Базаров и Одинцова
Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок. Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» — так говорит Базаров о любимой женщине.
Вариант 2
Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.
Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.
Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.
Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.
Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь — это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений — выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.
Рассуждение 2
В своих произведениях И.С. Тургенев воспевает любовь как силу, противостоящую главным врагам человечества — эгоизму и равнодушию. Своих героев автор “испытывает любовью», в результате чего они либо осознают ложность своих убеждений, либо обрекают себя на одиночество. Персонажи романа “Отцы и дети” не стали исключением.
Евгений Базаров, ключевая фигура произведения, из «новых людей», для которых на первом месте в жизни стоит наука. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — заявляет будущий врач. Евгений подавляет окружающих обширными знаниями, логикой и уверенностью в себе. Открыто говорит об убеждениях; основной целью нигилистов считает «место расчистить»: сломать всё старое, а уж строить — не их дело. «Великий охотник до женщин» видит в женщинах лишь внешнюю красоту. Для него любовь — «вздор» и физиология. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе», — говорит Евгений.
Таким человеком оказывается красавица Одинцова. «Баба с мозгом» многое испытала в жизни, образована, интересуется наукой, читает хорошие книги. Неожиданно для себя Базаров нашел в ней интересную собеседницу, способную без высокомерия и кокетства поддержать разговор на разные темы от устройства государства российского до проблем психологии. Доброта, такт, забота о сестре раскрывают душевные качества Одинцовой.
Базаров с горечью понимает, что влюблен и то, что раньше считал «белибердой», теперь есть неотъемлемая часть его самого. После душевных колебаний, Базаров отказывается от прежних нигилистических убеждений и признается Одинцовой в любви.
Однако «дама сердца» на объяснение героя отвечает отказом. Анна никогда раньше не испытывала глубоких чувств, ее первый брак был по расчету, она едва выносила супруга. Поэтому ей сложно разобраться в чувствах к Базарову. Евгений «занимал её, она много о нём думала», но не готова лишиться покоя и независимости. Фиктивный брак без мешающих жизни чувств кажется ей намного комфортнее страстных и бурных эмоций.
Как несентиментальный и волевой человек, Базаров мужественно принимает отказ и находит три «лекарства от любви». Во-первых, призывает на помощь ум и гордость. «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (…) Мужчине некогда заниматься такими пустяками», — рассуждает Базаров. Во-вторых, уезжает к родителям и возвращается к медицинской практике. В-третьих, заводит лёгкую интрижку с хорошенькой женщиной.
Только победить глубокое искреннее чувство не так просто. Одной решимости и силы воли недостаточно. Спустя месяц после объяснения с Анной Базаров заразился трупным ядом. Но у местного врача не оказалось адского камня, а сам Базаров, зная, что есть другое спасительное средство, не воспользовался им. Возможно, осознавая, что добиваться взаимности ему не позволит гордость, а жить с безответным чувством нет сил, Евгений предпочёл скоропостижную смерть.
Анна успевает проститься с умирающим Базаровым. И даже в этот момент она не может разобраться в своих чувствах. Сильные эмоции пугают ее. После смерти Евгения Одинцова выходит замуж по расчету, по «убеждению». Словно доказывая самой себе, что в отношениях с Базаровым поступила правильно.
Историей Базарова и Одинцовой Тургенев опровергает убеждения нигилизма. Отрицая любовь, чувства, человек сам себя обкрадывает.
Именно любовная линия вывела роман “Отцы и дети” за пределы конфликта поколений и сделала его актуальным и в наши дни.
Вариант №2
В произведении «Отцы и дети» писатель сотворил свежий вариант «лишнего человека» — прогрессирующего скептика, который отдавался лишь интеллекту и не терпел эмоции. Однако его убеждения были проверены чувством и не вынесли мощного удара. Причиной тому стала Анна Одинцова, прекрасная женщина, лишившаяся мужа, заполнившая душу главного героя.
Любовные чувства съедали его натуру, стремились ликвидировать внутри него скептическую основу, но в то же время главный персонаж, не смотря ни на что, был предан личным взглядам. Ему это «с горем пополам» удавалось, но, в конечном итоге, они разрушились. Любовь – одно из первых серьезных проверок для Базарова, и только она изменила его взгляды на жизнь, становиться понятным, его позиция первоначально была просто подростковой крайностью, которая не исчезла с возрастом. Разве можно все отвергать, когда внутренне не в состоянии отвернуться от всепожирающей страсти? Основа «нигилиста» исчезает. Любовные чувства к Одинцовой сожгли его душевное начало, замучили. Он лишился главенства своей индивидуальности. Однако в сцене гибели персонажа мы обнаруживаем, как нарушение покоя с самим собой смещается на вторые роля, когда принимаются первенствовать человеческие чувства. Перерожденный Евгений угасает телесно, но воскресает в нравственном отношении под воздействием победоносной страсти возле той, что так его изменила.
На основании чего Базаров принуждал себя ненавидеть любовные чувства? На интуитивном уровне он был убежден, что это неземной душевный порыв способный вставлять отдельные коррективы в его позиции к нигилизму. Оно могло воспрепятствовать его предназначению к великим делам. К примеру, взгляды Кирсанова были только прикрытием, которые он с удовольствием срывает, обретая себя в семейном кругу и выполняя работы по хозяйству. Не об этом мечтал Евгений, поэтому и скрывался от страсти, которая покорила его и стала им.
Одинцова — его копия. Она также убегает от любовных отношений, ей важнее умиротворенность и горделивость дамы, она тоже в один прекрасный день победила собственную любовь. Она сильно увлекается науками, зачитывается книгами, ее действительность организована и интересна. Любовные чувства разрушили бы данную идиллию, в связи с этим Анна бежит под напором любви, не обращает внимания на них и не участвует с ними в сражении.
В итоге, действующие лица встречаются друг с другом, однако не сходятся, потому что самолюбие любого из них мешает принять верховенство любви над разумом. Однако любовные чувства наполняют их натуры, меняют их действительность, открывают ложность, поэтому являются главной темой в любовном произведении «Отцы и дети».
Напишите краткое сочинение плиз!!Сумел ли базаров раскрыть недоступную тайну любви?
Я считаю, что для Базарова его любовь стала, действительно, испытанием. Он её так воспринимал.
Для кого-то любовь – счастье, отрада, но Евгений Базаров не «планировал» это чувство в своей жизни. Он не хотел отвлекаться от дела своей жизни, не хотел время терять. Он решил посвятить всё своё время помощи людям, в своей врачебной, исследовательской практике он себе оставлял время только на самые нужные вещи (еда-сон). Какая уж там любовь?!
Но я не считаю, что герой прав. Некоторые учёные готовы отказаться от всего ради своей работы. Например, я слышал, что один учёный даже в очереди находил возможность читать важные статьи. В общем, использовал каждую минуту на пользу дела. А от художественной литературы совсем отказался… Но это не совсем было ему приятно, во-первых, а во-вторых, его мозг слишком стал ограниченным. Он слишком зациклился на своей работе, поэтому стал допускать ошибки, не видел всей картины.
То же самое произошло с Базаровым, по-моему. Он лишил себя «отдушины», благодаря которой он мог бы стать более спокойным и внимательным и не пораниться.
Испытание любовью к Одинцовой для Базарова понимают немного не так, как я. Считается, что Евгений Васильевич устоял перед соблазном, но я думаю, что он проявил ненужное упрямство. Это чувство, так как он не давал ему проявиться, мучило его почти физически. Можно заставлять себя не есть, но так ли это нужно? Ведь мысли будут только о еде тогда…
В сцене объяснения, которое всё-таки состоялось между Евгением и Анной, показано ,что он почти пугает её своей страстью. Любовь приносит и ему самому боль, мучает.
Думаю, что любовь это не огонь-вода, тем более, не трубы медные. С любовью (тоже без фанатизма) Евгений Базаров принёс бы человечеству больше пользы…
Но всё получилось, как написано в романе. Базаров страдал, Одинцова – тоже. Испытание стало практически пыткой.
Мне кажется, что если б Базарову дали ещё один шанс, то он бы поступил по-другому. Ведь он уже признался Анне в любви. Нужен был лишь ещё один шаг. По крайней мере, я так считаю.
Критика на выбор главного героя
Отношение Базарова и Одинцовой к жизни критики восприняли неоднозначно. С одной стороны, молодые люди остаются верны себе, а за ними стоят новые грандиозные теории. Базаров — представитель нового общества, независимого, свободного от искусственно насажденных авторитетов. Он и его сторонники растят идеи, опережающие свое время. Отказаться от них — означало бы невозможность свободно развиваться.
С другой стороны — высота любви проверена тысячелетиями. Именно это прекрасное чувство вдохновляло творить. Поэтому выбор героя в пользу так называемого прогрессивного общества является низким и неразумным. Базаров однозначно мог достичь больших результатов, отказавшись от своей теории.
Нигилистические принципы
Евгений Базаров считал себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы и авторитеты. Нигилизм не позволял Базарову верить в любовь, он отрицает ее.
Главный герой называл любовь белибердой и непростительной дурью. Базаров не верил в то, что между мужчиной и женщиной есть духовная связь, все отношения нигилист объясняет физиологией.
Базаров иронизирует над выражением «загадочный взгляд», который свойственен влюбленным. Он говорит о том, что с точки зрения анатомии глаз не может выражать загадочность, ведь все это «романтизм, чепуха, гниль, художество».
Базаров упрекает Павла Петровича за то, что тот «раскис» из-за неудачи в любви: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец».
— вызов, наказание и награда для Базарова
В пространстве, в котором живет главный герой, не было места для любви, пока он не встретил Анну Сергеевну. Холодная, расчетливая вдова — Базаров в женском образе.
Аристократка, которую полюбил Евгений, горда и умна. Умерший старый муж оставил ей большое материальное состояние. Это позволяет ей жить независимо и делать то, что вздумается.
Еще двух таких похожих и разных людей в мировой литературе не найти. История любви Базарова и Одинцовой — рецензия на книгу «Как не нужно жить». Молодая женщина, привлекательная, не имеет Она существует между временем, не различая дня и ночи.
Едва заметная улыбка и — Одинцова, как и Базаров, умела себя эффектно подать. Но в отличие от главного героя, женщина действительно не умеет любить
Или сердце ее окаменело еще в детстве? А возможно, причиной стали новые течения в обществе? Важно только то, что Базаров не сразу признался в своих чувствах, а любовь у Анны так и не возникла
О том, что бессердечная женщина была равнодушной, говорит и ее отношение к молодому человеку. Он для нее — забава. Безразличие к его смерти пугает читателей. Для Одинцовой (даже сама фамилия говорит о многом) были далеки такие чувства, как горе и радость. Роман заканчивается ее браком с новой выгодной партией.
Любовь к Одинцовой
Но со временем Базаров стал чувствовать себя неловко рядом с Анной Одинцовой. Один раз он почувствовал свой конфуз, тогда он подумал: «Вот тебе раз! бабы испугался!».
Евгений Базаров долгое время не мог признаться даже самому себе, что он влюблен в Одинцову. Он понимал, что если признает это, то его нигилистические взгляды оказались неверными. Базаров не хотел признавать свою неправоту, поэтому долгое время старался избавиться от своих чувств к Одинцовой.
Но бороться с самим собой у Базарова не получилось. Он принял чувство любви, которое раньше отрицал, Базаров понял, что поддался тому романтизму, который раньше презирал. Главный герой признался Анне Одинцовой в любви: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Нигилистические принципы
Евгений Базаров считал себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы и авторитеты. Нигилизм не позволял Базарову верить в любовь, он отрицает ее.
Главный герой называл любовь белибердой и непростительной дурью. Базаров не верил в то, что между мужчиной и женщиной есть духовная связь, все отношения нигилист объясняет физиологией.
Базаров иронизирует над выражением «загадочный взгляд», который свойственен влюбленным. Он говорит о том, что с точки зрения анатомии глаз не может выражать загадочность, ведь все это «романтизм, чепуха, гниль, художество».
Базаров упрекает Павла Петровича за то, что тот «раскис» из-за неудачи в любви: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец».
Сравнительный анализ историй
По завершении романа перед читателем встаёт вопрос, что же лучше. Оставаться верным своим убеждениям и не изменять им, несмотря ни на что, или всё же стремиться к счастью, пусть даже оно будет самым простым, обывательским, таким, которое с высоты своих прежних взглядов человек искренне презирал. Ответ на это каждый должен дать себе сам. И счастье, конечно, не может ограничиваться только взаимной любовью.
Взгляды на то, чего человек хочет добиться от жизни, также меняются на протяжении всего отпущенного ему времени. Наверное, всё же стоит следовать велению своего сердца. Базаров и Одинцова не сделали этого, и их любовь окончилась трагически. Другие герои открылись чувству и увидели новые перспективы.
События романа
Евгений Васильевич Базаров впервые предстаёт перед читателем в компании Аркадия Кирсанова, в чьё поместье он приезжает погостить. Молодых людей встречают хозяева — отец Аркадия Николай Петрович и его дядя Павел Петрович. Базаров выступил для них в роли нежданного гостя, к тому же неприятного. Спор между ним и Павлом Петровичем происходит уже на следующий день. Поводом к конфликту служат непринимаемые старшим поколением особенности нигилистических взглядов Евгения, которых по примеру друга придерживается и Аркадий.
В дальнейшем напряжение только растёт, молодые люди уезжают в губернский город и на балу знакомятся с новыми дамами. Одна из них, молодая вдова Анна Сергеевна Одинцова, приглашает их в гости. Её красота покоряет обоих друзей, но если у Аркадия чувство напускное, то Евгений испытывает вполне конкретное тяготение, которое к тому же взаимно.
Однако отношения Базарова и Одинцовой довольно напряжённые. Для него чувство является новым и неожиданным, она же слишком бережёт своё спокойствие, и после объяснений Евгению приходится уехать, чтобы не поддаться страсти окончательно.
Сначала он едет к своим родителям, но ему быстро становится скучно, и молодой человек возвращается к Кирсановым. Там происходит его поцелуй с Фенечкой, простой девушкой, родившей ребёнка отцу Аркадия и являющейся объектом восхищения Павла Петровича, поскольку она напоминает ему прошлую любовь. Последний не может стерпеть непростительных посягательств и вызывает Базарова на дуэль. Тот не может отказаться, но поединок заканчивается благополучно. Старший Кирсанов лишь слегка ранен, и противник сам оказывает ему первую помощь.
Однако из поместья Евгений уезжает к родителям. Там он усердно работает, пока не получает заражение крови. Понимая, что умирает, молодой человек хочет в последний раз увидеть объект своей любви, и Одинцова приезжает попрощаться. В разговоре с ней Евгений рассказывает, что потерял свои прежние гордые убеждения. Вскоре он умирает.
На этом история Базарова заканчивается, но читателю открывается описание судьбы других героев. В последней главе спустя полгода после смерти героя состоится сразу несколько свадеб:
- Николая Петровича и Фенечки;
- Аркадия и Кати, сестра Одинцовой;
- Анны Сергеевны с неназванным молодым человеком, охарактеризованным умом и практичностью.
Разбитое сердце
Неоцененная любовь приводит Базарова к тяжелым душевным переживаниям и совсем выбивает его из колеи. Он потерял цель и смысл жизни. Чтобы хоть как-то развеяться, он уезжает к родителям и помогает отцу в его медицинской практике. В итоге он заразился тифом и умер. Но сначала погибла от любви его душа, не сумевшая пережить любовные страдания. А уже потом и тело.
В конце произведения Тургенев подытоживает, что человек создан для того, чтобы любить, восхищаться и чувствовать. Отрицая все это, он просто обречен на смерть.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет». Что Базаров говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы.
“Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр” — так оценивает Базаров прекрасный экземпляр “той же лягушки” — Одинцову. Отношение братьев Кирсановых к Фенечке. Павел Петрович в бреду восклицает: «Ах, как я люблю это пустое существо!» По-другому любит Базаров. Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. Так ли это? В его отношении, например, к Фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней Павла Петровича. «Она мать – ну, и права»(Базаров)
Аркадий и Базаров едут в первый раз в имение Одинцовой в день ангела Евгения. Для него как будто символически начинается новая жизнь. “Посмотрим, как он (ангел) обо мне печется”, — говорит Евгений. Таким образом, Одинцова появляется в жизни Базарова при мысли об ангеле и уходит из его жизни при упоминании об ангеле. Когда Анна Сергеевна приезжает попрощаться с умирающим Базаровым, Василий Иванович восклицает: “Жена! Жена! ..к нам ангел с неба!” — и повторяет: “Ангел! Ангел!” Испытав чувство любви, Евгений смотрит в окно и ощущает “ раздражительную свежесть ночи”. Раздражительную именно потому, что он ее чувствует, а раньше – нет. Это “бесит и мучает” его.
История любви Базарова и Одинцовой
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.
Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость — всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.
Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича
Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.
Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.
Я полагаю, что испытание любовью, выпавшее на долю Евгения Васильевича Базарова, стало одним из наиболее значимых моментов в его жизни
Человек, всю жизнь уделявший внимание лишь разуму, его развитию и постижению, впервые открыл для себя другой, совершенно иррациональный мир – мир чувств, эмоций и душевных терзаний. Пожалуй, встреча с Анной Сергеевной и стала тем переломным моментом в жизни героя, после которого она словно разделилась на две части – часть «до» и часть «после»
К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть. В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение.
10 класс