КРНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Укрупненная группа направлений и специальностей | 040000 “Социальные науки” |
Направления подготовки: | 040200 “Социальные науки” |
Специальность: | 040100.62 «Социальная работа» |
Иркутск
2013 г.
1.Контрольно-измерительные материалы:
—являются обязательным компонентом Учебно-методического комплекса дисциплины «религиоведение»;
— обеспечивают проведение контрольных мероприятий в форме: входного контроля выбора студентами индивидуальных заданий в виде письменных творческих работ (эссе) с их обсуждением во время практических занятий; проверки домашних заданий по проработке первоисточников и докладов по теме семинара; входного, промежуточного тестирования и выходного устного опроса по контрольным вопросам или письменного тестирования на зачете.
Укрупненная группа направлений и специальностей 040000 “Социальные науки” Направления подготовки: …
Зачет и дифференцированный зачет: в чем разница?
Разница между зачетом и дифференцированным зачетом не так уж велика. Основное отличие дифзачета в том, что по результатам его сдачи преподаватель выставляет студенту оценку, а не «зачет»/«не зачет».
В отличие от обычного зачета дифференцированный влияет на размер начисленной стипендии, что автоматически приравнивает его по значимости к экзамену.
Но чем в этом случае зачет с оценкой отличается от экзамена? Во время экзамена студент отвечает по заданному вопросу, и дополнительные ему задают только в случае сомнений или необходимости повысить оценку. В рамках дифференцированного зачета преподаватель имеет право задавать вопросы по всем пройденным материалам в рамках дисциплины.
Это также главное отличие зачета от дифференцированного зачета. Хоть во время зачета студент редко тянет определенный билет, ему все же предлагают отвечать на определенный вопрос, а не «гоняют» по всему курсу.
На самом деле, разница между зачетом и экзаменом не так и велика. Дело в том, что оценка по обоим испытаниям учитывается в дипломе и влияет на размер стипендии
Но иногда отличие зачета с оценкой от экзамена все же есть. В зависимости от требований и целей преподавателя, этот вид оценки знаний может быть промежуточным испытанием.
Например, преподаватель может поставить дифзачет в конце первого семестра, чтобы проверить степень усвоения пройденного материала. А потом, в конце года поставить по этому же предмету экзамен. В этом случае дифзачет преследует многочисленные цели:
- определение уровня пройденного материала;
- выявление степени освоения теоретической и практической части;
- определение степени развитости творческого и образного мышления;
- выявление способности синтезировать знания и уметь применять их на деле.
Рассматривая дифзачет и экзамен, стоит помнить, что экзамен может принимать любой преподаватель (даже тот, которого студент раньше в глаза не видел). Дифзачет же может принимать лишь тот, кто читал курс лекций и проводил семинары по дисциплине.
В зависимости от формы сдачи дифзачета (устная или письменная) преподаватель огласит оценку либо в день сдачи (при устном) или через оговоренный срок (при письменном). В любом случае студент должен узнать оценку до сдачи ведомости в деканат, чтобы у него была возможность оспорить ее и исправить (или уточнить причины именно такой оценки).
Чаще всего дифференцированный зачет назначают после прохождения студенческой практики (учебной или производственной).
Что такое дифференцированный зачет
Кроме обычного зачета многие педагоги практикуют и дифференцированные зачеты. При сдаче подобного зачета вместо «зачтено» или «не зачтено» вам будет выставлена оценка.
Пересдать подобный зачет можно. Оценка, полученная за данный зачет, будет учитываться при начислении стипендии, а также пойдет в диплом и будет влиять на цвет вашего диплома. Выставляться оценка за данный вид работы будет в той же (левой колонке) вашей зачетной книжки, как и другие зачеты.
Чем отличается дифференцированный зачет от обычного зачета и экзамена
С точки зрения сложности по сравнению с экзаменом данная форма контроля знаний все же является более упрощенной.
Кстати, многие преподаватели могут выступить с инициативой организации дифференцированного зачета на определённом курсе или для отдельных студентов.
Возможен вариант того, что сдачу такого зачета вам предложат в творческой форме. Или же выставят за него оценку, учитывая вашу курсовую работу или прохождение практики.
Рядом с отметкой по дифференцированному зачету в вашу зачетную книжку могут в скобках написать рейтинговый балл, который высчитывается из учета всех ответов ваших одногруппников.
Как правило, несданный с первого раза дифференцированный зачет (оценка два) будет отображен только в учебной ведомости, в зачетную же книжку вам поставят оценку после пересдачи.
Особенности дифференцированного зачета у заочников
Дифференцированный зачет у студентов заочной формы обучения в целом не отличается от дифзачета у студентов-очников. Разница здесь может состоять в объеме материала (т.к. количество лекций и время на подготовку к экзаменам у заочников, как правило, ограниченны) и в преимущественно самостоятельной подготовке к дифзачету. Может играть роль и отношение преподавателя: заочников могут проверять на предмет владения материалом основательно, чтобы убедиться, что он справился с самостоятельной подготовкой. Часто возникает и обратная ситуация, когда к заочникам по той же причине относятся снисходительно и спрашивают меньше, чем с тех, кто находится на очной форме обучения.
Как называется Пятикнижие Моисеево в иудаизме
а) Ктувим
б) Тора
в) Нивиим
г) Ветхий Завет
17. Смещение интереса от знаний о жертвоприношениях к знаниям о вечном «я» в Упанишадах свидетельствует о
а) усложнении ритуальной практики
б) зарождении философского осмысления мира
в) разложении родового строя
г) влиянии чужеродных культурных ценностей
18. Первоначальное значение термина «карма» — это
а) ритуальная деятельность для постоянного воссоздания существования мира
б) наказание за преступные деяния
в) судьба, которую боги назначают человеку
19. Постепенное изменение смысла понятия «карма» приводит его к следующему значению:
а) закон космического воздаяния за любое действие, которое нарушает мировое равновесие
б) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека
в) темная, враждебная сторона человеческой природы, которую следует подавлять
г) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей варны и касты
20. Понятие «сансара» означает
а) вечную череду смертей и новых рождений всего сущего
б) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни
в) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида
г) колесо как символ формы Вселенной
б) Тора в) Нивиим г) Ветхий Завет
В отличие от ведической философии, буддизм видит возможность избавления от перерождений в
а) строгом соблюдении обрядов
б) осознании иллюзорности своего «я»
в) ежедневном чтении мантр
г) смирении плоти
22. Причиной страдания в буддизме являются желания. Но что является главной причиной самих желаний?
а) воля богов
б) объективные закономерности бытия
в) телесность
г) разум
д) иллюзии
Оформление отчетной документации
В случае, если дифференцированный зачет установлен для выставления оценки по практике, необходимо сдать отчетную документацию. Список документов зависит от заведения, в котором вы обучаетесь. Это может быть отчет и дневник практики, портфолио и т.д.
Прежде всего отчет необходимо правильно составить, а оформлять его нужно в соответствии с общими стандартами и требованиями, которые предъявляет к его оформлению ваш вуз.
Как правило, в структуру отчета входят следующие пункты:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная (практическая) часть;
- заключение;
- список литературы.
При необходимости в него добавляются также приложения, где можно разместить дополнительные материалы, таблицы, схемы и т.д.
К отчету необходимо прикрепить индивидуальное задание — форму или образец для него вам должно предоставить ваше учебное заведение.
Дневник практики представляет собой ежедневную запись о деятельности студента в рамках практики. Обычно он заполняется в форме таблицы, в которой необходимо писать, какие действия производились в текущий день:
Тематика эссе
В качестве входного и промежуточного контроля подготовки специалистов по дисциплине используется: написание эссе в соответствии с требованиями ИрГТУ, защита эссе как исследовательской работы на семинаре.
1. Религия как социальное явление.
2. Соотношение социологии и теологии.
3. Возникновение и развитие религии.
4. Религия как культурная ценность.
5. Религиоведение и теория познания.
6. Функциональный подход к религии.
7. Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт.
8. Церковь и секта.
9. Религиозные группы и религиозные перегруппировки.
10. Религия и социальный статус.
11. Религиозный плюрализм.
12. Религиозные движения.
13. Типы религии и религиозного опыта.
14. Основные этапы эволюции религии в истории общества.
15. Религия в современном мире.
16. Религия и экономика.
17. Религия и семья.
18. Религия и культура.
19. Первобытные представления о мире: ритуал и миф.
20. Будущее религии.
21. Религия и социальное изменение.
22. Православие.
23. Старообрядчество.
24. Старое русское сектантство.
25. Новое православное сектантство.
26. Римско-католическая церковь.
27. Протестантские церкви.
28. Мусульманские организации.
29. Буддизм.
30. Иудаизм
1. Религия как социальное явление. 2. Соотношение социологии и теологии. 3. Возникновение и развитие религии.
ТЕСТЫ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
Тесты для подготовки к промежуточному контролю и к зачету
На каждом семинарском занятии используется тестирование по соответствующим теме тестам (5-6) с объяснением правильных ответов преподавателем.
1. Осмысление мировоззренческих вопросов религии: философии религии феноменологии религии психологии религии социологии религии
2. Какой из интерпретаций религии соответствует цитата «религия есть род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь»: теологической философской психоаналитической атеистической
3. Для какого подхода характерно утверждение, что «развитие религии представляется как путь, ведущий от магии к таким элементарным формам религии, как анимизм, тотемизм, фетишизм и только позднее — к вере в личное высшее духовное существо»: теологического атеистического структурно-функционального эволюционистского
4. Какая интерпретация религии предполагает ее истолкование «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта: теологическая атеистическая феноменологическая психоаналитическая
5. Представителями теологической интерпретации религии являются: Л. Фейербах, Ф. Энгельс, В. Ленин З. Фрейд, Э. Фромм, О. Ранк С. Н. Булгаков, П. Тилих, П.А. Флоренский К. Маркс, М. Вебер, Э. Трёльч
6. Слияние нескольких религиозных течений в одно учение называется генотеизм синкретизм монотеизм политеизм
7. Тайный религиозный культ, к участию в котором допускаются лишь избранные: секта церковь мистерия деноминация
8. Форма свободомыслия, основанная на разделении «истин неба»(религиозных) и «истин земли» (научных) называется : атеизм секуляризм деизм скептицизм
9. Личность, стремящаяся преобразовать традицию, обновить религиозный опыт: реформатор пророк мистик святой
10. Представитель религиозного объединения, оппозиционного по отношению к доминирующей церкви: пария сектант схизматик еретик
На каждом семинарском занятии используется тестирование по соответствующим теме тестам (5-6) с объяснением правильных ответов преподавателем. 1. Осмысление мировоззренческих вопросов религии: философии религии… 2. Какой из интерпретаций религии соответствует цитата «религия есть род духовной сивухи, в которой рабы капитала…
Зачет и экзамен: в чем разница?
И зачет, и экзамен могут проходить как в устной, так и в письменной форме – ее будет определять преподаватель.
Основное отличие экзамена от зачета состоит в том, что экзамен уже входит в сессию, а зачет ей предшествует. Неделя (или чуть больше) зачетов ожидает студентов как раз перед наступлением официальной экзаменационной сессии.
Преимущество зачетов состоит в том, что в итоге студент получает «зачет» или «не зачет». Мелкие нюансы не сильно влияют на общее решение. Экзамен же оценивают по пяти- или десятибалльной шкале (в зависимости от страны и типа учебного заведения). И каждый неправильный или не до конца правильный ответ может влиять на итоговую отметку.
Те, кто учился в университете, знают: консультации назначают только для подготовки к экзаменам. Для сдачи зачетов студент пользуется только собственными силами.
Еще одно важное преимущество зачетов в том, что при хорошей посещаемости и прочих условиях преподавателя по некоторым предметам можно получить зачет «автоматом» – то есть без необходимости его сдавать на общих основаниях. Для этого преподаватель предлагает студентам определенные условия (например, выполнить особое задание – решить задачу, сдать реферат и т.д.)
Чаще всего преподаватели предлагают выставить «автомат» по экзамену только в том случае, если студент проявил хорошую активность во время семестра и не претендует на высокий балл. Если он хочет получить хорошую отметку, придется сдавать на общих основаниях
Для экзамена сдача «автоматом» – не столь распространенное явление, хотя тоже встречается. Но тут есть свои нюансы. Так как это испытание входит в официальную экзаменационную неделю, на экзамен студенту в любом случае придется явиться. Только сам студент может дать преподавателю зачетную книжку в руки, чтобы тот выставил отметку – вот чем экзамен отличается от зачета в вузе.
Есть и еще один нюанс, чем отличается зачет от экзамена в университете: зачет охватывает темы в рамках пройденного семестра. Экзамен же может включать вопросы как семестра, так и предыдущих семестров, в течение которых изучали дисциплину. Поэтому подготовиться к экзамену намного сложнее, чем к стандартному зачету.
Нужно осознавать важность экзаменов: оценки влияют не только на получение стипендии, но и идут в диплом
Индивидуальное духовное начало в индийской религии — это
(а) атман
(б) брахман
(в) дхарма
(г) карма
(д) прана
12. Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии:
(а) чарвака
(б) джайнизм
(в) буддизм
(г) брахманизм
(д) вишнуизм
13. Укажите социокультурные ценности восточных цивилизаций, которые связаны со спецификой азиатского способа производства:
а) активность
б) традиционализм
в) прокреативизм
г) коллективизм
д) созерцательность
е) новации
(б) брахман (в) дхарма (г) карма
Брахман и Атман в брахманизме соотносятся как
а) душа и тело
б) порядок и хаос
в) абсолютный дух и его самосознание
г) материальный мир и его закономерности
15. Во главе пантеона богов кн. Владимира Красное Солнышко стоял:
а) Яхве
б) Дажьбог
в) Перун
г) Велес
Что такое дифференцированный зачет в дистанционном обучении
В наши дни с интенсивным развитием и совершенствованием технических возможностей все больше вузов прибегают к практике дистанционного обучения. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие преподавателей и студентов на расстоянии, обычно при помощи Интернета. Иногда эти меры бывают вынужденными — впрочем, их причина не играет значимой роли в контексте проведения итоговой аттестации.
На сегодняшний момент разрешается проводить экзамены, зачеты (и дифзачеты в том числе) в режиме видео-конференц-связи, компьютерного тестирования, либо прибегая к помощи ресурсов с функцией обмена файлами и/или обмена сообщениями.
Форма проведения дистанционного дифзачета, таким образом, определяется самим вузом. Главное, чтобы все требования к процессу его проведения регламентировались нормативными актами образовательного учреждения.
Ресурсы сети Интернет
1. http://www.atheism.ru/ — литература по истории религии и атеизма;2. Центральная библиотека образовательных ресурсов по религиоведению3. [email protected] (http://www.wco.ru/biblio/ Библиотека православного христианина «Благовещение»)4. [email protected] -литература по истории религии);5. учебная литература по религиоведению6. http://www.srph.ru/ сайт института Высшая религиозно-философская школа
Контрольно-измерительные материалы составлены в соответствии с дополнением к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки: 040000 – Гуманитарно-социальные специальности: специальность 040200.62 – Социология.
КИМ составила:А.А. Кузьмичёва, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы
Контрольно-измерительные материалы составлены в соответствии с дополнением к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального… КИМ составила:А.А. Кузьмичёва, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы
Сессия и зачет: в чем разница?
Некоторые абитуриенты не понимают, чем отличается сессия от экзамена и зачета.
Деканат тщательно планирует расписание зачетов и экзаменов. Но если несколько зачетов в день – ситуация вполне допустимая и приемлемая, то несколько экзаменов ставить в один день нельзя.
Зачет | Экзамен |
Ставят в начало сессии | Является непосредственной частью сессии |
Часто оценку выставляют на основании текущей успеваемости, рефератов или курсовых | Для оценки знаний используют билеты с вопросами |
Можно получить «автомат» в случае регулярного посещения пар и хорошей успеваемости | Получить «автомат» практически нереально (особенно хорошую оценку) |
Нет балльной системы оценок | Отметки выставляют по шкале от единицы до пятерки или до десяти (в зависимости от страны) |
Результат заносят в ведомость | Итог отражают в дипломе |
Охватывает темы, пройденные в течение семестра | Требует повторения всего изученного материала |
Без проведения консультаций | Преподаватели дают предварительные разъяснения по вопросам |
Может быть несколько в день | В течение суток организуется не больше одного испытания |
Цель дифференцированного зачета
Очень часто дифференцированный зачет устанавливается в том случае, когда отсутствует возможность провести экзамен по той причине, что установленное законодательством количество экзаменов на данную сессию исчерпано. Также обычно такой зачет проводится за счет учебного времени, выделяемого на изучение учебной дисциплины.
Главная цель подобного формата среза знаний — как можно более глубоко проверить материал по всему курсу и умение применять полученные знания на практике (если практическая сторона подразумевается конкретной дисциплиной).
Это достигается за счет того, что у студента нет заранее подготовленных билетов, и он не знает, какие конкретно вопросы будет задавать ему проверяющий. У студента могут спросить все, что угодно, в рамках существующего курса, а потому им должен быть усвоен абсолютно весь объем информации. Даже в том случае, если дифференцированный зачет проводился в форме творческой работы, вопросы необходимы — студент должен убедить преподавателя в понимании проведенной работы и материала по курсу в целом.
Однако не стоит пугаться заранее. Для некоторых студентов проще показать уровень знаний по всему курсу сразу, нежели углубляться в конкретный вопрос. Согласитесь, что гораздо легче вспомнить понемногу из каждой пройденной темы, чем пытаться воспроизвести в памяти целую лекцию по отдельно взятому вопросу?
Формы проведения
Форма проведения такого зачета зачастую зависит от инициативы преподавателя. Он может проводиться в таких форматах, как:
- устный ответ;
- письменная работа.
Итак, что могут представлять из себя подобные формы проведения дифзачета? Если вид его сдачи устный, то это может быть индивидуальный разговор со студентом, когда проверяющий задает ему вопросы по определенным темам, пытаясь оценить общий уровень знаний. Также это может быть коллоквиум, то есть дискуссия или беседа со всеми студентами сразу, по итогам которой некоторые из самых неактивных ее участников могут продолжить сдачу индивидуально.
Письменная форма зачета возможна в виде контрольной работы или творческого проекта. Контрольная работа считается самой оптимальной проверкой знаний, так как позволяет выявить уровень владения материалом наиболее полно и комплексно. Это может быть как тест, так и вопросы для рассуждения на заданные темы.
Может быть предложена и творческая работа: заранее выполнить проект в группах или индивидуально, подготовить презентацию, видео или журнал — все здесь полностью зависит от фантазии преподавателя или вашей собственной. Зачастую такая форма проверки проводится для оценки результатов практики. Таким образом, преподавателем может быть избран абсолютно любой формат — главное, чтобы он позволял оценить существующий уровень знаний и умений по предмету. В некоторых случаях выбор формы сдачи может быть предоставлен и самим студентам.
Традиционно по билетам, как правило, такой зачет не проводится — по крайней мере, это противоречит его предназначению. Однако на практике иногда происходит иначе, и в таком случае дифзачет фактически представляет собой обыкновенный экзамен — за исключением того, что преподаватель все еще имеет право проверить ваши знания по другим темам.
Что такое зачет и экзамен
Как известно, в течение всего учебного года студенты вузов посещают лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия.
За год студенту необходимо сдать две сессии. Одна сессия является промежуточной, для многих (в частности первокурсников) данная сессия – показатель их предыдущих знаний и готовности к дальнейшей учебе в вузе.
Потому как на начальных занятиях в большинстве своем идет повторение материала, изученного новоиспеченными студентами по определенным предметам в школе на уровне десятых-одиннадцатых классов.
Также, столкнувшись с первыми зачетами и экзаменами, первокурсник уже может дать себе реальный отчет относительно правильности выбранной им профессии с точки зрения трудности и интереса.
Вторая сессия — переводная. Её студенты сдают летом, и при успешной сдаче переводятся на следующий курс. Основной формой контроля знаний на сессиях для студентов являются зачеты и экзамены.
Именно все сданные зачеты и экзамены обеспечивают получение стипендии и перевод на следующую образовательную ступень.
Вариант 1
1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.
Католицизм, лютеранство, конфессия, православие, старообрядчество.
2. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Религия нередко оказывает значительное влияние на политику и экономику страны.
2) Сходство морали и религии состоит в том, что они формируют нравственные нормы общества.
3) В основе любой религии лежит научная концепция мира.
4) Любая религия — это монотеистическое представление о боге.
5) Россия — многоконфессиональное государство.
3. Старшеклассники на уроке обществознания обсуждали статью 28 Конституции РФ, в которой говорится о свободе совести и вероисповедания. Какие из приведенных ниже признаков относятся к этому понятию?
1) возможность действовать без оглядки на существующие правовые нормы
2) равенство перед законом представителей всех религий, если они не призывают к религиозной и национальной розни
3) право свободно формировать свои принципы и убеждения
4) право честно признаваться в совершенном правонарушении
5) возможность быть атеистом
4. Запишите название науки, пропущенное в таблице.
Наука | Содержание (предмет) науки |
Эстетика | Философское учение о сущности и формах прекрасного и безобразного |
… | Проблемы возникновения веры в сверхъестественное, ее развития и взаимодействия с другими явлениями культуры |
5. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
РЕЛИГИЯ
A) буддизм
Б) конфуцианство
B) синтоизм
Г) даосизм
ТИП РЕЛИГИИ
1) мировая
2) региональная
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Вариант 2
1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.
Буддизм, христианство, ислам, мировая религия, Священное писание.
2. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Во всех религиях центральная роль принадлежит культу.
2) Основу религии составляет вера в сверхъестественные силы.
3) Религия в современном мире полностью потеряла свое влияние.
4) Религиозные учения содержат объяснения явлений природы.
5) Любая религия — это политеистическое представление о боге.
3. Ученик П. попросил своего старшего брата — выпускника юридического факультета — объяснить, что такое «свобода совести и вероисповедания». Какие из приведенных ниже признаков относятся к этому понятию?
1) подчинение всех религиозных организаций государству
2) равноправие верующих и атеистов перед законом
3) толерантное отношение к представителям всех религий
4) право человека на свободу мысли, убеждений и их свободное выражение
5) возможность исповедовать религию только в группе, но не индивидуально
4. Запишите название социального института, пропущенное в таблице.
Социальный институт | Характеристика |
Образование | Целенаправленная передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм |
… | Организация единоверцев, образованная на основании особого вероучения и культа |
5. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
РЕЛИГИЯ
A) христианство
Б) индуизм
B) ислам
Г) иудаизм
ТИП РЕЛИГИИ
1) мировая
2) региональная
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы на тест по обществознанию Религия и религиозные организации 10 классВариант 1
1. Конфессия
2-125
3-235
4. Религиоведение
5. А1 Б2 В2 Г2Вариант 2
1. Мировая религия
2-124
3-234
4. Церковь
5. А1 Б2 В1 Г2