Краткое содержание по главам
Далее можно прочитать краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» согласно главам. Краткий пересказ можно использовать для читательского дневника.
Глава 1 Краткое содержание этого рассказа следует начать с получения офицером Жилиным письма из дома. Он давно проходил военную службу на Кавказе, но теперь собрался в отпуск, поскольку его старенькая мать написала, что стала совсем слаба, и ей хочется, возможно в последний раз, увидеть сына.
Однако шла война и проехать без сопровождения было невозможно. Только дважды в неделю шел обоз в сопровождении конвоя. Дорога была дальняя, поэтому выехали рано утром. Шли медленно под палящим солнцем. Жилин и один из офицеров, Костылин, решили ехать самостоятельно.
Добравшись до ущелья, Жилин поднялся на гору осмотреться
Он заметил группу татар, которые тоже обратили внимание на русского. Крикнув Костылину, чтобы тот готовил ружья, Жилин увидел, как его напарник бросился назад в лагерь, оставив его наедине с врагом
Жилина догнали, избили и крепко связали. Затем погрузили на лошадь и привезли к себе в селение.
Глава 2 Утром в сарай, куда его бросили, пришли два горца — говорили по-своему, видно, решали его судьбу. Жилин попросил пить. Один из них позвал девочку лет тринадцати, и она принесла воды. Через некоторое время его пригласили в дом хозяина. Там сидели татары и ели блины, затем они долго молились.
Через переводчика пленнику сообщили, что его хозяин теперь Абдул-Мурат, и он требует выкуп. Узнав о сумме, Жилин сообщил, что таких денег у него нет, он может заплатить меньше. Такая смелость пришлась по душе татарину. Он пригласил в дом Костылина, который тоже оказался у них в плену. Тот согласился написать письмо домой с просьбой о деньгах.
Им дали бумагу и велели писать домой. Жилин тоже написал, но указал неверный адрес. Взамен потребовал, чтобы их держали вместе, кормили и поили, а заодно и сняли колодки с ног. Хозяин согласился на все условия, кроме колодок — их он снимать не велел.
Глава 3 Так они прожили месяц. Костылин успел написать домой второе письмо, а Жилин надеялся убежать и развлекался тем, что лепил из глины кукол. Он дарил их Дине, той самой девочке. Ей было жаль офицера, поэтому часто она тайком носила ему лепешек и молока.
По аулу разлетелся слух, что Жилин хороший мастер. Жители несли ему вещи на починку, иногда он сам ходил по аулу. Под горой он заметил дом с черешней и ульями на участке: там жил уважаемый старец. Заметив Жилина, тот отправился к Абдул-Мурату и потребовал убить пленников. Когда-то всех его сыновей убили русские, а одного переманили на свою сторону. С тех пор старик был уверен, что русские – к большой беде.
Глава 4 Прошел еще месяц. Жилин по ночам делал подкоп в сарае. Когда все было готово, он попросил мальчика, который за ним присматривал, отпустить его на гору – необходимо было осмотреться. За это он пообещал ему сделать лук и стрелы. Он поднялся и понял, куда нужно бежать. С одной стороны были аулы, а с другой – равнина. Ночью, когда все татары уехали после похорон своего товарища, они с Костылиным сбежали.
Глава 5 Как только они выбрались из сарая, загавкал пес, но Жилин давно его прикармливал. Он поманил собаку и успокоил. Однако шум услышали татары. Костылин снял сапоги, чтобы идти тише и не натереть ноги, но поранил их еще больше. Шел он очень тяжело, поскольку был грузный. Часто останавливался, охал, а потом и вовсе сел и отказался двигаться дальше.
Жилину пришлось взять его на плечи. Так они прошли еще немного. На привале их увидел татарин, который пас коров. Через некоторое время их схватили и привезли к Абдулу. Офицеров бросили в яму и сообщили, что выкуп должен быть через 2 недели.
Глава 6 Теперь им стало совсем тяжело. Они сидели в яме постоянно, еды им не давали, воды было мало. Костылин только стонал или спал. Жилин снова начал делать подкоп, но это заметил хозяин и сказал, что убьет. Надежда осталась на Дину.
Жилин наделал игрушек и подарил их девочке. Попросил о помощи, но она испугалась и убежала. Вечером из разговоров татар, стало понятно, что русские близко и жители опасаются, что они зайдут в селение.
Ближе к ночи в яму спустилась длинная палка. Ее принесла Дина. Костылин наотрез отказался выбираться из ямы, а Жилин с помощью девочки оказался наверху. Они попытались снять колодку, но не смогли. Девочка, попрощавшись, заплакала и убежала, а пленник отправился в путь.
Утром он был на равнине. Увидел лагерь с русскими солдатами и бросился к ним, громко крича. Его уже настигали горцы, но русские были ближе. Они поскакали к нему навстречу, поэтому татарам пришлось повернуть назад.
Жилина узнали, накормили и приняли с почетом. Он продолжил службу на Кавказе. Костылин же выкупили спустя месяц.
5 класс. Литература
Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”. Это люди разных характеров, поступков, и, как следствие, судеб. Волей несчастного случая они оба оказались в плену у татар, но по-разному отнеслись к своему заточению. Деятельный и упорный Жилин не только мечтал об освобождении, но и каждый день искал способ, чтобы сбежать. Костылин же смирился с пленом, ответственность за свою жизнь он перекладывает на родных, татар, русскую армию.
В самом начале рассказа писатель знакомит читателей со своими героями. Жилину приходит от матери письмо, в котором она просит навестить ее. Офицер берет отпуск и вместе с обозом уходит из крепости. Путешествовать в одиночку опасно: татары постоянно следят за передвижениями русских солдат. Обоз шел медленно, и Жилин, спешащий на родину, вместе с сослуживцем Костылиным, отделились от него, на лошадях поскакали вперед. Вскоре они наткнулись на нескольких конных татар. Костылен, увидев неприятеля, уезжает, бросив товарища в беде. Жилина татары берут в плен и привозят в аул, вскоре туда же привозят и Костылина.
Татары заставляют офицеров написать домой письма с просьбой о выкупе. Костылин сразу соглашается и пишет письмо. Жилин же понимает, что его матери не собрать за него выкуп. Он схитрил, написал письмо, указав неправильный адрес. Тем самым Жилин надеется потянуть время, за которое сможет сбежать из плена.
Жилин стремится быть полезным татарам, он делает для детей глиняных кукол, чинит поломанные вещи, плетет корзинки. Татары начинают доверять офицеру, ему разрешают в кандалах гулять по аулу. Ночью Жилин роет подкоп из сарая, где его держат вместе с Костылиным. А днем, путешествуя по аулу, изучает местность, чтобы понять в какую сторону бежать. Жилин заранее прикармливает собак, чтобы они не выдали его. И вот однажды ночью вместе с Костылиным офицер сбегает от татар. Тучный неповоротливый Костылин передвигается медленно. Натерев в кровь ноги, он еле переставляет их. Жилину тоже трудно, но упорство и мужество характера помогают ему не сдаваться. Когда товарищ не смог идти, Жилин понес его на себе. Жилин — хороший верный друг, трудолюбивый и целеустремленный человек. Побег не удался: Костылин случайно выдал себя и товарища татарам.
Второй побег был тяжелее предыдущего. Офицеров посадили в глубокую яму, спастись из которой Жилину помогла Дина, для которой он мастерил кукол. Она спустила в яму длинный шест. Костылин помог товарищу выбраться, но вместе с ним не решился на побег. Всю ночь в колодке Жилин шел до крепости, где его встретили русские офицеры. Костылина не скоро выкупили родные, домой его привезли изувеченного, с сильно подорванным здоровьем.
На примере Жилина и Костылина писатель показывает, что многое в жизни зависит от характера человека, его трудолюбия, ума, умения брать ответственность за себя и окружающих. Мужественный и смелый Жилин не бросает своего товарища в беде, всеми силами старается выбраться из плена, остается, несмотря ни на что, человеком добрым и отважным. Его противоположность Костылин, попав к татарам, он лежит, скучает и ждет выкуп, который должны прислать родные. Костылин быстро теряет надежду, в нем нет силы характера и мужества.
Популярные сочинения
- Сочинение Что можно делать в лесу? (6 класс) Лес – это прекрасное место, в котором полно загадок и чудес. Побывать в лесу стоит в любое время года. Каждый человек, живущий в шумном городе, мечтает хотя бы на денек вырваться на природу. Подышать свежим воздухом
- Сочинение Я хочу стать пограничником и почему Рано или поздно в жизни человека наступает момент, когда он должен выбрать будущую профессию. Это очень важный и сложный выбор, ведь от этого зависит как, сложится будущая жизнь.
- Сочинение Назанский в повести Поединок (образ и характеристика) Куприна Назанский — второстепенный герой повести А.И.Куприна Поединок. Полное имя офицера — Василий Нилыч Назанский, Неоднозначный запоминающийся образ героя заставляет о многом задуматься читателей.
Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”
Вариант 1
Жилин-главный герой рассказа “Кавказский пленник”.
Он привык всего добиваться сам. Является достаточно обаятельным персонажем и сразу же вызывает симпатию. Он храбрый, в плену вел себя смело и уверенно. Жилина любила даже дворовая собака за то, что он ее подкармливал, это еще раз доказывает, что Жилин положительный персонаж. На протяжении всей повести ему противопоставляется Костылин ‑полная противоположность Жилина. Тем самым, автор подчеркивает положительные качества Жилина. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Жилин не бросил Костылина даже во время погони, после чего их и поймали. До этого он заручился доверием Дины, которая и помогла ему сбежать. Я считаю, что Жилин яркий пример человека с настоящей широкой русской душой.
Вариант 2
Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.
Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.
В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жилин часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.
Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу
ОН не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку. Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать. Их снова схватили и бросили в яму
Их снова схватили и бросили в яму.
Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин постоянно стонал, но Жилин все думал о побеге. Однажды он смог уговорить дочку хозяина помочь им выбраться. Девочка сжалилась и принесла большой шест, но Костылин не захотел бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. Он смог добраться до своих людей и стал служить дальше. Что же качается Костылина, то тот лежал в яме пока его не выкупили за 5000 рублей. Привезли его еле живого.
У каждого читателя появляется вопрос, почему назвал Толстой свой рассказ «Кавказский пленник», ведь пленников то было два. Но на самом деле здесь есть очень глубокая мысль. Жилин был храбрым, сильным, работящим. Он смог убежать с плена и стал продолжать служить и помогать людям. Но Костылин был ленив. Да, его выкупили из плена, но он так и остался в плену своих слабостей.
На первый взгляд с двумя людьми произошло одно и тоже событие, но если смотреть на сердца и дух героев, то каждый пережил свое приключение.
Сочинение 3
В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» действуют два персонажа — Жилин и Костылин. Они вместе оказываются в татарском плену, но ситуация разрешается по-разному для каждого из них.
Жилин активно проводит время. Он не унывает. Герой чинит вещи, делает игрушки для детей. Жители аула приносят ему разные предметы для починки. Татары восхищаются своим пленником. Костылин, наоборот, поддался апатии. Он грустит, спит и ничего не делает.
Герои задаются вопросом: как спастись из плена? Татары обещают освободить их за выкуп. Костылин соглашается и даже не пытается снизить сумму. Он написал своей семье письмо с требованием татар. Жилин, напротив, снизил сумму выкупа до минимума, но даже эти 500 рублей были очень важны для его матери. Он проявил находчивость и обманул врагов, сказав им неверный адрес его дома.
Жилин надеялся лишь на себя. Он планировал устроить побег. Для этого в свободное время он был яму. Костылин же полагался только на своих родных, которые пришлют деньги. У этих героев было разное видение способов разрешения проблемы.
Жилин был добрым и честным человеком. Он не мог предать товарища или знакомого, поэтому, совершая побег, он взял с собой Костылина. Именно это и сорвало его план. Костылин ныл, что ему тяжело идти, что он стер до крови свои ноги. Жилин не бросил его и решил помочь другу, взяв его на свою спину. Это характеризует Жилина как смелого, сильного человека, который всегда поступает по совести. А Костылин в этой ситуации показал свою слабость, как моральную, так и физическую.
В результате пленников опять поймали. Теперь они вели себя осторожнее. Дина, дочка одного из татар, помогла Жилину сбежать во второй раз. Костылин так и остался в плену до тех пор, пока его семья не передала выкуп.
У этих персонажей разные судьбы из-за того, что и характеры у них разные. Жилин — человек сильный, храбрый, отважный, умный. Костылин — мягкий, слабовольный глупец. Их фамилии много говорят об их характере. Жилин — маленький, но активный, «жилистый» мужчина. Костылин — это тучный, слабый персонаж, который нуждается в подмоге, помощи окружающих — своеобразном «костыле».
Симпатии Льва Толстого непременно на стороне Жилина. Он подчеркивает, что таким и должен быть человек — находчивым, сообразительным, смелым, должен сам находить выход из жизненных сложностей. И, напротив, осуждает Костылина за его мягкость и трусость, уныние.
Для 5 класса
Сравнение Жилина и Костылина 5 класс
В своем замечательном произведении автор показывает совершенно противоположных персонажей в лице Жилина и Костылина. В нем будет рассказана невероятно искренняя и реалистичная история того, как два героя станут товарищами по несчастью, а также стоит отметить, что рассказ ведется довольно понятным и простым языком. Служа на Кавказе, оба персонажа, которые являются дворянами, попали в плен к врагу, и данная ситуация видится в контексте совершенно противоположных мировоззрений, так как они выбирают совершенно разные пути поведения.
Стоит начать описание персонажей с их внешних данных. Костылин представляет из себя полноватого мужчину, который страдает лишним весом, и является зачастую весьма неуклюжим человеком. В отличие от него, Жилин находится в прекрасной физической форме, он следит за собой, и является ловким человеком в делах и действиях. Даже фамилии персонажей говорят сами за себя, например, про Жилина можно сказать о том, что он является человеком, который привык трудиться и делать различные вещи, которые привели его к тому, что выглядит он хорошо. Все настоящая суть персонажей раскрывается в моменте, связанным с пленом. Когда Жилину предлагают написать письмо о том, чтобы его родные готовили выкуп за его жизнь, он отказывается, так ка не хочет подвергать жизнь родных людей риску. В отличие от него, Костылин строчит множество строк, в которых просит помочь ему, не думая о дальнейших последствиях.
Находясь в столь непростой ситуации, картина показывает, как персонажи переживают данные трудности, приготовленные жизнью. Жилин изначально рассчитывает на то, что в конечном итоге ему удастся совершить побег. Однако, он понимает, что сделать просто это не получится. И поэтому, он старается расположить к себе местных жителей, он помогает им, и служит, завоевывая все больше доверия и уважения. Хорошо он относится и к девушке по имени Дина, которая в конечном итоге, и поможет совершить ему побег. Автор делает так, что по ходу всего повествования, читателя охватывают чувства презрения к Костылину, и напротив, сильного уважения к Жилину, который доказывает, что лишь при помощи смекалки, уверенности и терпения можно добиться необходимого результата. В произведении показаны два совершенно противоположных образа, которые показывают то, насколько сильно может отличаться мировоззрение и характеры людей, и что стремление быстро решить проблему не всегда является правильным выбором.
Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами
Действие рассказа происходит в период Кавказской войны. Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных «татар» (то есть горцев-мусульман).
Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. «Как встретились Жилин и Костылин после этого?» — спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Иллюстрация к произведению Толстого «Кавказский пленник» Основная мысль произведения Толстого заключается в том, что не стоит падать духом и сдаваться, столкнувшись с трудностями. Преодоление трудностей требует веры в себя и большого желания. Эту идею можно транслировать на любую ситуацию.
Размышляя о том, у кого из героев было больше шансов спастись, логично предположить, что ожидавший выкупа Костылин с большей вероятностью оказался бы на свободе. Но мужество и сила воли Жилина доказали обратное. Он не просит сжалиться, не молит о пощаде, а действует, исходя из обстоятельств. Близость к народу, честь и порядочность, благородство и простота помогают Жилину остаться в живых в непростых обстоятельствах.
Оба заключенных сидели в сарае, закованные в колодки, но Жилин полюбился местному населению. Мастеровитый и ловкий, он быстро нашел общий язык с дочкой Абдул-Мурата. Мужчина делал Дине игрушки. На прогулках он прикидывал возможные планы побега, а ночами рыл подкоп. Баранина и лепешки, приносимые благодарной Диной, помогли ему и Костылину остаться в живых.
Костылин пишет письмо домой
Жилин и Костылин на протяжении всего повествования противопоставляются друг другу. Мужчины находятся в одинаковом положении, воюя за объединение Кавказа и России. Они попали в плен по дороге домой, причем Жилин ехал повидаться с матерью, находящейся на смертном одре. Татары заметили русских и схватили их. Храбрый Жилин постоянно оказывался в гибельных ситуациях из-за трусливого и недалекого Костылина. Смекалистый герой нашел подход к мусульманам, не стал платить выкуп и расположил к себе восточных людей. Костылин же боялся за жизнь и делал все, что ему велели.
Биографии пленников различны, поэтому характеристика их образов демонстрирует контраст качеств, талантов и умений. Жилин был стойким, твердо верил в успех, не жалел сил, чтобы достичь желаемого, прилагал усилия в любом деле, за которое брался. Костылин бездельничал в ожидании помощи, занимал пассивную позицию, зная, что ему помогут из сострадания.
Кадр из фильма «Кавказский пленник» (1975 год)
Костылин не отличался выносливостью. Его пороки дали знать о себе при первом побеге. Он был обузой для Жилина. Второй побег стал для него непосильным испытанием, и Костылин предпочел, сложа руки, ждать финала.
Толстой неспроста назвал рассказ «Кавказский пленник», имея в виду одного героя, хотя речь шла о двух действующих лицах. Для автора и читателей настоящим героем повествования оказался один человек. Пассивный Костылин был жалким персонажем, мешавшимся на пути Жилина, самостоятельно творившего свою судьбу. Фамилии героев точно описывают их характеры и внешность. Жилин и Костылин – представители абсолютно разных типов личности, поэтому их судьбы разнятся, а жизненные пути расходятся.
Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам
1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник» ? «Кавказский пленник» Глава І 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником» ? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. В чем заключалась опасность пути?
«Кавказский пленник» Глава І 5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?
«Кавказский пленник» Глава І 6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?
«Кавказский пленник» Глава І 7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.
8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену? «Кавказский пленник» Глава І I 9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?
1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага? 2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула? 3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный» ? Объясните причину такой разницы. 5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов? «Кавказский пленник» Глава ІІІ
Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 1. Смысл фамилии Жилы -кровеносн ые сосуды, сухожилия. Костыль -палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги. Жилистый -сух ощавый, мускулистый, с выступающими жилами 2. Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 3. Место жительства героев Горный татарский аул, сарай 4. Чем питались пленные? Лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины Только лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода
Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, -чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“ «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» 5. Чем занимались офицеры? «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает-ил и из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»
Жилин Костылин Делаем вывод Даём характеристику Жилину и Костылину. Сравнительная таблица Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.
Как прожил Жилин месяц? Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору? Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Объясните причину колебаний Костылина перед побегом? «Кавказский пленник» Глава І V
«Жилин готовится к побегу» Составление плана рассказа по материалам III и IV глав 1. Знакомство с жизнью татарского аула. 2. Работа над подкопом. 3. Поиски дороги. 4. Путь побега — только на Север. 5. Внезапное возвращение татар. 6. Побег.
Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.
Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.
Сочинение на тему снежинка
В какой части находится алжир
Сочинение Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.
Жилин и Костылин – два офицера, служившие в одном Кавказском полку. Одновременно они едут в отпуск.
С первого же момента видно различие их характеров. Случайно офицеры нарываются на татар, и Костылин, имея при себе ружьё, не задумываясь, поворачивает коня и мчится к русской крепости. Может быть, он и храбрый, как-то же он служил до этого времени, но храбрость его, наверное, была только в окружении всего полка, где среди большого скопления народа не заметна трусость одного человека.
Жилин и «один в поле воин». Несмотря на численное преимущество татар, он не струсил. Оставшись с одной шашкой, Жилин бросается в бой, решив не сдаваться живым. Но татары выстрелили по лошади, и навалившись толпой на зажатого тушей коня Жилина, скрутили его.
Так герои рассказа оказались захвачены татарами. И здесь у них разница в поведении.
Трусливый Костылин сразу опускает руки, он без сопротивления пишет письмо домой, просит денег, он боится за свою жизнь.
Жилин и тут ведёт себя как настоящий русский офицер, он пишет неправильный адрес, чтобы не доставлять своей бедной матери горя. Жилин надеется на свои силы, он уверен, что ему удастся вырваться из рук татар.
Костылин всё время спит и считает дни до своего освобождения с помощью выкупа.
Жилин, мастер на все руки, и в заточении ведёт активный образ жизни. Он лечит жителей аула, ремонтирует различные вещи, детям мастерит игрушки, и между делом высматривает дорогу, чтобы сбежать.
Целый месяц Жилин делает подкоп из сарая, и при первой же возможности собирается бежать, прихватив и Костылина.
По вине Костылина их побег не удался, изнеженный и слабый , он не выдержал дороги, и офицеры опять были схвачены татарами.
После неудачного побега их снова заставили написать домой и посадили в глубокую яму.
Костылин совсем размяк и разболелся, а Жилин ищет способ выбраться из ямы. В конце концов, ему с помощью девочки Дины, удалось вылезти из ямы и бежать. Его упорство и сила духа помогли выжить в заточении и вернуться в свою крепость.
Жилин – настоящий герой, смелый и решительный, человек, на которого можно положиться. Костылина всё-таки через некоторое время выкупили. Он трус и слабак, ему дорога только собственная жизнь.
В рассказе Толстого сравниваются два различных характера. Один из них достоин всяческого уважения, второй же вызывает чувство презрения и стыда за русского офицера, потерявшего свою честь.
5 класс
Сочинение Сравнительная характеристика Жилина и Костылина 5 класс
В произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» показаны два разных, противоположных друг другу главных героя – Жилин и Костылин. В данном рассказе показана правдивая, жизненная история, которая удивляет своей простотой.
Два главных героя являются сослуживцами офицерами и друзьями в беде. Жилин и Костылин – дворяне, служащие на Кавказе. Во время отправления в отпуск они попадают в плен к горцам. Читая данный рассказ, приходится смотреть на данную ситуацию глазами двух абсолютно разных людей.
Внешне приятели сильно отличаются друг от друга. Костылин тучный мужчина, который из-за своего веса постоянно потеет и заливается краской. Жилин наоборот невысок ростом, строен и ловок
Обратив внимание на фамилии героев, можно заметить насколько точно они описывают персонажей. Фамилия Жилина говорит о его спортивном телосложении, выносливости и силе
В то время как фамилия Костылина показывает обратное – его неуклюжесть и несамостоятельность.
В рассказе Жилин показан, как предусмотрительный и умный молодой мужчина. Он способен здраво оценивать ситуацию и находить к ней верное решение. Костылин же ведет себя беззаботно, до тех пор, пока не оказывается в опасности. Он не скрывает своего страха и зачастую выставляет себя трусом. Но характеры героев точно проявляются в момент, когда они оба попадают в плен к горцам.
Оказавшись в плену, Жилин показывает свои отважные черты, несмотря на угрозу своей жизни. Он отказывается платить выкуп и специально отправляет письмо по другому адресу, чтобы заранее предотвратить переживания матери. Но Костылин поступает по-другому. Он сразу же пишет несколько писем домой, прося о помощи и скорейшей высылке денег на его откуп.
Жилин изначально поставил цель сбежать домой, но помимо этого он наблюдает за местной жизнью, старается понять чужие быт и обычаи. Жилин завоевывает уважение хозяина своими положительными качествами. Он мастерит игрушки, лечит местных жителей и сближается с Диной, которая помогает в конце ему сбежать.
Костылин бездействует на протяжении всего рассказа, ожидая письма от родных. Когда Жилину удается сбежать, он берет с собой Костылина, который становится жалующейся обузой во время побега. Жилин терпит боль и усталость, не бросая Костылина, несет его на себе. Когда товарищей снова схватят и вернут в плен, Костылин будет так же бездействовать.
В конце рассказа товарищам удается спастись во второй раз, но происходит это только из-за несломленного духа Жилина, который никогда не переставал сопротивляться
Автор ярко симпатизирует Жилину, восхищаясь его отважностью и стойкостью. Читатель во время прочтения рассказа не может не испытывать некого презрения к Костылину, который не прилагает и капли усилий, чтобы освободиться из вражеского плена
В произведении показаны два героя, которые являются полными противоположностями друг друга. Именно это и заставляет читателей сравнивать отдельные качества личности и поступки персонажей.