, что теперь только ждать, какой человек окажется. Ночью старуха-мать ревностно следит, чтобы Егор не подкатывался к Любе и чего не украл.
Брат Любы Петро – «здоровый мужчина, угрюмоватый, весь в каких-то своих думах». Он такой же открытый человек, как вся Любина родня: быстро прощает Егора, случайно окатившего его кипятком.
Бандитская компания Егора
Люсьен противопоставлена Любе. Она – искусственность и бравада, Люба – естественность и гармония. Отличительная черта главаря Губошлёпа – злость. Шукшин сравнивает его с ножом, он «странный своей молодой ненужностью», весь ушёл в горевшие злобой глаза.
Проблемы
В творчестве Шукшина довольно серьезная социальная и нравственная проблематика. Во-первых, он выдвигает на первый план недостаток образования в селе, где жители не отличают знаний от громких слов. От этого невежества они ожесточаются и не принимают чужого успеха, желают унизить и освистать действительно умного человека. Но автор винит в этом не столько их самих, сколько саму систему образования в сельской местности, которая не развивает личность, а обучает лишь механическому сельскохозяйственному труду. Во-вторых, очевиден конфликт личности и толпы, где последняя пытается изгнать из себя чужеродный элемент. Это проблема зависти, которая толкает людей на подлость. В-третьих, сам Капустин демонстрирует нелепые предрассудки и несовершенство самообразования, которые формируются в среде, неблагоприятной для совершенствования интеллекта.
Творчество и биография Шукшина
Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, находящемся в Сибирском крае. Был обычным ребенком из бедной крестьянской семьи. Отец мальчика Макар Леонтьевич Шукшин был обычным рабочим в колхозе. Он расстрелян в 1933 году за различного рода «заговоры против советской власти». Мать Мария Сергеевна Попова занималась воспитанием детей.
Актерская карьера Василия Макаровича началось в 1955 году, когда ему стало поступать множество предложений о съемках в кино. В фильме «Тихий дон» он впервые сыграл матроса. Роль оказалась очень удачной и Василию предложили сняться в киноленте «Два Федора». В качестве актера Шукшин был более востребован, нежели в качестве сценариста. Однако Василий имел сильную мотивацию на создание собственных киношедевров.
Анализируя произведения этого великого писателя, можно выделить следующие характерные черты, присущие его творчеству:
- основными действующими лицами рассказов и фильмов являются обычные русские крестьянские люди из села с нелегкой судьбой и неоднозначными характерами;
- основное место отводится раскрытию нравственных проблем, а также моральных ценностей и русских национальных традиций;
- наличие глубокого описания быта села;
- некоторые персонажи имеют нестандартное мировоззрение, что, по мнению советского общества, рассматривалось как «чудачество».
Помимо съёмок в кино, Шукшин занимался написанием сценариев и рассказов. При жизни за свой вклад в развитие советского кинематографа он удостоился множества наград и премий. Среди них можно выделить получение звания заслуженного деятеля искусств в 1969 году, а также Государственной премии СССР (1971).
Великий кинорежиссер скончался в 1976 году по невыясненным причинам на съемках фильма «Они сражались за родину» в 1974 году, когда ему было всего лишь сорок пять лет. По одной из версий он причиной тому стала язва желудка, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя. Другие считают, что Василия Шукшина отравили. Этого мнения придерживается известный кинорежиссер Сергей Бондарчук. В качестве доказательства он приводит тот факт, что перед съемками кинокартины Шукшин прошел медицинское обследование и каких-либо патологий в его организме не было выявлено.
Таким образом, в киноповести «Калина красная» раскрыты те социальные проблемы, которые остаются актуальными с советских времен и по настоящее время. Основная идея, которую стремится донести до читателя Василий Макарович Шукшин, заключается в том, что любой человек имеет право исправиться и встать на правильный жизненный путь. Кроме того, в произведении освещается проблема непринятия советским обществом бывших преступников и алкоголизма.
Мария Виноградова (1922 — 1995)
- Похоронена на Хованском кладбище
- Роль: Зоя, жена Петра
Одна из самых узнаваемых актрис советского кино сыграла великое множество маленьких ролей. Ее голосом говорят около тысячи мультгероев — от «Ежика в тумане» до Дяди Федора из Простоквашино. Коллеги и друзья нежно величали ее Мусей или Мухой. Мария Сергеевна охотно участвовала в творческих вечерах со взрослыми и детьми, готовая в любой момент совершенно бесплатно отправиться для этого в любую провинциальную глушь.
Фото Руслана Вороного
Пережив два сердечных приступа, она скончалась от инсульта. Когда случился удар, актриса не захотела ехать в больницу и тихо умерла у себя дома. Знаменитый Михаил Глузский, узнав о кончине соседки, тяжело вздохнул:
— Из нашего дома ушел домовой. А без домового — что за дом?
Поездка к матери
Егор попросил у Петро служебную машину и пригласил Любу с собой. Они ехали в неизвестном направлении. Он пояснил, что они едут к тете одного из его знакомых. Он попросил Любу от имени райсобеса расспросить старуху об условиях жизни.
При общении с женщиной Люба понимает, что она одинока. Платят ей 20 рублей пенсии. У нее шестеро детей, с ней живет одна Нюра. Остальные в городах, работают и живут с семьями. Только про двоих она ничего не знает: про двух братьев, которые разъехались по городам. Она заплакала. Лицо Егора окаменело. Душа его болела.
Только после ухода Егор признался, что это его мама, но пока говорить ей об этом не хочет. Он хочет человеком к ней прийти, чтобы волосы отросли, чтобы она его приняла. Стыдно говорить о тюрьме. Он ей деньги перевел и просит, чтобы Люба пришла к ней и уговорила взять эти деньги.
Когда они приехали домой, там их дожидался бывший муж Колька — пьяный. Он пришел с дружками. Егор пошел с ними разбираться один. Петр одобрил это и задержал сестру.
Гуляка
Егор кутит в ресторане с незнакомыми мужичками. Он сыплет деньгами и всячески «развратничает» (так назвал это сам Шукшин): поет, пляшет, пьет и произносит пафосные речи. Но ближе к ночи он вспоминает о Любе, звонит ей и говорит, что дела задержали его в городе. Мать не верит такой «легенде», но Любу выручает отец и помогает ей объясниться с матерью. Именно поддержку отца настойчиво подчеркивает Шукшин.
«Калина красная» — краткое содержание снова не вмещает всех событий и диалогов — продолжается тем, что Прокудин берет такси и возвращается к Любе. Но идет к ее брату, и они в бане (в темном тесном мире, как назвал это место Шукшин) продолжают пьянку.
Анализ персонажей
Основными действующими лицами, помимо Егора Прокудина, являются Любовь Федоровна Байкалова (Люба), её семья, а также бандитская компания.
Анализируя образ бывшего вора-рецидивиста, можно заметить, что он выступает достаточно развитой личностью. В доказательство к этому можно привести тот факт, что Егор, выйдя из колонии, с легкостью зачитывает два стихотворения Сергея Александровича Есенина без малейших пропусков или запинок. Это еще раз подчеркивает его эрудированность и образованность.
Егор достаточно храбр и склонен к различного рода авантюрам. Черты характера проявляются, к примеру, при встрече Прокудина с бывшем мужем Любы. Изменения в характере и взглядах на жизнь героя ощущают и его «товарищи» в воровском деле. Они отмечают про себя, что «походка Егора стала более трудовой и пролетарской, как у истинного крестьянина».
Байкалова Любовь Федоровна (Люба) — это персонаж с добрым и милым сердцем, который готов поддержать в трудную минуту. Сам Егор ласково отзывается о ней, называя «сдобной дорогушей», «зоренькой ясной», «красной шапочкой». Изначально герой не испытывал нежности к Любе, однако впоследствии очень к ней привязался и стал уважать.
Родители Любы на всего готовы ради её счастья и благополучия. Несмотря на то что они испытывают некую неприязнь к Прокудину в связи с его криминальным прошлым, Байкаловы стараются не показывать этих чувств и принять Егора в свою семью.
Заключение
Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, — все люди и факты — становились для него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.
В современной русской литературе произведения Шукшина остались неповторимым художественным явлением. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов — деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.
В своей повести «Калина красная» Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь «маленького», но при этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшего встать на правильный путь, не ушедшего по «неровной дорожке».
Для меня произведения Шукшина — яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти ведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина, я открыл для себя новое качество человека — непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бывают еще и такие — особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.