Разделение на части
Чтобы лучше понять смысл произведения, необходимо разобрать его более подробно. Для этого нужно разбить текст на смысловые подзаголовки и проанализировать каждый из них, например:
- Храбрый Данко.
- Сложный путь.
- Желание убить предводителя.
- Яркое сердце.
- Смерть героя.
Нападение на племя
История начинается с описания народа, который проживал в прекрасной местности. Их поселение было с трех сторон окружено густым лесом, а с четвертой бескрайней степью. Там проживали веселые и смелые люди. Однажды со стороны степи пришли воинственные племена, и люди были вынуждены идти в лес. Но эта местность была заросшая деревьями и кустарниками, туда даже не проникали лучи света, а с болота подымался жуткий смрад, из-за которого гибли люди.
Со временем стало понятно, что нужно выбираться отсюда. Перед людьми стоял непростой выбор вернуться в степь, где их поджидали враги или пробиваться сквозь густые заросли. Дело в том, что деревья были настолько сильными и их ветви очень плотно прилегали друг к другу. Чтобы пройти через них, потребуется немало сил и времени. Но не многие хотели проходить через этот кошмар в полной темноте.
Люди начали думать о том, как правильно им поступить. Все эти размышления привели к тому, что многие ослабли и уже были готовы сдаться в плен врагу.
Уход в густой лес
В этот момент слово взял Данко и предложил племени продвигаться дальше вглубь леса навстречу солнцу. Этот смелый парень утверждал, что нет ничего бесконечного и им рано или поздно удастся выбраться из леса. Все поверили ему и просили поскорее вывести их из западни. Они шли очень долго, и каждый их шаг давался с трудом. По пути было немало опасностей, то болото пожило людей, то ветви деревьев раздирали их кожу до крови. Вскоре люди были ослаблены и начали сомневаться в том, что Данко сможет довести их до победного конца.
Сомнения народа
Внезапно прогремел гром, и начала сверкать молния. Люди были очень напуганы. Им было стыдно признаться в том, что они боятся всего происходящего. Некоторые начали упрекать Данко, что он ведет их на верную смерть. Героя возмутило это, и он сказал, что племя поверило ему и пошло за ним по доброй воле. Ему было стыдно, что некогда смелый народ следовал за ним как стадо овец, при этом постоянно причитая и обвиняя его во всех бедах.
Освещенный путь
Этими словами он лишь разозлил племя. Из толпы послышались призывы убить Данко. Он с горестью оглядел каждого и понял, что люди стали похожи на зверей. Но, несмотря на это, он любил свой народ и желал им только добра. После недолгих размышлений смелый парень разорвал руками свою грудь и достал оттуда пылающее сердце, которое горело так ярко, что даже многие закрыли глаза.
Уход с улыбкой
Данко снова встал впереди всех и пошел вперед, освещая путь своему народу. Вскоре они вышли на бескрайнюю степь, где протекала река. Все обрадовались, когда увидели эту местность. Мужчина, держа сердце в руках, оглянулся, засмеялся и упал замертво.
То, что погиб их предводитель никто не заметил. Только один человек, увидев лежащее сердце, подошел и наступил на него, словно боясь чего-то.
Одна из основных тематик произведений Горького — доброта к людям, способность к самопожертвованию и подвигу, свобода человека. Его рассказы, повести, романы и очерки, как и легенда о Данко, учат тому, что не следует отступать перед препятствиями и опасностями. Основная мысль рассказа — нужно быть мудрым, честным, верить в лучшее и идти вперед.
Композиция
Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.
- Легенда о Ларре;
- История жизни рассказчицы;
- Легенда о Данко.
Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе
. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.
Главная особенность – это противопоставление легенд
по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что этопроизведение не повесть , поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.
Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема — жизненных ценностей.
Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказединым и цельным произведением. В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.
Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной
, противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.
Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания,
увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?
Легенда о Ларре
Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец
— юноша Ларра. Имея красивую внешность, он былсыном простой женщины и орла . От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых , во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонажполностью бездушен . Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.
Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы
. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.
Имя героя означает «отверженный»
. Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.
Внимание!
Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».
Жизнь старой женщины
Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить
. Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь являетсятема любви – это личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.
Поступки старухи нельзя назвать однозначными
, ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свойжизненный путь в одиночку . Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.
Легенда о Данко
Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.
Данко – сказочный персонаж
, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни –отдать сердце другим , послужить во благо.
К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.
Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры
Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание
Важно!
Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.
Тема
Данко – молодой герой, который пожертвовал собой ради других людей. Он повёл народ к новой жизни, он осветил им дорогу, хотя для этого ему пришлось вынуть из груди своё пылающее сердце. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «тёмных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Старуха Изергиль ставит Данко в пример слабому духом современному поколению, указывая на смысл легенды.
Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».
Композиция
Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.
- Легенда о Ларре,
- История жизни рассказчицы,
- Легенда о Данко.
Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.
Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть, поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.
Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема жизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.
Анализ легенды о Данко
27 предложений/ 396 слов
Время создания романтических произведений Горького было очень тяжелое и неопределённое. Над нашей страной уже сгущались тучи революции, были обостренными социальные противоречия. Горький в это время заявил о необходимости поиска других, совершенно новых литературных путей. Тогда то он и написал свой рассказ «Старуха Изергиль».
В своих легендах Горьким совершенно мастерски используются такие художественно-изобразительные средства, как гипербола, олицетворение, яркие эпитеты. Текст полон восклицательными предложениями, риторическими вопросами и многоточиями, то есть умолчаниями. Во всем этом чувствуется взволнованный и напряженный тон повествования. Примером этому являются финальные слова в легенде о подвиге главного героя Данко — они очень твердые, возвышенные и громкие.
Легенда о Данко производит огромное впечатление на читателя особенно ясным и красивым языком, интересным, захватывающим сюжетом и глубиной философской мысли и обобщением. Произведение не большое, но тронуло сердца людей многих поколений. Рассказ заставляет задуматься о таких важных вопросах, как смысл человеческой деятельности и смысл жизни в общем понимании этого объемного понятия. Главной темой этого произведения есть свободный человек, но она рассматривается в совершенно неожиданном ракурсе, особенно в легенде о Данко.
У писателя свой взгляд на такое понятие, как «свобода». Для него это — подвиг, правда. Ему не интересно это понятие, как от чего-либо, для него свобода должна быть «во имя». С давних пор люди создавали легенды. Герои и события описывались всегда ярко и образно. В них было все: и мечты, и чаяния народа, и его мудрость. Жанр, называемый литературной легендой, был использован автором в этом произведении, потому что именно таким образом можно было так ярко, взволнованно и в то же время кратко выразить свой замысел и рассказать о том лучшем, что только может быть в любом из нас.
Горький с негодованием выступал против таких качеств в человеке, как эгоизм, корыстолюбие, самолюбование и гордыня. Своего любимого романтического героя — Данко автор наделяет добротой, человеколюбием и большим желанием пожертвовать самим собой, чтобы принести счастье своему народу. Автором поднимается и тема толпы, эти неблагодарные, капризные люди, набрасываются на Данко с желанием его убить. Хотя они должны были бы быть благодарными ему за его подвиг и за то, что он вывел их из дремучего леса на свободу. Подвиги, как правило, не всегда заметны
Часто людям приходится отказываться от сотен важных дел, что бы завершить более важное, пусть даже одно. Это не обязательно героический подвиг, это может быть просто настоящий поступок
Но ни для кого не секрет, что если вся наша жизнь будет наполнена такими вот хорошими поступками, то она и будет считаться подвигом.
см. также:Другие сочинения по произведению Старуха Изергиль, Горький
Легенда о Данко в произведении «Старуха Изергиль».
Данко в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль».
Легенда о Данко, о которой читатель узнает в последней главе произведения Максима Горького, является рассказом старухи Изергиль. Она пересказывала одну и ту же историю о “искрах от горящего сердца Данко”, который спас народ от неминуемой гибели и который смог изменить его судьбу. По её мнению, таких людей больше нет в мире:
Оттого старуха и рассказывает об этом подвиге, чтобы научить других смотреть “в старину” и искать отгадки в героях сказок.
Почему племя оказалось в бедственной ситуации и не имело право погибнуть?
Рассказ начинается с описания народа, “веселых, сильных и смелых людей”, которых прогнали в глубь леса.
Уйти из этого леса люди не могли: в одной стороне находились их враги, а в другой — непроходимое болото и деревья-великаны. Народ не имел право погибнуть в бою из-за своих заветов:
Ему пришлось остаться, мучаясь от смрада, страха и собственных дум.
Почему, по мнению старухи Изергиль, именно Данко взялся вывести племя из болот?
Люди начали сомневаться в своих силах, думая о том, чтобы сдаться врагу “и принести ему в дар волю свою и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни…”. Но в этот момент появляется главный герой “и спас всех один”. По словам старухи Изергиль, Данко способен быть лидером: он был готов пойти на смерть ради них.
Герой был тем самым человеком с горящим сердцем, готовым на самопожертвование ради других.
По мере развития сюжета народ по-разному относился к своему главному герою. Сначала, увидев его стремление, люди пошли за ним, преисполненные надеждой и верой в свое спасение:
Но чем сложнее становился путь, тем сильнее падал их дух: они ослабли, утомились и перестали доверять тому, кто вел их через лес.
Народ вверял собственную судьбу в чужие руки, просто плывя по течению и не предлагая ничего, что может улучшить ситуацию. И вот он озлобился на того, за кем пошли сами, желая ему смерти.
Но Данко не переставал верить в себя и в людей, поэтому он, расстроенный и разозленный их думой, почувствовал еще большее рвение помочь другим:
Такая охота принести себя в жертву ради цели, эта смелость и вера изумила остальных, заставив вновь последовать за своим героем. Благодаря своему подвигу Данко вывел всех из леса. Тут же гроза сменилась солнцем, а мечты людей стали явью. И лишь Данко, что “сжег для людей свое сердце”, умер, “не прося у них ничего в награду себе”. Изменив судьбу народа, вселив в них смелость и показав путь истинный, он исполнил свой долг. Но сердце героя продолжало жить, превратившись в голубые искры. Они появлялись в момент непогоды, словно даже после смерти стараясь помочь потерявшимся в себе людям.
Иллюстрации можно посмотреть здесь.
Гранатовый браслет
Что может стать крахом цивилизации. «Господин из Сан-Франциско».
Анализ «Крещенская ночь» И.А. Бунина.
Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры — проявление одного и того же чувства — любви. Бесспорно, Данко и Ларра — личности исключительные. Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем и в портрете: «Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», и в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе». Племя жило по общим законам: «…За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Ларра же отвечал, что он «хочет сохранить себя целым», то есть брать от жизни все, ничего не давая взамен. Человек, который замкнулся только на своих эгоистических потребностях, вскоре становится чуждым и ненужным для других. В наказание Ларра обречен на бессмертие. Финал его судьбы — бестелесная тень, обреченная на скитания. Ларра осознал свое «лучшее» право стоять над людьми, он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, хищен, силен, жесток. Данко изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, он повел людей через лес и даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Сердце героя вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их на «легкий путь». Он был готов пожертвовать всем, чтобы помочь людям и ничего не требовал взамен. Таким образом, мы видим, насколько разное отношение Ларры и Данко к людям. Данко любил их и думал, что, может быть, без него они погибнут. У Ларры «не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого». Гордость и эгоизм Ларры ярко показана в картине убийства девушки: «Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь». Характеры Ларры и Данко не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно. Главная и единственная черта характера Ларры — эгоизм, отрицание иного закона, кроме собственной воли. Данко же символизирует любовь к людям. Его духовная красота противопоставлена убогости и жалкости существования Ларры. Дарко и Ларра — два противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и ныне: «Что я сделаю для людей?! — сильнее грома крикнул Данко». Это неумирающий вопрос, который каждый думающий молодой человек непременно задает себе. Не задав себе этого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.
Тема
Данко – парень, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. Герой готов был вести народ к свету, к новой жизни. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «темных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. Чтобы осветить народу путь парень вырывает из груди пылающее сердце. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Данко Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика, указывая на смысл легенды.
Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».
Жанр
Жанр произведения – легенда, так как в его основе вымышленные события и персонажи. Некоторые исследователи считают произведение М. Горького «Легенда о Данко» притчей, так как в ней четко выражена поучительная составляющая. Направление «Легенды о Данко» – романтизм, о чем свидетельствуют такие признаки: в центре произведения проблема человека и общества, герой отчужден от других людей, его душа устремлена к благородным поступкам.
Предыдущая
Сочинения«Попрыгунья» анализ рассказа Чехова – тема, идея, смысл названия, проблематика произведения
Следующая
Сочинения«Хамелеон» анализ рассказа Чехова – тема, жанр, проблематика, план произведения
Характеристика текста
Кульминация «Старухи Изергиль» — легенда о Данко. При анализе этой части рассказа очевидно ее противопоставление другим историям, рассказанным старухой. Легенда становится финальной точкой в размышлениях автора о смысле человеческого существования, отвечая на вопрос, ради чего нужно жить и бороться.
В своем сочинении автор кратко затронул тему поколения слабых личностей, которые не в силах сделать шаг навстречу будущему, ярко выраженную на фоне главной проблематики произведения:
- Человек и общество.
- Гуманизм.
- Жизнь во «мраке».
Главный герой рассказа, Данко, — это смелый и благородный человек, пожертвовавший собственным сердцем ради благополучия других людей. Он был готов на любой подвиг, лишь бы привести людей к новой жизни. Герой не обращал внимания на то, что люди со временем переставали верить ему и идти дальше. Благодаря такому контрасту возникает романтический конфликт между конкретной личностью и обществом в целом.
Данко не чувствовал себя комфортно в обществе «темных» людей, но несмотря на это, не переставал верить в них, и его сердце переполняло благородство. Чтобы осветить путь остальным, он вырвал свое сердце, не думая о собственной жизни.
Композиционная составляющая третей части «Старухи Изергиль» несложная. Она имеет формальную и смысловую организацию. Сюжет представлен читателям линейно и последовательно от экспозиции к развязке.
Жанр произведения — легенда, так как на протяжении всего повествования описываются вымышленные персонажи и события из их жизни. После публикации некоторые литераторы и критики считают эту историю притчей, так как в «Легенде о Данко» присутствует поучительная мораль.
Горький использовал направление — романтизм. Об этом свидетельствуют многие факты, а именно то, что в центре повествования описывается проблема человека и общества, героя является отшельником, так как непохож на других, его внутренние порывы устремлены на благородные поступки.
Описание
Ларра — персонаж необычный. Его отец — свободный орел, мать — смертная женщина. Статный красивый юноша выделяется среди молодых людей племени. Отталкивающее впечатление создает взгляд холодных презрительных глаз. Читатель понимает: Ларра — отрицательный персонаж легенды.
Двадцать лет назад гордый орел украл молодую девушку, сделав супругой. У них родился сын Ларра — полуптица, получеловек. Орел разбился о скалы — женщина решила вернуться домой. Двадцатилетний юноша пошел следом.
Становясь членом племени, он был обязан соблюдать существующие законы: уважать женщин, почтительно относиться к старейшинам. Однако юноша поступает иначе.
Первая встреча сына орла и соплеменников закончилась трагедией. Сначала он демонстрирует неуважительное отношение к старейшинам. Затем жестоко убивает понравившуюся девушку, отказавшуюся стать собственностью самовлюбленного красавца. Юноша считает, что волен поступать так, как хочется. Ему безразлично мнение старейшин. Он лишен умения сочувствовать, сострадать. Ларра никого не любит, считая себя центром Вселенной. Виной тому непомерная гордыня, эгоизм, самовлюбленность. Качества, которыми наделил его царственный отец – орел.
Объятые ужасом люди пытались понять причину страшного убийства, но Ларра не чувствовал угрызения совести. Он считал себя правым.
Долго не могли придумать наказание, соразмерное преступлению. Быстрая смерть казалась слишком легкой расплатой.
Наконец, приняли решение — оставить юношу свободным. Наказание одиночеством — самое страшное испытание.
Ларра, гордый, независимый, непокоренный, удалился прочь. Через несколько лет понял, как тяжело существовать одному. Единственным избавлением была смерть. Пытаясь спровоцировать людей на агрессивные действия, Ларра искал гибели. Но его никто не хотел убивать. Старейшины вновь прогнали его.
Став тенью, лишившись рассудка, бродит Ларра повсюду
Его образ напоминает нам о том, как важно соблюдать законы человеческого бытия. Думая только о собственном благополучии, человек обрекает себя на одиночество
Вечная одинокая жизнь, бессмертие, которое страшнее смерти, — расплата за гордое презрение.
В рассказе «Старуха Изергиль» автор – Максим Горький, повествует о волевых, отличающихся от других людях. Повествование ведется от имени старухи по имени Изергиль. Одной из легенд, прозвучавших в этом рассказе, является сказание о Ларре. Повествование началось с того, что Изергиль увидела вдали тень. Она отметила, что это и есть Ларра, неприкаянно скитающийся по пустыням в наказание за безграничную гордыню.
Ларра был сыном орла и женщины. Когда-то гордая птица выкрала девушку из родного селенья и унесла с собой. Спустя 20 лет орел умер, и девушка вернулась, взяв с собой сына.
Мальчик рос очень высокомерным, не считался с чужим мнением и ставил себя выше других. Это нельзя назвать адекватным восприятием действительности. Ведь юноша не был чем-то лучше других, но смотрел на всех свысока. Он не считался ни с советами старейшин, ни с мнением других людей.
Народ селения возмущался таким поведением Ларры. Но последней каплей стал ужасный поступок юноши, когда он на глазах у всех убил девушку, отвергнувшую эгоистичное желание Ларры овладеть ее сердцем во что бы то ни стало.
Народ долго не мог придумать наказание для юноши. Они не могли понять, ради чего он совершил такой жестокий поступок, и пытались поговорить с ним, чтобы выяснить мотивы такого поведения. Но Ларра был непреклонен и не желал объясняться с народом. Тогда самый мудрый старейшина осознал, что худшим наказанием для него будет вечное одиночество, и жители изгнали юношу из селения.
С тех пор Ларра скитался в гордом одиночестве и со временем стал терзаться им. Он понял, что худшее, что может быть, осознавать событийность происходящего вокруг, но не принимать в этом процессе никакого участия. Наедине с мыслями целую вечность – страшная мука.
Он был бессмертным и мог лишь погибнуть, поэтому вернулся в селение, умоляя убить его. Но мудрые старейшины понимали, в чем дело и не стали этого делать, вновь изгнав его.
С тех пор он тенью скитается по миру, в вечных мучениях мечтая лишь обрести покой.
Можно ли назвать Ларру отрицательным персонажем? Конечно. Но объяснимо ли такое поведение. С одной стороны, юноша был сыном орла. А орлы отличаются своим гордым нравом, потому Ларра, в целом, не виноват в том, что получил в наследство такой характер. С другой стороны, он был одновременно сыном человека, а значит, должен обладать самосознанием и понимать, что цинизм должен быть обоснован и подкреплен опытом, а также размышлениями.
Вариант 2
Творческое наследие Максима Горького огромно. В него входит большое количество разноплановых текстов. Особое место занимают ранние романтические рассказы. В частности текст с названием «Старуха Изергиль». Это текст с особой композицией по принципу «Рассказ в рассказе». А именно от лица Изергиль читатель узнает две красивых древних легенды: о Ларре и Данко.
Данко – это самоотверженный человек, которому не жалко отдать самое дорогое – жизнь, в обмен на благополучие и счастье рода людского.
Если рассказать историю Данко вкратце, то она такова: в неком месте обитало людское племя. В один прекрасный момент их выгнали с обжитых земель более сильные. Племя ушло в местность, непригодную для проживания. Стали люди болеть, умирать. Тогда Данко выбрали они своим предводителем, потому что видели в нем мужество и силу духа.
И Данко решился вести племя человеческое через глухой лес. Но, как обычно бывает, Данко старался делать как лучше, а получилось как всегда. Начались волнения в племени людском. Тогда Данко, чтобы спасти племя человеческое вырвал из собственной груди сердце и осветил им путь людям…
Данко Горький одаривает такими эпитетами, как «сильный, веселый, смелый». Поэтому немудрено, что такой человек способен на самопожертвование ради счастья и благополучия других. Получилось так в данной ситуации, что те, кого он вел за собой, спасовали, а именно дорога оказалась для племени слишком сложной. Чтобы не брать ответственность на себя люди обвинили во всех своих неудачах Данко. Они в конце пути своего обнажили звериное начало, а значит, не могли быть преданными своему предводителю, которого сами же и выбрали.
Следующий эпизод лишний раз подчеркивает способность на благое дело ради своего народа. Это когда Данко ощущает в себе силы сделать что-то светлое и радостное для людей. Он жертвует своим сердцем, жизнью ради человечества. Тогда происходит чудо: тьма отходит и это означает, что побеждает доброта, духовная сила над страхами и ничтожеством человека перед стихией.
Да, Данко умер в конце легенды, но голубые искры от его сердца живы. Это говорит о том, что у людей есть надежда на спасение в смутные периоды истории.