Личная жизнь
Личная жизнь драматурга складывалась бурно. Впервые он сильно влюбился еще в молодости, встретив актрису Лидию Мишину. Прожив вместе 4 года и покочевав вместе из труппы в труппу, они разбежались. А Арбузов полюбил Татьяну Алексеевну Евтееву, работавшую в Театре им. В. Мейерхольда. Чувствам не помешала разница в возрасте: женщина была старше Алексея на 5 лет. Они поженились, и в 1935 году родилась дочка Галя, впоследствии ставшая кинокритиком и сценаристом.
Однако этому браку пришел конец после встречи драматурга с Анной Богачевой. Молодая артистка из рабоче-крестьянской семьи очаровала мужчину живостью и талантом. Она стала жить с ним, несмотря на то, что консервативные родители осуждали выбор дочери. Им было трудно понять девушку, которая предпочла Зиновию Гердту и Исаю Кузнецову женатого мужчину с ребенком.
После женитьбы Анна родила двоих детей, Варвару и Кирилла. В семейном архиве сохранилось много совместных фото.
Алексей Арбузов с женой и детьми Оба наследника Арбузова связали жизнь с творчеством. Варя вышла замуж за режиссера Савву Кулиша и занялась продюсированием, а Кирилл сначала пробовал себя в актерском деле, а затем стал театроведом. Перу сына принадлежат две книги о биографии Алексея Николаевича — «Разговоры с отцом» и «Другая цивилизация».
Воспоминания чередуются здесь с дневниковыми записями и эссе, проливая свет на творческую мастерскую драматурга. Кирилл рассказывает, что в детстве приходилось терпеть строгость отца, который стремился вырастить из детей спартанцев, заставляя по утрам бегать и обливаться холодной водой. Также сын вспоминает, что злился на отца из-за его измен матери.
Прожив с Арбузовым 30 лет, жена устала терпеть его романы с актрисами, о которых знала вся страна, и подала на развод. Она также мучилась из-за собственной нереализованности, поскольку оставила карьеру ради семьи. Их дача в Переделкино, обустроенная ее руками, долгое время была гостеприимным домом для писателей, артистов, режиссеров и прочих творческих друзей. Дети поначалу держали обиду на отца, но в итоге смогли понять его артистическую «внесемейную» натуру и помирились с ним.
Биография
А. Н. Арбузов родился 13 (26 мая) 1908 года в Москве в дворянской семье. Среди его предков был декабрист Антон Арбузов. Отец Николай Кирович Арбузов служил старшим драгоманом русского посольства в Константинополе, занимался банковской деятельностью в Санкт-Петербурге, впоследствии разорился; кроме того, публиковал рассказы. Мать — Надежда Владимировна де Мандражи. Её отцом был небогатый дворянин греческого происхождения. В 1914 году семья переехала в Петроград, в 1916-м Алексей Арбузов начал учиться в гимназии, однако систематического образования не получил.
Революция 1917 года, голод и болезнь матери, тяжело переживавшей уход мужа к своей первой жене, сделали Алексея сиротой в 11 лет. Мальчик был вынужден бродяжничать и вскоре попал в колонию для трудновоспитуемых. В БДТ Арбузову довелось увидеть спектакль «Разбойники» Ф. Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходивших на фронт. Со вступительным словом выступил Александр Блок. Впечатление Арбузова было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.
В 14 лет Алексей Арбузов начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет поступил в драматическую студию под руководством Павла Гайдебурова, актёра и режиссёра, и по окончании обучения был принят в труппу руководимого Гайдебуровым Передвижного театра. Весной 1928 года Арбузов покинул театр, чтобы создать вместе с группой молодых актёров свой «Цех экспериментальной драмы». После его распада принял участие в организации театра на колёсах (агитвагона), который ездил со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха.
После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в Театр имени Мейерхольда. Вскоре стал заведующим литературным отделом Театра Пролеткульта; поскольку это был театр малых форм, Арбузов писал для него агитационные обозрения.
В 1939 году Арбузов вместе с Валентином Плучеком организовал Московскую театральную студию, более известную как «Арбузовская студия». С началом Великой Отечественной войны студия была преобразована во фронтовой театр и прекратила своё существование после окончания войны.
Первой по-настоящему успешной пьесой Алексея Арбузова стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции, с Марией Бабановой в главной роли. В дальнейшем «Таня», как в первой редакции, так и во второй (1946 года), ставилась едва ли не во всех театрах страны и принесла широкое признание автору
Пьесы Алексея Арбузова ставили во многих странах мира, а в СССР буквально не сходили со сцены («Иркутская история» сыграна более 9000 раз только в 1960—1961 годах). Многие эксперименты Арбузова в области формы свидетельствуют о влиянии Теннесси Уильямса и Джона Осборна.
Государственная премия СССР (1980) — «за пьесы последних лет»).
А. Н. Арбузов умер 20 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Примечания
- ↑ 123 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
- [magazines.russ.ru/october/2003/5/arbuz.html Повесть «Деньги». Предисловие Кирилла Арбузова]. Журнальный зал (октябрь 2003).
- Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М., 2000.
- ↑ 12Рудницкий К. Л. [www.booksite.ru/fulltext/the/ate/theater/tom1/9.htm Арбузов, Алексей Николаевич] // Театральная энциклопедия / под ред. С. С. Мокульского. — М.: Сов. энциклопедия, 1961. — Т. 1.
- ↑ 1234Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
- [www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/kuncevskoe-kladbische Кунцевское кладбище] (Проверено 18 ноября 2009)