Краткое содержание горький легенда о ларре из рассказа старуха изергиль

Сочинение ларра в рассказе старуха изергиль горького (образ и характеристика)

Персонаж — тень

Такой поворот сюжета — задумка автора, поставившего себе задачу показать антигероя, который не заслуживает ничего позитивного, так как сам не несет ничего светлого для других. Тень — это негативное начало, лишенное света. В ней нет лучистых красок, это мрак. Черный цвет — маркер злых сил. Именно таким и был Ларра. Также можно предположить, что тень служит и демонстрацией ненужности героя, его незначимости и незаметности для общества.

Для М. Горького смыслом жизни человека являлось служение людям, совершение добрых дел. Этот герой живет по противоположным принципам, поэтому обществу и не нужен. Таким образом, можно сделать вывод: Ларра — это олицетворение эгоизма, гордыни, цинизма и жестокости, бездуховности. Это антигерой, поступкам которого найти оправдание невозможно. Его трагедия обусловлена историей его рождения.

Легендой о Ларре «Старуха Изергиль» начинается, автор стремится показать, что так нельзя поступать и жить. Смысл существования человека заключается в служении людям, поэтому завершается произведение легендой о Данко, о совершенно ином подходе — альтруизме.

Кто такой Лара

Ларра олицетворяет собой образ эгоиста, на примере его судьбы писатель показывает своему читателю, как жить не следует. Вот почему произведение М. Горького открывается историей об отрицательном герое.

Кто же такой Ларра? Это сын земной женщины и орла, получеловек. Данный элемент биографии героя не является случайным. В этом проявляется комплексная работа писателя над созданием Ларры и утверждением той идеи, которую должна нести эта фигура легенды. Случайности в биографии героя-эгоиста нет.

Почему именно орел выбран в качестве отца Ларры? Если обратиться к словарю символов и сделать анализ характеристики этой птицы в литературе, то результат будет следующим: орел — это царь птиц, символ власти и гордости. Вроде бы негативного значения нет, но у М. Горького этот образ приобретает отрицательную окраску и выполняет две функции:

  1. Подчеркнуть в Ларре господство инстинктов, отличающее его от людей. Объяснить силу, властность, надменность, присущую царственным особам.
  2. Показать, что Ларрой владеет гордыня. Он не считает людей себе равными.

Так как Ларра рожден женщиной, он должен был вроде испытывать человеческие чувства, слушать голос совести и соблюдать нормы жизни в обществе. Причем у него есть определенные достоинства, которые можно ценить:

  • он невероятно красив;
  • силен;
  • уникален.

Но к сожалению, человеческое начало в нем подавлено животным. Он не думает о том, что его желания идут вразрез с чьими-то интересами. Когда человек занят только собой и ущемляет других, он находится под властью гордыни. Даже глаза героя говорят о том, что в нем нет ничего людского, теплого, душевного. Он смотрит на мир холодно, зло и надменно.

«Старуха Изергиль»

Отчуждение от людей

Долго думали старейшины, какого наказания заслуживает Ларра. Старуха Изергиль рассказывала, что много вариантов они перебрали, пока сам юноша своими речами не подсказал им ответ. Он считал себя первым на земле, а потому, как заметил один из старейшин, самым страшным наказанием для него станет свобода. Неожиданно грянувший в этот момент «гром с небес» убедил их в правильности решения. Ларру отпустили, и с тех пор он стал «отверженным» – такое значение имеет его имя.

Прошло более тысячи лет, а его тень все так же одиноко бродит по земле. Сначала он жил вольно, как птица, делал все, что хотел. Никто не обращал на него внимания. Но однажды гордый сын орла сам пришел к людям: долго стоял и не трогался с места. Кто-то догадался, что он ищет смерти. Однако все помнили, за что был наказан Ларра, и потому только смеялись, глядя на него. Тогда Ларра схватил нож и ударил им себя в грудь. Но тот отскочил от его тела, как от камня.

Давно уже плоть его иссохла, а он, превратившись в тень, все ищет смерти, которой никогда не обретет.

Вариант 4

Вариант 2

Начинает рассказ Старуха Изергиль история о Ларре – молодом и сильном сыне орла, который не захотел мириться с людскими законами и стал изгоем. В образе Ларры Горький описывает воплощенную гордость и надменность, этот человек (Ларра) мнит себя выше всех остальных людей, и в этом его основная трагедия как говорит Горький устами одного из старейшин в этом рассказе.

Понятное дело, Горький довольно назидательно учит своих читателей отказаться от гордости и поискать смирения в собственной душе, но он не дает нужных ответов почему именно следует так поступать. Ведь Ларра является сыном орла, он изначально отличается от людей, он изначально более ловок, силен и может завладеть всем, чем захочет. Поэтому он претендует на признание девушки, а потом претендует на другие блага, которыми обладает племя и забирает нужное.

Между старейшиной и Ларрой происходит диалог, в котором тот спрашивает его про привлечение к себе девушки и Ларра спрашивает о том, разве не владеют люди большим, чем имеют изначально и разве не нормально хотеть чего-то большего, чем собственное тело и собственная речь, которые даются каждому в распоряжение. Старейшина довольно мудро отвечает о плате, которую выполняет каждый человек, за любое полученное им благо, он платит силой или умом, иногда самим собой. При этом горький упускает вполне очевидное развитие этой мысли.

Ведь Ларра может заплатить всем этим и, более того, может заплатить лучше многих, он горд по праву. Разве в племени не становятся правителями самые лучшие, а иногда просто самые сильные, те, кто решил присвоить себе власть? Таков человеческий порядок, так почему бы людям было не сделать Ларру своим правителем, если они ориентируются на разумную оплату за различные блага.

Ведь Ларра мог лучше других оплатить собственную власть, да и возможно правителем был бы весьма достойным, так как кому если не правителю мнить себя лучше остальных, возвышаться над ними и хранить в душе гордость? Тем не менее, люди отвергают его, обрекая на вечное существование в одиночестве и забытье. Такой итог оказывается для гордого сына орла трагическим и он ищет гибели, но обречен на вечные скитания.

Конечно, Горький создавал антитезу Данко, который завершает рассказ и делал нравоучительную историю. Тем не менее, на мой взгляд некоторые элементы этой истории не совсем доработаны и противоречивы. Действительно хочется получить какой-то урок из истории гордого Ларры, хотя в итоге появляются только сомнения.

Практический опыт говорит о выгоде подражания подобному герою, для кого-то Ларра может даже стать своеобразным идеалом, так как в отличие от Данко он ни в чем себе не отказывает и действительно возвышается над людьми во многих отношениях. Разве не чувства превосходства над другими ищет большинство людей? Разве не гордость управляет их поступками?

Хотя, конечно, если рассмотреть суть подобных людей подробнее, то они действительно являются сами для себя карой. Они носят в себе собственные пороки, с которыми никогда не смогут расстаться.

Все сочинения

Смысл произведения

  1. Неподвластная любовь;
  2. Человек в обществе;
  3. Гордость, уничтожающая все.

Горький сквозь понятные читателю истории рассказывает о чести, достоинстве, страхе и любви. Это произведение действительно уникально, ведь в нем автор за минимальное количество символом донес те истины, которые некоторые писатели и в нескольких томах изложить не могут. Великолепно!

Но вернемся к теме. В чем же смысл произведения? А он кроется в самих историях старухи Изергиль! Обо всем по порядку.

В главе с Ларрой, сыном орла, явно прослеживается идея гордого одиночества. Он никогда не будет счастлив, не будет любим, ведь гордыня не позволит ему считаться с другими. Даже украденная девушка не принесет ему никакого счастья. Ларра так и останется один: без друзей, любви и счастья.

Из жизни старухи Изергиль, которую мы подробно разбираем тут, мы понимаем, что никакая любовь, построенная на желании владеть, не будет долговременной. Все ухажеры Изергиль не добиваются счастья с ней, ведь каждая встреча становится последней. Она будто встречается с уже мертвыми людьми. Немного жутко, но в этом и кроется смысл неподвластной любви. Среди всех ухажеров не было того самого, поэтому отношения и не задерживались.

Данко же учит нас понимать систему общества. Для него мы важны только тогда, когда несем какую-либо пользу. И как только мы перестаем это делать — нашу судьбу, подобно сердцу Данко, раздавливают. И тут появляется вопрос: «А нужно ли жить в таком обществе?». Ответ на него придется найти самостоятельно, ведь автор оставляет это читателю.

А завершает картину отлично проработанная и символичная концовка, о которой сейчас и будет рассказано!

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль»Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Герои ранней романтической прозы М.ГорькогоГордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.ГорькогоИдея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”.Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль»Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль”Реализм и романтизм в ранних произведениях М. ГорькогоРоль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»Романтические произведения М. ГорькогоС какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха ИзергнльСила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»Сочинение по произведению М. Горького «Старуха Изергиль»Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).Человек в творчестве М. ГорькогоЛегенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»Сравнительная характеристика Ларры и ДанкоКакую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказеРомантический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» )Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»Образ Данко «Старуха Изергиль»Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль»В чем смысл противопоставления Данко и ЛаррыКомпозиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX векаСюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль»Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»Идейно-художественное своеобразие «Старуха Изергиль»Пейзаж в раскрытии замысла автораРанний романтизм Горького на примере рассказа » Старуха Изергиль «Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне»Какова роль героев в легендах о Ларре и ДанкоРади чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ?Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”Сила и слабость человека в понимании М. ГорькогоСвоеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»Данко – «лучший из всех»Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль»«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людейЛегенда о Данко как дань памяти людей о его подвигеКакое понимание жизни и человека утверждаетЧерез красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль»)Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль»)Первые произведения Горького «Старуха Изергиль»Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободыСтаруха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы

Герои рассказа «Старуха Изергиль» и их краткая характеристика

Главные герои

Повествователь — образ, за которым скрывается фигура автора. Описания личности и подробных сведений об этом человеке в тексте нет. Многое о нём читатель может почерпнуть из контекста. Рассказчик молод, но для своих лет уже достаточно мудр. В Бессарабию он приезжает на работы по сбору винограда.

Читательское воображение рисует его хорошо сложенным, физически сильным и довольно симпатичным юношей. Он демонстрирует черты увлекающейся, творческой личности.

Молодой человек обособляется от своей компании, предпочитая общество старухи Изергиль, которая вызывает у него большой интерес, в беседах с ней рассказчик проявляет себя как внимательный, чуткий слушатель.

Старуха Изергиль — центральный персонаж рассказа, раскрывается в двух разных образах и ипостасях. Во-первых, она выступает одновременно и как главное действующее лицо, и как рассказчица. Во-вторых, в ней объединены две героини разных возрастов — старая и молодая, умудренная опытом старуха, из уст которой звучат истории, и молодая ветреная девушка, фигурирующая во второй главе.

Она была статная, гордая, с чувством собственного достоинства, но не гнушалась тяжелой работы. Страсть двигала ею, вспыхивая и угасая, она жила чувствами, меняя возлюбленных и не размениваясь на встречи с теми, с кем отношения закончились. Изергиль любила для себя, эгоистично, ничем не жертвуя. Однажды она спасла из плена любимого, но ждала от него благодарности. Она была из тех, кто брал от жизни всё, не задумываясь от будущем, и судьба привела её к одинокой старости. Её потрепала жизнь.

В тексте присутствует красочное описание внешности. По нему сложно предположить, что в прошлом она была огненной красавицей. Перед читателем предстает древняя, невесть сколько лет живущая на свете бабка с крючковатым носом, изъеденным морщинами лицом и беззубым ртом.

Образ глубокой старухи — это иллюстрация безвозвратно ушедшего, потерянного времени. Великолепная рассказчица, многое знающая и понимающая в жизни, сохранившая ясный ум, она говорит скрипучим голосом, как будто не языком, а костями вещает из вечности. «Живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень», — так характеризуется в тексте старуха Изергиль.

Ларра — красивый и невероятно сильный юноша, физически превосходящих всех людей. Но за внешней привлекательностью и мощью скрывается нелицеприятное нутро. Произошедший от орла и женщины герой демонстрирует «орлиные повадки» в своём поведении, его взгляд по-птичьи холоден.

Он безжалостен и высокомерен, понятия об уважении к другим, о почитании старших ему чужды. Гордость, осознание собственного превосходства, вседозволенности и стремление к безграничной свободе — вот что им движет. Свобода и стала его наказанием. Ларра — это не родовое имя, а прозвище, со значеннием отверженности. Так молодого человек назвали, изгоняя из общества.

Данко — антипод Ларры. Данко красив и смел, им движут отвага и любовь. Он живет не для себя, а для других, и готов пожертвовать своей жизнью для спасения людей. Любовь Данко к людям так сильна, что в ответ на злобные обвинения и желание убить его он чувствует жалость к ним и огромное желание спасти.

Второстепенные персонажи

Мать Ларры — девушка, похищенная из племени орлом и спустя 20 лет вернувшаяся вместе с сыном. До похищения автор характеризует её как «черноволосую и нежную», сравнивая с ночью, а после уже зрелая женщина описывается «измученной» и «иссохшей». Нрав сын добавил ей горя, но, каким бы он ни был, она любила его и молча, на коленях взывала к милости соплеменников.

Отец Ларры — орел, гордая горная птица, жесток и силен. Смириться с приходом старости оказалось ему не под силу, и он предпочитает принять смерть, разбившись о скалы. Из повествования следует, что Ларра, как обычно говорят в таких случаях, пошел «весь в отца».

Преступление героя

Что же произошло? Молодому человеку понравилась девушка. Казалось бы, симпатия — прекрасное, высокое, позитивное чувство. Но не в случае сына орла. Он захотел обладать девушкой, воспринял ее, как объект своих желаний, как собственность, хотя никаких прав на нее у него не было.

Ларра попытался обнять красавицу, нарушая этим все установленные нормы этики и морали в племени. Девушка испугалась осуждения и позора, ведь такое обращение с женщиной было недопустимым, порочным и неприличным. Она оттолкнула его от себя. Такая реакция возмутила и оскорбила Ларру. Поэтому он убил девушку: толкнул ее на землю и наступил так, что выступила кровь.

Это еще раз показало его основные качества:

  • невероятную жестокость;
  • пугающий цинизм;
  • крайний эгоизм.

Ларра даже не сожалел о содеянном, не раскаялся, хотя он совершил ужасный поступок: забрал жизнь человека, у которого могло бы быть будущее. У героя не возникло мысли о том, что он принес горе ее родителям: они никогда не смогут утешиться, их сердце навсегда будет плакать об убитой дочери.

Что можно было еще ожидать от юноши, если он не испытывал каких-либо теплых чувств и к собственной матери. О ней он не думал вообще. Страдания матери, ее переживания за судьбу своего сына тронут любого человека, только не Ларру.

Когда молодого человека спросили о причинах такой жестокости, в разговоре он дал понять жителям племени: виновным в чем-то себя не считает, потому что его оскорбили, не посчитались с его желаниями, вот он и отомстил. Такая позиция пугает, отталкивает, вызывает возмущение и непонимание.

Другие сочинения по этому произведению

Смысл названия книги «Старуха Изергиль»

В названии также кроется сакральный смысл. Дело в том, что оно носит имя главной героини рассказа. Но не стоит думать, что тут нет скрытого подтекста. Исследователи не раз отмечали, что это имя схоже по написанию и произношению с древнескандинавским словом «иггдрасиль». Переводится оно как «ясень».

Но именно это дерево является центральным в мифологии древних скандинавов! Оно соединяет мир людей, богов и усопших. Однако если вспомнить, что главы тоже три, а по содержанию они подходят к этим мирам, то все становится на свои места. Вот так вот автор вложил такой глубокий смысл в казалось бы обычное имя!

Сюжет:

Многие тысячи лет назад жило могучие племя людей. Однажды молодую и красивую девушки из племени похитил орел. Ее поиски оказались безуспешными, и вскоре о ней забыли. Через 20 лет она пришла с сыном, которого родила от орла. Сам орел разбился о скалы, когда начал слабеть.

Люди с удивлением смотрели на сына женщины и орла. Они видели, что он такой же как они, лишь глаза его были холодными и гордыми, как у хищной птицы. Они пытались говорить с ним, но гордый высокомерный юноша не охотно отвечал им. Со старейшинами племени он разговаривал как с равными, что оскорбило их. Старейшины сказали, что ему нет места в племени.

Тогда юноша подошел к одной из девушек и обнял ее. Но та оттолкнула его. Разозлившись, сын орла убил девушку. Люди связали его и стали придумывать казнь.

Одни из старейшин предложил отпустить сына орла. Он сказал, что самым страшным наказанием для юноши будет одиночество, на которое он сам себя обрекает. Сына орла прозвали Ларри — отверженный и отпустили. Много десятилетий он жил один: воровал у племени женщин и скот. В него стреляли, но не могли убить. Он был закрыт от смерти “покрывалом высшей кары”.

Однажды Ларри пришел к людям. Он не стал защищать от их ударов. Ларри думал, что люди захотят убить его за зло, которое он им причинил. Но не желая облегчить его страдания, смеясь, люди отошли от него в сторону. Тогда он попытался сам убить себя ножом. Но нож сломался о грудь гордого сына орла. Ларри попытал разбить о землю, но не смог. Земля отстранялась от его ударов. С тех пор Ларри ходит по степи в виде черной тени, обреченный на вечные страдания за гордость.

Предыстория легенды о Ларре

Действие рассказа разворачивается в вечернее время на берегу моря – типичный фон для романтического произведения. Величественная свободная природа, окружающая повествователя и старую молдаванку, живет по своим законам и в то же время отражает устремления человека, помогает понять его внутренний мир.

Легенду, рассказывающую о том, кто такой Ларра, старуха Изергиль вспоминает не случайно. Она указывает своему собеседнику на плывущие по бескрайнему небу тени. Одна из них была «темней и гуще», да и двигалась быстрее остальных. «Он живет тысячи лет… Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» — эти слова стали началом сказки о невероятной гордыне человека-орла, ставшей причиной его проклятья и бессмертия.

Характеристика 3

Ларра – главный фантастический персонаж одной из древних философских легенд, рассказанных старухой Изергиль. Жил он якобы несколько тысяч лет тому назад. Являлся сыном горного орла и обычной земной женщины, которую тот ещё девушкой украл из могучего племени, пасшего стада и охотившегося на зверей. Когда ему исполнилось двадцать лет, мать привела его на свою родину, ибо орёл к тому времени уже умер.

Ларра был необычайно красив и силён. Но глаза его совсем не излучали тепла и смотрели вокруг холодно, гордо, царственно. Юноша рос и воспитывался вне человеческого общества. Считает себя особенным и отказывается чтить старейшин, опускать перед ними голову, соблюдать традиции и законы племени. Он убеждён, что может делать всё, что ему заблагорассудится. Без сожаления убивает понравившуюся девушку только за то, что она, боясь гнева отца-старейшины, оттолкнула его и пошла прочь.

Ослеплённый гордыней парень, считал себя лучше других и тем самым обрекал себя на полное одиночество. Он не имел совершенно ничего. Впрочем, и не желал что-то иметь.

Поняв это, мудрые старейшины не приговорили его к казни за убийство, а велели отпустить и дали юноше имя Ларра, что значит «отверженный». Они догадались, что наиболее страшное наказание для него кроется в нём самом. Словно подтверждая их догадку, с небес грянул гром.

Оказавшись на свободе, парень смеялся вслед людям, отвергнувшим его. Он начал жить, как хищная птица, похищая девушек и домашних животных. Пользуясь силой и ловкостью, не приближался к членам племени. А стрелы, пущенные ему вслед, не пронзали молодое тело.

Подобным образом прошло немало годов. Однажды высокомерный Ларра вернулся в племя. Но люди, сообразив, что он ищет смерти, решили не убивать его, а лишь смеялись и не желали с ним драться. Тогда он попытался заколоть себя ножом, однако тот сломался, будто от удара об твёрдый камень. Глаза гордеца наполнились печалью и тоской. Сам он превратился в скитающуюся тень, которой нет места в человеческом обществе.

Жестокое наказание постигло эгоиста Ларру не умевшего никого любить, не знавшего добра, жалости и гуманности, не ведавшего о чести и справедливости, не хотевшего нести ответственность за злые поступки. Жизнь его – бессмысленное существование. Ведь тот, кто игнорирует мнение окружающих и заботится только об удовлетворении личных прихотей, обречён на одиночество и забвение.

9 класс

`

Образ Ларры: оценка и значение

Легенда о Данко как завершение рассказа и отдельное произведение

Легенда о Ларре начинает рассказ, а легенда о Данко звучит завершающим аккордом рассказа. В ней рассказывается о юноше Данко, что повел свой народ сквозь бурю и страшный лес. Он единственный верил, что люди смогут прийти к лучшей жизни, выйти из болот и леса. На середине пути его начали винить в том, что он привел их к гибели. Началась страшная гроза и буря. В порывах ветра и молниях еще больше утратил веру народ. Чтобы люди дошли к заветной цели, Данко вырвал свое горящее сердце и поднял высоко над головой. В нем было столько любви к людям и веры, что оно осветило весь лес и указало людям путь. Они шли за светом, и вышли из леса. Сердце Данко все еще пылало огнем, но кто-то из суеверного страха наступил на него ногой и погасил. Люди расселились на новом месте и забыли о Данко.

Вопрос, каково значение легенд о Ларре и Данко, имел самые различные трактовки в трудах исследователей. Оставим его открытым, но неоспоримым фактом является то, что обе легенды, несмотря на свою кажущуюся самостоятельность, будут неполными одна без другой. Как и рассказ о жизни Изергиль без преданий звучал бы сухо и не полно. Данко и Ларра – антагонисты. Один любит людей всем сердцем и жертвует собой ради них, второму любовь незнакома, но оба оказываются отвергнутыми людьми.

Сочинение Художественное своеобразие легенды

Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Всё творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования. Романтический идеал писателя – герой-символ.

Несмотря на то, что данная легенда тесно связана с другой — легендой о Данко – всё же рассказ о Ларре предстаёт как самостоятельное произведение.

Ларра – воплощение бездуховности. Только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… А мне её нужно… Я один… Я не поклонюсь никому в жизни… Ибо первый в ней Я!» Герой нарушает закон бытия: «за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью».

В итоге Ларра лишается человеческой судьбы, он не умирает, а перестаёт быть. Попытка его самоубийства неудачна, земля отстраняется от его ударов. Всё, что осталось от героя,- тень и имя «Отверженный»: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно! Он не ни понимает речи людей, ни их поступков — ничего».

Судьбу Ларры определил суд человеческий. Суть наказания – отторжение от людей.

Так, в Ларре себялюбие переходит все границы, переходит в крайний эгоизм и индивидуализм, перерастает в преувеличенное, раздутое до огромных размеров чувство прихоти. Один из старейшин предложил мудрое решение, как наказать Ларру: лишить его возможности быть в центре, то есть выгнать его из племени.

При создании этого образа писатель использует не прямые авторские характеристики или создание психологического портрета, а характеристику персонажа через его поступки. При этом нельзя не сказать о роли Изергиль как носителя авторского начала в произведении. С помощью именно этого образа автор подчёркивает первостепенность человеческих поступков, их значение в формировании судьбы человека.

Старая мудрая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он сделал в жизни полезного, за что он требовал себе благ, ведь: «за всё, что человек берёт, он платит собой». Нравственно-философский вывод из легенды – свобода личности утверждается в активной творческой деятельности во имя людей.

Символ-деталь – это глаза Ларры, которые холодны и исполнены чувством собственного достоинства. Идейное содержание раскрывается, в том числе, и с помощью образа-символа – птицы. Орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости.

Несмотря на то, что легенда является достаточно условным жанром, произведение в целом относится к неоромантическому периоду творчества Горького.

С одной стороны, Ларре нет оправдания, но с другой, автор не учитывает одну существенную деталь: герой вырос не среди людей, вследствие чего не знал человеческих законов. Таким образом, его эгоизм имеет под собой реальное основание.

Художественно время легенды отнесено далеко в прошлое, а пространство (место действия) условны и сжаты. За счёт этого происходит расширение художественной организации произведения в целом.

Интересен речевой строй легенды. Так как этот жанр имеет фольклорные корни, то описания здесь очень лиричны и изобилуют ярко насыщенной лексикой, эпитетами, олицетворениями, гиперболами и перифразами.

Легенда о Ларре стала одной из ключевых в процессе формирования Горьким своей концепции человека. Ларра не стал идеалом человека-подвижника, а явился выражением образа-символа лжегероя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: