Краткое содержание
Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья, и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила».
Девочка родилась такой хорошенькой, что невозможно было описать словами. На радостях царь Матвей устроил богатый пир, куда пригласил всех знатных особ своего царства. Кроме того, на торжество были приглашены одиннадцать чародеек, но «двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал». Разумный царь Матвей поступил так не специально. У него было всего двенадцать драгоценных блюд. Когда же стали готовиться к пиру, выяснилось, что одно блюдо было кем-то украдено. Царю пришлось выбрать одну чародейку, которой нужно было отказать в приглашении, и ее оказалась старая злая ведьма.
На пиру приглашенные чародейки «Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить». Они наградили новорожденную царевну красотой, тихим, благонравным нравом, долгой и счастливой жизнью в окружении любящих людей. Все десять чародеек произнесли свои пожелания. Последняя из них, одиннадцатая, не успела и слова молвить, как во дворце появилась старая ведьма. Она была очень обижена на царя Матвея за то, что не пригласил ее на пир. Желая ему побольнее отомстить, старуха прокляла царевну, напророчив ей смерть от веретена «на шестнадцатом году». Однако последняя чародейка смогла смягчить страшное наказание – «Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет».
Опечаленный царь Матвей отдал приказ – запретить во всем царстве-государстве сеять лен и прясть пряжу, а все веретена уничтожить. Годы пролетели очень быстро, и, когда царевне минуло пятнадцать лет, она решила осмотреть дворец. Девушка взобралась по винтовой лестнице в высокую башню, и у видела там старушку, которая пряла пряжу. Женщина «молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей». В тот же миг царевна погрузилась в глубокий сон, а вместе с ней и все обитатели дворца: царь с царицей, их верные слуги, стражники, и даже лошади, собаки и мухи. Спустя время «покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути».
Местные жители стали избегать дремучий, темный лес. Туда не забегали звери и не залетали птицы, а даже ветер не гнал в ту сторону легкие облака. Очень быстро все позабыли о дворце, но в народе сохранилось предание о спящей царевне, которую способен разбудить лишь поцелуй любящего юноши. За все триста лет было много смельчаков, желавших разбудить прекрасную царевну. Они «Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто».
Как-то раз в тех краях охотился царский сын. Он узнал о старинном предании и решил непременно отыскать красавицу-царевну. Едва царевич подошел к зарослях возле замка, как те сами расступились перед ним. Оказавшись во дворце, он увидел принцессу, которая была так прекрасна, что царевич никак не мог на нее наглядеться. Он «души не удержал И ее поцеловал».
Царевна проснулась, а вслед за ней пробудился от долго сна и весь дворец – «словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен». Родители были очень рады видеть свою дочь живой и невредимой. Они дали согласие царевичу, и вскоре в замке играла шумная пышная свадьба прекрасной царевны и царевича.
Сочинения
Жуковский создал замечательную сказку, которая по сюжету похожа на своих собратьев, написанных писателями братьями Грим, однако сказка Жуковского «Спящая царевна» наполнена русскими мотивами.
Жуковский Спящая царевна
Сказка Жуковского «Спящая царевна» в своем кратком содержании повествует нам о добром царе и царице, которые долгое время не могли иметь детей. Царица уже разочаровалась, но, одного дня, гуляя у ручья, увидела она рака, который напророчил ей ребенка, маленькую девочку небывалой красоты. Рак был волшебным, как сказал, так и случилось. Родила царевна красивую девочку. В честь данного события, царь устраивает пир, куда зовет одиннадцать из двенадцати чародеек, а все потому, что у него кто-то украл один набор блюд, а так как осталось всего лишь одиннадцать, он и не пригласил старую, хромую чародейку.
Вот уже все собрались на пир, гуляют, желают девочке добра, счастья. Каждая волшебница стала желать самые наилучшие пожелания, а когда пришел черед одиннадцатой, на пир пришла старая волшебница. Она была злой, поэтому пожелала, чтобы девочка укололась веретеном, когда исполниться шестнадцать. Уколовшись, она должна будет умереть. Но, одиннадцатая волшебница не могла позволить этому случиться, поэтому пожелала, чтобы не умерла царевна, а уснула на триста лет.
Царь с царицей расстроились, стали переживать, а потом царь решает издать закон, чтобы во всем царстве не было ни веретен, и лен никто не сеял. Так и случилось. После этого зажили все, никто не переживал. И вот пятнадцать лет уже девочке. Царь с царицей пошли гулять, а девочка решила прогуляться по замку и нашла заброшенную комнату, где сидела старушка и пряла. Увидев девочку, дала она ей веретено, царевна и укололась. Сразу же все уснули непробудным сном. Уснул весь дворец, вся прислуга, царь с царевной.
Прошло время, замок оброс терновником, да так, что не пробраться. Уже все и позабыли о таком царе Матвее, но, старики рассказывали легенды о спящей царевне и находились смелые ребята, которые отправлялись на поиски дворца, но так и не вернулся никто. После нескольких случаев и вовсе перестали туда ходить. Так и триста лет прошло. Однажды в окрестностях заброшенного замка гулял царевич, который и узнал о спящей царевне. Далее в книге Жуковского «Спящая царевна», говорится о том, что царевич решился пойти на поиски спящей царевны и он отправился, несмотря ни на что. Когда ехал царевич, терновник и заросли расступались, колючки покрывались цветами. Он отыскал царевну во дворце и разбудил поцелуем. Сразу проснулась царевна, а с ней и весь двор. В комнату вбежали царь с царицей и объявили, что вскоре будут играть свадьбу.
Жуковский Спящая царевна анализ
Познакомившись со сказкой Жуковского «Спящая царевна» в своем анализе хочу отметить то, что это произведение читается легко и просто запоминается. Начав читать, оторваться невозможно, так как начинаешь переживать уже с первых строчек. Сначала жалко царя с царицей, так как очень хочется, чтобы у них появились дети, и, не успев порадоваться за царицу, когда она родила дочь, как вновь пришло несчастье в образе злой волшебницы, которая предсказала девочке смерть в юности. Вновь переживаешь. И вот писатель вновь дарит нам надежду, когда указом царя запрещает прясть всем, кто проживает в царстве. Каждый читатель думает, что беда миновала, но злая старуха все-таки сумела добиться своего. Но, не умерла девочка, а уснула. Да спала, пока прекрасный принц не пришел, и не разбудил ее.
Это замечательная сказка, которая имеет счастливый финал. Весь сюжет окутан волшебство и надеждой на светлое будущее, которое все-таки настало.
Спящая царевна Жуковский главные герои
В сказке «Спящая царевна» Жуковского много главных героев, среди которых не обошлось и без отрицательных. Так, роль отрицательного героя сыграла злая старуха, которая была косой и хромой. Ей не суждено было попасть на пир, за что она и отомстила, наслав на ребенка проклятье, а это значит, что не было в ее сердце ни капли жалости, ведь сумела пожелала она смерть ни в чем не повинной малышке.
Но, здесь положительные герои все исправляют. Так к положительным героям можно отнести царя с царицей, царевну, одиннадцать волшебниц, которые имели доброе сердце и желали только счастья девочке, красоты, богатой, веселой жизни, а последняя сумела отвести беду, пожелав исправить и изменить проклятье старой волшебницы. Так, девочка не умерла, а проснулась и в конце повествования появляется еще один положительный герой в образе царевича, который и расколдовал царевну.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства «Клевер».
1. Сказка — это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».
2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть…
3. Сказочные образы очень однозначны — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.
4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!
5. В сказке правят хорошие дела — трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.
6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное — это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.
7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.
8. В сказках — мудрость веков, которой так не хватает в современном «материальном» мире.
Читательский дневник по «Сказке о царе Берендее» Василия Жуковского
Название произведения: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
Жанр: сказка в стихах
Главные герои: Иван-царевич, Марья-царевна, Берендей, Кощей.
Второстепенные герои: старик.
Характеристика главных героев:
Иван-царевич — Добрый, честный, красивый, молодой.
Но легкомысленный и забывчивый.
Марья-царевна — Смелая, умная, красивая. Волшебница.
Целеустремлённая и предусмотрительная. Верная.
Берендей — Просто царь.
Пытался спасти сына, но исполнил слово.
Кощей — Злобный царь. Злой колдун.
Краткое содержание «Сказки о царе Берендее»
Чтобы спасти свою жизнь, Берендей обещал Кощею отдать ему сына.
Ему удавалось долго время скрывать от Ивана своё обещание.
Иван узнал, что должен явиться к Кощею и отправился в путь.
Он встретил старика, который научил его уму разуму.
На берегу озера царевич познакомился с Марьей, и та обещала помочь ему.
Кощей требовал от Ивана исполнения различных заданий, а Марья помогала ему.
Потом Марья с Иваном убежали, а Кощей послал за ним слуг.
Но Марья волшебством отвела слугам глаза.
А когда молодых догнал Кощей, то Марья и его обманула.
Но Иван забыл Марью.
И той пришлось использовать волшебство, чтобы Иван снова вспомнил её.
1. Берендей и Кощей.
3. Старик и его советы.
10. Волшебство Марьи.
Основная мысль «Сказки о царе Берендее»
Главная мысль сказки в том, что счастье никогда не даётся просто так, его нужно заслужить.
Основная идея сказки заключается в том, трудности и испытания должны закалять характер.
И успешно их преодолев можно найти своё счастье.
Характеристика героев сказки
Роль художественно-выразительных средств
В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.
Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».
Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.
Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.
В.А. Жуковский «Спящая царевна»презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Слайд 1
В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка Выполнила: Мухаева И.Р., учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
Слайд 3
«Победителю – ученику от побеждённого учителя» Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль…
Слайд 4
Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками
Слайд 5
В.А . Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С . Пушкин – «Сказку о царе Салтане », а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». История создания сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»
Слайд 6
Один из основных жанров фольклора. Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел Сказка Народная Литературная Литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки
Слайд 7
Народная сказка Литературная сказка Существует в устной форме Создается в письменной форме Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений) Образ героя предельно типизирован (герой, вредитель, даритель, искомый персонаж) Образ героя предельно индивидуализирован Набор сюжетов ограничен определенными мотивами Сюжет не ограничен набором каких-то мотивов (число вариантов ничем не ограничено ) Поэтика традиционна , используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств Поэтика определяется творческой манерой автора Время создания определить невозможно Время создания сказки или известно , или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте
Слайд 8
К какому виду можно отнести сказку? Почему? Определяем композицию сказки, повторы , устойчивые выражения, действуют ли помощники? В чём вы видите отличие этой сказки? Что в народных сказках мы не могли встретить ? Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки ? Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея . Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир ? Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары? Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир . Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось ? Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается ? (Найдите и прочитайте ответ в тексте) Беседа по вопросам
Слайд 9
Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому ? Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке? Что помогло пробудить царевну? Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили ? Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной проблемой Добра и Зла? Творческая работа Напишите, чему, по-вашему, учит сказка « Спящая царевна ». Беседа по вопросам
Слайд 10
«Спящая царевна» В. А. Жуковского «Спящая царевна» — одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В. А. Жуковского современно и ныне.
Несколько интересных сочинений
Основным персонажем произведения, которое написано в жанре сказочной повести, является помещик, изображенный писателем в образе глуповатого мужчины, считающего себя потомственный российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым.
Космос… Как много в этом слове! Веками, тысячелетиями (страшно представить!) люди задаются вопросами, глядя в небо
Судьба самая главная тема в произведениях Михаила Шолохова. Его волновала судьба каждого человека, судьба народа. Поэтому роман «Тихий Дон» посвящен, прежде всего, судьбам людей
Эгоистичное поведение у людей встречается очень часто. Эгоистами бывают как дети, так и взрослые. Считается, что это плохо – родители говорят детям, что быть эгоистом – нехорошо, надо исправить свое поведение.
Популярные сегодня темы
Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.
Каким бы уверенным в себе не был человек, порой великие свершения требуют некоей поддержки извне
Да, случаются моменты, когда какой бы то ни было личности действительно жизненно важно, чтобы рядом находился. Одними из главных героев данного произведения являются Евгений Онегин и Владимир Ленский
Что же это за герои и почему они обычно противопоставлены как «лёд и пламень», «вода и камень»? Рассмотрим в таблице
Одними из главных героев данного произведения являются Евгений Онегин и Владимир Ленский. Что же это за герои и почему они обычно противопоставлены как «лёд и пламень», «вода и камень»? Рассмотрим в таблице
Данная былина повествует о жизни довольно бедного, но очень талантливого человека, который буквально поразил всех окружающих своей мастерской игрой на гуслях. Можно отметить
В романе Достоевского «Преступление и наказание» очень ярко представлен образ Дуни, сестры Родиона Раскольникова, совершившего двойное убийство и попавшего на каторгу сроком на семь лет.
Источник
Сказки – древняя традиция передачи знаний
Пусть нынешним людям кажется, что сказки – сплошь выдуманные истории. Северные же старики знают: быль – что смола, а небыль – что вода. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки.
Знаете ли вы, что в начале XX века пытались создавать истории, напоминающие русские былины, только героями их были вожди и цари? Много подобных историй вы запомнили сами? Искусственно созданные былины, даже напоминающие по форме настоящие северные сказания, не прижились в народе. Сказкой становится только та история, которая задевает что-то в душах людей. В этом настоящая польза сказок: читая их, можно уловить, что же было для наших Предков самым важным, какие ценности сохраняли славяне, какие уроки передавали от отца к сыну.
Зачем нужны сказки? Тут найдутся два ответа: о пользе волшебных историй для детей и для взрослых.
Анализ стихотворения Жуковского «Спящая царевна»
Август – сентябрь 1831 года – необыкновенное время в биографии Василия Андреевича Жуковского. Окруженный сподвижниками по литературному ремеслу, он производит на свет множество замечательных произведений. Непринужденная дружеская атмосфера, царившая в компании соседей Жуковского – А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, вдохновила поэта на создание таких же легких и радостных произведений – стихотворных повестей и сказок.
«Спящую царевну» Жуковский создал в ходе поэтического турнира, который был затеян им и Александром Сергеевичем Пушкиным в Царском Селе в конце лета 1831 г. Жуковский написал ее довольно быстро – с 26 августа по 12 сентября 1831 года. Нужно сказать, что Василий Андреевич в это время переживает бурный всплеск вдохновения – за весь турнир он создал три сказки, в то время как Пушкин – одну. Сам соперник отметил удивительную продуктивность Василия Андреевича: «Ж(уковский) все еще пишет, завел шесть тетрадей и разом начал шесть стихотворений; так его и несет. Редкий день не прочтет мне чего нового».
Сюжет для «Спящей царевны» заимствован автором из сказок Шарля Перро и братьев Гримм. Образ девушки, заснувшей колдовским сном, прослеживается и в народном творчестве, но именно интерпретация братьев Гримм показалась Жуковскому более достойной, лучше всего выражающей народный романтический дух.
Немецкая сказка «Шиповничек» написана в прозе, но Василий Андреевич с блестящим мастерством переложил ее на стихи. Нужно отметить, что этот прием позволил сделать сказку более удобной для детского восприятия. Использованный в произведении четырехстопный хорей с простыми мужскими рифмами (окончание всегда падает на последний слог за исключением последних строк) настраивает на торжественный лад и задает задорный ритм.
Особая заслуга Василия Андреевича в том, что адаптируя сказочный сюжет, он сделал его понятным и близким русскому читателю. Например, царь получил привычное русское имя Матвей, заморские феи стали чародейками, а иноземный принц – витязем. Жуковский ловко вовлекает читателя в повествование, задавая риторические вопросы: «Отчего ж так оплошал наш разумный царь Матвей?». Автор добавляет в рассказ комментарии, которые заставляют читателя улыбнуться. Например, он объясняет, что двенадцатую ведьму не позвали на пир, потому что кто-то умыкнул золотое блюдо из кладовой. Или забавляет уморительными описаниями поз, в которых заснули придворные царя Матвея.
Таким образом, диковинный чужестранный сюжет становится близким и понятным русскому читателю. Поэтому сказка «Спящая царевна» стала любимой среди многих детей и взрослых.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Сказки ✑
Вариант 2
Сказки — это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.
Обычно сказки — это народное творчество. Так называемый фольклор, который передавался из уст в уста. Мама с самого детства читала мне сказки. Каждый вечер перед сном я слушала очередную историю. Я знала их все, начиная от «Царевны — Лягушки» и заканчивая «Приключениями Буратино». Каждый раз я слушала сказки с удовольствием, рисуя в голове картинки и новые сценки. И даже когда я, казалось бы, выросла из детских книжек, я все равно возвращалась к ним. Вновь и вновь.
Почему? Да потому что сказки — это целый мир. Мир, где добро всегда побеждает зло, но никто не умирает. Сказки — это место, где случаются чудеса. Волк везет лису на спине, а царевна — лягушка превращается в прекрасную принцессу. Я до сих пор помню каждую сказку, рассказанную мне в детстве.
Сказки вдыхают в нас жизнь. Они заставляют поверить в чудеса. Поверить в то, что в этом мире все еще есть добро. В сказках животные оживают. В сказках существует магия. Ведь все мы в детстве мечтали о сапогах — скороходах, о ковре — самолете и, конечно, о скатерти — самобранки. Сказки помогают человеку оставаться ребенком.
Несмотря на то, что я выросла, я все равно люблю сказки. Каждый раз я смотрю на полку со своими любимыми книгами, открываю одну из них и просто вдыхаю запах. И вспоминаю детство. Благодаря сказкам я до сих пор верю в чудеса. Верю, что загаданное в Новый год желание сбудется.
Так что да, сказки многое дали мне и дают до сих пор. Поэтому я всегда буду любить их. Сказки нужно передавать из поколения в поколение, чтобы ни одна история из детства не была забыта.
Краткая биография поэта
Родился В. А. Жуковский в 1783 году, 29 января. Он приходится незаконнорожденным сыном помещику А. И. Бунину от Е. Д. Турчаниновой – бывшей пленной турчанки. Фамилию свою Василий получил от крестного отца, который впоследствии усыновил мальчика по просьбе Бунина.
Василий получил хорошее образование, в 18 лет закончил Московский университетский благородный пансион. Печататься как автор он начал рано — еще в 14 лет дебютировал со своим произведением «Мысли о гробнице». В 1808 году Василий Андреевич написал свою знаменитую балладу «Людмила», затем создал еще много замечательных произведений в стихах, а в 1809 году написал прозаическую повесть «Марьина роща».
В конце лета и начале осени 1831 года Жуковский пишет свою интерпретацию сюжета о спящей царевне, а через 2 года на эту же тему создает стихотворное произведение А. С. Пушкин. Чтобы не перепутать эти два разных произведения, в статье будет иногда даваться пояснение – имя автора в скобочках. Узнать, о чем стихотворение сына Бунина, поможет краткое содержание.
Популярные сегодня темы
Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры
Невозможно было бы представить рассказ И. Тургенева «Бежин луг» без красочного описания природы. Изображение окружающего мира писателем необычно, так как неразрывно связано с судьбой человека
Много русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев
Где-то там, на Урале, было озеро Светлое. Озеро находилось в горах, а главной его особенностью была прозрачная вода. Вода в нем была настолько прозрачной, что даже на самой максимальной глубине отчетливо виднелось
Булгаков Михаил Афанасьевич – русский писатель, известный в основном из-за своего романа «Мастер и Маргарита». Однако, у него есть и множество других произведений, над которыми стоит задуматься и которые многие люди очень любят
Вариант 2
Есть сказки, которые интересно читать в детстве. А есть такие, которые перечитываешь на протяжении всей жизни. И каждый раз открываешь что-то новое. Нельзя сказать, что сказки Жуковского предназначены только для детей. Их интересно читать и в более взрослом возрасте. Это касается и сказки «Спящая красавица».
С первых строк погружаешься в прекрасный мир волшебства. При написании ее Жуковский взял сюжет французской сказки Ш.Перро «Спящая красавица». Даже не верится, что взрослый и серьезный мужчина мог писать такую прекрасную сказку.
Произведение читается легко на одном дыхании. Поэт настолько просто излагает все, что и сомнений не возникает, почему произошло так, а не иначе. Скорее всего, это зависело от того, что сам Василий Андреевич был мечтательный человек с богатой фантазией, но вместо фантастических романов писал сказки.
Несмотря на то, что это сказка, но в ней столько жизненных проблем. Царица хочет иметь детей, но не может. И вот совсем отчаявшись, случается чудо. У нее рождается дочка. Видимо не только сейчас, но и раньше были чудесные появления детей на свет.
Надо отпраздновать такую радость. Готовится прекрасный званый ужин, но одного столового прибора нет. Царь мудро и просто решает проблему, нет прибора, нет гостьи. К тому же она старая, ей тяжело ходить по гостям, пусть сидит дома.
Дальше обиженная колдунья желает смерти ребенку. Часто и в жизни злые на родителей те же родственники стараются пожелать плохого. Мир не без добрых людей и молоденькая фея пытается помочь. Конечно, и родители не сидят, сложа руки. Отец издает указ, чтобы в царстве больше не было веретен.
Разве герой в сказке может быть настолько послушным, чтобы не нарушить какую-нибудь просьбу или требование. Так и молодая царевна пошла, гулять, и зашла туда, куда ей совсем не нужно было идти и, конечно же, укололась.
Тут появилась фея и сказала, что царевна не умерла, а заснула. И чтобы ей, проснувшись не было скучно, она усыпила всех. Только не на сто лет, а как выяснилось на триста. Столько лет пришлось жениху искать свою невесту. Почему триста лет пришлось спать девушке? Неужели никто ее за это время не захотел освободить? Возможно, пытались, но не получалось. А тут и колдовство подошло к концу, и жених нашелся.
Чтобы понять весь смысл сказки надо ее прочитать и не раз. Первый раз наслаждаешься самим стихотворением, а уже во второй и последующие разы начинаешь понимать тонкий смысл сказки. Здесь не только человеческие отношения, но и государственные.
5 класс
См. также
Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра
В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.
Не суди людей по их внешнему виду
Иван-дурак в финале сказки оказывается царевичем, лягушка — прекрасной невестой. Подобные превращения учат ребенка с детства не судить человека «по одежке», по количеству богатства (сказка «Кощей Бессмертный»), а оценивать по делам его. Кстати, в русских сказках и Баба-Яга — не всегда отрицательный персонаж. Иногда она проверяет героя, назначает ему испытание и вручает ему чудесные предметы или дары (сказки «Иван-царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная»).
Русские сказки учат трудолюбию, тому, что надо не бояться трудностей. Ведь всякое хорошее дело с первой попытки не удается сделать (в сказках о Змее Горыныче герой-богатырь идет на чудище три раза и в конце-концов, все-таки, побеждает), а смелость и упорность вознаградятся победой.
А еще — учат патриотизму. Особенно сказки и былины про русских богатырей. Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец являются отождествлением защиты Родины от любого агрессора. Эти народные положительные герои вызывают чувство восхищения их смелостью, силой, умом, способностью постоять за Родину и за себя. Так, в ребенке формируется чувство любви к своей Отчизне, желание защищать ее от иноземцев-захватчиков.
А еще — учат любви к родителям, уважению к старшим. Именно герой, который выполняет поручение отца-царя, всегда более почитаем, нежели его нерадивые братья. В награду он, выполнив свои поручения, получает «полцарства».
Чему учит сказка “Спящая царевна” В.А. Жуковского?
Нужно 10 предложений
Красивая сказка учит нас, что любое зло может быть побеждено любовью и добром. Обиженная колдунья вынесла свой вердикт, но её злые чары рассеялись как только молодой человек поцеловал спящую царевну.
Кроме того, сказка учит нас проявлять уважение и внимание ко всем людям, независимо от их достатка и статусности. Царь совершил ошибку, не пригласив старую чародейку на торжество, за что и поплатился
Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам.
Мне кажется, что вот эти персонажи из детских сказок самые известные в мире:
Больше, к сожалению, вспомнить не смог.
Основные события в былине “Илья Муромец и Калин-царь” разворачиваются после того, как князь Владимир по огульному навету сажает Илью в подвал. На Киев движется грозный Калин-царь, и Владимир вспоминает про Илью, но думает, что за три года тот давно умер. Но княгиня тайком носила Муромцу еду и питье и поэтому Илья жив и здоров. Он мирится с князем, прощает ему обиду и выступает против Калина-царя. В тяжелой битве Илья зовет на помощь русских богатырей и все вместе они разбивают татар и берут в плен Калина-царя.