М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
Тема:М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
Цели: 1)Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;
2)Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе;
3)Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Тип урока: изучение нового
Ход урока
I.Орг. момент
II. Побудительная мотивация. Слайд 1
– Ребята, прочитаем высказывание Лессинга, скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
– Скажите, легко ли размышлять?
III.Познавательная мотивация. Слайд 2,3
— Зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М. Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.
Тема, цели урока Слайд 4, 5
Проблемный вопрос:
зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
Тезис:
«Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М. Горький «Часы»)
IV. Усвоение новых знаний
1) Выразительное чтение «Песни» учителем
(произведение читается нараспев, не спеша, речетативом)
2)Вопросы после прочтения:
— Какое впечатление произвела на вас «Песня о Соколе»?
А) Кто рассказывает «песню»? (хороший знакомый героя, чабан Рагим)
Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);
В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);
Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);
Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена)
Слово учителя: этот прием называется олицетворением.Зачем?При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.3)Устное задание:
найти в тексте олицетворения +эпитеты – яркие образные определения( море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.) (в тетрадь записать определенияолицетворение, эпитет) .
Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.
4) Вопросы для учащихся:
А) Каково настроение автора и рассказчика?(найти и зачитать в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать»)
Сочинение по произведению Максима Горького «Песня о Соколе»
«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое» (море), «неугомонные волны»). Ведущим мотивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна.
В произведение введен рассказчик — старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым
речитативом».
В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол. Как в басне, за этими героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь подняться над повседневностью
Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем желании Уж никогда не сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета
Его стихия — земля, и он тоже по-своему счастлив: «Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».
Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится,
а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн. В этой песне есть такие слова: «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Произведение написано в 1895 году. Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных перемен. Многие современники увидели в словах М. Горького скрытый призыв к революции.
Заключительный фрагмент произведения также украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энергетики окружающего пространства: «Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы». Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения.
Поэтичен язык произведения. В нем много олицетворений («А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру», «…Горы зноем дышали в небо»), эпитетов («темное, могучее море», «свободная птица», «печальный рев», «львиный рев», «призыв гордый»), сравнений («капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни»).
Отдельную группу среди удачно подобранных М. Горьким эпитетов составляют цветовые определения: «опаловая даль моря», «серебряные пятна от лунных лучей», «по темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное» и т. д.).
В «Песне о Соколе» М. Горький выразил свой идеал гордой и свободной личности, готовой до конца бороться и даже умирать за свои идеалы.
Глоссарий:
- песня о соколе анализ
- сочинение на тему Песня о соколе
- песня о соколе сочинение
- Сочинение Песня о Соколе
- песня о соколе горький анализ
Анализ рассказа Песня о соколе
«Песня о Соколе» относится к ранним произведениям Максима Горького, которые в большинстве своем воспринимаются читателями как фантастические рассказы, легенды, сказки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью того времени. Однако следует понимать, что важным толчком к появлению ранних вещей писателя способствовали революционные движения конца XIX века. В частности, «Песня о Буревестнике» считалась тогда неким призывом к революционным изменениям. В то же время «Песня о Соколе» воспринималась как басня, сказочное произведение, построенное на аллегорических образах.
Повествование, а именно исполнение самой песни идет от лица рассказчика – крымского пастуха Рагима. В начале рассказа дается необычайно красивое описание пейзажа, через которое природа представляется как нечто живое, одухотворенное, наделенное мощной энергией и сдержанной силой. Чувство могущественного величия природы придает жизнерадостный бодрый лад восприятию мира вокруг нас, призывает стремиться к счастью, добиваться его и даже, если это необходимо, сражаться за него.
Величественность природы предстает неким контрастным фоном, на котором ярко выделяется образ высокого, седовласого, худощавого и мудрого человека, прожившего целую жизнь и преисполненного житейской мудростью. Сейчас для него все вокруг кажется легким, зыбким, одухотворенным, а им самим владеет лишь одно желание – думать, мыслить, рассуждать.
Глядя в бесконечную даль, старец предается философским думам, размышляет о смерти, о боге, о смысле жизни. Свои мысли герой облекает в форму песни о храбром Соколе и Уже-обывателе. Картина выглядит следующим образом: вдали возвышаются горы, где посреди их недосягаемых вершин и начинается действие. Внизу волнуется морская вода, а в бескрайнем небе сияет яркое солнце. В самой глубине гор располагается темное, сырое ущелье, где обитает Уж.
Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место. Для храброй птицы подобные условия равны смерти, он задыхается в них. Сокол томится от бессильного гнева, страдая и переживая из-за своего поражение в битве, но после слов Ужа о том, что в ущелье ему тепло и прекрасно, Сокол словно бы обретает новые силы и прозревает.
Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.
Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.
8 класс
Все сочинения
Мы напишем — Анализ произведения Горького Песня о соколе 8 класс. Подсказки школьнику
В «Песне о соколе» показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность. Это – уж. Он показывает сущность обоих этих типов характеров, их ценности.
Рассказывается эта «притча», или, как названа она автором, песня устами старика-чабана, которого писатель упрашивает рассказать ему сказку. И он исполняет с унылым напевом эту песню. Сопровождается все это Горький описанием морского пейзажа. Он представляется в произведении чем-то неизмеримо глубоким, полным мудрости и величия.
Автор подчеркивает в самом начале произведения то состояние, в котором находились он и его спутник. Они были настроены на размышления. Такое описание окружающего героев пейзажа и их настроения, и читателя изначально вводит в глубокую задумчивость и спокойствие. Этого добивается Горький именно описанием моря, передавая то, что оно навеяло на него самого.
Произведение изобилует большим количеством эпитетов, сравнений и олицетворений. Благодаря этому приему, звучит оно очень поэтично.
Два героя песни, уж и сокол, — это олицетворение людей двух складов характеров. Одни из них привыкли жить своей обычной повседневной жизнью. Они спокойны, ведь все течет ровно и гладко. Это состояние застоя подчеркивает автор и тогда, когда изображает размышляющего ужа лежащим на камне. Он символизирует как раз ту неповоротливость и приземленность мыслей.
Другой же тип людей – это бунтари, свободолюбцы. Они смелы и, зачастую, безрассудно храбры. Это те, кто не будет жить такой жизнью. Такие люди способны подрывать устоявшиеся нормы и вести за собой других. Не зря же поет море песню о безумстве храбрых.
Сокол, который является в этом произведении олицетворением именно таких личностей, даже перед лицом смерти не может унять своих порывов. Будучи уже смертельно поражен, он все еще рвется в бой. Он хочет прижать к своей ране врага, чтобы тот захлебнулся его кровью. И, не желая лежать и ждать прихода конца, сокол бросается вниз. Последние свои минуты, и те проводит он в полете.
В образе сокола можно усмотреть изображение революционно настроенных людей, особенно если учесть время написания этого произведения.
А образ ужа – олицетворение мещанства, не желающего подрывать устоев и менять привычную среду обитания и образ жизни.
Сокол, хоть и ненадолго, но все же смог заинтересовать ужа небом. Однако тот, сделав попытку познать это пространство, разочаровывается во всех этих россказнях, и начинает еще больше любить привычную для себя среду. Ведь там есть все условия для его безбедного существования. А на небе их нет – оно, по мнению ужа, пусто и бесполезно.
Именно так считают многие люди, которые не могут представить себе иного существования, кроме того, которое они ведут всю свою жизнь. И, даже вдохновившись чьим-то рассказом и заглянув немного в эту другую жизнь, они не найдут в ней ничего и вернутся обратно. Ведь им не суждено взлететь, а суждено ползать. Но заслуживают славы и почестей те, кто знает счастье свободного полета и готовы отдать за него жизнь.
Композиция
В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.
Главные герои и их характеристика
Василий Васильевич Каширин | старшина цеха красильщиков и дедушка главного героя. Довольно гнусный старик, жестоко тиранящий всех домашних. Одержим скупостью, которая ближе к концу повести достигает таких размахов, что Василий продаёт почти всё имущество своей жены, начинает ходить по знакомым, прося милостыню, а все полученные деньги пускать в рост. Жесток даже к детям, регулярно порет их за провинности, но иногда способен и на некоторые проявления доброты. Именно дед учит Алексея читать, а потом со слезами на глазах рассказывает ему о том, как тяжело жилось ему, когда он работал бурлаком. |
Акулина Ивановна Каширина | бабушка главного героя, жена деда Василия. Добрая и ласковая старуха, любящая водку и нюхательный табак. Несмотря на все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю, сохранила в себе доброту и жизнелюбие. Со смехом переживает все жестокие выходки деда Василия и никогда ни на что не жалуется. Становится единственной отрадой главного героя, источником света в его безрадостной жизни. |
Алексей Пешков | главный герой повести. Автобиографический герой Горького, глазами которого читатель видит все описываемые в произведении события. В начале рассказа представляется нам обычным ласковым мальчиком, но пройдя через школу жизни, пережив лишения, разочаровавшись в матери, резко взрослеет и матереет, дерётся с другими мальчишками и ранит своего отчима в драке. Жестокость, которой подвергается ребёнок, оставляет глубокую рану в его душе, но именно она закаляет его характер, позволяет ему преодолеть трудности детства, смерть матери и пойти «в люди». |
Иван Цыганок | Сирота непонятного происхождения, который работает у Кашириных, чтобы выжить. Это веселый, открытый и добрый парень, который часто терпит наказания и жестокость, но не унывает. Он дружелюбно относится к главному герою. Но Ваня погибает рано: при переносе тяжести он оказывается придавленным ею и умирает в муках. |
Дядья Лексея | Дяди главного героя — злые, жадные и циничные мужики, которые привыкли к суровости отца и стали такими же. Все они думают только об интересах своих семей и враждуют с родственниками. Алкоголизм, брань, ложь, даже интриги — вот краткое описание их жизни. |
Мы напишем — Анализ произведения Горького Песня о соколе 8 класс. Подсказки школьнику
В «Песне о соколе» показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность. Это – уж. Он показывает сущность обоих этих типов характеров, их ценности.
Рассказывается эта «притча», или, как названа она автором, песня устами старика-чабана, которого писатель упрашивает рассказать ему сказку. И он исполняет с унылым напевом эту песню. Сопровождается все это Горький описанием морского пейзажа. Он представляется в произведении чем-то неизмеримо глубоким, полным мудрости и величия.
Автор подчеркивает в самом начале произведения то состояние, в котором находились он и его спутник. Они были настроены на размышления. Такое описание окружающего героев пейзажа и их настроения, и читателя изначально вводит в глубокую задумчивость и спокойствие. Этого добивается Горький именно описанием моря, передавая то, что оно навеяло на него самого.
Произведение изобилует большим количеством эпитетов, сравнений и олицетворений. Благодаря этому приему, звучит оно очень поэтично.
Два героя песни, уж и сокол, — это олицетворение людей двух складов характеров. Одни из них привыкли жить своей обычной повседневной жизнью. Они спокойны, ведь все течет ровно и гладко. Это состояние застоя подчеркивает автор и тогда, когда изображает размышляющего ужа лежащим на камне. Он символизирует как раз ту неповоротливость и приземленность мыслей.
Другой же тип людей – это бунтари, свободолюбцы. Они смелы и, зачастую, безрассудно храбры. Это те, кто не будет жить такой жизнью. Такие люди способны подрывать устоявшиеся нормы и вести за собой других. Не зря же поет море песню о безумстве храбрых.
Сокол, который является в этом произведении олицетворением именно таких личностей, даже перед лицом смерти не может унять своих порывов. Будучи уже смертельно поражен, он все еще рвется в бой. Он хочет прижать к своей ране врага, чтобы тот захлебнулся его кровью. И, не желая лежать и ждать прихода конца, сокол бросается вниз. Последние свои минуты, и те проводит он в полете.
В образе сокола можно усмотреть изображение революционно настроенных людей, особенно если учесть время написания этого произведения.
А образ ужа – олицетворение мещанства, не желающего подрывать устоев и менять привычную среду обитания и образ жизни.
Сокол, хоть и ненадолго, но все же смог заинтересовать ужа небом. Однако тот, сделав попытку познать это пространство, разочаровывается во всех этих россказнях, и начинает еще больше любить привычную для себя среду. Ведь там есть все условия для его безбедного существования. А на небе их нет – оно, по мнению ужа, пусто и бесполезно.
Именно так считают многие люди, которые не могут представить себе иного существования, кроме того, которое они ведут всю свою жизнь. И, даже вдохновившись чьим-то рассказом и заглянув немного в эту другую жизнь, они не найдут в ней ничего и вернутся обратно. Ведь им не суждено взлететь, а суждено ползать. Но заслуживают славы и почестей те, кто знает счастье свободного полета и готовы отдать за него жизнь.
Анализ 8 класс
Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.
Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.
Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.
В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.
Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.
В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.
Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.
8 класс
https://youtube.com/watch?v=wR_luY20Diw
Жанр повествования
Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.
Философия Ужа вполне ясна — «рожденный ползать летать не может». Спрыгнув, как и Сокол, он «не разбился, а засмеялся» и решил, что познал небо, и еще сильней начал любить землю. Но в конце не ему, а Соколу поют песнь волны. «Безумству смелых мы песнь споем…» — эта фраза в очередной раз указывает на сочувствие поэта революционерам.
Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:
Мое любимое произведение “Песня о Соколе” М. Горького
Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни! М. Горький Алексей Максимович Горький – талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его “Песня о Соколе” подобна народной героической песне, и в то же время – это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку.
В этой “надвременности”
содержится характеристика современного писателю мира, завуалировано передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. “Море – огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд”.
Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе – отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо. – его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет
Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий
– его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет
Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий
Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. “А волны моря с печальным ревом о камень бились… И трупа птицы не видно было в морском пространстве…” Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: “Рожденный ползать – летать не может!” Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: “Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом.
Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я”.
Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. “О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью…
Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!” Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: “Безумству храбрых поем мы песню!” А перед глазами “молчит опаловая даль моря…”. В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни.
Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.
В чем смысл жизни? (размышления над «Песней о соколе» М. Горького)
Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле своей жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе каждого из нас, если у человека нет какой-либо значительной цели. Творчество самых разных писателей обязательно затрагивает этот вопрос, в них герои находятся в постоянном поиске смысла жизни. Произведение Горького «Песня о Соколе» заставляет читателя задуматься над выбором своего жизненного пути. Каждый человек волен выбирать свою дорогу, свою религию и правду. В «Песне о Соколе» показан спор между Ужом и Соколом. У каждого героя этого короткого произведения своя жизненная позиция, каждый из них сделал свой выбор. Сокол стремится в небо, он видит смысл своей жизни в стремлении к высоте. А Уж, наоборот, ползает среди камней, небо кажется ему далеким, пугающим и совершенно ненужным. Данное произведение с полным правом можно назвать романтическим. Писатель использует прием аллегории, чтобы нарисовать столь фантастическую картину разговора между Ужом и Соколом. Жизнь гордой и великолепной птицы Сокола может показаться кому-то чрезмерно короткой, пролетающей стремительной ракетой по вселенной. Действительно, постоянные полеты и сражения приводят к тому, что Сокол гибнет, но он умирает счастливым. Он сам говорит: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо»… Счастье и смысл жизни Сокол видит в полетах, для него дорого небо, завораживающее своими бескрайними просторами. Сокол абсолютно ничего не боится, он храбро сражается, проливает свою кровь. Смысл жизни Сокола в движении, в действии, в борьбе. «Жизнь» и «борьба» – это два неразрывных понятия, которые неразрывны между собой в понятии этого героя. У Ужа совершенно иная жизненная позиция. Его привлекает земля, камни, где «тепло и сыро». Для Ужа небо – это «пустое место». Уж не может летать, ему чуждо стремление ввысь, поэтому он с изрядной долей критики смотрит на Сокола. Для Ужа кажется странным, что умирающий Сокол так рьяно отстаивает свою позицию, доказывает, что истинное счастье в стремлении к небу. Уж начинает размышлять о судьбе Сокола. И приходит к выводу, что его мироощущение совершенно иное, нежели то, что было у Сокола. Уж говорит о себе: «Земли творенье – землей живу я». И его позиция также является верной. Уж не создан для полетов, его жизнь протекает среди камней, песка, земли и пыли. Смысл жизни Ужа в том, чтобы прожить отведенный природой срок тихо и спокойно, не утруждая себя какими-то свершениями и подвигами. Для Ужа жизнь – это тишина и покой, умиротворенность и приземленность. Жизнь Сокола можно сравнить с кратким, но ярким подвигом. Сокол поднимается над окружающей действительностью, сверкает, подобно яркой звезде. И своей жизнью, судьбой. Сокол напоминает о вечном стремлении к чему-то прекрасному и возвышенному. Жизнь Ужа, наоборот, можно сравнить с обыденным, будничным и серым существованием. Подобную жизнь и судьбу можно назвать недостаточно яркой и волнующей. Но ведь и такая жизнь не может быть названа бесполезной. Она напоминает о необходимости ежедневно и ежечасно совершать обычные поступки, которые, может быть, и не кажутся особенно яркими и впечатляющими. Но они нужны в не меньшей степени, чем подвиги. Сокола и Ужа вполне можно сравнить с людьми. И если некоторые считают, что смысл жизни исключительно в героических свершениях, подвигах, то другие могут опротестовать это мнение. Подвиг – это краткий миг, а в остальное время смыслом жизни человека может быть простая, повседневная жизнь. При чтении «Песни о Соколе» читатель обязательно будет восхищаться Соколом, его стремлением к чему-то возвышенному, героическому и прекрасному. И на фоне яркой и впечатляющей судьбы Сокола жизнь Ужа кажется жалким прозябанием, лишенным событий. Но более внимательное прочтение «Песни» заставляет задуматься и о вселенской гармонии жизни, в которой должно быть место не только подвигу, но и простому существованию.
Похожие материалы:
- Тема веры и безверия в драме М. Горького «На дне» — —
- «Человека жалеть надо» (по пьесе М. Горького «На дне») — —
- «Босяки» и «бывшие люди» в ранних рассказах М. Горького — —
- Этапы творчества М. Горького и анализ его произведения «Песни о соколе» — —
- «Воздастся человеку за дела его» (по рассказу М. Горького «Ма-аленькая») — —
- Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» — —
- Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького — —
- «В чем мудрость жизни?» (ранние произведения М. Горького) — —
- В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) — —
- «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (по повести М. Горького «Детство») — —
- < Назад
- Вперёд >
Жанр повествования
Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.
Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:
- обрыв, волны, небо, такое вожделенное для Сокола, говорят о стихийности мечтаний и полете желаний;
- камень, где свернулся Уж, символизирует неподвижность мыслей и закостенелость мещанства.
Тема и идея
Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.
Делая анализ произведения «Песнь о Соколе», прослеживается основное направление композиции, которое тесно связано с революционными убеждениями поэта. Идея состоит как в утверждении свободы в качестве наивысшей ценности, так и в ее обязательном торжестве. Царизм для поэта являлся признаком рабских цепей, которые сковывают человека. Лишь скинув цепи, получится по-настоящему обрести свободу и полет.
https://youtube.com/watch?v=5iyC59dbSBM
Сюжетная линия
Теплой ночью мудрый старец Рагим и рассказчик сидят около камня. За горами уже заметно небольшое сияние всходящей луны. Огонь от костра освещает избитую трещинами часть камня, а на костре готовится уха из только что словленной рыбы.
Рассказчик просит старика рассказать ему сказку. Вначале он не соглашается — желает, чтобы его уговаривали. В итоге он рассказывает свою сказку ритмичным, унылым и напевным речитативом.
В ущелье высоко в горах лежал Уж и наблюдал за морем. Над ним светило солнышко, а где-то внизу бурлил поток воды. Неожиданно в ущелье падает серьезно раненный Сокол.
Уж испугался и решил быстро отползти подальше, но тут же понял, что Сокол проживет не больше нескольких минут. Змея приползла к раненой птице и прошипела: «Что, умираешь?».
Сокол на самом деле умирал. Птица прожила славную жизнь и жалела только об одном: что больше уже не сможет увидеть небо. Сокол испытывал жалость к Ужу, так как он не сможет увидеть небо настолько близко. Уж рассмеялся и сказал, что небо является пустым местом, а ему и «тут хорошо, тепло и сыро».
Сокол привстал и с тоской сказал, что хотел бы, прежде чем умрет, еще разок подняться в небо, зажать врага на ранах на своем теле, чтобы он подавился его кровью. У сокола была мечта сражаться.
Уж решил, что в небе, скорей всего, действительно «жить приятно». Он предложил соколу подползти к краю обрыва и сброситься вниз — возможно, тогда крылья смогут его поднять, и он полетит.
И вздрогнул Сокол и, гордо крикнув, подполз к обрыву, скользя по слизи. Расправив крылья, он вздохнул полной грудью, кинулся с ущелья и пал вниз словно камень, «теряя перья, ломая крылья». Внизу сокола подхватил поток воды, смыл кровь, укутал в пену и отнес в море.
Уж долгое время лежал в ущелье и раздумывал о страсти птицы к небу. Он решил узнать, что мог видеть Сокол «в пустыне той, где нет края и дна» и, почему такие, как он, «смущают любовью остальных к полетам в небеса».
Уж захотел хотя бы ненадолго полететь: свернувшись в клубок, «он прянул в небо». Но рожденный ползать — летать не сможет! Позабыв про это, он упал на камни, но не разбился, а засмеялся.
Уж подумал, что вся прелесть полета — это паденье. Он стал смеяться над птицами, которые не понимают, что такое земля, где много света, однако нет «опоры телу» и пищи.