Атмосферные стихи на пасху для детей и взрослых

Пасха для учащихся начальной школы

Пасха — главный христианский праздник, несущий в себе идею Воскрешения, установленный христианской церковью в честь Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Своими корнями Пасха уходит в далёкое прошлое. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому она не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы — пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой — страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.

Христианская церковь отмечает Пасху очень торжественно. Всенощным Богослужением, Крестным ходом.

В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи. На Пасху все ходят друг к другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами. Со светлого Воскресенья начинаются праздничные гуляния, которые раньше продолжались всю Светлую неделю.

Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день. Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование. Нередко его так и называли: зеленые святки. Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа учителя, родителей, старших друзей: надо рассказать детям об истории праздника, приготовить вместе с ребятишками подарки и сувениры, оборудование для игр, покрасить яйца и испечь куличи

Пасхальные гуляния

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. На все дни Святой недели для народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где дают свои представления комедианты. Везде танцуют, поют, водят хороводы. Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски — возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все. Возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи. «На Святой неделюшке повесили качелюшки. Сначала покачаешься, потом повенчаешься».

На горе стоят качели,

Пойду покачаюся.

Нынче лето отгуляю,

Зимой повенчаюся.

Скоро Пасха придет,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Веревок не бывает!

В западных губерниях России на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Нередко он так и назывался «зеленые святки». Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин-волочебников (по В. Далю — певчий, песенник, поющий ночью на понедельник светлого воскресенья…). Волочебные песни пелись в течение первых трёх дней Святой недели. По своему содержанию они схожи с украинскими колядками. Точно так же в колядках величают под окнами хозяина дома, жену его и детей. Волочебникам выносили яйца, сало, деньги, пироги, молоко. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова.

На «зеленые святки» также принято обходить дома, где живут молодожены: жених — «Вьюн», невеста — «Вьюница». Для них исполнялись специальные песни «Вьюношные» (отсюда слово «вьюн» — юность), в которых величали молодых и требовали угощения взамен на добрые пожелания:

Выходи вьюница на крыльцо,

Выноси нам красное яйцо,

Если вынесешь яйцо,

Справим новое крыльцо.

Любимые пасхальные игры

Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Среди любимых весенних забав в старину и сегодня — игры, состязания (с прыгалкой, с камешками, с мячом), игры — прятки, игры — загадки, игры — ловишки, хороводные игры с выбором.

Мы узнаем — Доклад на тему Пасха сообщение 3 4 5 6 7 класс. Подсказки школьнику

Пасха – самый торжественный церковный праздник. В «Новом завете» он назван так в ознаменование воскресения Сына Божия и перехода его к отцу небесному от земли на небо. Иначе праздник называется Светлое Воскресение Христово. У Пасхи нет точной даты, это – переходящий праздник: он рассчитывается по солнечному и лунному календарю. Но всегда Пасха празднуется весной. В зависимости от вероисповедания, Пасха бывает православной и католической.

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. По канонам православной церкви день весеннего равноденствия отмечается 21 марта, а по канонам католической – 3 апреля. Поэтому и даты Пасхи у православных и католиков – разные. Существует специальный календарь с датами Пасхи, он называется «Пасхалия». В этом году православная Пасха приходится на воскресенье 28 апреля. Перед Пасхой в течение 40 дней длится Великий пост, который начинается после Масленичной недели в Чистый понедельник. Считается, что поститься или «говеть» надо до утра Светлого Воскресения. После торжественного Пасхального богослужения семья садится за красиво убранный стол и начинается «разговение»: начать его надо с отведывания праздничного освященного кулича.

В Пасху принято поздравлять всех с праздником словами «Христос воскресе!» и целоваться три раза, причем, на поздравление надо ответить «Воистину воскресе!» Принято обмениваться крашеными яйцами. В Пасхальную неделю надо сходить на кладбище и отнести туда кусок кулича и крашеные яйца, оставив на могиле – так живые поздравляют с праздником остальных: ведь душа усопших остается живой.

На Пасху принято делать творожную «пасху», красить яйца и печь куличи. Окрашенные в красный цвет яйца символизируют кровь распятого Христа. Творожная «пасха» — символ гроба, в котором воскрес Иисус.  И поэтому она имеет форму усеченного сверху конуса, а сбоку – две буквы: «ХВ». По вкусу напоминает нашу «Сырковую массу». Слово «кулич» в переводе с греческого означает «круглый хлеб» и является символом незримого присутствия Христа. Печь куличи и красить яйца нужно в Великий или Чистый четверг. Тогда же надо было убрать свой дом и вымыться самому, чтобы встретить праздник в чистоте. Сейчас, наверное, эти представления о чистоте несколько изменились.

Еду принять освящать. Освящают или в субботу вечером, или в воскресенье утром. Куличи перед освящением украшают искусственными и живыми цветами. В рамках праздничного вечернего богослужения незадолго до полуночи происходит Крестный ход: очень красивое и завораживающее зрелище.

В Великую субботу перед православной Пасхой происходит схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это происходит в единственном месте один единственный раз в году. Зрелище совершенно не объяснимое и причисляемое к разряду чудес. Считается, что, если огонь не сойдет, начнется апокалипсис. Но пока, как говорится, Бог милует. В первые минуты сошедший огонь – совершенно холодный: его можно безбоязненно трогать и «умываться». Потом он приобретает обычные свойства. Скептики пытались опровергнуть наличие чуда в схождении огня, но, пока это сделать не удалось.

В СССР праздника Пасхи не было, так же, как Рождества Христова, Крещения и многих других. Тогда был другой Бог и другие праздники. И в Пасхальную ночь, чтобы молодежь не тянулась на Крестный ход, по телевизору всегда передавали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». При тогдашней скудности развлечений, это, конечно-же, было ой, как здорово. Но, несмотря на провозглашенное отсутствие Господа Бога, многие пекли куличи и красили яйца – уж очень каким-то хорошим весенним праздником была Пасха! И тогда не было ни форм для выпечки, ни краски и наклеек для яиц. А о готовых куличах и говорить нечего! В обычную эмалированную кастрюльку клали кружок кальки, которой тогда было полно во всех советских учреждениях. А для окрашивания яиц – только луковая шелуха. И смекалистые советские граждане с ее помощью добивались различных оттенков – от светло-оранжевого до густо-терракотового. И – ничего.

Светлое Христово Воскресение

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось.

Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами).

Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Икона А.Рублева «Воскресение Христово» (1408-1410)

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне.

Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста, и главными атрибутами праздничного стола являются крашенные яйца, кулич и пасха (сладкое блюдо из творога с изюмом).

Крашенное яйцо (раньше — это были только красные яйца) — символ мира, обагренного кровью Иисуса Христа и через это возрождающегося к новой жизни.

Кулич (высокий хлеб из сдобного теста) — символ тела Господнего, к которому должны причащаться верующие. Кстати, вся эта пасхальная еда освящается в церкви накануне — в Страстную субботу.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день.

Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Антипасха, Вознесение и Троица), тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными.

Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и другие) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.опубликовано econet.ru. 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Мы узнаем — Доклад на тему Пасха сообщение 3 4 5 6 7 класс. Подсказки школьнику

Пасха – самый торжественный церковный праздник. В «Новом завете» он назван так в ознаменование воскресения Сына Божия и перехода его к отцу небесному от земли на небо. Иначе праздник называется Светлое Воскресение Христово. У Пасхи нет точной даты, это – переходящий праздник: он рассчитывается по солнечному и лунному календарю. Но всегда Пасха празднуется весной. В зависимости от вероисповедания, Пасха бывает православной и католической.

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. По канонам православной церкви день весеннего равноденствия отмечается 21 марта, а по канонам католической – 3 апреля. Поэтому и даты Пасхи у православных и католиков – разные. Существует специальный календарь с датами Пасхи, он называется «Пасхалия». В этом году православная Пасха приходится на воскресенье 28 апреля. Перед Пасхой в течение 40 дней длится Великий пост, который начинается после Масленичной недели в Чистый понедельник. Считается, что поститься или «говеть» надо до утра Светлого Воскресения. После торжественного Пасхального богослужения семья садится за красиво убранный стол и начинается «разговение»: начать его надо с отведывания праздничного освященного кулича.

В Пасху принято поздравлять всех с праздником словами «Христос воскресе!» и целоваться три раза, причем, на поздравление надо ответить «Воистину воскресе!» Принято обмениваться крашеными яйцами. В Пасхальную неделю надо сходить на кладбище и отнести туда кусок кулича и крашеные яйца, оставив на могиле – так живые поздравляют с праздником остальных: ведь душа усопших остается живой.

На Пасху принято делать творожную «пасху», красить яйца и печь куличи. Окрашенные в красный цвет яйца символизируют кровь распятого Христа. Творожная «пасха» — символ гроба, в котором воскрес Иисус.  И поэтому она имеет форму усеченного сверху конуса, а сбоку – две буквы: «ХВ». По вкусу напоминает нашу «Сырковую массу». Слово «кулич» в переводе с греческого означает «круглый хлеб» и является символом незримого присутствия Христа. Печь куличи и красить яйца нужно в Великий или Чистый четверг. Тогда же надо было убрать свой дом и вымыться самому, чтобы встретить праздник в чистоте. Сейчас, наверное, эти представления о чистоте несколько изменились.

Еду принять освящать. Освящают или в субботу вечером, или в воскресенье утром. Куличи перед освящением украшают искусственными и живыми цветами. В рамках праздничного вечернего богослужения незадолго до полуночи происходит Крестный ход: очень красивое и завораживающее зрелище.

В Великую субботу перед православной Пасхой происходит схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это происходит в единственном месте один единственный раз в году. Зрелище совершенно не объяснимое и причисляемое к разряду чудес. Считается, что, если огонь не сойдет, начнется апокалипсис. Но пока, как говорится, Бог милует. В первые минуты сошедший огонь – совершенно холодный: его можно безбоязненно трогать и «умываться». Потом он приобретает обычные свойства. Скептики пытались опровергнуть наличие чуда в схождении огня, но, пока это сделать не удалось.

В СССР праздника Пасхи не было, так же, как Рождества Христова, Крещения и многих других. Тогда был другой Бог и другие праздники. И в Пасхальную ночь, чтобы молодежь не тянулась на Крестный ход, по телевизору всегда передавали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». При тогдашней скудности развлечений, это, конечно-же, было ой, как здорово. Но, несмотря на провозглашенное отсутствие Господа Бога, многие пекли куличи и красили яйца – уж очень каким-то хорошим весенним праздником была Пасха! И тогда не было ни форм для выпечки, ни краски и наклеек для яиц. А о готовых куличах и говорить нечего! В обычную эмалированную кастрюльку клали кружок кальки, которой тогда было полно во всех советских учреждениях. А для окрашивания яиц – только луковая шелуха. И смекалистые советские граждане с ее помощью добивались различных оттенков – от светло-оранжевого до густо-терракотового. И – ничего.

Сейчас – другое время. И тебе «иордань» во льду выдолбят, и «скорую» рядом поставят, и Крестный ход по телевизору покажут. Да, это, наверное, здорово. Но ведь это уже было когда-то. Все было: и Благовест, и кулич с розой, и «разговенье» с ветчиной и икрой. И об этом писала умница Тэффи ровно век тому назад. А хотелось бы, чтобы все это было всегда.

Как отмечают Пасху в разных (других) странах?

Несмотря на то, что воскрешение Спасителя является самым важным событием, традиции празднования уникальны у каждого народа. Они интересны и оригинальны.

  • В Англии школы закрываются на время празднества, а семьи проводят время дома или прогуливаются по городу. У них есть обычай дарить друг другу яйца, но не крашеные, а изготовленные из шоколада. Кроме того, никто не упускает возможность поделиться сладостями: печеньем, конфетами, пирожными. Среди девушек принято менять наряды в дань весенним изменениям и царящей беззаботности. Это символизирует начало новой жизни.
  • Именно в Германии появился пасхальный кролик, главный праздничный символ. Утром дети начинают поиски яиц и лакомств, спрятанных им (на самом деле это организуют родители). Другая загадочная традиция предполагает конное шествие в честь Святого Георгия, покровительствующего животным.
  • Во Франции торжественным кушаньем считается жареный цыпленок, а само событие символизирует колокольчик. Его звон свидетельствует о веселых днях и продолжении жизни.
  • В Польше Пасху отмечают в течение двух дней, устраивая роскошные гуляния. Собираться всей семьей за праздничным столом — негласное правило. Основным лакомством является выпечка из дрожжевого теста.
  • В Литве Пасху празднуют активно и пышно. Жители приходят на публичные собрания, после чего готовят пасхальный ужин. В крупных городах страны устанавливают пирамиды.
  • В Испании после утренней службы принимаются за трапезу, состоящую из крашеных яиц и сладкого пирога. До праздника, в Страстные дни, жители каются в грехах, надевая остроконечные колпаки и зажигая свечи.
  • В Италии Пасху считают не менее главным праздником, чем Рождество. На пасхальном завтраке присутствуют все члены семьи. Торжественное блюдо — жареный барашек или козленок. После приема пищи жители собираются на городской площади, слушая речь монарха.
  • В США нет единой традиции празднования Пасхи: в каждой семье свои порядки. Во время застолья американцы отдают предпочтение фруктам, картофелю, овощам и ветчине. Столы украшают цветами (символом торжественного дня считается лилия).
  • В Австралии, решая вопрос касаемо места торжества, делают выбор в пользу отдыха на природе. Жители верят, что воздух в знаменательный день становится чище, а вода приобретает магические свойства. На десерт принято есть торт-безе, а главное кушанье — жареная баранина.
  • В Японии отмечать воскрешение Сына Божьего стараются без особых пышностей и формальностей. В храмах проходят служения, после чего священники выдают пришедшим крашеные яйца и булочки. Возвращаясь домой, японцы скромно ужинают.
  • В Греции Пасха признана государственным празднеством. Долгие молитвы не предусмотрены. Жители приходят на центральную городскую площадь и сжигают соломенное чучело Иуды, предавшего Иисуса. Затем едят сладкую выпечку.
  • В Норвегии обычай празднования схож с традициями язычников. Норвежцы, считая, что в ночь перед Пасхой в город вторгается нечисть, запускают фейерверки, надеясь ее отпугнуть. Принято готовить различные яства из рыбы. Еще одно необычное правило — крещение ягнят детьми. Считается, что подобный обряд избавляет от грехов.

В любой стране Пасха является важной датой, настоящей отрадой для верующих. Они готовятся к ней, строго ограничивая себя в удовольствиях. Необходимо чтить традиции и знать о предписаниях, помогающих отметить праздник

Чтобы рассказать детям о торжественном дне, следует опираться на факты и использовать символы, чтобы наглядно преподнести историю о Боге и не исказить правду

Необходимо чтить традиции и знать о предписаниях, помогающих отметить праздник. Чтобы рассказать детям о торжественном дне, следует опираться на факты и использовать символы, чтобы наглядно преподнести историю о Боге и не исказить правду.

Рецепты на Пасху

Луковой шелухой

На 10 яиц вам понадобиться:

  • 100 грамм луковой шелухи.
  • Немного соли.

Не пропусти: С Рождеством: картинки, открытки и анимации

Процесс покраски:

Чтобы покрасить яйца красиво и правильно их заранее нужно вытащить из холодильника, чтобы они были не холодными. Затем в кастрюлю налейте воды и положите туда луковую шелуху. Когда вода закипит, выключите газ и оставьте настой на 3 часа. После воду немного подсолите и добавьте наши яйца. Варить их стоит вместе с шелухой в течение 10 минут.

С помощью зелени

Вам понадобиться на 10 яиц:

  • 100 грамм любой зелени (это может быть кинза, укроп, петрушка)
  • 100 грамм луковой шелухи.
  • Немного марли.

Процесс покраски:

Для начала вам нужно сделать луковый настой, как было описано в первом варианте, а после берете яйца и прикладываете к ним листочки зелени. Затем оборачиваете яйца марлей и провариваете в луковой шелухе в течение 10 минут.

Натуральные красители

Вам понадобиться на 10 яиц:

  • 3 столовых ложки крапивы – для зеленого цвета.
  • 3 столовых ложки ромашки – для желтого цвета.
  • 1 свекла – для розового цвета.
  • Маленький вилок краснокочанной капусты – для синего цвета.
  1. Чтобы покрасить яйца из настоя трав, вам нужно необходимое количество (3 столовых ложки) залить 0,4 литра горячей воды и проварить траву в течение 30 минут. После добавить столовую ложку уксуса и проварить в отваре яйца около часа.
  2. Для придания яйцам розового цвета, нужно замочить яйца в свекольном соке на ночь.
  3. Чтобы покрасить яйца краснокочанной капустой замочите овощ в 0,5 воды, плюс 1 столовая ложка уксуса. В данном отваре стоит замочить яйца на ночь.

Яйца и наклейки

  1. Чтобы приклеить наклейки на яйца, стоит выбирать не крупные и не мелкие, оптимальным вариантом будет выбрать средний размер.
  2. Возьмите 10 яиц и 10 наклеек для украшения, которые вам нравятся. Затем налейте воды в кастрюлю около 1,5-2 литра, чтобы вода покрыла все яйца. Отдельно сварите яйца в подслоённой воде, а затем остудите их и хорошо обсушите скорлупу.
  3. Затем по линии, которые разделяют наклейки разрежьте их на отдельные полоски и наденьте на яйца. Затем в большой кастрюле вскипятите воду и на пару секунд опустите туда каждое яйцо с наклейкой.

Особенности богослужений Господских и Богородичных праздников

Богослужебные тексты служб с фиксированной датой празднования напечатаны в специальных богослужебных книгах — Минеях месячных. Службы переходящих праздников помещены в другие богослужебные книги — Триодь Постную и Цветную. В Цветной Триоди содержатся все пасхальные богослужения.

Чем ближе к празднику, тем больше праздничных молений добавляется к рядовым службам, и количество их увеличивается с приближением праздника, достигая пика в день праздника. В период попразднства количество праздничных молений постепенно сокращается. В день отдания праздника вновь преобладают праздничные песнопения.

Всенощное бдение двунадесятых праздников включает Великую вечерню, но в Рождество Христово, Богоявление и Благовещение служат великое повечерие и утреню.

На всенощном бдении перед двунадесятыми праздниками совершается лития — особенные молитвы, более усиленная мольба к Богу. Лития служится посреди храма, на ней упоминаются святые Православной Церкви, и возносятся молитвенные прошения об избавлении от бедствий. Они сопровождаются повторяющимся пением “Господи помилуй”. На литии благословляются пять хлебцов, пшеница, вино и елей. Хлебцы освящаются в память о чуде насыщения 5 тысяч человек. Это древний обычай благословения “плодов земных”, во время которого молятся о благоденствии, мире и о ниспослании изобилия. При каждении хлебов трижды поется тропарь праздника.

Господские праздники имеют свои богослужебные особенности:

  • служба одинакова для всех дней недели;
  • “Блажен муж” поется, если праздник приходится на воскресенье или понедельник, в иных случаях опускается;
  • на литургии поются праздничные антифоны;
  • на Малом входе диакон возглашает входной стих праздника, за которым следуют праздничные тропарь и кондак, “Приидите, поклонимся” опускается;
  • пение “Святый Боже” заменяется в Рождество Христово, Крещение и Троицу пением “Елицы во Христа крестистеся”, а на Воздвижение — тропарем “Кресту Твоему, поклоняемся, Владыко”;
  • службы оканчиваются праздничными отпустами;
  • в отдание праздника на Литургии читают одно рядовое чтение из Апостола и Евангелие дня;
  • в день праздника на вечерней совершается торжественный вход с чтением великого прокимна; если праздник приходится на субботу, то великий прокимен переносится на вечерню праздника вместо рядового.

Господские праздники:

  • Воздвижение;
  • Рождество Христово;
  • Крещение;
  • Вход Господень в Иерусалим;
  • Вознесение;
  • Троица;
  • Преображение.

Сретение хотя и имеет некоторые схожие моменты с Господскими праздниками, но является Богородичным.

Особенности всенощной Богородичных праздников:

  • на “Господи воззвах” поются стихиры праздника;
  • на вечерни после прокимна читаются паремии праздника;
  • после литии 3 раза поется тропарь праздника;
  • после “Бог Господь” 2 раза поется тропарь воскресный, и на “Слава, и ныне” — тропарь праздника;
  • поются полиелей, величание праздника с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных;
  • антифоны воскресные нужного гласа, прокимен и Евангелие — праздника;
  • после евангельского чтения поется “Воскресение Христово видевше”;
  • по Евангелии читается стихира праздника (вместо воскресной);
  • воскресный канон соединяется с 2-мя канонами праздника (Богородице);
  • после 3-ей песни канона читается кондак воскресный, после 6-ой — Богородицы;
  • после 8-й песни поется “Честнейшую”;
  • читается “Свят Господь Бог”;
  • после Великого славословия поется воскресный тропарь гласа.

Богослужебные отличия Литургии, совершаемой в Богородичные праздники:

  • на входе поется “Воскресый из мертвых”;
  • прокимен, аллилуиарий, апостольское и евангельское чтения, запричастный стих — воскресные и праздника;
  • вместо “Достойно есть” — задостойник праздника;
  • по заамвонной молитве поются тропарь, кондак и величание праздника.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: