Тема любви в романе лермонтова «герой нашего времени»

Тема судьбы в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы»

То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).

Сочинение на тему: Любовь в жизни Печорина.

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Лермонтова «Герой нашего времени»

         Любовь – это настолько прекрасное чувство, что даже непонятно, как можно к нему относиться легкомысленно и бездумно. Но, к сожалению, именно таково отношение Печорина к нему. Самое обидное, что его это не тяготит, а приносит страдания для прекрасных и благородных девушек. Они видят в нем идеального молодого человека, о котором можно лишь мечтать. За свою жизнь Печорин успел затронуть чувства и Бэлы, и княжны Мэри, и Веры, и русалки-ундины. Эти девушки совсем разные, но от этого боль, которую им принес Печорин, не становится меньше. Он даже сам этого не скрывает и говорит, что ему не до их радостей и бед.

         Печорин поначалу думал, что встреча с Бэлой, их любовные чувства помогут ему избавиться от душевной тоски. Эта девушка была красива и нежна. Она способна испытывать глубокие чувства. Автор описывает ее как человека с ярко выраженным чувством собственного достоинства. Когда Бэла узнала, что Печорин охладел к ней, то ее негодованию не было предела. Она в сердцах говорит Максиму Максимычу о том, что мешает ему отослать ее домой? Девушка не намерена терпеть подобное отношение к себе, ведь она не рабыня.

         Даже такое чувство, как любовь, не способно изменить характер Печорина. Эта история показывает, что любовь с Бэлой не принесла ему счастья и изменений в жизни в лучшую сторону. Печорин признается самому себе, что он вновь допустил ошибку.

         Герой думал, что любовь «к дикарке» сможет привнести в его жизнь нечто новое. Однако на деле вышло так, что такое чувство оказалось ненамного лучше, чем любовь к девушке знатного происхождения. В одном случае ему наскучило простосердечие, граничащее с невежеством. В другом – безмерное кокетство.

         Княжна Мэри становится очередной жертвой молодого человека. Лермонтов описывает ее гордой, сдержанной девушкой с аристократическими корнями. Она испытывает к Печорину самые трепетные чувства, и ее не пугают общественные предрассудки, осуждение своей знатной родни. Самым необычным в их отношениях было то, что Мэри первая призналась Печорину в том, что испытывает к нему нежные чувства. Печорин понимает, что не способен расстаться со своей свободой. Он не готов довольствоваться спокойным семейным счастьем, которое автор сравнивает с «тихой пристанью». Печорин отвергает чувства девушки, чем приносит ей большие душевные страдания. Мэри замыкается в себе.

         Пожалуй, наиболее длительной можно назвать привязанность Печорина к Вере. Он вернулся к ней вновь, даже после скитаний. Но и эта девушка вынуждена была страдать от их отношений. Вера признается ему, что за то время, пока они знакомы, Печорин принес ей лишь одни страдания. Но это не мешало ей любить его. Девушка принесла себя в жертву, несмотря на общественное мнение, чувство собственного достоинства и стала настоящей рабой этого чувства. Такая любовь мучительна для нее, но девушка ничего не может с собой поделать. Лишь расставшись с Верой, Печорин понимает, что она – единственная девушка, которая могла закрыть глаза на его недостатки и продолжать смиренно любить. Когда их разрыв стал окончательным, главный герой очень сильно это переживал. Для него это была катастрофа. Он впал в уныние, отчаяние, которое довело его до слез. Лишь в этот момент Печорин испытал безмерное страдание. Раньше он предпочитал скрывать свои чувства под маской хладнокровия.

         В жизни Печорина была еще одна любовь – к девушке-ундине. Для него эти отношения были приключением

Она напоминает ему героиню сказки, чем и привлекает внимание. Он отнесся к этим отношениям, как к очередной увлеченности

Все эти события лишь доказывают, что Печорин не способен на глубокие чувства, а тем более – на семейную жизнь. Все его ухаживания приносили лишь боль и страдания его возлюбленным. Девушки были достойны лучшего отношения, ведь они относились к Печорину с трепетом.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Печорин о себе

Сам Печорин видит свой цинизм и эгоизм. Периодически в словах героя проскакивает мысль, что и сам он страдает о этого. Но в его поведении это страдание никак не выражается. Он всегда холоден, чужие чувства не тревожат его, ровно также как и свои. Любые проявления эмоций для него приобретают лишь характер выученной вежливости, а любое чувство быстро сменяется другим. Печорин имеет успех у женщин, но сам он любить не в состоянии. Он заявляет, что презирает всех женщин, чтобы не любить их, потому что не хочет превратить свою жизнь в мелодраму.

Получается, что на вопрос о том, способен ли Печорин любить, можно дать лишь отрицательный ответ. Он и сам не раз упоминает это в своих записках. Но он принимает себя таким, какой он есть, до самой смерти он остается циничным и бесчувственным. Страдает ли он от этого на самом деле?

Вероятно, он понимает, что это нехорошо, но, как и остальные чувства, ощущение вин быстро исчезают в недрах его души.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Способен ли Печорин на настоящую любовь и дружбу», раскрыть вопрос о цинизме и бесчувственности персонажа, которого Лермонтов назвал героем эпохи.

Любовь в жизни Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени

Одно из самых прекрасных чувств на земле это любовь, оно окрыляет человека делает счастливым и беззаботным. Печорин эгоист по жизни, и разве мог такой подлец пережить такое прекрасное чувство. Этот герой предал не одну девушка, множеств сердце было им разбито. Каждая девушка влюбленная в него по итогу переживала огромное страдания.

Бэлу, он использовал, дабы развеять свою тоску и избавится от разочарований. Бэла отличалась своей нежностью и страстностью, но чувства ее возлюбленного быстро остыли. Она замечала, что происходит вокруг нее, и чтобы не терять свою гордость, рассталась с Печориным. Однозначно такие чувства ей были не нужны. Эти отношения доказали Печорину что в женской любви абсолютно нет никакой радости.

Княжну Мери ожидает такое же разочарование в Печорине. Он пользовался девушкой, чтобы отомстить Грушницкому. Девушка пошла против опасений своей родни и готова была первая идти и признаться в любви. Но Печорин оказался настоящим трусом. Он боится женится с Мери, ведь это лишило бы его свободы. Мери очень переживала. Поведение Печорина очень сильно ее оскорбило и унизило. После этих отношений девушка надолго замкнулась в себе, закрыв свой внутренний мир от других людей.

Единственными долгими и на первый взгляд серьезными отношениями были у него с Верой. Они много рас рустовались, но не смотря ни на что Вера была ему верна и любила его. Она забывала о своей гордости и всегда принимала Печорина, забывая о своем женском достоинстве. Именно с ней он испытал душевные муки, из-за нее он даже плакал. Именно дало понять ему, что она была той самой единственной, которая готова была принять его любым.

Именно с этими отношениями, герой открывается читателю абсолютно с иной стороны. Такие переживания и страдания были совершенно не свойственно этому человеку.

Можно сказать что встречи с Ундиной были еще одним временем увлечением этого героя. Ее внешность очень привлекала Печорина. Но и эти отношения были обречены на провал. Они тоже закончились для дамы страданиями и разочарованиями. А для Печорина это было лишь очередное пережитое воспоминание из жизни. Он даже не осознавал сколько мук и страданий он приносил женщинам которые его любили.

Следовательно можно с полной уверенностью сказать, что Печорин совершенно не умел любить. Можно предположить, что он и не пытался кого-то полюбить по настоящему.  Его поведение вызывало лишь разочарование, и каждая из женщин которая была связанна с ним на долго разочаровывалась в нем.

Печорин – Бэла – Казбич

Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра. Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.
В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости. Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма. В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Герой нашего времени — особенности композиции

Такое произведение считается первым современным романом в нашей литературе XIX века. Автор отметил, что он занимается анализом души. Отмечают конкретную структуру романа. В творчестве отражены повести с общим действующим лицом.

Лермонтов отдельно выпускал свои творения. Все повести считаются целыми произведениями, обладая сюжетной линией. Сначала появилась повесть «Тамань», потом – «Фаталист», не забывайте о создании ряда повестей, соединяя их в роман. Первостепенной целью автор отмечает душевные качества героя, конкретного человека начала XIX века. Автор произведения относился к поколению молодёжи, которая не проявила свои таланты для улучшения жизни в стране. Юность поэта проходила в обстановке ликвидации народных волнений. В результате разрушены стремления улучшить жизнь в стране. Следствие таких событий считают появление героя Печорина.

При создании произведения автор три раза совершенствовал работу, переставляя главы. После всех изменений главы находятся в такой последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются мысли героя, а в повести «Фаталист» он завершается. Поэтому автор организовал свой замысел.

В романе отмечают два предисловия, содержащие мнения разных людей. Одно отмечено для романа, а другое адресовано дневнику Печорина. Дневник относится к определённым жанрам. Путевые заметки составляют структуру романа. Герои живут и демонстрируют свои душевные качества.

Сочинение Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пронизан рассуждениями о судьбе и о том, кем же является человек: инструментом ли в ее руках, или нет. Существует ли предопределение вообще, или же все происходящее — это простое стечение обстоятельств?

Этими вопросами задаются и герои романа. Но, однозначного ответа на них нет. Сами события произведения то предстают обычным течением жизни, самыми простыми явлениями, в которых нет ничего мистического, то – кажутся в действительности фатальными.

Рассуждения героев о судьбе, так же, неоднозначны. Так, Максим Максимыч, объясняя гибель Вулича, сначала оценивает эти события вполне логично и трезво. Но, заканчивает он их фразой о том, что, видать, так уж на роду этому человеку было написано.

Сам главный герой романа, Печорин, тоже относится к тому, существует ли предопределение, противоречиво. Он будто всю свою жизнь ищет ответ на этот вопрос. С одной стороны, он не верит в существование судьбы. Однако с другой, он довольно часто ссылается на стечение рока. Хотя, зачастую, он оправдывает этим свои отрицательные черты в характере и поступки.

В рассуждениях героя нередко звучат мысли о тесной связи своей с чем-то высшим. Стоит заметить, что в таких раздумьях он, зачастую, ставит себя наравне с самой судьбой. Так, встречу свою с Бэлой, он считает ее подарком, посланным ради спасения его от скуки. Ровно так же относится он и к истории с княжной Мери.

Гибель Грушницкого на дуэли Печорин тоже воспринимает, как роковое свершение. Однако, судьба юноши была тогда полностью в руках Григория. А герой считает, что сам он – всего лишь исполнитель предначертанного. Еще перед дуэлью размышляет он о своем предназначении. Печорин называет себя в своих мыслях топором судьбы, ее палачом, в роли которого выступал он уже не раз. Конечно, это всего лишь оправдания.

Но испытывает герой и удар судьбы. К женщинам он особой привязанности не испытывал. Они для него были всего лишь временными развлечениями. Несмотря на это, Печорин, все же, довольно долго переживал гибель Бэлы, осознавая то, что он сгубил девушку.

Но вот, судьба сводит повторно его с его давней возлюбленной — Верой. Она словно дает им второй шанс. Но Печорин воспользоваться им не хочет. К тому же, женщина уже была замужем. Возможно, это была «насмешка» судьбы над ним. Он очень дорожил своей свободой и не горел желанием связывать себя узами брака. Однако, когда муж Веры увозит ее из городка, Григорий понимает, что это – единственная женщина, которую он любил.

В части «Фаталист» тема судьбоносного предназначения звучит особо остро. Спор между офицерами по поводу ее существования, эксперимент Вулича и, в заключение, — его гибель той же ночью, только несколько позже и другим образом – все это наталкивает на неоднозначные размышления, которые так и не дают окончательного ответа. Так же и Печорин не знает после всего происшедшего верить ли ему в судьбу, или нет.

Тема судьбы в романе Герой нашего времени
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

    Илья Ефимович Репин — величайший художник девятнадцатого века. Он очень хорошо зарекомендовал себя в русской живописи. За всю свою жизнь он написал немало чудеснейших творений, которые прославились на весь мир. Ему был очень интересен свои край,

  • Сочинение по картине Левитана В лесу осенью 5, 7, 8 класс

    Осень – одна из наиболее распространенных и излюбленных тематик как русских, так и мировых художников и писателей. Не удивительно, ведь осень – само вдохновение. Оно везде вокруг нас: в осенней прохладе, в ярких осенних красках,

  • Сочинение по картине Кипренского А.С. Пушкин 9 класс

    Русский художник О. А. Кипренский, оставивший след в истории живописи, увековечив свои произведения. В его рисунках изображены портреты своих современников, в том числе и знаменитый поэт А. С. Пушкин.

  • Суть и смысл романа Обломов Гончарова сочинение

    Скорее всего, любой человек, прочитавший данное произведение, вынесет из него для себя свою суть и свой смысл, но все, же стоит заметить, что основная суть в произведение все, же присутствует. Основная мысль это то, что во времена написания романа

  • Сочинение на тему Левша Народный герой 6 класс

    Обсудим и раскроем образ Левши — как героя русского народа из рассказа Лескова Левша. Произведения Лескова отличаются от других писателей завидной оригинальностью, персонажи его рассказов индивидуальны редко встречаются в жизни,

  • История создания Ревизора Гоголя сочинение

    В начале октября 1835 года во время личной встрече Николай Васильевич Гоголь просит своего приятеля А.С Пушкина подсказать ему смешной сюжет о русской действительности, который может лечь в основу комедийного произведения. Существует две версии того,

Тема любви в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – великое произведение классической литературы, в котором поднимаются важнейшие темы, актуальные во все времена. Тема любви – одна из ключевых в романе.

В жизни главного героя романа Григория Печорина помимо одиночества, долгих поисков себя и беспощадной игры с чужими судьбами были и такие многозначительные моменты, как знакомства с женщинами и любовь. В отношении к каждому из представленных образов в Печорине раскрываются новые черты характера, становятся ясны его тонкие грани душевного устройства, недостатки и положительные качества.

Ярким женским персонажем произведения становится юная дочь черкесского князя, ставшая жертвой в руках Григория. Бэла выросла в естественной среде, была необразованная, дикая, но имела чувство достоинства и гордости. Пылкая натура девушки сохраняла глубокие чувства надолго. Печорин придумывает план похищения Бэлы с обменом на удалого коня. Он делает это ради обретения собственного счастья с помощью женской любви. Открытая, искренняя любовь дикарки на миг растапливает холод души Печорина, но вскоре его чувства к ней остывают. Сильной любви к Бэле он не испытывает, а её эмоциями лишь пользуется. Судьба Бэлы трагична: она невинно погибает, но Печорин быстро переживает эту потерю, хотя сам остаётся виноватым в горе. Мимолётное увлечение черкешенкой говорит о таких чертах его характера, как безразличие к чувствам других, переменчивость и холодность души. Сам герой признаётся Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно», как бы говоря о том, что любовь не приносит ему счастья, исцеления от тоски и разочарования.

К печальному концу приводят отношения Печорина со следующей героиней – княжной Мэри. Мэри представляет образ прекрасной и гордой аристократки, образованной и почитаемой в обществе личности. Печорин схож с ней своим социальным статусом: они оба являются светскими людьми.

Неопытность, молодость девушки позволяют ей быть обманутой Печориным в его игре с чувствами. Она становится центром внимания офицера Грушницкого, лицемерие и ухаживания которого не нравились Печорину. Тот решает влюбить в себя княжну с тем, чтобы досадить приятелю

Интригу с Мэри он затевает ради развлечения, получения новых эмоций и достижения личных целей – внимание публики будет отвлечено от его отношений с замужней женщиной Верой. Действуя знакомому плану, он получает в ответ расположение княжны и её открытую любовь

Она верит в его истории «страданий» и сочувствует трудной судьбе героя. В это время Печорин наслаждается обладанием молодой души и управлением её настроением. Вскоре он признаётся Мэри в его истинных намерениях. Он насмехался над её чувствами ради интереса и не намерен на ней жениться.

Данный женский образ показывает стремление Печорина властвовать над другими, сохраняя собственную свободу. Он играет с судьбами других людей по своим правилам, обрекая их на страдания и гибель. Именно в отношениях с Мэри проявляется наибольшая жестокость души офицера. Он предстаёт человеком, поглощённым эгоизмом и жаждой достижения своих целей, переступающим через чужие интересы.

Несмотря на множество отрицательных черт героя, он может перечеркнуть грань между эгоизмом и самопожертвованием и пойти на уступки. Это проявляется в его взаимоотношениях с Верой. Она была знакома с Григорием дольше всех и всегда понимала его с полуслова, принимая недостатки, не требуя ничего взамен. Перед Верой Печорин становится самим собой, и это делает его любовь к ней наиболее глубокой и сильной. Именно Вера становится женщиной, которую герой будет продолжать любить спустя годы после расставания.

Таким образом, отношения Печорина с женщинами раскрывают в нём новые черты, присущие его характеру. Тема любви в романе раскрыта многогранно.

Любовь и дружба

35 предложений/ 497 слов

Свой роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов начал писать после первой ссылки, проведенной на Кавказе. Главный персонаж произведения, также как и сам автор, оказывается выслан из Петербурга из-за какой-то «истории». Вероятнее всего, это была дуэль из-за женщины. Печорина мы видим в бесконечных поисках. Он все время в пути, все время ищет счастья, которого с его противоречивым характером нелегко достичь. Хронологическая последовательность романа была специально нарушена, так как Лермонтов хотел испробовать на деле так называемый байроновский прием.

По сути, роман состоит из нескольких повестей с событиями, которые произошли с героем в разное время и в разных местах. Все они раскрывают нам образ Печорина с новых, совершенно неожиданных сторон. На протяжении всего произведения он показан в отношениях с женщинами и в общении с друзьями

Темам любви и дружбы Лермонтов уделяет особое внимание, так как для личности противоречивой это имеет первостепенное значение. Будучи эгоистом и циником по натуре, Печорин не находит взаимной любви ни в одной из женщин, которые встречаются ему на пути

Бэлу он поначалу полюбил за неискушенность и чистоту, а как только получил от нее ответное чувство, ему стало скучно продолжать отношения. Исход этой любви был трагичным: Бэла умерла от руки злопамятного Казбича, у которого Печорин угнал лошадь. В следующий раз любопытство к женщине у него проснулось в Тамани, когда он увидел ундину, передающую по вечерам ценный груз контрабандисту Янко. Девушка оказалась не из робкого десятка. В отместку за слежку она чуть не потопила Печорина.

Третья история любви приключилась с героем в Пятигорске, когда он познакомился с княжной Мери. Печорин решил ухаживать за девушкой от скуки, а также, чтобы насолить своему давнему «приятелю» Грушницкому. Результатом этой незрелой любви стала дуэль с Грушницким и разочарование Мери. В этой истории была замешана еще одна особа – давняя любовь Печорина, которая теперь уже была замужем. Довольно символично ее звали Верой. Ради него она готова была отказаться от любых мирских благ и многим пожертвовать. В свою очередь, наш герой ни ее безоглядной любви, ни верной дружбы не оценил. Ничего он не мог предложить взамен Вере, так как жил только ради себя одного.

То же самое касалось сферы дружбы. Люди, с которыми судьба сводила Печорина, были слишком очевидно порочны для него. И даже к тем, кто были почти идеальны в плане гуманности и добродетельности, он относился равнодушно. Так, например, к старику Максим Максимычу, который помогал ему в деле с Бэлой и который был хранителем его путевых заметок, при повторной встрече он отнесся довольно прохладно, чем очень его обидел. С Грушницким его, казалось, связывали давние приятельские отношения, но он до последней секунды был уверен, что они рассорятся, потому что слишком уж разные.

Единственным человеком, отдаленно напоминающим его самого, стал доктор Вернер – секундант Печорина во время дуэли. Это был проницательный человек с высоким уровнем интеллекта, но его нравственная трусость не могла укрыться от опытных глаз Печорина. Практически в любом человеке герой романа находил изъян и в любой женщине разочаровывался. На мой взгляд, его главными врагами были скука и тоска. Все у него происходило от скуки и все ему быстро надоедало, ввергая в тоску.

см. также:Другие сочинения по произведению Герой нашего времени, Лермонтов

Композиция

Анализ произведения «Герой нашего времени» следует начать с композиции. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа даны не в следующих друг за другом временных отрезках, по порядку. Таким оригинальным способом автор выражает основную мысль романа.

Непоследовательное расположение глав приводит к тому, что читатель раскрывает потаённые уголки души Печорина постепенно, проникается его сознанием и глубиной его проблем.

Роман состоит из двух частей (сюжет).

Первая часть рассказана офицером, странствующим по Кавказу, очень похожим на автора. Рассказчик-офицер в своё повествование включает истории, услышанные от штабс-капитана Максима Максимыча, знакомого с главным героем (“Бэла”, “Максим Максимыч”).

Вторая состоит из записок самого Печорина, которые попали в руки странствующего офицера (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”).
Композицию усложняют “Предисловие к роману” и “Предисловие к журналу Печорина”.

Таким образом, читатели сначала знакомятся с героем, затем узнают о его гибели, а потом он сам рассказывает о себе в дневнике.

В хронологическом порядке повести должны были располагаться так (фабула): “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живёт собственной жизнью, имея своё строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть смерть главного героя.

Композиция романа очень сложна, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стало новым шагом в литературном творчестве. Задачу, которую ставил перед собой Лермонтов (понять “историю души человеческой”), помогла осуществить и композиция романа. Именно такое глубокое и постепенное проникновение в сущность Печорина вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни, следовать к цели и сохранить при этом лучшее в себе как в человеке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: