Краткое содержание сказа П. Бажова «Хозяйка медной горы»
В праздничный знойный день два заводских работника отправились смотреть траву. Во время дороги присели передохнуть и задремали. Более молодой из них пробудился и заметил перед собой красивую молодицу с черно-сизой косой.
Девица не сидела на месте: смеялась и с кем-то разговаривала на непонятном языке. Была одета в зеленый наряд из шелкового малахита – камня, похожего на ткань. Заводской работник смекнул, что пред ним сама Хозяйка медной горы.
Лишь только он об этом подумал, как девица обернулась и позвала работника, по имени Степан, к себе. Когда работник подходил, то увидел множество разноцветных ящерок, которые обступили его, а потом вместо ящериц главный герой обнаружил под ногами драгоценные камни.
Девица сказала ему, чтобы тот не боялся ее. Но Степан не хотел показаться трусом и ответил, что ничего не боится. На эти слова Хозяйка ответила, что тогда у нее есть просьба — сказать заводскому приказчику, душному козлу, чтоб тот покинул рудники. В награду сказала, что согласится выйти замуж за главного героя. Затем обернулась в ящерку и убежала.
Степан боялся, но не хотел прослыть трусом, поэтому озвучил слова девицы приказчику. Разумеется, тот рассердился и приказал надзирателю выпороть работника, а после заковать его в рудниках, где невозможно было что-то добыть. Ещё придумал и установил для провинившегося работника план на день, который так же было невозможно выполнить. События происходили во времена крепостного строя.
Прикованный цепями Степан начал работать и обнаружил, что камень «так и сыпется» и работа ладится. Тут появилась и сама хозяйка. По ее приказу ящерицы сняли цепи, и она предложила Степану показать свое приданое.
Под землей главный герой увидел комнаты диковинной красоты из дорогих камней и самоцветов. Хозяйка шла впереди, Степан за ней. Платье на девушке переливалось дорогими камнями и меняло цвет.
После они дошли до комнаты, где Хозяйка накормила Степана, поблагодарила за то, что выполнил ее просьбу и спросила, женится ли парень на ней. На что Степан Петрович ответил, что уже пообещал другой простой девушке Настасье повести ее под венец.
Хозяйка немного загрустила, но обрадовалась верности Степана. Когда парень уходил, из глаз девушки потекли слезы, которые превратились в драгоценные камни. Хозяйка собрала их в ладонь и отдала Степану со словами, что тот сможет их дорого продать. Еще вручила подарок для его невесты – шкатулку из малахита с разными драгоценными украшениями.
Опять Степан Петрович оказывается в руднике, ящерицы обратно заковали его в цепи. А шкатулка превратилась в маленькую так, чтобы работник ее смог спрятать. Оказалось, что камня было уже кем-то нарублено свыше заданной нормы.
Перевели главного героя в иной забой, он и там план перевыполнил. Заподозрил надзиратель что-то неладное, и пошел к заводскому приказчику с рассказом о том, что работник Степан продал душу нечистому.
Приказчик решил получить с этого свою выгоду и дал обещание Степану, что если в рудниках будет добыта стопудовая глыба малахита, то даст крепостному работнику волю.
В скором времени главный герой находит глыбу малахита, но вольную ему не дают. Из «Сам-Петербурху» приезжает барин, когда узнает о находке крепостного. Он поручает найти невольному работнику малахитовые камни, из которых можно бы было высечь столбы длиной не менее 5 сажен.
Степан был раз обманут, поэтому теперь требует вперед подписание вольной для себя и жены Настасьи. Барин подписал документ. Вскоре Степан находит необходимые камни, которые отправляют в главную церковь «Сам-Петербурха».
С того времени крепостной Степан становится вольным, а все драгоценные камни пропадают из рудников, уходят под землю.
Степан женился, обзавелся семьей, обустроил дом, но счастья в жизни «не поимел»: сделался не весел и словно болен. Купил ружье и стал на рудник наведываться. Говорил, что охотится там, но с добычей никогда не возвращался.
Однажды Степан ушел на охоту и не вернулся. По прошествии какого-то времени нашли его неживого с застывшей на лице улыбкой. Те люди, что обнаружили покойного, рядом видели огромную плачущую ящерицу.
В руке у Степана были зажаты камешки – медный изумруд. Как только ладонь разжали, они превратились в пыль. Людям со временем удалось выяснить, что были то слезы самой Хозяйки медной горы, которые Степан не стал продавать, а сберег, с ними же и смерть принял.
Сказка заканчивается словами: «Вот она, значит какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.»
Отзыв
Сказ демонстрирует важные человеческие ценности. Для кого-то, как для Степана, это честность и смелость (не побоялся наказания и выполнил обещанное хозяйке; остался верен Настеньке, хотя полюбил хозяйку; не обратил внимания на несметные богатства, которые увидел). Для кого-то, как для приказчика, это жажда наживы и неуважительное отношение к людям и природе. Интересное произведение, написанное не совсем привычным нам языком.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 5 класса, для 4 класса — тут, для 2 класса — тут, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.
Второстепенные персонажи
Заводской приказчик
– управляющий на рудниках. Злой, коварный человек, душегуб и обманщик.
Второй заводской приказчик
– друг, сопровождавший Степана в самом начале произведения, когда тот впервые встретил Хозяйку. Герой во время этой встречи спал.
Надзиратель рудничный
– надзиратель за крепостными работниками на рудниках.
Настя
– простая девушка, в самом начале – невеста Степана, впоследствии – жена. Получила в подарок от Хранительницы рудников через Степана Петровича шкатулку с украшениями.
Барин
– человек, которому принадлежали рудники, а также крепостной Степан. В его подчинении находился заводской приказчик.
Примечания
- ↑ 12345 Блажес, 1983, с. 9.
- Орлова, Пихои, 1983, с. 423.
- ↑ 12 Левкиевская, 2004, с. 247.
- Швабауэр Н. А. [www.dissercat.com/content/tipologiya-fantasticheskikh-personazhei-v-folklore-gornorabochikh-zapadnoi-evropy-i-rossii Типология фантастических персонажей в фольклоре горнорабочих Западной Европы и России]
- Безрукова, 2000.
- Липовецкий, 2014, с. 217.
- ↑ 123 Бажов, 1952, [www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=7509&page=60 часть IV].
- ↑ 12 Швабауэр, 2002, с. 148-149.
- ↑ 12345 Бажов, 1976.
- Швабауэр, 2002, с. 148-149, со ссылкой на Гельгардт, 1961, с. 177.
- Швабауэр, 2002, с. 148-149, со ссылкой на Гельгардт, 1961, с. 183.
- ↑ 12345Бобрихин А. А. Вклад П. П. Бажова в формирование уральской идентичности // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2015. — № 2 (4). — С. 46 — 48.
- Бажов, 1952, [www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=7509&page=62 часть VI].
- Бажов, 1952, [www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=7509&page=63 Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказах].
- Бажов, 1952, [www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=7509&page=58 часть II].
- ↑ 123 Швабауэр, 2002, с. 145.
- Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Семёнов-Тян-Шанский. — СПб., 1914. — Т. V (Урал и Приуралье). — С. 444.
- Блажес, 1983, с. 9—10.
- Швабауэр, 2002, с. 146-148, со ссылкой на Гельгардт, 1961, с. 166.
- ↑ 123 Швабауэр, 2002, с. 146-148.
- Перфильев А. В. [www.polevskoylife.ru/e/410097-gerb-i-simvolyi-polevskogo Герб и символы Полевского] // Полевской край: Историко-краеведческий сборник. — Екатеринбург : Уралтрейд, 1998. — Т. 1, № 3. — (Уральское краеведение). — ISBN 5-85383-129-1.
- [polevsk.midural.ru/article/show/id/291 Официальные символы], на сайте Администрации Полевского городского округа
- Гельгардт Р. Р. Стиль сказов Бажова: очерки. — Пермское книжное изд-во, 1958. — С. 207—209.
- Липовецкий, 2014, с. 212–230.
Анализ рассказа Астафьева Пастух и пастушка
«Пастух и пастушка» – это одно из самых запоминающихся, на мой взгляд, произведений Виктора Астафьева. Автору не впервой повествовать о таком страшном событии, как война. Виктор Петрович и сам участвовал в Великой Отечественной Войне, поэтому написанное – это не просто плод его фантазии. По словам самого Астафьева он много раз проводил редактуру этой повести, доводил ее до «совершенства» около семи лет. Многие критики относят сие творение к пасторальному жанру, который был популярен в средневековой европейской культуре.
Как и во многих крупных рассказах, автор составляет четкую композицию произведения. Он не забывает о прологе и эпилоге, между которыми заключены четыре части повести. К каждой главе Виктор Астафьев подобрал подходящий эпиграф, что очень символично. Уже на первых страницах автор начинает описывать главную героиню, которая оплакивает своего возлюбленного. Далее Астафьев «перебрасывает» читателя на линию фронта. В первой части он подробно описывает сражения, схватки и гибель солдат. Его слова четко передают весь трагизм той атмосферы. Он не стесняется описывать мельчайшие подробности: въевшийся в одежду запах самогона и табака, капельки пота и следы засохшей крови.
Писатель не боится резко переключать внимание читателя с военного на мирное время. В следующих двух главах он ведет повествование о двух влюбленных
Он противопоставляет прекрасную и светлую историю любви Бориса и Люси устрашающей, «грязной» войне. Подобная антитеза еще сильнее усиливает драматичность произведения.
И снова «удар». В четвертой части «Пастуха и пастушки» Астафьев пишет о смерти Бориса. И здесь, автор не добавляет никакой романтики. Он реально описывает гибель солдат и главного героя. Виктор Петрович четко описал состояние людей, которых истощила война. Не физически, а морально. Эпилог, продолжающий начало произведения, вновь окунает читателя в «море» печали. Астафьев вновь рассказывает о девушке, которая грустит на могиле любимого человека, одна, в бескрайней степи.
Своими словами Виктор Петрович хотел показать судьбы многих людей, которым пришлось столкнуться с разлучающей войной. В одном произведении он сумел описать и любовь, и горе матери и человеческий героизм. Писатель очень трепетно относился к деталям, поэтому до мельчайших подробностей «вырисовывал» каждую частичку характера героев. Он с легкостью заинтересовывает читателей своими литературными образами. Эта повесть, словно лучик надежды среди всех ужасов и беспорядков войны. Любовь, описанная Астафьевым, помогает людям пережить самые скверные чувства, перебороть страдания и боль, забыть о страхе. Ведь даже на могиле, может пробиться прекрасный цветок, который является символом победы жизни над смертью.
Вариант 3
Мифическое существо, хозяйка Уральских гор – героиня горняцких историй. Она является горным духом, хранительницей природных сокровищ, который в сказках Бажова воплощается в образе зеленоглазой девушки с черной косой, украшенной позванивающими медными лентами. Одета Хозяйка в платье из малахита, сверкающее алмазной россыпью. Богатое убранство – олицетворение красоты владений: запасов руды и драгоценных камней.
Горная хозяйка не может быть доброй и нежной феей. Гора состоит из камня, а всякие камни, включая сверкающие драгоценные, отличаются твердостью. Такой же является и Хозяйка – прекрасная, суровая, но справедливая, словно руда, достающаяся только тем, кто потрудился.
Хозяйка Уральских гор – воплощение природной мудрости. Только упорный и трудолюбивый получит то, что ищет. Остальные останутся с пустыми руками или вовсе лишатся жизни. Она добра к тем, кого считает достойным отыскать сокровища, и беспощадна к жадным, стремящимся к наживе, готовым разгромить и разграбить гору.
В своих сказках Бажов представляет Хозяйку гордой и величественной, сохраняющей холодное спокойствие. Героиня отзывается о себе, как о каменной девке, подчеркивая безжизненность своей натуры. В то же время автор неоднократно намекает на ее чувствительность, способность к человеческим переживаниям. В образе Хозяйки пересекаются каменный холод и человеческое тепло.
По преданиям, встреча с Хозяйкой не сулила счастья. Ее избегали, боясь контакта с демонической силой. Все потому, что она по натуре «мудровальница», любит сбивать людей с пути, привычного человеческому разуму. Нечто мудреное поселяется в голове, лишает покоя.
Хозяйка влечет человека знанием секрета красоты. Открыть тайну она согласна лишь тому, кто умеет видеть в камне духовную сущность, ценит и создает красоту. Отсюда легенды о мастерах, которые живут в горе, но никто их не видел. Зато видели их изделия, отличающиеся волшебным совершенством. Посмотришь на них, и навсегда потеряешь покой.
Герои сказок часто соприкасаются с тайной силой. У Бажова такая сила не является нечистой, дьявольской. Скорее это неведомое проявление природной стихии. В образе горной Хозяйки показана естественная природная сила, владеющая несметными ресурсами, прославившими уральскую землю, а также надежда на ее защиту и покровительство. Уральская Хозяйка, как и природа, обладает способностью вдохновлять человека, подталкивать его к творческим достижениям.
Смысл произведения «Хозяйка медной горы» Павла Бажова
Хозяйка Медной горы — это повелительница подземного царства драгоценных камней в знаменитых уральских сказах Павла Бажова. У нее много обличий, от шустрой ящерицы до озорной девчонки. Но чаще всего она появляется в виде величественной и гордой молодой женщины, одетой поистине по-царски — в усыпанное драгоценностями платье, которое сверкает и переливается, принимая самые разные цвета. В ее честь назван первый из сказов Павла Бажова, открывающий его знаменитый цикл преданий о горнозаводском Урале в старинные времена — «Малахитовая шкатулка».
Главный герой этой истории — молодой каменотес по имени Степан, с детства слышавший рассказы старых горняков как о самой Хозяйке, так и о других волшебных обитателях Урала. Как часто бывает при встречах с Хозяйкой, он принял ее за обычную фабричную девчонку, пока она не приняла свой истинный облик и не велела Степану передать жадному приказчику уходить с рудника. Он послушался Хозяйки, был жестоко избит и закован в цепи, но Хозяйка вывела его из заточения и привела в свое сказочное царство.
И раньше Хозяйка помогала людям, но на этот раз холодная красавица с каменным сердцем не только пожалела, но и полюбила человека и предложила Степану разделить вместе с ней ее несметные богатства и ее власть. Ведь Хозяйка не только бережет свои сокровища, но и повелевает горами, устраивая обвалы и взрывы рудничного газа и жестоко наказывая тех, кто осмелился быть непочтительным с ней, а тем более прямо перечить ее воле.
Степан отказался от любви Хозяйки, сказав, что у него уже есть невеста и что он будет ей всегда верен. Возможно, им двигала не только любовь к своей Настеньке, но и понимание того, что любовь столь чуждого людям существа, как Хозяйка Медной горы, не принесет человеку счастья.
Хозяйка вывела его на волю и щедро одарила, что и позволило Степану и его невесте выкупиться из крепостного рабства. Но после встречи с Хозяйкой он стал болеть и чахнуть и вскоре умер, как будто любовь волшебной красавицы не принесла ему счастья.
Точно так же заканчиваются и многие народные предания о любви волшебных существ и обычных людей, которая может быть взаимной или несчастной, но всегда оказывается пагубной для человека. Как рассудили старые горняки, близкое знакомство с Хозяйкой не приносит счастья ни хорошим, ни плохим людям, хотя в легендах, рассказанных Бажовым, есть и обратные примеры.
Как выяснится в дальнейшем, Хозяйка станет покровительницей дочери Степана Танюшки. Она научит ее женским рукоделиям и поможет избавиться от ухаживаний молодого барина, забрав девушку к себе в свое подземное царство. Но Хозяйка и Таня похожи на две капли воды, и это наводит на мысль, что она и есть настоящая мать Танюшки. Возможно она, как это в обычае у волшебных созданий, подменила человеческого ребенка своим отпрыском, а потом все же забрала дочь к себе.
Так в чем же смысл истории о Хозяйке Медной горы? На этот вопрос есть несколько ответов. Возможно, это вариация «бродячего» сказочного мотива, хотя Бажов уверял, что сам придумал эту легенду, а не подслушал ее у старых горняков. Возможно, это история об опасности слишком смелых желаний или о недостижимости совершенства в мастерстве, повторение мотивов, которые часто встречаются и в остальных произведениях Павла Бажова. Словом, разобраться в смысле этого небольшого по объему рассказа не проще, чем понять мотивы своенравного поведения самой Хозяйки и других духов гор. В любом случае понятно одно: с волшебными существами шутить не стоит.
Истории Хозяйки Медной горы посвящен как снятый вскоре после Великой Отечественной войны великолепный художественный фильм, так и менее популярные мультфильмы более поздних лет. Ее изображали самые разные художники, включая мастеров декоративного искусства вроде живописцев Палеха, а также камнерезы. Как правило, ее изображают в малахитовом платье, лучше всего показывающем как изменчивую красоту, так и сверхъестественные возможности повелевающей горами Хозяйки. Есть поверье о том, что если смотреть на камень малахит, то увидишь что-то вроде гибкой фигуры Хозяйки, хотя увлекаться этим занятием небезопасно. Об этом говорят сами камнерезы, а также любители эзотерики и мистики, верящие, что все рассказанное Бажовым произошло на самом деле.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.9 / 5. Количество оценок: 9
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Подробный анализ
Виктор Астафьев, прошедший через горнило той страшной войны, работал над повестью с 1967 по 1974 год, поэтому она так реалистична. Автор много раз редактировал ее, перечитывал и переписывал, меняя события и судьбы героев. Эта повесть была мерой долга перед теми, кто не вернулся с войны.
Астафьев сам определил жанр произведения, назвав его «современная пастораль», хотя тема произведения далека от названия жанра, ибо события повести происходят не в жизни пастухов, а на кровавой войне. Но, прочитав повесть, понимаешь, что название жанра подчеркивает симпатию автора к героям и их чувствам, а также трагизм происходящего. Сентиментальность в произведении сталкивается с грубостью войны. Через всю повесть лейтмотивом любви проходят образы пастуха и пастушки и сочетаются они с образами двух влюбленных – Люси и Бориса. В самом начале повести взвод Бориса, войдя в освобожденное село, наталкиваются на убитых стариков – пастуха и пастушку, которые пасли отару и вместе погибли, взявшись за руки. Это говорит о непобедимости чувства любви. Она Выше всех войн и бедствий.
Повесть состоит из пролога, эпилога и четырех разделов, которые и описывают суть происходящего. В прологе мы видим героиню, которая после долгих поисков находит могилу своего возлюбленного, опускается на колени и целует землю на ней. В первом разделе «Бой» мастерски описаны события войны и храбро сражающиеся воины. В разделах «Свидание» и «Прощание» мы видим историю любви Бориса и Люси, которая противопоставлена ужасам сражений. В четвертом разделе война уносит жизни многих людей и после ранения умирает главный герой – Борис. В эпилоге мы встречаемся вновь с одинокой женщиной, целующей землю на затерянной в степи могиле. Каждый эпизод повести говорит о том страшном горе, которое приносит война.
Война в произведении изображена очень тонко и натурально, со многими подробностями и драматическими сюжетами. Автор также детально описывает внешность и рассказывает о жизни героев.
Главный герой повести – молодой парнишка, лейтенант Костяев Борис. Он очень смелый и решителен в бою, а также ему присуще чувство долга. Борис много повидал и пережил на войне. Однажды он защищает девушку Люсю от домогательства старшины, и так получается, что между ними зарождается чувство любви. Эта любовь вопреки всему происходящему вокруг и есть главным в повести. Прощаясь, Люся с Борисом понимают, что могут и не увидится более, но свое чувство они проносят сквозь все невзгоды.
В повести много лирических отступлений, много описаний природы. В целом это антивоенная повесть, читая ее осознаешь, что война не нужна человечеству, это трагедия, приносящая горе и она не должна повториться.
Преступление и наказание О чём заставляет задуматься роман Достоевского сочинение
На уроках литературы, перелистывая страничку за страничкой затертой маленькой книжечки, я не могла оторваться, отвести взгляд от романа, ставшего для меня учителем, воплотившем в себе моральные и духовные принципы общества, приоткрывшем для меня дверь в самые дальние, самые темные уголки человеческой души.
Произведение “Преступление и наказание”, написанное Федором Михайловичем Достоевским, который достоин называться величайшем писателем своей эпохи, стало для меня романом-откровением, каждая строчка которого пронизана тонким, но очень глубоким смыслом.
Проблематика этого романа, его идея, его задача, тонкой паутиной оплетающая каждую часть, каждую главу, каждое слово, – затронуть человеческие души, пронзить их насквозь, перевернуть все то темное, грязное и порочное, что мы обычно прячем в самых глубинах.
Это произведение одного события – убийство главным героем Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Вместе с тем, это не криминальная хроника, это детальный анализ психологии человека, раскрытие всех аспектов его жизни, его мыслей, его раздумий, это один из важнейших вопросов морали и чести: “Имеет ли право человек на убийство? И можно ли, в принце, его оправдать?”.
Это проблема покинутого, забытого обществом человека, который еле сводит концы с концами, живет в маленькой убогой комнате, напоминающей своим видом гроб. Это зловонный запах пивных и потных в летний зной тел, в которых можно с трудом узнать людское подобье, и такой же отвратительный аромат разлагающихся человеческих душ. Это проблема обеспечения собственной семьи, материального заработка и того, чего он может стоить. Проблема угрызений совести и ответственности перед совершенными поступками.
Очень ярким образом, который стал в последствии одним из моих любимых, является Сонечка Мармеладова. Эта девушка, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, вынуждена идти работать на панель. Вместе с тем, она является полной противоположностью Родиону – несмотря на то, что ей пришлось переступить через собственную гордость, через человеческое достоинство, она остается духовно чистой. Ее душа не увязла в распутстве и десятке грехов. Она стала маленьким лучиком света для Раскольникова, перенеся в своей жизни не меньше унижений и страданий, чем и он сам.
Я восхищаюсь Достоевским, который воссоздал реалистическую картину человеческого бытия. Ведь все эти проблемы свойственны и нашему времени. Мне кажется, этот роман обязан прочитать каждый подросток. Он словно снимает с тебя розовые очки, призму, под которой ты привык смотреть на мир. Произведение, вечное и актуальное во все времена, стало для меня воплощением заповедей Божьих, моральным уроком, что убийство, под каким бы предлогом и с какой бы целью оно не совершалось, не имеет оправдания.
Популярные сегодня темы
Данная картина написана замечательной художницей Верой Александровной Репка в 1971 году. Полотно очень живое с главной героиней. Мы видим хрупкую девушку, которая сидит за рулем троллейбуса или автобуса.
Однажды Муравей залез на верхушку березы, но обратно слезать не спешил. Он хорошо знал, что все ходы в муравейнике закроются, как обычно, с заходом солнца. Муравей сидел на сухом березовом листике
Станционный смотритель – небольшое произведение А.С.Пушкина, вошедшее в сборник Повести Белкина. Именно оно дало начало одной из основных тем русской литературы – изображение маленького человека.
Пушкин запланировал написание пьесы «Каменный гость» раньше 1830 года, но был написан именно в этом году. А выпущен только после его смерти в 1839 году.
Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву
Внешность и поведение девушки
Степан увидел прекрасную девушку невысокого роста с косой, в которую были вплетены ленты из тонкой позвякивающей меди. Коса её была иссиня-чёрного цвета и казалась прилипшей к спине. Фигура у неё была ладная, а платье поражало необыкновенной красотой: как будто сшито было из шёлкового малахита. Цвет его постоянно менялся: то, как стекло, блестит, а то вдруг станет бесцветным, а потом засверкает алмазной россыпью или станет красного медного цвета, а затем снова появляется оттенок зелёного шёлка. Самая красивая крестьянская девушка не смогла бы сравниться с ней красотой.
Эта красавица очень подвижна, непоседлива и смешлива. Со Степаном она разговаривает весело, с шутками и улыбкой. Её речь часто бывает насмешливой.
Местные жители считали, что с ней лучше не вступать в разговор, т.к. она может околдовать человека. Она обладает ясновидением, например, знает, что невесту Степана зовут Настей, хотя он не произносил её имени. Хозяйка в курсе всех дел и событий, которые происходят на руднике: она каким-то образом узнала, что Степана посадили на цепь под землёй за его поступок.
И войско у неё своё есть, состоящее из бесчисленного количества разноцветных ящериц. Собирает и распускает это войско она хлопаньем в ладоши.
Хозяйка может любую ценную руду превратить в обычный камень и наоборот. Она крепко держит своё слово и считается покровительницей рудокопов.
Хозяйка очень богата, но все её владения находятся в рудниках под землёй. Эти владения она показывает Степану и за его помощь щедро его благодарит — дарит невесте Степана большую малахитовую шкатулку, в которой собраны всевозможные женские украшения: кольца, серьги и др.
Анализ произведения Пастух и пастушка Астафьева
Произведение, отнесенное литературоведами к жанру современной пасторали, является одним из самых крупных творений писателя, затрагивающих военную тематику, изображенную натуралистическим способом описания реальной действительности
В качестве основной тематики повести писатель рассматривает человека, который по воле судьбы оказывается в эпицентре военных столкновений, изображая войну без романтического ореола, демонстрируя ее грязь, жестокость и трагизм.
Композиционная структура повести представляется закольцованной, состоящей из четырех частей, обрамленных прологом и эпилогом. Пролог представляет собой описание картины, на которой героиня произведения посещает могилу возлюбленного, обрамляя слезами истерзанный, измученный погост.
Главным персонажем повести является Борис Костяев, изображенный в образе двадцатилетнего лейтенанта, сохранившего, несмотря на пережитые страдания на войне, чувственную натуру и искренность.
Сюжетная линия произведения рассказывает о рождении в условиях военного времени светлого, нежного и настоящего чувства любви между основным героем Борисом и встреченной им девушкой по имени Люся.
Содержание первой части повести, названной писателем «Бой», описывает период военных действий с демонстрацией грохота танкового и огнестрельного оружия, гибелью людей в удушливом запахе полей сражения, передавая трагизм драматического времени.
Следующие части произведения под названием «Свидание» и «Прощание» повествуют историю зарождающейся между молодыми людьми любви, которая противостоит жестоким военным будням.
Последняя часть повести содержит изображение последних попыток героя противостоять смертельной гибели, но реальность войны, уносящей человеческие жизни, приводит к трагическому финалу в виде смерти Бориса. Эпилог снова возвращает читательскую аудиторию к одинокой женщине, целующей своими слезами заброшенную могилу возлюбленного.
На всем протяжении повествования посредством авторских отступлений писатель высказывает свою антивоенную позицию, при этом подчеркивая способность простого человека, находящегося в немыслимых условиях, проявлять милосердие, заботу и любовь.
Среди средств художественной выразительности, применяемых в повести, особе место занимает центральный лейтмотив, выражающийся в использовании писателем образов пастуха и пастушки, являющиеся символом вечной любви и помогающие раскрыть характерные черты главного героя произведения в виде чувствительности, ранимости, неординарности, несовместимые с жестокими реалиями войны. Сентиментальная музыкальность повести сочетается с грубым мироощущением войны, доказывая, что не всегда в человеческой жизни побеждает любовь.
Писатель мастерски демонстрирует трагедию простых, ни в чем неповинных людей, гибнущих в кровавой мясорубке и теряющих надежду на благополучное будущее, при этом сохраняющих способность на проявление возвышенных, трогательных чувств.