Краткое содержание книги «скупой рыцарь» и отзыв для читательского дневника (а. с. пушкин)

«скупой рыцарь»: зашифрованная пушкинская автобиография

Главные герои и их характеристика

Хотя поэма названа «Медный всадник», главным героем является простой петербуржец с именем для автора привычным, уже данным ранее герою «Евгения Онегина».

Примечательно, что в отличие от родовитого дворянина Онегина, у героя поэмы нет фамилии, то есть у истории нет рода. Евгений из поэмы «Медного всадник» человек, потерявший дворянство. Петровские реформы изменили отношение к этому сословию, приветствуя дворянство, состоящее на государственной службе, чиновников. Оттого и живет герой «в Коломне», служит где-то.

Согласно его возможностям, его мечты определены житейскими нуждами, он не мечтает о военных подвигах или служении в сфере науки или искусства. Предел его мечтаний хорошее место с достойным доходом, женитьба на любимой девушке, дети и внуки. Но и таким незатейливым мечтам не суждено сбыться. Потрясенный стихией наводнения, поняв, что домик Параши и ее матери снесен, а они погибли, он превращается в странное существо с помутненным рассудком.

Евгений становится бездомным, скитается бесцельно по улицам Петербурга, который поворачивается к нему самыми своими жестокими сторонами. Через год, очутившись опять на площади у памятника, он видит причину своих несчастий в фигуре всадника на «бронзовом коне», в его воспаленном сознании вспыхивает бунт, он грозится создателю гибельного города, не обеспечившему защиту от стихии для жителей бедных окраин.

Петр I, воплощенный в образе Медного всадника, является символом государственной власти. Это реальная историческая личность, император-труженик, реформатор, но в то же время – это жестокий деспот и тиран, готовый принести в жертву человеческие жизни ради осуществления своих идей.

В начале, хоть и не названный по имени, предстает в облике государственного деятеля, обдумывающего создание стратегически важного для обороноспособности страны и торговли города. В столкновении с «маленьким» человеком – он «кумир», бездушный идол и истукан. Также двойственен город, созданный Петром I

Северная столица – это не только «полночных стран краса и диво», но и ветхие домишки на берегу, не защищенные гранитными набережными

Также двойственен город, созданный Петром I. Северная столица – это не только «полночных стран краса и диво», но и ветхие домишки на берегу, не защищенные гранитными набережными.

Анализ рассказа Беда Зощенко 7 класс

Писатель Михаил Зощенко в своем произведении “Беда” затрагивает такую важную тему для людей как пьянство. Рассказывается про простого крестьянского мужчину, по имени Егор Иванович Глотов. История его грустна и в чем-то обычна. Дело в том, что пьянство уничтожило его мечту, к которой он долго стремился.

Главный герой рассказа Глотов целых два года копил деньги на лошадь, ел дешевую еду, бережно обращался с деньгами, стараясь не купить чего лишнего. Ради денег он даже бросил пагубную привычку курить. И естественно он не опускался до пьянства.

Наконец настал тот день когда крестьянин Егор Иванович собрал достаточную сумму денег. Хотя он мог приобрести лошадь в деревне, все же он направляется в город, спрятав деньги в сапог.

Писатель Михаил Зощенко очень остроумно описывает нам как происходила покупка. Продавец лошади строит из себя человека, которому все равно, приобретут ли у него эту лошадь. Крайне интересным выглядит процесс торга: крестьянин Егор Глотов постоянно снимает сапог, вынимая деньги, вытирает слезы, и сообщает о том что ему срочно нужна лошадь.

Все же крестьянин приобретает лошадь по скидке, однако цвет у лошади очень уж неважный. Но Егор Глотов оправдывает это тем, что в самом деле не цветом же пахать. Писатель с присущим ему юмором рисует нам картину покупки.

Герой после приобретения лошади стремится рассказать об этом окружающим. Он стремится рассказать как происходил торг, рассказать про свою хитрость, угостить всех не прося ничего взамен. Егор Иванович встречает некого мужчину, и сразу зовет его в кабак. Там они пребывают в запое, в котором крестьянин теряет свою мечту – лошадь.

Друг старается успокоить главного героя, одновременно с этим признавая что виноват тот сам. В большой печали бредет крестьянин Егор Глотов восвояси. Его одолевают тяжелые думы. Получается так что эти года он зря лишал себя жизненных удовольствий: непрестанно ограничивался в еде, не курил, не пил? Он делал это для того чтобы ужасно напиться? Есть все же маленькая вера в то, что герой сделает выводы из данной ситуации, и не будет наступать на те же грабли. После произошедшего воля крестьянина должна укрепиться, он должен не поддаваться различным соблазнам, окружающим его.

Обычный русский крестьянин пребывает в недоумении. Ощущает будто его одурачили. Ну зачем люди продают вино? Для ухудшения печали, горя? Преумножения людских потерь?

Главные герои и их характеристика

Главные герои трагедии «Скупой рыцарь», а также их характеристика, представлены в списке:

  1. Главным героем произведения является очень скупой барон. В его распоряжении находятся шесть сундуков, наполненных золотыми монетами. Несмотря на это, он не тратит не копейки, ведь он до невозможности боится разориться. Главный персонаж выглядит очень нелепо, ведь он считает, что благодаря деньгам, которые просто лежат в сундуках, у него огромные возможности. По его мнению, деньги приносят ему вдохновение, покой и блаженство. Его одержимость золотом настолько велика, что он взыскивает долг с вдов и сирот, не вникая в их проблемы. Он способен убить даже родного сына из-за денег, он вызывает его на дуэль. Образ барона можно считать собирательным, ведь он олицетворяет всех скупых людей, которые из-за жажды наживы забыли об истинных ценностях.
  2. Совсем по-другому к деньгам относится Соломон. Для него материальные блага представляют собой средства осуществления цели, а также способ выживания. Но для этого человека тоже не знакомы высшие моральные ценности, ведь он предлагает Альберу убить отца, отравив его. Соломон находится на промежуточной стадии деградации. Если он не изменит своего отношения к жизни, он разделит судьбу барона и останется одиноким, зато богатым.
  3. В образе Альбера писатель воплотил сильного, мужественного и храброго молодого человека. Будучи сильным рыцарем, он побеждал на турнирах. Несмотря на это, он находился в зависимости от своего отца. У молодого человека нет достаточных средств, чтобы приобрести доспехи и шлем, а также коня и платье. Чувствуя полнейшую безысходность, персонаж решает пожаловаться герцогу. Альбер отличается очень доброй душой. Так, молодому человеку совсем не жалко отдать бутылку вина кузнецу, который болен. Альберу живётся очень непросто, поэтому он ждёт, когда он станет полноправным обладателем золота отца. Автор показал, что Альбер не способен на подлые поступки. Однажды Соломон предложил рыцарю отравить отца. Как только молодой человек услышал эти слова, он с позором выгнал его. Альбер обладает чувством собственного достоинства. Он готов сражаться на дуэли со своим отцом, который опорочил его честь. Но из-за этого поступка герцог считает молодого рыцаря извергом.
  4. В образе герцога перед читателем предстаёт представитель власти, который сам решил взять на себя такое непростое бремя. По мнению герцога, век, в котором он живёт и трудится, является ужасным. Именно речи герцога отражают взгляды Александра Сергеевича об его эпохе.

Анализ «Скупой рыцарь» Пушкин

Анализ «Скупой рыцарь» Пушкин

«Скупой рыцарь» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

«Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» — первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Сюжет и композиция

Крестьянин Егор Иваныч Глотов из деревни Гнилые Прудки два года копил на лошадь, скудно питаясь, отказавшись от махорки и самогона. Лошадь он поехал покупать в город. Выбрав подходящую и сторговавшись, Егор Иваныч пригласил случайного прохожего в «Ягодку», где «вспрыснул» покупку так, что пропил лошадь и вернулся через два дня в деревню ни с чем.

Эта грустная история очень веселит читателей благодаря двум сценам – сцене осмотра лошади и сцене торга. В сцене осмотра лошади Егор ведёт себя как сумасшедший: дует в глаза и уши лошади, подмигивает, прищёлкивает языком, «виляет» головой перед мордой лошади. Такой же клоунадой становится сцена торга: «Егор Иваныч хлопал себя по голенищу, дважды снимал сапог, вытаскивая деньги, и дважды надевал снова, божился, вытирал рукой слёзы».

Кульминация рассказа – эмоциональное состояние купившего лошадь крестьянина. Его восторг контрастирует с названием рассказа. Беда – это состояние жизни целого народа, поэтому все равнодушно проходят мимо довольного Егора, два года ожидавшего своего счастья. Зато в развязке горюющий Егор вызывает неподдельное сочувствие малознакомого чёрного мужика из дальней деревни. Беда Егора созвучна его собственному тягостному горю.

[править] Источники

  1. ↑ 1,001,011,021,031,041,051,061,071,081,091,10 Опера Рахманинова «Скупой рыцарь» // The Miserly Knight
  2. ↑ 2,02,12,22,3 Опера С. Рахманинова «Скупой рыцарь».
  3. Опера Рахманинова «Франческа да Римини»
  4. ↑ 4,04,14,2 Опера Рахманинова «Франческа да Римини»
  5. ↑ 5,05,15,25,35,45,55,65,75,8 Опера Рахманинова «Скупой рыцарь»; автор А. Гозенпуд
  6. книга: В.Коршиков . Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. — М., ЯТЬ, 2007. — 246 с.
  7. ↑ 7,07,17,27,37,4 Главная страница газеты «Искусство» • Содержание № 12/2008
  8. Сергей Рахманинов — Скупой рыцарь (1958) TVRip
  9. Рахманинов. Опера «Скупой рыцарь»
  10. Сергей Рахманинов. Опера «Скупой рыцарь»
  11. Отечественные певцы. — 2008 // Грызунов Иван Васильевич
  12. Отечественные певцы. — 2008 // Барсуков Степан Данилович
  13. Журнал Бирюч: Репертуар театров // Михайловский театр
  14. Скупой рыцарь. Рахманинов
  15. С. В. Рахманинов — Скупой Рыцарь / The Miserly Knight
  16. Сергей Рахманинов — Скупой рыцарь

Жанр и художественное своеобразие

Жанр «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина — трагедия. Для драматических произведений характерно то, что главное действующее лицо умирает. Александр Сергеевич при создании трагедий старался исключить все малозначимые детали. Благодаря лаконичности описаний удалось раскрыть характер человека, для которого страсть к богатству затмила всё остальное. В этом и состоит идея «Скупого рыцаря» Пушкина. Другие «Маленькие трагедии» тоже раскрывают человеческие пороки, причём в каждом произведении показана отдельная страсть, но она очень подробно раскрыта.

Чтобы лучше понять и оценить художественное своеобразие трагедий А. С. Пушкина, их нужно не читать, а смотреть в виде театральных постановок. Это позволит глубже воспринять каждую деталь текста. Один из ярких образов — мрачный рыцарь, стоящий в тёмном подвале над сундуками с мерцающими монетами. Старика и пространство вокруг него освещает только тусклый свет свечи, который кажется волшебным. Зритель может представить, как «злодейство» заползает в подвал и облизывает старому барону руки.

Проблематика рассказа

Основная проблема рассказа – проблема пьянства и алкоголизма. Но, как известно, русский человек пьёт не просто так, а от тяжёлой жизни или от радости. Герой пропил лошадь именно от радости: уж больно выгодно он её купил, слишком долго ждал этого события. Можно только представить себе, как он напьётся с горя, что пропил лошадь.

Более глубоко спрятаны проблемы, от которых крестьянин Глотов пьянствует. Лошадь необходима крестьянину, но он вынужден два года «лопать сено», чтобы собрать на лошадь. Жизнь крестьянина была безнадёжно бедной и тяжёлой, что почти не давало ему шанса вырваться из порочного круга.

Суть: о чем книга?

Молодой рыцарь Альбер побеждает соперника на турнире. Но причина его победы — не смелость, а сожаление о поврежденных вещах. Ведь отец героя не дает ему ни гроша, и Альберу стыдно жить в долг и ходить в обносках. Он просит помощи у ростовщика, но тот не верит в обещания. Рыцарь должен уже слишком много. Соломон предлагает расправиться с жадным стариком с помощью яда, но сын в негодовании отказывается. Хотя сам ждет смерти отца. Чтобы решить проблему честно, он обращается к герцогу за помощью. Нужно найти управу на старика.

Тем временем барон сидит наедине с сундуками, набитыми золотом. Нахождение возле них приносит ему моральное удовлетворение, сравнимое с блаженством. А вот мысль о том, что сын унаследует его капитал, приводит его в ужас. Повеса сразу же все растратит! Накануне старик взыскал долг с вдовы и бедняка, так что ради своей казны он готов на многое.

Герцог вызывает обоих на разбирательство, но отец не отступает от своего. Он оклеветал сына, обвинив его в краже и попытке убийства. В ответ Альбер возмущается. Их спор дошел до объявления дуэли. От напряжения сердце старика не выдерживает, и он умирает. Сын уходит. Герцог возмущен происходящим. Подробное краткое содержание и отзыв здесь.

Мы напишем — Скупой рыцарь анализ пьесы Пушкина. Подсказки школьнику

История создания

Скупой рыцарь был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале Современник. Пушкин дал пьесе подзаголовок Из Ченстоновой трагикомедии. Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы.

Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина Скупой рыцарь первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали Маленькие трагедии. Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в Скупом рыцаре). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берет ни копейки. Деньги не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа.

Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно все: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег.

Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдет к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет.

А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своем времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В Скупом рыцаре эта пагубная страсть скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Конфликт

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона сохранить и преумножить, цель Альбера использовать и насладиться.

Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его.

Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

Композиция

В трагедии три сцены. Из первой читатель узнает о тяжелом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью.

В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой выводом герцога: Ужасный век, ужасные сердца!

Жанр

Скупой рыцарь это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает

Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая все маловажное. Цель Пушкина показать психологию человека, одержимого страстью скупости

Все Маленькие трагедии дополняют друг друга, создавая объемный портрет человечества во всем многообразии пороков.

Стиль и художественное своеобразие

Все Маленькие трагедии предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в темном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю.

Образы Скупого рыцаря невозможно забыть.

Смысл денег в жизни человека, или его к ним отношение

Появляется сам упомянутый рыцарем Соломон. Альбер, пользуясь случаем, хочет выпросить у него очередную сумму. Но ростовщик, хотя и мягко, но твердо отказывает ему. Он объясняет молодому рыцарю, что отец еще достаточно здоров и проживет даже лет тридцать. Альберт сокрушается. Ведь тогда ему исполнится уже пятьдесят лет и деньги уже не понадобятся.

На что еврейский ростовщик делает юноше замечание, что он неправ. В любом возрасте человеку необходимы деньги. Просто в каждый период жизни люди относятся к богатству по-разному. Молодые — в основном слишком беспечно, а пожилые находят в них верных друзей. Но Альбер спорит с Соломоном, описывая отношение своего отца к богатству.

Тот отказывает себе во всем, а деньги складывает в сундуки, которые потом охраняет, как собака. И единственная надежда для молодого человека — что придет такое время, когда он сможет воспользоваться всем этим богатством. Как дальше развиваются события, которые описывает наше краткое содержание? «Скупой рыцарь» расскажет читателю об ужасном совете, который дает Соломон молодому Альберу.

Когда Соломон видит, в каком бедственном положении находится молодой рыцарь, он намеками советует ему ускорить уход отца в мир иной, дав выпить тому яда. Когда до Альбера дошел смысл намеков ростовщика, он даже собрался повесить его, настолько был возмущен. Испуганный еврей пытается предложить ему денег, только бы избежать наказания, но рыцарь выгнал его.

Расстроенный Альбер просит слугу принести вина. Но Иван говорит, что в доме совсем его не осталось. И тогда юноша решает обратиться за помощью к герцогу и рассказать ему о своих несчастьях, а также о скупом отце. Альбер лелеет надежду, что у него хотя бы так получиться заставить отца содержать его, как полагается.

Смысл денег в жизни человека, или его к ним отношение

Появляется сам упомянутый рыцарем Соломон. Альбер, пользуясь случаем, хочет выпросить у него очередную сумму. Но ростовщик, хотя и мягко, но твердо отказывает ему. Он объясняет молодому рыцарю, что отец еще достаточно здоров и проживет даже лет тридцать. Альберт сокрушается. Ведь тогда ему исполнится уже пятьдесят лет и деньги уже не понадобятся.

На что еврейский ростовщик делает юноше замечание, что он неправ. В любом возрасте человеку необходимы деньги. Просто в каждый период жизни люди относятся к богатству по-разному. Молодые — в основном слишком беспечно, а пожилые находят в них верных друзей. Но Альбер спорит с Соломоном, описывая отношение своего отца к богатству.

Тот отказывает себе во всем, а деньги складывает в сундуки, которые потом охраняет, как собака. И единственная надежда для молодого человека — что придет такое время, когда он сможет воспользоваться всем этим богатством. Как дальше развиваются события, которые описывает наше краткое содержание? «Скупой рыцарь» расскажет читателю об ужасном совете, который дает Соломон молодому Альберу.

Когда Соломон видит, в каком бедственном положении находится молодой рыцарь, он намеками советует ему ускорить уход отца в мир иной, дав выпить тому яда. Когда до Альбера дошел смысл намеков ростовщика, он даже собрался повесить его, настолько был возмущен. Испуганный еврей пытается предложить ему денег, только бы избежать наказания, но рыцарь выгнал его.

Расстроенный Альбер просит слугу принести вина. Но Иван говорит, что в доме совсем его не осталось. И тогда юноша решает обратиться за помощью к герцогу и рассказать ему о своих несчастьях, а также о скупом отце. Альбер лелеет надежду, что у него хотя бы так получиться заставить отца содержать его, как полагается.

Жанр и художественное своеобразие

Жанр «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина — трагедия. Для драматических произведений характерно то, что главное действующее лицо умирает. Александр Сергеевич при создании трагедий старался исключить все малозначимые детали. Благодаря лаконичности описаний удалось раскрыть характер человека, для которого страсть к богатству затмила всё остальное. В этом и состоит идея «Скупого рыцаря» Пушкина. Другие «Маленькие трагедии» тоже раскрывают человеческие пороки, причём в каждом произведении показана отдельная страсть, но она очень подробно раскрыта.

Чтобы лучше понять и оценить художественное своеобразие трагедий А. С. Пушкина, их нужно не читать, а смотреть в виде театральных постановок. Это позволит глубже воспринять каждую деталь текста. Один из ярких образов — мрачный рыцарь, стоящий в тёмном подвале над сундуками с мерцающими монетами. Старика и пространство вокруг него освещает только тусклый свет свечи, который кажется волшебным. Зритель может представить, как «злодейство» заползает в подвал и облизывает старому барону руки.

Все образы, показанные в трагедии, отражают особенности времени, надолго остаются в памяти и вызывают гамму эмоций. Прочесть это произведение стоит всем, кто ещё успел этого сделать.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-tragedii-skupoj-rycarhttp://goldlit.ru/pushkin/801-skupoi-rytsar-analizhttp://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/pushkin-skupoy-rytsar.html

голоса

Рейтинг статьи

Анализ и критика

Сочинение Пушкина вызвало отклики современников. Не остались равнодушными и последующие поколения читателей и зрителей. Интересны о́тзывы поэтов, критиков и литературоведов-пушкинистов.

«…ни в одном создании мировой поэзии вопросы морали не стоят так резко, как в „Маленьких трагедиях“ А. С. Пушкина».

Анна Ахматова

«Барон Пушкина — лицо трагическое, заставляющее содрогнуться за природу человека».

В. Г. Белинский

«Трагикомедия „Скупой рыцарь“ — драма патологически развившейся скупости».

С. М. Бонди

Жанр и композиция

В подзаголовке произведения поэт указывает источник сюжета — «Сцены из ченстоновой трагикомедии», чётко определяя жанр пьесы. Во времена Пушкина скупость была темой комедийных сочинений. В «Скупом рыцаре», где главный герой погибает, порочная страсть возводится автором до уровня трагичности.

Элементы драматургического произведения:

  • завязка;
  • развитие конфликта;
  • кульминация;
  • развязка.

В трагикомедии три картины. В двух первых представлены главные герои, обозначается конфликт между Альбером и Бароном. В третьей картине, где описана встреча сына с отцом во дворце герцога, столкновение интересов достигает наивысшей точки — между родственниками начинается дуэль. В финале пьесы старик скоропостижно умирает.

Характерные черты действующих лиц

Краткое содержание помогает понять основную мысль «Скупого рыцаря». Характеристика героев, а также взаимоотношения между ними обозначают идеи, которые Пушкин заложил в трагедии.

Барон богат. Когда-то доблестный рыцарь, воспитанный в добрых традициях, зрелые годы Филипп посвящает стяжанию денег. Для старика богатство — не товарищ и не слуга, а могущественный господин, которому подвластно всё на свете. Скупердяй считает, что золото позволяет управлять добродетелями, вдохновением и человеческим гением. Даже злодеяния оправдываются накоплением сокровищ. И ради сохранения в неприкосновенности сундуков с монетами Барон готов убить родного сына на дуэли.

Двадцатилетний Альбер храбро сражается в рыцарских турнирах. Победы, одержанные на поединках, снискали бойцу благосклонность придворных дам. Юноша наделён добрым и бескорыстным сердцем — он отправляет со слугой последнюю бутылку вина для больного кузнеца. Молодой человек не приемлет подлости и готов повесить ростовщика, предложившего отравить отца. Только скупость родителя, обрекающая на нищету, заставляет Альбера искать помощи у герцога.

Соломон время от времени ссуживает Альбера деньгами. В отличие от Филиппа, ростовщик относится к золоту как к инструменту обогащения. Получая проценты от должников, еврей добывает средства к существованию. И чтобы получить прибыль, кредитор подталкивает юного рыцаря на убийство отца.

Герцог, которому власть досталась по наследству, готов примирить отца с сыном. Конфликт, в котором родственники упрекают и обвиняют друг друга, заставляет правителя ужаснуться от нравов своего времени.

Проблематика пьесы

В пьесе присутствует персонаж, который управляет поведением главных героев и без которого невозможен анализ «Скупого рыцаря». Имя протагониста отсутствует в перечне действующих лиц, но без него трудно понять проблематику произведения. Это деньги. Образ золота присутствует в каждой сцене трагедии.

Обладание драгоценностями трансформирует взгляды Барона на жизнь и окружающий мир. В монологе, произнесённом в подвале перед сундуками с сокровищами, старик мнит себя всемогущим царём. Но смерть разрушает иллюзии.

Золото, а вернее отсутствие оного, делает Альбера безрассудно храбрым. Ярость, вызванная исковерканными на турнире доспехами, позволяет рыцарю сразить на поединке своего противника — графа Делоржа. Жажда денег вынуждает юношу принять вызов человека, давшему ему жизнь — отца — на дуэль.

Деньги деформируют личность Соломона и заставляют ростовщика забыть божьи заповеди — «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего». Жид больше ценит золото, чем человеческую жизнь. Чтобы получить доход, кредитор готов если не сам, то руками другого совершить тягчайшее преступление.

Литературоведы задумывались над вопросом, как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь». В набросках пьеса называлась односложно — «Скупой». Позднее Пушкин добавляет слово «рыцарь». Средневековая рыцарская этика предписывала воину быть честным, защищать добро и сражаться со злом, отличаться щедростью. Название пьесы автор превращает во взаимоисключающее сочетание слов, подобно понятию «честный жулик» или «живой труп».

Сцена вторая

Во второй сцене показан подвал старого барона, где «царь Кащей над златом чахнет». Почему-то после прочтения этой сцены вспоминается эта строчка из вступления к «Руслану и Людмиле». Старый рыцарь один в своем подвале. Это святая святых старика, сюда он никого и никогда не пускает. Даже собственного сына.

В подвале 6 сундуков с золотом. Они заменяют старику все человеческие привязанности. То, как говорит барон о деньгах, как привязан к ним, напрашивается вывод, что он стал рабом денег. Старик понимает, что с такими деньгами он мог исполнить любое свое желание, добиться любой власти, любого почтения, заставить служить себе всякого. И его тщеславие удовлетворено осознанием собственной силы и власти. Но он не готов воспользоваться своими деньгами. Он получает удовольствие и удовлетворение от блеска золота.

Будь его воля, он унес бы все шесть сундуков с золотом в могилу. Его огорчает мысль о том, что его сын растратит все накопленное золото на забавы, удовольствия, на женщин.

Маленькая трагедия

Цикл «Маленькие трагедии», в который входят четыре пьесы, написан за две недели осенью 1830 года. Каждый драматический этюд описывает какие-либо порочные страсти. В «Скупом рыцаре» Пушкин представляет жадность и нежелание расходовать деньги даже на родного сына.

Выбор сюжета автобиографичен. С юношеских лет у Пушкина сложились трудные финансовые отношения с отцом. Скупость Сергея Львовича не позволила выпускнику Царскосельского лицея определиться в престижный лейб-гвардейский гусарский полк. Позднее в письмах к брату Льву поэт неоднократно жаловался на скудную материальную поддержку от родителя. О бедности Александра упоминает наместник Бессарабии генерал Инзов в депеше министру иностранных дел Иоанну Каподистрию.

История создания «драматического наброска»

Третьего сентября 1830 года Пушкин приехал в деревню Болдино. Цель поездки — оформление юридических документов на владение селом Кистенёво, которое С. Л. Пушкин выделил сыну. Разразившаяся эпидемия холеры задержала молодого человека в родительской усадьбе до начала зимы. Время, проведённое поэтом в имении отца, вошло в историю как «болдинская осень».

Первое упоминание о замысле «Скупого рыцаря» встречается в дневниковых записях Пушкина от 1826 года. На болдинской рукописи указана дата окончания работы над произведением — 23 октября 1830 года. Опубликован драматический этюд в первом выпуске журнала «Современник», который поэт основал в 1836 году.

Сюжетная линия

События происходят в эпоху феодализма, в середине XV века. Место действия — герцогство Бургундия.

Персонажи пьесы:

  • Герцог, местный правитель.
  • Филипп, французский барон.
  • Альбер, его сын.
  • Соломон, ростовщик.
  • Иван, слуга Альбера.

Сцена 1. Альбер сетует на отсутствие денег, которое не позволяет купить амуницию и коня для участия в рыцарских турнирах. Бедность не даёт возможности обзавестись приличной одеждой, чтобы присутствовать на герцогских пирах. Иван сообщает о приходе Соломона.

Ростовщик отказывается давать в долг 100 червонцев и предлагает юноше отравить отца. Альбер, взбешённый низостью жида, собирается повесить процентщика. Соломон убегает. Молодой рыцарь решает пожаловаться Герцогу на родителя.

Сцена 2. Барон спускается в подвал, где стоят шесть сундуков. Здесь хранятся сокровища старика. Филипп любуется кладом и размышляет о могуществе денег.

Сцена 3. Герцог и Альбер беседуют в за́мке. Завидев приближение отца, юноша уходит. Правитель предлагает старому рыцарю назначить сыну приличное содержание. На это Барон отвечает, что наследник намеревается убить его. Услышав лживое обвинение, Альбер вбегает в комнату. Старик вызывает молодого человека на дуэль. Но поединок не состоялся. Барон умирает от сердечного приступа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: