Литература

Творчество пушкина

Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям

Часть 1

Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.

Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.

Часть 2

Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.

Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.

Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!

В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.

Часть 3

Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.

Часть 4

Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.

Часть 5

Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.

Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.

Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.

«Борис Годунов»: краткое содержание

Одно из произведений, которыми гордился Пушкин, — «Борис Годунов». Краткое содержание пьесы отчасти дает этому объяснение. Автор проделал титаническую работу: объективно описал исторические события, представив в них свое видение действительности и не только. Поэтому многие поколения восхищаются произведением и глубокими взглядами автора.

Чтобы оценить замысел пьесы «Борис Годунов», кратко пройдемся по сюжету:

1598 год. После смерти царя Федора, сына Ивана Грозного, Борис Годунов закрылся в монастыре и отказывался принять престол. Как и задумывал Борис, многие решили, что власть его страшит.

Однако князь Шуйский сразу разгадал намерения Годунова. В разговоре с князем Воротынским он предсказывает дальнейший ход событий: Борис немного «поморщится», но потом поддастся на мольбы народа и займет трон.

Так и происходит. Толпы людей на коленях просят Годунова стать царем. И тот, долго колеблясь, соглашается.

Спустя четыре года действие разворачивается в Чудовом монастыре. Отец Пимен вот-вот закончит летопись и передаст молодому иноку Григорию.

Между ними завязывается разговор, из которого Гриша узнает о смерти царевича Димитрия, его ровесника. Когда Пимену пришлось служить в Угличе, он застал кровавое убийство царского наследника, содеянное Годуновым. Гриша сбегает из монастыря и хочет выдать себя за Димитрия. Об этом узнает патриарх и приказывает поймать беглеца.

Тем временем царь Борис Годунов не весел. Власть не радует его, хоть за несколько лет он делал для людей много хорошего. Но муки совести не дают покоя.

Тем временем Гриша уже у литовской границы. Приставы едва не ловят его, но юноше удается скрыться.

В гости к Шуйскому приходит Афанасий Пушкин.

Он рассказывает князю новость, о которой недавно узнал: в доме польского короля появился Димитрий — законный наследник престола, убитый Годуновым. Он покорил всех умом и приветливым нравом, и король пообещал помочь ему. Узнает о самозванце и Борис: в ужасе он расспрашивает Шуйского, действительно ли царевич умер.

Тем временем самозванец в Польше собирает сторонников. Однако юноша влюбляется в дочь воеводы Мнишека Марину и признается ей, кто он на самом деле. Но девушку чувства инока не интересуют: она метит на московский престол.

Лжедмитрий I: Wikipedia/Шимон Богушович

1604 год. Лжедмитрий с войском пересекает границу, что вызывает страх у московского царя. Слух о живом царевиче распространился и поселил в людях сомнение.

В декабре бывший инок, выдающий себя за царевича, разбивает русские войска под Новгород-Северским. В Москве Григорию провозглашают анафему, поминают царевича Димитрия. Недовольство нарастает: на площади перед собором юродивый упрекает Годунова в убийстве.

Под Севском войска Самозванца проигрывают, но поражение нисколько не ослабляет его. Он вновь собирает польское войско. Тем временем в Москве внезапно умирает Борис Годунов, но перед смертью благословляет сына Феодора на царствование и берет с бояр клятву верно ему служить.

Один из главных воевод русского войска Басманов ведет беседу с Гаврилой Пушкиным, союзником Лжедмитрия. Гаврила пытается переманить Басманова на свою сторону, обещая повышение. Пушкин уверяет: народ встанет на их сторону. Басманов соглашается.

В Москве на площади Гаврила обращается к народу от имени Димитрия, призывая признать его законным царем, тем самым провоцируя людей на бунт против Годуновых.

Бояре приходят в дом, где заточены жена и дети Бориса. Народ жалеет их, ведь дети не виновны в грехах отца. В доме слышится шум драки и женский крик, после чего выходит боярин Мосальский и говорит, что Годуновы отравили себя ядом, можно чествовать нового царя — Димитрия Ивановича. Но народ безмолвствует.

Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля

Второстепенные герои трагедии Пушкина «Борис Годунов»

Пимен

— старый монах, летописец. У него спокойный вид, он посвятил себя служению Богу и выполняет своё предназначение — пишет правду истории для потомков. Молодость летописца прошла в военных походах, была довольно бурной. Он был свидетелем убиения царевича в Угличе, и с болью говорит Григорию о кровавом грехе. Венчание Бориса он воспринимает как горе: «Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли».

Пимен обмолвился о возрасте Дмитрия, чем невольно подтолкнул Григория к самозванству.

Образ Пимена в трагедии — собирательный образ древнерусского поэта, а голос поэта обычно звучит эхом своего времени.

Марина Мнишек

— дочь польского воеводы. Она производит на окружающих впечатление мраморной нимфы, в лице её нет жизни, улыбки. Эта красавица надменна, бездушна и непомерно честолюбива. Марина мечтает царствовать, у неё сильный характер, сильнее, чем у самозванца, а изворотливость Марины, как у змеи, отталкивает его от неё.

Пушкин писал, что заставил Дмитрия влюбиться в Мнишек, чтобы «Лучше оттенить её необычный характер».

Бояре (Шуйский и Воротынский)

— родовитые бояре, считающие себя более достойными занять царский престол. Шуйский — недруг Годунова, но хитёр, изворотлив, может легко придать словам другой смысл, способен на предательство. Изображает верноподданичество, но участвует во всех заговорах.

Пушкин изображает в боярах стремление к престолу, что типично для того времени.

10. Бахчисарийский фонтан

Поэма написана под влиянием очередной южной ссылки Пушкина, где писатель посещает Крым и воочию видит бахчисарийский фонтан. Еще до этого путешествия Александр Сергеевич слышал от уст одной из своих возлюбленных историю данного памятника, поэтому в основу поэмы легли слова неизвестной современникам девушки, выраженные в стихотворной форме. Работа над поэмой длилась с 1821 по 1823 годы.

Действие произведения разворачивается в XVIII веке. Главный герой — бахчисарийский хан Гирей. У хана был большой гарем, в котором появилась новая пленница — польская княжна Мария. Девушка была холодна к хану, его любовь вызывала у нее только стыд. В хана была влюблена грузинка Зарема, умоляющая Марию отдать ей Гирея. Вскоре Мария умирает, в ту же ночь казнят обвиняемую в смерти полячки Зарему. Опечаленный хан приказывает воздвигнуть в честь Марии фонтан, названный фонтаном слез.

Нравится +127 Не нравится -26Вы уже голосовали

Личная жизнь

Все увлечения любвеобильного поэта трудно перечислить в одном параграфе, поэтому подробную историю его похождений мы описали в статье «Женщины Пушкина».

Жена

Кого любил Пушкин? В его жизни было много женщин, поэт покорял их своим красноречием. Но в декабре 1828 году Александр встречает Наталью Николаевну Гончарову и понимает, что она – предел его мечтаний. Все мужчины сравнивали её с богиней. Пушкин говорил, что полюбил шестнадцатилетнюю Наталью, и голова у него закружилась

Сердце сильно билось и у девушки, она полюбила незаурядного и пылкого кавалера, хоть и была окружена вниманием знатных и богатых персон. Прошло меньше года, как поэт сделал девушке его мечты предложение выйти замуж, но мать дамы была против свадьбы: жених разрушал карьеру дочери при дворе

Она была любимой фрейлиной Ее Величества. В 1830 году Пушкин, поправив свои финансовые дела, сватался к Гончаровой второй раз, и тогда семья, уступив напору, согласилась. После свадьбы они уехали в имение Александра Сергеевича, затем в Санкт-Петербург.

Николай I неравнодушно относился к замужней женщине и отчаянно надеялся на взаимность. Александр Сергеевич получил от царя жалование и занялся историей пугачёвского бунта. Нужно было найти необходимый материал, поэтому поэт вынужден был выезжать в другие города, а за Натальей пристально следили. Писатель сильно любил свою жену, его письма пронизаны тоской и нежностью. Но, нужно сказать, что его супруга выдержала испытание разлукой и не изменила любящему мужу.

Дети

Детей у Пушкина в браке было четверо: Мария, Александр, Григорий, Наталья. Все они любили отца, веселого и любящего семьянина. Однако судьба разлучила их, так и не дав детям достаточно времени, чтобы узнать и понять отца.

Известно, что перед смертью Пушкин чувствовал безмерную вину перед детьми за то, что оставил их сиротами и без весомого состояния. Поэтому он написал покаянное письмо царю с просьбой простить ему все обиды и позаботиться о несчастной семье. Николай Первый пошел навстречу давнему недоброжелателю и после его смерти выполнил все обещанное: поддержал семейство материально.

Опера Модеста Мусоргского

В 1869 году Модест Мусоргский закончил работу над оперой «Борис Годунов». Текст А. С. Пушкина был им использован для написания либретто. Поставить оперу на сцене автору удалось только в 1874 году. Но в 1882 году ее сняли со сцены. Публика отзывалась об опере двояко: часть ее с восторгом говорила о воплощенном на сцене народном духе, о правильности описания эпохи, живости образов, но другая часть публики отмечала технические недостатки произведения, к которым нужно отнести, в частности, неудобство партий и обрывочность фраз.

Н. А. Римский-Корсаков, будучи другом Мусоргского и ценя его талант, сделал несколько технических обработок оперы, что не повлияло на замысел автора.

Какой жанр оперы «Борис Годунов»? Это жанр музыкальной драмы, которая, являясь оперой, подчиняется законам драматического театра.

Пушкина, как настоящего сына своего Отечества, всегда волновала судьба народа и государства. Не давая в этом произведении никаких рекомендаций, Пушкин-драматург реалистично показывает проблемы всех социальных слоев и конкретного человека. Поэтому жанр «Бориса Годунова» отнесен к исторической трагедии и народной драме, использование которой в литературе было революционным явлением того времени.

Историческая драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» — одно из выдающихся произведений русской классической литературы. Произведение создано во время ссылки в Михайловское под влиянием от прочтения «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Драма написана в подражание историческим произведениям Шекспира и в основном используется белый стих (т.е стихи, не имеющие рифмы, но с четко определенными размерами) .

Пушкин начал работу над своим новым произведением примерно в ноябре-декабре 1824 года, однако в скором времени он делает «перерыв» и работает над одной из глав романа в стихах «Евгений Онегин». За это время он успевает написать всё вплоть до сцены в келье Чудова монастыря. Примерно через четыре-пять месяцев он вновь возобновляет работу над драмой и летом 1825 заканчивает первую её часть. В это время он пишет письмо своему другу Вяземскому, в котором характеризует своё произведение как «романтическую трагедию». Уже 12 сентября того же года из под его пера выходит вторая часть драмы, а к ноябрю он создает третью, заключительную часть трагедии.

Изначальное название нового произведения должно было быть «Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», причем существовало несколько вариантов такого «длинного» названия, но слегка переработав концепцию и убрав деление на части, Пушкин меняет название на простое «Борис Годунов».

Однако на этом история драмы не заканчивается. Осенью 1826 года в Москве Пушкин читает «Бориса Годунова» своим друзьям. Об этом узнает начальник Третьего отделения, органа политического сыска и цензуры, А. Х. Бенкендорф. Шеф корпуса жандармов требует от писателя рукопись произведения, после чего её читает лично император Николай Первый, известный свой строгостью и неприязнью к любому инакомыслию. Политические и социальные проблемы, которые задевает и показывает трагедия пришлись ему не по душе. Государь не одобряет драму и не допускает её к полной печати, к изданию были допущены только лишь небольшие отрывки и некоторые сцены. В 1830 году Пушкин вновь обращается к Бенкендорфу с просьбой разрешить опубликовать всего «Бориса Годунова». Он соглашается, однако при условии того, что книга будет подвержена цензуре, а некоторые сцены будут вовсе вырезаны, и уже к концу 1830 года, в декабре, драма вышла в печать.

Но при жизни Александра Сергеевича «Борис Годунов» так и не будет поставлен на сцене театра. Не смотря на мечту самого писателя, этому мешала не только жесткая цензура, запрещавшая трагедию для представления на сцене вплоть до 1866 года, но и тот факт, что большинство считали драму попросту «несценичной». Лишь спустя почти сорок лет после публикации, 17 сентября 1870 года, с большими сокращениями и цензурными изъятиями,на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра был впервые исполнен легендарный «Борис Годунов».

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение поэмы имеет свои новаторские особенности — вследствие разрыва с правилами классицизма, вместо обычных пяти действий мы наблюдаем 23 сцены, которые постоянно меняют место действия, что также является новаторской чертой авторского замысла. Новая трактовка и нарушение трех единств, типичных для трагедии классицизма (время действия, место действия и единство действия), нарушение чистоты жанра (смешение трагических, комических и бытовых сцен) позволяют назвать трагедию Пушкина удачной попыткой переворота в русской и мировой драматургии.

Главный новаторским компонентом является показ образа народа как главного действующего лица. В трагедии великолепно показана динамичность его развития. Пассивные и бессознательные народные массы обретают небывалую мощь, и как следствие, силу воздействия на ход исторических событий. Народ невидимо присутствует во всех эпизодах пьесы, включая монологи и диалоги ее персонажей, и выходит на первый план в ключевых сценах подобно хору в трагедиях античной эпохи.

Итоговый вывод

«Борис Годунов» — реалистическая трагедия, явившаяся для Пушкина итогом глубоких размышлений и гениальным новаторским воплощением масштабного литературно- художественного осмысления истории русского государства. Нравственным итогом произведения можно обозначить непримиримость слабого и беззащитного народа с несправедливостью беззаконной власти.

Этапы создания работы

Создание этого памятника русской классической литературы проходило поэтапно. При этом процесс шел неспешно. Идея написания драмы зародилась у Пушкина в 1824 году. К окончанию того же года автор начал создавать текст, однако в скором времени взял небольшой перерыв. Работать над драмой он продолжил только через 6 месяцев. При этом летом 1825 года автор полностью закончил свой труд.

Начиная с момента появления задумки до ее реализации, работа над «Борисом Годуновым» заняла 1 год. Значительно больше времени потребовалось на преодоление цензурных препятствий и получение разрешения на печать. На это понадобилось целых 5 лет. В результате драма была издана в типографии департамента народного просвещения. Это случилось 24 декабря 1830 года. При этом размер тиража составил всего 2000 экземпляров. Работа Пушкина продавалась в книжной лавке Смирдина.

Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина

Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина

1813-1816

Лицейский период

Время выбора пути, формирование А.С.Пушкина как поэта под воздействием творчества Державина, Карамзина, Радищева.

Писал первые произведения по-французски( детство).

В 1811г. – поступает в Лицей. Именно там были заложены основы его творчества и личности: первые стихи, первая любовь, друзья. Первое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» (1814) – было прочитано на экзамене в присутствии Г.Р.Державина.

Учителями считал В.А.Жуковского, К.Д.Батюшкова.

В 1815 – был принят в литературное общество «Арзамас».

1817-1820

Петербургский период

Романтизм, декабристкие настроения, свободолюбивая лирика, свободолюбивая лирика

В Петербурге окунулся в водоворот столичной жизни.

«Свобода» — основное понятие, определяющее пушкинское творчество той поры (вольнолюбивая лирика). «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня» (тема «вольности святой») – влияние французских просветителей, А.Н.Радищева, П.А.Чаадаева.

Поэма «Руслан и Людмила» (1820) — вершина творчества той поры.

Признание от В.А. Жуковского.

Гнев императора – ссылка (под предлогом перевода по службе) на юг России.

1820-1824

Период Южной ссылки

Вольнолюбивые мотивы, романтические «южные » поэмы

1820-1824 г. (Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). Плодотворный период (более 100 стихотворений, 4 поэмы, начал работу над романом «Евгений Онегин»).

«Южные поэмы» — поэт-романтик («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).

Увлечение творчеством Дж.Г.Байрона. «Погасло дневное светило» (1820), «Свободы сеятель пустынный» (1823), «К морю» (1824)

Любовная лирика полна страсти, сомнений («Простишь ли мне ревнивые мечты», «Коварность», «Ненастный день потух…»).

Просит вернуть его Петербург (сослан в родовое имение Михайловское)

1824-1826

Период ссылки в Михайловское

Утверждение принципов реализма, интерес к истории. Трагедия «Борис Годунов»

Ссылка в Михайловском (дальше соседских имений нельзя!).

Он с головой погрузился в творчество – Михайловское — «приют спокойствия, трудов и вдохновения».

В эти годы окончательно сформировались образная система и языковой облик пушкинских произведений.

Пушкин больше не подражает европейским авторам.

«Борис Годунов» — первая русская историческая драма.

Творчество 2 половины 20-х годов (1826-1830)

Верность идеалам декабристов

Стихотворения «В Сибирь», «Анчар»

14 декабря 1825 — восстание декабристов (лицейские друзья Пушкина). Остается верным товарищам.

Милость императора (Николая 1).

Философская лирика.

Путешествие на Кавказ – встречала с декабристами.

1830г.

Болдинская осень

Вершина творчества А.С.Пушкина. Завершение работы над романом «Евгений Онегин», «Повести Белкина», философская лирика

Писал роман-жизнь. Невозможно поставить логическую точку. На протяжении повествония меняются не только герои, но и образ автора, содержание и тональность лирических отступлений: на смену воспоминания о юности, шалостях и любовных увлечениях приходят размышления о природе человеческих чувств, о сути человеческих взаимоотношениях.

Пушкин – философ и мыслитель (1827).

Болдинская осень (время до свадьбы). Москва «закрыта» из-за холерного карантина. Стимул к творчеству.

«Повести Белкина» — жизнь настолько разнообразна, непредсказуема и поэтична, что любые ее проявления могут служить материалом для писателя.

Творчество 30-х годов (1831-1836)

Реалистическая проза, философское осмысление истории. Повесть «Капитанская дочка»

Работа в архивах ( «История Пугачева»); историческая повесть «Капитанская дочка» (соединил судьбу государства с судьбой отдельной личности);

В лирике 30-х годов – религиозные мотивы.

Поэт окончательно определяет для себя, к чему стремится его душа и чего требует его гений.

Стремление к покою и гармонии.

Император не дает Пушкину отставку. Тяжелое материальное положение.

Символично последнее стихотворение «Памятник» (1836).

Драмы героев

Итак, и Борис и Самозванец у Пушкина несут в себе — каждый — особую личную трагическую тему, являются драмы, вплетающейся в большую драму русской национальной истории. То же самое относится к ряду других, более эпизодических персонажей «Бориса Годунова» — Пимену, Ксении Годуновой, Басманову, Юродивому. И, наконец, свою Драму — о чем не раз и справедливо писали исследователи — в пушкинской трагедии переживает народ с его страданиями, глухим недовольством, брожением, глубоким чувством справедливости, с которыми вынуждены считаться Годунов и Димитрий, и в то же время обреченный до поры до времени играть в истории грозную, но молчаливую роль. Вскрывая неизбежность падения Бориса (которое предвещает сходную судьбу и его победителю — Самозванцу, находящемуся в конце трагедии на вершине своего недолгого поприща), Пушкин освещает трагические черты личности исторического деятеля индивидуалистического типа. Достигший предельного могущества и давно спокойно, казалось бы, царствующий Борис не велик, а жалок, ибо в глубине души он не находит покоя, предчувствует свою гибель, его мучит голос совести, который он бессилен усыпить. И точно так же Самозванец, приняв на себя роль убитого Димитрия, вынужден взять на себя все трагические последствия этого шага, — шага, который делает его игрушкой в чужих руках, обрекает на муки непреодолимого, вечного одиночества, постоянно напоминая ему в то же время о непрочности его успехов.

Описание драмы

Драма «Борис Годунов» представляет собой величайшее произведение Пушкина, которое не утратило актуальности и сегодня. Поэт создал трагедию во время ссылки в село Михайловское. Это произошло за месяц до событий, которые произошли на Сенатской площади.

В своем произведении автор ответил на вопрос, волновавший многих его современников. Проблема заключалась в том, что нужно ограничить самодержавие и избавиться от крепостного строя. Поэта интересовали времена правления Бориса Годунова. Там он занимался поиском ответов на проблемы современности.

Какие события она описывает

В своем произведении Пушкин описывает события Смутного времени, когда власть в России пытались захватить поляки, которые посадили на престол Лжедмитрия. В начале драмы описывается восшествие царя Бориса на престол, а в конце речь идет о его смерти и воцарении Григория Отрепьева, который был самозванцем.

Писатель максимально объективно описал события того периода. Также он указал на истинные причины конфликта между царем и дворянами. В результате это стало причиной приближения государства к краю пропасти. Один из персонажей драмы считает, что провоцирующим фактором стал страх дворян перед опалой и отрицательные последствия отмены Юрьева дня.

Тут же приводится мысль самого писателя, какой великой силой является народ. Это выражается в словах Гаврилы Пушкина Басманову, которые звучат практически в конце произведения. Он говорит, что мощь Лжедмитрия связана с народной поддержкой.

Эта работа Пушкина принадлежит к жанру исторической трагедии. Главная суть труда заключается в том, что автор на примере исторических событий показывает истинные причины восстания. При этом он описывает силы, которые являются главными в судьбе государства и простых людей. Он упоминает роль пассионарных персонажей, народа и некоторых общественных групп высшего класса в государственной истории.

Хронологическая таблица жизни и творчества А. С. Пушкина

жизни и творчества А. С. Пушкина

1979, 26 мая – родился в Москве в семье офицера гвардии Сергея Львовича Пушкина и внучки Ганнибала А.П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706г. ( Арап Петра Великого), Надежды Осиповны Ганнибал.1811-17 – учился в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Участие в борьбе кружка «Арзамас» против «Любителей русского слова».

1814 — опубликовано первое стихотворение («К другу стихотворцу»). По окончании лицея зачислен в коллегию иностранных дел. Общение с русским философом П.А. Чаадаевым.

1818 — Пушкин становится членом кружка «Зеленая лампа» (литературный филиал тайного общества «Союз благоденствия»). Идеи декабризма отражены в творчестве.

1817-20 – работа над поэмой «Руслан и Людмила». За распространение в списках политических антирелигиозных стихов и эпиграмм в 1820 г. Пушкин был сослан по приказу Александра Первого на юг России, где встречался с декабристами Давыдовым, Раевским, Орловым, Пестелем. Кроме множества лирических стихов , Пушкин создает в это время так называемые «южные поэмы»- «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».

1823, 8 мая — Пушкин приступает к работе над романом в стихах «Евгений Онегин», который был завершен в октябре 1831 г.

1823 — Пушкин переведен в Одессу.

1824, июль — В результате доноса генерал-губернатора Воронцова и перехваченного частного письма Пушкина поэт был сослан в имение родителей Михайловское. здесь Пушкин заканчивает поэму «Цыганы» и продолжает работу над «Евгением Онегиным», создает трагедию «Борис Годунов», стихотворную повесть «Граф Нулин».

1825 январь — Пушкина посещает декабрист Пущин.

1826, сентябрь — Пушкин по приказу Николая Первого возвращен из ссылки.

1828 — Пушкин создает историческую поэму «Полтава». Впечатление от поездки в Закавказье нашли свое отражение в «Путешествии в Арзум»

1830 — Пушкин принял участие в «Литературной газете», издаваемой А.А. Дельвигом. В апреле Пушкин, получив согласие на брак с Н.Н. Гончаровой, выехал в Болдино Нижегородской губернии для устройства имущественных дел, где пробыл с начала сентября до конца ноября из-за эпидемии холеры. В этот период, который получил название «болдинской осени», Пушкин в основном заканчивает «Евгения Онегина», создает 4 «маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Сказку о попе и его работнике Балде», много лирических стихов.

1831 — после женитьбы Пушкин поселяется в Петербурге, где создает крупнейшие прозаические произведения «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», работает над историческим трудом «История Пугачева», пишет поэму «Медный всадник», сказки, переводит стихи Мицкевича.

1836 — Пушкин начинает издавать журнал «Современник».

1837, 27 января — Пушкин, вступаясь за честь жены, был тяжело ранен на дуэли французским эмигрантом Ж.Дантесом. 29 января поэт скончался в Петербурге. Тело Пушкина по распоряжению правительства было перевезено в Святые Горы (ныне пушкинские Горы) близ села Михайловское, где поэт похоронен у Святогорского монастыря.

«Руслан и Людмила»

Еще в лицее Пушкин начал писать одну из самых известных его поэм — «Руслан и Людмила». При этом вдохновение к молодому автору приходило в основном во время различных болезней. Товарищи и учителя стали первыми читателями и критиками Пушкина.

В 1820 году поэма была впервые опубликована, однако лишь в 1828 году великий поэт дописал знаменитое вступление, а также добавил несколько пикантных моментов. Из-за последнего Пушкина прозвали безнравственным человеком. Позднее, в 1842 году, великий российский композитор Михаил Иванович Глинка написал по мотивам «Руслана и Людмилы» одноименную оперу.

В поэме Пушкин сочетает любовную линию с мистикой, а главным героям приходится пройти через множество трудностей. Сила чувств в итоге сокрушает все препятствия.

/ Невские Новости

2. Сказка о царе Салтане

Известное произведение написано в 1831 году. Изначально Пушкин хотел рассказать сказку в смешанной форме, одновременно используя и стихи, и прозу. Но в дальнейшем было принято решение отказаться от прозаической формы и вести повествование исключительно в стихах. Сюжет основан на услышанной от няни народной сказке. Писатель значительно изменил сюжет и добавил новых героев – получилось одно из любимых детских произведений.

Сказка рассказывает о женитьбе царя Салтана и появлении на свет его сына по имени Гвидон. Из-за злых проделок родных тетушек могучий богатырь Гвидон Салтанович оказывается на необитаемом острове. Там ему встречается прекрасная и могущественная царевна-Лебедь, которая помогает князю Гвидону воссоединиться с отцом и занять заслуженное место на престоле.

Эпоха Петра I в произведениях А. С. Пушкина

Богатство исторических познаний А.С. Пушкина отразилось и в освещении поэтом эпохи Петра I. Пушкина по праву можно назвать историком петровской эпохи. Произведения, в которых поэт освещает этот период российской истории:

  • «Медный всадник»;
  • «Стансы»;
  • «Полтава»;
  • «Материалы для истории Петра Великого»;
  • «Арап Петра Великого».

Для Пушкина Петр I был идеалом просвещенного государя, хоть поэт и отмечал некоторые отрицательные черты его правления. Пушкин неоднократно, обращаясь в своих стихах к Николаю I, советует ему быть подобным «пращуру».

Характеристику значения правления Петра I, влияние его реформ на развитие русской литературы Пушкин дает в статье «О русской литературе с очерком французской».

В произведении «Арап Петра Великого» поэт показал императора как талантливого государственного деятеля. А в поэме «Полтава» Пушкин в художественной форме показывает историю борьбы со Швецией, рисует непревзойденные, незабываемые картины боя. Для создания «Полтавы» поэт изучает труд Б. Каменского «История Малороссии», «Историю Карла XII» Вольтера, «Журнал Петра Великого» и ряд других произведений.

Замечание 2

Пушкин преклонялся перед прогрессивной, преобразовательной деятельностью императора, но вместе с тем ясно видел колоссальное усиление гнета русского абсолютизма, сопутствовавшее этой деятельности.

Характеризуя послепетровскую эпоху, поэт говорит о правлении «Злодея» Бирона, «безграмотной» Екатерины I, «сладострастной Елисаветы», пишет о том, что «азиатское невежество обитало при дворе».

Поэт негативно относился к попыткам аристократии ограничить абсолютную монархию. Он считал, что имен неприкосновенность абсолютизма спасла страну от развития феодализма дала возможность продвигаться по службе лицам недворянского происхождения.

Екатерину II поэт критикует за политику укрепления крепостного режима, распространение его на новые области страны.

Историческая тема присутствует и в лирике Пушкина. Первая четверть 19 века – это период появления свежих политических идей, время зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли. Вольнолюбивая лирика Пушкина была литературной пропагандой декабристов.

Основные темы

Тематика произведений А. С. Пушкина разнообразна: любовь, дружба, природа, патриотизм, свободолюбие, философские воззрения. Рассмотрим некоторые темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.

Тема любви отразилась как в лирических, так и в эпических произведениях. Автор показывает самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Способность глубоко и преданно любить расценивается как важнейшая черта героя, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.

В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отразилась во всём его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, показывая ценность дружбы. Как одно из лучших качеств человека умение дружить становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.

А. С. Пушкин был неравнодушен к красоте природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и стихотворных произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.

Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Прошлое и будущее родной страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как эпические, так и лирические произведения.

Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: