Анализ. Сюжетная линия
Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Согласно композиционном развитию, произведение делится на три песни:
В первой песне автор рассказывает о Марии, дочери судьи Кочубея и крестнице Мазепы – украинского гетмана. Иван Мазепа сватается к Марии, но родители не согласны на такой исход событий, ведь они не только родственники, но и люди разных возрастных категорий. Впрочем, сама Мария влюблена в гетмана и убегает к нему. Её отец жаждет мести. В этой части поэмы также описываются некоторые части Великой Северной войны.
Вторая песнь повествует о попытке Кочубея устранить Мазепу. Здесь автор затрагивает тему того, что многие украинцы хотели перейти на сторону Швеции и отторгнуть Россию. В числе таких людей был и Мазепа. Узнав о планах гетмана, Кочубей находит потенциального доносчика и отправляет сообщение императору Петру I. Правитель не верит доносу, а Мазепа требует казни клеветников. Кочубей попадает в темницу и через некоторое время его казнят, а Мария и её мама не успевают предотвратить это скорбное событие. Вторая часть поэмы больше других основана на реальных материалах, за исключением сюжетной линии с самой Марией.
Третья песня раскрывает читателю глаза на соглашение Мазепы со шведами, которое воспринималось русскими как измена
Здесь также уделено внимание самой Полтавской баталии. Гетман понимает, что силы с противником не равны, но возвращаться к Петру I, прося его о помощи, он не желает
Потерпев поражение, Мазепа сбегает, а через некоторое время сталкивается с Марией, сошедшей с ума. Гетман пребывает в печали, но двигается дальше в путь.
Подробнее: А.С. Пушкин «Полтава»: краткое содержание по песням поэмы
Анализ образа Петра Первого в поэме «Полтава» Пушкина
Образ Петра привлекал внимание Пушкина как значительная и неоднозначная фигура в российской истории. Однако в поэме «Полтава» Пушкин сосредоточил внимание на ратных подвигах царя, его роли в формировании военного могущества государства
Анализ поэмы «Полтава» показывает, что Петр Первый изображен как бесстрашный полководец, настоящий герой и защитник Отечества. В решительные минуты боя он появляется перед войском и смело ведёт его за собой. Пушкин подчёркивает, что царь сражается за правое дело: он выходит из шатра «свыше вдохновенный», сподвижники слышат: «За дело, с Богом!» «Звучный глас Петра» воодушевляет войско. Описание царя говорит об отношении самого Пушкина:
… Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Короткие, рубленые фразы отражают стремительность, динамичность образа Петра, его грозную красоту и силу. Полки встречают Петра криками «ура». Вдохновляющую энергию царя Пушкин подчёркивает глаголом «промчался» и сравнением «могущ и радостен, как бой». Продолжим анализ поэмы «Полтава».
История создания
Поэма написана в 1828 году. Отдельным изданием выходит в марте 1829
Пушкин посвящает поэму Марии Волконской, отважной женщине, самозабвенно отправившейся в сибирскую ссылку вслед за мужем-декабристом
В названии произведения нашло своё отражение историческое событие, произошедшее 27 июня 1709 года. Озаглавив поэму «Полтава», автор посвящает её русским солдатам, совершившим ратный подвиг ради светлого будущего отчизны.
Одним из источников замысла книги была поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский». Пушкин высоко ценил это произведение поэта-декабриста. Леденящие кровь картины казней и мятежей, омрачающие первые годы правления Петра, многострадальная судьба Кочубея – всё это не могло оставить писателя равнодушным.
Созданию поэмы предшествует обращение автора к многочисленным историческим источникам, среди которых значительное место занимает описание «свейской» (шведской) войны. Книга была составлена приближенными царя по его достоверным материалам. Пушкин изучает свод материалов о Петре в «Деяниях Петра Великого» историка конца XVIII века Голикова, а также труд Бантыша-Каменского по истории Украины.
Однако Александр Сергеевич, будучи писателем, не отражает в произведении все «документальные» указания ученых. Так, три доноса Кочубея на Мазепу он объединяет в один. Писатель создаёт образ влюбленного казака, о котором нет сведений в документах. Историческую Матрену Кочубей Пушкин превращает в Марию. Эти изменения, сделанные гениальным художником, усиливают выразительность поэмы.
Петр I
1. Накануне Полтавской битвы Петр I объехал все полки. Его краткие патриотические обращения к солдатам и офицерам легли в основу знаменитого приказа, требовавшего от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…».
2. По легенде, во время Полтавского сражения Петр I использовал тактическую хитрость. Незадолго до битвы он переодел «ветеранов» Новгородского пехотного полка в неокрашенную форму новобранцев. Карл XII, зная от перебежчика о том, что форма опытных бойцов отличается от формы молодых, повел свое войско на последних и попал в ловушку.
Петр I в Полтавской битве. Людовик Каравак. (wikipedia.org)
3. После полтавской победы Петр I был произведен в чин «первого генерал-лейтенанта». Это повышение — не простая формальность. Для будущего императора сражение под Полтавой стало одним из важнейших событий в жизни и, с определенными оговорками, жизнью своей он мог при необходимости пожертвовать. В один из решающих моментов боя, когда шведы прорвали русские ряды, Петр выехал вперед и, несмотря на прицельную стрельбу, которую вел по нему противник, скакал вдоль линии пехоты, вдохновляя бойцов личным примером. Согласно преданию, он чудом спасся от гибели: три пули почти достигли цели. Одна пробила шляпу, вторая попала в седло, а третья — в нательный крест.
Темы и проблемы
- Тема войны раскрывается в произведении ярко и живо. Великолепная картина Полтавского боя достигает высшего звучания. Фрагменты битвы следуют один за другим в определённой последовательности: начало сражения, победа над отдельными отрядами врагов, появление Петра и «несомого» Карла, и, наконец, решающий момент боя и бегство шведской армии. Точность и зримость описания достигают того эффекта, когда читатель «ощущает» себя свидетелем происходящей битвы.
- Тема любви звучит на протяжении всей поэмы. При всем своем лукавстве Мазепа полон искренней любви к Марии. Но коварство честолюбца не отступает перед старческой любовью. Злые замыслы в гетмане сильнее, чем его чувство к девушке. Он лжет ей, когда говорит, что любит ее больше власти и славы.
- Тема великодушия и милосердия. Одержав победу в битве, Петр не убивает своих противников. Он «ласкает» пленников и поднимает за них заздравный кубок.
- Пушкин использует выразительное противопоставление для создания двух обликов: Петра и Карла. Во время Полтавского сражения могучий и радостный, Петр проносится перед полками, а бледный, недвижимый Карл, которого несут на носилках, оказывается раненным в бесполезной схватке с казаками. Художественный приём антитезы помогает раскрыть мысль поэта о том, что победа русских — не случайная удача. Она была предопределена победой высоких идей, за которые боролся Петр.
- Проблема духовной слепоты является одной из ключевых в поэме. Мария любит Мазепу. Она жертвует всем ради старого гетмана. Ей приходится совершить страшное предательство, покинув отца и мать. Властолюбец, словно искуситель, завораживает сердце наивной девушки. Он буквально вырывает из несчастной дочери роковое «разрешение» на казнь отца. Мария не понимает зловещего смысла страшного вопроса: «Отец или супруг тебе дороже?»
- Проблема предательства и тщеславия. Мазепа предает не только бывшего друга, похищая крестницу, но и втаптывает в землю доверие Петра, пытаясь отделить Украину от Российской империи.
- Может ли в падшей душе появиться проблеск совести и искреннего раскаяния? Вопреки всем своим злодеяниям Мазепа все же чувствует смущение при мысли о том, какие страдания он готовит Марии. Казнить отца в ответ на нежные и искренние чувства, которые испытывает к нему девушка! Недаром гетману кажется, что обвинительными очами смотрят на него звезды ночи, и что тополя, словно судьи, шепчутся о нем. Страшной пустотой терзается он, возвращаясь с казни Кочубея. Увидев опустевший по его вине двор судьи, он испытывает чувство страха и дрожит, как под топором, под грозящим перстом безумной Марии.
- Проблема «слепой» доверчивости. Пушкин показывает Петра не только как полтавского героя, но и как доверчивого и простосердечного человека. Не подозревая подвоха, он убежден в искренности Мазепы. Царь не верит в измену потому, что сам не изменял. Но, когда становится известна правда, Петр стремится исправить свою ошибку, призывая к себе семьи Искры и Кочубея, проливая с ними слезы и осыпая их милостями.
Архангельский Александр: Герои Пушкина «Полтава»
МАРИЯ КОЧУБЕЙ
МАРИЯ КОЧУБЕЙ
— героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции (ср. в «Войнаровском» К. Ф. Рылеева), зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе. Пушкин указывает в примечаниях на это «прозаическое» имя — Матрена; оговорка важна; благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы «опрокидывается» в реальное историческое пространство.
Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму и является перед читателем типичной «байронической» героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь», и, конечно, с грудью белой, «как пена». И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной Марии, до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы, а до конца 2-й части не понимающей, что любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое. Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.
Беспредельно наивной Марией движет одно чувство — любовь. Сначала — любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому, но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что Мария — крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным, намекая на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства. Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, Мария тут же успокаивается и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет / Корона царская!» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, — его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.
Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность Марии «удобна» автору с сюжетной точки зрения. Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что Мария ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери, упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная Мария бежит; погоня бесполезна.
И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ Марии в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, Мария утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е. в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. (Подробнее см. финал ст. «Мазепа».) После этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» Марию в песне седого бандуриста — и окончательно примиряют с покинутой ею жизнью.
Проблемы
Проблематика поэмы «Полтава» выстроена вокруг двух предательств. Вообще, проблема предательства проходит прочной нитью через все творчество Пушкина (вспомним, например, драму «Борис Годунов»). Этот вопрос глубоко волновал его, он возвращался к его переосмыслению посредством исторических событий снова и снова.
- Губительная страсть предстает как уничтожающая сила. Во-первых, она уводит Марию из родного дома. Во-вторых, желание Кочубея отомстить за дочь приводит его на помост в руки палача. В-третьих, сам Мазепа из-за личных обид и оскорбленного достоинства проигрывает битву и бежит, спасаясь от преследования правосудия.
- Проблема безграничной алчности Мазепы, перерастающей в измену родине, в войну (не между шведами и русскими, но еще более горькую между гетманом и возненавидевшим его бывшим товарищем Кочубеем) лежит глубже, чем вышеописанные проблемы, поскольку определяет все остальные.
Александр Сергеевич Пушкин «Полтавский бой»
(Из поэмы «Полтава»)
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули,
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдаётся пылкий Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамён,
И Бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен
Он весь, как Божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь, строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая,
Далече грянуло «ура»:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущённый взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскалённым,
Стеной живою отражённым,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
………..
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Ещё напор — и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем чёрной саранчи.
Пирует Пётр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Темы и события, раскрываемые в поэме
Начать свое сочинение о «Полтаве» следует с того, что Пушкин был первым среди своих современников, написавших такую поэму в стихах. В те времена она не была оценена по достоинству. Автор гордился своим произведением и ожидал того же от окружающих. Не получив достойной оценки, поэт сильно огорчился.
В этой стихотворной композиции читатель наблюдает, как Россия становится мощной военной империей. Это произведение состоит из двух сюжетных линий:
- В первой описываются любовные и романтические отношения между героями Мазепой и Марией.
- Во второй говорится об исторических событиях, связанных с битвой между Россией и Швецией, которая произошла в городе Полтаве.
Пушкин старается раскрыть тему, связанную с положением Российской империи среди других государств. Наблюдается борьба отчизны за независимость и за сохранность территории. А также описываются героические поступки русских солдат. Как утверждает автор, выносливость воинов была на высоте, они показали твердый характер перед врагом и достойно сражались с сильной европейской армией и достигли заслуженной победы.
Следующая тема, раскрываемая автором, — это взаимоотношение между народами России. Здесь на примере героя Мазепы рассказывается, что некоторые личности становятся предателями из-за своих амбиции и прибегают к помощи врагов. Как известно, эта проблема актуальна и по сегодняшний день.
Вариант 2
В замечательном произведении Полтава, написанным гениальным писателем Александром Пушкиным, раскрывается тема жизни обычного человека в ту эпоху, где было показано мощное государство и непростая жизнь простого народа. Стоит сказать о том, что при жизни писателя, это произведение не было по достоинству оценено критиками, и причиной этому служили немного странные доводы по тому, что подобного стиля не наблюдалось ранее. И вправду, «Полтава» была написана в весьма интересной форме повествования, при которой раскрывались тонкие и проникновенные моменты в жизни героев. Пушкина очень волновал данный факт, ведь ему самому данное произведение очень нравилось, и он считал его удавшимся.
Одной из главенствующих тем, затронутых в произведении, является тема героизма русских солдат, которые проявляли всю величину духа при сражении, а также сила их патриотизма была на крайне высоком уровне. Они понимали, что не могут проиграть врагу, так как жизнь следующих поколений напрямую зависит от них. Несмотря на то, что войско Карла Двенадцатого превосходило по численности русское, солдаты не думали о возможности проигрыша, а верили лишь в то, что при хорошо продуманном плане, у них все получится. Кульминационным и самым основным моментом произведения явилось Полтавское сражение, в котором сражался вместе со своими солдатами сам Петр Первый. Также, писатель хотел показать, насколько хорошо солдаты взаимодействовали на поле боя друг с другом, они были одним целым, думая об общих целях, и стремились приходить на выручку друг к другу в случае возникновения трудных ситуаций.
Особое внимание автор уделил людям, которые не принимали непосредственного участия в битве, но тем не менее принимали смелые и отчаянные решения в своей жизни. Например, был показан образ любимой девушки Мазепы – Марии, которая, несмотря на тяготы и невзгоды в непростое военное время, находит силы на то, чтобы создать собственное человеческое счастье, и тем самым она показывает, что несмотря на то, какой тяжелой может быть ситуация, человеку подвластно самому распоряжаться своей жизнью
Произведение оказывает на читателя колоссальное влияние, так как невозможно оставаться равнодушным, понимая то, что в те времена жизнь человека могла прерваться в любую минуту, а должности и звания не представляли никакой ценности. Оно получилось невероятно реалистичным, искренним и интересным.
Композиция
Композиция поэмы, при всей своей сложности, поражает четкостью, последовательностью и слаженностью. Мыслями о родине и судьбах людей объединяются отдельные части поэмы: романтическая история «преступной» дочери, поучительная повесть о ненужном удовольствии, суровый рассказ о кровавом преступнике и торжественная песня о герое-патриоте.
«Полтава» проникнута глубоким духом народности, как в содержании, так и в стиле произведения. Преобладает величавая интонация. Могучую выразительность поэмы усиливают разнообразие и быстрая смена различных типов предложений. Они то разворачиваются в длинные периоды, приобретая характер трибунной, взволнованной речи, то сжимаются в короткие фразы. В поэме выделяются лирически окрашенные обращения к героям («Мария, милая Мария…») и бытовые эпизоды с просторечной фразеологией.
Главные герои
Противоречивое восприятие «Полтавы» литературоведами связано с тем, что представленные образы, прототипами которых выступали реальные люди, получились достаточно однобокими. Мазепа выступает злодеем и изменником, а Пётр I – настоящим героем. При всем этом собственное отношение Пушкина к императору было далеко не положительным. Рассмотрим психологические портреты основных персонажей произведения:
Пётр I
Полтавская битва – один из самых успешных военных походов в годы правления Петра Великого. Согласно сюжету поэмы, поступки правителя мотивированы исключительно интересами государства. Писатель создает великий и ясный образ, при этом подчеркивая дерзость и напряженность личности во время военных действий. На протяжении всех событий Пётр сохраняет веру в победу и вдохновение, подаренное собственной страной. Пушкин обрисовывает императора как умного полководца и просто благородного человека.
Подробнее: Пётр I: характеристика и образ героя
Мазепа
Учитывая первоначальное название поэмы, логично предположить, что тема национального освобождения – одна из главенствующих в тексте. Мазепа рассматривается в произведении согласно историческим источникам, то есть не как патриот своей малой родины, а как жадный до власти человек, страшащийся на деле настоящей свободы. Это предатель царя, корыстный и хитрый гетман, портрет которого обрисовывается Пушкиным буквально с первых строк. Критики отмечают, что именно образ Мазепы был первым авторским характером, рассматриваемым исключительно с отрицательной точки зрения.
Подробнее: Гетман Мазепа: характеристика и образ героя
Мария Кочубей
Из всех основных персонажей именно эту девушку Пушкин описывает максимально подробно в своих стихах
Он уделяет внимание её внешности, а также точно передает душевные переживания героини. Мария – рассудительная и скромная девушка, которая осознает свою силу и всегда стремится к настоящей истине
Мария готова на широкие поступки ради своей любви, хотя при этом она испытывает огромное уважение к своим родителям. Невозможность выбора, необъятное страдание из-за разности физических и душевных чувств оканчивается для героини плачевным образом.
Кочубей
Отец Марии выступает антагонистом Мазепы. В поэме Кочубей не просто генеральный судья, но еще и отец, поступками которого руководят сильные эмоции, жажда добиться желаемого. Не справившись с душевными переживаниями, Кочубей очень быстро переходит на темную сторону, находясь в постоянном ожидании мести Мазепы. Несмотря на это, образ Кочубея вызывает сочувствие и симпатию читателя, потому как все свои страдания он переживает благородно и покорно.
Карл XII — король Швеции
Показан Пушкиным как храбрец и честолюбец, который заранее осознает своё поражение, но все равно стремится к захвату власти. По сути, это лжегерой, который безответственен и труслив.
Главная мысль
Одно из редких произведений, которые четко показывают авторскую позицию. Пушкин критикует Марию за предательство родителей и за побег из семьи, а Мазепу — за предательство Петра и побег после поражения. В этом смысле они похожи: горячие сердца, активные, живые, способные совершить поступок. Однако для обоих эта деятельность заканчивается крахом. Таким образом, смысл поэмы «Полтава» — прославление верности и порицание предательства, даже обусловленного любовью или национальной идеей.
Это также одна из первых поэм, написанных Пушкиным-государственником. Поэтому основная идея в произведении «Полтава» – прославление подвигов царя и русской армии. Несмотря на промах, связанный с Кочубеем, Петр показан как сильный и уверенный в себе правитель, чьи преобразования привели к усилению армии и тем самым к победе.
Исполнение
Художественное чтение
- 1934 — Антон Шварц. Хрестоматийный отрывок «Полтавский бой» слушать
- 1948 — Василий Качалов
- 1960 — Всеволод Аксенов
Радиоспектакли
- 1947 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Михаил Лебедев; Мазепа — Борис Оленин; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Борис Нечаев; Мать Марии — Евдокия Турчанинова; Орлик — Григорий Кириллов. Композитор Виссарион Шебалин.
- 1953 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Рубен Симонов; Мазепа — Михаил Астангов; Мать — Елизавета Алексеева; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Андрей Абрикосов; Орлик — Владимир Осенев.
- 1975 — Страницы поэмы читают Константин Вахтеров и Наталья Литвинова. Редактор Мириам Ашкинезер.
- 1981 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Алексей Консовский; Кочубей — Владимир Самойлов; Мазепа — Леонид Марков; Мария — Ирина Акулова; Мать — Нина Архипова; Орлик — Агрий Аугшкап. Режиссёр Вера Дубовская. Редактор Татьяна Абрамова. слушать
- 1987 — Авторский текст читает Кирилл Лавров. Режиссёр Евгений Агафонов. слушать
Художественные фильмы
- 1909 — Мазепа — немой художественный короткометражный фильм по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Полтава» и либретто оперы «Мазепа». Режиссёр Василий Гончаров. Киноателье А. А. Ханжонкова
- 1996 — Мазепа (ТВ) (Германия). Режиссёр Брайан Лардж.
Песнь первая
Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.
Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами, –
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей.
И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но не единая краса
(Мгновенный цвет!) молвою шумной
В младой Марии почтена:
Везде прославилась она
Девицей скромной и разумной.
Зато завидных женихов
Ей шлет Украйна и Россия;
Но от венца, как от оков,
Бежит пугливая Мария.
Всем женихам отказ – и вот
За ней сам гетман сватов шлет.
Он стар. Он удручен годами,
Войной, заботами, трудами;
Но чувства в нем кипят, и вновь
Мазепа ведает любовь.
Мгновенно сердце молодое
Горит и гаснет. В нем любовь
Проходит и приходит вновь,
В нем чувство каждый день иное:
Не столь послушно, не слегка,
Не столь мгновенными страстями
Пылает сердце старика,
Окаменелое годами.
Упорно, медленно оно
В огне страстей раскалено;
Но поздний жар уж не остынет
И с жизнью лишь его покинет.
Не серна под утес уходит,
Орла послыша тяжкий лёт;
Одна в сенях невеста бродит,
Трепещет и решенья ждет.
И, вся полна негодованьем,
К ней мать идет и, с содроганьем
Схватив ей руку, говорит:
«Бесстыдный! старец нечестивый!
Возможно ль?.. нет, пока мы живы,
Нет! он греха не совершит.
Он, должный быть отцом и другом
Невинной крестницы своей…
Безумец! на закате дней
Он вздумал быть ее супругом».
Мария вздрогнула. Лицо
Покрыла бледность гробовая,
И, охладев, как неживая,
Упала дева на крыльцо.
Она опомнилась, но снова
Закрыла очи – и ни слова
Не говорит. Отец и мать
Ей сердце ищут успокоить,
Боязнь и горесть разогнать,
Тревогу смутных дум устроить…
Напрасно. Целые два дня,
То молча плача, то стеня,
Мария не пила, не ела,
Шатаясь, бледная как тень,
Не зная сна. На третий день
Ее светлица опустела.
Никто не знал, когда и как
Она сокрылась. Лишь рыбак
Той ночью слышал конский топот,
Казачью речь и женский шепот,
И утром след осьми подков
Был виден на росе лугов.
Не только первый пух ланит
Да русы кудри молодые,
Порой и старца строгий вид,
Рубцы чела, власы седые
В воображенье красоты
Влагают страстные мечты.
И вскоре слуха Кочубея
Коснулась роковая весть:
Она забыла стыд и честь,
Она в объятиях злодея!
Какой позор!
Отец и мать
Молву не смеют понимать.
Тогда лишь истина явилась
С своей ужасной наготой.
Тогда лишь только объяснилась
Душа преступницы младой.
Тогда лишь только стало явно,
Зачем бежала своенравно
Она семейственных оков,
Томилась тайно, воздыхала
И на приветы женихов
Молчаньем гордым отвечала,
Вариант 3
Произведение под названием «Полтава», которое написано знаменитым и популярным по всему миру писателем Пушкиным посвящено событиям, которые происходят в период Полтавской битвы. Данное произведение является самым интересным, а также самым противоречивым.
Всю композицию произведения составляет три песни, выполненные в стихотворном стиле. В центре этого произведения образ Петра Великого.
В первой песне рассказывается про Марию. Ее отец Кочубей является судьей. Ивану очень нравится Мария и он просит руки дочери у Кочубея. Но ни сама девушка, ни ее родители не согласны на такой брак, а все, потому что они являются родственниками. Кроме этого у Марии уже есть избранник, которого она очень сильно любит. Вот к нему-то девушка и сбегает из дома. Кроме этого здесь немного описывается война.
Во второй части песни Кочубей старается разными способами избавиться от Мазепы. И для этого сначала он узнает обо всем, что задумал Мазепа, а потом уже отправляет доносчика, который должен все это рассказать Петру Великому. Конечно, все эти доносы не подтвердились, а Мазепа требует, чтобы с ним разобрались честно. Именно поэтому Кочубея сначала кидают в темницу, а через несколько часов казнят. И жена и дочь ничем ему не смогли помочь.
В третьей части песни изображаются разные баталии, которые происходят во время Полтавской битвы. Гетман старается сделать все для того чтобы победить, но силы уже практически на исходе, а враги крепнут с каждой минутой. И тогда он решает просто исчезнуть отсюда. По дороге он встречает Марию, которая от всех перенесенных событий просто сошла с ума. Конечно, по этому поводу он очень расстроился, но ничем помочь ей не мог и поэтому отправился дальше. Эта часть была придумана писателем, а вот на самом деле она не сошла с ума, а просто отправилась жить в монастырь, где и осталась до конца своих дней.
Здесь писателю удается раскрыть сразу же несколько проблем. Это судьба российского государства, а также и российского народа. А также разные личности, которые попали в центр этих событий. С наступлением войны с каждым днем захватывалось все больше и больше территорий, а также в этой войне страдали совсем невинные люди, которые не хотели этой войны, но ничего не смогли сделать, чтобы ее предотвратить.
Многих совсем не интересовала судьба каждого человека, больше всего их интересовала страна, и как она будет жить дальше и продвигаться.