Тест по русскому языку словообразование и орфография. культура речи 6 класс

Тест по русскому языку 6 класс словообразование и орфография с ответами

1 вариант

Часть А

A1. Что такое морфема?

1) самостоятельная часть речи
2) наименьшая значимая часть слова
3) неизменяемая часть слова
4) корень слова

А2. О какой части слова идёт речь: «Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов»?

1) приставка
2) суффикс
3) корень
4) окончание

А3. Укажите ряд, в котором все слова однокоренные

1) вода, водитель, водный
2) лес, лесной, лесник
3) гора, горный, гореть
4) вести, приведёт, привет

А4. В каком слове нет окончания?

1) тишь
2) озноб
3) выстрел
4) наугад

А5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НА-?

1) надрубка, надежда, надувной
2) наблюдение, наибольший, навзрыд
3) наивный, название, наилучший
4) навылет, нависает, нагреть

А6. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) свалка, удивление, весело
2) нависает, страдание, перевяжет
3) связной, перегородка, пришкольный
4) высокий, разлюбил, наклейка

А7. Слова какого ряда имеют две приставки?

1) предпосылка, предсказание, предубеждение
2) предрассветный, преподнести, преувеличить
3) предыдущий, предшествовать, предусмотреть
4) предъюбилейный, предполагать, предугадать

А8. Укажите слово с двумя суффиксами

1) водяной
2) лесок
3) ленивица
4) львица

А9. Какие приставки имеют значение высшей степени качест­ва проявления признака?

1) пре-, сверх-
2) при-, над-
3) пре-, при-
4) над-, пере-

A10. Укажите слово с окончанием -ОЙ

1) конвой
2) отбой
3) отвагой
4) открой

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю, и она одевается в ослепительный наряд. (2)Побелели дорожки и крыши домов

(3)Под лучами солнца блестят разноцветные ис­корки инея. (4)На речке среди зарослей камыша темнеет вода.

В1. Выпишите слово, состоящее из двух корней.

В2. Из предложений 1-2 выпишите слово, не имеющее окончания.

Часть С

1. Какова тема текста?
2. Озаглавьте текст.
3. Каким настроением проникнут текст?
4. В чём смысл употребления эпитета ослепительный?

2 вариант

Часть А

A1. Укажите неверное суждение

1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
2) слова могут образовываться сложением слов
3) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бесприставочным
4) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бессуффиксным

А2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина

А3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, передумать
2) соразмерный, зааплодировать, представление
3) развесёлый, прабабушка, подставка
4) поумнее, прескверный, буквенный

А4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) изголодаться, предвоенный, дисгармония
2) всмотреться, подводный, контратака
3) подснежник, загривок, подоконник
4) настольный, заморский, соавтор

А5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

1) по-прежнему
2) заводской
3) ответ
4) подберёзовик

А6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора — горный — … — горняцкий?

1) горка
2) пригорок
3) гористый
4) горняк

А7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность

А8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно

1) круг — округ — окружность — окружной
2) круг — округ — окружной — окружность
3) округ — круг — окружной — окружность
4) круг — окружность — округ — окружной

А9. Укажите ошибочное суждение

1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом

A10. Укажите неверное суждение

1) слово листопад образовано бессуффиксным способом
2) слова в русском языке могут образовываться переходом одной части речи в другую
3) слова домик и домище образованы суффиксальным спо­собом
4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес легко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.(По М. Пришвину)

В1. Выпишите из предложения 3 слово без окончания.

В2. Выпишите слова с нулевым окончанием.

Часть С

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на во­прос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину?»

Ответы на тест Основные способы образования слов в русском языке1 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-1
А5-2
А6-1
А7-3
А8-4
А9-3
А10-3
В1-приставочный
В2-неравнодушные2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-3
А5-3
А6-4
А7-3
А8-2
А9-4
А10-1
В1-легко
В2-лес, отступил

Тесты по русскому языку. Тема: Словообразование, 5-6 классы

Тест 1.

1. Раздел науки, изучающий строение слов:

а) фонетика;

б) лексика;

в) словообразование.

2. Выпишите строчку, в которой представлены только однокоренные слова:

а) семья, с семьей, семейный, семейное, семейство;

б) белый, белеть, беловатый, белесый, побелка.

3. Однокоренные слова — это:

а) формы одного и того же слова;

б) слова, имеющие одинаковое написание, но различающиеся по значению;

в) слова, включающие в свой состав один и тот же корень.

4. Какая часть слова содержит в себе лексическое значение?

а) Окончание.

б) Приставка.

в) Суффикс.

г) Корень.

5. Какая часть слова не входит в основу?

а) Окончание.

б) Приставка.

в) Суффикс.

г) Корень.

6. Носителем какого значения является окончание?

а) Лексического.

б) Грамматического.

в) Лексического и грамматического.

7. Выпишите строчку, где указаны слова с нулевым окончанием. Обозначьте нулевые окончания.

а) Штора, столов, книга, дерево, кроватей, вода.

б) Шторм, плод, низ, лес, мышь, куст, пруд.

8. Выпишите строчку, в которой представлены слова, не имеющие окончаний:

а) в низ шкафа, удобный, красивый, сегодняшний;

б) вниз, удобно, красиво, сегодня.

9. Что может включать в себя основа слова?

а) Только окончание.

б) Только корень.

в) Приставку, суффикс.

г) Корень, приставку и суффикс.

10. Заполните таблицу, выделите все значимые части слова.

Основа слова состоит

из корня

из корня и приставки

из корня и суффикса

из корня, приставки и суффикса

Плуг, безоблачный, прибрежный, забег, интерес, примерка, лиловатый, парашют, рука, подпись, краснеть, красноватый, подрыв, завяз (в грязи), заводной, заводской.

Ключ к тесту

а

б

в

г

а

б

б

б

г

Тест 2.

1. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Служились дела — приложение к книге, нал..гается штраф;

уб..раю — уб..ру; зам..реть — зам..рать (от восторга);

выр..стать — выр..сли, отрасль; к.хнуться — к..саться;

пл..вец — пл..вчиха; разгораться — заг..р;

доск..кать до деревни — выск..чить из кустов.

2. Приведите по 2 примера каждого из названных способов образования слов:

а) приставочный -…

б) суффиксальный -…

в) приставочно-суффиксальный -…

г) бессуффиксный -…

д) сложение (основ слов или целых слов) — …

е) сложение сокращенных слов — …

ж) переход одной части речи в другую.

3. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Без..нициативный, предыдущий, приморье, пред..стория, сверхизысканный, с..знова, изымать, преграждать, пр.вратить, пр..творить дверь, пр..творить мечту, пр..обрести, земледелие, нов..стройка, земл..трясение.

4. Заполните таблицу:

Сложносокращенные слова, образованные:

от частей сокращаемых слов, состоящих из нескольких звуков

от начальных букв

от начальных звуков

сокращаемых слов

сокращаемых слов

смешанным способом

Универсам, ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства), ВВЦ (Всероссийский выставочный центр), ТЮЗ, комдив, обком, МХАТ (Московский Художественный академический театр), ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза), ГАИ, ГИБДД (Государственная инспекция по безопасности дорожного движения), ЦК, облоно (областной отдел народного образования), КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика), спецкор, ООН (Организация Объединенных Наций), Минфин (Министерство финансов), НИИ (Научно-исследовательский институт), юннат, РСФСР, РАО (Российское акционерное общество) «Газпром», ЭВМ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: