Отзыв о повести а.с. пушкина «выстрел» для читательского дневника

Главные герои «выстрел» характеристика персонажей повести пушкина

краткое содержание, главные герои :: SYL.ru

«Повести Белкина», написанные Пушкиным в 1831 году, были высоко оценены российской читающей общественностью.

Великий поэт на поверку оказался и умелым прозаиком. Лев Николаевич Толстой назвал пушкинский стиль «Повестей…» замечательной школой для начинающих писателей. Пять произведений предваряет повестью «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этого произведения является темой данной статьи.

Повесть о нравах дворян

Она глубоко психологична. Ее атмосфера — специфический социум служилых дворян. С одной стороны — имперские принципы: суровая и строгая служба, обостренное, гипертрофированное понятие чести. С другой — увлечение вещами сиюминутными, преходящими: вином, картами, любовными похождениями. Специфической была и дуэльная форма разрешения конфликтов (часто — надуманных или спровоцированных).

Повествование ведется от имени поместного дворянина деревни Горюхино Ивана Петровича Белкина. События происходят в некоем провинциальном городишке, название которого рассказчик запамятовал. Кавалерийский полк, расквартированный в нем, был не переотягощен службой. Офицеры лишь до обеда занимались учебой и верховой ездой в манеже. Отобедав же у командующего полком или же в трактире, они коротали время за беседою, картами и пуншем. Аристократы в погонах не всегда отличались предупредительностью, и зачастую спор за первенство перерастал в дуэль. Порой соревнование эго разных людей приобретало настоящий драматизм. Об одной такой истории написал повесть «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание ее сводится к истории одного отсроченного дуэльного выстрела.

Главный герой — отставной гусар

Композиция произведения выстроена автором по законам интриги, проявляющейся в столкновении интересов его героев.

Мотивированная попытка избежать конфликта нового

Впрочем, однажды это уважение поколебалось… И этот эпизод послужил завязкой композиции. Ничто не предвещало такого исхода, когда в очередной раз в доме у Сильвио компания офицеров играла в банк.

(Обратим внимание на деталь: почему именно в него? Ведь автор упоминает лишь «игру в карты». Во времена Пушкина преферанс еще не пришел в Россию, и именно в банк играют литературные герои — современники великого поэта.). Сильвио, как игрок опытный, брал на себя функцию главного понтера — он мелом записывал очки игроков и исправлял ошибки

Один из новых офицеров, поручик, считая свои очки, из рассеянности сбился со счета, или, по карточной терминологии, «загнул угол», т. е. присоединил свою ставку к ставке другого игрока. Таким образом он необоснованно увеличил свои очки. Такой момент в игре в банк не был редкостью. Сильвио, который играл профессионально, автоматически и без комментариев исправил мелом запись незадачливого понтера. Тот, разгоряченный выпитым и насмешками товарищей, не поняв мотивов действия главного героя повести и восприняв их как хамство, швырнул в него тяжелым медным арабским подсвечником (шандалом)

Сильвио, как игрок опытный, брал на себя функцию главного понтера — он мелом записывал очки игроков и исправлял ошибки. Один из новых офицеров, поручик, считая свои очки, из рассеянности сбился со счета, или, по карточной терминологии, «загнул угол», т. е. присоединил свою ставку к ставке другого игрока. Таким образом он необоснованно увеличил свои очки. Такой момент в игре в банк не был редкостью. Сильвио, который играл профессионально, автоматически и без комментариев исправил мелом запись незадачливого понтера. Тот, разгоряченный выпитым и насмешками товарищей, не поняв мотивов действия главного героя повести и восприняв их как хамство, швырнул в него тяжелым медным арабским подсвечником (шандалом).

Ситуация накалилась до уровня дуэли… Не только о том, что Сильвио удалось уклониться, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этой сцены свидетельствует о негусарском поведении 35-летнего мужчины. Очевидно, что он нарушил неписанный «кодекс чести», не вызвав нахала на поединок (а, судя по умениям Сильвио, шансов остаться в живых у офицерчика было совсем даже немного). Присутствующие заподозрили в подмочившим свое реноме кумире непозволительный для военных аристократов грех — трусость. В тот вечер все гусары разочарованно разошлись по домам…

Чему учит?

Произведение учит благородству, хладнокровию в поступках, умению сдерживаться в сложных ситуациях, где всё может выйти из-под твоего контроля.

Давать волю своему честолюбию уместно во время сражения на поле битвы, но при общении с людьми – будь то твое ближайшее окружение или коллеги — необходимо во всем находить золотую середину.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В 1830-м году, вошла в цикл знаменитых «Повестей Ивана Белкина». В ней автор повествует о неоконченной дуэли отставного гусара Сильвио с неким графом Б*** . Поскольку в произведении сразу три рассказчика, оно считается сложным с композиционной точки зрения. Основным рассказчиком является офицер расквартированного полка в местечке N. Там он знакомится с неким Сильвио , о котором никому ничего не известно. Известно только, что он очень добр к офицерам, часто приглашает их в гости, потчует шампанским. Сильвио лучший из всех известных рассказчику стрелков, однако сам в дуэли никогда не участвует. Офицеры подозревают, что на его совести есть какая-то несчастная жертва.

Постепенно роль рассказчика переходит к Сильвио. После того, как он получает загадочное письмо в полковой канцелярии, он поспешно решает уехать из местечка N. Перед отъездом Сильвио устраивает прощальный обед и решает рассказать свою историю понравившемуся ему офицеру, то есть основному рассказчику. В жизни Сильвио есть неоконченная дуэль. Он когда-то пообещал вернуть выстрел одному богатому и самонадеянному офицеру, который подорвал его репутацию в гусарском полку. По этой причине Сильвио больше в дуэлях не участвовал, дабы не рисковать своей жизнью и все ждал, когда выдастся подходящий случай.

Жизнь предоставила ему такую возможность. Из конверта, полученного накануне, он узнал, что офицер тот стал уже графом и собирался жениться на молодой и красивой девушке. Именно в этот момент Сильвио хотел посмотреть, как отнесется граф к новой дуэли, а точнее давнему неразрешенному конфликту. Ведь тогда во время их совместной службы он проявил равнодушие и безучастность. Он намеренно прострелил фуражку Сильвио, а пока ждал ответного выстрела, невозмутимо ел черешню, выплевывая косточки к ногам противника. Из-за такого отношения соперника к дуэли Сильвио не стал стрелять в него, но долг свой обещал вернуть. Теперь перед самой свадьбой графа он хотел с ним встретиться и расквитаться.

Третьим рассказчиком выступил сам граф Б***, с которым рассказчик случайно познакомился через несколько лет. Граф рассказал о визите Сильвио и даже показал заслуженный трофей — картину, простреленную двумя пулями, всаженными одна в другую. Это были выстрелы графа и Сильвио. Увидев, страх и смятение в глазах противника, Сильвио остался доволен и не стал в него стрелять. Вместо этого он выстрелил в картину в гостиной, в которую до него стрелял граф. Почти не целясь, он попал в то самое простреленное место. С тем он и удалился, оставив графа наедине со своей совестью. Больше этого благородного и меткого гусара никто не видел. До рассказчика дошли слухи, что он был убит во время греческого восстания.

Таким образом, повесть А. С. Пушкина имеет глубинный смысл, который заключается не только в неординарной дуэли, но и в истории человеческой души. Несмотря на неразрешимость ситуации и печальный исход, остается надежда на то, что все было сделано правильно. Каждый творец своего счастья и каждый из героев поступил так, как ему подсказывала его совесть.

Цикл «Повести Белкина» был создан в период «Болдинской осени» в 1830 г. Это был период, когда из-за начавшейся холеры был объявлен карантин на въезд и выезд в Петербург и Пушкин вынужден был провести всю осень до окончания карантина в имении Болдино. Повести были изданы в 1831 году. Издание было анонимным, то есть Пушкин приписал авторство некоему Белкину. Цикл состоит из пяти повестей, которые, якобы, некогда рассказал автору ныне покойный Иван Петрович Белкин. Это повести: «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Метель» и «Выстрел».

Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками.

Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.

Сочинение по повести Выстрел Пушкина 6 класс

Во времена Александра Сергеевича Пушкина, то есть в 19 веке, было принято проводить дуэли. Они могли быть разные, либо до первой крови, то есть лёгкого ранения, либо со смертельным исходом. В поединок вступали практически по любому поводу: защищая честь дамы, ради мщения обидчику, который нанёс оскорбление либо словом, либо причинил физический ущерб даже самый минимальный. Например, в повести «выстрел» отставной гусар Сильвио должен был драться на дуэли за пощёчину. Но не стал. Для его обидчика дуэль походила на игру. Он явился на поединок со шляпой черешни в руках. И спокойно ел её. Такое отношение соперника возмутило гусара. Поэтому он решил дуэль перенести. «Я вижу вам не до дуэли. Вы изволите завтракать»- заметил Сильвио. Выстрел остался за ним. Обидчик свой выстрел сделал, но не попал.

Гусар ждал своего часа 6 лет.

Он появился в доме бывшего обидчика в момент, когда тот был женат и счастлив. И совершенно не ожидал расплаты.

Дуэль снова состоялась. Первым опять выпало стрелять обидчику. В момент, когда должен был стрелять Сильвио, ворвалась жена графа, именно он был тем обидчиком, и начала упрашивать гусара. Граф старался успокоить жену. Сказал, что они просто шутят. Но Сильвио ответил на вопрос графини: «правда ли муж говорит?»,- что, конечно всё у них с графом произошло шутя. И пощёчина тоже была шуткой. И стрелял граф в него два раза тоже ради шутки.

Рассказ графа

Через некоторое время жизненные обстоятельства вынудили рассказчика подать в отставку и переехать в небольшое село, где он погибал от скуки. Но однажды в соседнюю усадьбу приехал граф с молодой супругой. Мужчина сразу отправился с ними познакомиться. Соседи просто очаровали его своей манерой общения

Он обратил внимание, что на стене гостиной висела необычная картина, которая была прострелена несколькими пулями

Офицер похвалил меткий выстрел и сказал, что ему встречался лишь один человек, чьи способности в стрельбе были просто восхитительными. Граф начал расспрашивать о нем, и мужчина рассказал о Сильвио. Услышав это имя, семейная пара начала сильно смущаться. Так он и узнал в молодом парне обидчика гусара. Но их история имела увлекательное продолжение, а картина являлась неким памятником их давней встречи.

Произошло это несколько лет назад в этом имении, где супруги проводили собственный медовый месяц. В один из дней графу доложили, что его ожидает некая персона, которая не хочет называть своего имени. Зайдя в гостиную, он увидел там гусара, которого сразу не узнал. Мужчина напомнил ему о долге и сообщил, что желает разрядить свой пистолет. Однако в любой момент в комнату могла зайти Маша.

Трагический закат эпохи романтизма

В характеристике Сильвио из повести «Выстрел», собраны черты героев уходящего времени, жаждущих славы, добытой в боях или в смертельно опасных поединках. Это люди:

Если сравнивать Сильвио с двумя другими героями, то последние — представители переходного поколения. Во время службы они имели те же убеждения, но после отставки смогли адаптироваться к реалиям. Временами их еще одолевает тоска о «шумной и беспечной жизни», но они вполне способны довольствоваться общением с людьми, близкими по положению, в обстановке комфорта и уюта, без буйства и веселья, подогретого парами шампанского.

Если бы в финальной части героев поменять местами, то история непременно имела продолжение, и, скорее всего, закончилась чьей-то смертью. Но граф принимает реальность такой как есть и даже испытывает признательность к бывшему недругу, последнему из «могикан» романтизма.

Жанр, направление, смысл названия

Жанр «Выстрела» определяется по-разному, так как авторское его определение не совпадает с тем, как его обозначают критики. С одной стороны, книга Пушкина названа «Повести Белкина», то есть «Выстрел» является повестью, но некоторые филологи назвали ее новеллой. Однако, принято считать правильным авторское определение, поэтому «Выстрел» является повестью.

Название само за себя говорит о том, какая тема будет центральной в произведении. Сам выстрел преследует читателя с первых строчек рассказа: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту, а диалог графа и рассказчика начинается с того, что офицер замечает простреленную картину. То есть название связано не только с главным событием, вокруг которого разворачивается сюжет (дуэлью). Его смысл проходит через всю повесть красной нитью.

Направление, характерное для повести, называется «реализм». Все герои и события являются жизненными и вполне реалистичными в той среде, где вращался Пушкин. Однако в нем прослеживаются и черты романтизма — образ главного героя типичен для романтического мировоззрения. Он ценит идеалы чести и гордости выше реалий своей жизни и живет эмоциями.

Тема человеческого достоинства в повести А. С. Пушкина «Выстрел»

Береги честь смолоду.

Русская пословица

Не зря говорят, что по произведениям А. С. Пушкина можно изучать психологию человеческой души. Замечательный поэт и писатель создал целую галерею образов, каждый из которых со своим характером, темпераментом, даже речью.

Часто Пушкин помещает своих героев в слож­ные ситуации, когда возникает необходимость бороться, защищая честь и достоинство. В зависимости от того, как они поведут себя, проявят ли храбрость, решительность или трусость, неуверенность, зависит не только дальней­ший ход сюжета, но и наше к ним отношение.

В повести «Выстрел» А. С. Пушкин подвергает подобной проверке двух своих героев — Сильвио и графа Б***.

Кажется, что ни крутой нрав, ни злой язык не мо­гут испортить имидж этого «настоящего мужчины». Не будучи военным, Сильвио вызывал неизменное уважение у офицеров расквартированного в городе полка, для которых он держал открытый стол.

И все же странное поведение этого человека в сложной ситуации изменило привычное к нему отношение многих окружающих. Произошло так, что один из новых офицеров, еще плохо знакомый с Сильвио, незаслуженно оскорбил его в его же доме.

Все присутству­ющие ожидали ответного вызова на дуэль и «полагали нового товарища уже убитым». Однако Сильвио сумел по­давить гнев, а впоследствии «довольствовался очень лег­ким объяснением и помирился».

Важно

Многие объяснили для себя его поступок недостатком смелости, хотя раньше ро­бости за Сильвио не замечал никто. Было понятно, что за его поведением кроется какая-то тайна. Как выяснится позже, Сильвио не желал в то время подвергать свою жизнь никакой опасности, потому что берег ее для выполнения определенной задачи.

Разгадка этой тайны сильно поколебала в моих глазах сильный и мужественный образ Сильвио, раскрыв такие нелицеприятные его черты, как мелочность, зависть, мсти­тельность, неумение уступать.

Оказывается, что еще несколько лет назад Сильвио слу­жил в гусарском полку, отличаясь храбростью, острым языком и безудержным буйством: «…я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию».

И вот в полку появляется молодой человек, который своими дос­тоинствами и манерой поведения завоевывает еще боль­ший успех в полку и у женщин, чем сам Сильвио.

Кажет­ся, что этот «блистательный счастливец» безупречен: у него есть громкое имя, деньги, ум, красота, беспечная храбрость и бешеная веселость, он дружелюбен и общителен.

Само­любие и гордость тщеславного Сильвио уязвлены настолько, что он не только отталкивает руку дружбы, протянутую ему графом Б***, но и откровенно ищет с ним ссоры. В конце концов, в порыве ревности он говорит графу какую-то грубость, за что и получает пощечину и вызывает про­тивника на дуэль.

Как отличались они друг от друга во время поединка! Совершенно спокойный, сохраняющий самообладание и чувство собственного достоинства граф и злобный, не­рвный, сделавший достаточно подлое предложение Силь­вио. Взбешенный равнодушным спокойствием противни­ка, он не стал стрелять, оставив за собой право выстрела до того момента, когда жизнь будет графу дорога больше, чем сейчас. Материал с сайта //iEssay.ru

Так несколько лет ждал Сильвио своего часа, пока не получил известие, что граф женится на молодой и пре­красной девушке. И Сильвио решил, что настало время, когда можно увидеть страх смерти в глазах своего про­тивника. Однако и здесь граф оказался на высоте.

Совет

Конечно, умирать ему не хотелось, но боялся он лишь того, что с минуты на минуту войдет его молодая жена и испугается этого страшного поединка. Сильвио же смалодушничал. Ему так хотелось припугнуть графа, что он постоянно тянул время, дождавшись, пока в комнату не вбежала графиня и, узнав в чем дело, бросилась к его ногам с мольбой.

В смятении граф пристыдил жену и гневно поторопил Сильвио, на что тот ответил отказом стрелять: «…я доволен: я видел твое смятение, твою робость…» Поведение графа вызывает у меня восхищение, а Сильвио — отвращение, потому что только внутренне слабый и подлый человек может самоутверждаться, пользу­ясь беззащитностью других.

А последний выстрел (пуля в пулю) характеризует его еще и как безудержного хва­стуна.

Размышляя над этой повестью, я поняла, что каким бы странным ни казалось поведение человека, нужно в пер­вую очередь постараться разобраться в мотивах его дей­ствий и лишь после этого выносить свои оценки.

На этой странице материал по темам:

  • сочинения по теме пушкин выстрел
  • выстрел сочинение
  • жанр пушкина выстрел
  • проблематика выстрела пушкин
  • анализ выстрел пушкина

«Выстрел», анализ повести Александра Сергеевича Пушкина

Произведение «Выстрел» входит в цикл первого прозаического сборника Пушкина под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Оно написано в продуктивный период творчества поэта — Болдинскую осень. Работу над «Выстрелом» Пушкин окончил 14 октября 1830 года, а весь цикл был впервые опубликован в Санкт-Петербурге в 1831 году.

Повесть имеет сложную структуру. В ней участвуют три рассказчика: подполковник, граф и Сильвио. Судьбы этих людей переплетаются между собой, а читатель узнает о событиях с точки зрения разных персонажей.

Такой

прием помогает раскрыть Образы героев наиболее объективно.

Повесть состоит из двух частей. В центре каждой — выстрел на дуэли. Первая часть посвящена личности главного героя — Сильвио.

Вначале о нем рассказывает подполковник, затем герой сам описывает события, составляющие завязку произведения. О дуэли Сильвио и графа читатель узнает из повествования последнего.

Во второй части «Выстрела» центральной фигурой является граф. Первоначальную характеристику, как будущему соседу подполковника, дает ему Сильвио. Затем сам подполковник делится впечатлениями о новых соседях.

В

конце повести граф рассказывает о последней встрече с Сильвио, которая произошла во время дуэли. События в «Выстреле» постоянно чередуются с воспоминаниями героев, но это не мешает восприятию произведения, повесть читается удивительно легко.

Литературные критики указывают на интересный прием, который использовал Пушкин. В первом восприятии произведение кажется наполненным романтическими штампами. Здесь есть загадочный герой с интригующим именем. Он — бывший гусар, великолепный стрелок. Ревность, зависть, месть, пощечина, дуэль, ненависть и даже героическая гибель главного героя также присутствуют в сюжете.

Но затем оказывается, что романтическая атмосфера повести — лишь красивый фантик. На самом деле произведение глубоко Реалистично, да еще с элементами автобиографии поэта.

Исследователи пушкинского творчества считают, что Образ Сильвио имеет свой прототип. Это — известный дуэлянт и широко образованный лингвист Липранди, с которым Пушкин познакомился во время ссылки в Кишиневе. Липранди, правда, не был гусаром, но имел отношение к военной разведке.

Эпизоды с простреленной фуражкой и ягодами черешни под дулом пистолета — факты из биографии самого Пушкина. В Кишиневе во время дуэли с Зубовым молодой поэт ел черешню и сплевывал косточки. Новую шляпу секунданту Пушкина Дельвигу прострелил Кюхельбекер. Задетый насмешками Александра Сергеевича, он нечаянно нажал на курок.

Дельвиг чудом остался жив.

Известно, что в молодости Пушкина очень увлекала романтика дуэлей. На его счету около тридцати поединков. Большинство из них приходится на кишиневский период.

Пушкин прекрасно стрелял, с двадцати шагов всаживал очередную пулю в предыдущую. Такой эпизод также описан в повести «Выстрел».

Образы двух противников во многом похожи. Оба сочетают в себе «молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную». Причина зависти Сильвио таится в бедности и не столь знатном происхождении.

Он ненавидит соперника, который внезапно появился и потеснил Сильвио с пьедестала.

Характеры героев раскрыты в динамике, что противоречит традициям Романтизма. В этом проявилось изменившееся отношение автора к идеалам бурной юности. Зрелый Пушкин, как и его герои во второй части произведения, понимает ценность человеческой жизни.

Сильвио не убивает своего противника. Ему достаточно потешить самолюбие, увидеть в глазах соперника страх. Постепенно перед читателем возникает образ, далекий от честного и благородного романтического героя. Черты таинственного, мрачного, щедрого и гордого смельчака Сильвио дополняются злобой, мстительностью, желанием победить любой ценой. Ему не хватает элементарной порядочности, чтобы избавить от тягостного зрелища молодую жену графа.

Образ Сильвио вызывает у читателей разные чувства. Одни считают его поступки правильными и справедливыми, другие — разочаровываются, испытывают негодование. Нет единого мнения и у литературных критиков.

Окончательно схема романтического произведения разрушается в последнем предложении, где говорится о гибели Сильвио. Пушкин, хоть и косвенно, указывает место и дату этого трагического события. Образ храброго и самолюбивого дуэлянта окончательно приобретает реальные черты.

Мастерство автора проявилось не только в умелом использовании романтического антуража для философских раздумий о чести и смысле жизни

Динамика сюжета, богатство литературного языка и противоречивость поступков главных героев постоянно приковывают внимание читателей к повести «Выстрел»

Главные герои

Игнатьич (рассказчик)

Это автобиографичный образ. Автор возвращается из мест, в которых задержался… Его никто не ждёт, поэтому решено остановится в средней полосе России. Ему хочется поработать учителем где-нибудь в глубинке, и несмотря на его прошлое, каким-то чудом, его отправляют в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, чем и интересен: он спокойный, терпеливый, неприхотливый, мудрый человек. Умеет слушать и видеть то, что не говорят вслух, замечает важные вещи. Он рассмотрел в Матрёне Васильевне человека глубокого, душевного, сильного своей простотой. Именно он отмечает, что грехов у неё поменьше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрёны жилец понимает, что она была праведницей, несмотря на замечания родни, плохо отзывающейся об ушедшей родственнице и её образе жизни.

Матрёна

Простая женщина из маленькой деревеньки. Все шестеро детей Матрёны умерли в младенчестве. Её муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестаёт его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки насыщена делами и заботами, она очень глубокий, чистый человек. Её быт строится на народном календаре, поверьях. Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась. Свой особый взгляд у хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.

Фаддей

Высокий крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Брат Матрёниного мужа. Он собирался жениться на Матрёне, но пропав на войне, несколько лет добирался домой. Матрёна была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашёл женщину с именем Матрёна и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её смерти. Несмотря на трагедию, приходит делить имущество в день похорон.

https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/obraz-matreny-v-rasskaze-matrenin-dvor-solzhenicyna https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-matreny-v-rasskaze-matryonin-dvor-solzhenicyna https://obrazovaka.ru/sochinenie/matrenin-dvor/glavnye-geroi-harakteristika.html

«Повести Белкина» история создания

Как появились «Повести Белкина».

В Болдино Пушкин вынужден был поехать осенью 1830г. по наследственным делам и оформления приданого для будущей жены. Внезапная эпидемия холеры задержала в имении почти на три месяца. Отрезанный от окружающего мира санитарными карантинами, Пушкин много работает. Там он пишет цикл повестей с непохожими сюжетами от имени вымышленного автора.Фактически с этих пяти повестей начинается история русской реалистической прозы. Пушкинская проза выделяется простотой, прозрачностью и суровостью, или, как поэт сам говорил, смиренностью. Но современниками его прозаический опыт не был принят. Белинский счел эти творения сносными для удовольствия от скуки, как сказки для семейного чтения, и по уровню неплохими для юноши, но не для Пушкина.Повести были написаны очень быстро. Авторство Пушкин приписал Ивану Петровичу Белкину, а себя выдал за издателя. Из предисловия мы узнаем, что Иван Петрович из семьи секунд-майора, получивший воспитание у деревенского дьячка. Служил в егерском полку, вышел в отставку, но плохо справлялся с управлением родительским имением. Человек ничем не выдающийся, но честный, стыдливый, умеренный в излишествах. Он охотник до историй, увлекался словесностью и имел склонность к сочинительству.Написаны повести просто, но построены невероятно сложно и интересно. В текстах несколько рассказчиков: ироничный автор (издатель), вымышленный простоватый Иван Петрович, и те, кто поведал Белкину эти истории. Кажется, что сюжеты взяты из реальной жизни, а не выдуманы одним человеком.Пушкиным создана особая система повествования, ломающая привычные литературные схемы и романтические штампы, показывая, что жизнь непредсказуема и может быть интереснее любых фантазий. Эта идея – связующее звено повестей. Пушкин изменил при публикации первоначальный порядок текстов по дате написания.

В первой повести «Выстрел», написанной 14 октября, история излагается тремя рассказчиками: подполковником И.Л.П., графом и Сильвио. Главный герой придумывает сюжет своей собственной жизни, которую он связывает с ожиданием мести человеку, оскорбившему его самолюбие. Он мечтает отомстить обидчику тогда, когда тот будет ценить жизнь превыше всего. Но в конце повести нарушает планы и стреляет не в графа, а в картину. Но, что парадоксально, самому суждено погибнуть там, где не было сделано ни одного выстрела, в битве под Скулянами в рукопашном бою.Вторая повесть «Метель» была написана последней, 20 октября. Эту историю Белкину рассказала девица К.И.Т. Герои повести придумывают романтический план своей жизни: побег, тайное венчание, прощение родителей. Но роковая метель путает их планы. Мария Гавриловна невольно обвенчана с незнакомцем, а ее жених вскоре гибнет. Но, наказав героев за легкомыслие в юности, судьба предлагает свою, более интересную развязку. Бурмин и Мария Гавриловна, выстрадав свое счастье вынужденным одиночеством, обретают настоящую любовь.Повесть «Гробовщик» написана первой, 9 сентября. В услышанной от приказчика Б.В. истории рассказывается о новоселье гробовщика Андриана Прохорова. Во сне он видит своих клиентов-мертвецов, благодаря которым благоденствует. У гробовщика просыпается совесть, но финал остается открытым.В «Станционном смотрителе», написанной 14 сентября, Белкиным со слов титулярного советника А.Г.Н. повествуется о жизни смотрителя, а сам Вырин поведал о дочери. В повести тоже ломается ожидаемое развитие сюжета, который дан назидательно в картинках о блудном сыне. Вырин уверен, что только он может спасти свое заблудшее дитя от постыдной участи, и даже желает дочери смерти. Но развязка оказалась иной. Дуня – барыня и счастливая мать, хотя не сможет избавиться от чувства вины, не успев попросить у отца прощения. Жизнь опять не вписалась в традиционные представления.«Барышня – крестьянка, законченная 20 сентября, – почти водевильная история, узнанная опять от девицы К.И.Т. Лиза, дочь помещика, притворяется крестьянкой, чтобы познакомиться с сыном враждующего с отцом соседа. Она очень нравится Алексею, и он готов отказаться жениться на дворянке. Герои, играя в естественность, переступая через предрассудки и условности, становятся по-настоящему естественными. Игра не заводит героев в тупик, а дарует шанс стать счастливыми.Жаль, что после издания в 1831 г. «Повести Белкина» восприняли как собрание простых и занятных «анекдотов». Эти творения при внешней простоватости наполнены глубоким смыслом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: