Страшная месть анализ повести гоголя

Урок-презентация по повести н.в.гоголя «страшная месть». презентация урока для интерактивной доски по литературе (7 класс) на тему

Сюжет — краткое содержание:

  1. На свадьбе сына есаула явился людям страшный колдун, горбатый старик.
  2. Катерина стала бояться, что этот колдун – её отец. Однажды вечером Данило со своим верным другом оказались у замка, и Данило убедился, что его тесть действительно колдун.
  3. Старика посадили в подвал, приковали цепями, но Катерина пожалела его и выпустила на свободу к ляхам.
  4. Во время битвы казаков с ляхами колдун убил Данило, а позже и его младенца сына.
  5. Катерина от горя сошла с ума, колдун пришёл к ней в виде старого друга Данило, хотел на ней жениться, но она узнала его, старик убил Катерину.
  6. Колдуна убил страшный величественный рыцарь. Он бросил старика в пропасть к мертвецам, они вонзили в него свои зубы.

Главные герои

В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:

В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:

  • Иван — лихой казак, добрый и честный, поклявшийся делить со своим братом Петром всё нажитое добро. Ему удаётся поймать турецкого пашу и получить от короля награду. Предательство брата становится для него страшным ударом. Он заботится только о своём сыне, поэтому просит смилостивиться хотя бы над безвинным ребёнком, но получает от Петра отказ. Однако его месть, придуманная для предателя, даже Богу кажется слишком жестокой.
  • Петро — подлый и бесчестный человек, предавший своего брата ради золота и почестей. Он завистлив и лицемерен. Столкнув Ивана с обрыва, не хочет пожалеть даже его ребёнка. Впоследствии становится самым богатым человеком в крае. Ни у кого не было таких табунов, стольких овец и баранов. Но всё же после смерти его ждала страшная казнь за содеянное.

Разоблачение колдуна, смерть Данилы и сумасшествие Катерины

Между Данилом и тестем произошла ссора, которая привела к драке, однако Катерине удалось помирить мужа с отцом. Но Данило по-прежнему не доверял странному тестю и решил проследить за ним. И не зря. Однажды ночью казак заметил, что в заброшенном замке, которого все остерегались, загорелся свет в одном из окон. Он отправился к замку и увидел сквозь окно, как колдун, обернувшись чудовищем, вызывал душу Катерины и требовал, чтобы она полюбила его. Но душа была непреклонна.

Данило схватил тестя и заточил за решетку, укрепленную молитвами священника так, чтобы всякое колдовство в этой темнице было бессильным. Однако колдун, сыграв на чувствах дочери и пообещав, что пострижется в монахи, уговорил ее выпустить его. Данило не догадывается о том, кто освободил узника, а Катерина испытывает сильные переживания из-за своего поступка.

Тем временем пришли известия о нападении ляхов на хутор. Данило, одолеваемый предчувствием скорой гибели, отправился в бой, велев жене заботиться о сыне.

Интуиция не обманула казака. На поле брани Данило вдруг заметил в рядах противника своего тестя. Решив расправиться с колдуном, Данило устремился к нему, но колдун точным выстрелом убил зятя.

Катерина, получив известие о гибели мужа, снова стала видеть кошмары. Во снах ей являлся отец с требованием стать его женой. В случае отказа он угрожал убить ее годовалого сына. Есаул Горобец забрал вдову в свой дом, велев своим людям охранять ее и ребенка от колдуна. Но однажды ночью Катерина вскочила с постели с криками: “Он зарезан!”. Зайдя в комнату, она действительно увидела в кроватке мертвого младенца.

Не в состоянии справиться с горем от потери мужа и сына, Катерина лишилась рассудка: распустила косы, пела и танцевала полуголой среди улицы. Вскоре она тайком сбежала от есаула домой, на хутор.

Спустя некоторое время на хутор приехал мужчина. Он рассказал, что воевал бок о бок с Данилой и был ему лучшим другом. Мужчина так же заявил, что Данило перед смертью высказал свою последнюю волю: попросил друга взять его вдову в жены.

Тогда Катерина поняла, что этот казак – вовсе не друг ее покойного мужа. Она узнала ненавистного колдуна и бросилась на него с ножом. Но он выхватил оружие из рук дочери и зарезал ее, после чего сбежал с хутора.

После этого появилось под Киевом странное явление: вдруг стали видны Карпаты. По горной дороге мчался на лошади отец Катерины, пытаясь уйти от всадника с закрытыми глазами. Колдун обнаружил пещеру, в которой жил схимник (монах-затворник). Убийца обратился к нему с просьбой отпустить ему грехи. Однако схимник отказался, ведь грехи были слишком тяжкими. Тогда колдун убил схимника и вновь пустился в бега, но какой бы дорогой он не ехал, любая приводила его к Карпатским горам и всаднику с закрытыми глазами. Наконец всадник поймал колдуна и убил.

Тогда увидел колдун, как вокруг стали появляться мертвецы с лицами, похожими на его собственное. И принялись они грызть его плоть.

Несколько интересных сочинений

  • Одним из второстепенных персонажей произведения является Татьяна, представленная писателем в образе крепостной крестьянки, работающей прачкой у московской барыни, практически не имеющей родственников.

    14 стр., 6875 слов

    Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — и таблица

    … себе во время пугачевского бунта. Когда произошел захват крепости, Швабрин один из первых присягнул Пугачеву, забыв о своем дворянском долге и о чести. Бесчестие Швабрина, клятвоотступничество до глубины души возмутило Гринева. … чувства друг к другу. В первые же дни после выздоровления Гринёва, Алексей Швабрин попросил у него прощения. Петруша простил сослуживца. Он понимал, что …

  • В пословицах концентрируется народная мудрость — наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

  • Анна является одним из женских персонажей произведения, позволяющий более тонко почувствовать ущербность мира жителей ночлежного дома.

  • Произведение Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» пропитана духом мистики и чего-то неизведанного. В этой повести красочно описывается быть украинского человека, обычаи и вновь читателя настигает

«Почему дружба Базарова и Кирсанова оказалась недолгой?»

С первых страниц романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» читатели знакомятся с двумя приятелями – Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым. Однако дружба этих героев не похожа на отношения настоящих товарищей, она строится на совершенно иных принципах и достаточно быстро заканчивается. Пронаблюдав за отношениями молодых людей, можно ответить на вопрос: «Почему дружба Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова оказалась недолгой?».

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров – это люди разных полюсов. Несмотря на их принадлежность к одному поколению, взгляды молодых людей сильно отличаются друг от друга. Истоки противоположности дух героев кроются в их воспитании. А.Н. Кирсанов вырос в дворянской среде, его родители – интеллигентные люди, ценящие такие общепринятые ценности, как любовь, семья, религия, искусство и природа. Все идеалы и принципы, которые Аркадий перенимает от старшего поколения, отрицает и презирает Базаров. Он воспитывается иначе. Его отец – уездный лекарь, мать – «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Родители Базарова практичны: они привыкли работать самостоятельно и научили этому Евгения, поэтому главный герой ценит лишь труд, а остальное считает ненужным. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

На мой взгляд, разные взгляды на мир, отсутствие общих интересов и взаимопонимания – одна из причин недолгой дружбы героев.

Отношения молодых людей нельзя назвать дружбой и потому, что настоящая дружба предполагает равенство товарищей. Базаров ищет равного себе человека, который смог бы понять его мысли и идеи, «не спасовал бы перед ним». К сожалению, такого человека не находится, не становится им и Аркадий. А.Н. Кирсанова главный герой считает «мякеньким, либеральным баричем», «птенцом», неприспособленным к трудовой жизни. Базаров не нуждается в Аркадии, относится к нему покровительственно и насмешливо. Кирсанов дорожит дружбой с Базаровым, восхищается его передовыми идеями. Таким образом, мы видим, что дружба двух героев основывается на подчинении Кирсанова Базарову и напоминает отношения наставника и ученика, что также является причиной непродолжительного товарищества молодых людей.

Дружба Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова заканчивается в тот момент, когда главный герой влюбляется в А.С. Одинцову, а Кирсанов – в Катю. Аркадий счастлив вместе со своей возлюбленной. Базарову же чувства даются тяжело: Анна Сергеевна не отвечает ему взаимностью. А.Н. Кирсанов осознает, что семейное счастье для него важнее постоянной борьбы, поэтому оставляет свои прошлые убеждения. Кирсанов-младший окончательно отделяется от своего друга-нигилиста, и товарищи расстаются навсегда.

Таким образом, можно говорить, что дружба Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова никогда не была настоящей, поэтому оказалась недолгой. Разное восприятие мира, отсутствие общих интересов и взаимопонимания, неравенство в дружбе привело молодых людей к скоропостижному концу товарищества

Полезный материал по теме:

  1. Почему дружба Базарова и Аркадия оказалась недолгой? По роману Тургенева «Отцы и дети»
  2. Анализ эпизода дуэли Базарова и Кирсанова
  3. Спор Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова
  4. Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова
  5. Сочинение спор Базарова и Кирсанова в романе Отцы и дети

XV

Старик-схимник сидит в своей келье перед лампадкой. Вдруг к нему врывается колдун и умоляет помолиться, но схимник отказывается. В книге, откуда он читает молитвы, буквы налились кровью.

В гневе колдун убивает схимника и бросается прочь. Он намерен ехать в Крым к татарам, но оказывается на пути к Карпатам. Как бы ни старался колдун свернуть в другую сторону, он все дальше продвигается к горам, пока перед ним не появляется рыцарь на вершине.

Богатырь хватает колдуна и бросает того в глубокий провал. Тотчас сбегаются мертвецы и начинают грызть тело чародея. Самый большой мертвец хочет подняться из земли, но не может этого сделать. От его безуспешных попыток сотрясается земля.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Лескова Запечатленный ангел
  • Сочинение рассуждение по рассказу Радуга Бахмутова У каждого человека есть воспоминания из детства. Одни события расплываются мутным пятном, другие оставляют яркие впечатления, запоминаясь с мельчайшими подробностями и деталями. А вместе и с событием запоминается каждая эмоция, испытанная в тот момент
  • Сочинение История из моего детства Детство – это самый беззаботный период в жизни человека. Именно в этот период мы больше всего верим в сказку, волшебство. И именно тогда с нами происходит больше интересных и забавных историй.

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к горцам во время войны. Сюжет рассказа довольно простой. История одна на двоих, но судьбы разные.

Анализ повести Страшная месть Гоголя Произведение Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» пропитана духом мистики и чего-то неизведанного. В этой повести красочно описывается быть украинского человека, обычаи и вновь читателя настигает

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец — это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец — это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Анализ произведения Страшная месть Гоголя

Раннему периоду творчества Н. В Гоголя характерны ветхозаветные черты готического романа. Наиболее ярко эти черты звучат в повести «Страшная месть», написанной в 1831 году. Она вошла в знаменитый цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Автор наполнил свое творение разнообразием фольклорных образов, народными поверьями. Эта небольшая повесть заняла значимое место в творческом наследии писателя. В ней переплелись реальная жизнь казаков тех времен и потусторонний мир.

Если говорить о жанре данного произведения, то наиболее полным определением его будет – литературная мистическая сказочная повесть. 

В основе сюжета печальная история семьи пана Данило. На праздновании свадьбы сына есаула Горобца, куда были приглашены супруги Данило и Катерина появляется колдун. Возвратившись домой, Данило ссорится с тестем. Отец Катерины оказывается колдуном, который мечтает вступить в отношения с собственной дочерью. За что Данило заточил его в подвале, но, Катерина, сжалившись, выпустила отца. Ляхи нападают на казаков, и в этой битве погибает супруг Катерины от рук колдуна. Нечестивец продолжает свое грязное дело, и, не добившись взаимности, убивает маленького сына Катерины. Затем снова, обратившись в обличье друга Данилы, и не получив своего, убивает Катерину. Бандурист рассказывает легенду о страшном родовом проклятье двух братьев.

Главная тема повести – вечная борьба добра и зла. Ко второстепенным темам можно отнести тему семейных отношений и тему мести. Месть у Гоголя противоречит религиозной морали, автор осуждает поступок одного из братьев.

Каждый герой повести прежде всего яркая личность.  Данило Бурульбаш – молодой, храбрый казак, он любит сына и жену. С Катериной он строг, но справедлив, и может пойти на уступки. Данило становится бесстрашен и жесток, если дело касается врагов.

Катерина – не только красивая и добрая молодая женщина, но еще и заботливая, любящая жена и мать. Она пугливая и сострадательна, что в конечном итоге ее и губит. Катерина верна и предана своему мужу, что даже под страхом смерти не поддается на уговоры колдуна. Пережив смерть мужа и сына, она сходит с ума.

Отец Катерины – колдун, соткан только их негативных черт. Он жестокий, беспринципный, коварный старик, ради связи с дочерью готовый на все.  В образе колдуна угадывается первая попытка автора описать антихриста. Данило замечает, что тесть не верит во Христа и вообще ведет себя не по-христиански. Колдун умеет менять обличья, но его настоящая внешность страшна – он горбат, с кривым носом и огромным клыком.

Есаул Горобец – близкий друг Бурульбаша, добрый казак, он храбр и всегда готов помочь.

Братья Иван и Петро из рассказа бандуриста. Иван, вместо того чтобы попытаться простить родного брата, предавшего его, придумывает ему страшную месть. Даже Бог считает эту кару слишком жестокой. Петро получает сполна после своей смерти.

Композиция повести ретроспективная – причины происходящих в настоящем событий берут свое начало в далеком прошлом. Финальная история о двух братьях, по смыслу предшествует всему сюжету повести.

Горе, постигшее Катерину

Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.

Значение произведения

Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла «Вечеров» является «Страшная месть». Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.

Вариант 2

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл очерков «Записки охотника». Все произведения, образующие цикл, связаны одной темой — природой. Действительно, большую роль в творчестве Тургенева является пейзаж. Здесь он описывается от лица охотника — человека, влюбленного в родную природу. Он с большим чувством и страстью описывает небо, лес, поле, реку, озеро.

Вместе с тем пейзаж Ивана Сергеевича всегда очень психологичен. Он отражает чувства героя  и его состояние, создает особую атмосферу и формирует настроение. В рассказе «Бежин луг» автор показывает взаимную связь человека и природы. Она естественна, а поэтому органична. Без этого нет жизни.

Главный герой — охотник. В прекрасный летний день он пошел охотиться на тетеревов. Охота была успешной, а день — ярким, сухим, жарким. Однако, когда пришла пора идти домой, герой понял, что не может найти назад дорогу. Тогда окружающий мир изменился. Время пошло быстрее, становилось очень темно, появились тучи, на листьях образовалась роса, стало влажно. Герою то и дело попадались летучие мыши. Природа отражала состояние человека. Он был напуган, переживал, испытывал негативные эмоции.

Однако охотник нашел место, где мог переночевать — это равнина, носящая название «Бежин луг». Вместе с героем здесь, у костра, собралась группа мальчишек, которые пасли лошадей. Охотник притворился спящим и наслаждался страшными историями, которыми делились друг с другом мальчики. Герой успокаивался, наслаждаясь пламенем костра, небом, рекой. Летняя ночь приобрела свое особое и необычное очарование.

Природа является не просто фоном, на котором разворачиваются происходящие события, но и активным их участником, собеседником, участником разговора. Природа давала особые знаки после каждой страшной истории, рассказанной мальчиком. Это мог быть и протяжный вой какого-то лесного зверя, взлет очаровательной белой голубки к костру… Ребята всегда по-своему реагировали на случившееся, формировали свои позиции.

Ночь была тихой, спокойной и безлунной. Ясное небо было усыпано россыпью маленьких звезд. Вся природа спала. Со временем звезды угасли, а на смену темноте пришла румяная заря, нежная роса на траве, теплый ветерок. Началось утро. Этим и завершается произведение.

В рассказе Ивана Тургенева природа описано с особой любовью, чувством, нежностью, трогательностью.

Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий — сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий — мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых — это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия. Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества. Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть — извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость — это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному. Евгений Васильевич Базаров — совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны — стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные. Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий — в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою. Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» стал своеобразным откровением, поскольку в нем Б.Л. Пастернак впервые открыто и смело заговорил о революции и гражданской войне в России. В своем произведении писатель дает собственную оценку тем событиям. В романе автор затрагивает социальные проблемы, но также очень важна здесь и тема любви. Главной героиней произведения является Лариса Федоровна Антипова. Нелегко складывалась судьба этой женщины. После смерти отца Лары ее мать, по совету Комаровского, приезжает в Москву. Здесь Лара продолжает учиться в гимназии. Вскоре, почувствовав какую-то внутреннюю связь с адвокатом Комаровским, она становится его любовницей. Амалия Карловна, не в силах вынести этого, решает покончить с жизнью, но все же остается жива. На мой взгляд, Лара – это женщина очень сильная и привлекательная, несмотря на некоторую свою эпатажность. После того, как ее муж, Паша Антипов, уходит на фронт и попадает в плен, Лара сдает экзамен на звание сестры милосердия и тоже отправляется на фронт. Эта героиня чувствует связь со своей страной. Она не может быть равнодушна ко всему тому, что на ее глазах происходит в России и с Россией. В госпитале героиня, впервые во взрослом возрасте, встречается с доктором Живаго. Здесь она начинает часто с ним сталкивается. Однако, понимая, что этот человек влюблен в нее, Лариса уезжает. Но от судьбы не убежишь. И новая встреча Юрия Живаго и Лары происходит через несколько лет, в Юрятине, в то самое время, когда Юрий Андреевич переселился сюда со своей семьей. Однажды Живаго оказывается в доме своей возлюбленной. Лара рассказывает ему о своем муже, который служит в Красной Армии. Таким образом, мы видим, что герои просто не могут бежать друг от друга. По моему мнению, любовь Ларисы и Юрия – это гимн отношений между мужчиной и женщиной. Их чувство близко к совершенству. Для Живаго Лара – воплощение женственности, воплощение его идеала, символ России. Эта женщина хороша, по мнению Юрия Живаго, «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для главного героя романа Лариса Федоровна – «представительница самой жизни, самого существования». Любовь Лары к доктору Живаго искренна и чиста, но при этом оба героя понимают невечность их отношений, осознают, что действительность, в конце концов, разлучит их навсегда. Живаго говорит: «Я ревную тебя к Комаровскому, который отымет тебя когда-нибудь, как когда-нибудь нас разлучит моя или твоя смерть». О себе Лариса Федоровна говорит, не идеализируя себя. Она объективна по отношению и к себе, и к окружающим: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны». К тому же, Лариса – мать. Естественно, что ее любовь к дочери так же занимает большое место в жизни героини. Когда она начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Возможно, именно это заставляет женщину бежать на Дальний Восток с Комаровским. Но, по моему мнению, Лара так и не простила себе этот поступок. Возможно именно поэтому, вернувшись из Иркутска и узнав о смерти Юрия Живаго, она вдруг говорит о своей страшной вине: «Нет душе покоя от жалости и муки. Но я ведь не говорю, не открываю главного. Назвать этого я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна». Жизнь этой героини подобна миллионам других в то тяжелое для страны время. Она так же нелогична и противоречива. Исчезновение Лары в финале произведения также необъяснимо, но о его причинах можно догадаться. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера». На мой взгляд, весьма символично и имя главной героини, которое, в переводе с латинского, обозначает «чайка». Лариса является символом России, которая, по мнению Пастернака, также бесследно исчезает в бескрайних просторах и неопределенной дали страны. В своем романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак показал трагедию целого поколения людей, надломленных революцией и исчезнувших бесследно.

Пословицы к произведению:

Никакое худо до добра не доводит.

Злой человек того и желает, что другой погибает.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

Сколько верёвочке не виться, а конец будет.

Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Главные герои

В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:

Колдун — первая попытка Гоголя изобразить Антихриста. Он собирает в себе все отрицательные черты. Что-то подозрительное и настораживающее присутствует в его образе изначально: он внезапно возвращается к дочери спустя двадцать лет отсутствия, живёт в доме Катерины и её мужа, не имея своего жилья, а бродяжничество — один из атрибутов демонизма. Он курит заморскую люльку, не ест галушек и свинины, не пьёт мёду, что окончательно убеждает пана Данилу в том, что он не верует во Христа. В образе колдуна он предстаёт с наклонившимся на сторону носом, зелёными (вместо карих) глазами, засиневшими губами, заострённым подбородком, торчащим клыком и горбом.
Пан Данило Бурульбаш — смелый и отчаянный казак. Очень любит своих жену и сына, хотя с женой строг, но справедлив. Забота о маленьком сыне, который должен будет продолжить славный казацкий род, заставляет его идти на уступки и даже останавливает от продолжения схватки с тестем после ссоры. С врагами жесток и безжалостен, в битве бесстрашен и непобедим. Своё бесстрашие он также демонстрирует и при столкновении с нечистой силой. Он стоит за свои идеалы и готов казнить даже жену, если она пойдёт против них.
Катерина — молодая красивая женщина с белым лицом, чёрными бровями, на свадьбе появляется в нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку и сапогах с серебряными подковами. Год назад стала матерью и всеми силами заботится о своём годовалом сыне Иване, желая вырастить из него настоящего казака. Также она очень любит своего мужа. Она верная, преданная, спокойная и кроткая — идеальная жена. Никогда не пойдёт на «богопротивное дело» и не совершит измену. Но её личная проблема заключается в сострадании и жалости. Она жалеет своего отца, выпустив его из неволи. После пережитой двойной трагедии она сходит с ума, но именно безумие делает её более чувствительной, позволяя распознать хитрый план колдуна. Она — самый трагический образ в повести, её душа до конца остаётся чистой и безгрешной, и даже освобождение колдуна нельзя считать плохим поступком, ведь она искренне поверила ему.

В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:

  • Иван — лихой казак, добрый и честный, поклявшийся делить со своим братом Петром всё нажитое добро. Ему удаётся поймать турецкого пашу и получить от короля награду. Предательство брата становится для него страшным ударом. Он заботится только о своём сыне, поэтому просит смилостивиться хотя бы над безвинным ребёнком, но получает от Петра отказ. Однако его месть, придуманная для предателя, даже Богу кажется слишком жестокой.
  • Петро — подлый и бесчестный человек, предавший своего брата ради золота и почестей. Он завистлив и лицемерен. Столкнув Ивана с обрыва, не хочет пожалеть даже его ребёнка. Впоследствии становится самым богатым человеком в крае. Ни у кого не было таких табунов, стольких овец и баранов. Но всё же после смерти его ждала страшная казнь за содеянное.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: