Семейный человек

Анализ произведения шибалково семя шолохова

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа — небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит. Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Сочинение Актер в пьесе Горького На дне

Пьеса А.М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Постановка пьесы была разрешена только в одном театре – МХТ. Несмотря на это, пьеса имела огромный успех.

Всё действие, описанное в произведении, происходит в одной из петербургских ночлежек. Обитатели этого пристанища являют собой людей из самого низкого социума. Тут проживают бок о бок алкоголики, проститутки, воры и карточные шулера. В основной массе это те, кому просто некуда больше податься. Кто-то из них живёт с мыслью о том, что в его жизни ещё возможно что-то изменить в лучшую сторону. А кто-то уже давно опустил руки и «плывёт по течению».

Одним из второстепенных персонажей пьесы является Актёр. Он, вспоминая свою прошлую жизнь, рассказывает, что работал в театре и даже сыграл когда-то роль могильщика в пьесе «Гамлет». Пытается вспоминать какие-то стихи и цитаты, но память его всё время подводит. Он помнит свой сценический псевдоним, но никак не может вспомнить своё настоящее имя. Актёр — человек опустившийся, сильно пьющий, нигде не работающий. Он давно перестал сопротивляться обстоятельствам, приведшим его в ночлежку. Деньги для выпивки он выпрашивает у другого обитателя ночлежки – вора Васьки Пепла.

Но вот появляется новое действующее лицо – странствующий старик Лука. Он спокоен и рассудителен. Общаясь с населяющими ночлежку людьми, он пытается не только примирить их между собой. Каждому он хочет подарить надежду на лучшее будущее. Не все внимают его увещеваниям. Актёру он рассказывает о том, что болезнь алкоголизм излечима. И, якобы есть даже бесплатная больница, в которой могут бесплатно излечить от этого недуга. Вот только город, где находится эта лечебница, Лука якобы забыл.

Сатин, карточный шулер, не верит в россказни Луки . И артиста призывает не верить. Была ли на самом деле такая больница или нет, Актёр ухватился за мысль об излечении, как за соломинку. Человек стал жить мечтой о том, что он вылечится и начнёт жить по-новому. Он даже стал откладывать деньги для поездки в заветный город с бесплатной больницей для алкоголиков. Но в ночлежке случилась драка. Странник Лука исчез так же внезапно, как и появился.

Артист, поддерживаемый Лукой, стал терять уверенность в светлом и радостном будущем. А «дно» продолжало затягивать его всё больше. Не справившись с ситуацией, Актёр свёл счёты с жизнью.

Все сочинения

Вариант 2

В данном произведении автор показывает во что может превратиться обычный человек, попав в неестественную ситуацию Гражданской войны, где ожесточение сторон заставляет людей переступать через то, что раньше было для них свято.

Главный герой рассказа Мишикара был отцом девятерых детей. Шолохов ничем не показывает что-либо необычное в этом человеке до начала противостояния белых и красных. Это хороший семьянин, желающий жить своей жизнью и остаться в стороне от наступающей в стране смуты. Когда двое из его сыновей – Иван и Данила прониклись идеями красных и решили воевать на их стороне, то отец лишь отказался последовать за ними, но и препятствовать не стал.

Однако вскоре Мишикара был мобилизован в Белую армию и, таким образом, стал сражаться на другой стороне. Из рассказа видно, что идеи его абсолютно не интересовали, на войну он пошел потому, что заставили. Это обстоятельство говорит не только об отсутствии каких-либо убеждений, но и о слабости характера.

Дальнейшее повествование строится на расправе над пленными. Следует отметить, что писатель принимал участие в Гражданской войне в казачьих областях и своими глазами видел зверства, творимые обеими сторонами.

Когда Данила попадает в плен к отряду, в котором служит его отец, то того заставляют принять участие в расправе над красным. Мишикара сначала, как нормальный человек, пытается отказаться, но ему грозят, что, в результате отказа, от участия в казни он станет следующей жертвой. Отец ударил своего сына штыком, в числе прочих. Это послужило началом его моральной деградации.

После того, как был захвачен в плен и его второй сын Иван, Мишикаре было поручено конвоировать того, причем в одиночку. Иван просил отца отпустить его, причем упал при этом на колени. После этого, отец, пообещав, что отпустит и выстрелит лишь для вида, хорошо прицелился и сознательно убил и второго сына.  Причиной послужили не идеологические разногласия или слепая ярость, порожденная борьбой, Мишикара просто боялся, что это проверка и предпочел спасти себя от возможного наказания, ценой жизни сына. Причиной опять послужила трусость, помноженная на уже совершенный им поступок в отношении Данилы. Теперь этот человек стал способен на все смута пробудила в нем, то что в других обстоятельствах никогда бы не проявилось.

Рассказ учит тому до чего человека, слабого духом, могут довести экстремальные обстоятельства, подобные произошедшим в ходе Гражданской войны.

Сочинение Актер в пьесе Горького На дне

Пьеса А.М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Постановка пьесы была разрешена только в одном театре – МХТ. Несмотря на это, пьеса имела огромный успех.

Всё действие, описанное в произведении, происходит в одной из петербургских ночлежек. Обитатели этого пристанища являют собой людей из самого низкого социума. Тут проживают бок о бок алкоголики, проститутки, воры и карточные шулера. В основной массе это те, кому просто некуда больше податься. Кто-то из них живёт с мыслью о том, что в его жизни ещё возможно что-то изменить в лучшую сторону. А кто-то уже давно опустил руки и «плывёт по течению».

Одним из второстепенных персонажей пьесы является Актёр. Он, вспоминая свою прошлую жизнь, рассказывает, что работал в театре и даже сыграл когда-то роль могильщика в пьесе «Гамлет». Пытается вспоминать какие-то стихи и цитаты, но память его всё время подводит. Он помнит свой сценический псевдоним, но никак не может вспомнить своё настоящее имя. Актёр — человек опустившийся, сильно пьющий, нигде не работающий. Он давно перестал сопротивляться обстоятельствам, приведшим его в ночлежку. Деньги для выпивки он выпрашивает у другого обитателя ночлежки – вора Васьки Пепла.

Но вот появляется новое действующее лицо – странствующий старик Лука. Он спокоен и рассудителен. Общаясь с населяющими ночлежку людьми, он пытается не только примирить их между собой. Каждому он хочет подарить надежду на лучшее будущее. Не все внимают его увещеваниям. Актёру он рассказывает о том, что болезнь алкоголизм излечима. И, якобы есть даже бесплатная больница, в которой могут бесплатно излечить от этого недуга. Вот только город, где находится эта лечебница, Лука якобы забыл.

Сатин, карточный шулер, не верит в россказни Луки. И артиста призывает не верить. Была ли на самом деле такая больница или нет, Актёр ухватился за мысль об излечении, как за соломинку. Человек стал жить мечтой о том, что он вылечится и начнёт жить по-новому. Он даже стал откладывать деньги для поездки в заветный город с бесплатной больницей для алкоголиков. Но в ночлежке случилась драка. Странник Лука исчез так же внезапно, как и появился.

Артист, поддерживаемый Лукой, стал терять уверенность в светлом и радостном будущем. А «дно» продолжало затягивать его всё больше. Не справившись с ситуацией, Актёр свёл счёты с жизнью.

Популярные сегодня пересказы

  • Фальстаф — краткое содержание оперы Верди События получают развитие в четырнадцатом веке на территории Англии, первая сцена развязывается в трактире, которое получило название «Подвязка». Сэр Фальстаф с удовольствием расположился за столом
  • Городок в табакерке — краткое содержание сказки Одоевского Произведение Городок в табакерке В. Одоевский написал в 1834 году. Эта сказка считается одной из лучшей в творчестве писателя. В ней он в сказочной форме показал принципы построения любого государства.
  • Повесть о Сонечке — краткое содержание повести Цветаевой Марина Ивановна написала массу замечательных прозаических произведений. К таким относится ее творение «Повесть о Сонечке». Краткое содержание представлено в этой статье. Оно очень интересное
  • Сон — краткое содержание рассказа Тургенева Рассказчик вспоминает ту пору своей юности, когда он жил с матерью в маленьком курортном городке. Его матушка была женщиной привлекательной, но после смерти мужа замуж больше не вышла и постоянно одевалась в чёрную одежду.

Шинель

Темой этой повести является протест общественным порядкам, которые ограничивают личность, а также продолжает удерживаться тема неравенства населения.

Акакий Башмачкин – живет работой, ничем не выделяется, даже голоса его почти никто никогда не слышал.

Портной Григорий Петрович – крепостной, свои обязанности выполняет хорошо, но много пьет, за что на него ругается его жена.

Значительное лицо – человек, который мог помочь Башмачкину, но он хотел показать свою гордость, и прогнал его.

Мать Башмачкина – чиновница, хорошая женщина.

Отец Башмачкина – Акакий.

Жена Петровича – та, что ругалась с Петровича за то, что тот пьет

Приведение чиновника – отобрал у чиновника шинель – это и есть сам Башмачкин, после своей смерти.

Башмачкин, ничем не выделяющийся чиновник, которого все унижали понял, что его шинель пришла в негодность и он стал копить на новую, так как старую починить уже было невозможно. Понимая, что может купить себе новую шинель делало его радостнее, «живее».

Спустя полгода упорной работы, нужная сумма была накоплена. Он купил новую шинель, но не проходил в ней и дня, по очередному возвращению домой после работы он наткнулся на грабителей, которые и забрали у него шинель.

В полиции не принялись разбираться с этим делом, собственно говоря, как и значительное лицо, которое даже не выслушало его. По дороге домой Акакий попал в сильную метель, но он был в своей старой дырявой шинели с дырками, он замерз и умер от холода.

Вскоре он предстает перед нами в виде призрака и стал появляться в том месте где его ограбили. Призрак стал мстить людям и также отбирал у них шинели. Потом он увидел шинель на значительном лица и снял ее с него, после чего он был доволен и больше не появлялся в этом городе.

Ссылки[ | ]

  • Семейный человек.
  • Семейный человек
  • Краткое содержание Семейный человек Шолохов для читательского дневника
Произведения Михаила Александровича Шолохова
Романы
  • Тихий Дон
  • Поднятая целина
  • Они сражались за Родину
Рассказы
  • Лазоревая степь
  • Родинка
  • Пастух
  • Продкомиссар
  • Коловерть
  • Шибалково семя
  • О Донпродкоме и злоключениях заместителя Донпродкомиссара товарища Птицына
  • Алёшкино сердце
  • Илюха
  • Бахчевник
  • Кривая стёжка
  • Председатель Реввоенсовета республики
  • Нахалёнок
  • Путь-дороженька
  • Семейный человек
  • Двухмужняя
  • Обида
  • О Колчаке, крапиве и прочем
  • Жеребёнок
  • Батраки
  • Чужая кровь
  • Червоточина
  • Ветер
  • Мягкотелый
  • Один язык
  • Наука ненависти
  • Судьба человека
Персонажи
  • Андрей Соколов
  • Григорий Мелехов

Вариант 2

В данном произведении автор показывает во что может превратиться обычный человек, попав в неестественную ситуацию Гражданской войны, где ожесточение сторон заставляет людей переступать через то, что раньше было для них свято.

Главный герой рассказа Мишикара был отцом девятерых детей. Шолохов ничем не показывает что-либо необычное в этом человеке до начала противостояния белых и красных. Это хороший семьянин, желающий жить своей жизнью и остаться в стороне от наступающей в стране смуты. Когда двое из его сыновей – Иван и Данила прониклись идеями красных и решили воевать на их стороне, то отец лишь отказался последовать за ними, но и препятствовать не стал.

Однако вскоре Мишикара был мобилизован в Белую армию и, таким образом, стал сражаться на другой стороне. Из рассказа видно, что идеи его абсолютно не интересовали, на войну он пошел потому, что заставили. Это обстоятельство говорит не только об отсутствии каких-либо убеждений, но и о слабости характера.

Дальнейшее повествование строится на расправе над пленными. Следует отметить, что писатель принимал участие в Гражданской войне в казачьих областях и своими глазами видел зверства, творимые обеими сторонами.

Когда Данила попадает в плен к отряду, в котором служит его отец, то того заставляют принять участие в расправе над красным. Мишикара сначала, как нормальный человек, пытается отказаться, но ему грозят, что, в результате отказа, от участия в казни он станет следующей жертвой. Отец ударил своего сына штыком, в числе прочих. Это послужило началом его моральной деградации.

После того, как был захвачен в плен и его второй сын Иван, Мишикаре было поручено конвоировать того, причем в одиночку. Иван просил отца отпустить его, причем упал при этом на колени. После этого, отец, пообещав, что отпустит и выстрелит лишь для вида, хорошо прицелился и сознательно убил и второго сына. Причиной послужили не идеологические разногласия или слепая ярость, порожденная борьбой, Мишикара просто боялся, что это проверка и предпочел спасти себя от возможного наказания, ценой жизни сына. Причиной опять послужила трусость, помноженная на уже совершенный им поступок в отношении Данилы. Теперь этот человек стал способен на все смута пробудила в нем, то что в других обстоятельствах никогда бы не проявилось.

Рассказ учит тому до чего человека, слабого духом, могут довести экстремальные обстоятельства, подобные произошедшим в ходе Гражданской войны.

Герои пьесы «На дне»: таблица

герой как оказался на «дне» характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он «хороший» и «веселый».

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о «теплом ветерке» и «вечном солнце».

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто литературные произведения.

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Критика

Высокая оценка произведения была сделана в отзыве на сборник «Лазоревая степь»:

Такую вещь, как «Семейный человек», силою обстоятельств вынужденный собственной рукой умертвить своих двух сыновей, без волнения, без биения сердца не прочтешь. Рассказ волнует читателя, восстанавливая страшные дни 1918―19 гг. <…> В некоторых вещах автор сумел чрезвычайно развернуть фабулу рассказа. Так, «Семейный человек» начинается с очень обыденного упрёка, брошенного мимоходом в разговоре с автором «нонешних» детей ― стариком казаком. И тут же незаметно автор разворачивает ленту рассказа, прямо вытекающую из этой нечаянно обронённой фразы. В этом определённое достижение автора.

И. М. Машбиц-Веров также относил «Семейного человека» к произведениям «бесспорно значительным <�…> в смысле собственно-литературном», которые «содержат обещание крупных достижений».

По мнению В. М. Литвинова, «Семейный человек» ― это «строгий моральный суд над казаком Микишарой, который считал, что ради доброго дела можно пойти на любую подлость».

Композиция и жанр

«Судьба человека» относится к категории рассказов — так утверждал сам автор. Кроме того, произведение полностью соответствует указанному жанру. Однако по трагичности и глубине содержания, которая охватывает целое человечество, творение Шолохова можно назвать эпохальной эпопеей. Михаил Александрович изображает жизнь советского народа в военное время.

Творение писателя относится к реалистическому направлению, ведь оно основано на реальных событиях, все персонажи имеют прототипов. Композиционно произведение представляет собой «рассказ в рассказе», изложение событий идет от нескольких человек. Повествование начинается от имени автора.

Критики очень точно подметили, насколько язык писателя отличается от манеры повествования героя.

Популярные сегодня пересказы

  • Человек-амфибия — краткое содержание романа Беляева С первых страниц произведения перед нами предстает Бальтазар, который был помощником капитана небольшого корабля Педро Зуриты. Старый индеец только собирался засыпать, как услышал песню.
  • Шоу Ирвин Ирвин Шоу – это псевдоним данного писателя. Настоящие имя и фамилия — Ирвин Гилберт Шамфорофф. Ирвин родился 27.02.1913 года в Нью-Йорке. Его родителями были русские евреи.
  • Кубок — краткое содержание баллады Жуковского Жил в одном государстве владыка. Как-то раз, он захотел, чтобы его верные рыцари продемонстрировали, как они верны своему царю. Он предложил им прыгнуть с горы за своим кубком. Участвовать могли все: и храбрый воин, и простой житель
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка — краткое содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — одна из наиболее любимых русских народных сказок. В ней рассказывается о любви сестры и брата друг к другу, о послушании, смирении, зависти, коварстве, справедливости.

Вариант 2

Шолохов – это автор, который всегда в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности, человеческой души, человеческой личности, и всех тех аспектов нашей жизни, которые так или иначе имели место быть в нашей бытовой жизни. Также он затрагивал множество тем, одной из которых являлась семья, и эта тема нашла своё отражение в произведении “Семейный человек”.

Семья – это самое близкое, что есть у любого человека в мире, независимо от отношений с ней. Однако чтобы в твоей семье было всё хорошо, ты должен обладать хорошими личностными качествами, дабы не предать или же не бросить тех людей, которые тебе доверяют. Однако далеко не всегда это происходит именно так. В произведении автор нас знакомит с довольно простым человеком, который воспитывает девятерых детей. Все они живут себе, не задумываясь о надвигающейся угрозе, а ведь стоило бы, так как скоро начнётся война между красными и белыми. Отец семейства волнуется насчёт начала смуты, однако его беспокоит не то, что его семья может пострадать. Его беспокоит только сохранность его собственной персоны, что и говорит о нём как о слабохарактерном человеке, что впоследствии и видно из произведения, в котором он ещё не раз предаст свою семью.

Образом и действиями данного персонажа автор раскрывает перед нами главную проблематику произведения – трусость перед возможной ответственностью. В произведении главный герой, побоявшись возможного исхода своего путешествия, решает предать всё то, что было ему дорого. Попросту побоявшись смерти он решает бросить все моральные устои и бросить на пыльную полку свои убеждения. Для него больше нет ничего дороже своей сохранности, даже сохранность его детей. Именно этим автор и принижает поведения данного персонажа, ведь у человека не может быть ничего дороже его семьи, его детей, но, однако, главный герой данного произведения заботится только о своей шкуре.

В заключении автор показывает, до чего доводит трусость и человеческая отчуждённость от всего происходящего. Главный герой уже практически полностью морально дестабилизировав своё состояние, делает последний выстрел, как для своего сына, так и для своей нравственной составляющей, полностью разрушая её. Это и является показателем проблемы нравственности в произведении, которую так яростно и с живостью выражал Шолохов в своём произведении “Семейный человек” как бы иронизируя самим названием произведения.

Критика

Высокая оценка произведения была сделана в отзыве на сборник «Лазоревая степь»:

Такую вещь, как «Семейный человек», силою обстоятельств вынужденный собственной рукой умертвить своих двух сыновей, без волнения, без биения сердца не прочтешь. Рассказ волнует читателя, восстанавливая страшные дни 1918―19 гг. <…> В некоторых вещах автор сумел чрезвычайно развернуть фабулу рассказа. Так, «Семейный человек» начинается с очень обыденного упрёка, брошенного мимоходом в разговоре с автором «нонешних» детей ― стариком казаком. И тут же незаметно автор разворачивает ленту рассказа, прямо вытекающую из этой нечаянно обронённой фразы. В этом определённое достижение автора.

И. М. Машбиц-Веров также относил «Семейного человека» к произведениям «бесспорно значительным <�…> в смысле собственно-литературном», которые «содержат обещание крупных достижений».

По мнению В. М. Литвинова, «Семейный человек» ― это «строгий моральный суд над казаком Микишарой, который считал, что ради доброго дела можно пойти на любую подлость».

Ссылки

  • Семейный человек.
  • Семейный человек
  • Краткое содержание Семейный человек Шолохов для читательского дневника
Произведения Михаила Александровича Шолохова
Романы
  • Тихий Дон
  • Поднятая целина
  • Они сражались за Родину
Рассказы
  • Родинка
  • Пастух
  • Продкомиссар
  • Коловерть
  • Шибалково семя
  • О Донпродкоме и злоключениях заместителя Донпродкомиссара товарища Птицына
  • Алёшкино сердце
  • Илюха
  • Бахчевник
  • Кривая стёжка
  • Председатель Реввоенсовета республики
  • Нахалёнок
  • Путь-дороженька
  • Семейный человек
  • Двухмужняя
  • Обида
  • О Колчаке, крапиве и прочем
  • Жеребёнок
  • Батраки
  • Чужая кровь
  • Червоточина
  • Ветер
  • Мягкотелый
  • Один язык
  • Наука ненависти
  • Судьба человека
Персонажи
  • Андрей Соколов
  • Григорий Мелехов

История создания рассказа «Судьба человека»

В основе произведения лежит реальная история человека, которого Шолохов встретил на охоте на Верхнем Дону примерно через год после окончания войны.

В непринужденной беседе писатель услышал рассказ, который потряс его до глубины души. «Обязательно, обязательно напишу об этом», – подумал Шолохов.

Только спустя 10 лет писатель решил воплотить свой замысел в жизнь. В это время он читал произведения Хемингуэя и Ремарка, главные герои которых представляют собой бессильных, никчемных людей, потерявших смысл жизни после возвращения с войны.

Тогда он вспомнил о своем случайном знакомом и решил, что пришло время написать его историю, историю лишений, тяжелых испытаний и вере в жизнь несмотря ни на что.

Шолохову понадобилось всего семь дней, чтобы написать текст рассказа. 31 декабря 1956 года – дата написания и публикации рассказа в газете «Правда».

Произведение нашло большой отклик в писательской среде, в том числе за рубежом. Немного спустя рассказ был прочитан по радио известным актером С. Лукьяновым.

Прототипы

В основе рассказа ― реальная история, связанная с семьёй казака хутора Плешакова Еланской станицы по имени Микишара. Записи Е. Г. Левицкой, сделанные летом 1930 года в Вёшенской, фиксируют разговор Михаила Александровича Шолохова с председателем Плешаковского сельсовета о прототипе героя произведения:

А как поживает Микишара? ― вдруг спросил М.А. <…> Тот засмеялся. «Приходил ко мне, просил дать свидетельство о политической благонадёжности, хочет охотой заняться, ружьё купил. Говорит: «У меня сын был красноармеец…» «Да ведь ты сына-то убил, ― говорю ему ― Не дал ему свидетельства», ― закончил председатель….

Образ и характеристика Митрофанушки с цитатами и примерами из текста

Митрофан Простаков — герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей, которые из-за своей лени и невежественности не могли окончить обучение, и как следствие, поступить на службу и жениться.

Фонвизин в своей пьесе как раз и высмеивает таких молодых людей, воплощая их черты в образе одного из главных героев пьесы — сына Простаковых Митрофана.

Отец и мать очень любят своего единственного сына и не замечают его недостатков, более того, переживают за сына и заботятся, как будто он маленький ребенок, берегут от всех напастей, боятся, что он может переутомиться от работы:»….пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…».

Митрофанушка не прочь вкусно отобедать: «… А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню…» «…Да видно, брат, поужинал ты плотно…» «…Квасу целый кувшинец выкушать изволил…».

Митрофан – очень грубый и жестокий юноша: он мучает крепостных, издевается над своими учителями, не гнушается поднять руку даже на отца. В этом есть вина матери, которая взяла хозяйство в свои руки и ни во что ни ставит своего мужа. Её не любят ни крестьяне, ни родные, потому что она ругается и колотит всех почем зря.

За воспитание и обучение Митрофанушки также отвечает госпожа Простакова, однако не сильно вмешиваясь в эти процессы. Поэтому юноша жесток и груб, но не может постоять за себя, а прячется за мамину юбку. Дела с учёбой также обстоят не лучше. Мало того, что Митрофан глуп и ленив, ему ничто не интересно, он не любопытен, а на уроках ему очень скучно. К тому же учителя у него никудышные — бывший дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и бывший кучер Вральман – люди невежественные и малообразованные:»…Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..» Кроме того, Вральман – учитель французского, хотя сам он немец, французского языка не знает, но ухитряется учить ему мальчика.

В образе Митрофана отразился тип представителя молодого поколения того времени: ленивого, невежественного, грубого; он не стремится расти духовно, умственно и культурно, у него нет никаких идеалов и стремлений.

Композиция

Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:

  • завязка
    — встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий
    представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация
    также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка
    — поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
  • эпилог
    — описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Пришвин Изобретатель
  • Краткое содержание Толстой Акула

    Корабль бросил якорь у берегов жаркой Африки. Климат материка давал о себе знать: со стороны пустыни Сахары дул горячий ветер. Моряки чувствовали себя на корабле словно в душной бане. Всем хотелось освежиться в море.

  • Краткое содержание Граф Калиостро Толстой

    Белый ключ – усадьба, принадлежавшая Федяшеву Алексею. Ранее е заправляла Прасковья, в портрет которой влюбился юноша. Однажды он слышит про графа Калиостро, который уехал со двора князя Потёмкина

  • Краткое содержание Гяур Байрона

    События поэмы происходят на прекрасной греческой земле, великолепной страны, имеющей героическое прошлое.

  • Дубов

Внимание!

Сейчас читают

  • Краткое содержание Пришвин Изобретатель
  • Краткое содержание Толстой Акула

    Корабль бросил якорь у берегов жаркой Африки. Климат материка давал о себе знать: со стороны пустыни Сахары дул горячий ветер. Моряки чувствовали себя на корабле словно в душной бане. Всем хотелось освежиться в море.

  • Краткое содержание Граф Калиостро Толстой

    Белый ключ – усадьба, принадлежавшая Федяшеву Алексею. Ранее е заправляла Прасковья, в портрет которой влюбился юноша. Однажды он слышит про графа Калиостро, который уехал со двора князя Потёмкина

  • Краткое содержание Гяур Байрона

    События поэмы происходят на прекрасной греческой земле, великолепной страны, имеющей героическое прошлое.

  • Дубов

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришел домой радостный:

Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

Где ты их взял? — говорит мама.

На огороде.

На каком огороде?

Там, у реки, на колхозном.

Кто ж тебе позволил?

Никто, я сам нарвал.

Значит, украл?

Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,

Сейчас же неси их обратно!

Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

Ну, я их выброшу.

Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, — решил Котька и стал оглядываться вокруг. — Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет».

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

«Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Сторож услышал и подошел к нему.

Ты чего плачешь? — спрашивает.

Дедушка, я принес огурцы обратно.

Какие огурцы?

А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

Вот оно какое дело! — удивился сторож. — Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

Ну, все, что ли? — спросил старик.

Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал.

Почему не хватает, где же он?

Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

Дедушка, дедушка!

Ну что еще?

А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет?

Гм! — сказал дед. — Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

А как же?

Ну, считай, что я тебе подарил его.

Спасибо, дедушка! Я пойду.

Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Бунина Митина любовь Бунин отлично пишет о любви и отношениях, в его произведениях довольно часто появляется пара в чем-то подобная Кате и Мите. Связь между двумя людьми практически всегда довольно нежна и непорочна
  • Сочинение на тему День рождения мамы День рождения — это особый праздник для большинства людей. Некоторые отмечают его шумной компанией с танцами и музыкой, а кто-то, напротив, в тихом семейном кругу.
  • Сочинение Мой любимый герой в поэме Слово о полку Игореве Прочтя книгу «Слово о полку Игореве», я испытал любовь и сострадание к основному персонажу произведения. Правитель Игорь — чувственная личность, мечтавшая о наилучшей доли для собственной родной земли.
  • Герои произведения Три толстяка Три толстяка – управляющие государством. Писатель не дает им конкретных имен и фамилий, они упоминаются как первый, второй и третий толстя
  • Анализ произведения Семейный человек Шолохова Шолохову удалось за всю свою жизнь написать очень много разных интересных произведений. А вот одним из популярных и знаменитых является «Семейный человек». События происходят во время Гражданской войны.

>Как написать письмо учительнице от ученика 3 класса

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: