«природа (по произведению в.п.астафьева «царь-рыба»)»

Анализ произведения «царь-рыба» (в.п. астафьев)

Композиция

У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.

Тема произведения

Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки

Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
Тема свободы выбора

«Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Темы

  1. Жизненный путь. Астафьев в небольшом рассказе показывает нам практически всю жизнь одного человека с помощью обобщающих отступлений: «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Померкло, отодвинулось в сторону даже детство, да детства-то, считай, и не было. В школе с трудом и мукой отсидел четыре зимы. На уроках, за партой, диктант пишет, бывало, или стишок слушает, а сам на реке пребывает, сердце дергается, ноги дрыгаются, кость в теле воет — она, рыба, поймалась, идет! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой…».
  2. Быт и нравы деревни. Писатель рисует образ деревенского быта, описывая рыбацкие будни, используя особые термины, которыми пользовались браконьеры и рыбаки. Нравы деревенских жителей мы видим в описании отношений Игнатьича с односельчанами и его воспоминаниях о невесте. Она ему изменила, и он не смог этого простить, но вместо того чтобы сохранить в себе достоинство, он по-молодости поступил с ней жестоко, о чем жалел всю жизнь. Но самое интересное, что его поступок никто не порицал. Напротив, мужики сами подговорили его наказать Глашу. Так, мы видим довольно жестокие порядки, которые далеки от городских понятий о неприкосновенности женщины. В деревне слабость была личной проблемой каждого, и с нею никто не считался.
  3. Природа и человек — это основная тема рассказа «Царь-рыба». Зиновий был наказан за то, что пересек ту грань, за которой начиналось вредительство природе, не мотивированное выживанием. Он рыбачил так много из жадности, она же заставила его оказаться один на один с Царь-рыбой. Если бы он позвал на помощь, ничего бы не случилось. Но алчность отдалила героя от близких и друзей, от природы и родной стихии. Он перестал чувствовать меру, и природа его покарала. Между человеком и ею царит гармония, но стоит ей нарушиться, и стихийные силы ставят рыбаков на место.

Анализ произведения

В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом. При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства. По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.

В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены. Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы. Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.

Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.

Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:

  1. Год издания — 1976.
  2. История написания. Кропотливая работа над тем, чтобы передать идею автора об ответственности перед природой и варварскими действиями по отношению к ней.
  3. Жанр «Царь-рыбы». Драма. Автор назвал одноименный сборник «повествованием в рассказах». Однако из-за яркого сюжета многие литературоведы причисляют их к новеллам. Общая цель глав — обличение браконьерства и варварского отношения к окружающему миру, грозящих человечеству неизбежной экологической катастрофой.
  4. Направление. Реализм.
  5. Композиция. Трехчастная с экспозицией, но без эпилога. Она закольцована — в начале произведения персонаж попадает в воду, из нее же возрождается в конце. Развязка неожиданная: шанс выжить у Игнатьича появляется с освобождением добычи из сетей.

Сочинение по произведению Царь-рыба

Автор истории «Царь-рыба», Виктор Петрович Астафьев задается вопросом, над которым размышляет любой человек в мире. Вопрос о связи людей с первозданным миром. Как раз эта проблематика является основной в произведении. В процессе чтения мы видим любовь и почтительное отношение к своей родной земле, к широким большим лесам, к рекам текущим по всей земле и к животным, для которых естественная среда обитания оказывается родной обителью. «Царь-рыба» это литературная работа, в которой собраны маленькие истории и рассказы, связанные друг с другом одной темой. Все описания в произведении относятся к основным персонажам, обитателям села. У любого из них собственные чувства, взгляды на жизнь, радости и печали. В произведении представлен образ жизни села и его людей, он показан достаточно точно и правдоподобно, без выдуманных прикрас.

В числе основных главных персонажей литературной работы представляется Зиновий Игнатьич. Он — добросердечная, хорошая и невинная душа, готовая всем помочь и сделает все для этого. Но не так он хорош, как можно предположить. У него есть трудности и нерешенные разногласия, ко всему прочему несерьезная позиция к естественной среде обитания и к любому живому существу. Доказательства к этим эпитетам можно легко обнаружить в тексте истории. Поскольку он бывалый охотник-браконьер, отличный рыболов. Его брат страшно ему завидовал, поскольку улов у Зиновия всегда был большим.

2 стр., 621 слов

Экологические и нравственные проблемы в повести В. Астафьева …

… ответов на поставленные вопросы, на все сложные проблемы современного человечества. В «Царь-рыбе» возмущённый браконьерским разбоем в природе писатель не без некоторой растерянности замечает: «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Не нашли то, что искали? …

С самого раннего возраста, основной действующий персонаж становился сильным и рослым, полагаясь только на свои силы. Он был независимым, не хотел поддержки у остальных и все делал сам. Его удаление от окружающих людей отразилось на нем в более сознательном периоде жизни.

Огромным событием на жизненном пути Игнатьича оказалось столкновение с Царь-рыбой. Словно сама жизнь повернула ее к основному персонажу. Понадеявшись лишь на самого себя, Игнатьич просчитался. Позднее, этот выбор чуть не стоил ему жизни. В нем случились сильные преобразования, пока он был погруженным в воду вместе с Царь-рыбой. Царь-рыба напомнила основному персонажу о значимости и честности бытия, о необходимости отвечать за все свои деяния. Противоборство между двумя героями показывало сопротивление личности с первозданным миром. Под конец столкновения, Игнатьич признает то, что природа мощная и могучая сила, перед которой не может быть победителей.

Литературная работа Астафьева передает каждому читателю великий замысел и целый багаж знаний. Она говорит читателям о значимости согласия между личностью и первозданным миром. Необходимо беречь, любить, заботиться и присматривать за тем, что окружает нас каждый день. Необходимо существовать в согласии с природой и с его жителями.

Сочинения по литературе: Чему научило меня произведение В.Астафьева «Царь-рыба» (сочинение)

Евгений Храмцов (группа 2 уровня)

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», – говорил главный герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. Но так ли это? Мастерская ли природа? И имеет ли право человек считать себя ее хозяином? Ответы на эти вопросы я нашел в произведении В.Астафьева «Царь-рыба».

«Царь-рыба» состоит из нескольких новелл, объединенных одним героем. Сам автор определил жанр своего произведения как повествование в рассказах. И эти одна за другой небольшие истории вливаются в единое повествование, идея которого – не человек хозяин природы, а природа – мать человека, и любое преступление против природы, против человека как ее сына обязательно будет наказано, за любые грехи придет час расплаты.

Центральное место в сборнике новелл занимает новелла «Царь-рыба». Неспроста именно ее название вынесено в заглавие всего произведения. Полная чувства глубокого уважения к природе, преклонения перед ее красотой и мудростью, она не может оставить равнодушным ни одного читателя. На каждого новелла в той или иной степени оказывает влияние, а возможно, у кого-то даже меняет мировоззрение. Я не стал исключением

Произведение изменило мое отношение к природе, напомнило о ее первостепенной важности в нашей жизни

Главный герой новеллы браконьер Игнатьич. Знаменитый на весь поселок рыбак, пользующийся уважением у окружающих, он обладал, на первый взгляд, неплохими человеческими качествами: «От людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь». Но не умел Игнатьич проявлять тех же качеств по отношению к природе. Возомнив себя хозяином мира, он без капли сомнения и сожаления занимался браконьерством. Жадность, жажда наживы толкали его на преступление против природы.

Переломным моментом в судьбе героя стала охота на Царь-рыбу. Легенды о ней давно ходили по поселку, и Игнатьич, желая прославиться, выделиться среди остальных рыбаков, решил в одиночку вступить в поединок с Царь-рыбой. А ведь герой помнил слова дедушки о том, что лучше отпустить эту великую рыбу и жить дальше, но «забылся в человеке человек! Жадность обуяла его!». В поединке человека и природы ярко раскрывается позиция автора. Он изображает Царь-рыбу могущественной, умной, «редкостной», а Игнатьич предстает перед нами не человеком – зверем, который ни перед чем не остановится на пути к своей добыче. Однако победу одерживает именно Царь-рыба. Более того, она удерживает героя на грани жизни и смерти, заставляет задуматься о прожитых годах.

Анализируя прошлое, Игнатьич приходит к выводу, что много зла и подлости совершил. Особенно ему стыдно перед Глашкой Куклиной, которую он обидел, просто чтобы похвастаться перед мужиками, изобразить из себя мужчину, «познавшего грех». Бедная девушка ничем не могла ответить обидчику, молча снесла унижение, которое «не только душу, но и кости» опустошило ей. Но, как отмечает В.Астафьев, «природа… тоже женского рода», и у нее не дождаться за такой поступок ни прощения, ни пощады, а только наказания. И именно эта необычная Царь-рыба, символизирующая природу, выступила в произведении в роли вершителя суда над Игнатьичем.

И в то же время, я думаю, встреча с Царь-рыбой, для Игнатьича стала шансом начать новую жизнь, покаяться в совершенных грехах. Действительно, когда он просит прощения у природы, у Глаши, Царь-рыба отпускает его, освобождает его душу. Для героя начинается новый этап жизни.

Итак, прочитав произведение В.Астафьева «Царь-рыба», я еще раз убедился, что природа и человек – единой целое. Автор призывает нас прекратить беспощадную эксплуатацию и загрязнение природы, ведь это чревато непоправимыми последствиями. Призывает нас задуматься над своими поступками, помнить, что за все хорошее природа отблагодарит, но ведь и за все плохое – накажет. Природа- хозяйка всего живого на земле, она – наша «Царица».

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения

Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Основные проблемы

Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали

Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни

Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Главные герои:

Зиновий Игнатьич. Играет основную роль в повести. Люди в селе очень уважают и хвалят Зиновия, образно клича его механиком, потому что тот легко разбирался в технике. Он, сам по себе, неплохой человек. Всем известно, что мужчина владеет прекрасны домом, который полностью соответствует своему хозяину. Ведь он заботится о его порядке. У Игнатьича на книжке лежит большая сумма денег.

Он зарабатывает на пропитание браконьерством, впрочем, как и все жители его поселения. Еще с детства он приучен к рыбной ловле. В итоге, он превращается в горделивого скрягу, что поспособствовало его опасной ситуации. Персонаж борется с крупной рыбой, из-за которой он выпадает за борт. Путаясь в снастях, на него нахлынули воспоминания. Он вспомнил девушку Глашу и то, как с ней себя повел.

Командор. Это младший брат первого героя, который всю жизнь пытается доказать, что он лучше него. Он всегда испытывал настоящую ненависть к Зиновию и соревновался с ним. Однажды он собирается стрелять в него, но Игнатьич и на это опускает глаза.

Царь-рыба. Большой осетр, которого выудил основной герой. Из-за жадности он решил сам вытащить рыбу, так как она дается не каждому рыбаку и только единожды в жизни. Но Зиновий совершил ошибку, которая чуть не стоила ему жизни. Осетр оказался не по силам рыбаку и, скинув мужчину с лодки, потащил его на дно. Игнатьичу все же удалось вырваться, но он запутался в снастях вместе с рыбой. Понимая, что смерть близко, он жалеет, что сделал так много ошибок за свою жизнь. Герой обращается к Всевышнему, чтобы тот освободил рыбу из сетей. В итоге рыба вырывается и скрывается, освободив и рыбака.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Философская лирика в русской традиции

Предвестники философской лирики

Философское направление в русской поэзии начало формироваться еще в конце XVIII века. К первым поэтам-мыслителям той эпохи принято относить Г. Р. Державина и Е. А. Баратынского. В своих произведениях они затрагивали важнейшие вопросы человеческого бытия: жизнь и смерть, отношения человека и природы, ход истории, назначение искусства и другие. Стихи складывались в единую систему размышлений со своими аргументами и анализом:

Значительное сближение философии и поэзии произошло в середине 1820-х годов, когда в России возник литературный кружок «Общество любомудрия». Его участники стремились к созданию нового искусства, подчиненного принципам философии.

В сочинениях поэтов-любомудров поэзия соединилась с метафизическим осмыслением главнейших вопросов бытия. В результате возникло такое направление, как философская лирика.

Расцвет философской лирики

В поэтической традиции ХIХ века философская лирика продолжила укореняться. Ярким примером художественной философии того времени является творчество Ф. И. Тютчева. Произошло усиление философии и в лирике позднего А. А. Фета. Позже она станет определяющей в поэзии Д. С. Мережковского, И. Ф. Анненского, В. И. Иванова, З. Н. Гиппиус.

К концу ХIХ века философская лирика стала одним из ключевых направлений в русской поэзии, пережив существенную трансформацию. Исторические и духовные сдвиги в обществе, культурный перелом на рубеже эпох вызвали потребность в подведении итогов, обобщениях, размышлениях. Поэты говорили о современных им проблемах, обращаясь к универсальным, общечеловеческим истинам.

В этот период расцветает творчество философа-поэта В. С. Соловьёва. Им были затронуты новые темы и формы художественного выражения идей. Большинство его стихов имеет философскую основу, в них поднимаются вопросы любви, человеческого бытия, природы, космоса:

Вариант 2

Произведение «Царь – рыба» написал Астафьев. В нем он повествует о красоте природы, и о взаимоотношениях между людьми природы. Персонажи этого произведения обыкновенные люди, которые живут в деревне, в жизни каждого происходят различные события.

Главный герой Зиновий Игнатьевич справедливый, хороший человек, который всем и во всем помогал. Но он не любил природу. Он был рыбаком и браконьером.

Всю свою жизнь он наживается на природе, считая, что человек главный во всем и стоит над природой.

В один из дней, когда он рыбачил, поймал Царь – рыбу. Она была осетром большого размера. Они стали бороться – это была борьба между человеком и природой.

В деревне, где жил Зиновий постоянно проводились соревнования по ловле рыбы. И в итоге в реке истребили почти всю рыбу. Природа начала медленно погибать. Когда герой встретился с царь – рыбой, то в нем боролись несколько чувств. Он хотел вытащить её из реки и одновременно он боялся. Одному ему было трудно справиться с такой огромной рыбиной, но и с братом он не хотел делиться славой и деньгами.

Герой рассчитывал сам справиться, и чуть не поплатился за это жизнью. Пока он боролся с ней под водой, он многое переоценил в жизни. В момент борьбы он остался беспомощным перед лицом могучей природы. Эта рыба показала главному персонажу, что в жизни важны честность и ответственность за свои поступки. По окончанию борьбы признал, что природа сильна и её не победит. Он искренне просит прощение у своих односельчан за свое плохое отношение к ним. После этого он чувствует, что у него с души упал груз. И у Зиновия после встречи с царь – рыбой началась новая настоящая жизнь.

Мужчина в итоге позвал на помощь, он просил и Бога о помощи, только отцепиться бы от сильной рыбы. Он обращается к рыбе, как к части природы, ведь именно от рыбы в тот момент зависела его жизнь.

 Цель рыбы была в сохранении экологического богатства. Цель браконьера уничтожение животного мира.

Проблемы, поднятые автором в этом произведении остры в наше время, как никогда. В то время, когда писалось это произведение, вопрос экологии не стоял так остро, как сейчас.

Этот рассказ учит людей просить прощение и каяться в своих грехах.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких

Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: