Современный технологический процесс хохломской росписи
- Выточенную или вырезанную прошлифованную заготовку грунтуют (методом окунания). В качестве грунтовки применяется глина (вапа) или грунтовка (№ 138).
- Про грунтованную заготовку протирают мягкой губкой и сушат при комнатной температуре 6-8 часов.
- Заготовку покрывают 2-3 раза олифой или смесью олифы и лака в равных частях.
- Промежуточная сушка при комнатной температуре в течении 5 часов.
- Втирание алюминиевого порошка мягкой кожей или замшей до получения зеркальной поверхности.
- Художественная роспись масляными красками, разведенными натуральной олифой.
- Сушка 24 часа на стеллажах при температуре 20-25°С или 1.5-2 часа в электропечи при температуре 100°С.
- Лакирование 3-5 раз лаком ПФ-283,с промежуточной сушкой и шлифовкой.
- Сушка 2-3 часа при комнатной температуре и 15-20 минут в электропечи при температуре 200°С или 3-4 часа в электропечи при температуре 130-140°С до появления золотистого оттенка.
История
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Технология «золотой хохломы»
Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем снимает резцом излишек древесины и постепенно придают заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
Посуду точат из сырого дерева, поэтому, сначала ее сушат. Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой). После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.
В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светло-зеленый, жёлтый, белый. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Виды росписи
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое
и фоновое
.
Верховая роспись
велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. При «верховом»
письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная»
роспись, роспись «под листок»
или «под ягодку»
, роспись «пряник»
.
История
Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи.
История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.
Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.
Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.
Узорами украшали все типы русской деревянной посуды:
ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.
Ложки, плошки и всё на свете.
Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи.
От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.
Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:
- обилие леса;
- близость Волги — главной торговой артерии;
- распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
- местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.
Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.
Этапы создания
Материал
Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия — липа. Прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево липу сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.
Бельё и грунтовка
Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование.
Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0
Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки, на неё наносится вапа — грунт. Наносят вапу тампоном, который можно сделать из капронового чулка, но по старинной технологии, это был кусок мягкой овчины с подстриженной шерстью.
, CC BY-SA 3.0
После этого изделия сушат в течение семи-восьми часов и вручную обрабатывают олифой так же, с помощью тампона из кожи. Олифа должна полностью покрыть изделие, равномерно по нему распределившись.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Это очень ответственная процедура, от которой зависит прочность росписи и качество изделия. Олифа наносится на деревянную поверхность три-четыре раза, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его.
Лужение
Последний слой сохраняют липким не просто так. К этой плёнке легко пристает полуда.
Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0
Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.
Роспись
Итак, теперь заготовка выглядит серебряной. По этому фону можно начинать роспись.
В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая,желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.
Лакирование
После росписи изделие покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся по-истине «золотыми».
Существует специальный пищевой лак МЧ-52, который запекается в печи. Он производится на лакокрасочных заводах.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Сначала посуду покрывают четырьмя-пятью слоями лака, тщательно просушивая каждый из них.
Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака — олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре.
И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 — 180 градусов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.
После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность. Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.
Как производят хохлому
Появление хохломы — легенды и реальность
И по сей день с хохломой в сёлах Нижегородской области связывают удивительную народную легенду.
Поговаривают, что жил в древние времена в городе Москве иконописец — известный мастер. Сам царь-батюшка восхищался его мастерством и щедро платил за труды. Однако наскучил мастеру царский двор с его прелестями, и решил он уйти в глушь и начать там вольную жизнь. И вот однажды покинул он тайно царский двор, и ушел в керженские леса.
Построил он сам себе дом, да начал снова заниматься любимым делом. Мечтал он создать такую роспись, которая полюбилась бы каждому, и отразила бы, словно зеркало, всю красоту земли русской и русской души. И, налюбовавшись на родную природу, начал он расписывать чашки доселе невиданным чудно-красивым образом. И разнеслась о мастере слава, и приезжали люди из самых дальних земель специально, чтобы полюбоваться на его искусство.
Прознал о нем и грозный царь. Разгневался он от того, что мастер самовольно покинул его, и велел своим стрельцам привести беглеца обратно. Услышал об этом мастер, созвал своих друзей и раскрыл им все секрета своего искусства. Посланца царя появились лишь на следующий день, и увидели они, что дом художника горит ярким-ярким пламенем, а сам он исчез. Искали его царские люди, искали — да так и не нашли. Остались только краски его, вобравшие в себя алый жар огня и черноту пепелища.
Продолжили ученики поверенное им искусство, и так с тех пор оно и живет, напоминая своими пламенными узорами о сказочной истории своего родоначальника.
Такова народная легенда, и, несмотря на ее красоту, очевидно, что вымысла в ней больше, чем правды.
Если же говорить о реальности — историки связывают появление хохломы с появлением в на Нижегородских землях старообрядцев. Среди этих изгнанников было немало тех, кто занимался иконописью или рисовал гравюры для церковных книг. Объединив свое искусство со знаниями и умениями местных мастеров по изготовлению деревянной посуда, а так же резьбе по дереву, старообрядцы и дали рождение хохломе.
Термины
Бельё
— белая, неокрашенная деревянная заготовка
Баклу́ша
— обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек и другой утвари).
Грунто́вка
— состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность.
Вапа
или вап (от греч. βαφα — окраска) — красящее вещество. Глагол вапить означает красить что-либо. Традиционно используется в хохломе, иконописи и набойках. Представляет собой купорос или отмученную мелкозернистую глину.
Полуда
— измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас — алюминий, тоже серебристый, лёгкий и дешёвый материал.