Стихотворение Есенина «Береза»
Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих «Береза». Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина «Береза» очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.
Темы
Разберёмся с тематикой стихотворения «Русь советская». Ниже представлены основные темы, которые появляются в произведении Сергея Есенина.
- Тема Родины — ключевая, она проходит через весь текст. Лирический субъект возвращается в края, где он вырос. Персонаж любит эти места, скучает по своему «отчему дому». Герой осознаёт, что всё, что его окружает, давно изменилось. Для многих жителей поэт — лишь «пилигрим угрюмый», человек чужой и незнакомый. Несмотря на это, лирический субъект остаётся верен любимому краю. Он называет себя «гражданином села».
Тема смены поколений появляется на протяжении всего стихотворения. Герой осознаёт, что мир стремительно меняется, люди становятся другими. Ему чужды взгляды и убеждения молодых парней и девушек, которые слепо преданы новой власти. Лирический субъект другой, он — человек уже ушедшей эпохи. Мир агиток и «немытых речей» не привлекает персонажа. «Цветите, юные, и здоровейте телом! // У вас иная жизнь. У вас другой напев», — говорит герой. Он с грустью смотрит на новое поколение, но ничего не может изменить.
Тему поэта и поэзии, несомненно, тоже можно увидеть в анализируемом тексте
Творчество очень важно для героя. Он готов отдать всё «октябрю и маю», но не способен расстаться с «лирой милой»
Персонаж всю жизнь восхвалял свой край с помощью поэзии. Когда родные места переживали не лучшие времена, стихотворец был рядом, посвящал красоте любимого села всё новые и новые произведения. Герой так трепетно относится к своим строчкам и мыслям, которые в них вложены, что он не хочет доверить свою лиру даже самым близким людям: матери, другу, жене. Лишь поэт способен полностью овладеть ритмичными напевами, понять значимость каждого выведенного на бумаге слова.
Природа
Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем («я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья»). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.
Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).
Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.
Популярные сочинения
Сочинение Лебедев в романе Идиот (образ и характеристика) Лукьян Лебедев — это второстепенный герой романа Федора Достоевского «Идиот»
Он постоянно находится во взаимодействии с главными героями произведения.
Сочинение на тему Спорт Спорт, и особенно командные игры, являются важной частью нашей жизни, будь мы зрителями или активными участниками. Для многих футбол является неисчерпаемым предметом разговоров
Анализ басни Листы и корни Крылова с моралью 6 класс В основе заглавия басни известного русского писателя Ивана Андреевича Крылова «Листы и корни» лежит противопоставление двух сфер
Одна из них — это показная внешность, другая — внутренние силы.
Тема Родины в творчестве Сергея Есенина (Школьные сочинения)
Тема Родины была центральной в лирике многих замечательных поэтов России, и творчество Сергея Есенина не является здесь исключением. Кажется, что в бескрайних просторах родных полей, в таинственных глубинах русского характера черпали поэты и писатели вдохновение, находил темы для своих произведений. Как истинные сыны родной земли, прославили они страну, в которой родились, стараясь мыслью, чувством, словом выразить преданность и любовь к ней.
В 1914 году девятнадцатилетний Сергей Есенин написал, кажется, свои самые заветные, самые пророческие слова, посвященные родному краю:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» –
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Русская земля была колыбелью его поэзии, основной темой творчества в течение всей жизни. Какой же видел Русь Серей Есенин, родившийся в последнем десятилетии 19 века и проживший всего 30 лет? Прежде всего, это Русь христианская, а может быть, христианское видение ее красоты. Как богомолец любуется поэт просторами России, хаты с резными наличниками окон представляются ему святыми образами:
Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Купола церковных глав, гулкий колокольный звон, «кроткий Спас», пахнущий яблоками и медом, – эти картины мы видим во многих стихах поэта.
Но в то же время поэт видел и другую Русь – бедную, неказистую, исполненную грусти: «Сторона моя, сторонка, горевая полоса…» Грусть, печаль, тоска становятся ключевыми словами в описании поэтом родного края. Эта земля заброшена людьми, забыта Богом. Бесконечные леса, покосившиеся домишки, крытые соломой, да и всего-то пять домов на всю деревню. А еще туман, грязные дороги – и «плакучая дума» на сердце: «Ой, невесел ты, край мой родной». Тоска – солёная, «солончаковая», а вот грусть – пастушеская, вдруг переходящая в радость, непонятную, необъяснимую.
И всё же она была красива – незаметной, неброской, но тихой, исполненной нежностью и грустью красотой:
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Чем же была так привлекательна русская земля для поэта? Возможно, своей непредсказуемостью, таинственностью, завороженностью. «Волхвы, потайственно волхвующие», – вот центральный образ этой Руси. Казалось, она таит в себе несметные силы, неограниченные возможности. И рядом со святой Русью – Русь удалая, разбитная, и люди, которым всё нипочём.
Может быть, именно эта противоречивость манит, притягивает к себе поэта. Он пытается создать ее образ, выразить в нескольких словах. Поэту кажется, что время проходит, но ничего не меняется:
И Русь всё также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Да и кто поймет человеческую душу, если она «нездешних нив жилица». Должно быть, такова участь русского человека – жить, «радуясь, свирепствуя и мучась».
И эту Русь, такую разную и непонятную, бедную и прекрасную одновременно, нельзя не полюбить, а разлюбить невозможно. И поэт как будто сливается в своих чувствах с окружающим миром:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвоннных.
И всё творчество Есенина – череда таких пылких признаний в любви:
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
И еще одна тема раскрывается в стихах Есенина – тема старой и новой Руси. В 1919 году, через два года после революции, он пишет:
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Но «задремавшая» страна постепенно уходила в прошлое, и поэт чувствовал это. В его лирике появляются новые мотивы, он приветствует свежий ветер перемен, который должен принести очищение от грехов и обновление. Каменной и стальной хочет видеть теперь поэт патриархальную Русь – довольное ей «волочиться сохой по полям», довольно быть босой и нищей.
Но всё-таки в сердцах людей Есенин навсегда останется поэтом «золотой бревенчатой избы» – символом всего русского, национального. И в самых последних стихах поэта, как и на заре его творчества, всё так же звучит тема любви к отчему краю:
Цветы мне говорят – прощай!
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Её лицо и отчий край.
Ну что ж, любимая, ну что ж,
Я видел Вас и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю.
Таково творчество поэта, которое можно считать воплощением любви и преданности Родине. Просто видеть землю, на которой родился, – это уже счастье! Именно об этом говорит нам Сергей Есенин, прекрасный поэт, пламенный патриот, гордость великой России.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Несколько интересных сочинений
- Анализ романа И дольше века длится день Айтматова Произведение является философскими авторскими размышлениями, раскрывающими психологическую основу духовного состояния человека с точки зрения памяти, являющейся высшей ценностью, означающей людскую любовь к родным местам, окружающей природе
- Сочинение по повести Старик и море Хемингуэя Старик и море является одним из заключительных произведений в творчестве автора. Хемингуэй после этого не писал практически никаких завершенных крупных произведений, тем не менее, именно Старик и море
- Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке
- Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)
- Сочинение Хлестаков и хлестаковщина 8 класс В произведении Гоголя под названием «Ревизор» существует два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Хлестаков и хлестаковщина, которые со временем вышли за пределы простых литературных понятий
Несколько интересных сочинений
В каждом народе каждого времени есть такой тип людей, которые всегда жалуются на то, какая их страна угрюмая, необразованная и не имеющая будущего, при этом ничего не делая для улучшения ситуации.
Дом – это лучшее место на Земле. У всех должно быть такое место, которое дорого душе и сердцу, в котором можно отдохнуть от дел, снять стресс, окунуться в воспоминания.
Любовь – это вечная тема, ее представление в произведениях М.Ю. Лермонтова Лермонтов является первооткрывателем новой страницы в русской литературе
Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии.
В былине Садко рассказывается о русском народе. Главный герой старинного произведения гусляр Садко. Он не только хорошо играет на инструменте, но и замечательно поёт. В своей местности Садко славится своими песнями, его талант уникален.
Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.
Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.
Человек и природа в творчестве С.А.Есенина
Поэзия С.А.Есенина не перестает поражать читателей своей красотой и искренностью чувств. Тема Родины, любви, природы- вот творческий триптих поэта. Красоты русской природы вдохновляли многих поэтов, и Есенин не стал исключением. Горячей любовью к природе проникнуты лучшие страницы его лирики.
Природа у Есенина- не просто застывший пейзажный фон, она живет, действует, горячо реагирую на судьбы людей.
Не остается равнодушной природа и к истории. На нее влияют социальные потрясения и политические бури:
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор…
Природа у Есенина органично сливается с внутренним миром человека, образуя неразрывное единство. Чувства человека усиливаются пейзажем или наоборот — наблюдая красоты природы, автор начинает переживать в унисон с природой. Так, например, грусть осени сливается с переживанием лирического героя об уходящей молодости:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как белых яблонь дым,
Увяданья золотом охвачен,
Я не буду больше молодым.
Поэт имел обостренное цветовое восприятие,поэтому один цвет у него имеет множество оттенков. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Примечательно, что он использует именно темно-голубой цвет, а не просто синий или голубой, Есенин стремится подчеркнуть яркость предрассветного неба: оно еще не стало голубым, так как солнце не взошло. Но как только “лучи ярко-золотые осветили землю вдруг”, небеса становятся голубыми. Таким образом, изменения цвета передают динамику жизни природы.
Природа у Есенина ведет неповторимое поэтическое существование: она постоянно находится в движении, изменяется. Поэтому поэт часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него “спит в белой накидке”, “словно белою косынкой подвязалася сосна”, “заря окликает другую”, “плачет метель, как цыганская скрипка”. Способность видеть в природе живой организм свойственна народной поэзии. Поэтому можно сказать, что Есенин-поэт воспринимает природу так, как воспринимали ее славяне-язычники. Для образного строя характерны конкретность, реальность, осязаемость образов. Вспомним, например, есенинский месяц: “ ягненочек кудрявый-месяц гуляет в голубой траве”, “ а месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам”, “посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется на землей”.
Для Есенина природа- это вечная красота и гармония.Она помогает поэту снять внутреннюю усталость. Она лечит своим теплом и светом:
Спит ковыль.Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Поэзия Есенина учит любить и хранить мир земной красоты. Его стихи таят в себе шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. Автор призывает отвлечься от земной суеты и поднять глаза к небу, взглянуть на природу и наполниться новым живительным током.
2006 г. Айрис-пресс
Полезный материал по теме:
- Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
- Тема Родины в творчестве Есенина
- любовь в творчестве Есенина и Блока
- Образ Пугачева в творчестве С.А.Есенина
- Тема Родины в творчестве Есенина (формат егэ).
Тема природы в творчестве Сергея Есенина
Сергей Есенин является одним из самых популярных, самых читаемых русских поэтов. Его творчество отличается необыкновенной силой непосредственности, искренности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Стихи Есенина – это чистосердечный разговор с слушателем, читателем. Вместе с этим Есенин еще и глубокий мыслитель. Мир чувств, мыслей и страстей лирического героя его стихотворений сложен и противоречив. Патриот своей родины, поэт был кровно связан со своим народом, с его поэтическим творчеством, с родной землей.
Замечание 1
Природа – это главная, всеобъемлющая стихия творчества Сергея Есенина.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Русская природа в лирике Есенина 440 руб.
- Реферат Русская природа в лирике Есенина 260 руб.
- Контрольная работа Русская природа в лирике Есенина 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Лирический герой его произведений связан с ней врожденно и пожизненно:
Поэзия Есенина – важный этап в формировании национального пейзажа, в котором наряду с традиционными мотивами запустелости, грусти, нищеты, включены необычайно яркие и контрастные краски.
Есенин чаще, чем другие поэты, использует понятия «родина», «край», «Русь»:
- «Гой ты, Русь, моя родная…»
- «Русь»
- «Край любимый! Сердцу снятся…»
- «О верю, верю, счастье есть…»
- «Запели тесаные дороги»
- «О край дождей и непогоды…» и т.д.
По — другому поэт изображает атмосферные и небесные явления – более изобразительно, картинно, в описаниях используя антропоморфные и зооморфные сравнения. Например, ветер – «рыжий ласковый олененок», месяц – «теленок», «жеребенок» и т.д.
Из небесных светил у Есенина на первом месте образ месяца – луны, он встречается почти в каждом третьем произведении (в 41 произведении из 127). При этом в стихах раннего периода преобладает «месяц», а в произведениях после 1920 года – «луна». В месяце поэт подчеркивает в первую очередь фигуру, внешнюю форму, силуэт. А луна – это главным образом свет и настроение, вызванное им – «луна хохотала, как клон», «тонкий лимонный лунные свет», «неуютная жидкая лунность» и т.д. Месяц в творчестве Есенина ближе скорее к фольклору, он как сказочный персонаж, а луна вносит романсовые, элегические мотивы.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Замечание 2
Есенина можно назвать создателем «древесного романа», лирическим героем которого является клен, а героинями – ивы и березы.
Очеловеченные образы деревьев получают «портретные» подробности» (например, у клена – «нога», у березы – «бедра», «стан», «подол» и т.д. Во многом благодаря Сергею Есенину белая береза стала восприниматься как национальный поэтический символ России. Другими излюбленными растениями поэта являются черемуха, липа, рябина.
Образы животных тоже раскрыты более проникновенно и сочувственно. Они становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний. С животными у лирического героя стихотворений Есенина кровно-родственная близость, как с «братьями меньшими».
У Есенина пейзажные мотивы имеют тесную связь не только с круговоротом времени в природе, и но и с возрастным течением человеческой жизни – грустью о прошедшей юности, чувством увядания и старения. Излюбленным мотивом Есенина является разлука с родным домом и возвращение на «малую родину». В его творчестве образы природы окрашены чувством ностальгии и преломлены в призме воспоминаний.
Есенин с особенной остротой ставит проблему сложных взаимоотношений природы с побеждающей ее цивилизацией:
В творчестве Есенина значительное место занимают космические и фантастические пейзажи, которые выдержаны в стиле библейских пророчеств, но имеют богоборческий и человекобожеский смысл:
По выражению М. Горького, поэзия природы Есенина выражает «любовь ко всему живому в мире и милосердие». Она замечательно еще и тем, что впервые поэт последовательно проводит принцип уподобления природы самой природе и раскрывает изнутри все богатств ее образных возможностей.
Русская природа в лирике Есенина
..
В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины — родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии. Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал:
Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали.
С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:
Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.
Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается:
Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Жизнь природы неотделима от жизни человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:
Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть.
В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”. Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России:
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Поэт не мыслит себя без русской природы. “Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения:
Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.
Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше?
Я навек за сиянье и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан…
Бог в поэзии Есенина
Религиозное миропонимание пронизывает все творчество Есенина, особенно периода 1910-ых годов. Это миропонимание определяет и существенные стороны умонастроения его лирического героя, восприятия им вечности и исторического времени. Сюжет пришествия м мир Бога получает здесь оригинальное развитие. Этот сюжет Есенин прорисовывает в различных вариациях. Смысловой комплекс, воплощенный в художественной форме, насыщен прозрениями о тесной связанности земного мира с замыслом Божественным и восходит к Священному Писанию, при этом вступая в сложные опосредованные отношения с фольклорной традицией, с эсхатологическими и культурфилософскими интуициями.
Замечание 1
В своем трактате «Ключи Марии», написанном в 1918 году, Есенин размышляет о значительном для современного сознания перевороте в религиозном и космологическом мироощущении, когда границы между земными измерениями и небесными теряют свою былую отчетливость.
Изображение перипетий вхождения Бога в земной мир в поэзии Есенина становится явным в стихотворениях 1914 года и часто выражается в «новеллистической» жанровой форме. Одной из ранних иллюстраций этого лейтмотива является произведение «Шел Господь пытать людей в любови…». При помощи средств сюжетной, персонажной лирики в этом стихотворении запечатлевается психологическая зарисовка того, как Господь в образе нищего погружается в самую гущу человеческих страданий, при этом тая горькое убеждение в нравственной нечуткости, непросветленности природы человека. но кульминационная встреча с нищим стариком оказывается для Бога совершенно неожиданным откровением. Такая с религиозной точки зрения «еретическая» поэтическая интуиция о возможном для Творца временном неведении о тайнах человеческой души у Есенина предопределяет особое направление размышлений о соотношении Божьего Промысла и воли человека, которое затем, например, в поэме «Инония», приведет к попытке «адаптации» Божественной реальности в земному пониманию, к созданию «нового» Бога и «новой» веры.
Замечание 2
Герой ранней лирики Сергея Есенина часто предстает как богоискатель и тайновидец, и это находит выражение в пейзажной образности, являющейся «обытовлением Космоса».
В произведении «не ветры осыпают пущи…» космизм пейзажной перспективы соответствует широте поэтического зрения, которое охватывает обширный диапазон от горних высот да мрака нищеты земной. Герой, вглядываясь в «голубизну незримой кущи», прозревает нисхождение на землю странствующего, страдающего и воскресающего Творца.
В ранней лирике Есенина отражение находит глубоко христианская по своему существу идея о Божественном самоумалении ради спасения мира. В произведении «Чую радуница Божью…» сокровенные воспоминания о детских снах, пророчество о пришествии Христа, религиозные интуиции о собственном избранничестве «растворены» в бытовой речи и динамике повседневных событий.
Искупительный подвиг Христа, его распятие у Есенина рассмотрены через призму натурфилософских образов и восприняты в качеств событий, которые на новом историческом этапе должны будут вернуться. И пейзажная элегия «Покраснела рябина…» тогда приобретает пророческое, религиозное звучание.
Религиозные искания Есенина, которые со временем приобрели богоборческое и «еретическое» звучание, наглядно отражают важнейшие стороны индивидуального и общественного сознания его лирического «я», особенности восприятия природного космоса, современности, культуры и истории. Художественное постижении глубинных соответствий между Божественной реальностью и явлениями действительности стало важнейшим для поэтического мира Сергея Есенина.