Эпилог
Подходит к концу наша статья, описывающая краткое содержание. «Завтра была война» заканчивается следующим образом. Автор возвращается через 40 лет в город на встречу выпускников. Из компании остались в живых лишь Валька «Эдиссон», Пашка Остапчук и Зина.
Повесть Б. Л. Васильева «Завтра была война» поднимает серьезные, отнюдь не детские проблемы, которые заставляют о многом задуматься.
Характеристика Сашки Стамескина? из книга «А завтра была война» и получил лучший ответ
Ответ от N Еще год назад имя Сашки Стамескина склонялось на всех педсоветах, фигурировало во всех отчетах и глазело на мир с черной доски, установленной в вестибюле школы. Саша был хулиганом и бесшабашным мальчишкой, но после того, как Искра взяла его под свою опеку, он исправился. Повесть Б. Л. Васильева «Завтра была война» Основная часть — это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние события, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя. Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, размышляя вместе с автором над прошлым. В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова — бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех «истинах», которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет. Зина Коваленко — ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры. Вика Люберецкая — самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек. Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассни цами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод. Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами. В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы — Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление. Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и изменит
Черепанова Татьяна.
Сочинение-рецензия. Повести Бориса Васильева находятся вне времени, так как затрагивают общечеловеческие проблемы, что и попыталась выявить ученица.
Глава четвертая. Кого выбрать?
В каждом учебном году Зина выбирает для себя нового возлюбленного. При этом ее целью было не понравиться объекту воздыхания, а мечтать о взаимности и страдать от ревности. Однако в этом году влюбиться у нее не получилось. Дело было в том, что она никак не могла выбрать среди трех претендентов, одним из которых был Юра, первый красавец в школе. В метаниях Зиночка написала 3 одинаковых письма к разным адресатам. Но ни одно отправить сразу не решилась. За несколько дней раздумий два послания она потеряла, и одно из них случайно нашла Валендра. Учительница отнесла находку к директору, но тот просто сжег письмо.
В это же время дружеские отношения между Искрой и Сашкой переросли в нечто большее. Как-то, гуляя по парку, они поцеловались.
Отзыв о книге, «Крыжовник».
Обсуждение вопроса:
Чехов создавал рассказы, которые по внешней видимости казались юмористическими миниатюрами, но по внутреннему содержанию они отличаются художественной глубиной и силой. В рассказе звучит призыв против спокойствия наглых и сытых.
Мне очень понравился этот рассказ, так как в нем высмеивается гнусное собственническое «счастье», построенное на несчастьях большинства людей.
Во всех этих трёх произведения поднимаются темы ограниченного существования человека, который каким бы то ни было способом сам себя запирает в футляр своих действий и живёт неправильно, в угоду лишь себе, превращая и свою жизнь, и жизнь близких ему людей и простого окружения в невыносимую пытку.
Эти три рассказа, входящие в маленькую трилогию объединяют ещё и три героя, которые по очереди выступают в этих произведениях то слушателями, то рассказчиками и от их имени и ведутся рассказы об ограниченных людях, которым свойственна футлярность.
В общем, рассказ получился очень достойным и поучительным. Прочитать его рекомендую всем, особенно тем, мимо кого он прошёл в школе. Проанализировав это произведение каждый думающий человек придёт к выводу, ради чего стоит жить. Исполнить свою давнюю мечту всегда похвально, только оправдывает ли цель средства, с помощью которых это будет происходить? Нельзя быть настолько алчным, самолюбивым и равнодушным к другим людям.
Сюжетная линия рассказа «Крыжовник» незамысловата и проста. Иван Иваныч и Буркин заходят в гости к бедному помещику Алёхину, проживающему в деревне Софьино. За чашкой чая с вареньем Иван Иваныч о своём младшем брате Николае, который всю жизнь мечтал обзавестись маленькой усадьбой с кустами крыжовника. В конце концов, ему это удаётся, но читатель понимает, какой высокой ценой.
Своим приятелям Иван Иваныч высказывает мысль, что человеческое счастье заключается не в материальном достатке, а в добрых и искренних поступках. Налицо факт того, что два родных брата, дети одних родителей, могут разительно отличаться во взглядах на жизнь и главные жизненные ценности.
В рассказе «Крыжовник» Чехов ставит проблему смысла жизни. Казалось бы, это — вечный вопрос, и уже не один писатель поднимал его в своих произведениях. Зачем же Чехову повторяться? А он все делает несколько иначе, чем остальные. Чехов не ищет обобщений, он на конкретной судьбе человека показывает, как крыжовник и усадьба могут стать смыслом человеческой жизни, сделать его счастливым. Только вот, что это теперь за человек?
Кроме того, автор ставит в рассказе проблему счастья. А есть ли оно вообще как таковое? Или, если человек духовно богат, то он просто обречен на страдания? Мне кажется, наиболее близкие автору взгляды высказывает Иван Иваныч. «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… А между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие…» — Чехов не понимает и не принимает приспособляемости к такой жизни.
Источник
Сюжет повести «Завтра была война»
Вторая мировая война разделила жизнь и мировоззрение миллионов людей на «до» и «после». Великая Отечественная война унесла сотни тысяч жизней, переломала человеческие судьбы и оставила неизгладимый след в сердцах тех, кто жил в это время и принимал участие. Как и любое событие, отражающееся эмоционально в психике, война заставила многих изложить свои впечатления и переживания на бумаге. Одним из таких произведений, автор которого пережил ужасы великой Отечественной, является повесть Бориса Васильева «Завтра была война».
Замечание 1
В этом произведении нет описаний военного быта и сражений, как в других рассказах военного времени. Нет в этом произведении и обвинений в сторону немцев и фашистов.
В этом произведении речь идет о подростках, учениках 9»Б», которые собираются сделать шаг во взрослую жизнь. Школьники мечтают о светлом будущем, о любви, взаимности, о счастье. Читатель словно видит их много лет спустя и представляет, какими станут герои. Все они, шестнадцатилетние подростки, верили, что впереди счастливая интересная жизнь.
Однако судьба решила иначе и не дала им возможность познать радость и счастье.
Повесть «Завтра была война» — это реквием по несбывшимся мечтам, по неосуществленным надеждам, по жизни, которая должна была быть прожита по законам бытия, но которой не было. Эпилог произведения пронизывает глубочайшая печаль, потому что не должно быть в природе так, чтобы дети умирали вместе с родителями и чтобы ребенок, даже не повзрослев, становился героем и увековечивал в памяти людей свое имя раньше времени.
Действия начала повести происходят осенью 1940 года. В 9 «Б» классе все, как обычно – контрольные, учебники, школьные заботы, беззаботная суета на переменках, списывания и подсказки. Но в головах юношей и девушек уже появляются вопросы об ответственности и об истине, возникают новые, манящие и неизвестные ощущения. В сердце каждого школьника начинает происходить осознание себя как взрослого человека, как личности. Каждый из школьников начал проявлять черты индивидуальности.
Самая яркая героиня повести «Завтра была война» — Искра Полякова. Она является старостой класса, лидером и хорошим товарищем. К ней обращаются в случае проблем, у нее ищут поддержки и твердо знают, что она поможет найти выход из любой ситуации. Однако, несмотря на кажущуюся внешнюю холодность, строгость, бесстрашие, Полякова была одинокой девушкой и ее смелость была только маской, под которой скрывались не только от окружающих, но даже и от нее самой, чувствительность и доброта. Искра Полякова, воспитанная строгой, суровой женщиной, становилась все больше похожей на мать. Такие люди окружающих привлекают своей решимостью, смелостью, но многие даже не подозревают, насколько сильно они нуждаются в помощи и понимании. Героиня повести героически погибла, в очередной раз спрятав свой страх и доказав любовь к Родине.
В повести про школьников автор поднимает совсем не детские проблемы. В диалогах школьников читатель видит отчаянные попытки найти ответы на вопросы:
- Существует ли абсолютная истина?
- Что такое счастье?
- Как пережить сложности в жизни?
Трудностей на пути героев повести оказывается много.
Автор с точки зрения детей показывает события, которые произошли с Викой и ее отцом. Это огромная трагедия, закончившаяся самоубийством. Однако и тут одноклассники не опустили руки, не растерялись, не остались в стороне. Они всегда были вместе, везде сплоченной командой смотрели в лицо проблемам, пытались их решить. Вместе они открывали все двери, и вместе же противостояли взрослым либо искали помощи. В этой сплоченности заключалась дружба, которая бывает лишь в детстве. Это дружба, не ограниченная социальным положением и обязательствами, дружба, когда ты готов на все ради друга.
На долю этих подростков выпало первое серьезное испытание. Именно в такой ситуации, в горе, а не в радости, каждый показывает свое настоящее лицо, раскрывает себя без остатка и сближается с настоящими товарищами. Смерть всегда неожиданна, а в шестнадцать лет – тем более. Подростки пережили это вместе. На их сердцах тяжелым грузом лежат воспоминания. Возможно, именно поэтому автор не в восторге от встреч с одноклассниками. Слишком больно ворошить прошлое, и слишком глубоки эти раны. Нередко молчаливый понимающий взгляд приятнее пустой беседы.
В 1987 году по этой повести был снят одноименный фильм. Режиссером картины был Юрий Кара.
Война в учебниках истории – это череда сражений, капитуляции, переговоры, мирные договоры и контрибуции. Война в повети Бориса Васильева – это искалеченные судьбы и перечеркнутые жизни.
Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война»
Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева. Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь.
Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» — это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей.
Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.
Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова — лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.
В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много.
С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде – вместе, везде – сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи – и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга. На долю ребят выпало первое в их жизни серьезное испытание. Смерть – всегда нежданная гостья, тем более в шестнадцать лет. Именно в таких ситуациях, не в радости, а в горе, каждый показывает свое истинное лицо, раскрывается без остатка и еще больше сближается с настоящими друзьями. Подростки пережили это вместе, и, возможно, поэтому автор не испытывает восторга от встреч с одноклассниками. Воспоминания лежат тяжелым камнем на их сердцах и слишком больно ворошить старые раны. Молчаливый понимающий взгляд нередко бывает приятнее получаса пустой беседы.
Популярные сегодня темы
Парикмахерская Осипа Абрамовича представляется обычной цирюльней в бедном районе города. Не опрятные посетители и грязная обстановка, окружавшая их, нагоняла тоску.
Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.
Сравнительная характеристика в таблице
Уважение – это почтительное отношение к окружающим людям, особенно старшим. Каждый под данным выражением представляет что-то своё. Сверстники, например, могут думать, что уважение заключается в слепом
Повествование о том, что происходит в достаточно старом доме, а также о тех, кто живет в его стенах. Благодаря повествованию мы узнаем, что у дома достаточно обитателей, а множество проблем доставлял дом и его постоянные жители
Источник
Популярные сегодня темы
- Анализ поэмы Гоголя Мертвые души Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте.
- План рассказа Великолепный маляр (Марк Твен 4 класс) Ясное субботнее утро вселяло тепло в умы и сердца людей, активизируя их деятельность, пробуждая оптимизм, умиротворённость, возводя жизнеутверждающие принципы в деяния и помыслы
- Как озаглавить главы в романе Дубровский ответ
- Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых — тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей
- Сочинение по повести Алые паруса Грина 6 класс Грин написал просто превосходную повесть, которая называется «Алые паруса». Ее на сегодняшний день изучают в школе. В ней он рассказывает о том, что любой человек должен верить в чудеса, и они обязательно исполнятся.
РУСТЬЮТОРС
Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать, как мы убегали с уроков, курили в котельной и устраивали толкотню в раздевалке, чтобы хоть на миг прикоснуться к той, которую любили настолько тайно, что не признавались в этом самим себе. Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех, кого нет на этой земле: я хочу понять. Ведь никто же не хотел умирать, правда?А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила смерть. Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. Но из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.
А еще мы с детства играли в то, чем жили сами. Классы соревновались не за отметки или проценты, а за честь написать письмо папанинцам или именоваться «чкаловским», за право побывать на открытии нового цеха завода или выделить делегацию для встречи испанских детей.
И еще я помню, как горевал, что не смогу помочь челюскинцам, потому что мой самолет совершил вынужденную посадку где-то в Якутии, гак и не долетев до ледового лагеря. Самую настоящую посадку: я получил «плохо», не выучив стихотворения. Потом-то я его выучил: «Да, были люди в наше время…» А дело заключалось в том, что на стене класса висела огромная самодельная карта и каждый ученик имел свой собственный самолет. Отличная оценка давала пятьсот километров, но я получил «плохо», и мой самолет был снят с полета. И «плохо» было не просто в школьном журнале: плохо было мне самому и немного — чуть-чуть! — челюскинцам, которых я так подвел.
Улыбнись мне, товарищ. Я забыл, как ты улыбался, извини. Я теперь намного старше тебя, у меня масса дел, я оброс хлопотами. как корабль ракушками. По ночам я все чаще и чаще слышу всхлипы собственного сердца: оно уморилось. Устало болеть.
Я стал седым, и мне порой уступают место в общественном транспорте. Уступают юноши и девушки, очень похожие на вас, ребята. И тогда я думаю, что не дай им Бог повторить вашу судьбу. А если это все же случится, то дай им Бог стать такими же.
Между вами, вчерашними, и ими, сегодняшними, лежит не просто поколение. Мы твердо знали, что будет война, а они убеждены, что ее не будет. И это прекрасно: они свободнее нас. Жаль только, что свобода эта порой оборачивается безмятежностью…
В девятом классе Валентина Андроновна предложила нам тему свободного сочинения «Кем я хочу стать?». И все ребята написали, что они хотят стать командирами Красной Армия. Даже Вовик Храмов пожелал быть танкистом, чем вызвал бурю восторга. Да, мы искренне хотели, чтобы судьба наша была суровой. Мы сами избирали ее, мечтая об армии, авиации и флоте: мы считали себя мужчинами, а более мужских профессий тогда не существовало.
В этом смысле мне повезло. Я догнал в росте своего отца уже в восьмом классе, а поскольку он был кадровым командиром Красной Армии, то его старая форма перешла ко мне. Гимнастерка и галифе, сапоги и командирский ремень, шинель и буденовка из темно-серого сукна. Я надел эти прекрасные вещи в один замечательный день и не снимал их целых пятнадцать лет. Пока не демобилизовался. Форма тогда уже была иной, но содержание ее не изменилось: она по-прежнему осталась одеждой моего поколения. Самой красивой и самой модной.
Мне люто завидовали все ребята. И даже Искра Полякова.
— Конечно, она мне немного велика, — сказала Искра, примерив мою гимнастерку. — Но до чего же в ней уютно. Особенно, если потуже затянуться ремнем.
Я часто вспоминаю эти слова, потому что в них — ощущение времени.Проблемы:
- Как война повлияла на детей? (Война лишила их нормальной жизни, не давая возможности повзрослеть, лишила их детства, беззаботности)
- Почему в молодости люди более смелые? (Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие)
- Чем отличается «поколение военного времени от других поколений. (Другие поколения более свободны, потому что знают, что им нечего бояться)
- О чем мечтали дети войны? (Их мечты были связаны с суровой реальностью, они мечтали защищать Родину)
- В чем заключался дух военного времени? (Во всеобщей готовности защищать свою Родину, в мечтах, играх, отношении к жизни)
- Как ужасы войны отражаются на судьбе человека и его жизни? (Они не дают покоя, сердце болит, воспоминания терзают и остаются с человеком навсегда)
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Истинное лицо
Алеша – простой мальчик. Он очень скучает по своим родителям, с которыми ему пришлось расстаться из-за обучения в пансионате. Автор подчеркивает трепетное и бережное отношение Алеши к своим родителям.
Герой любит общаться со своими друзьями. Мальчик очень дружелюбен. Однако когда друзья Алеши уезжают на выходные, главному герою очень грустно и одиноко находиться наедине с самим собой.
Алеша любит читать книги, в них он черпает вдохновение. Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела большое значение: герой очень любил гулять в саду.
Алеша отличается своей добротой и отзывчивостью. Об этом говорит и его хорошее отношение к животным. Он подкармливает птиц, а когда его любимую черную курицу пытаются зарезать, он спасает ее. За это он и получает волшебную семечку.