Павел Миронович
Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.
Сочинение 3
Ключевым персонажем романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Его яркий образ запоминается читателям. А черты его характера заставляют то осуждать поступки героя, то сопереживать ему.
Писатель сделал Базарова отражением русской действительности того времени, наделив его чертами, присущими современной Тургеневу молодежи. А возведение этих черт в абсолют, их гиперболизация позволяют назвать его героем своего времени.
И хотя люди, обладавшие подобными чертами, встречались довольно редко. Базаров является своего рода идеалом молодого человека. Евгений является представителем нового класса разночинцев. Людей не высокого дворянского происхождения, но получивших хорошее образование и прекрасно разбиравшихся в своей области. Однако их нельзя было отнести к высшим чинам из-за отсутствия титула, но и причислить к мелким чиновникам неудобно в силу одаренности.
В просвещенных кругах уже тогда зародилось мнение, что положение человека в обществе не должно полностью зависеть от его происхождения. Образование становилось доступным не только дворянам, но и другим слоям. И формировавшееся поколение толковых молодых людей, желавших реализовать свои амбиции, уже начинало теснить потомственное дворянство.
Интересно и то, что Базаров мечтал быть врачом. Его тяготение к наукам не столько гуманитарным, сколько естественным тоже было отражением общественных настроений. В ту пору наметился отход от стороннего наблюдения, изучения. Труд перестал считаться чем-то недостойным человека высокого положения. Люди стремились не только узнавать новое сами, но и приносить пользу обществу своим трудом. Осознание того, что один образованный человек может помочь десяткам других людей в то время стало проявляться активнее.
Еще одна немаловажная черта Базарова – нигилизм. Отрицание старых идеалов и авторитетов – то качество, на котором Тургенев делает особенный акцент. Именно из него начали зарождаться политические движения 20 века. Молодежь перестала безусловно доверять тому, что ей навязывали как единственную истинную точку зрения. Базаров не желал слепо доверять чьему-либо мнению
Для него важно было самому проверить и понять
Каждый волен сам решать, во что ему верить и как жить. Вкупе с непоколебимой уверенностью в себе, своих поступках и словах, он словно стал идеалом нового поколения. Поколения молодых людей, которые хотели своими силами построить новый мир, лучше и справедливее старого.
Второстепенные персонажи
Таблица характеристик героев произведения, где собраны имена важнейших персонажей будет полезна для подготовки к урокам литературы, а также написания творческих работ.
Тест по произведению
Обитатели острова Матеры — люди разных поколений. Здесь живут древние старики, пожилые люди, люди зрелого возраста, молодежь, дети. Всех их объединяет одна проблема (можно было бы сказать «беда», если бы многие не относились к ней, как к чему-то долгожданному) — грядущее затопление острова. Распутин показывает, насколько ио-разному разные поколения воспринимают близкую разлуку с родной землей.
Три ярких представителя разных поколений одной семьи — главная героиня повести Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для всех них Матера — Родина. Здесь все они родились и выросли. Но насколько же по-разиому эти, родные друг другу люди, относятся к своей Родине!
Вот Дарья, суровая, непреклонная женщина, к которой при чтении чувствуешь невольное уважение, возможно потому, что она не позволяет себе поддаваться слабости. Дарья не только всю жизнь провела на Матере, она даже никуда не уезжала с нее.* Матера кормит ее всю жизнь, в достатке отдает самое ценное — хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные труды в землю, ухаживала за ней.
Но только ли труд, вложенный в землю, делает ее родной нам? Да, и это тоже, но есть нечто, что привязывает нас еще сильнее. Это родные могилы. От них не уйдешь. Только рядом со своими близкими мы хотим лежать в земле, хотя, казалось бы, не все ли нам равно будет после смерти? Дарья — тот человек, который считает: нет, не все равно. Мы связаны со своей землей цепью поколений, что были до нас. Люди, обладающие высокими нравственными качествами, не могут не питать любви к своей земле. Человек, подобно дереву, связан с землей. Недаром Настасья говорит: «Кто ж старое дерево пересаживает?» Недаром в повествовании проводится аналогия между Дарьей и «царским лиственем» (автор не сравнивает их открыто, но сравнение стойкого дерева и суровой старухи приходит в голову само собой). Да разве только Дарья и Настасья так привязаны к своей земле? А Катерина, избу которой поджег родной сын? А богохульник Богодул, похожий на лешего? Для всех них память священна, могилы предков — неприкосновенны. Потому они и остаются на острове до последнего. Не могут они предать родную землю, пусть разоренную и сожженную дотла.
Сын Дарьи, Павел — представитель среднего поколения. Он колеблется в своих убеждениях между стариками и молодыми, и сам на себя сердится за это. Ему больно расставаться с Матерой, но к могилам он уже не так привязан, как мать (может быть, поэтому так и не успел их перевезти). Павел живет на два берега. Конечно, он ощущает боль прощания с Матерой, но в то же время чувствует, что правда — на стороне молодых.
А что же молодые? Каково их отношение к земле, взрастившей их? Вот Андрей. Он восемнадцать лет прожил в Матере. Он ел хлеб и картошку, рожденные этой землей, он косил, пахал и сеял, он вкладывал в землю немало труда, и получал тоже немало, как и его бабушка. Почему же Андрей не только без жалости расстается с Матерой, но и собирается принять участие в строительстве ГЭС, то есть стать участником затопления? Дело в том, что у молодых связь с землей всегда намного слабее, чем у стариков. Возможно, это связано с тем, что старые люди уже чувствуют приближение смерти и это дает им право и возможность думать о вечном, о памяти, которую оставят они после себя, о смысле своего бытия. Молодые же в основном устремлены в будущее. Им некогда сидеть на кусочке земли, который носит абстрактное название Родина, и горевать о нем. Они стремятся вперед, к осуществлению высоких идей, как Андрей. Или, как Клавка и Петруха, к более комфортной жизни. Эти двое готовы даже поджечь свои избы, чтобы поскорей вырваться «на волю». Петруха и поджигает в конце концов дом, в котором он рос. При этом он не испытывает ни малейшего сожаления. Зато страдает его мать, Катерина, — представитель старшего поколения.
Так повелось испокон веков, что старики — хранители традиций, а молодежь двигает вперед прогресс. Но, даже преследуя самые благие цели, следует ли забывать свою Родину, свои корни? Ведь твоя земля — твоя мать. Недаром слово «Матера» созвучно слову «мать». Можно, конечно, осуждать стариков за нежелание взглянуть в лицо будущему, но зато всем нам нужно учиться у них любви и уважению к Родной земле.
Несколько интересных сочинений
- Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный? сочинение Чартков является главным героем рассказа Гоголя Н.В. «Портрет» и представляется в образе молодого начинающегося художника, живо интересующегося творчеством своих коллег.
- Сочинение по картине (фотографии) Кабинет Пушкина в Михайловском, 6 класс (описание)
- Анализ рассказа Кусака Андреева 7 класс Рассказ является составной частью литературного сборника писателя под названием «Книга рассказов и стихотворений» и впервые публикуется в начале двадцатого века.
- Сочинение на тему Правила дорожного движения С тех пор, как человек изобрёл колесо, началась эра сначала двухколесного, а потом трёх- и четырёхколёсного транспорта. С каждым годом машин на улицах городов становится всё больше и больше
- Герои повести Прощание с Матерой с характеристикой Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.
Время сенокоса. Время уезжать
Приходит время сенокоса, и вся деревня опять собирается вместе, В последний раз для общего дела. Появляется Петруха, который отдает матери за дом всего 15 рублей. Тем временем приезжает внук Дарьи Андрей. Ему вроде бы тоже жаль остров, но не до такой степени. Он считает, что ГЭС, конечно, нужна, и сам мечтает о большой стройке.
После сенокоса, местные жители начинают вывозить с острова свои пожитки, живность.
Петруха поджигает дома односельчан по их же просьбе, а они платят ему за это. Наступает осень. Уборка урожая, сенокос закончены. Время уезжать с Матёры. Дарья идет на сельское кладбище, где просит прощения у лежащих в земле родных людей за то, чему она не в силах помешать.
Жена Егора с горечью рассказывает сельчанам, что ее муж умер от тоски по родине. Его больше нет.
Председатель Воронцов узнает, что на острове еще есть люди. Переживая, что его будет ругать начальство, он плывет на остров, чтобы вывезти остатки жителей, но попадает в туман и не знает, куда двигаться дальше.
Тем временем старожилы слышат тревожный шум катера. На этом повесть заканчивается, автор не рассказывает, что было дальше, предлагая читателю самому решить судьбу ее героев.
Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.
Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина — образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.
Что делает Базарова героем своего времени? сочинение
Что же делает Базарова героем нашего времени? В чём его индивидуальность? Чем он отличился в своём времени? Сейчас я постараюсь ответить на все эти вопросы, а потом уже будет понятно, что его всё-таки делает героем.
Для начала нужно выделить индивидуальность героя. У Базарова свой взгляд на жизнь, другие мнения его не волнуют, он уверен всегда в том, что его слова и его поступки правдивы. Базаров очень умён, его интеллекту мог бы позавидовать любой человек. Ведь это был необычайно грамотный и разумный человек. Он всегда, с самого детства был самостоятелен. Все свои проблемы, ошибки, он решал и исправлял сам, он не бежал ни к кому за помощью, а старался делать всё сам, своей головой, своими руками и интеллектом. В произведение Тургенев воплощает образ человека, весьма уверенного в себе и непоколебимо индивидуального. Как утверждает автор, он не следует за всеми, а искренне верит в свою правоту.
Базаров реально являлся уникальным человеком. Ведь он отличался от всех. Он не верил как все в любовь и какой-то идеал. Он не видел красоты в стихах. Какими бы они не были, какие бы авторы их не писали, они его не притягивали. Картины также оставались у него в стороне. Он не видел в них ничего стоящего и прекрасного. Эмоции у него были на втором плане. В Базарове есть черта того, что он не верит в ценности, в опыт, он отрицает великих людей, но он всегда стоит на своём. Он верит только в себя и свои возможности, и больше он ни кому не доверяет. Да, можно сказать он является авторитетным молодым человеком. Он каждый день проживает как последний. Он не теряет ни минуты и не секунды на минутные удовлетворения. Он всё время инвестирует в себя и свою жизнь. Труд является для него великим счастьем. Без труда и настойчивости он попросту не может приставить свою жизнь.
Теперь перейдём к весьма главному вопросу. Почему же Базаров герой нашего времени? Потому, что его жизнь являлась трудом. Я бы даже сказал изобилием труда и дисциплины. Различные исследования и опыты в развития человечества были воплощены трудами Базарова. Он не говорит как все, а делает. Он изменяет мир, как только может в лучшую сторону, он знает на перёд как будет лучше для мира. Ведь он всегда уверен в том, что он делает. Базаров знал, что перемены в обществе необходимы, люди должны становиться умнее и мудрее, но как? Он не старается заставлять всех, нет. Он показывает собственным примером, как можно добиться перемен и результатов в своей жизни. Он никогда, никого не слушает, а зачем? Ведь мы все уникальны, и на один и тот же вопрос мы можем ответить по-разному, но любой ответ будет верным. Мы сами строем свою жизнь и мы ответственны за неё, чтобы она не прошла в пустую!
Второстепенные персонажи
Невозможно провести анализ произведения без других действующих лиц. Они не только дополняют сюжетную линию, но и раскрывают характеристику героев «Прощания с Матерой», помогают лучше понять их волнения и переживания. В повести есть следующие второстепенные персонажи:
Богодул — босоногий заросший странный старик, проживает в заброшенном здании Матеры. Часто ругается матом, в зимнее время старается поселиться у кого-то из местных, иногда ночует в банях
Старухи любят его, проявляют жалость, не обращая внимание на слухи о его криминальном прошлом. Богодул воинственно отстаивает права деревни, встает на защиту кладбища.
Настасья и Егор — соседи главных героев, они первыми решаются на переезд
Но мужчина быстро начинает тосковать по родине и умирает, после чего его жена возвращается в поселение. Она похоронила детей и после этого часто ведет себя странно, разговаривает с вещами или рассказывает странные истории. Переезд серьезно повлиял на ее психологическое состояние, женщина начала искать подтверждение тому, что ее жизнь прожита не зря.
Сима — старуха, перебравшаяся на остров ради жениха. Узнав, что Николай остался без жены, она переехала в поселение, желая найти женское счастье, ухаживать за мужчиной. Но никто не убедил старика взять ее к себе, поэтому Сима так и осталась одна.
Катерина Зотова — хорошая подруга Дарьи. Влюбившись в женатого мужчину, она родила от него сына. Парень сильно пьет, не работает. Женщина постоянно его оправдывает и верит, что скоро все изменится. Катерина остается в поселении до конца.
Петруха — настоящее имя персонажа Никита, но в деревне все зовут его по прозвищу. Он так привык к своей плохой репутации, что уже не пытается ее изменить. Не видит смысла устраиваться на работу. Топит свои несбывшиеся мечты и амбиции в алкоголе. Чтобы хоть как-то придать себе значимости, часто прибегает ко лжи.
Воронцов — представитель совхоза, он отвечает за переселение жителей Матерой. Мужчина не пользуется уважением в селе, его считают чужим.
Автор очень ярко смог показать, насколько тяжело было людям прощаться с родной землей. Это трогательное произведение никого не оставит равнодушным.
Сюжет повести
Краткое содержания «Прощания с Матерой» Распутина позволяет познакомиться с этим произведением, не читая его целиком, всего за несколько минут.
Действие повести разворачивается в 60-х годах XX века. В центре повествования деревня Матера, которая находится посередине великой русской реки Ангары. В жизни ее жителей грядут перемены. Советский Союз строит Братскую ГЭС. Из-за этого всех жителей Матеры переселяют, а деревня подлежит затоплению.
Главный конфликт произведения заключается в том, что большинство, особенно те, кто прожил в Матере не одно десятилетие, не хотят уезжать. Практически все старики считают, что если они уедут из Матеры, то предадут память своих предков. Ведь в деревне находится кладбище, на котором похоронены их отцы и деды.
И.А. Бродский. Художественное своеобразие лирики.
Иосиф
Александрович Бродский (24 мая 1940 года,
Ленинград, СССР — 28 января 1996 года,
Нью-Йорк, США) — поэт, переводчик. Был
в ссылке, затем выгнан из СССР, лауреат
Нобелевской премии по литературе 1987 г,
поэт-лауреат США в 1991-1992 г.Поэзия
Иосифа Бродского сложна и отличается
высокой культурой. Большое влияние на
его творчество оказала А. А. Ахматова.
В своей лирике он обращается к античности,
библейским темам, любви, тоски по родине;
к вечным темам, библейским, в его
творчестве возникают темы любви, родины;
смерти, добра и зла.
Бродский
— поэт уникальный. Вклад его в русскую
литературу, культуру неоценим. Он изменил
течение и тональность русского стиха,
придав ему другое звучание. Иосиф
Бродский — поэт-изгнанник. Не разрешили
вернуться на Родину, тосковал по
Петербургу.
Ни
страны, ни погоста
не
хочу выбирать,
на
Васильевский остров
Почему профессора соловья не «попросили» из мгимо гораздо раньше?
Политолог валерий соловей раскрыл сценарий революции Доктор исторических наук валерий соловей
Несколько интересных сочинений
Вот и пришла зима! Для меня это самое волшебное время года. Зимой, конечно, холодно, но очень красиво. Я люблю смотреть как порхает белый пушистый снежок, укрывая мягкой периной дома, деревья, дорожки и все вокруг.
Сочинение Евгений Онегин и Татьяна Ларина (9 класс)
Настоящий писатель всегда ищет ответ на один извечный вопрос: в чем смысл жизни? Великий русский поэт А.С. Пушкин также не стал исключением. В своем романе «Евгений Онегин» писатель остро акцентирует
Анализ сказки Перро Рике с хохолком
Сказка «Рике с хохолком» входит в сборник «Сказок Матушки Гусыни». Шарль Перро не использовал фольклорного сюжета для написания этого произведения. В основу сказки положен сюжет
Герои повести Прощание с Матерой с характеристикой
Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.
Жители Цветочного города (из Незнайки)
Бессмертное произведение Незнайка запомнилось своему читателю мощным сюжетом, красивыми метафорами, а также взрослыми отсылками на реальную жизнь.
Здесь вы найдете наиболее актуальные проблемы, касающиеся процесса взросления, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из них подобраны литературные аргументы из разнообразных книг. Таблицу со всеми ними вы можете скачать в конце статьи.
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети»
затронул проблему взаимоотношения старого и нового поколений. Главный герой, молодой нигилист Евгений Базаров, противостоит дворянину Павлу Кирсанову и собственным родителям. Павел Петрович активно защищает старые устои, в то время как Евгений старается их разрушить, чтобы построить на этом месте новые. Представители разных поколений спорят буквально обо всём. Родители Евгения переживают из-за того, что не могут найти общий язык с сыном. Когда он умер, они приходят на его могилу и сильно жалеют о случившемся несчастье, ведь какими бы ни были взаимоотношения, родители почти всегда любят детей больше всего на свете.
Конфликт поколений можно встретить в драме А. Н. Островского «Гроза»
. К старому относятся Кабаниха и Дикой. К новому — Катерина, Варвара, Борис и Тихон. Из-за морального угнетения со стороны свекрови главная героиня Катерина чувствует себя несчастной, одинокой, замученной, и это подавленное состояние толкает её на измену. Её муж слаб, у него нет силы воли, поэтому он оставляет жену наедине с проблемами, а сам идет в кабак. Это только усугубляет положение молодой женщины. Борис тоже оказывается слабовольным, поэтому не может взять на себя ответственность за любовь. Дикой плотно держит его в тисках, не желая нарушать старые порядки, а именно – держать отроков в строгости. Героиня, оставшись в одиночестве, не в силах вынести такой жизни, поэтому бросается с обрыва. Тихон лишь после смерти Катерины находит в себе силы обвинить мать в случившемся
Этот пример показывает, что не правы обе стороны конфликта, и очень важно научиться вовремя осознавать свою неправоту и находить компромисс.
Вариант 3
Взросление — это изменения, которые произойдут с каждым человеком, человек осознает свою роль в обществе. Бывают те, кто повзрослел в очень раннем возрасте, а есть те, которым уже больше сорока – пятидесяти лет, но взрослеть не хотят, возможно это влияние родителей, которые сдувают пылинки со своих детей. Однако, когда у людей появляется семья, дети, взрослеть уже приходится.
Взросление требует новых навыков каждый день. Например, разрешить конфликт, подготовить документы, договориться с кем – либо и так далее. Все это нам понадобится во взрослой жизни.
Если человеку тридцать лет, это не значит, что он взрослый, зрелый
Важно увидеть берет ли он ответственность за свои поступки. Поэтому необходимо учиться решать свои проблемы самому и не надеяться на других, так начинается взросление
Среда – самый главный фактор в период взросления человека. Например, если ребенку десять лет – это тоже не значит, что он не может быть взрослым. Дети, которые растут в многодетных семьях или без родителей, считаются взрослее своих сверстников. Потому что они привыкают приглядывать за своими младшими братьями, сестрами. Дети без родителей должны добывать себе деньги на еду, в эти моменты они познают взрослую жизнь.
С появлением детей, человек учится отвечать не только за себя, но и за других
Это тоже очень важно во взрослении. На взросление влияем не только мы сами, но и наши родители, наше окружение
Зона комфорта – это тот фактор, который влияет на время нашего взросления. Так как тем раньше мы покинем ее, тем раньше мы станем взрослее.
Взрослеть необходимо постепенно, но постоянно, преодолевая каждый день лень и страх. Но если перекладывать свои проблемы на других, то в один момент все свалится на голову, и взрослеть придется в один момент, что очень болезненно.
Конечно, впереди каждого человека будут сложности самостоятельной жизни, но, чтобы быть готовыми к ним, нужно готовиться с этого момента. Находясь под чьей-либо постоянной опекой, человек вряд ли повзрослеет.
Как вы понимаете слово Взросление
9 класс ОГЭ 15.3
Богодул
Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.
Вариант 3
Взросление — это изменения, которые произойдут с каждым человеком, человек осознает свою роль в обществе. Бывают те, кто повзрослел в очень раннем возрасте, а есть те, которым уже больше сорока – пятидесяти лет, но взрослеть не хотят, возможно это влияние родителей, которые сдувают пылинки со своих детей. Однако, когда у людей появляется семья, дети, взрослеть уже приходится.
Взросление требует новых навыков каждый день. Например, разрешить конфликт, подготовить документы, договориться с кем – либо и так далее. Все это нам понадобится во взрослой жизни.
Если человеку тридцать лет, это не значит, что он взрослый, зрелый
Важно увидеть берет ли он ответственность за свои поступки. Поэтому необходимо учиться решать свои проблемы самому и не надеяться на других, так начинается взросление
Среда – самый главный фактор в период взросления человека. Например, если ребенку десять лет – это тоже не значит, что он не может быть взрослым. Дети, которые растут в многодетных семьях или без родителей, считаются взрослее своих сверстников. Потому что они привыкают приглядывать за своими младшими братьями, сестрами. Дети без родителей должны добывать себе деньги на еду, в эти моменты они познают взрослую жизнь.
С появлением детей, человек учится отвечать не только за себя, но и за других
Это тоже очень важно во взрослении. На взросление влияем не только мы сами, но и наши родители, наше окружение
Зона комфорта – это тот фактор, который влияет на время нашего взросления. Так как тем раньше мы покинем ее, тем раньше мы станем взрослее.
Взрослеть необходимо постепенно, но постоянно, преодолевая каждый день лень и страх. Но если перекладывать свои проблемы на других, то в один момент все свалится на голову, и взрослеть придется в один момент, что очень болезненно.
Конечно, впереди каждого человека будут сложности самостоятельной жизни, но, чтобы быть готовыми к ним, нужно готовиться с этого момента. Находясь под чьей-либо постоянной опекой, человек вряд ли повзрослеет.
Как вы понимаете слово Взросление
9 класс ОГЭ 15.3
«Распутинские старухи» в анализе повести «Прощание с Матёрой»
«Распутинские старухи» — это мудрые хранительницы памяти, традиций, уходящего в прошлое жизненного уклада. Но главное – носительницы духовного начала, которые размышляют о человеке, о правде и совести. Главная героиня повести «Прощание с Матёро», старуха Дарья, стоит на последнем рубеже, ей немного осталось жить. Старуха многое видела, воспитала шестерых детей, из которых троих уже похоронила, пережила войну и смерть близких.
Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.
Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.
Проблематика повести Распутина
Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.
С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.
Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.
К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе «Прощание с Матерой». Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.
Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.