Жанр: рассказ или повесть?
Сам автор ответил на этот вопрос однозначно, назвав свое творение повестью. Неудивительно, ведь для рассказа произведение слишком объемно и насыщенно героями, событиями, описаниями. Книга могла бы претендовать и на звание романа, но не дотянула по объему. Впрочем, автор и не собирался превращать «Суламифь» в эпическую громаду с масштабным размахом. Ему было достаточно места в рамках повести, чтобы воплотить свой замысел и донести до читателя свои идеи. Излишнее количество страниц и растягивание истории могли только помешать восприятию и опошлить заложенный Куприным подтекст.
Глава восьмая — краткое счастье
Всего неделю наслаждались возлюбленные. Царь одаривал Суламифь драгоценностями, рассказывал ей о свойствах камней, никогда прежде ею не видимых. Но ни одно ожерелье не делало Суламифь прекраснее, чем она была. Ни один камень не мог сравниться ни с Соломоном, ни с Суламифью, освещаемыми своей любовью. Их любовь была так велика, что не смогла забыться в глубинах времен. Были и великие войны, и полководцы, покорявшие царства и земли, но их могут забыть, но простую девушку из виноградника и мудрого царя запомнят навеки. Таков краткий смысл и краткое содержание повести Куприна «Суламифь».
Анализ произведения
Повести «Суламифь» Куприна анализ сделать несложно, поскольку пересказать ее можно кратко, используя всего несколько предложений. Но чтобы понять смысл, который автор заложил в текст, необходимо полностью прочитать всё произведение.
Сюжет начинает развиваться с первых страниц, но только в четвертой главе происходит завязка драмы. До этого момента Куприн знакомит читателей с Соломоном. Цель автора заключается в том, чтобы сделать это как можно лучше.
Когда автор писал рассказ, он не преследовал цель передать историческую достоверность произошедших событий. Если в Библии можно найти главных героев, то о царице Астис нет никаких упоминаний. Куприн хотел написать легенду о любви и ревности. Библейские напевы вдохновили его сочинить продолжение.
Искажение фактов никак не влияет на историю, наоборот, делает её более интересной. Скорее всего, Астис никогда не существовала. Но задачей Куприна было создание трагедии, что у него очень хорошо вышло.
Главная идея
Любовь — это самое ценное сокровище в жизни человека. По ходу всей повести автор не отступает от этой темы. Соломон был сказочно богат, у него было столько золота, что он отдавал его на переплавку щитов для своих стражников. Серебро в его государстве стоило не дороже обычного железа.
Но главным богатством для царя было то, что он познал чувство любви и был любимым. Многие правители, получив власть и богатство, переставали ценить обычные человеческие радости, но только не Соломон.
Главный герой с уважением относился к каждой женщине. Любая представительница прекрасного пола в объятиях Соломона чувствовала себя единственной и неповторимой. Это очень привлекало женщин.
Глава 10
Жена царя, Астис, лежит в своем роскошном храме в отдельной келье. Астис было 30 лет, но ее гибкое тело не потеряло красоты и свежести. Волосы у нее были покрашены в синий цвет, зеленые глаза были густо накрашены и казались огромными. Лицо было сильно нарумянено — по моде того времени.
Чувства Соломона к супруге Астис окончательно охладели. А вот в душе героини затаилась злость. Свою необузданную чувственность она утоляла с помощью оргий, которые подразумевал ее религиозный культ — поклонение богине Изиде. При этом ее любовниками были кастраты, и наслаждения у них были особыми. Чувственность царицы всегда была неудовлетворенной. И ее любовники, которые хоть раз отведали свирепых и кровавых ласк, всегда возвращались за новой порцией, готовые на что угодно. Но она любила одного лишь Соломона. И ненавидела его за предательство.Соломон не поддерживал культ жены. Он осуждал добровольную кастрацию мужчин и их странные обряды. Поэтому в ее храм он не ходил.
В этот день Астис позвала начальника стражи, ведь он уже давно испытывал к ней нежные чувства. Астис желает заключить с начальником некую сделку.
Глава 3
Соломон отлично понимал язык птиц и зверей. К тому же, царь прекрасно разбирался в поступках людей. Так, к нему часто приходили люди за советом, а также, чтобы разрешить спор. «Три тысячи притчей сочинил Соломон и тысячу и пять песней». Его прославили мудрость и справедливость приговоров. При этом царь никогда не был доволен собой: он всегда искал возможности расширить эрудицию и постичь все тайны мира.
Соломон с уважением относился к религиям других народов, но восставал против язычества, в котором видел только пьянство и разврат. А еще он осуждал жертвоприношение детей.
Видимо, именно за мудрость Бог послал Соломону любовь всей его жизни.
Глава третья — мудрость великая
Бог наградил Соломона великой мудростью, но он стал ею тяготиться. Царь изучил знания магов и прорицателей и понял, что это не божественные знания. Узнал он и языческие обряды, но кроме диких пьянств и разгула ничего в них не нашел. Но ничьей веры у себя Соломон не запрещал — пусть каждый, как умеет, восхваляет своих богов. И понял царь, что мудрость и знания не дают человеку покоя и счастья. И докучливо ему стало. А умрут все одинаково, что человек, что бессловесное животное. О бренности всего, что познал Соломон, повествует Куприн («Суламифь»). Краткое содержание его исканий это подтверждает.
История создания
Писатель Александр Куприн Александр Куприн написал повесть «Суламифь» в 1907 году. Сюжет заимствован автором из «Песни песней» царя Соломона — текста, который является частью Ветхого Завета. Судя по письмам Куприна, в сентябре и октябре 1907 года автор еще был занят подбором материала для работы над рассказом. Куприн изучил Библию и ряд исследовательских работ, посвященных сюжету «Песни песней».
Сам писатель в письмах сообщал респондентам, что пишет «то ли историческую поэму, то ли легенду о любви» и задумывает ввести в сюжет произведения «много яркой страсти и голого тела». Впервые повесть опубликовали в 1908 году в сборнике «Земля».
Характеристики героев
При написании повести Куприн тщательно описал ее героев. Для этого он изучил большое количество древних рукописей. К героям «Суламифи» относятся:
- царь Соломон;
- простолюдинка Суламифь;
- царица Астис;
- убийца Элиав.
Как выглядел на самом деле великий царь Соломон, историки могут только догадываться. Традиционное его описание происходит в превосходящей степени: самый красивый, самый мудрый и т. д. Куприн описал его на страницах своего произведения так же.
Образ 45-летнего царя идеален. Соломон имеет огромное значение для всех окружающих его людей. Справедливый правитель обладает даром исцеления, понимает животных и птиц, решает судьбы людей. Он женский обольститель и искусный любовник. Куприну симпатичен этот персонаж. Он рассказывает о нём с удовольствием.
Прекрасная и юная Суламифь была возлюбленной царя. Ей всего тринадцать лет. Характер юной девушки по ходу развития сюжета меняется. При первой встрече с Соломоном она предстаёт в роли скромной и немного напуганной.
Великое чувство любви меняет Суламифь. Первым её серьёзным поступком является продажа серебряных серёжек. Это самое ценное, что у неё было. На деньги, которые девушка получила от продажи, она приобретает ароматическую смолу. Она нужна ей для первого свидания с возлюбленным.
Побыв неделю в объятиях любимого человека, Суламифь очень изменилась. Она стала мудрой, подобно Соломону, в ней открылся дар прорицания. За этот короткий срок наивная девочка стала опытной женщиной, способной обжечь своей страстью любимого. После этого она ещё больше стала желанной для царя.
Царица Астис обладала неестественной красотой, но она очень быстро надоела Соломону. Женщина предстаёт перед читателями нарумяненной, набелённой, с синими волосами. Только спрятать глаза невозможно — они выдают её. Посмотрев в них, можно сразу сказать, что это жадная, развратная и жестокая особа, не терпящая соперниц.
Астис ни к кому так не ревновала Соломона, как к Суламифи. Обычной девушке досталось столько внимания от царя, что царица не могла к этому ровно относиться. Она даже готова переступить через себя и стать любовницей начальника стражи, лишь бы устранить прекрасную Суламифь.
Убийца Элиав безнадёжно влюблён в египетскую царицу. Он соглашается выполнить её просьбу в надежде получить желанное. Но он оказывается обманутым. Его погубили чувства, на поводу у которых он пошёл.
История создания
Писатель долго собирал материал для своей книги. Он перерыл кучу старинных преданий, чтобы осознать не только поверхностный, но и аллегорический смыл «Песни песен» царя Шлома, изысканного образчика еврейской мифологии. Это и есть его главный исторический источник. В письме от 1.10.1907 господину Тихонову он пишет:
Изначально автор планировал опубликовать свое произведение в Петербурге, в альманахе «Шиповник», однако в последний момент передумал и решил издать рукопись в месте, где работал тот, кому посвящается «Суламифь». Это писатель и поэт Иван Бунин. Тогда он был редактором сборников «Земля» — серии московских литературных альманахов. Он удостоился посвящения благодаря тому, что сам бывал в Иерусалиме и тоже очень увлекался ветхозаветной мифологией.
Повесть вызвала фурор, многие критики высказались на ее счет. Конечно, их чувства были задеты тонким эротизмом, окружившим священную легенду. Писатель не побоялся скандала и намеренно раскрыл чувственную сторону любви девочки-подростка и 45-летнего мужчины. Моралисты и догматики яростно атаковали соблазнительные описания, однако среди рецензентов нашлись и те ценители искусства, которые защищали право художника на творчество без ограничений. Например, А. Вергежинский писал:
История создания
Писатель долго собирал материал для своей книги. Он перерыл кучу старинных преданий, чтобы осознать не только поверхностный, но и аллегорический смыл «Песни песен» царя Шлома, изысканного образчика еврейской мифологии. Это и есть его главный исторический источник. В письме от 1.10.1907 господину Тихонову он пишет:
Изначально автор планировал опубликовать свое произведение в Петербурге, в альманахе «Шиповник», однако в последний момент передумал и решил издать рукопись в месте, где работал тот, кому посвящается «Суламифь». Это писатель и поэт Иван Бунин. Тогда он был редактором сборников «Земля» — серии московских литературных альманахов. Он удостоился посвящения благодаря тому, что сам бывал в Иерусалиме и тоже очень увлекался ветхозаветной мифологией.
Повесть вызвала фурор, многие критики высказались на ее счет. Конечно, их чувства были задеты тонким эротизмом, окружившим священную легенду. Писатель не побоялся скандала и намеренно раскрыл чувственную сторону любви девочки-подростка и 45-летнего мужчины. Моралисты и догматики яростно атаковали соблазнительные описания, однако среди рецензентов нашлись и те ценители искусства, которые защищали право художника на творчество без ограничений. Например, А. Вергежинский писал:
Глава девятая — счастье продолжается
Всю неделю не уставали они оба изумляться тому, как моментально покорила их любовь. А почему это произошло — объяснений нет. Это чудо, которое бывает редко. И с каждым днем им становились все лучше и лучше. И все больше и больше узнавала жизнь царя Суламифь. Он от нее ничего не скрывал. Рассказывал Соломон и о царице Балкис, которая любила задавать загадки и проверять мудрость Соломона.
Но она ото всех скрывала свои ноги. И царь решил сыграть с ней шутку — при всем царском дворе он нашел способ, чтобы она приподняла свои платья, и все увидели, что ее ноги волосаты и кривы. И многое другое рассказывал царь, ибо он много знал и был мудр, и все это унесла Суламифь с собой, когда умерла.
Глава 5
У себя во дворце Соломон вынужден забыть о приключении в саду и переключиться на дела судебные. К нему пришли за советом. Ахиор, ремеслом гранильщик, прислал жене драгоценный камень, воспользовавшись помощью друга. Но та потом ответила, что ничего не получила. Друг же привел свидетелей, которые подтвердили факт передачи камня. Соломон велел выделить каждому человеку по отдельной комнате. Затем каждый из них должен был слепить из глины тот камень, который они якобы передавали. Свидетели вылепили не те слепки и были оштрафованы царем. Друг был приговорен к возвращению камня и уплате судебных издержек.
Следующими были три брата, которые делили наследство. Отец оставил им ящик с тремя отделениями. Старший сын получил золото, средний — кости, младший — кусочки дерево. Младшие братья возроптали на старшего и решили все поделить по совести. Однако царь понял значение символов в ящиках: «старшему брату отец оставил все деньги, среднему — весь скот и всех рабов, а младшему — дом и пашню». Герои были удовлетворены.
Следующее дело тоже было о наследстве. Отец оставил все «достойнейшему сыну», но кто из них достоин всего — никто не сказал. Вот они и поссорились. По профессии они были лучниками. Царь велел им стрелять в труп отца: кто лучше попадет в грудь, тот и получает все. Старший попал в цель, а младший стрелять отказался. Царь присудил все наследство младшему сыну. Старшего он взял в охранники.
Другое дело было о золоте. Купцы ехали по торговым делам, зарыли все свое золото во время ночлега для сохранности, а наутро увидели, что его нет. Кто взял? Царь рассказал купцам историю. Одна девушка пообещала жениху, идущему на службу, сохранить невинность. Но он сам женился и нарушил клятву. Она вышла за другого после этого, но упросила доброго мужа отпустить ее, чтобы добиться от прежнего жениха отмены клятвы. По дороге на нее напал разбойник и уже решил ее изнасиловать, как вдруг она рассказала ему свою историю. Он посочувствовал девушке и не стал ее трогать. Кто из героев больше всего достоин похвалы — вот что спросил царь. Тот купец, который поддержал разбойника, оказался виновным в краже, так как продемонстрировал своим выбором жадность и беспринципность.
Следующей пришла женщина. Из-за сильного ветра купленная ею мука разлетелась, а кормить детей ей больше нечем. Царь позвав торговцев и спросил: молились ли они о попутном ветре для кораблей? «Да» — таков был ответ. Он предложил им вознаградить женщину, пострадавшую от ветра. Вспомнив о ветре, показавшему очертания красивого тела Суламифь, он и сам дал ей золота.
Лишь одному просителю отказал царь в этот день — жрецу, который просил ребенка на алтарь жертвоприношений. Тот разозлился.
Характеристики героев
При написании повести Куприн тщательно описал ее героев. Для этого он изучил большое количество древних рукописей. К героям «Суламифи» относятся:
- царь Соломон;
- простолюдинка Суламифь;
- царица Астис;
- убийца Элиав.
Как выглядел на самом деле великий царь Соломон, историки могут только догадываться. Традиционное его описание происходит в превосходящей степени: самый красивый, самый мудрый и т. д. Куприн описал его на страницах своего произведения так же.
Образ 45-летнего царя идеален. Соломон имеет огромное значение для всех окружающих его людей. Справедливый правитель обладает даром исцеления, понимает животных и птиц, решает судьбы людей. Он женский обольститель и искусный любовник. Куприну симпатичен этот персонаж. Он рассказывает о нём с удовольствием.
Прекрасная и юная Суламифь была возлюбленной царя. Ей всего тринадцать лет. Характер юной девушки по ходу развития сюжета меняется. При первой встрече с Соломоном она предстаёт в роли скромной и немного напуганной.
Великое чувство любви меняет Суламифь. Первым её серьёзным поступком является продажа серебряных серёжек. Это самое ценное, что у неё было. На деньги, которые девушка получила от продажи, она приобретает ароматическую смолу. Она нужна ей для первого свидания с возлюбленным.
Побыв неделю в объятиях любимого человека, Суламифь очень изменилась. Она стала мудрой, подобно Соломону, в ней открылся дар прорицания. За этот короткий срок наивная девочка стала опытной женщиной, способной обжечь своей страстью любимого. После этого она ещё больше стала желанной для царя.
Царица Астис обладала неестественной красотой, но она очень быстро надоела Соломону. Женщина предстаёт перед читателями нарумяненной, набелённой, с синими волосами. Только спрятать глаза невозможно — они выдают её. Посмотрев в них, можно сразу сказать, что это жадная, развратная и жестокая особа, не терпящая соперниц.
Астис ни к кому так не ревновала Соломона, как к Суламифи. Обычной девушке досталось столько внимания от царя, что царица не могла к этому ровно относиться. Она даже готова переступить через себя и стать любовницей начальника стражи, лишь бы устранить прекрасную Суламифь.
Убийца Элиав безнадёжно влюблён в египетскую царицу. Он соглашается выполнить её просьбу в надежде получить желанное. Но он оказывается обманутым. Его погубили чувства, на поводу у которых он пошёл.
Жанр: рассказ или повесть?
Сам автор ответил на этот вопрос однозначно, назвав свое творение повестью. Неудивительно, ведь для рассказа произведение слишком объемно и насыщенно героями, событиями, описаниями. Книга могла бы претендовать и на звание романа, но не дотянула по объему. Впрочем, автор и не собирался превращать «Суламифь» в эпическую громаду с масштабным размахом. Ему было достаточно места в рамках повести, чтобы воплотить свой замысел и донести до читателя свои идеи. Излишнее количество страниц и растягивание истории могли только помешать восприятию и опошлить заложенный Куприным подтекст.
О чем это произведение?
Часто царь Соломон любил уединиться в виноградниках. И вот однажды в одну из таких прогулок он услышал пение девушки. Умиление и улыбку вызвал голос ее у царя. Внешность была по стать пению. Рыжие волосы. Стройный стан. Цветы мака в волосах, самодельное ожерелье из ягод. Именно такой предстает перед читателями Суламифь. Благодаря своей искренности, нежности и чистоте, словно храм Парфенон, покорила она мудрейшего из правителей.
Одна из многочисленных жен Соломона, египетская царица Атис, страстно любила царя. Страшные и пленительные слухи ходили о ней: «Родители прятали всех красивых детей от ее взгляда». Ядовитые стрелы зависти по отношению к Суламифь пронзили ее скверное сердце. Ревность «везувием» возгорелась в душе Атис. Словно Отелло, вознамерилась она умертвить «предмет» своих страданий. Воспользовавшись влюбленностью Элиава (юноша, страстно желавший быть вместе с египетской царицей), она убедила его ночью проникнуть во дворец и убить счастливую пару.
В трагическую ночь царь и его возлюбленная любуются звездами и рассуждают о скоротечности человеческого бытия: «Жизнь коротка, но время бесконечно, вещество бессмертно… Проходят тьмы и тьмы тем веков, все в мире повторяется. Повторимся и мы с тобой, моя возлюбленная». Это будут последние слова, перед тем как Элиав пронзит девушку мечом. Данная ночь – последняя и в жизни несчастного юноши-марионетки. Такова суть повести «Суламифь». Атис ждет изгнание, а Соломона — вечное воспоминание о своей единственной любви. Местами данная повесть напоминает скорее трагедию с «традиционным шекспировским финалом», но, в совокупности обладает особым настроением и неповторимым послевкусием. Строки, которые Соломон приказал записать после потери возлюбленной, вынесены в эпиграф произведения:
Глава 2
Соломон был черноволосым и бледнолицым. Волосы были волнистыми, и в них уже пробивалась седина. Глаза были черными и большими. Руки царя были нежными и мягкими, как у девушки. Ему покорялись даже тигры.
У Соломона было очень много рабынь, он имел сотни наложниц, а также семьсот жён. Царь был способен очаровать любую девушку своим обаянием. «Также разделял он ложе с Балкис-Македа, царицей Савской, превзошедшей всех женщин в мире красотой». Были у него и другие известные любовницы. Однако в сердце царя запала лишь одна бедная девушка, которую зовут Суламифь.
В гневе Соломон всегда был очень грозен так, что тяжело было вынести взгляд его глаз. А в минуты радости Соломон обладал невероятным обаянием. Так, царь был способен исцелить человека от тоски лишь одним своим прикосновением.
Жанр: рассказ или повесть?
Сам автор ответил на этот вопрос однозначно, назвав свое творение повестью. Неудивительно, ведь для рассказа произведение слишком объемно и насыщенно героями, событиями, описаниями. Книга могла бы претендовать и на звание романа, но не дотянула по объему. Впрочем, автор и не собирался превращать «Суламифь» в эпическую громаду с масштабным размахом. Ему было достаточно места в рамках повести, чтобы воплотить свой замысел и донести до читателя свои идеи. Излишнее количество страниц и растягивание истории могли только помешать восприятию и опошлить заложенный Куприным подтекст.
Мы изучаем — Сочинение Анализ рассказа Куприна Суламифь. Подсказки школьнику
Известное произведение Куприна «Суламифь» рассказывает читателю о таком правителе, как Соломоне. Он прославился тем, что был сказочно богат и знал толк в любви. Когда Соломон встретил любовь, ему было больше сорока. За эти годы правитель многое увидел, узнал, что такое любовь, а что такое предательство. В его жизни хватало и зла, и лести. Однако, Соломон заставил своих подчиненных уважительно к нему относиться.
Суламифь – это обычная девушка из простой семьи. Она покорила правителя своим чудесным голосом и сказочной красотой, а только потом своим характером. Она была еще совсем ребенком, однако, рассуждала не по годам. Девушка не была испорчена жизнью. Ведь только в таком возрасте, как Суламифь, можно так искренне любить. Все это и полюбил Соломон. Он понимал, что с ней может быть искренним, что он может ей довериться. Он знал, что девушка его любит искренне.
В то время, как пара встретилась первые, у Соломона уже были и жены, и наложницы, и рабыни. Они его не только уважали, но и ненавидели и жаждали мести. К таким людям относилась и жена царя, она не хотела, чтобы ее место заняли. Атис не хотела мириться с тем, что ее место займет Суламифь. Понятное дело, что Атис – это не единственная жена верховного правителя, однако, девушка была очень самовлюбленная и корыстная.
В этой повести Куприн раскрывает тему любви с разных сторон. Это неудачное чувство для двух героев. Для того, чтобы показать мудрость верховного правителя Соломона, автор пишет в пример огромное множество притч, ситуаций, которые царь смело и рассудительно решал. Однако, несмотря на то, что Соломон обладал огромным жизненным опытом, он все-таки не сумел уберечь свою любимую девушку. Иногда это чувство настолько сильное, что просто не всегда можно заметить, что рядом есть недоброжелатели.
Соломона уже не утешают рассказы о том, что мечты бессмертны. Ему все ровно, ведь любимого человека нет рядом. К сожалению, это та истина, от которой никуда не деться. Жизнь у него продолжалась, он всячески пытался улучшить свое государство и постоянно горевал о своей любви.
В любом случаи настанет время, когда человек поймет, что ни богатства важно в жизни, а человек, который будет всегда рядом. Человек, с которым будет хорошо
Именно Суламифь стала для Соломона этим человеком. Она навсегда в его сердце осталось прекрасной девушкой, которая понимала его, как никто другой и любила царя искренне и верно.
Куприн в повести обращается к фигуре известного царя Соломона, который в культуре ассоциируется с мудростью и справедливостью. Правитель предлагается читателям в разных ипостасях, с одной стороны он мудрый и рассудительный царь, с другой – возлюбленный и любящий мужчина, который в довольно преклонном возрасте обретает собственный идеал любви.
Суламифь – юная девушка, которая полюбилась взрослому царю. Эта девушка из довольно бедной семьи и она не испорчена различными развлечениями и удовольствиями. Также она обладает высокими нравственными качествами, невинностью души.
История Суламифь трагична и говорит нам про суровость этого мира, который уничтожает все прекрасное и возвышенное. В этой истории таким фактором-уничтожителем становятся другие супруги царя, которые испытывают зависть к новой юной избраннице. В частности особенную роль имеет супруга Соломона Атис, которая понимает собственное бессилие перед юной красавицей.
На самом деле достоинство Суламифь заключается не только в красоте. Да, она привлекает Соломона внешними качествами – красивым пением, очаровательной внешностью, но такова только внешняя оболочка. За этой оболочкой кроется нечто гораздо более прекрасное – внутреннее содержание, которое полно высокой нравственности, кротости и рассудительности.
Именно поэтому Соломон может легко открыться девушке. Он проявляет искренность и получает искренность в ответ. Он знает об отсутствии какого-либо коварства и полноте любви и преданности в душе Суламифь.
Когда люди низкие и недостойные видят такую картину, они понимают собственное ничтожество. Атис понимает насколько убогой является по сравнению с Суламифь. Она понимает – такой как девушка ей никогда не стать и не только внешне, но главное – внутренне. Она не обладает ни внутренней силой, ни красотой для того чтобы стать подобной главной героине.
Реакция следует вполне логичная для таких людей как Атис, если они видят нечто прекрасное, они хотят эту красоту сравнять с собой, то есть испачкать, уничтожить. Для того чтобы не осознавать так явно собственное ничтожество и уродство.
Соломон остается без Суламифь, мир остается без красоты, в нем продолжают действовать подобные Атис.