Мы напишем — Тема Родины в лирике Ахматовой сочинение. Подсказки школьнику
Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений. Каждое из них наполнено сильными эмоциями, изображёнными буквально несколькими штрихами.
Патриотизм Анны Андреевны прозвучал в нелёгкие годы начала XX века, когда за окном бушевала революция, обретала мощь нескончаемая война Тройственного союза с Антантой, а муж поэтессы — Николай Гумилёв — ушёл добровольцем на фронт. Вопрос: остаться на родине или переехать? — для многих был на повестке дня. В стихотворении «Когда в тоске самоубийства…» лирическая героиня тоже спрашивала себя: покинуть Россию или нет? Хотя голос искусителя очень убедительно призывал к побегу заграницу, истинная патриотка не покорилась. Со спокойствием и без усилий лирическая героиня закрыла уши руками, чтобы не осквернить свой дух недостойной речью.
В творении «Не с теми я, кто бросил землю…» Анна Ахматова тоже размышляет об эмигрантах и истинных патриотах. Лирическая героиня резко отделяет и противопоставляет себя и других оставшихся в России от людей, покинувших Родную страну. Нет ни обвинений, ни упрёков, лишь вечная жалость к бежавшим. Поэтесса сравнивает отсутствие патриотизма у беженцев с заключением, болезнью. Утешением для лирической героини является осознание, что благодарные потомки в будущем оценят поступки патриотов, не пожелавших бросить родную страну. Она не боится погубить молодость в чаду пожаров, не отклоняя ни одного удара противника.
Эмоциональность лирической героини заставляет испытать ситуацию нравственного выбора, задать вопрос самому себе: «Что избрал бы я при таких обстоятельствах?»
Тема России в лирике А.А. Ахматовой
Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ, природа. Все эти слова в сознании русского человека неотделимы друг от друга. Именно нерасторжимая связь русского человека с землей, с природой отличает его от человека западного. И это же отличие позволило думать о русском характере как о характере западном, характере крайностей и бескомпромиссности. Многое в этом представлении преувеличено, хотя не лишено доли истины. Скорее все-го, дело здесь заключается в особом отношении русских к природе, свободе, воле. А что такое «воля вольная», хорошо определено в русских народных песнях, которые создава-лись тоскующими по лучшей доле крестьянам. Стремление русского человека к свободе всегда ограничивалось. Существовало противостояние личности и общества, поэта и царя, художника и власти. Это противостояние особенно обострилось после революции и гражданской войны. Одни писатели связали свою судьбу с судьбой Родины. Они остались в России, не захотев променять ее на чужбину. Это А. Ахматова, А. Блок, С. Есенин, Б. Пастернак. Другим пришлось покинуть Родину. Это И. Бунин, М. Алданов, И. Шмелев. Кто-то просто не воспринял революцию, а кого-то и выслали на «философском пароходе». Что значило для них «любить Россию в непогоду»? Попытаемся ответить на этот вопрос на примере творчества Анны Андреевны Ахматовой. Чувство Родины у Ахматовой не демонстративное, а сокровенное. Оно рождалось не из потребности самоустройства или самосохранения, а навевалось состоянием мира, исторической судьбой России. Ахматова лучше понимала, что с нами происходит, чем топчущие ее поэзию критики. Она не отвернулась от измученной Родины, не ушла в себя от жестокости новых времен. Поразительно, какая любовь к родной земле и верности ей неугасимым пламенем горе-ла в Ахматовой, гонимой властями. Осип Мандельштам называл ее поэзию «одним из символов величия России». Ведь он знал, что Анна Андреевна всегда была со своим народом. Постепенно в лирике Ахматовой вырисовываются две новые Родины: Русь, печальная Россия со всей ее историей, живо отдающейся в душе, и новая Россия, трагическая и суро-вая. Что происходило на Родине, которая называла себя самой свободной и самой счаст-ливой в мире, хорошо видно по многим стихам Ахматовой, напечатанным только в годы перестройки: Здесь девушки прекраснейшие спорят За честь достаться в жены палачам. Здесь праведных пытают по ночам И голодом неукротимых морят. В годы войны она открыла для себя, что Родина, мучавшая ее непониманием, сама те-перь в тяжелой беде. Свои страдания и позор Ахматова переплавила в энергию любви к Родине. История России подсказывала ей: долготерпение, достоинство и мужество пароды переборют всех пришлых врагом. Ахматова редко описывает Родину вообще: она не любит тратить слова на то, что оче-видно само собою. Родина складывается в ее стихах из обжитых душою памятных мест. Из живых людей, в том числе из родных и близких, в ранних сборниках поэтессы заметны движения с высот истории и культуры к теплым российским селениям. О бедах первой мировой войны она заговорила голосом матери, потерявшей сына. Синонимом новой революционной России часто является уже двадцатый век, двигающий воздухом трагедии: Чем хуже этот век предшествующий? Разве Тем, что в чаду печалей и тревог Он к самой черной прикоснулся язве, Но исцелить ее не мог. В более поздних стихах все меньше картин и подробностей, повеянных теплой, не рас-суждающей любовью. Она все время, как бы отдалена от земли, приподнята над ней и людьми. Многие полагают, что Ахматова не покинула Россию из «чувства национального». Од-нако причины тут более глубокие. Ответ на этот вопрос дает сама поэтесса в стихотворе-нии «Ты – отступник: за остров зеленый…» Для Ахматовой потерять Родину значит «по-терять благодать». Уехать для нее значит «отдать родную страну», «православную душу губить». Анна Ахматова не представляет себе жизнь без Родины. Ее любовь к ней и не броска, и мучительна, но прочна и прекрасна. В советское время Ахматова не стала официально признанным поэтом, но ее не удалось отлучить от России и народа. Власти меняются, а поэт навечно остается со своей Родиной.
Тема родины в творчестве Ахматовой сочинение
А. А. Ахматова на протяжении всей жизни чувствовала неразрывную связь со своей страной. Это чувство не позволило ей покинуть Россию после Октябрьской революции. Поэтесса резко отрицательно относилась к советской власти, но считала своим долгом разделить с народом все беды и страдания. Она вообще не отделяла свою жизнь от судьбы России, ощущая себя ее преданной дочерью.
Тема Родины в творчестве Ахматовой всегда связана с трагедией. Поэтессе был чужд казенный патриотизм. О самом святом и дорогом она заговаривала, когда видела, что над ее страной нависала смертельная опасность. Так было при начале Первой мировой войны, в мрачное время сталинского террора, в годы Великой Отечественной войны.
В молодости М. Цветаева дала своей поэтической «сопернице» очень верную характеристику — «Златоустая Анна всея Руси». Спустя годы Ахматова полностью оправдала это «звание». Стихотворения, посвященные Родине, обрели пророческий тон. Трагическая судьба Анны Андреевны позволяет назвать ее праведницей земли русской, взвалившей на свои плечи всенародную скорбь и страдание.
1 августа (19 июля по ст. ст.) 1914 г. Германия объявила войну России. Узнав об этом на следующий день, Ахматова сразу же откликнулась на грядущую катастрофу в стихотворении «Июль 1914». Произведение можно считать пророческим. В русском обществе царили ура-патриотические настроения, а поэтесса с горечью говорила о «вдовьем плаче», заменившей дождь «красное влаге», «затоптанных полях». Все же Ахматова верила, что Бог не допустит поражения православной Руси: «…нашей земли не разделит на потеху себе супостат».
В 1915 г. Ахматова написала знаменитое стихотворение «Молитва». Поэтесса умоляет Господа даровать победу ее многострадальной Родине. Ради этого она готова пожертвовать самым дорогим: «Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар».
В начале 1917 г. в стихотворении «Высокомерьем дух твой помрачен…» Ахматова защищает свою страну и свою веру. Оно представляет собой продолжение спора между поэтессой и Б. Анрепом, который уехал в Англию. «Все искупить и все исправить можно». В этой фразе уже заложено отношение Ахматовой к эмигрантам, которые предают Россию в самый тяжелый момент. Поэтесса пророчески предчувствовала, что очень скоро вся страна будет поделена на два враждебных лагеря, и каждый человек будет поставлен перед мучительным выбором.
Анна Андреевна категорически отвергала даже мысль о том, что нужно немедленно уезжать из страны ради собственной безопасности: «Руками я замкнула слух». По ее твердому убеждению, каждый русский человек должен был до конца испить чашу страданий своего народа и попытаться сохранить для потомков хоть что-нибудь из великой культуры («Согражданам», 1919 г.). Вечная самоотверженная верность Ахматовой России выражена в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922 г.).
В годы сталинских репрессий Ахматова не могла публиковать своих произведений. Даже записывать стихотворения было опасно, поэтому поэтесса запоминала их. В конце 30-х гг. была создана поэма «Реквием» — памятник всем жертвам террора. Будучи сама женой и матерью репрессированных, Ахматова выражает страдания всех русских женщин («…мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ»). В стихотворении очень ярко и образно представлена постигшая Россию беда: «И безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами». Сама Ахматова впоследствии говорила, что в 30-е гг. у нее появилось «острое чувство истории».
Политические взгляды никак не влияли на отношение Ахматовой к Родине и народу. В день начала Второй мировой войны она написала: «Жить — так на воле, умирать — так дома».
В годы Великой Отечественной войны Ахматова создала цикл «Ветер войны», посвященный вере в Россию и ее неизбежную победу над врагом. Следует особо отметить знаменитое стихотворение «Мужество», в котором поэтесса объявляет высшей ценностью «великое русское слово». Физические страдания и даже смерть ничего не значат по сравнению с главной задачей — сохранить и передать потомкам «русскую речь».
Незадолго до смерти Ахматова написала стихотворение «Родная земля». В нем любовь к Родине приобретает глубокий философский смысл. Жизнь каждого человека неразрывно связана со своей родной землей. Большинство людей относится к этой «грязи на калошах» равнодущно. Лишь перед смертью приходит осознание: «Но ложимся в нее и становимся ею…».
Вариант 2
Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.
Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.
Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.
Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.
В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.
С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.
Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.
Сочинение Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах)
Впервые раскрытие темы Родины можно увидеть у А.Ахматовой в сборнике стихов «Белая стая», который публикуется в 1917 году. Это был сложный период, как для страны, так и для самой Анны, что существенно влияет на ее творчество. Стихи этого сборника пронизаны ощущением катастрофы в судьбе России. Ахматова, не влезая в политические дела, выражала свое отношение ко всему через стихи.
«Белая стая» — это стихи, в которых описана жертвенная любовь к Родине, в произведении «Молитва» прослеживаются сильные переживания за судьбу России, здесь видно, что Ахматова готова многим пожертвовать, чтобы что-то изменить в ее судьбе, хотя она и осознает, что очень оторвана от народа и желает слиться с ним. Меняется и сама стилистика стихотворений, они становятся очень строгими, сдержанными, иногда даже философскими.
В 1921 году публикуется еще один сборник стихов Ахматовой «Подорожник». Особенностью произведений здесь является то, что страшные события в жизни России, такие как революция и война осмысляются через личное отношение поэта. Многие поэты того времени уезжали из страны, Ахматова же не предала Родину и осталась. Она не воспевала революцию в своих стихах, но и ненависти в них не было, скорее, в них раскрывалась проблема нравственности людей и проблема их выбора. Ахматова все больше сливается с народом, в ее произведениях все чаще встречается местоимение «мы», она едина с патриотами, которые остались и не покинули Россию.
Очень сильно прослеживается связь с народом в поэме «Реквием», которая посвящена репрессированному народу. Повествование в ней соотносимо с историей России. Эта поэма не только самая личная, но и наиболее всеобщая. Здесь личное горе главной героини перекликается с горем тысяч женщин.
Все стихотворения Ахматовой, написанные в годы войны, наполнены настроением народа, сражающегося за Россию. Совсем исчезает из творчества поэта личная лирика. В своих произведениях Ахматова выражает веру в победу и огромную любовь к России. Цикл произведений «Ветер войны» наполнен восхищением мужеством и силой народа, но так же здесь описаны и чувства российских женщин и простых солдат.
Тема Родины терпит сложные изменения в произведениях Ахматовой, так же как и изменяется само понятие Родины для поэта. Изначально Родиной для Ахматовой было Царское Село, в котором проходило ее детство и юность. Позже Родиной для нее становится Петербург, а в годы войны и репрессий, Ахматова начинает ассоциировать себя, как частичку русского народа и считает Родиной уже всю страну.
Всю жизнь Ахматова переживает за судьбу России, она принимает все испытания и не жалеет, что не покинула Родину, уехав вслед за своими друзьями из страны.
Вариант 4
В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.
Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.
Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.
Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.
Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.
Для 11 класса