История создания романа «преступление и наказание»

Мастер-класс «путь к преступлению» (по роману ф.м. достоевского «преступление и наказание» 10 класс)план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

История преступления и наказания Родиона Раскольникова

Тем временем, сестра Родиона Дуня дает согласие выйти замуж за нелюбимого человека ради того, чтобы обеспечить брату и матери благополучное будущее. Раскольников не может допустить такой жертвы со стороны близкого человека и решается убить и ограбить старуху, которой на протяжении полутора месяцев закладывал свои вещи.

Раскольникову удается уйти с места преступления никем незамеченным, но на следующий день он, потеряв сознание на глазах у чиновников, обсуждавших убийство, вызывает на себя первые подозрения. Предвещая визит следователя, он прячет украденные вещи и деньги в одном из дворов Петербурга. Чтобы выяснить, где именно жертва хранит ценности, Раскольников отправляется к ней домой. Он изучает детали, а план преступления продумывает, гуляя по улицам Петербурга.

Во время одной из прогулок из случайно подслушанного разговора герой узнает точное время и день, когда его жертва останется дома одна, и решает воспользоваться ситуацией. Полагаясь на услышанное во время прогулки, Раскольников берет из дома топор, приходит к старухе и убивает ее. Неожиданно свидетелем убийства становится сестра убитой женщины Лизавета. Раскольников с помощью топора хладнокровно избавляется и от нее.

После этого он забирает деньги и драгоценности и покидает квартиру. По приходу домой он спокойно ложится спать.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание Надо отметить, что особенно ярко образ Родиона Раскольникова раскрывается в тот момент, когда он решает посмотреть, в какую группу людей входит он сам, и поэтому убивает старуху.

Но он совершает его сознательно, ломая свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то указание.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. И убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, «вошь ли он, как все, или человек, сможет он «переступить или нет; «тварь ли он «дрожащая или «право имеет».

Читайте другие статьи на сайте:

  • Превышение пределов необходимой обороны примеры из судебной практики
  • Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания
  • В колониях поселениях отбывают наказание лица осужденные к лишению свободы
  • Основания условия виды и порядок прекращения уголовного преследования
  • Краткая апелляционная жалоба по уголовному делу образец 2020

Характеристика 2

Большов является человеком, который полностью отражает буржуазию Руси в 19 веке. Персонаж этот был изначально беден, находился в низших слоях общества, зарабатывал тем, что торговал. Но, позднее у него вышло выбиться в люди в определенной среде, причем его начали уважать.

Пришел он к этому не с помощью саморазвития, развития своего дела или каких-то умственных способностей. Как и многие другие, Большов просто попал в нужное время и понял главное, что нужно делать деньги, пока это можно. Большов стал богат, но его внутренний мир и умственные способности значительно отстают от финансового благополучия. Он словно не образованный дикарь, который имеет какие-то амбиции и стремления в жизни. Но, от этого только смешно, ведь многие его поступки и речи вызывают смех.

Все свои победы и богатство, Большов приписывает как лично свои заслуги. Если человек от него в чем-то зависит, в данном случае это его семья, то эти люди не имеют своего слова. Большов считает, что нужно сделать так, значит это, касается всех. Б. вырос в окружении людей, которые могли его попрекнуть в чем-то или унизить, но теперь он богат и по своему мнению у него есть власть, поэтому упрекать или унижать теперь может он. Б. делает это с огромным удовольствием.

Большов считает, что находится на пике и поэтому все дела передал своему главному приказчику, а сам только считает денежки. Но, Б. теряет в себе уверенность, он хочет всех обмануть и объявить ложное банкротство. На такой шаг Большов идет из-за того, что очень боится. Он думает, что сами же должники его обманут. По плану Б. у него есть шанс сразу заработать очень много и уже не заниматься торговлей, вообще ничем не заниматься, денег хватит. Даже своему приказчику он говорит, что настало время отдыха.

Большой владеет очень скромным складом ума, в чем-то он даже безумен, если считает, что данная афера это словно рок, конец и даже воля бога. В этой ситуации Б. ищет возможность опоры близкого человека. Он и его приказчик ведут подготовку очень грубой аферы при этом, оправдывая в чем-то себя, пытаются скрыть этот обман за словами любви. Данная афера для Большова обозначает только одно – банкротство.

Характеристика образа Большова в пьесе «Свои люди – сочтемся»

В лице Большова драматург создал тип, очень характерный для истории русской буржуазии XIX в. «Большое вышел из низов — в молодости он «голицами торговал на Балчуге; добрые люди подзатыльниками кормили». Но он выбился в люди — к богатству и почету в своей среде. Однако выбился не в процессе постепенного, органического развития своего торгового «дела», определяющего его собственный деятельный внутренний рост, формирование его характера и умственное развитие. Боль-шов- один из тех, кто был вынесен из низов стихийной силой денежных торговых оборотов, основанных на рвачестве и плутовстве, кто сумел хорошо усвоить только одно правило жизни: «вышла линия, ну и не плошай…». Поэтому его духовное развитие однобоко и уродливо. В нем он намного отстал от уровня своего материального преуспевания, определяющего как отношение к нему со стороны всех окружающих, так и его самооценку. Внешне он давно стал одним из «столпов» в местной торговой среде и соответственно себя ведет, не отставая от других. Внутренне — это дикарь, имеющий самые извращенные понятия, чувства и стремления. Это и создает комизм его поступков, его речи, всей его фигуры.

Вынесенный из низов силой чистогана, всю власть своего богатства приписывает лично себе и поэтому любое свое желание считает законом для всех зависимых от него людей, прежде всего для членов своей семьи. «Захотел выдать дочь за приказчика, и поставлю на своем, и разговаривать не смей, я и знать никого не хочу», — кричит он жене. У него пет любви к родной дочери, и он с легкостью готов принести ее судьбу в жертву корыстным расчетам. Выросший среди унижений и попреков, он искренне наслаждается тем, что может безнаказанно унижать и попрекать других, и делает это со всей грубостью выскочки. «А тебе больно знать нужно! — ворчит он на своего стряпчего, от которого, по своей неграмотности, всецело зависит. — То-то вот вы подлый народ такой, кровопийцы какие-то…». Достигнув богатства с помощью обмана и затевая еще больший обман, он глубоко негодует, если еще кто-то обманывает других. Бессовестный, он ждет от людей «стыда» и «совести».

Отсутствие в деятельности Большова какой-либо творческой жилки сказывается в том, что, достигнув богатства, он потерял всякий интерес к своему растущему «делу», давно свалил все заботы на главного приказчика, а сам думает только о накоплении. И решение пойти на ложное банкротство порождено в нем не задорной предприимчивостью, но его неуверенностью в себе. Он идет на это потому, что «времена подошли тесные», нет прежних рваческих прибылей, и прежде всего из страха, что в надвигающейся волне ложных банкротств должники обманут его, «обанкротившись».раньше, а главное — из желания урвать сразу крупный куш и совсем отойти от дела. «На кого бы только эту обузу свалить?»- говорит он стряпчему. «Да и самому-то, братец ты мой, отдохнуть пора: прохлаждались бы мы, лежа на боку, и торговлю всю эту к черту». Паразитическая подоплека буржуазного хищничества проявляется здесь очень ясно.

По умственному убожеству Большов считает это решающее мошенничество чем-то роковым, видит в нем «один конец» и даже «волю божью». Желая опереться при этом на близкого человека, он требует от него любви и сам уверяет, что любит его. «Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня?» — спрашивает он. «Кабы я тебя не любил, нетто бы я так с тобой разговаривал?». И Лазарь, конечно, оказывается на высоте положения: «Я теперича готов всю душу отдать за вас…» — говорит он хозяину. Оба готовят грубое надувательство и оба прикрывают его словами о любви. В этом много лицемерия и еще больше наивности. Для Большова злостное банкротство — завершение его купеческой карьеры, для Подхалюзина и Липочки — только начало.

Краткая сюжетная линия романа

Стоит отметить, что ключевой герой «Преступления и наказания» взят из реальной жизни. Ещё в 1865 году в газетах появилось извещение об убийстве прачки топором, которое совершил москвич Чистов Герасим.

Главному герою произведения Достоевского всего 23 года. Его бытие невозможно назвать радужным. Родион — студент юридического факультета, вынужден платить за то, что учится, и ведёт весьма бедственное существование. Сделать с этим он ничего не может. Автор при описании его внешности отмечает, что Раскольников весьма недурен собой, отличается высоким ростом и тёмными глазами. Ему мог принадлежать весь мир, а его кумир — Наполеон.

В самом начале герой повествования проживает в небольшой коморке, он очень беден. Раскольников Родион (отчество Романович) не знает, чем оплатить своё образование, где взять наличности на оплату жилплощади, а также где добыть еду. Помощь мамы и его университетского друга более высокого социального происхождения кажется ему достаточно унизительной. Все обстоятельства жизни приводят его к полной панике и отчаянию. Мужчина даже подумывает умереть, теряя смысл жизни. Юноша решается посвятить себя благому делу: убить старуху-процентщицу по имени Алёна Ивановна из-за личной неприязни.

  • Хотя особу ключевой личности романа Достоевского невозможно назвать дружелюбной. Мужчина превозносит себя над всем миром, чувствует постоянно пропасть между собственным «Я» и другими людьми окружения. Ему позволено многое, «серой массе» — ничего. Что это может означать? Сколько смертей могло это убеждение повлечь за собой?
  • В результате происшествия в произведении принимают другой характер, чем рассчитывал бедняга Радион Раскольников. После смерти бабушки, Раскольников также убивает младшую сестру Алёны Ивановны Лизавету, который он встречает в неподходящий момент. Его невозможно оправдать или осудить тут же. Он — «раскольник», двойственная натура.

Свидетелей преступного деяния нет. Раскольников продолжает получать свою профессию. Однако, Ю по мнению следователя Порфирия Петровича, именно Родион виновен в убийстве. Мужчина получит все же свое наказание. Ведь он пишет заметку в газете о необыкновенных и вполне земных людях, которым позволено или нет совершать противозаконные поступки.

Жизнь главного героя меняется кардинально при знакомстве с семейством Мармеладовых, а именно Соней.

Главные герои и их характеристика

  1. Сотников — заглавный герой повести, бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший “чистую” смерть, а не “грязную” жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.
  2. Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли -служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.
  3. Демчиха — простая русская женщина, в дом которой Сотников и Рыбак случайно забрели в поисках укрытия. Хотя сначала она и не очень добро настроена по отношению к партизанам, в итоге помогает им, за что потом сама и погибает. Обстоятельства ставят перед ней тяжелый нравственный выбор: помочь партизанам или выдать их и точно спасти себя и детей. Но душа обычной русской женщины не может сдать своих, она пытается найти самый положительный выход из ситуации и помочь всем.

Путь Раскольникова к преступлению (по роману Достоевского Преступление и наказание)

Фёдор Михайлович Достоевский-русский писатель, который впервые принялся за написание психологических произведений. Над такими произведениями читатель должен задуматься, вынести что-то полезное для себя. Одним из таких является роман «Преступление и наказание».

В центре романа стоит Родион Раскольников. Он обычный гражданин, который живёт в маленькой, тесной комнате, не работает и погряз в нищете.

Путь к преступлению начинается с того момента, когда он узнаёт о старухе-процентщице, которая пытается помочь и даёт нуждающимся людям в долг. Впервые об убийстве говорится, когда Раскольников из-за отсутствия денег сдаёт кольцо. Он подслушал разговор студента, который яростно высказывался о старухе и желании её убить, потому что «так будет лучше для всех».

На самом деле, ростовщица не хотела помогать людям. Она давала людям деньги и назначала огромные проценты, потому что видела беспомощность семьи. По сути она их обкрадывала. В романе описывается злая, корыстная процентщица. Это старуха лет 60-ти, с безумно злыми глазами, белокурыми, почти седыми волосами. Шея у неё была очень длинная и на неё было постоянно какое-то тряпьё.

Родион впервые обратился к старухе, когда решил сдать её отцовские часы, опять же из-за отсутствия средств на существования. В этот момент он чувствовал себя мерзко и даже ненавидел. Вот тут-то он и задумался об убийстве старухи. Раскольников считал, что убив эту женщину, он сделает всем только лучше. Люди перестанут быть бедными, отдавать все своих ценности ростовщице. К тому же раскольников думал, что такой поступок будет в виде ритуала, в котором будет показано, что будет с людьми, несущие общественный вред. Все эти мысли делали его более величественным перед остальными людьми. В это время он узнаёт, что его сестра решилась продаться и выйти замуж за подлого Лужина. Он понимал, что Дуня делает всё ради его семьи. Конечно, Родион этого не хотел, но предложить что-то взамен. Тогда его ещё больше посещали мысли об убийстве. Ведь он перешагнёт моральный порог и станет величественным, изменит в лучшую сторону жизнь других людей. Когда же было совершенно убийство, Раскольников понял, что сделал только хуже, в первую очередь, самому себе. Показательная сцена была практически в самом конце романа, когда ему читали Библию.

Таким образом, Родион Раскольников хотел совершить преступление исходя из добрых намерений. Он думал, что так будет лучше.

Начало

Достоевский страдал болезнью игрока – не играть он не мог. И, получив гонорар от журнала, писатель, поправив немного свои дела, вновь поддался азартному искушению. В Висбадене ему нечем было оплатить стол и свет в гостинице. Благодаря только доброму к нему расположению хозяев отеля Достоевский не остался на улице.

Чтобы получить деньги, надо было закончить роман в срок, потому пришлось торопиться. Задумал писатель рассказать историю о том, как бедный студент решился убить и ограбить старуху. Сюжетом должна была стать история об одном преступлении.

Автор всегда интересовался психологией своих героев, а тут крайне важно было изучить и описать психологическое состояние человека, лишившего другого жизни, важно было раскрыть сам «процесс преступления». Писатель уже практически роман закончил, как вдруг рукопись уничтожил по совершенно непонятой причине

Василь Быков «Сотников» анализ кратко

Автор‎: ‎Василь Быков

Дата написания‎: ‎1969Жанр — повесть

История создания. Произведение написано на основе встречи писателя с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. 20 лет прошло с дня встречи до написания книги.

Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.

Главная мысль: Лишь сильные духом люди способны не потерять человеческое лицо на фоне жестокости и отчаяния войны. Именно таких людей нельзя победить.

Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.

Направление – реализм. Автор описывает войну 1941-1945 года, судьбы людей. Произведение основано на реальных событиях.

Основная проблема: человек в бесчеловечных обстоятельствах, преодоление ограниченных физических возможностей силой духа.

Главные герои повести «Сотников»:

  • Сотников
  • Андрей Рыбак
  • Демчиха

Вначале Сотников и Рыбак предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью. Но если, Сотников, выдерживает испытание и гибнет, то Рыбак, покупает себе жизнь, становясь предателем.

Сюжет «Сотников»

События происходит военной зимой в Белоруссии. Два партизана – Сотников и Рыбак – идут на задания. Они должны достать еду отряду, который укрылся в лесу. Сотников болен, у него кашель и лихорадка, но он идет выполнить задание с Рыбаком.

Сначала Рыбак и Сотников идут на знакомый хутор, но видят, что его сожги. У старосты деревни они берут овцу и отправляются назад.  Но по их видит полицейский патруль, Сотников отстреливается, его ранят. Рыбак возвращается за ним и несет на себе Сотникова.

Вместе они добираются до деревни и прячутся в доме Демчихи, но и там их находят полицаи. Партизан выдал приступ каша Сотникова.  Сотника и Рыбака доставляют с Демчихой в участок. Там же они видят старосту Петра (именно он отдал партизанам овцу). Полицаи схватили его и девочку-еврейку Басю, которую тот прятал. Полицаи пытают партизан, но Сотников не выдает свой отряд. Рыбак же решает сотрудничать с полицаями, надеясь потом сбежать.

В отличие от Рыбака, который пытается выжить любым способом, Сотников понимает, что обречен на смерть – и это осознание придает ему мужества. Он выбирает смерть с достоинством. На виселице оказываются все пленные, кроме Рыбака, и Рыбак сам выбивает опору из-под ног Сотникова. В конце произведения Рыбак, сохранивший жизнь ценой предательства, находится в отчаянии, даже пытается покончить с собой, но у него это не получается.

Повесть «Сотников» — одно из главных произведений о войне 1941-1945 года, с которым всем нам предстоит ознакомиться в школьные годы, когда тема верности и предательства особенно актуальна для нас

В этом возрасте очень важно научиться разбираться в людях и их намерениях. Так что разбор данной книги от Многомудрого Литрекона поможет не только любителям истории, но и всем тем, кто хочет сразу узнавать в окружающих хорошие и плохие черты

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Дом с мезонином Чехова

    Антон Павлович Чехов является автором произведения «Дом с мезонином», которое он написал в 1896 году. Несбывшаяся любовь — является основной темой, которая раскрывается в данном произведении.

  • Анализ поэмы Байрона Дон-Жуан

    Байрон, вдохновленный успехом своего произведения «Беппо. Венецианская повесть», написанного в 1817 году, начал роботу над другой поэмой, наименованной позже, как «Дон Жуан»

  • Васильев Борис Львович

    Знаменитый автор таких произведений, как «А зори здесь тихие…»( наверное, каждый старшеклассник точно читал данное произведение, оно никого не оставит равнодушным, ужасы войны

  • Анализ рассказа Шукшина Микроскоп 6 класс

    По классификации самого автора произведение написано в жанре «рассказ – судьба». Перед читателем открывается умещенная в две недели целая человеческая жизнь, лишенная смысла, наполненная им и вновь лишенная.

  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение

    Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные

Окончил инженерное училище — по настоянию отца

Техническое образование совсем не соответствовало внутреннему устроению юноши, любившего литературу и вообще склонного к постоянной рефлексии. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению. На его книжной полке были сочинения Гомера, Гюго, Гете, Гофмана, Шекспира, Шиллера, Байрона, Державина, Лермонтова, Гоголя. Почти всего Пушкина будущий писатель знал наизусть. Ночи юный Достоевский проводил за первой пробой своего пера.

Достоевский (справа) с этнографом Чоканом Валихановым. 1858 г. Фото: wikimedia commons

Закончив учебное заведение, Федор Михайлович немного проработал по специальности, но вскоре вышел в отставку и больше никогда не возвращался к инженерному делу.

Был помилован на эшафоте

За участие в кружке петрашевцев Достоевский был приговорен к смертной казни. 

Руководитель кружка Михаил Буташевич-Петрашевский обвинялся в «замысле на ниспровержение государственного устройства». Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях».

Смертный приговор был вынесен двадцати одному участнику кружка. Несмотря на то, что было готово императорское помилование, власти приняли решение провести показательную акцию: осужденных привезли на площадь, где их стали готовить к расстрелу…

«Казнь петрашевцев на Семеновском плацу». Рисунок: Б. Покровский, 1849 г.

По процедуре к столбам выводили по трое. Достоевский был шестым. Когда первую «тройку» облачили в саваны, а солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Один из осужденных, Николай Григорьев, который ждал выстрела уже с мешком на голове, сошел с ума.

В тот же день Федор Михайлович написал брату из Петропавловской крепости: «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу… Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья…»

Ощущения, которые Достоевский мог испытывать у эшафота, пронзительно передал герой романа «Идиот» князь Мышкин в одном из своих монологов.

На его похороны пришли 10 тысяч человек

Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой. Достоевский успел исповедаться, причаститься и проститься со своими родными и близкими.

Ф.М. Достоевский на смертном одре. Литография: А.И. Лебедев, 1881 г. ГМИРЛ им. В.И. Даля

В последний путь писателя провожала необычайная похоронная процессия — более десяти тысяч человек. Николай Страхов вспоминал: «Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. Такого огромного стечения народа, таких многочисленных и усердных заявлений уважения и сожаления не могли ожидать самые горячие поклонники покойного писателя. Можно смело сказать, что до того времени никогда еще не бывало на Руси таких похорон. 

Всего яснее покажут дело цифры: в погребальной процессии, при выносе тела из квартиры (Кузнечный переулок, № 5) в церковь Св. Духа, в Невской лавре, было несено 67 венков и пели 15 хоров певчих.

67 венков — это значит 67 различных депутаций, 67 различных обществ и учреждений, пожелавших оказать почести умершему. 15 хоров певчих — значит 15 различных кружков и ведомств, имевших возможность для этого снарядить певчих».

Подготовка к убийству в романе преступление и наказание

Линия развития драмы нигде не прерывается и не переламывается побочными эпизодами. Все служит единому действию, оттеняя и углубляя его. Трагедия семейства Мармеладовых является сильнейшим аргументом к теории и действию Раскольникова, как и возникающий из письма матери «свидригайловский мотив в судьбе сестры (власть над бедной девушкой ее хозяина), вскоре получающий в романе полное и глубокое развитие.

Образ Свидригайлова отнюдь не представляет собой самостоятельного вводного эпизода, он замечательно освещает судьбу и личность главного героя.

Высокое искусство романиста сказалось в органическом сплетении этой основы с острейшими темами современной публицистики, превратившими уголовный роман в грандиозную социальную эпопею. Существуют разные исследовательские концепции: анализ трагедии Раскольникова с материалистических и социологических позиций (Д. Писарев), в контексте антинигилистических (Н. Страхов) и философско-религиозных (В. Розанов) исканий. Он намечает новый план, в котором изложение уже ведется от имени автора, но сосредоточено исключительно на главном герое.

Заставил плакать Тургенева

Открытие памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года было огромным событием, а пушкинская речь Достоевского стала апофеозом этого события.

Федор Михайлович долго готовился к этому выступлению, которое начал словами Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого, иногда даже совсем чуждого, народа, его гений. И, переходя к роли всего русского народа, Федор Михайлович особо выделял понятие «братства»: 

«Наш удел всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».

«Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, <…> стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев».

Свидетели этой речи вспоминали, что она произвела колоссальное впечатление на слушателей: удивительным образом тут же произошло примирение людей совершенно разных направлений и взглядов. Тургенев, с которым у Достоевского было много разногласий, со слезами подошел к Достоевскому. Они обнялись.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: