Презентация, доклад на тему камерная музыка (музыка 7 класс)

Камерная музыка — основные понятия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении.

К камерной музыке относятся небольшие произведения.

исполнения в небольшом помещении.

Слайд 6На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как

жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.

Слайд 7Серенада (фр. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер) — музыкальная композиция,

исполняемая в чью-то честь. 

Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX

века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. 

Фу́га (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде…

Баллада (итал. Ballata, фр. и нем. Ballade, англ. Ballad), первоначально обозначала плясовую песнь (итал. ballo — пляска). 

Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Баркаро́ла (от

итал. barca — «лодка») — народная песня венецианских гондольеров.

Рома́нс в музыке — вокальное произведение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Испании. Романс – это песня о любви. И не только

о любви, но и о других чувствах человека.

о чём поётся в романсе. 

Слайд 11В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль

вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность, но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.

Слайд 12живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот

композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний

ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке». 

Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н.Паганини

Образы камерной музыки

Изначально камерная музыка предназначалась для исполнения перед небольшим кругом людей, являющихся ее ценителями и знатоками. А размеры помещения, где проходил концерт, позволяли исполнителям и слушателям тесно контактировать друг с другом. Все это создавало неповторимую атмосферу сопричастности. Возможно, именно поэтому для такого искусства характерна высокая способность открывать лирические эмоции и различные нюансы человеческих переживаний.

Жанры камерной музыки как нельзя более точно рассчитаны на передачу с помощью лаконичных, но в то же время детально выверенных средств. В отличие от где партии исполняются группами инструментов, в таких произведениях для каждого инструмента пишется своя партия, и все они практически равноправны между собой.

Подробно о том, что такое камерная музыка

Сегодня мы поговорим о том, что такое камерная музыка. Он относится к произведениям, воплощенным небольшой группой исполнителей. В оркестровой музыке есть группа инструментов, которые играют единодушно. Если есть интерес, то в каждом месте только одна нота.

В XIX и XX веках движение уже не было рассчитано на то, чтобы быть «прекрасным для немногих». Таким образом, этот термин сохранил концепцию описания проекта, предназначенного для исполнения небольшой группой для небольшой аудитории.

«Камерная музыка» доклад

Комнатная музыка — это музыка, исполняемая небольшими группами музыкантов. В данной статье предпринята попытка детально разобраться в этом уникальном и своеобразном музыкальном явлении.

До нескольких столетий назад комнатной музыкой называлась вся музыка, не исполняемая в церквях и храмах.

Слово камера имеет латинское происхождение и переводится как «комната, помещение». Каждая часть проекта комнаты выполняется инструментом. В 18 и 19 веках камерная музыка исполнялась повсеместно — в гостиных, салонах и небольших концертных залах. В императорском дворе даже было место для комнатной музыки.

Однако он начал развиваться и постепенно вобрал в себя характеристики других видов. В результате к концу XX века она перестала быть музыкой для большого круга слушателей. Тех, кто играл в нее, стали называть комнатным набором. В его состав входят до десяти членов. В процессе развития комнатной музыки появились комнатные сервизы:.

  1. Струнный квартет. Наилучшим образом отразились в творчестве великого композитора Йозефа Гайдна. Солируют альт, скрипка и виолончель.
  2. Фортепианный квинтет. Это распространенное музыкальное явление, берущее начало в период романтизма и популярное до сих пор. Солируют фортепиано и струнный квартет.
  3. Фортепианное трио. Этот жанр исходит от трио-сонаты и является классическим вариантом фортепианного трио. Он утвердился в XVIII веке и отобразился в произведениях мангеймской школы. Солируют виолончель, скрипка и фортепиано.
  4. Солирующий инструмент. Духовой или струнный инструмент и фортепиано.
  5. Фортепианный дуэт. Солируют 2 фортепиано или одно, но в 4-ре руки.
  6. Струнный квартет. Солируют 2 скрипки, виолончель и альт.
  7. Фортепианный квартет. Солируют альт, скрипка, фортепиано и виолончель.
  8. Струнный квинтет. Солируют струнный квартет, виолончель или альт.

Особенности камерной музыки

Существует множество видов камерной музыки. Наиболее распространенными являются органические сонаты, романсы, оперы, вечера, префы и миниатюры.

Камерная музыка характеризуется вниманием к ритмическим, тональным и мелодическим деталям, равенством голосов и широким разнообразием тематики. Его основные характеристики — передача чувств и эмоций, лиричность и эмоциональность

Исполнители камерной музыки

Главным представителем этой современной формы музыки является артист SV. Рахманинов — самый русский композитор, которого так называли. Он писал произведения для своей страны, России и ее судьбы. Композитор был символистом. В его работах преобладают философские схемы, глубокие образы и символы. Чайковский, Римский-Корсаков и Прокофьев последовали примеру Рахманинова.

Другим ярким представителем камерной музыки является Людвиг ван Бетховен, важная фигура в западной классической музыке. Его работы широко известны во всем мире. За ним последовали такие композиторы, как Фердинанд Рис и Карл Черни. Несомненно, будут упомянуты классические Гайдн и Моцарт, Боккерини и Шуберт, Брамс, Дебюсси и Равель.

Современная камерная музыка весьма разнообразна. Он существует в сольной, вокальной, органической, смешанной, оркестровой, синтетической, хоровой и театральной формах. Камерные оркестры выступали в больших и малых концертных залах, привлекая любителей прекрасного и духовного.

Мы надеемся, что доклад «Камерная инструментальная музыка» будет полезен вам при подготовке к урокам. Вы также можете добавить свои собственные материалы по теме «камерная музыка», используя форму комментариев ниже.

Жанры инструментальной камерной музыки

Современные жанры камерной музыки были сформированы под влиянием творчества таких великих композиторов, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн. Именно этими мастерами были созданы непревзойденные по отточенности содержания и эмоциональной глубине произведения. Сонатам, дуэтам, трио, квартетам и квинтетам в свое время отдали дань самые известные романтики XIX века: Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Шопен. Кроме того, огромную популярность в это время получил и жанр инструментальной миниатюры (ноктюрны, интермеццо).

Существуют еще камерные концерты, сюиты, фуги, кантаты. Еще в XVIII веке жанры камерной музыки отличались огромным разнообразием. Кроме того, они вбирали в себя стилистические черты других направлений и стилей. Например, у Л. Бетховена настолько четко прослеживается стремление раздвинуть границы такого явления, как камерная музыка, что такое его произведение, как «Крейцерова соната», по своему монументализму и эмоциональному накалу ничуть не уступает симфоническим творениям.

Жанры вокальной камерной музыки

В XIX веке огромную популярность завоевала вокальная камерная музыка. Появившимся новым жанрам художественной песни и романсу отдали дань такие как Р. Шуман, Ф. Шуберт, И. Брамс. Неоценимый вклад в мировую коллекцию произведений камерной музыки сделали русские композиторы. Великолепные романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, М. А. Римского-Корсакова и сегодня не оставляют равнодушными никого. Помимо небольших произведений, существует еще и жанр камерной оперы. Он подразумевает наличие небольшого числа исполнителей и не требует для постановки большого помещения.

Вокальные жанры

Вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения (от итальянского слова voce, что значит „голос”). Все вокальные жанры, то есть виды музыки для пения, зародились из древнейшего вокального жанра – песни, из сочетания музыки и слова.

Песня и романс

Одной из главных причин популярности и доступности песни является ее простота. Даже о самых серьезных вещах песня может говорить простыми словами, соединенными с несложной мелодией. В песне, как правило, разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Чаще всего песни пишутся в куплетной форме. 

Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей – запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве остаются без изменений. Песня является основой вокальных дуэтов, трио и более крупных ансамблей. С одноголосной песни возникла хоровая музыка, для которой написана богатая литература композиторами разных стран.

Очень близок к песне вокальный жанр, который называется романсом. Песня и романс имеют много общего, но есть также некоторые отличия. Во-первых, в романсе, в отличие от песни, бывает, что музыка более гибко и точно меняется в зависимости от текста. Песня может исполняться с инструментальным аккомпанементом, но может и без него (такое пение называют итальянским словом a capella), а в романсе обязательно должно быть инструментальное сопровождение. Песню может исполнять любое количество людей – от одного до нескольких тысяч, а романс, за небольшими исключениями, поет один исполнитель. Кроме того, содержание романса, по сравнению с песней, обычно более лирическое, а форма может быть не только куплетной, а также другой, например, трехчастной или рондоподобной

Песни и романсы бывают очень разными. Чрезвычайно разнообразны народные песни. Произведения, написанные композиторами, тоже очень отличаются друг от друга.  Существуют песни-марши, песни-гимны, танцевальные песни. 

Самые распространенные – лирические песни. Очень популярные эстрадные песни, написанные многими известными авторами. 

К жанру песни обращались композиторы разных времен из многих стран. Например, австрийский композитор Франц Шуберт, который жил в XIX веке, был автором более 600 песен. 

И песня, и романс имеют такие разновидности, как элегия (произведение задумчивого, печального характера), серенада (лирическое поздравительное произведение, обычно в честь любимой), баркарола (лирически-мечтательная музыка, связанная с темой спокойного движения воды), баллада (сочинение повествовательного характера с последовательным развертыванием событий).

Вокальные ансамбли и хоры. Жанры хоровой музыки

Как и в инструментальной музыке, исполнение вокальных произведений может быть сольным, когда поет один исполнитель, или ансамблевым. Названия вокальных ансамблей такие же, как у музыкантов-инструменталистов – дуэт, трио, квартет… Яркие примеры вокальных дуэтов – „Дуэт кошек” Дж. Россини или дуэтное исполнение баркаролы „Плывет лодка” М.В. Лысенко. 

Если исполнителей вокального произведения много, то такой ансамбль называется хор (в переводе с латинского – толпа, собрание). Хоровое пение является наиболее древним видом музыкального искусства. В отличие от сольного пения, в котором раскрываются личные чувства и настроения, хоровая музыка передает коллективные эмоции и мысли. Существует два вида хора: однородный и смешанный. Однородные хоры могут состоять из детских, женских или мужских голосов. Смешанные хоры встречаются чаще, и они, как и ансамбли, могут быть очень разными по составу. Небольшой по количеству участников хор называется камерным (по-итальянски camera значит комната). Группа однородных голосов в хоре, которая выполняет в унисон (итал. – однозвучно) свою мелодию, называется хоровая партия. В хоре любого состава количество исполнителей одной партии не может быть меньше трех. Система записи всех партий хорового произведения – это хоровая партитура. Руководит хором дирижер или хормейстер.

Со временем сложились такие жанры хоровой музыки, как хоровая обработка народной песни, хоровая миниатюра и цикл хоровых миниатюр (в переводе с греческого значит цикл круг). Также хоры является составной частью таких музыкальных жанров, как опера, кантата и оратория.

Распространение

К концу XVII века статус композитора начал повышаться. В великолепных дворах часто доминировали большие дома, дукаты и королевские особы. В этих домах можно было разместить более крупные инструменты, такие как клавесин, который вскоре стал важным элементом камерной музыки. Кроме того, многие ранние композиторы были назначены духовенством.

Одним из них был Генри Перселл, один из самых значительных английских композиторов всех времен. Под влиянием очень популярного Арканджело Корелли Перселл сочинял сонаты, не похожие на итальянские Chiesa, церковные сонаты. Его произведения часто писались для трех-семи инструментов, в основном скрипачами, для исполнения в качестве религиозных произведений. В то же время очень влиятельный композитор эпохи барокко Антонио Вивальди написал около 75 камерных произведений.

Немного позади него был И.С. Бах. Вклад Баха в развитие камерной музыки заложен в самой форме. К концу жизни он предложил большую коллекцию произведений для одного-шести инструментов и шедевр фуг, музыкальное посвящение, сложную композицию из двенадцати канонов и фуг, а также сонату в четырех частях. Темы его покровителя, великого Фридриха.

Современник Баха Георг Фридрих Гендель основывался на итальянской Chiesa, а также на сонате da Camerata, впервые представленной его соотечественником Иоганном Розенмюллером в начале XVII века. Гендель написал около 40 камерных произведений и сегодня считается одним из учителей этого жанра.

Камерный оркестр сегодня

Даже после того, как многие камерные оркестры были упразднены, сегодня почти в каждом штате есть свой камерный оркестр. В России такие оркестры известны как «Московские девственницы» и часто выступают на праздниках и в зарубежных поездках.

Камерная музыка оставила свой след в творчестве многих современных композиторов и исполнителей.

Финская рок-группа Apocalyptica — хороший пример. Эти музыканты играют камерную музыку, по сути, в соответствии со всеми традициями камерных оркестров: группа из четырех человек, трое из которых играют только на струнных инструментах. Они завоевали огромную популярность, воссоздавая известные композиции самых прославленных металлических групп, включая Metallica, Rammstein и Slipknot.

Жанры современной музыки

Джаз

Джаз зародился в начале ХХ в.. в Америке на основе афроамериканского фольклора: блюз, спиричуэл, регтайм, европейская танцевальная музыка. Известны многочисленные стили джаза: диксиленд, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, свинг, би-боп, биг-бит, кул, новоорлеанский, чикагский и др. Появление музыкантов неамериканского происхождения способствовала становлению многих национальных джазовых школ, в том числе украинской. Выдающимися представителями были л. Армстронг, Д. Элингтон, Б. Гудмен, Дж.Данкворт, О. Цфасман, Л. Утесов, и другие. Лучшие черты оказали значительное влияние на творчество К. Дебюси, Д. Гершвина, И. Стравинского, М. Равеля, Л. Бернстайна, л. Колодуба, Р. Паулса и других. Коллективы, исполняющие джазовую музыку имеют названия: джаз-бэнд, симфо-джаз, вокальный джаз, и тому подобное.

Блюз

Блюз — (англ. blues-грусть,тоска) — лирическая песня американских негров, для которой свойственна импровизационность исполнения. В значительной степени блюз существенно повлиял на формирование джаза и джазовой музыки. Жанровые особенности блюза использовали Дж.Гершвин (»Рапсодия в стиле блюз»), М. Равель и другие композиторы.

Рок-музыка

Рок-музыка — развивается по следующим направлениям: ритм-энд-блюз ( музыка афроамериканского населения, сочетание танцевального бита и урбанистического блюза), рок-н — ролл ( возник на основе ритм-энд-блюза), биг-бит, кантри –рок, фолк-рок(народный, деревенский стиль), психоделический рок (отражение движения хиппи), хард-рок (тяжелый или жесткий рок),арт-рок (симфонический или классический рок),глэм-рок (возник в Великобритании).

Электронная музыка – музыка, созданная с помощью электронного оборудования. Самый выдающийся представитель Жан Мишель Жарр.

Диско — это жанр танцевальной музыки, который возник в 70х годах.

Рэп — (англ. rap, rapping — легкий удар) — вокальная манера исполнительства, где очень быстро произносится текст. Манеру речитативного рэпа широко применяют диджеи, ведущие радио-и телепрограмм.

Современная  музыка представлена по всем направлениям и жанрам — от лирической песни, фольклора до массовой коммерческой эстрады, от джазовых импровизаций до множества направлений и жанров рок-музыки. 

Поп-музыка:

  • в широком смысле – музыка развлекательного жанра;

  • в узком смысле – музыка, порожденная массовой культурой на коммерческой основе, популяризируется средствами массовой информации;

· В значении «распространенная музыка», все разнообразные жанры;

Вариант 2

Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.

Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.

Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.

Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.

Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение. Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию. В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.

Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:

  • Дуэты (2 участника)
  • Трио (3 участника)
  • Квартеты (4 участника)
  • Квинтеты (5 участников)
  • Секстеты (6 участников)
  • Септеты (7 участников)
  • Октеты (8 участников)
  • Нонеты (9 участников)
  • Дециметы (10 участников)

Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира. Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается. Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.

4, 7 класс. Кратко

Народная песня

Народная песня – это непревзойденный образец высокого искусства, источник национального своеобразия. Она способна в очень лаконичной форме выражать глубокий смысл, обобщить важнейшие черты своего народа. Вспомним, что для большинства людей встреча с музыкальным искусством начинается именно с песни, что является самым распространенным жанром по своей сути. Вспомни свои любимые песни и поймешь, что песня твой лучший друг. Слияние поэзии и музыки рождает великолепное сочетание обоих искусств, вызывающее искренность восприятия, очарование живого чувства.

Гимн-наивысшее проявление патриотических чувств народа. В переводе с греческого «гимн» означает торжественную хвалебную песню. В древности это были постное песнопение, которые складывались в честь богов и героев. Со временем содержанием хвалебных песен стало прославление благородной и возвышенной идеи. Самое известное произведение этого жанра «Марсельеза», гимн Французской революции конца XVIII ст.. Сейчас это государственный гимн Франции.

Жанр вариаций и вариационная форма

Желая разносторонне показать человеческие чувства и окружающий мир, композиторы со временем переходили от простых до более сложных музыкальных форм. Произведения становились все с большим количеством частей и множеством тем.

Некоторые из таких произведений основаны только на одной теме. Это, прежде всего, вариации (по-латыни — изменение, разнообразие), когда основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Количество повторов не ограничено, но вариаций должно быть не менее двух. Тема вариаций может быть создана самим композитором, а может быть заимствована из народной музыки или из произведения другого автора. Эта форма может быть представлена схемой А – А1 – А2 – А3… Один из примеров пьесы, написанной в такой форме – „Камаринская” из „Детского альбома” П.И. Чайковского.

Также вариациями называют жанр инструментальной музыки, в основе которого лежит форма вариаций.

Форма вариаций родилась в XVI веке, тогда же возникли жанры полифонических вариаций — пасакалия и чакона. „Пасакалия” Г.Ф. Генделя представляет собой именно такое произведение.

Иногда встречаются и более сложные двойные вариации — на две разные темы. Их можно условно представить схемой А – В – А1 – В1 – А2 – В2…

Рондо

Композиция с большим количеством частей, в которой главная тема — рефрен (в переводе с французского — припев), повторяется не менее трех раз, чередуясь с контрастными эпизодами, называется рондо (итал

rondo значит круг). Такую музыкальную форму можно обозначить схемой А – В – А – С – А… Рондо происходит от народных песен, в которых строфа (куплет) состоит из запева и неизменного припева. Рефрен всегда звучит в основной тональности, а эпизоды в разных, контрастируя с рефреном. В форме рондо написаны, например, „Свадебный марш” Ф. Мендельсона, Марш из оперы Сек.Сек. Прокофьева „Любовь к трем апельсинам” и много других произведений. Рондо-каприччио Соль мажор Л. Бетховена известное под названием „Гнев по поводу утерянного гроша”. Это произведение можно сравнить с комическим рассказом, что рассказывает о ярость и негодование, вызванные совсем мелкой, неважной причиной

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов.

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615).

2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли, Генри Пёрселл и Гендель.

3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Основная структура современной камерной музыки – почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля.

По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

Симфоническая музыка

Симфоническая музыка – музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Классический (парный, или двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й.Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет). Современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.

В большом симфоническом оркестре (с начала 19 века) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).

Симфония (от греч. symphonia – созвучие), – музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 – начале19 вв. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон), программные симфонии (Г.Берлиоз, Ф.Лист).

Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв.: И.Брамс, А.Брукнер, Г.Малер, С.Франк, А.Дворжак, Я.Сибелиус и др. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: А.П.Бородин, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян и др.

Циклические формы инструментальной музыки, – музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. Сонатная циклическая форма состоит, как правило, из четырех частей — быстрой 1-й в сонатной форме, медленной лирической 2-й, быстрой 3-й (скерцо или менуэт) и быстрой же 4-й (финал). Такая форма характерна для симфонии, иногда сонаты, камерного ансамбля сокращенная циклическая форма (без скерцо или менуэта) типична для концерта, сонаты. Другой тип циклической формы образуют сюита, иногда вариации (оркестровые, фортепианные), в которых количество и характер частей могут быть различными. Встречаются и вокальные циклы (серии песен, романсов, ансамблей или хоров), объединенные сюжетом, словами одного автора и др.

Сюита (франц. suite, букв. – ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П.И.Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura – открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Симфоническая поэма – жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра — Ф.Лист.

Программная музыка – музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: