Валентин Пикуль «Крейсера»
Валентин Пикуль признан мастером исторического романа не только в России, у себя на родине, но и во всем мире
Его книги поражают динамичным и насыщенным сюжетом, любовным вниманием к каждой детали, натуралистично прописанными героями и, конечно же, исторической достоверностью. Ее автор достигает кропотливым изучением архивов
Из жизни писателя
Валентин Пикуль родился в 1928 году в Ленинграде. Отец писателя, простой рабочий, в свое время служил на флоте, на миноноцсе «Фридрих Энгельс». Отсюда растет корнями любовь писателя не просто к историческому роману, а именно к военно-морской тематике. О море он пишет не только достоверно, но и с огромным чувством.
Отец писателя пропал без вести во время Сталинградской битвы. А молодой вдове с сыном Валей пришлось пережить первую жуткую блокадную зиму в Ленинграде. Ребенок войны, мальчик навсегда запомнил происходящее и очень достоверно воспроизводил его в своем творчестве. В последствии Пикуль стал ярым антимилитаристом.
Писатель участвовал в Отечественной войне, служил на Северном флоте на миноносце «Грозный». После многих лет творчества Пикуль переехал в Ригу. За это его осуждали коллеги и простые читатели. А после издания одиозного романа «Нечистая сила» за Валентином Пикулем был установлен негласный надзор, а недоброжелатели даже избивали его.
Краткое содержание романа «Крейсера»
Стоит отметить, что произведения Пикуля считаются одними из наиболее популярных во всем СНГ, уже издано около 20 млн. книг. Среди них наиболее известными стали такие романы:
Аудиокнига «Крейсера», которую вы можете слушать онлайн на нашем сайте, повествует о бурных событиях в Российской империи начала ХХ века. В 1904—1905 годах эта огромная страна ввязалась в войну с ничтожно маленькой Японией, которая оказалась непобедимой. Огромное количество боев было проведено на море. Именно поэтому тема заинтересовала Пикуля.
Валентин Пикуль решил добавить сюжету не только динамичности, но и информативной осмысленности, поэтому хронологически роман включает в себя несколько лет до начала японской военной кампании. Основное место действий романа – город Владивосток, известный своим портом. Кроме того, автор посвящает отдельные сцены Порт-Артуру и некоторым японским локациям.
Главный герой романа – мичман крейсера «Богатырь», С. Н. Панафидин. Перед войной он переводится на крейсер «Рюрик». Мичман безответно влюблен в красотку Вию Парчевскую, за которой ухаживает его коллега – жалкий трус, негативный персонаж, Житецкий.
Без объявления войны японский флот начинает атаковать Владивосток и другие стратегические порты Российской империи. Владивосток держат только три крейсера, среди них и «Рюрик». Пикуль мастерски вписывает личную жизнь и отношения между героями на историческую основу, поражающую своим масштабом.
Пока он был в плену, его враг Житецкий, отсидевшийся в тылу, получает множество боевых наград, которых лишен героический мичман.
Панафидин вызывает Житецкого на дуэль, но его убивают еще до того, как он производит ответный выстрел.
Эта книга трагична и грустна, но она очень точно и деликатно изображает ту действительность и настроения, которые царили в стране в 1905 году. Интересно, что Пикуль, стараясь приурочить ее к годовщине поражения в Цусимской битве, создал роман всего за 38 дней.
Настоящий человек
Произведение, которое написал Василь Быков, поднимает тему подвига учителя, до конца преданного своему делу и в трудную минуту не оставившего своих учеников. Не имея другой возможности помочь, он предпочел разделить их судьбу и погибнуть вместе с ними.
Главными персонажами произведения являлись простые люди:
- Сельский учитель Алесь Иванович Мороз. Он отличался невероятной преданностью делу воспитания молодого поколения, честностью и справедливостью.
- Его воспитанник Павел Иванович Миклашевич, благодаря ему оставшийся в живых.
- Бывший партизан Тимофей Титович Ткачук, до войны служивший в районном отделе образования.
- Подросток Коля Бородич, беззаветно преданный наставнику.
- Журналист, решивший написать историю сельского учителя.
На похоронах учителя Павла Миклашевича, с которым автор был знаком заочно, сельчане с почтением вспоминают, каким он был в жизни. Большинство уважало его как коммуниста и передового учителя. Но бывший учитель Ткачук считает, что это не так и вспоминает о его отношениях с неким Морозом, якобы попавшим в плен при невыясненных обстоятельствах.
История создания
На сегодняшний день нельзя однозначно толковать происхождение этого памятника древнерусской литературы. История написания «Слова о полку Игореве» сама по себе тянет на несколько томов, но мы постараемся рассказать о ней кратко. Есть две основные версии создания поэмы:
В 10 веке ее написал один просвещенный монах, который был в курсе описываемых событий. Тогда только обладатели духовного сана были достаточно грамотны для этого. По средневековым канонам автор не имел права подписывать свои работы, так как считал себя всего лишь средством для донесения божественной воли, поэтому работа анонимна. Безымянный священнослужитель был обеспокоен последствиями феодальной раздробленности, когда брат шел на брата из-за дележки власти и богатства. Он не смел давать наставления правителям, зато решился оставить послание их потомкам, где прямо указывал на необходимость единения перед лицом внешней угрозы. Со временем рукопись затерялась, но в 18 веке (в 1788 году) ее нашел дворянин Мусин-Пушкин в Ярославле. Он был ошеломлен масштабом находки и переписал содержимое древнего документа, дабы все могли оценить произведение, не повреждая оригинал. Он уже было собирался подарить шедевр императрице, как вдруг в усадьбе разгорелся пожар, и пламя уничтожило драгоценные свитки. От них остались лишь те переписанные варианты, которые сделал Мусин-Пушкин. В дальнейшем они были переведены с древнеславянского наречия на современный русский язык. Другая версия сообщает о том, что оригинал был передан на хранение представителям царской династии, но была уничтожена во время пожаров 1812 года.
Вторая версия гласит, что изложенная выше история создания произведения – выдумка Мусина-Пушкина, который написал «Слово о полку Игореве» самостоятельно. В его время было модно сетовать на отсутствие русской национальной культуры, а все знатные люди говорили на иностранных языках и стремились коверкать даже родную речь, чтобы она звучала с акцентом. Дворянина и патриота это задевало, он хотел вселить в своих соотечественников гордость за страну. Тогда-то он и замыслил «случайно найти» древнейшую книгу, которая поразит всех своим великолепием. Он был достаточно образован, чтобы написать историю о походе князя Игоря старославянским языком, да и подделать то, что никто, кроме него, не видел, тоже не составило труда. Потом он во всем винил пожар, в котором трагически решилась судьба рукописи. Историю его рассказа мы уже знаем: все с радостью согласились с тем, что на Руси был аутентичный эпос, а перед ними – его прекрасный образчик
В пользу этой консперологической теории говорит то, сообщение о нахождении такого важного документа окутано таинственностью пожравшего берестяные свитки пламени: никто, кроме самого открывателя, не видел первоисточника. Кроме того, книга написана в стиле, превосходящем манеру написания более поздних литературных изысканий
Например, та же самая «Задонщина», которая по логике должна была быть написана интереснее и лучше с точки зрения художественности, — сказка про белого бычка на фоне «Слова…». Таким образом, Мусин-Пушкин перестарался и написал то, что было бы уместно в его веке, но никак не в 10-ом.
В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).
Из жизни
На всякий пожарный сгодятся и примеры из жизни о патриотизме для сочинения 9.3:
Пример из личного опыта. На мой взгляд, патриотизм заключается в деятельности, а не в словах. Для меня настоящим нравственным идеалом гражданина стала моя наставница в кружке. Она получила отличное образование и могла устроиться куда угодно. Но она вернулась в родной город и стала учить детей, хоть и могла рассчитывать на большую зарплату в другом месте. Она продемонстрировала патриотизм родного края, ведь захотела заниматься именно его развитием.
Пример из кино. Настоящий патриотизм в мирное время проявил главный герой фильма Юрия Быкова «Дурак» (2014 год). Дмитрий Никитин после осмотра труб в общежитии обнаруживает более серьезную проблему — трещину на несущей стене. Здание простоит пару суток, не более. Он докладывает об этом начальству, но не получает никакой реакции. Благодаря упорству Никитину удалось прорваться к высшему руководству, но и там меры принимать отказываются. Вместо этого местные власти находят крайних и заметают следы своего участия в деле. Дмитрий до последнего пытается спасти мирных жителей, рискуя собой. В его поведении я вижу проявление патриотизма, потому что страна — это люди. Выручая их, он поднимает всю Россию.
Пример из СМИ. В журнале я прочитал о подвиге Виктора Талалихина, советского летчика. Патриотизм этого героя навеки сохранился в памяти потомков. Он направил свой самолет на вражеский бомбардировщик и сбил его, а сам спасся. Мастерство и отвага пилота спасли сотни жизней. Он не раз рисковал собой и погиб в том же 1941 году. Его любовь к Родине — пример для всех нас, ведь такие люди отстаивают мирное небо для будущих поколений.
Пример из личного опыта. Я восхищаюсь патриотизмом тех, кто борется с коррупцией в России. Эти люди часто подвергаются гонениям и даже уголовному преследованию, но их деятельность делает Россию лучше. Они замечают проблемы, а не закрывают на них глаза, как те, кто проявляют фальшивый патриотизм. Можно бесконечно превозносить матрешку над айфоном, но это не поможет больным детям, которые почему-то могут получить лечение только в Германии или Израиле
Важно улучшать свою Родину, а не игнорировать ее изъяны. Это и есть настоящая любовь.
Пример из истории
По-настоящему любит Родину тот, кто делает все для ее развития и интеграции в мировом сообществе. Именно таким человеком был С.П. Дягилев, организатор знаменитых «дягилевских сезонов». Он познакомил миллионы людей с нашим творчеством, нашей культурой, нашими традициями. Он прославил русский балет на весь мир. Теперь наши танцы, музыка, театр очень ценятся за рубежом, привлекают тысячи туристов и почитателей, которые приезжают и вливают свои финансы в нашу экономику. Это ли не любовь к Родине, деятельная и честная?
Критика
Один из самых авторитетных рецензентов «Слова о полку Игореве» — Виссарион Белинский. Хоть ему и свойственен едкий, скептический взгляд на литературу, о русском эпосе он высказался восторженно:
Критика Белинского основана не на пустых восторгах. Автор высказывания провел тщательный анализ текста и резюмировал свои впечатления в этой емкой фразе. В частности, он опирался на реальные исторические источники, где, так или иначе, упоминалась хотя бы тема «Слова…». Например, примечательно мнение легендарного правителя русских земель Владимира Мономаха:
Соответственно выраженная неизвестным автором идея о единении русских земель была актуальна и востребована его современниками. Он отразил картину мира передовых мыслителей своего времени, причем сделал это на высоком литературном уровне. О мастерстве сочинителя говорят высказывания поэтов. Например, вот, как оценил произведение Александр Сергеевич Пушкин:
Это мнение подтвердил известный филолог М.А. Максимович:
Ту же мысль, но более художественно выразила критика Лихачева (переводчика и лингвиста): «Слово» — это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый». Именно Лихачев, будучи главой отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, поставил точку в вопросе об авторстве произведения. Благодаря его исследованиям, в советском союзе бытовало мнение, что поэма – подлинный памятник древнерусской литературы. Но были и критики, которые подвергали сомнению историческое происхождение текста. К ним относились слависты М. И. Успенский, Андре Мазон (в первой половине 20 века). В 18-19 веках подлинность книги опровергали митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) , О. М. Бодянский, М. Т. Каченовский, С. П. Румянцев, К. С. Аксаков, О. И. Сенковский. Одним из самых интересных доводов сомневающихся рецензентов стало мнение Мазона: он считал целью «Слова» обоснование законности территориальных притязаний Екатерины II на юге и западе России. Лихачев опроверг эти доводы в своей статье, заявив о том, что оппонент не понял сути книги.
Однако поэма важна не только в качестве памятника древнерусской словесности. Мнения критиков это подтверждают. Например, ее актуальность в наше время подчеркивает исследователь Е.В. Барсов:
В то же время он отмечает, что историкам не стоит опираться на литературное произведение и критиковать его за недостаток фактов. По его мнению, такая требовательность лишь означает, что человек не понимает, где проходит грань между историей и искусством.
Об особенности русского средневекового искусства много писал филолог Б.И. Бурсов. Он выделил яркую и очень лестную для нас особенность отечественного эпоса:
Вероятно, эта характерная черта «Слова о полку Игореве» объясняется тем, что роль автора в произведении исключительно важна. Об этом говорит литературовед И.П. Еремин:
Образ Мороза в повести «Обелиск» Быкова В.В.
Образ Мороза выполняет в повествовании двойную художественную функцию. В
Быкову важно не только конкретизировать человеческую психологию в связи с теми крайними обстоятельствами, в которых герой оказался волею случая, не только показать, что он в силу человечности характера иногда может стать и «становится выше судьбы и, стало быть, выше могущественной силы случая», но и — через судьбу и подвиг героя — повлиять на истинность чувств, нравственные побуждения современников
Для Мороза утверждаемые им высокая категория правды и категория веры суть пережитые истины. Его путь к правде, ради которой он научился идти по линии наибольшего сопротивления, необычайно искренен и смел. Душевная активность Мороза в сочетании с достигнутой степенью интеллектуального и этического развития сообщает его образу духовный максимализм. Все позитивные качества его натуры воспринимаются нами как императив.
Он и вымышленный и подлинный, Алесь Иванович Мороз, сделавший, по убеждению бывшего заведующего роно Ткачука, «больше, чем если бы убил сто» фашистов. Ибо, как говорит Ткачук, он «жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно». И этим подтвердил искренность и правоту своих жизненных принципов.
Эти принципы вошли в самую суть его сознания, в саму структуру его личности, стали основой и оправданием его существования. В них, как в фокусе, концентрируется главная мысль повести, в основе которой лежат материи более сложные, чем просто история белорусского учителя, которые автор и пытается объяснить, хотя поначалу эти объяснения и даются ему очень трудно, а потом прорываются таким потоком, что, кажется, вот-вот захлестнут с головой и его самого.
Главные герои и их характеристика
Все основные герои поэмы относятся к положительным действующим лицам. Отрицательный образ один – вражья сила половецких кочевников. Однако это не значит, что описание персонажей будет однообразным, как в пьесе эпохи классицизма. В данном случае оно побалует читателя контрастами и неоднозначными качествами.
- Игорь – смелый, находчивый, но тщеславный и недальновидный правитель, главный герой произведения. Он самодоволен и молод, поэтому еще не знает истинного предназначения лидера. Автору удалось показать момент взросления князя: в поход он уходил с юным задором, а возвратился с тяжелым бременем опыта. В финале перед нами уже другой персонаж – ум его стал яснее, а нрав избавился от гордыни. Более подробную информацию вы можете найти в сочинении: Характеристика князя Игоря.
- Святослав – мудрый и справедливый правитель Киева. Он всей душой болеет за единение русских земель, хочет достичь процветания своего народа. Князь корит безрассудство и горячность Игоря, не выгораживая его за родство. Он признает недостатки брата и, тем не менее, хочет ему помочь, ведь междоусобицы на Руси ее ослабляют, и внешний враг будет только рад случаю воспользоваться этим. Такая позиция, где благо государства превыше всего, характеризует его, как деятельного, талантливого и преданного делу человека, который к тому же чувствует личную ответственность за все, что происходит даже за пределами его территории. Он – отражение идеального представления автора о венценосце.
- Ярославна – яркий и самобытный женский образ, главная героиня «Слова о полку Игореве». У этой женщины даже имени своего нет, ведь тогда дам называли по отчеству, дабы подчеркнуть их происхождение, мерилом знатности которого выступал глава рода – отец. Сама же девушка находилась в подчиненном положении, особого значения ей никто не придавал, ведь в те века все решала физическая сила, а ею слабый пол ею обделен с рождения. Однако автор разбивает стереотипы и изображает полноценный женский характер, да еще и уделяет ему целую главу. Жена Игоря – сильная, преданная и эмоциональная супруга, эталон верной и любящей спутницы жизни. Поражение мужа не смутило ее, она решила действовать единственно возможным для нее способом: смягчить богов мольбой. Благодаря темпераментности и искренности плача, ей удается заручиться поддержкой стихий и помочь князю выбраться из плена. Более детально ее образ описан в сочинении: Характеристика Ярославны.
- Боян – придворный певец и поэт, восхваляющий власть имущих и их ратные подвиги. За красоту строк и патриотичность его любят не только князья, но и народ. Герой просвещает его своей песней – рассказом под аккомпанемент гуслей.
- Описание героев не может считаться полным без образа автора произведения, который прослеживается довольно ясно. Он великий патриот и горячо любит свою родину. Это показано на примере описания природы, сочувствия автора к героям и его несомненной веры в светлое будущее Руси. В глаза бросается широкий исторический кругозор автора, его образованность и писательский талант, ведь плач Ярославны, например, не историческое событие, но играет в книге не последнюю роль в создании художественности текста и развитии мистической темы. Именно супруга Игоря смогла повелевать стихиями и помочь мужу, а не войска его братьев. Поэтому в данном случае летописец – не историк, а литератор.
Второстепенные герои в повести встречаются в каждой главе: это князь Всеволод большое гнездо (брат Игоря, который тоже пошел в поход), половец Овлур (тот, кто выручил князя из плена), Кзак, Кончак (два половца, которые преследовали сбежавшего пленника), дружинники и т.д. Подробнее персонажи описаны в нашем эссе «Система образов в Слове о полку Игореве».
Анализ 2
Великая Отечественная война повлияла на судьбу русского народа. Война показала силу и величие духа русских. Победа над врагами досталась страшной ценой. Вся страна вела войну с немцами. На фронт уходили все, вне зависимости от профессии и национальности. Кроме простых рабочих, тяжесть войны испытали на себе писатели того времени. Многие из них написали о войне множество произведений.
Свое произведение «Они сражались за Родину» Шолохов посвятил войне. В книге автор описывал первые годы ВОВ. Сюжетная линия книги рассказывает о событиях, произошедших в Сталинграде. Данное событие стало переломным моментом во всей истории. Героями романа являются 3 друга, которые защищали переправу через реку Дон. По реке они переправляли советских солдат. У каждого из героев произведения была собственная миссия и чувства. Им пришлось взять в руки оружие и сразиться за Родину.
Одним и героев творения Шолохова является Петр Лопахин, который ранее работал на шахте. Второго героя зовут Николаем Стрельцевым, который был агрономом. А Иван Звягинцев ранее трудился на поле и водил комбайн. Оказавшись на поле битвы 3 разных героев крепко подружились. Их объединяло чувство патриотизма за свою Родину. Автор изобразил Николая Стрельцова как неразговорчивого человека. Стрельцева угнетало отступление советской армии. Он переживал за судьбу своих детей, которых оставил старой матери. Несмотря на полученную контузию и травму головы Стрельцов рвался уничтожать фашистов.
Звягинцев являет простодушным и добрым человеком. Он поддерживал контуженного Стрельцова и рассказывал ему о своих неудачных попытках женитьбы. Герой тосковал по мирным дням, когда работал на поле и собирал пшеницу. Он видел, как вражеские огни уничтожили целые поля поспевших хлебных колосьев. Третьего героя Лопахина автор описал как несерьезного человека, который постоянно насмехался и имел «острый язык». Он любил веселиться и гулять с женщинами. Однако на фронте герой проявил отвагу и мужество, также необыкновенную смекалку. Он бросался на танки и армию фашистов, желая всех уничтожить.
В своем романе автор изобразил эпизоды сражений, которые усиливали эмоциональность содержания книги. Кроме того военная обстановка была приукрашена пейзажем. Роман олицетворяет замысел автора, который заключается в победе над врагами. В лице героев писатель изображает героичность и волю русского народа.
7 класс
Ложный патриотизм
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Автор смог удивительно точно подчеркнуть разницу между истинным и ложным патриотизмом. Так, говоря о войне 1812 года в произведении, Толстой сопоставляет эти понятия в лицах многих героев. К тем, кто не способен любить отчизну по-настоящему, писатель относит представителей высшего общества. Например, Анну Павловну Шерер , Элен или Анатоля Курагиных .Их «сопереживание» строится лишь на отказе от французской кухни и французского языка. Герои неспешно ведут, как им кажется, важные беседы, в то время как на поле боя гибнут люди. Такому высшему свету никогда не понять душевных порывов благородного человека, готового отдать свою жизнь за Родину. Таковыми персонажами являются Андрей Болконский, капитан Тушин, Платон Каратаев, Денис Давыдов и т.д. Слишком разняться их представления о том, что такое настоящая любовь к своему краю. Пока солдаты и простые крестьяне проливали кровь, защищая русскую землю, многие дворяне готовы были смириться с властью захватчика, лишь бы сохранились их привилегии.
- В.Г. Распутин, «Живи и помни». Автор начинает повествование с внезапного возвращения героя домой в самый разгар войны. Андрей пришел к порогу родной избушки, но не потому, что был серьезно ранен или контужен, он просто дезертировал. Герой осознавал, что любящая жена догадается о его поступке и окажется в затруднительных обстоятельствах, но это не помешало его возвращению. На первых порах войны он честно участвовал в боях, помогал своим товарищам и никогда не давал слабину, но постепенно герой начал задумываться о том, почему именно он должен воевать и переживать, что каждый день может стать дня него последним. Трусость и эгоизм взяли верх над Андреем Гуськовым и вынудили его совершить непоправимую ошибку, навсегда изменившую ход его жизни. И, невзирая на то, что муки совести начали терзать героя, ему нет оправдания, потому что бросить Отчизну в трудное для нее время означало совершить непростительное преступление.
Женский патриотизм
Ч.Т. Ай. Автор начинает описание событий со дня поминовения. Толгонай — главная героиня повести, приходит к полю, чтобы рассказать ему о всех тяготах своей жизни. Она жалуется ему на то, что война забрала у нее трех сыновей, что шансов на возвращение в отчий дом у них нет. Но, несмотря на это, Толгонай находит в себе силы жить дальше. В то время, как многие жители колхоза, где живет героиня, стали роптать на трудности простого народа в условиях войны, Толгонай сумела проявить стойкость и не позволить проблемам застать ее врасплох. Осознание того, что она работает для своей семьи, для окружающих, для нужд фронта и для родной земли, воодушевляет ее. Героиня рада «служить» отечеству и счастлива осознавать, что «пока жив народ , жива и она».
Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Говорят, что женщинам на войне не место, но прочитав повесть «А зори здесь тихие» читатель понимает, что это совсем не так. В произведении автор описывает непростой жизненный путь пяти девушек-зенитчиц, которые волей судьбы оказались на фронте
Однажды вместе со своим командиром девушки отправляются на рискованное задание, чтобы предотвратить появление немцев на стратегически важной территории. В итоге героиням удается уничтожить врага ценой собственной жизни, выживает только их командир
Героини осознавали, что это мог быть их последний поход, но стремление победить врага и быть полезными своей Отчизне стало для них важнее. Несомненно, девушки совершили настоящий подвиг, показав, что Великая победа была достигнута благодаря сотням и тысячам мужских и женских имен, навсегда оставшихся на страницах нашей истории.