Вариант 3
Афанасий Афанасьевич Фет – талантливый поэт-пейзажист, один из самых утонченных лириков. Удивительно, что при этом ему удавалось быть ещё и чрезвычайно предприимчивым помещиком. На территории своего имения он выращивал зерновые культуры, держал овец, коров, птиц. Разводил рыбу и даже пчёл. Очевидно, что это отразилось в его творчестве.
В стихотворениях Фета картины природы словно оживают и предстают перед читателем в самых ярких красках. Автор описывал красоту природы в невероятно точных деталях. Иногда, кажется, что читая его произведения можно в буквальном смысле услышать нежное пение птиц, отдалённые раскаты грома или даже ощутить аромат цветов.
Особое место в лирики поэта занимает прекрасное время года – весна. В одном из своих стихотворений Фет чудесным образом смог описать пробуждение природы – самое начало весны. Тот период, когда повсюду ещё лежит снег, дороги скованы льдом, чувствуется прохладный ветерок, но солнце уже начинает немного пригревать. В этот момент душа лирического героя живёт в предвкушении любви, тепла и света. Человек в поэзии Фета сливается с природой в единое целое, становится её частью так, что его жизнь кажется бессмысленной без этой удивительной красоты. Саму природу автор всегда описывает в спокойных, тихих тонах. Все перемены в ней происходят гармонично, но при этом она предстаёт перед читателем, наполненной различными красками и звуками. Можно также заметить, что иногда животным и растениям поэт придаёт человеческие образы. Например: молятся звёзды и месяц, берёзы грустят или злится ветер.
Поэзия Фета – это уникальный вид лирики русской литературы, у него был собственный, неповторимый стиль
В его произведениях можно увидеть много необыкновенных деталей, благодаря которым автор призывал, как можно чаще обращать внимание на мелочи, которые нас окружают повсюду. Поэту нравилось часами наблюдать за природой, записывая все её явления
Любовь и природа для него всегда были самыми красивыми и созвучными темами. Стихотворения Фета очень чувственные, мелодичные, искренние и глубокие, поэтому они до сих пор находят отклик в сердце каждого человека.
10 класс
Человек и природа в лирике Фета
В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы(цикл «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море «).Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. В этих стихах «жизнь души» обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через «магический кристалл» человеческого
восприятия.
Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений. Он стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый
миг для него — ощущение полного слияния с природой:
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Цветение сердца — символ духовного соединения с природой(причем такого соединения, которое происходит, как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:
Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
В известном стихотворении «Шепот, робкое дыханье.» состояние человека развивается параллельно состоянию природы:
Шепот, робкое дыханье,
Серебро и колыханье
В стихотворении нет ни одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. Отрывочные образы (жизнь сердца, жизнь природы) складываются, как стеклышки мозаики, в единую картину:
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
Фет не описывает целостную картину, а дает несколько точных мазков, с тем чтобы «смешение красок» в единый «тон» произошло в воображении читателя. Здесь хорошо просматривается импрессионизм в лирике Фета (Фет — поэт остановленных мгновений). Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета — «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни — высшее выражение душевного подъема.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад.» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка)- самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация ( н — л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.
Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Стихотворение можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновение.». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных». Последние четыре строки — это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья».
Сочинение Образ и характеристика Кукшиной
В книге Ивана Тургенева хорошо раскрыт новый для той эпохи образ женщины-эмансипатора. Этот образ отображается слишком резко, наигранно и преувеличенно в лице Кукшиной Авдотьи Никитишны. Она является словно искривленным зеркалом образа Базарова и прямым антиподом Фенечки.
В романе четко прослеживается негативное отношение автора, Ивана Тургенева, к своему персонажу, видимо, его сильно раздражали начинавшиеся в те времена веяния в обществе, в частности, мода на эмансипацию и эмансипированных женщин. Может быть, именно поэтому даже при первой встрече с Евдоксией главный герой всего лишь морщится, хотя в описании внешности героини нет ничего отрицательного, а точнее «в её «фигурке…не было ничего безобразного». Тем не менее, она играет свою роль в романе, так как именно в разговоре с ней впервые звучит имя Одинцовой, сыгравшей впоследствии важную роль в развитии персонажей.
Авдотья Никитишна Кукшина – освобожденная госпожа, псевдонигилистка. Авдотья выражает радикализм, решительна и принципиальна в своих оценках и взглядах. Ей интересен «женский вопрос» в разнообразных государствах, у нее есть интерес к точным науками. Она самоуверенна, груба и определенно нелепа. Ко всему прочему, она некрасива и неаккуратна, у нее трудно найти что-либо человеческое, а тем более, прелестное. Можно полагать, что заинтересованность героини «нигилизмом», возможно, помогает ей забыть про чувство ущемлённости от собственной женской недостаточности. Она некрасива, ни разу не была центром внимания у мужского пола, а муж бросил Авдотью. «Нигилизм» вселяет в нее чувство занятости очень «важным делом», в котором она находит утеху, подзабыв о своей горькой судьбе. Однако, данный образ носит, больше насмешливый характер. Ведь даже в фамилии героини, соответствующей слову «кукиш», присутствует комическая направленность данного героя.
В облике Авдотьи Никитишны представлены ужасные стороны женского населения. Авдотья — незаметная женщина, у которой в голове неразбериха, все перемешано, и нет никакого собственного мировоззрения. Она невероятно резка в своих взглядах и бескомпромиссна в своих оценках. Она любит спорить и создавать людям проблемы, сама того не замечая. Может из любого пустяка сделать скандал. Если ей кто – то сделает любое зло, она будет очень долго это помнить, но если сделают зло ей, то она может обидеться. Всегда добьется поставленной цели, даже если ради этого придется сделать нехорошее дело. Чаще всего перебарщивает с эмоциями.
Этот образ карикатурен и служит негативом главного героя и буфером для появления более интересных персонажей.
Пейзажная лирика Фета
1.Введение. А. Фет на протяжении всей своей жизни отстаивал теорию «чистого искусства». Отстранившись таким образом от философских и гражданских тем, поэт работал исключительно в жанрах любовной и пейзажной лирики.
В изображении природы он достиг небывалых высот в поэзии, но при этом подвергался резкому осуждению со стороны критиков. Фета обвиняли в полном отсутствии гражданской позиции, а его восхитительные стихи называли «пустяками».
2.Особенности. Главной отличительной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление выразить мимолетные впечатления, возникающие при созерцании природных явлений. Это создает ощущение невероятной легкости и воздушности.
В произведениях поэта очень часто встречаются эпитеты: «воздушный», «крылатый». Ярко выражена тенденция отрыва от реального мира и «воспарение» в область чистой эстетики. Природу Фет считал воплощением вечной и неизменной красоты, существующей независимо от человека.
Задача поэта — почувствовать эту красоту и выразить ее в своем творчестве. Фет сам заявлял, что поэзия — это «ложь», потому что чистый лирик закрывает глаза на все недостатки окружающего мира. Поэт был уверен, что задача поэзии — изобразить не предмет, а его «односторонний идеал».
Благодаря такому узкому взгляду пейзажная лирика Фета приобретала особое обаяние и эстетическую прелесть. Фет стремился изображать природу с помощью слияния основных чувств: зрения, слуха и обоняния. Для него характерна живая игра оттенков и полутонов.
Особый прием поэта состоял в использовании отражений пейзажа в реках и заливах. Описываемый предмет оставался неподвижен, но его «двойник» «колебался», «дрожал» и «трепетал», что создавало ощущение динамики. Свою поэзию Фет однажды назвал «благовонной».
Природа в его произведениях насыщена всевозможными ароматами — запахами трав и цветов. Различные звуки играют огромную роль во всей пейзажной лирике Фета. Это слияние приводит к появлению особого «шестого» чувства, присущего настоящему поэту. Возникает особое пространство, в котором невозможно отличить предмет от запаха или звука.
Невероятная музыкальность лирики Фета подтверждается тем, что многие его стихотворения стали известными романсами. Еще одной характерной особенностью пейзажной лирики Фета является ее «беспредметность», за что поэта часто критиковали. Самый яркий пример — стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», в котором нет ни одного глагола. У Фета очень редко возникает фигура лирического героя, и вообще отсутствует какой-либо субъективный взгляд. Наблюдатель находится в состоянии восторженного созерцания, о его присутствии можно догадаться лишь по косвенным признакам.
3.Основные мотивы. Центральным мотивом фетовской пейзажной лирики было изображение особых «пограничных» состояний природы: утренние и вечерние часы, картины весны. Фета привлекали неуловимые изменения в природе, которые он стремился запечатлеть, как бы «фотографируя» их.
В изображении весны и утра Фет придерживался традиционного для поэзии взгляда на них, как времени пробуждения и начала новой жизни. Вечер же обычно связывают с угасанием, печалью и тоской. Для Фета вечернее время означало период достижения особой гармонии. Истомившаяся за день душа обретает покой и заслуженный отдых.
4.Стихи. Фету принадлежит огромное количество стихов, написанных в жанре пейзажной лирики. Достаточно перечислить лишь самые известные из них: «Шепот, робкое дыханье…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею» и мн. др. Произведения, посвященные природе, составляют в творчестве Фета целые поэтические циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».
5.Итоги. Фет считается одним из ведущих отечественных поэтов-пейзажистов. Такое звание он вполне заслужил не только за свое богатое творческое наследие, но и за особое отношение к природе. Она была для поэта объектом восторженного поклонения. Только любовь, по мнению Фета, способна оспаривать у природы право на безграничное почитание. Спустя столетие гражданская позиция Фета никого не интересует, зато его прекрасные стихотворения обрели бессмертие.
Сочинение: Природа в стихах Афанасия Фета
Природа своей красотой, загадочностью, многогранностью привлекала большинство творческих людей: художников, композиторов, литераторов. Многих она вдохновляла на творчество и была отображена в их произведениях.
Любимые уголки природы имелись и имеются у писателей, поэтов, художников, музыкантов и у простых людей, не равнодушных к красоте, умеющих ценить и беречь прекрасное. Одним из таких любителей и ценителей природы был поэт А.А. Фет.
Рассмотрим произведения Афанасия Фета. Как известно, он являлся поэтом, писавшим на тематику природы многие свои стихотворения. Он любил лесные прогулки, любовался окружающими его пейзажами, интересовался жизнью природы, временами года. Благодаря тому, Фет воспринимал природу по-иному. Он видел скрытую красоту и неповторимость в любом природном явлении и в любом пейзаже. По сути, поэт в своих стихах раскрывал самобытность нашей Отчизны.
Пейзажи, предстающие нашему взору при прочтении стихов Афанасия Афанасьевича, подобны полотнам художников-пейзажистов, которые хранятся в Третьяковской галерее. Все его стихи детально прорисованы и наполнены смыслом и эмоциями поэта – он любил все, что окружало его.
Так, в произведении «Весенний дождь» он применяет много эпитетов, что показывает, как он был вдохновлен, и какой испытывал восторг при написании. Он считает природу живой, имеющей магическую силу, обладающей чувствами и разумом. Она, в его глазах – словно дитя, радуется любым мелочам, а ее красотой заполнено все стихотворение. Она имеет свои черты и одушевленность, словно личность. Ее характер в стихах игрив и весел, во время весны – радостен.
Флора в произведениях Фета также жива – например, розы молятся, березы мечтают, а звезды улыбаются, словно люди, имеют свою душу и мысли. Помимо этого, природа в представлении Фета не лишена недостатков, подобно человеку. Причем, поэт даже воспевает ее печаль.
Описание пейзажей происходит при помощи различных подробностей и деталей, – какие листья, травы, цветы. Он показывает нам первое впечатление от природы. Благодаря мастерству автора, мы при прочтении попадаем в настоящие сады и видим пейзажи природы.
Этим и отлична лирика Фета от обычной поэзии – ведь он повествует на языке осязания, изящно и понятно для всех. В ней он нам обнажает ту идиллию мира, в которой у него преобладают лишь положительные чувства и эмоции.
Излюбленным временем года для Фета стала весна, потому что именно в этот период природа преображается и расцветает. Уходит унылый серо-белый вездесущий пейзаж, а на смену ему приходит огромное разнообразие красок. Помимо этого, неотрывно от весны, поэт описывает любовную пору, которая символизирует обновление и надежду. Весна – пора любви и время пышного цветения природы.
Природа неотделима от творчества Фета, как и от его человеческой натуры. Поэта всегда ассоциируют с природой, поскольку сам он любил ее и писал о ней с особыми чувствами. Вместе с этим он хотел, чтобы люди стремились к гармонии и доброте, чтобы они стали мудры, учась у природы и мира. Сам поэт в понимании этого успешно продвигался, заодно помогая и почитателям своего таланта. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Пейзажная лирика Фета
Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.
Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.
Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»
Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».
И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.
В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.
Вариант 2
Печорина, главного действующего лица лермонтовского романа “Герой нашего времени” по традиции относят к категории “лишних людей”. Писатель, помещая своего персонажа в различные обстоятельства, сталкивая с разными людьми, сопоставляет его и окружающую среду.
Печорин противостоит “водяному обществу”, автор изображает взгляд героя на данное общество и среду в целом. “Водяное общество”, конечно, образ собирательный. Это представители дворянства, в поведенческой линии и образе жизни которых наблюдаются все типичные черты современного писателю времени. Столкновение отдельной личности и общества изображено не только для того, чтобы раскрыть характер Печорина, но и отобразить жизненные приоритеты “водяного общества”. Печорин с едва скрываемым пренебрежением отмечает чувство зависти представителей высшего света, их приверженность к козням и злословию. Нравы людей, над которыми вслед за автором иронизирует и его герой, определены историческими событиями и обычаями.
«Водяное общество” — антагонист Печорина, однако есть персонажи, которые не противоположны Печорину, а, напротив, сопоставимы с главным героем. Грушницкий, например, является в некотором роде карикатурой на главного героя. И то, что у Печорина есть сущность его натуры, у Грушницкого – эффектная поза, которой он рассчитывает произвести впечатление. Он позерствует, нередко ведет себя несообразно обстоятельствам. Участие Грушницкого в поединке низко, неблагородно, но он не может отступиться, так как крайне амбициозен.
Вернер — только один мужской персонаж, который сопоставим с Печориным. Их родственность обнаруживается во взаимоотношениях с обществом, остром уме, скептицизме. Но Вернер неактивен, менее глубок и сложен, чем главный герой.
Что касается женских образов в романе, то они необходимы также для выполнения главной задачи — раскрытия характера Печорина, его взгляда на любовь. Из представленных женских образов княжна Мери изображена более выразительно. Это романтичная натура, она молода, неглупа, остроумна. Чистая и наивная натура, на ее фоне эгоизм Печорина еще более явен.
Вера — нечеткий образ, описан штрихами, намеками. Она сопоставляется с Печориным и во взаимоотношениях с ней отчетливо чувствуется трагичность положения главного героя, его неумение подлинно любить.
Особенная категория в “водяном обществе” представлена статскими и военными мужчинами. Особняком стоит “водяная молодежь”. Но везде то же чинопочитание, те же балы, пустое провождение времени, сплетни, духовная нищета. Провинциальное общество копирует столичное.
«Водяное общество” — не случайная линия романа. Проблема личности, ее взаимосвязь с окружающим миром являются важнейшей задачей творчества М. Ю. Лермонтова.
Сочинение Природа в лирике Фета
Одним из лучших поэтов пейзажного направления, во все времена, считался Фет. Он оставил нам огромный дар, в виде своих стихов о красоте природы. В его произведениях природа является частью человека. Одно не может существовать без другого. Ему первому удалось раскрыть истинную красоту окружающего мира, так как, он конкретно подходил ко всем вопросам.
Поэзия имеет свой стиль и отличается оригинальностью. Трудно встретить в стихах, например, описание обычных птиц. В каждом произведение он придает им определенную силу и возможности. Такие птицы, как орлы, лебеди, соловьи не встречаются, вовсе. Фет отдает предпочтение чибисам, куликам, чернышам, стрижам. Каждую деталь птицы, он описывает конкретно, дает уникальный образ.
Фет, безусловно, воспевают природу в каждой строчке. Такие краски и пейзажи до него раскрыть никому не удавалось. Это отделенный вид лирики русской литературы.
Рассмотрим конкретные особенности его стиля. Самое первое, что бросается с первых строк, это возможность поэта разглядеть во всю любую мелочь. Он, часто, отдается описанию листьев от деревьев, песку из пустынь. Несмотря на это, это не считается занудным, а наоборот, затрагивает душу читателя. Подчеркивает внимательность и наблюдательность автора. Если внимательно читать произведения, то можно сделать вывод, что сам предмет или человек автора не волнует. Он отдает большее предпочтение ощущениям, которые ему удалось получить от того или иного объекта.
Фет, неоднократно, утверждал, что самым главным является впечатление, которое побудило к написанию произведения. А вещь, вызвавшая это впечатление переходит на второй план.
Саму природу Фет, всегда описывает в спокойных тонах, на ровных эмоциях. Все перемены в ней, как будто, происходят далеко от глаз человека. Это не дает ей казаться мертвой. Звуки и краски переполняют ее внутри.
Конкретные описания чего-либо встречаются очень редко. Все расплывается в душевной лирике. Конкретику автор использует, лишь, для самовыражения. Отдельно можно заметить, что растениям и животным, он, иногда, придает человеческие образы. Например, розы способны молится, звезды улыбаются людям, пруды ждут, березы мечтают.
Автор старается объединить все одно целое, показывая, что по отдельности оно существовать не может. Гармония должна жить в каждом, по его мнению.
Видно, что стихи писались при наличии самых чистых и глубоких чувств. Можно сделать вывод, что автор не представляет свою жизнь без контакта с окружающим миром.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что подобных авторов было и будет очень мало, так как отразить чувства, в таком виде удается, далеко, не каждому.
Мы напишем — ALTER EGO Фет Афанасий Афанасьевич Стихи. Подсказки школьнику
Как лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья,-
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?
Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Та трава, что вдали, на могиле твоей,
Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.
У любви есть слова,- те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!
Стихотворение Alter ego Фет поместил в раздел Элегии и думы сначала в первом выпуске Вечерних Огней, а затем в плане своей итоговой поэтической книги; при этом оно точно датировано январь 1878
Рассматривая прилегающие к Alter ego стихотворения, невольно обращаешь внимание на одну деталь: хотя мы знаем, что Фета всегда мало заботит последовательность хронологии, но нельзя не изумиться невероятной пляске дат среди стихотворений, предшествующих Alter ego. Они идут в такой последовательности: 1882 -1864 -1871 -1878 года
Возникает предположение, что здесь Фет собрал вместе стихотворения какой-то одной темы и расположил их в нужном ему смысловом порядке, не обращая внимания, как лягут их даты. Внутри раздела Элегии и думы получился таким образом как бы микроцикл: он кончается на Alter ego, но если пойти назад, то нетрудно найти его начало это стихотворение Окна в решетках (значительность, программность которого была подчеркнута Фетом при его первой публикации тем, что оно открывало не только первый выпуск Вечерних Огней, но и весь новый этап творчества Фета, вернувшегося к поэзии после двадцатилетнего перерыва).
Alter ego Впервые-Огонек, 1879, № 8; включено в ВО-1. Это стихотворение Фет написал, вероятно, в январе 1878 г. и 19 января послал его Толстым, с семейством которых он был близок с 1860-х гг. 27 января Толстой ответил поэту: Спасибо вам, что не наказываете меня за молчание; а еще награждаете, дав нам первым прочесть ваше стихотворение.
Оно прекрасно! На нем есть тот особенный характер, который есть в ваших последних столь редких стихотворениях. Очень они компактны, и сиянье от них очень далекое.
Но вы знаете, что мысль всякую, а тем более в искусстве трудно заменить. А чем вы выразите то, что я хотел сказать словами: как боги? Словами: так властно, как черти с расширенными ноздрями, не только наслаждаясь, но и чувствуя свое исключительное господство?
Как в раю? односторонне и бледно. Я подумал: ведь Тютчев сказал же: По высям творенья как бог я шагал… и позволил себе: как боги. И ужасно затрудняюсь заменить эти слова.
О напечатании и не помышляю.
Выражение как боги, оказавшееся для Фета незаменимым, представляется нам органически связанным с эмоционально-смысловым контекстом стихотворения Соловей и Роза-и потому еще одним подтверждением того, что адресат Alter ego, второе я поэта это не Мария Лазич, а совсем иная, ранняя любовь поэта. Под ее знаком Фет начал свой первый выпуск Вечерних Огней сюда же поместил и Alter ego.
Вариант 3
Роман Тургенева «Отцы и дети» написанный в 1860 году отобразил глобальную проблему в обществе и политике перед реформой 1861 года. Одним из второстепенных персонажей, но играющих не последнюю роль в романе является Авдотья (Евдокия) Никитишна Кукшина.
Это женщина молодого возраста, помещица. Ее взгляды на жизнь прогрессивны, она является активным борцом за права женщин, постоянно интересуется «женским вопросом». Кукшина была некоторое время замужем, но супруг ее бросил, и она продолжила вести свое хозяйство в одиночку. Внешне Евдокия непримечательна, большинство считают ее некрасивой. Любит много читать, изучать естественные науки, играет на фортепиано и курит папиросы. Кукшина ведет себя в обществе развязно, выглядит неряшливо и неопрятно.
Евдокия Кукшина является двойственной натурой. С одной стороны, при первом знакомстве, она кажется вполне обычной, местами даже интересной личностью. Но с другой стороны, при более тесном знакомстве ее образ открывается более ярко. На самом деле эта неестественная, невзрачная женщина, пытающаяся в своей страсти к нигилизму скрыть личную драму и женскую несостоятельность. Ее образ носит сатирический характер, в ней нет той женственности, которая должна присутствовать в каждой представительнице прекрасного пола.
Евдокия Кукшина откровенно глупа, не столько внешность, сколько манера поведения отталкивает от нее мужчин, даже собственный муж бросил ее. Особенно отталкивало ее странное выражение лица, и многим хотелось задать вопрос: «Ты голодна? Робеешь? Иль голодна?» Любые манеры, двигалась ли она, говорила, казались всем неестественными, наигранными. Хотя сама Евдокия, скорее всего, считала себя простой и добродушной дамой. Но, толи из-за своей робости или застенчивости, всем казалось, что она перед ними нечестна.
Образ Кукшиной показывает читателю, что женщина в те времена, так же как и сегодня стремиться быть независимой. Она на самом деле пыталась отстаивать свои права как личности, поддерживать разговоры на любые темы, много читала и интересовалась жизнью женщин за границей. Но из-за своей глупости, и неуверенности казалась другим неестественным и странным человеком.
Пейзажная лирика Фета
Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.
Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.
Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»
Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».
И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.
В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.