Раскрытые тайны древних ювелиров
На Ближнем Востоке и в Египте также широко применялось листовое золото и серебро – фольга. Фольгой покрывали самые различные предметы – как металлические, так и деревянные. Например, с помощью ковки или органического клея фольгу прикрепляли к изделиям из бронзы, меди и серебра.
При этом золотое покрытие защищало медь и бронзу от коррозии. Золотой фольгой часто покрывали деревянную мебель, прикрепляя ее с помощью маленьких золотых заклёпок. Тонкие золотые листы приклеивали к дереву, предварительно покрытому слоем специальной штукатурки.
Непревзойденными мастерами Древнего мира в области ювелирных технологий являются этруски. Территорией их расселения было западное побережье Апеннинского полуострова – район современных Тосканы и Лацио. Политически Этрурия представляла собой федерацию 12 самостоятельных городов-государств.
Искусством, в котором этруски, безусловно, опередили свое время, является зубоврачебная техника. Археологические находки рассказывают, какими изобретательными были древние дантисты. Для протезирования они использовали обточенные зубы телят и волов, а также вырезали протезы и коронки из кости, крепя их крошечными золотыми крючками. Этрусское изобретение – мосты – выполнялись из очень мягкого золота и крепились над линией десен с опорой на здоровые зубы. Интересно, что все известные челюсти, над которыми потрудились древнейшие из дантистов, принадлежали женщинам. Некоторые эксперты полагают, что золотые протезы могли подчеркивать положение их владелиц в обществе. Изящная форма некоторых мостов свидетельствует о том, что дантисты преследовали не только восстановительные, но и косметические цели.
Фигурка быка, 4-е тысячелетие до н.э.
Всеобщее восхищение вызывают так называемые гранулированные (зерненые) украшения этрусков. Они представляют собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными зернью – тысячами мельчайших (диаметром около 0,2 мм) золотых шариков. Ни у одного другого народа гранулированные изделия не достигали такой высокой степени совершенства. К концу 1-го тысячелетия искусство изготовления подобных украшений было утеряно. Только в XIX в. исследователи предприняли попытки восстановить секреты техники, но безрезультатно. Долгое время не могли объяснить, как можно прикрепить золотую крупинку к медному основанию, не расплавляя ее при этом. Если бы крупинка расплавилась, капля жидкого золота растеклась бы по меди. При охлаждении растекшаяся капля приварилась бы «намертво», но был бы утрачен изысканный внешний вид изделия.
Секрет был раскрыт только в 1933 г. Технология оказалась далеко не простой. Наиболее реальной представляется следующая версия: сначала узор из золотых шариков приклеивали к листу папируса, который затем накладывался на медную основу шариками вниз. Затем драгоценный «бутерброд» постепенно нагревали. Во время нагрева успевала произойти незначительная диффузия золота в медь, и наоборот. В результате в чрезвычайно узкой зоне контакта шарика и пластины образовывался медно-золотой сплав. Температура плавления чистого золота равна 1063 °С, а сплавы золота с медью плавятся при более низких температурах. Например, при 910 °С плавится сплав, состоящий из равного количества атомов золота и меди. Именно это обстоятельство является ключевым для разгадки секрета ювелиров Этрурии. Они повышали температуру до тех пор, пока расплавлялась только зона образовавшегося сплава, а сами золото и медь оставались в твердом состоянии. При последующем охлаждении расплав затвердевал, и золотая крупинка, практически не потеряв сферической формы, приваривалась к основанию из меди. Этот процесс одновременно происходил во всех крупинках, и весь приклеенный к папирусу узор оказывался как бы «сведенным» (по аналогии с переводными картинками) на медь. Папирус при столь высокой температуре сгорал дотла, и изделие было готово. Медь окислиться не успевала, так как процесс происходил достаточно быстро и значительную часть кислорода принимал на себя при сгорании папирус.
Секрет изготовления самих золотых шариков, применявшихся для зернения, был открыт еще позже – в 1992 г., когда удалось выяснить и доказать на практике (эксперименты были проведены в городе Мурло в Тоскане), что этрусские ювелиры сначала разрезали золотую проволоку на крошечные сегменты, которые затем смешивались с угольной пылью и нагревались в глиняных тиглях до 1100 °С – температуры, при которой зернышки золота начинали приобретать сферическую форму. Охлажденное содержимое высыпалось из тигля, уголь размывался, после чего зернышки сортировались по размерам.
Особенности художественного языка скульптуры
Художественно-выразительные средства скульптуры:
- построение объёмной формы;
- пластическое построение модели (лепка);
- разработка силуэта;
- разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).
Способ получения скульптуры зависит от материала:
- пластика — наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
- ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
- отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)
Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).
Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.
Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.
Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).
Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласно одному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы:
- Когда рука художника заканчивают всю работу (обработка глины, камня, дерева).
- Когда работу художника заканчивает огонь (керамика).
- Когда художник дает только модель будущей статуи (отлив в бронзе).
Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы:
- Лепка в мягких материалах (воск, глина) — техника, которую мы называем в узком смысле «пластикой».
- Обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), или «скульптура» в прямом смысле этого слова.
- Отливка и чеканка в металле.
Слайд 4Металлы используемые для художественной обработки Драгоценные металлы. Золото – металл красивого желтого цвета
с сильным блеском, вязкий, мягкий, ковкий, тягучий (из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5км); химически очень стойкий. Редко в чистом виде, чаще в виде сплава с другими металлами золото применяется для изготовления всех без исключения ювелирных украшений и как материал декоративного покрытия при золочении недрагоценных металлов. З счет введения в сплавы специальных легирующих добавок получают золото белого. Желтого. Красного, зеленого, розового и даже черного и голубого цвета. Золото применяют в сочетании с платиной, серебром. Титаном. Черным деревом
Глава 1. Металлы
Наиболее распространённые фэнтези-металлы
- Мифрил. Придуман Толкином, стандартные свойства — прочный как сталь и намного легче стали, с серебристым блеском.
- Где он может быть в таблице Менделеева? Наиболее очевидные кандидаты — титан, алюминий и скандий. Из этих трёх титан наиболее похож — но он для получения и обработки требует высоких технологий. Ну, или магии… Самородный титан, то есть встречающийся в природе в металлическом виде, тоже существует — однако встречается только в Мории очень редко, намного реже золота.
- Как он пишется? В оригинале, у Профессора — mithril, но у последователей он может быть написан и иначе — например, mithral или mythril, типа от слова «миф». А в игре Endless Legend (фэнтези с мечами и техномагией на планете НФ-сеттинга) встречается минерал mithrite, название которого в переводе передано как «мифрит». По идее по русски он должен называться «мифрин» (ср. сobaltite «кобальтин»), хотя «мифрит» тоже приемлемо (по аналогии, допустим, с галенитом), и, судя по названию, представлять собой сульфид этого вашего мифрила.
- Адамантиум. Пошел ещё из греческих мифов, но творчески доработан в XX веке. Стандартные свойства — сверхпрочный, тугоплавкий, твердый тяжелый металл. В некоторых случаях ему придают вообще чудесную прочность и твёрдость, такую, чтобы ни одна сила не могла погнуть или поцарапать его.
- Где он может быть в таблице Менделеева? Если адамантиум «чудесно прочный» — то нигде. Реалистичный же вариант с просто очень прочным, твердым и тугоплавким металлом — вольфрам или рений.
- Как он пишется? «Адамант» — неизменный корень слова, а вот окончание может изменяться. Он может называться «адамантит», «адамантин» или просто «адамант».
- Орихалк. Тоже из греческих мифов, а точнее, из легенды об Атлантиде. Примечателен тем, что стандартных свойств у него нет, и каждый источник описывает его по-своему. Где-то орихалк — просто ценная присадка к стали, придающая ей более высокую прочность. Где-то он антимагический металл, защищающий от заклинаний. Где-то он вообще высокотемпературный сверхпроводник. А в современном греческом словом ὀρείχαλκος называется обычная латунь, из которой делают сантехнические детали.
Научно-фэнтезийные металлы
- Нейтроний — металл из нейтронов. Ага. Можете начинать смеяться, но кое-где из него делают обшивки звездных линкоров. В реальности нейтроний — вырожденное вещество нейтронной звезды, с астрономической плотностью, при нормальном давлении рассыпающееся во всепроникающий, бета-активный нейтронный газ. Металлом он быть никак не может, потому что определение понятия «металл» включает в себя электроны, мигрирующие от атома к атому — а в нейтронном веществе никаких других электронов, кроме выстреливаемых при бета-распаде, быть не может.
- Транспаристаль — прозрачная сталь. Металл, прозрачный, как стекло.
Реальные металлы с фэнтезийными свойствами
- Метеоритное железо. Его мифологизация пошла ещё из раннего Железного века, когда человечеству было доступно только два вида железа: болотное и метеоритное. Первое — дрянной металл, едва-едва выдерживавший конкуренцию с бронзой. Второе — по свойствам схоже со средней руки сталью. Так и пошло, что железо из метеорита — самое лучшее. Потом, конечно, придумали стали и покруче метеоритного железа…
- Дамаск и Булат. Например, вот эти стали. В Средние Века их производство относилось к весьма охраняемым секретам кузнечного мастерства, и они тоже обросли невероятным количеством легенд. Ну и в фэнтези появились их «намагиченные» версии, например, у Мартина.
- Серебро. Этот известный с древних времён драгоценный металл издавна считался вместилищем светлых сил. Всему виной его антисептические свойства: серебро предохраняет воду от размножения в ней бактерий, а посеребренным ножом средневековый хирург мог оперировать с меньшим шансом занести инфекцию. Поэтому в мифах и легендах всякая нечисть боится серебра.
- Холодное железо. По легендам, Прекрасный народ как огня боится этого металла. Но какое железо — холодное? По одной из версий, вообще любое — эльфы и феи не любят железа как такового. По другой — исключительно холодно-клепаное, не нагревавшееся ни разу с момента выплавки.
Общие химические свойства металлов
Взаимодействие с неметаллами
Щелочные металлы сравнительно легко реагируют с кислородом, но каждый металл проявляет свою индивидуальность:
-
оксид образует только литий
4Li + O2 = 2Li2O
-
натрий образует пероксид
2Na + O2 = Na2O2
-
калий, рубидий и цезий — надпероксид
K + O2 = KO2
Остальные металлы с кислородом образуют оксиды:
2Mg + O2 = 2MgO
2Al + O2 = Al2O3
2Zn + O2 = 2ZnO (при нагревании)
4Cr + 3O2 = 2Cr2O3
Металлы, которые в ряду активности расположены левее водорода, при контакте с кислородом воздуха образуют ржавчину. Например, так делает железо:
4Fe + 3O2 (воздух) + 6H2O(влага) = 4Fe(OH)3
С галогенами металлы образуют галогениды:
2Na + Cl2 = 2NaCl
Mg + Cl2 = MgCl2
2Al + 3Br2 = 2AlBr3
Zn + Cl2 =ZnCl2
2Cr + 3Cl2 = 2CrCl3
Медный порошок реагирует с хлором и бромом (в эфире):
Cu + Cl2 = CuCl2
Cu + Br2 = CuBr2
При взаимодействии с водородом образуются гидриды:
2Na + H2 = 2NaH
Ca + H2 +СaH2
Zn + H2 =ZnH2
Взаимодействие с серой приводит к образованию сульфидов (реакции протекают при нагревании):
2K + S = K2S
Сa + S = CaS
2Al + 3S = Al2S3
2Cr + 3S = Cr2S3
Cu +S = CuS
Реакции с фосфором протекают до образования фосфидов (при нагревании):
3K + P = K3P
3Mg + 2P = Mg3P2
3Zn + 2P = Zn3P2
Основной продукт взаимодействия металла с углеродом — карбид (реакции протекают при нагревании).
Из щелочноземельных металлов с углеродом карбиды образуют литий и натрий:
2Li + 2C = Li2C2
Калий, рубидий и цезий карбиды не образуют, могут образовывать соединения включения с графитом:
Ca + 2C = CaC2
С азотом из металлов IA группы легко реагирует только литий. Реакция протекает при комнатной температуре с образованием нитрида лития:
6Li + N2 = 2Li3N
3Mg + N2 = Mg3N2
2Al + N2 = 2AlN
2Cr + N2 = 2CrN
Взаимодействие с водой
Все металлы I A и IIA группы реагируют с водой, в результате образуются растворимые основания и выделяется H2. Литий реагирует спокойно, держась на поверхности воды, натрий часто воспламеняется, а калий, рубидий и цезий реагируют со взрывом:
2Li + 2H2O = 2LiOH + H2
Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2
Металлы средней активности реагируют с водой только при условии, что металл нагрет до высоких температур. Результат данной реакции — образование оксида.
Cr + H2O = Cr2O3 + H2
Zn + H2O = ZnO + H2
Неактивные металлы с водой не взаимодействуют.
Взаимодействие с кислотами
Если металл расположен в ряду активности левее водорода, то происходит вытеснение водорода из разбавленных кислот. Данное правило работает в том случае, если в реакции с кислотой образуется растворимая соль.
2Na + 2HCl = 2NaCl + H2
При взаимодействии с кислотами-окислителями, например, азотной, образуется продукт восстановления кислоты, хотя протекание реакции также неоднозначно.
Металлы IА группы:
2K + H2SO4 (раствор) = K2SO4 + H2
8K + 5H2SO4 (конц) = 4K2SO4 + H2S + 4H2O
8Na + 10HNO3 (раствор) = 8NaNO3 + NH4NO3 + 3H2O
3Na + 4HNO3 (конц) = 3NaNO3 + NO + 2H2О
Металлы IIА группы
Mg + H2SO4 (раствор) = MgSO4 + H2
4Mg + 5H2SO4 (конц) = 4MgSO4 + H2S + 4H2O
Mg+ 4HNO3 (конц) = Mg(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
4Mg + 10HNO3 (раствор) = 4Mg(NO3)2 + 2N2O + 5H2O
Такие металлы, как железо, хром, никель, кобальт на холоде не взаимодействуют с серной кислотой, но при нагревании реакция возможна.
Взаимодействие с солями
Металлы способны вытеснять из растворов солей другие металлы, стоящие в ряду напряжений правее, и могут быть вытеснены металлами, расположенными левее:
Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu
На металлы IА и IIА группы это правило не распространяется, так как они реагируют с водой.
Реакция между металлом и солью менее активного металла возможна в том случае, если соли — как вступающие в реакцию, так и образующиеся в результате — растворимы в воде.
Щелочные металлы реагируют с аммиаком с образованием амида натрия:
2Li + 2NH3 = 2LiNH2 + H2
Взаимодействие с органическими веществами
Металлы IА группы реагируют со спиртами и фенолами, которые проявляют в данном случае кислотные свойства:
2Na + 2C2H5OH = 2C2H5ONa + H2
2K + 2C6H5OH = 2C6H5OK + H2
Также они могут вступать в реакции с галогеналканами, галогенпроизводными аренов и другими органическими веществами.
Взаимодействие металлов с оксидами
Для металлов при высокой температуре характерно восстановление неметаллов или менее активных металлов из их оксидов.
8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe (алюмотермия)
3Са + Cr2O3 = 3СаО + 2Cr (кальциетермия)
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить
Основные виды пластмасс
Полиэтилен служит для изготовления плёнок для парников, бутылок и др. Органическое стекло применяют в автомобилестроении и для линз очков.
Из капрона делают рыболовные сети, изготовляют нити, ткани и др.
Гетинакс (слоистый материал из спрессованной бумаги, пропитанной смолой) применяют, например, для внутренней облицовки пассажирских вагонов.
Пенопласт–— лёгкий пластический пористый материал в виде застывшей пены, широко применяется в качестве теплоизоляционного и звукоизоляционного материала в строительстве зданий, на транспорте, в самолёто- и судостроении, при изготовлении спасательных средств, в производстве бытовой техники; изготовляют декоративные элементы для потолков помещений, используют как утеплитель, упаковку и др.
К отрицательным свойствам пластмасс можно отнести выделение ядовитых газов при их горении, изменение размеров и формы изделий из пластмасс в процессе использования, низкую теплостойкость, малую прочность, проблемы, связанные с утилизацией и переработкой.
Полезная информация
Слоистые пластмассы — искусственные материалы, состоящие из чередующихся слоёв листового наполнителя (бумаги или ткани) и связующего компонента (эпоксидной смолы). Слоистыми электроизоляционными пластмассами являются гетинакс, текстолит и стеклотекстолит. В электротехнике листовой текстолит применяется для изготовления печатных плат, в автомобилестроении — для прокладок к карбюраторам.
Знакомимся с профессиями
Вальцовщик – специалист, обслуживающий на заводах прокатные станы. Он выполняет наладку и настройку оборудования для прокатки, хорошо разбирается в свойствах металлов.
Волочильщик – специалист, обслуживающий волочильные станы для изготовления проволоки. Он знает конструкцию волочильных станов, умеет регулировать их устройства для захвата прутков, следит за качеством получения проволоки.
Лабораторно-практическая работа «Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс»
- Рассмотрите предложенные учителем образцы тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
- Определите цвет образца и название металла или сплава.
- Измерьте толщину образца металла и проволоки.
- Проведите такой опыт: согните стальную и медную проволоку одинакового диаметра. Сделайте выводы.
- Запишите результаты наблюдений в таблицу. Напишите, где применяется материал образцов.
- Рассмотрите и исследуйте предложенные учителем образцы пластмасс (полиэтилен, органическое стекло, гетинакс, пенопласт). Запишите результаты исследования в таблицу.
Проверяем свои знания
- В чём отличие металлов от древесины?
- Какие изделия из листового металла и проволоки имеются там, где ты живёшь?
- В чём отличие чёрной жести от кровельного железа?
- Зачем чёрную жесть покрывают оловом, эмалями, пластмассовыми плёнками?
- Чем защищают поверхности кровельной стали и жести, чтобы они не ржавели?
- Какого цвета медь, алюминий, свинец?
- Какие изделия изготовляют из проволоки?
- Почему пенопласт такой лёгкий?
- Назовите виды пластмасс.
- Перечислите положительные и отрицательные свойства пластмасс.
- На даче рядом с домом установлен ручной пластмассовый рукомойник без крышки. Из чего лучше изготовить крышку — из фанеры толщиной 6 мм или из листового текстолита толщиной 2 мм? Обоснуйте свой выбор
Задание:
Найди в Интернете информацию о том, какие ещё искусственные материалы человек применяет в научно-исследовательской деятельности, технике, повседневной жизни.
Популярные темы сообщений
-
Снежные лавины
Снежными лавинами называют неожиданное схождение снега с гор. Около 6% суши Земли — это лавиноопасные регионы. Для снежной лавины необходимо несколько условий:
-
Рождение новой европейской науки
В конце шестнадцатого, начале семнадцатого века из за влияния быстро меняющихся событий того периода начали происходить очень серьезные изменения как в структуре европейского понимания науки, так и в самой науке в частности.
-
Город Ангарск
Город Ангарск назван в честь реки Ангара, находится он в Восточной Сибири. Несколько раз он занимал первые места в номинации «Самый благоустроенный в РФ». Ангарск построили после войны с Германией,
-
Колизей в древнем Рире
Возведение Колизея началось в 71-70 г. до н.э. императором Веспасианом. Чтобы изыскать средства на постройку величайшего сооружения пришлось повысить старые и ввести новые налоги.
-
Легкая атлетика
Данный вид спорта представлен в списке олимпийских игр. К легкой атлетике относят бег, ходьба, многоборье и некоторые технические дисциплины. Легкая атлетика считается самым широко распространённым спортом. В данном виде спорта всегда спортсменов по
Презентация на тему: » МЕТАЛЛЫ В ИСКУССТВЕ Презентация по химии Учитель химии МОУ Еласовская СОШ Горномарийского района Республики Марий Эл Ватитова А.А.» — Транскрипт:
1
МЕТАЛЛЫ В ИСКУССТВЕ Презентация по химии Учитель химии МОУ Еласовская СОШ Горномарийского района Республики Марий Эл Ватитова А.А.
2
Содержание Металл – материал с уникальными свойствами. История открытия металлов и появления понятия «металл». Способы изготовления изделий из металлов, их история и связь с искусством: А Ковка. Б. Литье. В.Чеканка.
3
Металл – материал с уникальными свойствами На протяжении длительного времени металл остается одним из наиболее широко употребляемых материалов во всех сферах деятельности человека. Металл используют как в быту (посуда, инструмент и пр.) так и в производстве высокотехнологичных изделий (от автомобиля до космического оборудования). Почему же человечество с древних времен остается верным металлу? Ответ прост: металлы обладают уникальными свойствами, делающими возможным их применение в любой сфере производства и быта.
4
Уникальные свойства Плотная кристаллическая структура. Характерный металлический блеск. Высокая теплопроводность и электрическая проводимость. Уменьшение электрической проводимости с ростом температуры. Низкие значения потенциала ионизации, т.е. способность легко отдавать электроны. Ковкость и тягучесть. Способность к образованию сплавов.
5
Основные группы металлов металлы Черные: Железо и его сплавы Цветные: Медь, никель, олово, свинец И др. Благородные: Золото, Серебро, платина
6
История открытия металлов и появления понятия «металл» Термин «металл» произошел от греческого слова métallion (от metalléüõ – выкапываю, добываю из земли), которое означало первоначально копи, рудники (в этом смысле оно встречается у Геродота, 5 век до нашей эры). То, что добывалось в рудниках, Платон называл mettaléia. В древности и в средние века считалось, что существует только семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо, ртуть. По алхимическим представлениям, металлы зарождались в земных недрах под влиянием лучей планет и постепенно, крайне медленно совершенствовались, превращаясь в серебро и золото.
7
В конце 19 – начале 20 веков получила физико- химическую основу металлургия – наука о производстве металлов из природного сырья. Тогда же началось исследование свойств металлов и их сплавов в зависимости от состава и строения.
8
Способы изготовления изделий из металлов Ковка — один из способов обработки металлов под давлением, при котором инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, постепенно приобретает заданную форму и размеры.
9
Кованные изделия из металла Московская ковка XIX век «Шапка ерихонская», 1621 г, Россия
10
Кованные изделия из металла
11
Скифия. Меч с украшенными ножнами. Середина IV в. до н.э Кованый декор Весминстерского аббатства, Лондон Кованные изделия из металла
12
Кованная древность
13
Металлический вернисаж
15
Мосты
16
Литье технологический процесс изготовления отливок, заключающийся в заполнении форм расплавленным материалом и дальнейшей обработке полученных изделий
17
Литье
19
Роспись различных железных изделий
20
Чеканка Щит Мастерская Йорга Зигмана. Германия, Аугсбург. Середина 16 в. Медь; золочение, рельефная чеканка.Эрмитаж. Чаша. Грузия, чеканка. Начало XIX века
21
Чеканные монеты
22
Медали
23
Ювелирные изделия
Благородные металлы из разряда платиновых
Еще пять видов драгоценных металлов происходят из разряда платиновых:
- Палладий (Pd) – 46-й элемент периодической системы, имеет серебристо-белую окраску. Температура плавления составляет 1552оС, а его плотность равна 12,02 г/м3. Это металл с наименьшей массой среди прочих из разряда платиновых. При этом он чрезвычайно устойчив к воздействию агрессивной среды и химических реактивов. Среди прочих достоинств палладия можно отметить пластичность, легкость в обработке и полировке, способность сохранять блеск.
- Родий (Rh) – белый с голубым отливом металл, расположенный на 45 позиции таблицы Менделеева. Среди химических характеристик отмечают его высокую плотность – 12,42 г/м3, а также температуру плавления – 1960оС. Это один из тугоплавких металлов, вместе с достаточной твердостью он и хрупкий. Родий отличается высокой отражающей способностью, а также устойчивостью к воздействию воды, кислорода, не подвержен воздействию любых кислот. Растворяют родий только щелочные смеси цианидов.
- Рутений (Ru) – элемент периодической системы, имеющий 44 порядковый номер. Этот металл белого цвета с серебристым отливом по внешнему виду очень напоминает платину. Однако отличают его большая твердость с одновременной ломкостью, а также весьма затрудненная плавкость. Расплавляется рутений при 2950оС, а его плотность составляет 12,37 г/м3. Отличительной особенностью является его устойчивость к химическому воздействию. Это наиболее редкий из металлов платиновой группы.
- Иридий (Ir) – расположенный на 77 месте в таблице химических элементов драгоценный металл, окрашенный в белый цвет с серым оттенком. Основные качества иридия – это высокая тугоплавкость, ломкость и вместе с тем повышенная твердость. Плотность составляет 22,42 г/м3, а температура плавления – 2450оС. В этом причина трудностей в его обработке, поскольку работать с ним можно только под большим давлением и при высокой температуре. Кроме того, этот металл не взаимодействует ни с какими химическими соединениями, будь то щелочи, кислоты или их смеси.
- Осмий (Os) – элемент из группы платиновых металлов, занимающий 76 место в периодической таблице. Этот материал наиболее тяжелый в обработке, чрезвычайно хрупкий, вместе с тем он очень твердый и крайне тугоплавкий. Плотность осмия составляет 22,48г/м3, а его температура плавления максимально высокая среди платиновых металлов – 3047оС. Особенностью является его резкий запах, а также абсолютная стойкость к любым щелочным или кислотным средам.
Терминология
Пластический материал — глина скульптурная, пластилин, пластическая модельная масса.
Пласт — плоскость и пластического материала заданной толщины подготовленной лицевой частью поверхности.
Шпатель — инструмент, используемый при производстве строительных отделочных работ.
Стеки — пластмассовый, деревянный, пластинчатый инструмент для создания пластических форм и композиций.
Пластическая модельная масса — пластический материал при затвердевании приобретающий достаточную прочность.
Шликер — эмульсия воды и пластического материала (глина скульптурная, пластическая масса)- используются для склейки деталей и поверхностей.
Акцент — прием подчеркивания светом, линией, в скульптуре рас- положением в пространстве предмета на который нужно обратить внимание. Анфас — буквально «в лицо» лицом к смотрящему, изображение лица прямо спереди
Анфас — буквально «в лицо» лицом к смотрящему, изображение лица прямо спереди.
Барельеф — рельеф с более выпуклым изображением на плоскости.
Бюст — погрудное изображение человека.
Гармония — связь, стройность, созвучие, соразмерность. Стройная согласованность частей единого целого. В изобразительном искусстве гармония — согласованное соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.
Горельеф — сильно выступающее, практически объемное изображение, развернутое на плоскости, которую он украшает.
Декор — украшать. Система художественного оформления жилых помещений, парадных залов, украшения различных предметов обихода.
Декоративная скульптура — является частью архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров архитектурных сооружений.
Каркас — арматурный стержень способствующий устойчивости скульптуры.
Круглая скульптура — объемное изображение скульптурного объекта. Основные ее разновидности: скульптурная композиция, статуя.
Рельеф — выпуклая скульптура, развернутая на плоскости, которую он украшает.
Модель (в скульптуре) — оригинал, выполненный в мягком мате- риале (глина, пластилин, воск), предназначенный для перевода в твердый материал (камень, металл).
Монументальная скульптура — монументы, памятники, установленные в честь определенного лица или события.
Пропорция — соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.
Скульптура — ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства. Объемное изображение, вылепленное из мягкого материала, высеченное из камня, вырезанное из дерева.
Скульптура малых форм — произведения мелкой пластики, изготовляемые из фарфора, фаянса, металла, камня.
Станковая скульптура — произведения скульптуры небольшого размера изготовляемые на столе для моделирования.
Стол для моделирования — специальный стол с вращающейся подставкой для работы скульптора.
Стека — инструмент для работы над скульптурой.
Стилизация — обобщение изображаемых фигур и предметов, упрощение рисунка, формы.
Техника — обработка, строение, лепка. Совокупность специальных приемов, способов, навыков, применяемых при исполнении произведения. Это знание техники и технологии (т. е. материалов и способы их обработки).
Фактура — в скульптуре характер поверхности, ее материально осязаемые свойства, ее обработка. Фактура важный элемент художественной формы.
Эскиз — подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению скульптуры предшествует серия эскизов, этюдов, в которых разрабатывается общая пластика будущего произведения.
Этюд — работа, выполненная с натуры. Имеет самостоятельное значение. Является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки. С помощью этюда конкретизируется замысел про- изведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатываемый деталями
Литры
- Одноралов, Н. В. Скульптура и скульптурные материалы . Пособие для худ. Вузов/ Н. В. Одноралов. — М.: 1982.
- Полякова, Н. И. Скульптура и пространство . Учебное пособие/ Н. И. Полякова. — М.: Сов. Художник, 1982.
- Светлов, И. Е. О современной скульптуре . Учебное пособие/ И. Е. — М.: Сов. Художник, 1982.
- И. Ланг. Скульптура. Энциклопедия художника
- Скульптура. – М.: Творчество, 1982.