Значение и применение
Всё растение съедобно и применяется в лекарственных и пищевых целях.
Мощные мясистые корневища богаты крахмалом, содержат до 2 % аспарагина, употребляются в пищу в странах восточной Азии сырыми, вареными и поджаренными.
Содержащиеся в лотосе полезные вещества обладают антисептическим действием, повышают свёртываемость крови, снимают судороги, а отвар заживляет раны. Собирают листья в течение лета, нарезают на мелкие кусочки и засушивают. Готовят отвары, чаи и настойки, делают порошки и добавляют в пищу[источник не указан 638 дней].
В зародышах семян Nelumbo nucifera найден бис-бензилизохинолиновый алкалоид Неферин, который по данным доклинических исследований ингибирует пролиферацию и миграцию раковых клеток. Помимо противоракового действия Неферин обладает целым рядом иных терапевтических эффектов, таких как: антидиабетическое, антивозрастное, антимикробное, антитромботическое, антиаритмическое, противовоспалительное действие и даже способен противодействовать ВИЧ инфекции
Название
В синонимику вида входят следующие названия:
- Nelumbium album Bercht. & J. Presl, 1823
- Nelumbium asiaticum Rich., 1811
- Nelumbium caspicum Fisch. ex DC.
- Nelumbium caspium Eichw.
- Nelumbium discolor Steud., 1841
- Nelumbium indicum Poir., 1797
- Nelumbium javanicum Poir., 1797
- Nelumbium marginatum Steud., 1841
- Nelumbium nelumbo Druce
- Nelumbium nuciferum Gaertn.
- Nelumbium rheedii C.Presl, 1835
- Nelumbium speciosum Willd., 1799
- Nelumbium speciosum var. caspicum Fisch. ex DC., 1821
- Nelumbium tamara Sweet, 1826
- Nelumbium tranversum C.Presl, 1835
- Nelumbium turbinatum Blanco, 1837
- Nelumbium venosum C.Presl
- Nelumbo caspica (Fisch.) Schipcz.
- Nelumbo caspica Fisch.
- Nelumbo indica Pers.
- Nelumbo komarovii Grossh., 1940 — Лотос Комарова. Выделение этого вида было предложено советским ботаником А. А. Гроссгеймом; вид был назван в честь ботаника и фитоценолога Владимира Леонтьевича Комарова (1869—1945).
- Nelumbo nelumbo (L.) H.Karst.
- Nelumbo nucifera var. microrhizomata Nakai
- Nelumbo speciosa Willd.
- Nelumbo speciosa var. alba F.M. Bailey, 1885
- Nymphaea nelumbo L., 1753
- Tamara rubra Roxb. ex Steud., 1841
- Tamara alba Roxb. ex Steud., 1841
- Tamara hemisphaerica Buch.-Ham. ex Pritz.
Мы узнаем — Лотос орехоносный — сообщение доклад. Подсказки школьнику
Лотос орехоносный – редкий многолетник, произрастающий в Индии, Юго-Восточной Азии, Америке, на Дальнем Востоке, а также в низовьях Волги и лиманах Кубани. Это земноводное растение предпочитает озера и реки со слабым течением, возвышаясь над поверхностью воды на 2 м.
Данный вид имеет 3 типа листьев: чешуевидные подводные, плавающие и длинночерешковые надводные, крупные, диаметр которых может достигать 100 см.
Растение имеет мощное утолщенное корневище, содержащее в себе огромный запас всех необходимых для жизни лотоса веществ. Оно является стойким к неблагоприятным условиям: достаточно быстро адаптируется к временному безводью, зимой переносит понижение температуры до -30°С.
Цветок лотоса по форме похож на кувшинку, однако лепестки менее заостренные и более широкие. Цвет меняется в зависимости от стадии цветения: от ярко-розового в начале (июль) до белого в конце цветения (август). Цветок состоит из плоского пестика и тычинок с крупными желтыми пыльниками. Растение имеет приятный аромат, на ночь цветы закрываются. Следует отметить важную особенность данной части растения: цветки способны регулировать свою температуру, что оказывается необходимым при переменчивых условиях обитания лотоса.
Размножаются данные растения вегетативно, в основном с помощью корневищ. В редких случаях – в сентябре с помощью крупных семян, имеющих плотную скорлупу, защищающую зародыш от пересыхания и низких температур. Всхожесть при этом сохраняется десятилетиями.
Лотос орехоносный бывает трех видов: лотос каспийский, (имеющий розовый цветок, крупные листья, хорошо приспособлен к холоду), лотос Комарова (имеет бело-розовые цветы, крупные листья, хорошо переносит зиму в толстом слое ила) и лото американский (встречающийся в тропическом климате Америки и имеющий желтые цветы).
Лотос является лекарственным растением, оказывая тонизирующий, антиоксидантный, обезболивающий, мочегонный эффект. Все его части активно используют в пищу, используют в качестве чая, делают отвары. Листья идут на корм скоту или в качестве удобрения.
Численность лотоса орехоносного значительно сократилась, в настоящее время насчитывают 20 тыс. растений, что способствовало его занесению в Красную Книгу. Резкое сокращение связано с антропогенными (загрязнение вод, мелиоративные работы, выпас скота, рекреационные мероприятия, чрезмерный сбор в качестве лекарственного средства и т.д.) и природно-климатическими факторами (засуха и многоводье).
Для сохранения и повышения численности данного растения необходимо создать большее количество природоохранных территорий, регламентировать режим использования водоемов, в которых произрастает лотос, а также контролировать состояние популяции вида.
Поэзия
В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.
В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея
Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.
В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.
К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.
Драматургия
Вторая половина XIX столетия — время развития национальной и самобытной драматургии
Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом
К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.
Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.
Противостояние в литературе
Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.
Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.
Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.
Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.
Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы «Мертвые души» и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.
Славянофилы и западники
В 1840-х годах возникли два общественных течения — славянофилы (А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, братья И.В. и П.В. Киреевские) и западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Н.А. Некрасов). Западники видели в реформах Петра I начало исторического развития России, а в следовании европейским традициям — её верный путь. К допетровской Руси они относились скептически, считая отсутствие богатой древней истории преимуществом России: залогом быстрого усвоения прогрессивных идей Западной Европы.
В эти годы в среде западников зарождается радикальное движение, основанное на учении французских социалистов-утопистов — Сен-Симона и Фурье. На квартире М.В. Буташевича-Петрашевского собирается политический кружок, в который входят молодые люди, увлечённые социалистическими идеями. Эти собрания посещают и писатели, многие из которых позднее пересмотрят своё отношение к петрашевцам, — Ф.М. Достоевский, А.Н. Майков, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.
Социалисты-утописты главное социальное зло видели в неравенстве, в искажённом общественном устройстве. Выход же, по их мнению, заключался в перевоспитании господствующего сословия. Наиболее радикально настроенная часть этого движения рассматривала в качестве единственно возможного пути социального преобразования — революцию.
В основу славянофильской программы реформирования России легли идеи самостоятельного, независимого от Запада пути развития страны с не менее богатой историей, чем европейская. «Унаследованный с православного Востока и укоренившийся в глубинных слоях национальной жизни особый, далеко не похожий на западный, цельный тип мышления славянофилы считали бесспорным достоинством русской культуры, требующим своего развития и совершенствования», — пишет современный учёный Ю.В. Лебедев. Усвоение достижений западной цивилизации славянофилы принимали лишь в той мере, в которой это не противоречит основам русской культуры. И если Запад заботу о человеческой жизни направляет к улучшению внешних обстоятельств, то православная Россия призывает прежде всего к нравственному совершенствованию человека. Европейская цивилизация, по мнению славянофилов, страдает духовной болезнью безверия, индивидуализма, обожествления человека и разочарования в духовных ценностях.
Расхождение во взглядах на судьбу России между западниками и славянофилами выразилось и в тех разных оценках, которые давали представители того и другого философского течения творчеству Н.В. Гоголя. Западники видели в этом писателе родоначальника социально-критического направления в русской литературе, славянофилы же подчёркивали особый элемент художественного миросозерцания автора «Мертвых душ» — эпическую полноту и высокий пророческий пафос. Однако и теми, и другими бесспорным признавалось плодотворное влияние Гоголя на развитие русской литературы.
Революционеры-демократы
К началу 1860-х годов противостояние западников и славянофилов почти исчерпало себя: к этому времени ушли из жизни идеолог западничества В. Г. Белинский и славянофилы А.С. Хомяков и П.В. Киреевский. Однако единства во взглядах русской интеллигенции на главные вопросы русской жизни по-прежнему не было. В условиях меняющейся исторической обстановки (бурное развитие городов, промышленности, совершенствование системы образования) в литературу приходят новые силы — разночинцы, выходцы из разных социальных слоев (духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, чиновничество и обедневшее дворянство), получившие образование и оторвавшиеся от прежней своей среды. В критике и литературе получают развитие революционно-демократические идеи, заложенные ещё Белинским. В центр творчества представители этого направления ставили острые социально-политические вопросы.
Главной трибуной революционно-демократического крыла русской критики стали журналы «Современник», «Отечественные записки» и «Русское слово». Философские основы критического подхода к художественным произведениям были заложены в магистерской диссертации Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Литературу революционеры-демократы рассматривали с точки зрения политической и социальной значимости, к художественному тексту относились как к воспроизведению жизни, а на основе анализа художественного образа выносили суровый приговор действительности. Такой метод анализа молодой талантливый критик Н.А. Добролюбов назвал «реальной критикой».
Нигилизм
Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.
Самое яркое произведение этого направления — роман Тургенева «Отцы и дети», написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.
«Натуральная школа»
В 1840-х годах выросла плеяда художников слова, творчески развивавших достижения старшего современника. Группа писателей, сплотившихся вокруг Белинского, получила название «натуральной школы». Главным объектом изображения в их творчестве стали «непривилегированные» сословия (дворники, мастеровые, ямщики, нищие, крестьяне и т.д.). Писатели стремились не только дать слово «униженным и оскорбленным», отразить их быт и нравы, но и под социальном углом зрения показать всю огромную Россию. В это время популярным становится жанр «физиологического очерка», в котором с научной строгостью, доскональностью и фактографической точностью описываются различные социальные слои российского общества (лучшие очерки были написаны Н.А. Некрасовым, В.И. Далем, И.И. Панаевым, Д.В. Григоровичем, И.С. Тургеневым, Г.И. Успенским, Ф.М. Решетниковым и др.).