Сочинение Наталья Савишна в повести Детство (Характеристика и образ)
Рассказ Л. Толстова «Детство» интересное и впечатляющее. В произведение рассказывается о нелёгком детстве маленького мальчика по имени Николенька. Мальчик пережил много тяжёлых для его возраста событий, переезды и смерть матери. У Николеньки был человек, который его любил, заботился о нём и поддерживал . Им являлась няня .
Наталья Савишна — старушка лет семидесяти пяти, сгорбленная, со впалыми глазами, с седыми волосами, маленького роста.В молодости весёлая, активная, толстая ,работает с подросткового возраста. Добрая, заботливая , честная , трудолюбивая и чудесная женщина. Автор даёт описание прекраснейшей и добродушной старушки, Работала служанкой и няней в доме Николеньки, служанка из неё хорошая, чистоплотная и любящая свою работу. Не брезгала убирая вещи, ей нравилась такая работа. Когда-то была сослана за то, что просила дедушку дать согласие на замужество, после чего была сослана в деревню, а когда разрешили вернуться обратно ,не вернулась.
Наталья нянчила маму мальчика, оберегала её, работала у их бабушки служанкой, после нянечкой. Старушка любила их семью , в ответ её тоже любили, почитали и уважали. Стала почётным, трудолюбивым и честным членом семьи в их доме. Со всеми вела доверчивые отношения. После стала экономкой, отвечала за расходы, заботилась о вещах. Следом, получает вольную, но остаётся служить у Иртеньевых. Она приняла большое место в воспитании и развитие Николеньки ,с мальчиком хорошие и теплые отношения . Наталья Савишна имеет большую и неважную роль в его жизни. После того, как умирала мать, та почти заменила ему её. Она научила маленького мальчика честности, искренности, скромности , уважать и любить близких. Няня учила его прекрасному воспитанию. У старухи есть брат с которыми она не общается, нет друзей, но есть собачка моська, близкий товарищ в тяжелые минуты жизни. Перед смертью оставляет завещание , её наследство переходит брату. Всё свободное время уделяет семье Иртеньевых. Заболела через год после смерти своей душеньки матери Николеньки. Похоронили её недалеко от девушки.
Я считаю, что у Натальи была непростая судьба, интересная жизнь с кучей неожиданностей. Наталью описывают как неунывающую старуху, чаще всего веселой, доброй и счастливой. Поступок не вернуться в город на свою работу, остаться в доме Николеньки меня очень поразил и вызвал восторг. Данный герой запомнился очень ярким.
Художественные детали
У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов — человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением
На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее
Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.
Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником — автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» — которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть
И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели — указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.
Вариант 2
Это сложное такое — взрослое произведение, но все равно понятно, что герой поступил не совсем хорошо, он ведь до сих пор об этом жалеет! Но и героиня не совсем права.
Я думаю, что герои были во всем не правы… Он совсем не так построил свою жизнь. И не нужно было оставлять Надежду, которую он все-таки любил. Тем более, что он так ее обидел. Да, после он снова влюбился, но жена его бросила, как будто отомстила за Надежду. Никто ему эту мысль не подбросил! Николай сам думает, что это жизнь его так наказала за плохое отношение к своей первой возлюбленной. То есть он сам чувствует, что виноват.
А Надежда, хоть и устроила свою жизнь, держит отличный постоялый двор, но она продолжает злиться на Николая! И замуж не вышла, хотя ей предлагали, наверняка, с ее красотой! Злится, не прощает. Может быть, эта злость и дала ей силы устроить свою жизнь, ведь в те времена женщине было сложней, а она еще и почти крепостная — из простой семьи. Но все же ей самой сложней живется из-за этой злости.
Неужели тогда было так трудно для людей разных сословий пожениться? Тогда это очень грустно… Думаю, что Николай и Надежда были бы хорошей парой. Такая женщина быстро бы поняла, как нужно себя вести в обществе. Но они могли бы и не ездить на те же балы, сами жить своей жизнью, но барин, наверняка, не хотел. Вот теперь и жалеет, но ничего не меняет все равно!
Странно это для меня. Теперь уже они в возрасте — что терять? Оба несчастны! Но только у нее, конечно, своя гордость!.. Но тут обоим нужно было б отойти от этих обид и предрассудков. Детей у нее нет, у него сын — негодяй. Так чего им бояться? Кто и что уже скажет? Но почти уже старые, а все думают о других и о прошлом. Представляю их встречу лет чрез пятнадцать. Он и она уже седые старики. У нее уже сеть постоялых дворов, а у него внук — подлец. Оба уже забыли, за что сердились с молодости друг на друга (склероз). Но тут уже удивляются, почему не сошлись, когда встретились на ее постоялом дворе. Будут выяснять, кто как посмотрел и что сказал. И еще столько лето потеряно! Странные люди.
Этот рассказ нужно читать просто, чтобы не брать пример с этих странных людей. И ведь ясно, что они любят друг друга! Мне так ясно. А вот им, по-моему, нет! И только время теряли… Очень жаль их. Совсем не хочется повторять их ошибки! Темные аллеи, но еще темней их пути — рассуждения. Запутались совсем герои, жалко их опять! А рассказ точно полезный и правильный. Для примера всем!
Образ Натальи Савишны — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника
1 вариант
В 1852 году вышло произведение Л. Н. Толстого – автобиографическая повесть. В ней выведены образы тех людей, с которыми взаимодействует главный герой Николенька Иртеньев.
Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она “кротостью нрава и усердием”, поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Непросто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор.
Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: “…я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните”.
Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны – кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью, и свое поведение в этом эпизоде, когда мысленно обругал няню: “Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, – Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку.
Нет, это ужасно!” Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: “У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда”.
Итак, образ Натальи Савишны помогает раскрыть отношение главного героя повести к жизни, к людям. А сам характер жизни Натальи Савишны – пример подлинной любви и самопожертвования.
2 вариант
В главе, посвященной Наталье Савишне, Толстой сначала кратко рассказывает ее историю: дворовую девку взяли в качестве прислуги в дом, когда родилась матушка героя, она стала ее няней.
Один раз в жизни дала Наталья себе волю и попросилась замуж, за человека, понравившегося ей, чем прогневала старого хозяина, который сослал ее на полгода в степную деревню скотницей. Вернувшись из ссылки, Наталья “явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово”.
Всю свою любовь она перенесла на барышню, а когда та, решив отблагодарить ее за верную службу, дала Наталье Савишне вольную, воли уже не надо было, она расценила вольную как изгнание: “Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните”. Это предыстория. А герой помнит старушку, с которой он делился всеми своими мыслями и мечтами, к которой прибегал между уроками, которая курила “очаковское куренье”, привезенное когда-то дедом героя, и была владелицей сундуков, где можно было найти все, что душе угодно, которая баловала их и заботилась о них.
Наталья Савишна жила не своей жизнью и своей волей, а жизнью и волей господ, и не представляла себе другой доли, была счастлива ею. “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, – тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”.
Герой вспоминает случай, когда он обиделся на старушку. Он облил скатерть, и Наталья Савишна наказала его. Маленький барчук воспринял заслуженное наказание как личное оскорбление, нанесенное ему какой-то Натальей, служанкой, и слезы злости лились из его глаз.
Почувствовав его настроение, Наталья Савишна извинилась перед ним, принесла подарок, и теперь уже слезы стыда за себя душили мальчика. “Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?” Вопросы эти возникли в его голове гораздо позже, когда он стал взрослым.
Сочинение История Натальи Савишны
Наталья Савишна – второстепенный персонаж автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Она сыграла большую роль во взрослении Николеньки Иртеньева и становлении его, как личности.
Наталье Савишне посвящена тринадцатая глава в произведении «Детство» Л. Н. Толстого. Перед читателем четко вырисовывается образ доброй, кроткой, трудолюбивой старушки с чистой душой и открытым сердцем.
4 стр., 1645 слов
Образ Петра Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка»: , …
… воевать на стороне бунтарей и чудом остался жив. Пугачев. Гринев Образ Петра Гринева — детство и юность: сочинение Образ Петра Андреевича Гринева «Образ Петра Гринева — детство и юность»: Детство героя прошло в интеллигентной … Петр умело преодолевает трудности, он добр, обязателен, смел и справедлив. Даже в сложной ситуации, Гринев не растерялся, не испугался и защитил честь девушки на дуэли. Что …
Давно дед Николая Иртеньева взял Наталью, когда она была еще девчонкой, к себе в прислуги. Она хорошо подходила на эту работу, трудилась усердно. Позже Наталья стала няней. В этой должности Наталья Савишна трудилась много лет, полюбив молодую госпожу всем сердцем и привязавшись к ней.
Однажды Наталья влюбилась в официанта Фоку, она пришла к хозяину и попросила благословения выйти замуж за возлюбленного. Дед Николеньки, посчитав Наталью неблагодарной, сослал ее на скотный двор. Однако, поняв, что такую няню никто заменить не может, через несколько месяцев ее вернули обратно.
После Наталья стала ответственной за кладовую, одежду и провизию. Хозяева, посчитав Наталью Савишну честной, надежной и верной работницей, доверили ей следить за своим имуществом. Полученные обязанности она выполняла так же усердно и с большой любовью.
После того, как Наталья Николаевна вышла замуж, она, желая отблагодарить Наталью Савишну за ее большой труд и привязанность, вручила ей вольную и назначила ежегодную пенсию. Няня огорчилась, подумав, что ее хотят выгнать из дома.
После смерти Натальи Николаевны у героини развилась старческая болезнь, и она не могла встать с постели. После долгих страданий от этой болезни Наталья умерла.
Наталья Савишна представлена в произведении доброй, самоотверженной, бескорыстной, верной женщиной, которая никогда не думает о себе, а посвящает себя целиком и полностью семье Николеньки. Она усердно трудилась многие годы на благо своих хозяев, даже не вышла замуж и не нашла друзей, все ее думы были направлены на то, чтобы сделать комфортнее жизнь окружающих. Ее теплая, бескорыстная любовь к людям учила их быть человечнее и добрее. Именно Наталья Савишна сыграла решающую роль во взрослении Николеньки и становлении его как личности.
Ответ от эксперта
1 Место занимаемое героем (Натальей Савишны) в произведении (Толстого «Детство»).
Наталья Савишна в произведении Льва Николаевича Толстого «Детство» является одним из второстепенных, но не менее значимых персонажей.
2 Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой она живет.
Наталья Савишна была маленькой сгорбленной седой старушкой. Ей было восемьдесят лет. Это пожилая дама, которая уже много лет служит в доме Иртеньевых. Она держит под контролем все хозяйство в доме, следит за другими служащими и помогает воспитывать Коленьку. Когда она вступила в должность гувернантки, то получила на руки ключи от кладовой. С тех пор все звали ее Натальей Савишной и ходила она с чепцом на голове. В благодарность за ее преданную любовь мать Николеньки, выйдя замуж, забрала ее с собой.
3 Манера держаться, внешность, особенности костюма.
Наталья — маленькая сгорбленная старушка с впалыми глазами, в чепце, из-под которого виднеются седые волосы. У героини добрый и кроткий характер. Николенька с детства привык к тому, что Наталья Савишна бескорыстно и нежно о нем заботится и не говорит о себе. Всю жизнь героиня усердно трудится на семью Николеньки и даже в старости постоянно занята делами — то вяжет чулки, то «записывает белье».
4 Речь героя.
мягкая и приятная
5 Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.
Наталья Савишна ни с кем не дружила и гордилась этим. Единственным другом была ее собачка – моська. Даже с родным братом она не общается, но завещает ему небольшое наследство после своей кончины.
6 Понимание героем целей жизни, его основные интересы.
Наталья Савишна – старушка -служанка в доме главного героя. Она работает горничной и няней вот уже 60 лет. В молодости она работала служанкой в барском доме. Наталья Савишна хотела заключить брак с возлюбленным Фокой, но ей не разрешили этого сделать. Вскоре родилась барыня, мать Николеньки, и Савишна стала ее няней, перенеся всю свою любовь на нее. А спустя много лет и на ее детей.
7 Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.
Героиня не любила много говорить о себе. Все ее мысли были направлены на то, чтобы создать комфорт окружающим. Ее бескорыстная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Детей Натальи Николаевны она любила как родных. Хотя на Николеньку однажды всерьез разозлилась за пролитый на скатерть квас и даже побила мокрой скатертью. Однако увидев, как он расстроился, сама же попросила у него прощения. Мальчику доброта старушки показалась бесконечной, он даже расплакался, но «не от злости, а от любви и стыда»
8 Отношение других действующих лиц к данному герою.
Наталья Савишна служила в доме Иртеньевых с незапамятных времен. Она была ответственной за ключи от кладовой и по натуре была женщиной властной, поэтому прислуга в доме ее побаивалась.
9 Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения
Наталья Савишна отдала всю жизнь и свою искренность на воспитание детей, несмотря на властный характер и способность управлять окружающими людьми, она обладает достаточно мягким и нежным стержнем, который способен поддерживать и правильно воспитывать детей. Это делает их по-настоящему добрыми и отзывчивыми, открытыми окружающему миру.
Образ Наташи Ростовой
В самом известном романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» несколько женских фигур играют не последнюю роль. Прочитав, этот роман, замечаешь, что образ Натальи Ростовой один из основных.
Для Наташи роман как будто бы фон, на котором и вырисовывается взросление персонажа и сюжеты, сопровождающие ее жизнь. Образ Натальи Ростовой, писателем в романе раскрыт достаточно полно.
Впервые на страницах романа Наталья мы созерцаем девчонкой тринадцати лет — «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Словесно обостряя внешние недостатки, Толстой повествует , ее душевная красоты, тонкая интуиция, одаренность, понимание, чуткость важнее гораздо внешних данных. Присущая ей простота, естественность берет вверх над умом и хорошие манерами . Семейный праздник: проходят именины графини Ростовой и любимицы Натальи. Присутствует атмосфера искренней любви и доброты. Весьма гостеприимное поместье Ростовых переполнено гостями, улыбками и громким смехом. Именно в этот день Наташе позволена любая шалость и она искусно манипулирует взрослыми людьми добиваясь своего.
В юности в Наташе возникает желание вызывать всеобщее восхищение и привлекать к себе внимание Наталье присущ еще детский эгоизм, который позволяет считать , что самолюбование не порок и восхищается ей должен каждый. И так в действительности и происходит, все восхищены ей
Причудливая Наташа любит воображать про себя в третьем лице и проговаривает о себе : “Что за прелесть эта Наташа!” . Наташа обладает огромным спектром положительных характеристик, она одним своим появление меняет общественное мнение, заставляет изменить взгляд на замыленные вещи. Во многих моментах романа описывается о том, как она вдохновляет, делает людей лучше, добрее чем они есть, возвращает им вкус жизни. Например, в сюжете когда Долохов выигрывает Николая Ростова в карты. Николай, в расстроенных чувствах и раздраженный ,возвращаясь в поместье, вдруг слышит умиротворенное пение Наташи и с этим пением отпускает невзгоды прочь.
В образе Натальи Ростовой совместилось несовместимое, создав его особенно противоречивым для нашего времени. Но очень полно в нем полно раскрывает душа русской женщины, мир дворянки русской . Наташа собрала в себе черты ее века, а также общенациональные русские черты и общечеловеческие мотивы.
Вариант 5
Впервые читатель встречает Наташу Ростову на именинах самой Наташи и ее матери, где царит чопорная обстановка, которая нарушается, когда в комнату с веселым смехом вбегает черноглазая девочка. Это и есть Наташа Ростова, она некрасивая, но она очень живая и веселая. Она, как лучик солнца, озаряет всё вокруг себя, хоть и не обладает красивой внешностью, но ее очарование и обаяние огромно.
Лев Николаевич Толстой искренне любуется несовершенной Наташей, а вот холодная красота Элен ему не нравится, она кажется ему какой-то неживой. Наташа прекрасна в минуты счастья, а в минуты горя может быть даже уродливой. Ее красота так же способна кружить головы мужчинам, пусть она больше внутренняя, а не внешняя, это, скорее, свет, который она излучает. Толстой специально называет ее прелестной, милой, обворожительной, но не красивой. Именно душевная красота выделяет Наташу среди других девушек.
Наташу любили все: родные, друзья, знакомые и даже слуги. Она очень тонко чувствует музыку и вкладывает душу в пение, которое так всех завораживает. Наташа абсолютно не умеет притворяться, она делает и говорит только то, что чувствует. Таким сверх-эмоциональным поведением она как бы выражает протест против светского общества. Ведь и на своем первом балу Наташа не смогла надеть на себя маску чопорности и благовоспитанности и просто вела себя, как обаятельная и милая девочка.
Герои Толстого совсем не идеальны, они тоже совершают ошибки и иногда поступают не правильно. Так произошло и с Наташей. Из-за своей неопытности и наивности, она поддалась влиянию коварных Элен и Анатоля и разрушила свое счастье с князем Болконским. Ей и в голову не могло прийти, что люди способны на столь низкие поступки.
После смерти Андрея Болконского, которого Наташа очень любила, ей казалось, что ее жизнь закончилась, однако, любовь к матери, находящейся в страданиях после смерти Пети, заставляет Наташу жить дальше. Только забота и душевное тепло Наташи помогают держаться графине и не дают ей сойти с ума.
Но главной чертой Наташи Ростовой является состояние постоянной влюбленности. Еще в детстве Наташа увлекается своим учителем танцев Борисом Друбецким, позже, в возрасте шестнадцати лет увлекается Василием Денисовым, и даже собирается за муж за него. Однако это всё мимолетные увлечения, а вот глубокое чувство зарождается у Наташи, когда она знакомится с Андреем Болконским. И лишь ее ошибка, когда она по своей наивности увлеклась Анатолием Курагиным, расстроила их свадьбу и привела к концу отношений. Рана в ее душе заживала очень долго, и только новое увлечение помогает оправиться от болезни. Ее преданным супругом становится Пьер Безухов. С ним Наташа наконец находит себя. Обретя супруга и заботясь о своих четырех детях, Наташа становится счастливой женщиной и матерью.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Оперы Евгений Онегин Чайковского
Летний день в давно забытой деревне. В поместье принадлежащим Лариным кипит работа. Хозяйка в достаточно запущенном саду варит варенье, ей помогает старенькая женщина няня ее дочерей
- Краткое содержание Сны Веры Павловны в романе Чернышевского Что делать?
1-й сон
Приснился Вере Павловне странный сон. Будто заперта она в подземелье, а потом раз, и на воздухе оказалась в полях колосистых. Затем смотрит: больна она – а потом, раз, и выздоровела - Краткое содержание Драгунский Англичанин Павля
Юмористическую историю «Англичанин Павля» написал советский писатель Виктор Юзефович Драгунский. Это произведение входит в сборник «Денискины рассказы». Главный герой этих произведений — мальчик Дениска
- Краткое содержание Шукшин Срезал
Василий Шукшин Макарович был советским кинорежиссером, сценаристом. Рассказ «Срезал», раскрывает мировоззрение самого автора. Глеб Капустин является главным героем рассказа. Глеб проживает в деревне Новая, работает на пилораме
- Краткое содержание Горный мастер Бажов
В этом рассказе Бажова речь идет о верности, доверии близкому человеку. Главная героиня – Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал. Болтали всякое: будто сбежал, будто сгинул
Наталья Савишна – старушка -служанка в доме главного героя. Она работает горничной и няней вот уже 60 лет. В молодости она работала служанкой в барском доме. Наталья Савишна хотела заключить брак с возлюбленным Фокой, но ей не разрешили этого сделать. Вскоре родилась барыня, мать Николеньки, и Савишна стала ее няней, перенеся всю свою любовь на нее. А спустя много лет и на ее детей. Наталья Савишна ни с кем не дружила и гордилась этим. Единственным другом была ее собачка – моська. Даже с родным братом она не общается, но завещает ему небольшое наследство после своей кончины.
Наталья Савишна была маленькой сгорбленной седой старушкой. Ей было восемьдесят лет. Как только она стала няней она надела чепчик и уж без него трудно представить ее теперь.
Няня кроткая и трудолюбивая. Она любит барыню. Даже после того, как барыня дала няне вольную, она предпочла остаться и продолжить нянчить деток. Няня всегда была в работе, то вязала носки, то сортировала белье, то копалась в сундуках. Вся ее жизнь – жертвенная любовь к хозяевам. Она так любила и ласкала Николеньку, что он даже подумать не мог, что может быть иначе. Она понимала Николеньку. Он мог прибежать к ней в комнату и мечтать вслух. Наталья Савишна всегда поддерживала его во всех его начинаниях. Она была чуткой, искренней и честной. Наталья Савишна была настолько честным, порядочным и проверенным человеком, что ей доверяли и детей и имущевство. Со всеми своими обязанностями она превосходно справлялась. Смыслом ее жизни была барыня и ее семья. Наталья Савишна была счастлива помогать им. Была ли какая-нибудь корысть в заботе и любви? Определенно нет! Наталья Савишна бескорыстно любила и заботилась о барыне, ее детях и ее доме.
Какую роль играет Наталья Савишна в жизни главного героя повести Толстого «Детство»? Наталья Савишна играет огромную роль в жизни Николеньки. После того, как умерла мать Николеньки, няня фактически заменила ее. Она поспособствовала формированию личности Николеньки. Она научила маленького мальчика скромности, искренности, честности, любви. Она научила его уважать и ценить людей. Именно няня заложила Николеньке нравственные понятия.
Наталья Савишна в повести Л.Н. Толстого «Детство» воплотила образ чуткой, заботливой, искренней, мудрой, бескорыстной и любящей женщины. Она навсегда оставила след в сердце Николеньки. Именно она стала нравственным ориентиром для главного героя на протяжении всей его жизни.
Толстой «Детство» главные герои
В рассказе Толстой описывает своё детство через призму прошедших лет. Главные герои у Льва Николаевича очень колоритные, запоминающиеся. Главный герой Толстого “Детство” – Николенька – тонко чувствующий, ранимый, талантливый мальчик. Через его внутренний мир мы знакомимся с семьёй автора книги, с лучшими годами детства. В повести Толстого “Детство” герои – представители дворянства и простые люди очень ярко характеризуют эпоху и личный “мирок” будущего писателя. Характеристика героев повести поможет при изучении и анализе произведения, для читательского дневника или написания творческих работ.
История создания
Лев Толстой в юности Повесть «Детство» — часть автобиографической трилогии Льва Толстого, куда входят также повести «Отрочество» и «Юность». Работа над повестью была закончена в 1852 году, и тогда же состоялась первая публикация в литературном журнале «Современник».
Повесть «Детство» Толстой написал в 24 года, в то время, когда вместе с братом Николаем служил на Кавказе. На работу над текстом у автора ушло больше года, Толстой четыре раза редактировал повесть. Это первая повесть, которую молодой писатель отправил в журнал. Автор мало надеялся на публикацию, поэтому к произведению приложил деньги — на случай, если рукопись решат вернуть. Однако рукопись приняли к публикации, а Толстой получил восторженный отклик редактора, чему необыкновенно обрадовался.
Глава 13. Наталья Савишна
В этой главе рассказывается история горничной, которая служила в семье николенькиной матери. Сперва это была просто горничная Наташка, после рождения Натальи Николаевны (матушки), стала няней. Захотела выйти замуж за дворецкого Фоку (тогда он был ещё официантом), но хозяева усмотрели в этом неблагодарность и прогнали Наташку. Правда, спустя полгода поняли, что без неё – как без рук, вернули, сделали личной горничной Натальи Николаевны. Наташка надела чепец и стала Натальей Савишной.
Когда к Н.Н. уже приставили гувернантку, Наталья Савишна получила ключи от кладовой, и стала кем-то вроде домоуправительницы-ключницы.
Когда Н.Н. выходила замуж, она дала своей гувернантке вольную, которая та отказалась принимать. Так, Наталья Савишна осталась в семье своей воспитанницы. Теперь она ухаживала за детьми Натальи Николаевны и очень их любила.
В момент повествования Н.С. появляется, когда Николенька уронил графин с квасом и запачкал скатерть. Пришла Н.С., отчитала мальчика и он, в своих лучших традициях, на неё обиделся. Пока Николенька думал, как отомстить вредной Наталье, она пришла, подарила ему корнет (свёрнутый уголком лист бумаги) с карамельками. И Николенька её простил.
Глава 16. Стихи
Прошёл уже месяц с того момента, как Николенька с братом переехали в Москву. Мальчики готовятся к именинам бабушки. Володя для неё нарисовал турка («головку», как говорит учитель рисования), а младший брат решил подарить стихи. Написал сгоряча два стиха, а дальше в голову ничего не шло. Нашёл стихотворение Карла Ивановича, решил взять за образец. Написал, долго переписывал красиво. Но в последний момент не понравились ему финальные строки – «…и любим как родную мать». Переделывать что-то было поздно, и уже принесли парадную одежду.
Спустились втроём – Карл Иванович, Володя и Николенька – во фраках, напомаженные и все со своими подарками. Бабушка благосклонно приняла и коробочку от Карла Ивановича, и турка от Володи. Настала очередь Николеньки. Он уже окончательно оробел, и боялся отдавать свой свёрток со стихами. Пожилая женщина развернула, начала читать вслух, потом, не дочитывая, попросила отца мальчиков прочитать заново и полностью – ей не позволяло слабое зрение. Николенька был готов провалиться сквозь землю, но бабушка сказала, что всё это прелестно и положила свёрток к остальным подаркам. Явилась княгиня Варвара Ильинична.
Глава 20. Собираются гости
Николенька в нетерпении – он ждёт, когда приедут Ивины. Подъезжает коляска, но из неё выходят незнакомцы. Мальчик ждёт в прихожей. Одной из незнакомых фигур оказывается прелестная девочка николенькиных лет. В кисейном платьице, кудрявая, большеглазая. Это Сонечка Валахина, вместе со своей матерью.
Бабушка знакомит Валахиных с внуком и отправляет детей танцевать и веселиться. В прихожей, тем временем, уже появились дети княгини Корнаковой – все одинаково неприятные и некрасивые, особенно Этьен.
Он сразу начинает хвастаться тем, что ездит не в коляске, а на козлах. Появляется лакей, который спрашивает – куда же Этьен дел кнут. Тот говорит, что не помнит, а может и потерял – потом заплатит. Лакей напоминает, что он уже нескольким слугам должен денег, но Этьен его грубо обрывает и уходит. Когда он приходит на приём к бабушке, та относится к нему с некоторым презрением, но юный князь этого не замечает.
Николенька же всё рисуется перед Сонечкой, и впервые досадует, что приехали Ивины – сейчас Серёжа увидит Сонечку и сам ей покажется.
Глава VIII Игры
Охота кончилась. В тени молодых березок был разостлан ковер, и на ковре кружком сидело все общество. Буфетчик Гаврило, примяв около себя зеленую, сочную траву, перетирал тарелки и доставал из коробочки завернутые в листья сливы и персики. Сквозь зеленые ветви молодых берез просвечивало солнце и бросало на узоры ковра, на мои ноги и даже на плешивую вспотевшую голову Гаврилы круглые колеблющиеся просветы. Легкий ветерок, пробегая по листве деревьев, по моим волосам и вспотевшему лицу, чрезвычайно освежал меня. Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
– Ну, во что? – сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – Давайте в Робинзона.
– Нет… скучно, – сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережевывая листья, – вечно Робинзон! Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.
Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. Может быть, и то, что у него уже было слишком много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. Игра эта состояла в представлении сцен из «Robinson Suisse», которого мы читали незадолго пред этим.
– Ну, пожалуйста… отчего ты не хочешь сделать нам этого удовольствия? – приставали к нему девочки. – Ты будешь Charles, или Ernest, или отец – как хочешь? – говорила Катенька, стараясь за рукав курточки приподнять его с земли.
– Право, не хочется – скучно! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
– Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слезы выговорила Любочка.
Она была страшная плакса.
– Ну, пойдемте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!
Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал все очарование игры. Когда мы сели на землю и, воображая, что плывем на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это; но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и все же далеко не уедем. Я невольно согласился с ним. Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.
Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя; а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге! и как весело и скоро проходили зимние вечера!.. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..