Салтыков-Щедрин «Самоотверженный заяц», краткое содержание сказки
пересказы
сказки
В статье вы найдете краткое содержание известной сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц». Может быть использовано для читательского дневника.
Сказка Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» начинается с того, что бегущий по своим делам заяц не замечает волка и не реагирует на его призыв остановиться, а с удвоенной скоростью мчится дальше.
Тогда разгневанный волк в три прыжка настигает беглеца и за непослушание приговаривает его к съедению.
Но процедура растерзания зайца откладывается на пять дней из-за наличия в волчьем логове съестных припасов. Зайцу было велено сидеть под кустом и ждать своей участи. Сквозь смех волком рассматривалась и возможность помилования косого.
Заяц послушно сидел и боялся даже пошевелиться, а из логова за ним неотступно следило сверкающее волчье око. Только одна мысль крутилась в голове у зайца: через сколько времени придется расстаться с бесценной жизнью и мечтами о женитьбе на молодой зайчихе. А ведь он даже купил самовар для совместного чаепития с невестой.
Семейство волков ходило по полянке вокруг зайца и пощелкивало зубами. Заяц заливался слезами из-за того, что попал в лапы к волку и не смог вовремя попасть на свидание. Он боялся, что невеста посчитает себя обманутой и полюбит другого.
Ночью к пленнику с риском для жизни пробрался брат невесты. Он сообщил, что сестра стала чахнуть от горя и хочет попрощаться со своим возлюбленным. Также он подговаривал зайца бежать.
В этот щекотливый момент заговорщиков застал волк. Он под честное слово отпустил зайца-жениха к невесте, а второго зайца оставил в заложниках. Если бы жених не вернулся в волчье логово через два дня ровно в 6 часов утра, брат невесты был бы растерзан.
За время, отпущенное волком, была сыграна свадьба, после которой заяц, верный своему слову, пустился в обратный путь. Он еле успел к назначенному часу, так как на пути возникло много непредвиденных препятствий: разлилась река, началось военное сражение, появились карантинные заслоны от начинающейся холеры.
Волк очень обрадовался возвращению зайца, так как он уже запустил когти в живот зайца-заложника. Он похвалил косого и со смехом пообещал зайцам помилование.
Краткое содержание сказки предоставлено Коровиной Мариной.
«Карась-идеалист»: краткое содержание. Рассуждения о социальной справедливости
В процессе беседы карася и ерша затрагивается много болезненных тем как для России, так и для всего мира. Например, вопрос о социальной справедливости. Кто из нас не мечтал об обществе равных возможностей, вот и карась тоже мечтает, а ерш его одергивает и говорит, что, мол, все это хорошо, но щуки никогда на такое не пойдут, потому что в реке всегда будет существовать иерархия. И пока угнетенные будут «спать в тине», верхушка станет наслаждаться жизнью. Карась же пытается убедить ерша, что щуки сразу же, как только услышат об идее социальной справедливости, тут же обратятся в верных ее адептов. Ерш же только насмехается (и не зря). Салтыков-Щедрин в сказке «Карась-идеалист», краткое содержание которой мы рассматриваем, проблемы социального неравенства описал. Мысли, высказанные Михаилом Евграфовичем за 5 лет до смерти, остаются актуальными и для России 21-го века.
Честолюбие и месть в «Выстреле»
Повесть имеет множество автобиографических деталей из жизни Пушкина — известно, что его самого привлекала романтика дуэльного поединка. Произведение затрагивает важные вопросы, связанные с отмщением и местью, связанной с отстаиванием собственной чести. Помимо этого, автор рассуждает о человеческом благородстве и в чём оно проявляется. Вкратце сюжет повести выглядит так:
- Короткая биографическая справка о некоем загадочном Сильвио — бывшем гусаре, имевшем славу непобедимого дуэлянта. В стрельбе он показывал высший класс — мог попасть дважды в одно и то же место с расстояния в 20 метров (загнать одну пулю вслед за другой). Сильвио одержим местью по отношению к одному графу, с которым однажды у него уже была дуэль.
- Рассказ первой дуэли — графу достался первый выстрел, которым он промахнулся (продырявил фуражку). Во время ожидания выстрела от Сильвио граф спокойно поедал черешни, стоя перед нацелившимся в него соперником. Спокойствие и равнодушие к смерти взбесили Сильвио, он отказался стрелять, чтобы выждать момент, когда его обидчик не будет «столь беспечным».
- Спустя 6 лет Сильвио узнал о приближающейся свадьбы графа с одной девушкой. Он решил, что момент настал и пришёл к нему в дом. Увидев в глазах соперниках страх и робость (так как к тому моменту графу уже было что терять), он демонстративно выстрелил в картину и ушёл, посчитав себя удовлетворённым результатом этой дуэли.
Основой конфликта Сильвио было честолюбие и зависть — граф во всём был его лучше. Этого высокомерный любитель дуэли стерпеть не смог, однако он хотел не просто убить обидчика; Сильвио хотел восстановить «первенство», и на месть его двигала гордыня.
Пушкин показывает важность великодушия и пагубность дуэлей как явления (что выглядит ироничным, зная судьбу самого́ поэта)
Нужно ли милосердие — решение каждого
Однако быть милосердным или жестоким, каждый также решает сам. Нужно ответить самому себе на вопрос: а мне самому нужны ли сочувствие и сострадание? Сочинение лишь помогает натолкнуть на такие рассуждения. Человек, которому не хватает сострадания к людям и ко всему живому, может постепенно развивать в себе эти качества. Как это сделать? Самый простой способ — добрые дела. Можно начать помогать сначала родственникам и друзьям, которые нуждаются в этом, затем незнакомым людям. Сейчас немало различных социальных учреждений нуждаются в помощи. А на Западе опыт благотворительности или волонтерства является весомым плюсом при приеме на работу.
Наверное почти каждый человек когда-нибудь испытывал сострадание или сочувствие к другому человеку или существу. Так как можно описать сострадание? Когда человек способен прочувствовать всю боль другого человека, то это называют состраданием. Однако, многие считают, что сострадание – это не только про чувства, а это в первую очередь про дело. Мало просто посочувствовать другому, нужно еще и оказать какую-либо помощь в избавлении от беды, горя, либо хотя бы попытаться уменьшить ее.
Мне кажется, что каждый человек, который испытывает любовь к живому существу, способен сострадать искренне.
Конечно, не всем людям присуща способность сочувствовать. Но это чувство так или иначе врывается в жизнь любого человека. Обычно сострадание – это ответ на ситуацию, которая кажется нам очень грустной, жалостливой. У нас сразу возникает желание что-то сделать, хоть как-то помочь человеку или животному, попавшему в беду или крайне неприятную ситуацию. Такие ситуации совершенно различны. Они могут не только коснуться любой сферы, но и могут различаться по своей значимости.
В жизни можно встретить очень много примеров сострадания. К примеру, моя мама узнала, что в нашем доме живет одинокий пожилой человек. У дедушки жена давно умерла, а дети живут в другом городе и совсем не помогают ему. Он живет только на свою пенсию, конечно, денег ему не хватает. Да и просто поговорить ему тоже не с кем. Когда моя мама узнала о жизни этого дедушки, то она сразу захотела помочь ему. Ей было очень жаль его, она рассказала о нем нашей семье, и мы решили хоть как-то помочь ему. Мы познакомились с ним и сказали, что скоро придем в гости. Мы испекли вкусный пирог, сделали салат, купили фрукты, овощи, чай, печенье. Со всеми этими подарками мы пришли к нему, чтобы вместе выпить чаю. Мы просидели у него больше 4 часов. Время пролетело незаметно, дедушка так увлекательно рассказывал о своей жизни. Было сразу понятно, что он не беседовал с кем-то больше нескольких минут уже много лет. Он был так счастлив, а мы были рады, что хоть как-то скрасили его обычные дни. Мама договорилась с дедушкой, что каждую неделю мы будем заходить к нему на чай. У него скоро день рождения. А значит, мы обязательно придем к нему и организуем ему праздник.
Еще одним примером сострадания служит и другая ситуация. Моя сестра шла со школы и увидела маленького крохотного котенка. Была зима, вьюга, малыш весь дрожал от холода. Его почти замело снегом, он сидел на ступеньке, ведущей в подъезд, и жалостно мяукал. Сестра не смогла просто пройти мимо. Она взяла его к нам домой. Там она его помыла, высушила, сделала ему лежанку и положила ее к батарее. Родители совсем не ругались, а разрешили оставить нам котенка.
Мне кажется, эти ситуации прекрасно описывают то, как люди могут сострадать и сочувствовать.
Аргументы
Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия
И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего
М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие
Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе
Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние деньги герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.
Н.Д. Телешов «Домой». Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.
Н.Д. Телешов «Елка Митрича». Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.
И. Бунин «Лапти». Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.
В. Распутин «Уроки французского». Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.
Почему бывает, когда даешь милостыню, а душа не радуется?
«Присмотрись к себе, может быть, тобой движет человекоугодие? Когда побудительные мотивы чисты, человек ощущает радость. Знаете, что устроили однажды в одном городе? Приближалось Рождество, и некоторые христиане решили собрать разные подарки и раздать их бедным на городской площади. Один человек предложил раздать эти подарки «без шума», тихо. Но другие запротестовали: нет, надо торжественно, чтобы люди видели, что мы о них заботимся “во славу Божию’’.
Ну что ж: свезли подарки на большую площадь и объявили, что будут их раздавать. И тут же налетел самый прожженный народец, как гориллы все равно: хватали, хватали и остальным ничего не оставили.
Подарки достались тем, кто был самым бойким, а не тем, кто больше всего нуждался. А когда ответственные за это мероприятие попробовали навести порядок, то они еще и по шее как следует получили — «во славу Божию»! Видите, как действуют духовные законы? Для человека мирского есть оправдание в том, чтобы погордиться, похвалиться, но какое в этом оправдание для человека духовного?
Действия Сильвио
Гусар начал целиться и в это время в кабинет вошла девушка. Она пришла в ужас и недоумение от увиденного. Граф попытался успокоить ее и сказал, что это все шутка. Сильвио очень зло ответил на эти слова. Он полагал, что мужчина постоянно веселится, поэтому пришла его очередь пошутить.
Он опять попытался прицелиться, однако, супруга графа бросилась к его ногам. Молодой парень в гневе потребовал у гусара ответа, когда тот перестанет глумиться над бедной девушкой и будет ли он в конце концов стрелять.
Однако Сильвио сказал, что не хочет стрелять, потому что ему достаточно того, что он наблюдал смущение и трусость собственного соперника. Он быстро вышел из кабинета, но на пороге развернулся и практически не глядя выстрелил в висящую картину в то же самое место, куда попал парень.
Прежде чем семейная пара успела опомниться, гусар уехал. Тут граф окончил свой рассказ. Таким образом, повествователь смог узнать конец удивительной истории, которую когда-то слышал. Что касается Сильвио, то судя по слухам, он умер во время восстания Александра Ипсиланти.
После ознакомления с книгой Пушкина можно составить такой план пересказа повести:
- личная история бывшего гусара;
- причины дуэли;
- возобновление поединка;
- разумные действия Сильвио.
В своем произведении Александр Пушкин рассуждает о теме роли случая в судьбе человека. Он думает над тем, может ли кто-то принимать важные решения за окружающих людей. Персонаж повествования Сильвио в критический момент смог понять, что граф тоже может бояться смерти. По этой причине он смог простить его и оставил в живых.
Милосердие в религии
Понятие милосердия встречается еще в добиблейской греческой литературе. С течением времени оно практически не изменило своего значения. Тогда его трактовали как чувство, возникающее у человека при виде чужих страданий.
С точки зрения религии, милосердие является одной из главных добродетелей. Она направлена на совершение духовных и телесных дел для окружающих людей. В каждой из мировых религий, будь то христианство, ислам или буддизм, милосердие выступает как необходимое качество для человека. Только будучи открытым, добрым и искренним, человек сможет познать Бога и раскрыть в себе духовный свет.
Христианская суть милосердия заключается в безграничной любви к Богу. Частичка образа Господнего есть в каждом человеке. Уверовав во Всевышнего, человек автоматически верит в святость и значимость каждой человеческой жизни на Земле.
Религия у мусульман неразрывно связана с общественно-политической жизнью. У них даже существует специальный годовой налог в помощь бедным и нуждающимся.
С буддийской точки зрения милосердие – это сострадание и любовь ко всем живым существам. Буддист молится за каждую душу, растение и животное. Таким образом, он достигает гармонии со всем миром.
Как видим, люди разных вероисповеданий практически одинаково воспринимают понятие «милосердие»
Не важно, какому Богу вы молитесь, важно чтобы вы помнили о тех заповедях, которые учат быть добрее и терпимее к окружающим нас людям
Варя Ивлева — Верните в моду доброту
История создания рассказа «Барышня-крестьянка»
«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина входит в прозаический цикл «Повести Белкина». История его создания заслуживает отдельного упоминания.
А.С. Пушкин в Болдино
Александр Сергеевич написал все пять миниатюр цикла в 1830 году, находясь в своем имении Большое Болдино под Нижним Новгородом, куда поэт приехал из Москвы 3 сентября и где рассчитывал быстро разобраться с хозяйственными делами и вернуться, чтобы отпраздновать свадьбу с Натальей Гончаровой.
Однако планам не суждено было сбыться: в это время в Москве началась эпидемия холеры, и город был окружен карантинными постами – въезд и выезд из него перекрыли, чтобы предотвратить распространение болезни. Поэтому свадьбу пришлось отложить, и Пушкин оказался невольным пленником Болдино на три осенних месяца.
В Москву он приехал лишь в начале декабря, и в феврале 1831 г. состоялось его венчание с Н. Гончаровой.
Александр Сергеевич любил осеннюю пору и всегда испытывал осенью эмоциональный и творческий подъем, а в год написания «Повестей Белкина» к этому добавилось радостное ожидание воссоединения с любимой женщиной. По признанию Пушкина, в 1830 г. в Болдине он писал так, как давно уже не писал.
«Повести Белкина», в которых «Барышня-крестьянка» занимает среднюю позицию, вышли в свет в 1831 году. Люди, читающие это сочинение поэта впервые, могут задаться вопросом, кто такой Белкин, и почему Пушкин написал и издал свои новеллы под псевдонимом.
Автор приписал их создание вымышленному персонажу – покойному помещику Ивану Петровичу Белкину, якобы умершему от простуды в тридцатилетнем возрасте и оставившему после себя рукописи. Для Пушкина это был не просто веселый розыгрыш – укрываясь за никому не известным Белкиным, ему хотелось избежать желчных отзывов и рецензий.
Александр Сергеевич был первопроходцем в создании литературы нового типа, и не без основания опасался, что критики, считающие сентиментальное творчество Карамзина, Жуковского и других тогдашних классиков образцом для подражания, не поймут его произведение, выходящее за рамки традиционализма.
Что значит милосердие?
О милосердии
- Что такое милосердие своими словами? Под милосердием подразумевают способность сопереживания, сочувствия, когда чужая боль воспринимается так, словно она — твоя личная.
- И это не должно быть простым сочувствием на словах, милосердие должно проявляться и в действиях – в бескорыстной помощи нуждающихся в этом, когда альтруист не считается ни со своим временем, ни с деньгами, ни со здоровьем.
- Милосердный человек способен сострадать и оказывать помощь не только людям, но и другим живым существам, населяющим наш мир. Сопереживая другим, мы проявляем в этом свое духовное богатство.
Популярные сочинения
- Мой любимый фильм — сочинение Я люблю смотреть фильмы, но только те, которые не давят на психику, где нет жестокости. Обычно смотрю фильмы из жанра фантастики или истории.
- Сочинение Описание друга Кто же такой друг? Друг в первую очередь это тот, кто всегда будет поддерживать себя, кто всегда будет с тобой в любой жизненной ситуации. В тяжёлой и горькой. Радостной и весёлой. Друг, это то кто тебя не когда не бросит тот
- Сочинение Описание природы зимой Как белой скатертью укрывает землю зима, все накрыто для праздничного мира, а на столе – лучи яркого солнца, немного теплого, но по большей части насыщенного светом и цветом.
Юшка Платонова
Центральный персонаж рассказа «Юшка» Андрея Платонова был отвергнут окружающими его людьми. Каждый, кто встречался на его пути, не мог его понять, а лишь обижал, бросал камнями в несчастного. Никто никогда ему не сочувствовал и не грел добрым словом. Из-за подобной ситуации Юшка мог обозлиться на людей, возненавидеть мир и стать черствым. Но этого не случилось.
Несмотря на то что, казалось бы, жалеть должны были его, он сам проявлял великое чувство сострадания к обижающим его людям. Парень надеялся, что они только так могут проявить свое чувство любви к нему. Кому-то может показаться, что Юшка был глуп и наивен, но на самом деле его добрая душа не была лишена милосердия.
Быть великодушными и способными сострадать другим могут только такие люди, как главный герой рассказа Платонова — умеющие слушать свое сердце и открывать другим душу. Такие качества делают людей добрее. А лишенные их личности не способны меняться в лучшую сторону, они могут лишь стать злее. Таким в жизни живется сложнее, ведь, возможно, они хотели бы, но не могут стать добрее.
Вариант 2
Из уроков литературы мы знаем, что сатира – это литературное проявление комического в произведениях писателей. Сатира обличает пороки общества, государства, иногда и церкви. Среди тех, кто широко применял сатиру, наиболее известен Н.В. Гоголь. Но и задолго до его эпохи сатира была неотъемлемой частью литературы, например, в средневековом обществе.
Сатира обличает пороки, известные каждому, но о которых принято молчать. Например, Гоголь в произведениях «Ревизор» и «Мертвые души» высмеивал чиновников, их уклад жизни и пустое празднество. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» выявляет пороки московского общества 20 века, уличая людей в невежестве, стремлении к собственному благу, празднеству и излишеству в материальных вещах. Автор средневекового романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» высмеивает жадность и алчность государства и церкви.
Все эти произведения были написаны по методу сатиры из-за цензуры, запрета в обществе таких книг. А между тем, всегда была видна острая необходимость показать то, как на самом деле живут те или иные чиновники, государи или простой люд
Необходимость заключается не просто в цели высмеять и застыдить, но и для того, чтобы обратить внимание каждого читателя на себя и свою жизнь и задаться вопросом: «А может быть, таков и я, как герои в сатирическом произведении?»
Бесспорно, сатира необходима сегодня. И более того, она будет необходима всегда. Потому как вряд ли когда-либо общество заслужит полную свободу слова без применения иносказательных форм. Вряд ли когда-нибудь даже самый выдающийся писатель осмелиться сочинить произведение, где он напрямую обличит пороки людей. А если и осмелиться, то, скорее всего, будет наказан.
Но факт того, что сатира нужна всегда и всем, не подвергается сомнению. Благодаря таким произведениям мы можем трезво взглянуть на окружающих нас людей и на самих себя. Читая сатирические произведения, мы сами же способны воспитывать себя таким образом, чтобы не быть похожим на ни одного порочного героя. Роль сатиры в искусстве огромна. Она и поучает, и воспитывает, и открывает глаза на многие вещи. Не стоит даже мыслить о том, что когда-нибудь общество сможет обойтись без сатиры. Это невозможно до тех пор, пока будет жить человечество, со свойственными ему слабостями.
7 класс
Об оторванности идеалистов от жизни
Показательным моментом является и то, что карась совершенно не знает, о чем говорит. Здесь под обстрел критики автора попадают, видимо, знакомые ему мечтатели, которые хотят перестроить жизнь в России. Для карася щука была мифическим персонажем, пока он с ней не повстречался. Он ничего не знал и о том, что делают монахи с пойманными карасями. Рыба-идеалист не знала, как вкусны ее собратья в сметане.
То, что позволено юнцу, не к лицу взрослому человеку. Все люди в юности идеалисты и мечтатели, но когда жизнь берет в руки свой кнут, то людские убеждения подвергаются проверке, и выживают только те, которые наиболее отвечают здравому смыслу. Такова общая мораль, которой наделена сказка Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».