О писателе
Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.
Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.
Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
2.Анализ сказки «Пропала совесть»
А) Беседа:
- А в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мы встретили какое наименование совести? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.)
- Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е.
Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: нужна ли « надоедливая приживалка»? Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.
5 стр., 2045 слов
Совесть как мера вины и справедливости в уголовном процессе
… c.487]. Другими словами, без совести невозможно представить справедливой оценки доказательств по уголовному делу и впоследствии постановить справедливый приговор. При этом справедливость не понимается как беспристрастность, а, наоборот, как интеллектуальная и …
Б) Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.
-Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение – некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)
-
Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).
- Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)
- Грустное начало сказки.
Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.
В) Работа в группах. ( Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).
Создано 4 группы работают с текстом.
Задания группам (от лица героя рассказать историю, которая с ним произошла, опираясь на предложенные вопросы)
1.
- Как попадает совесть к пьянице?
- Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?
- Каким он выглядит?
- Каким образом расстаётся с совестью?
2.
- Кто такой Прохорыч?
- Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?
- Каким он выглядит?
- Каким образом расстаётся с совестью?
3.
- Кто такой Ловец?
- Какой приём использует автор при характеристике героя?
- Что сделала совесть с надзирателем?
- Меняется ли он?
- Каким образом расстаётся с совестью?
4.
- Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.
- Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?
- Как избавляется от неё?
- Что почувствовал, когда избавился от совести?
История создания
Данное стихотворение написано в 1842 году. Это период раннего творчества Бодлера. В 1842 году он стал наследником весьма крупного состояния (75000 франков), которое получил в наследство от своего отца. В этом же году Шарль Бодлер познакомился со своей возлюбленной Жанной Дюваль. Этот период стал для него настоящим переворотом.
Постепенно Бодлер начинает набирать популярность. Деньги, легкомыслие и разврат убили в поэте всё живое и чистое, человечное, но это положительно сказалось на его творчестве и придало ему узнаваемость и «изюминку». Бодлер прозвучал похоронным маршем, сарабандой в сознании миллионов слушателей. Так же его творчество плотно сопряжено с произведениями Эдгара По, который так же отличался трагичностью и мрачностью судьбы, был заядлым алкоголиком и придерживался такого литературного течения, как символизм. Знакомство с его литературой наложило глубокий отпечаток на стихотворения Бодлера. Также поэт посвятил 17 лет своей жизни переводам работ По на французский язык.
Шарль Бодлер не был принят и признан своей эпохой. Его убили недопонимание со стороны общества и собственная распущенность. Это нашло своё отражение в его стихотворении «Альбатрос».
Темы и настроения
Основная тема произведения – тема любви. Пастернак глубоко переживал ситуацию, возникшую после разрыва возлюбленных со своими прежними семьями, и эта ситуация является одним из ведущих лейтмотивов стихотворения. Герой корит себя за происходящие события, находится в неуверенности касательно своего будущего – отказавшись от прошлого, он находится в подвешенном состоянии, сомневается в правильности своего поступка.
Также очевидна тема одиночества: в борьбе с собой он один на один, и никто не может помочь ему сделать выбор.
Настроение стихотворения движется от тяжелого одиночества, почти перерастающего в отчаяние, до появления чувства надежды, которое спасает героя из его внутреннего заточения.
Главная мысль
Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.
Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед
А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.
О писателе
Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.
Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.
Вам будет интересно:»Сады Луны» (Gardens of the Moon) Стивена Эриксона: краткое содержание, главные герои
Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый писатель, сатирик, государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
Средства художественной выразительности
Средства выразительности в поэзии В. Маяковского, без сомнения, можно назвать легендарными. В своих произведениях использовал множество приемов для придания образности своему творению. И в небольшом стихотворении «Прощание» поэт не обошелся без использования изобразительных средств языка.
«Разлуки жижа» (т.е. слезы) — очень глубокий по содержанию перифраз, тонко передающий грусть от расставания. Поэт также использует эпитет «невозможная краса», подчеркивая свое восхищение Парижем. В стихотворении можно встретить столь любимый автором прием –олицетворение — «Париж бежит» и «подступай…жижа…расквась».
Проблема собственного несовершенства
Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация – из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.
Что же стало с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая приживалка», и это не случайно. Таким образом автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и настоящему, нуждающемуся в подпитке и заботе, которая в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» благодатным чувством покоя и удовлетворенности самим собой
А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой».
Далее в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать умиротворенный сон владельца питейного заведения, который, быть может, впервые в жизни повел себя как ответственный человек за свои поступки. Или, скажем, самый первый «хозяин» совести – пьяница-пропойца, который освободился от гнета винного угара и осознал всю свою никчемность существования, поэтому он и чувствует страх. Но горький пьяница губит только самого себя, он и отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора – владельца питейного заведения, губящего своим зельем столько народа. Совесть дает Прохору чувство облегчения, так как впервые в жизни он поступает по совести. Что же хочет нам сказать автор?
Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в этом материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Была бы совесть рядом, то не было бы пьяниц на свете, да и владельцы пивных стали бы печь хлеб да булочки. Взрослые люди обязательно улыбнутся в этом месте, так как каждый из них знает, насколько мир наш не прост. Но на то ведь она и сказка – подумаете вы. Сказка «Пропала совесть» – своего рода напоминание для взрослых и урок для детей.
История создания
Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.
Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).
Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.
Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.
Суть
Основные события разворачиваются в купеческой семье. Катерина Измайлова, в то время как её муж уехал по делам, заводит роман с приказчиком Сергеем. Свёкр попытался пресечь разврат в собственном доме, но поплатился за это жизнью. Вернувшегося домой супруга также ждал «тёплый приём». Избавившись от помех, Сергей и Катерина наслаждаются своим счастьем. Вскоре к ним приезжает погостить племянник Федя. Он может претендовать на наследство Катерины, потому любовники решают убить мальчика. Сцену удушения видят прохожие, что шли из церкви.
Убийц приговаривают к каторге. Не на такой исход рассчитывал Сергей, его чувства к Катерине остывают, и он начинает отношения с другой каторжанкой Сонеткой. Катерина не в силах вынести измену возлюбленного: во время переправы на пароме она набрасывается на соперницу, «как сильная щука на мягкоперую плотицу», и погибает вместе с ней. Все то, о чем рассказывается в книге, вы можете узнать из краткого пересказа.
Возложенные надежды
В произведении Салтыков-Щедрин наделяет голосом свою главную героиню – совесть. Что же просит она, что хочет? Просит она найти ей маленькое русское дитя, чтобы в сердце его она могла раствориться. «Почему же именно в сердце ребенка?» – спросите вы
Автор таким образом хочет дать понять читателю, как важно возлагать надежды на молодое поколение, и следует помнить, что дети невинны и чисты, и только от взрослых будет зависеть, какими красками будет наполнен их будущий мир, совесть, жизнь. Проблема «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина касается той стороны души человека, где наступает осознание добра и зла, истины и надежды
Тематика
В отличие от других рассказов Куприна и его современников «Скворцы» содержат целую серию контрастов, которые делают произведение уникальным:
- Соприкосновение человека и природы. Автор подчёркивает, что живым существам постоянно необходимо заботиться о поиске пропитания и выживании. Поэтому он хвалит моряков, которые не станут обижать слабую птицу, и ругает охотников, берущихся за ружья, пока усталые скворцы держат путь с юга домой;
- Сотрудничество команды. Куприн в своем рассказе не раз проводит сравнение скворцов с другими представителями пернатого мира, подчеркивая, что именно эти птицы в тандеме достигают лучших результатов во всех сферах жизни, в отличие от воробьев, синиц и других;
- Любовь. Произведение Куприна вышло в сложное для страны время, когда вокруг царила разруха, ненависть и злоба. С помощью рассказа он передает миру послание о том, как много вокруг прекрасного, стоит только раскрыть глаза.
Рассказ «Скворцы» имеет глубокую проблематику:
- жестокость людей по отношению к животному миру. Например, стрельба охотников по усталым скворцам во время миграции;
- отсутствие сплоченности у других видов птиц. Другие птицы действуют на охоте, в воспитании птенцов разрозненно, за счет чего становятся жертвами хищников;
- грусть по родным краям. Хотя скворцы ежегодно покидают родину в поисках теплого места на зиму, они возвращаются назад к родным местам.
Сочинение-анализ 2
Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество. Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России. Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.
Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.
Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год. Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться. А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.
Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него — в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.
Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем
В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги
Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.
Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни. Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.
Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.
Тема, идея, суть, смысл
Идея
Главная мысль стихотворения – отражение перелома в жизни автора и его наблюдений, ставших своеобразным промежуточным итогом. Выходя из дома, героиня покидает зону комфорта (семью) и движется в неизвестность — ночь.
Для кого-то она страшна и непредсказуема, что от неё нужно что-то скрывать и защищать в ночном карауле, для кого-то она скрытна и тревожна, прячет тайны (неверность) и разжигает тревоги (у верной жены). А для кого-то ночь — уникальное время для творчества, некий глоток свежего воздуха после череды испытаний. Каждый находит в неизвестности что-то свое, свой смысл, но все отправляются туда со страхом и неуверенностью. Так и нужно, думает автор, главное – осмелиться взглянуть в глаза непролазной тьме собственной души и нащупать в ней собственный путь.
Сочинение Анализ сказки Коняга Салтыкова-Щедрина
В данном произведении автор изображает весь русский народ, завуалировав этот образ в главного героя коня. Конь постоянно трудиться на поле, он худой, истощенный и слабый, это и есть состояние русского народа.
Главные герои произведения мужик и конь, пашут с утра до ночи, при этом их работе не видно ни конца, ни края. Вот так и простой народ, все крестьяне работают, не видя белого света. Тут есть известные представители знати и начинают хвалить мужика и коня, сами они физически не работают, а только придумывают различные законы и красиво выражают свои мысли.
Пока эти деятели размышляли о работе коня и мужика, те спокойно продолжали свою работу. В этой работе и огромном поле, автор сделал акцент на том, что скоро работа закончиться и мужик с конем будут свободны. Именно этим высказыванием автор и предсказал будущее всего русского народа.
Но пока это будущее очень далеко, поле оно огромное и бескрайнее, мужику и коню работать приходиться ежедневно и с самого утра до ночи. Ни мужик ни конь не видят в полях ничего связанного с красотой и поэзией, для них это постоянный каторжный труд.
У мужика и коня, торчат ребра, плечи и спина сгорблены, ноги побиты и изрезаны, вот результат работы на полях. И самое обидное после того как будет собран урожай ни конь ни мужик не получат достойного питания, одежды или отдыха. Дальше опять будет работа, постоянная усталость и нищета.
Вот почему автор в произведении намекает на то, что нужно менять данный уклад жизни. Ведь постоянно работая на благо своей страны, простые люди не имеют для себя даже элементарных продуктов питания и приличной одежды. А в образе пустоплясов, перед нами стали все высшие слои населения, которые не работают физически, а все блага получают благодаря народу.
Они просто осуществляют управление, но работать это им и не нужно. Ведь и так имеют все, что необходимо для комфортной и приятной жизни. Поэтому автор высмеивает положение народа, хотя одновременно ему и сочувствует. В итоге уже тогда автор видел, что грядут перемены и скоро измениться весь уклад жизни в России.
Ведь народ не должен постоянно работать из последних сил, ради того чтобы барину и всем знатным слоям населения жилось хорошо. Все люди должны быть равны иметь свои права и обязанности. Поэтому автор и предсказал скорые перемены, которые не принесли никакой радости для богачей.
Поэтому читая данную сказку нужно понимать все послания, которые автор отослал для читателя, какие мысли и боль народа хотел донести до каждого жителя нашей страны.
Возложенные надежды
В произведении Салтыков-Щедрин наделяет голосом свою главную героиню – совесть. Что же просит она, что хочет? Просит она найти ей маленькое русское дитя, чтобы в сердце его она могла раствориться. «Почему же именно в сердце ребенка?» – спросите вы
Автор таким образом хочет дать понять читателю, как важно возлагать надежды на молодое поколение, и следует помнить, что дети невинны и чисты, и только от взрослых будет зависеть, какими красками будет наполнен их будущий мир, совесть, жизнь. Проблема «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина касается той стороны души человека, где наступает осознание добра и зла, истины и надежды
Осмысление понятия совести
Обращаясь к словарям, мы находим определение понятию совесть. Совесть – это чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки сплетается воедино с осознанием тех моральных принципов, на которых должно держаться здоровье общества. Эта способность, позволяющая различать хорошее и плохое, должна прививаться с младенческих лет. Родители – это своего рода проводники в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети в свою очередь, боясь потерять любовь и благосклонность своих родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дают отец и мать.
Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, рассмотренное в нашем материале, может послужить тем зерном, всходы которого дадут пищу душе каждого человека.
Средства художественной выразительности
В этом произведении образ июля создают в первую очередь олицетворения. Читатель наблюдает озорника, даже хулигана, которым предстаёт летний месяц, наделённый человеческими чертами. Характер июля кажется живым, в том числе благодаря тому, что Пастернак добавил разговорную лексику и просторечные выражения. Поэт привносит в стихотворение разнообразные тропы: сравнения («И с занавеской, как с танцоршей»), инверсия («Июльский воздух луговой») и т.д.. При этом в тексте практически отсутствуют эпитеты, самый распространенный троп в русской словесности. Этот факт лишний раз подчеркивает оригинальность автора.
С годами Борис Пастернак по большей части изменил своё отношение к литературе. Он практически прекратил использовать приёмы футуризма, излюбленные им в молодости. Но, по всей видимости, невозможно полностью поменять структуру сочинения, ведь в некоторых поздних произведениях всё же проступают черты описанного направления. По прошествии времени поэт остаётся верен своим основным идеям: одушевление предметов и явлений. И это только помогает произведениям обрести необычную метафоричность и, что, возможно, даже важнее – особую образность.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Приговор» абсолютно точно следует отнести к лирическим, потому что данное произведение выражает эмоции и чувства самой поэтессы. Никто не поспорит, что лирический герой и автор в «Приговоре» — один и тот же человек — Ахматова.
Направление, в котором творила поэтесса — акмеизм. Акмеисты ушли от принципов символизма, провозгласили ясность повествования и преобладание смысла над формой. Стихотворение наполнено простой лексикой и достаточно понятными и несложными метафорами.
Стихотворный размер, используемый Ахматовой в данном лирическом произведении, — хорей. Хочется отметить, что хорей всегда считался самым приемлемым размером для создания ощущения непринужденной, неформальной, неторжественной беседы или монолога, поэтому использования данного размера обосновано.
Идея
Основная мысль стихотворения – счастье его автора. Смысл произведения становится ясен, когда во время прочтения возникает чувство, что ничто не может помешать ему творить. Он совершенно свободен, только лёгкий ветерок, дождь, гроза и пух одуванчиков немного отвлекают его от творчества. Но это небольшое отвлечение приятно и совсем не раздражает. Писатель по молчаливому согласию и доброй воле «сдал» весь дом настырному летнему месяцу и с удовольствием наблюдает за тем, как текут прекрасные июльские деньки.
Стихотворение учит читателя замечать красоту природы и уметь воздавать ей должное. Это умение является залогом его душевной гармонии и созидательной силы.
Жанр, размер, направление
Жанр стихотворения автор указал в самом названии произведения. Оно является своеобразным посланием, которое обращается к матери, как к единственному близкому человеку. Как ни странно, произведение не выглядит типичной мольбой, как обычное стихи такого жанра, а скорее, как диалог с мамой, общение. Но в этом диалоге отсутствует ответ, сам диалог словно подбадривает, вселяя надежду. Только в конце произведения автор пишет о том, что он не сдастся, пока жив и дышит. То бишь, имеется просьба, которая похожа на обещание, нужное для поддержки матери, которая не находит покоя, находясь далеко от сына.
Автор родился и создавал творения в 20 веке, веке перемен, времени, которое отличительно тем, что менялось абсолютно все в жизни и сама жизнь. Творчество в том числе. Тех, кто творил в это время называют модернистами, само искусство – модерном.
Это направление имеет большое количество направлений и течений, и все они разные и не схожи. Поэт является модернистом, однако, не являясь приверженцем ни одного модернистского течения, все свои произведения он начал создавать на войне.
По сути, течение Асадова является фронтовым, он принадлежал лишь к этому течению и после войны. Отличительными чертами его поэзии является искренняя душевная доброта, понимание человеческой сущности, а также ненужности войн, какими бы они не были.
Произведение написано четырехстопным амфибрахием. В начальных строфах рифмовка перекрестная. Четвертая строфа, составленная из 6 строк, написана последовательной и кольцевой рифмовками. Последующая пара строк также написана кольцевой рифмовкой. А финальные строфы написаны перекрестной рифмовкой, причем, как мужской, так и женской рифмами.
Произведение составлено из 8 строф, одна из которых состоит из 6 строк, а остальные 7 – 4 строки. В произведении последовательная композиция, ее можно поделить на 5 частей по смыслу.
Первая часть состоит из 1 строфы, в которой поэт говорит нам о человеке, для которого он написал это обращение. В этой строфе показаны все теплые эмоции и чувства, испытываемые автором к своей матери, причем, не все он может передать словами, о чем и пишет – у него даже слов нет.
Вторая же часть состоит из следующих 2 строк, в которых говорится о воспоминаниях поэта о матери, о ее радости и печали. Помимо того, он представляет, что она прочитывает это послание.
В третьей части, которая состоит из 6 строк, поэт пишет о том, как он был невнимателен и беспечен, как он не ценил того, что имел, а понял это, лишь попав на войну, и что, когда он вернется, то ценить былое будет сильнее. В этих строках отражена тоска Асадова по всему прошлому, по редким моментам счастья и радости, ведь они были растрачены неверно. В то же время он хранит свою надежду на то, что вернется с войны живым.
В четвертой строфе поэт уже не в грезах, а в реальном мире. Он говорит о том, что происходит прямо сейчас, о том времени, когда писалось письмо. Говорит о том, что сейчас тишина установилась, и именно поэтому он смог написать матери послание.
В пятой части произведения, состоящей из последних трех четверостиший, автор возвращает нас к образу матери. Он говорит о том, что воюет ради жизни, и за нее, и за родину свою. А также говорит о том, что именно благодаря тому он не боится воевать.
Главные герои и их характеристика
- Владимир Ипатьевич Персиков — гениальный учёный, профессор зоологии, открывший уникальный луч. Герой выступает против использования луча, потому что его открытие ещё не проверено и не исследовано. Он осторожен, не любит излишней суеты и считает, что любое изобретение требует многолетних испытаний перед тем, как наступит пора для его эксплуатации. Из-за вмешательства в его деятельность работа всей его жизни погибает вместе с ним. Образ Персикова символизирует гуманизм и этику научного мышления, которым суждено погибнуть в условиях советской диктатуры. Одинокий талант противопоставляется непросвещенной и ведомой толпе, что не имеет собственного мнения, черпая его из газет. По Булгакову, невозможно построить развитое и справедливое государство без интеллектуальной и культурной элиты, которую изгнали из СССР глупые и жестокие люди, не имеющие ни знаний, ни одаренности, чтобы построить страну самостоятельно.
- Пётр Степанович Иванов — ассистент профессора Персикова, который помогает ему в его экспериментах и восхищается его новым открытием. Однако он не такой талантливый учёный, поэтому ему не удаётся получить «луч жизни» после гибели профессора. Это образ приспособленца, который всегда готов присвоить достижения действительно значимого человека, даже если придется перешагнуть через его труп.
- Альфред Аркадьевич Бронский — вездесущий, быстрый, ловкий журналист, полуграмотный сотрудник многих советских журналов и газет. Первым проникает в квартиру Персикова и узнаёт о его необычном открытии, затем распространяет эту новость повсюду против воли профессора, преукрашивая и искажая факты.
- Александр Семёнович Рокк — бывший революционер, а ныне заведующий совхозом «Красный луч». Необразованный, грубый, но хитрый человек. Он посещает доклад профессора Персикова, где тот рассказывает об открытом им «луче жизни», и ему приходит в голову идея восстановить после эпидемии популяцию кур при помощи этого изобретения. Рокк в силу неграмотности не осознаёт всей опасности такого нововведения. Это символ нового типа людей, скроенного по мерилам новой власти. Несамостоятельный, глупый, трусливый, но, что называется, «пробивной» гражданин, который играет только по правилам советского государства: бегает по инстанциям, добивается разрешений, всеми правдами и неправдами пытается подстроиться под новые требования.