Глава 7. Переезд в Москву
После смерти Ленского Ольга недолго горевала. Она полюбила другого и вышла за него замуж. Татьяна осталась одна с матерью. Она скучает без сестры. И в своем одиночестве все чаще думает об Онегине, который после дуэли покинул свое имение и отправился в странствия.
Случайно она приходит к его дому. Просит служанку пустить ее. Она хочет увидеть мир, в котором жил ее любимый. Предметы, которые его окружали, его быт все напоминало о нем. Она читает его книги, с пометками на полях и понемногу начинает понимать его сущность. Она словно прозревает и видит образ Онегина уже не таким приукрашенным, какой создала в своих мечтах.
Мать Татьяны, по совету соседки, понимая, что дочь нужно выдавать замуж, решается на переезд в Москву, где много женихов. Татьяна с неохотой соглашается.
В Москве они живут у старой тетки. Татьяну развозят по родственным обедам, представляют многочисленным родственникам и знакомым, ее показывают. Но все это ей неинтересно, ведь она по-прежнему любит Онегина. Пышные балы, скопление людей, шум голосов, громкая музыка, Татьяну все это тяготит, ей душно, она с тоскою вспоминает о своей деревенской жизни. На одном таком балу она приглянулась своему будущему супругу.
Композиция
Особенности композиции произведения Пушкина подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей.
Первая глава романа знакомит с главным героем, освещает его столичную жизнь. Во второй главе происходит завязка сюжетной линии второй темы романа – знакомство молодого, жизнедеятельного поэта Ленского с Онегиным. В третьей главе прослеживается завязка основной темы произведения, где Евгений знакомится с Татьяной. Действие развивается: девушка пишет письмо, происходит ее разговор с Онегиным. Евгений ухаживает за невестой друга, тот вызывает его на дуэль. Снится вещий сон Татьяне.
Кульминация романа – Владимир погибает на дуэли, Ольга выходит замуж за другого, Татьяну выдают замуж за важного генерала. Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где героиня, продолжающая любить Евгения, отвергает его
Сам финал открытый, нет конкретной определённости дальнейшей судьбы героя
Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где героиня, продолжающая любить Евгения, отвергает его. Сам финал открытый, нет конкретной определённости дальнейшей судьбы героя.
В главах поэмы существуют лирические экскурсы, не отходящие от основного сюжета, но в то же время являющиеся обращением автора к читателю. Изначально поэт задумывал 9 глав, но жёсткие рамки цензуры заставили поэта убрать одну из глав, а все свои мысли и чувства заключить между строк и использовать лирические отступления. Поэтому и все главы,и поэма в целом имеют как бы незавершённый вид, какую-то недосказанность.
Встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»: история отношений, любовь героев
Всего в романе «Евгений Онегин» имеют место 6 встреч Татьяны и Онегина:
1. Первая встреча (знакомство в доме у Лариных) 2. Вторая встреча (объяснение в саду Лариных) 3. Третья встреча (именины Татьяны) 4. Четвертая встреча (спустя несколько лет на балу в Петербурге) 5. Пятая встреча (на вечере у Татьяны) 6. Шестая встреча (утром дома у Татьяны)
1. Первая встреча: знакомство Онегина и Татьяны в доме Лариных
Первая встреча Татьяны и Онегина происходит в доме Лариных. Онегин приезжает к Лариным по приглашению своего друга, Ленского. После этой единственной встречи Татьяна влюбляется в Евгения. Мучаясь от любви, тоскуя и скучая, она пишет письмо Онегину.
2. Вторая встреча: объяснение в саду Лариных Татьяна ждет от Онегина ответа на свое письмо. Наконец Онегин приезжает к Лариным. Татьяна и Евгений неожиданно встречаются в саду, где и происходит их вторая встреча.
Онегин произносит свою исповедь (проповедь) Татьяне. Он объясняет ей, что не сможет сделать ее счастливой и быть ей хорошим мужем, потому что он не способен любить. После этой встречи Татьяна не перестает любить Онегина. Она грустит и страдает от своего неразделенного чувства.
3. Третья встреча: именины Татьяны
Третья встреча героев происходит на именинах Татьяны. Онегин не хочет ехать на праздник к Лариным, но Ленский уговаривает его. Друзья отправляются на именины. У Лариных Онегин видит влюбленную и печальную Татьяну. Его раздражает ее грустный, томный вид.
Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер у Лариных. Евгений танцует с Ольгой, невестой Ленского. Ленский злится, ревнует и уезжает домой. После этих именин Ленский вызывает Онегина на дуэль.
4. Четвертая встреча: на балу в Петербурге Четвертая встреча Татьяны и Онегина происходит спустя несколько лет, на балу в Петербурге. Онегин видит Татьяну уже совсем другой — величавой и гордой светской дамой. Татьяна уже несколько лет замужем за другим человеком — родственником Онегина. Евгения поражает холодность и недоступность «новой» Татьяны.
5. Пятая встреча: на вечере у Татьяны
На следующий день Онегин едет на светский вечер, который устраивает Татьяна и ее муж, князь N. На вечере Онегин и Татьяна остаются на несколько минут наедине. Онегин едва может говорить от волнения. Татьяна так же спокойна и холодна.
Онегин понимает, что влюблен в Татьяну. После этой встречи герои видятся на светских вечерах каждый день, но Татьяна почти не замечает Евгения. Они не говорят о своих чувствах.
Онегин мучается от любви и пишет письмо Татьяне. Татьяна не отвечает ему. Евгений шлет второе и третье письмо, но не получает ответа.
6. Шестая встреча: объяснение в доме у Татьяны
Последняя встреча Онегина с Татьяной. Художник Е. Самокиш-Судковская |
Несчастная Татьяна объясняется с Онегиным: она просит не преследовать ее и признается, что по-прежнему любит Онегина, но также говорит, что останется верна мужу.
Татьяна уходит из комнаты, и Онегин понимает, что потерял ее навсегда. Так заканчивается последняя встреча и финальное объяснение героев.
Это было описание ключевых встреч Татьяны Лариной и Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» Александра Пушкина.
XXIII.
Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще ,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон.
Уж не пародия ли он?
Примечания
XXVIII.
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.
Строфы 24 – 29, главы 2
Ее сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Иль девичьей ! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало
И нам досталось от него
Жеманство, — больше ничего.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
К приличию, закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маминьки своей.
Композиция романа Пушкина «Евгений Онегин»
Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, зеркальной.
Последний тип композиции называется так из-за того, что отдельные эпизоды произведения как бы отражают друг друга, повторяясь во всех внешних подробностях, но при этом высвечивая качественные содержательные различия.
Напомним, что она разворачивается на следующий день после получения Онегиным любовного письма от Татьяны.
Робкая девушка боится поднять глаза на властителя своих мыслей, он тоже взволнован, но с уст его слетает довольно строгий рассудочный приговор:
…Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, ещё нежней. Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами лёгкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так, видно, небом суждено. Полюбите вы снова: но… Учитесь властвовать собою: Не всякий вас, как я, поймёт; К беде неопытность ведет.
Онегин оправдывает свой отказ непривлекательной картиной семейной жизни с ним:
Что может быть на свете хуже Семьи, где бедная жена Грустит о недостойном муже, И днём и вечером одна; Где скучный муж, ей цену зная (Судьбу, однако ж, проклиная), Всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно-ревнив! Таков я. И того ль искали Вы чистой, пламенной душой, Когда с такою простотой, С таким умом ко мне писали? Ужели жребий вам такой Назначен строгою судьбой?
Он старается очернить себя в глазах Татьяны, признаётся в душевной холодности, мертвенности своей души:
Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я.
Эти типичные приёмы любовного этикета, предписываемые в том случае, когда от нежелательного чувства хотят избавиться, как гром, поражают смятенную Татьяну. Она чувствует стыд, вину и боль, но находит силы, чтобы справиться с собой.
Финальная сцена романа, когда Татьяна получает письмо Онегина, после чего принимает его в своей гостиной, с точностью до наоборот повторяет «расстановку фигур» первого эпизода. Теперь Онегин – просящий, а Татьяна – отвечающий.
Его коленопреклоненная поза – знак покаяния. Её слёзы – свидетельство неугасших чувств.
Но зеркало не покривит против правды: теперь очередь Татьяны ответить Онегину отказом. Ему предшествует сознательное снижение, упрёк в сомнительности намерений Онегина:
…Тогда – не правда ли? – в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась… Что ж ныне Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна, Что муж в сраженьях изувечен, Что нас за то ласкает двор? Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь?
Страсть, в которой исповедается Онегин, Татьяна называет обидной:
Я плачу… если вашей Тани Вы не забыли до сих пор, То знайте: колкость вашей брани, Холодный, строгий разговор, Когда б в моей лишь было власти, Я предпочла б обидной страсти И этим письмам и слезам. К моим младенческим мечтам Тогда имели вы хоть жалость, Хоть уважение к летам… А нынче! – что к моим ногам Вас привело? какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?
В ней оскорблена внутренняя чистота. Татьяна, как может, борется за неё, объясняя Онегину свой отказ.
Её ранит то, что она истинная – деревенская, ни кем не знаемая девочка – была не нужна ему, а теперь – поставленная в условия знатности и блеска – стала желанной.
Возможно, в глубине души Татьяна не верит, что чувство Онегина к ней – настоящее. Её приговор суров:
Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
Закольцовывая композицию романа возвращением Онегина в Петербург, Пушкин завершает инициальный путь героя, констатируя его неудачу.
Композиционно роман состоит из следующих частей:
- 1 глава — расширенная экспозиция (знакомство с Онегиным)
- 2 глава — завязка сюжетной линии «Онегин — Ленский» (знакомство Евгения и Владимира)
- 3 глава — завязка сюжетной линии «Онегин — Татьяна» (знакомство Евгения и Татьяны, письмо Татьяны)
- 4 глава — развитие событий (отказ Татьяне)
- 5 глава — развитие событий (день рождения Татьяны)
- 6 глава — кульминация и развязка сюжетной линии «Онегин — Ленский» (Евгений убивает Владимира на дуэли)
- 7 глава — развитие событий (Евгений уезжает в путешествие, Татьяна уезжает в Москву)
- 8 глава — кульминация и развязка сюжетной линии «Онегин — Татьяна» (встреча героев, признание Евгения и отказ Татьяны).
Глава четвертая
Евгения письмо Татьяны зацепило. Он понял, что девушка влюблена. В разговоре с ней он пытается донести до нее, что не хочет обманывать и дает понять, что между ними не может быть серьезных отношений. Это было благородно с его стороны. Честный и достойный поступок.
Татьяна после разговора в саду стала еще печальней. Любовь из сердца не вырвать. Девушка страдала от несчастной любви.
Зато между Ольгой и Владимиром складывалось все хорошо. Молодые люди все время проводили вместе. Дело двигалось к свадьбе.
В жизни Онегина ничего не менялось. Он ни с кем не общался, грустил и хандрил. В один из вечеров заскочил Владимир с новостью о том, что у них скоро с Ольгой свадьба.
Между делом Ленский вспоминает, что Ларины настаивали на том, чтобы Онегин был среди гостей, приглашенных ради именин Татьяны. Отказ не принимался.
Анализ 3
Понять всю глубину и смысл послания Татьяны к Онегину можно лишь познакомившись с образом героини поближе. Кто же она? Что из себя представляет?
Татьяна — простодушная деревенская девушка. При этом она хорошо воспитана, образована, ведь самостоятельно написать письмо может только знающая грамоту девушка. Татьяна имеет очень тонкую душевную структуру и ее чувства играют самыми разнообразными оттенками и мотивами. Это юная открытая девушка, которая находит в себе силы и считает необходимым помогать беднякам. Упоминание об этом есть в самом письме, где Татьяна описывает момент, когда ей привиделся образ любимого. Она также верит в бога и прилежно молится
Татьяну также можно назвать смелой и отважной, ведь открыться и признаться в чувствах совсем не просто
Однажды встретившись с юным франтом Онегиным, девушка была покорена и прониклась доселе еще неизвестным ей чувством. В ней родилась искренняя и сильная любовь, которая пожаром разрасталась и крепла в ее сердце день за днем. В письме девушка описывает сильнейшие волнения, которые происходят внутри нее. Все сознание и мысли Татьяны поглощены страстью первой любви.
Несмотря на все буйство чувств, она находит в себе силы справиться с ними и мыслить здраво. Конечно, ей искренне хочется верить в то, что это судьба и она встретила того единственного, с которым проживет счастливую жизнь. Однако, не строит иллюзий и просит Онегина прояснить ситуацию.
Татьяна открыто и прямо сообщает о своих чувствах и, в ответ, ждет такого же однозначного ответа. Она отчаялась и готова принять любой ответ, ведь жить в неведении она больше не может, томиться в домыслах и мечтах слишком тяжко.
Данное письмо наполнено нежностью, искренностью и верой в честность и справедливость того, кому адресовано. И, хотя вера Татьяны во взаимность чувств немного ослабла, в глубине души она искренне на нее надеется.
Смелая юная девушка отважилась написать любовное послание, четко осознавая все возможные последствия. И вот, отважившись на роковой шаг девушка смиренно ждет судьбоносного ответа от Онегина. А продолжение данной любовной истории – всем известно.
Анализ 4-й главы «Евгения Онегина»
Наконец, мы подошли к анализу 4-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин». Драматизм нарастает. «Едва ли кто писал стихами на русском языке с такою легкостью, какую замечаем во всех стихотворениях Пушкина. У него неприметно работы; все непринужденно; рифма звучит и выкликает другую», — писал Воейков о поэме. Онегин пришел к Татьяне в сад. Сцена встречи Онегина с Татьяной является ключевой в этой главе, несущей психологическую нагрузку. И чтобы подчеркнуть это, Пушкин не вставляет в эту главу никаких значимых действий.
Начитавшаяся романов, Татьяна ждет, что после ее признания ее будут ожидать тайные встречи с любимым героем, любовные приключения и переживания. Но Евгений повел себя не как герой ее любимых романов, а как обычный человек. Пока он шел в сад, он вспомнил свое пребывание в Петербурге, свои любовные похождения, накопленный горький опыт.
Прежде чем осуждать нашего героя, поставьте себя на его место. Татьяну он едва успел заметить за мелькающей прислугой, самоваром, чашками чая. Вспомните, когда друзья возвращались домой, Онегин первой отметил матушку.
А кстати, Ларина проста,
Но очень милая старушка;
Грустившая молчаливая девочка, вряд ли могла обратить на себя внимание. И уж тем более успеть влюбиться человек, познавший женщин, за пару часов не мог
Татьяна со своим признанием явно поторопилась.
Еще раз я предлагаю поставить себя на место нашего героя. Он получает письмо. Пусть даже трогательное и искреннее, от девочки, которую едва знает
Как он должен был поступить? Любой порядочный человек, неважно, дворянин, или мещанского сословия, на его месте поступил бы точно также. Даже в наши дни, 200 лет спустя
Здесь 2 варианта развития событий. Подонок воспользовался бы наивностью и неопытностью девочки, поматросил бы и бросил. Да еще ославил бы на всю округу. Впрочем, в российском обществе ХIX нравы были куда как строгими, и ему пришлось бы держать ответ перед дворянским собранием. Жениться он не был готов. Поэтому он поступил так, как и должен был поступить.
Следующая цитата
Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» давно стал символичным для русской литературы. Именно она, как правило, открывает галерею прекрасных женских характеров, созданных отечественными писателями. По тексту романа видно, что Пушкин создавал этого персонажа очень трепетно и внимательно. Достоевский писал, что в заглавии романа должно стоять имя не Онегина, а Татьяны – именно ее знаменитый романист считал главной героиней произведения. Образ Татьяны не просто возникает как застывший во времени и пространстве портрет, она показана в своем развитии, в мельчайших чертах характера и поведения – от романтичной девочки до сильной женщины.
В начале «Евгения Онегина» автор показывает нам юную семнадцатилетнюю девушку (стоит отметить, что возраст Татьяны прямым текстом не указан, однако письмо Пушкина Вяземскому, в котором он пишет о героине своего романа, дает ответ на этот вопрос). В отличие от своей веселой и легкомысленной сестры Ольги, Татьяна очень тиха и застенчива. С детства ее не привлекали шумные игры со сверстницами, она предпочитает одиночество – именно поэтому даже с членами семьи она чувствовала себя отстраненной, будто бы чужой.
Однако эта девушка, такая молчаливая и малопривлекательная, имеет доброе сердце и способность очень тонко чувствовать. Татьяна любит читать французские романы, и переживания главных героев всегда находят отклик в ее душе.
Влюбленность Татьяны раскрывает ее нежную натуру. Знаменитое письмо, которое она пишет Онегину, является свидетельством ее смелости и искренности. Надо сказать, что для девушки того времени признаться в любви, тем более написав первой, практически приравнивалось позору. Но Татьяна не хочет таиться – она чувствует, что должна рассказать о своей любви. К сожалению, Онегин просто не может этого оценить, хотя, надо отдать ему должное, он и сохраняет признание в тайне. Его равнодушие ранит Татьяну, которая с трудом справляется с этим ударом. Столкнувшись с жестокой действительностью, так не похожей на мир любимых французских романов, Татьяна замыкается в себе.
Интересным эпизодом в романе является сон Татьяны, предрекший гибель Ленского от руки Онегина. Чувствительная душа Татьяны, улавливающая любую тревогу, откликается на напряжение в отношениях двух бывших приятелей, и выливается в тревожный, странный кошмар, приснившийся девушке во время святок. Сонники не дают Татьяне разъяснений о жутком сновидении, но героиня боится толковать его буквально. К сожалению, сон сбывается.
Финальная глава «Евгения Онегина» показывает нам совершенно другую Татьяну – повзрослевшую, рассудительную, сильную женщину. Ее романтичность и мечтательность исчезают – несчастная любовь стерла эти черты из ее характера. Поведение Татьяны при встрече с Онегиным вызывает восхищение. При том, что любовь к нему еще не угасла в ее сердце, она остается верной своему мужу и отвергает главного героя:
Так, лучший образ романа, который прекрасно описывает цитата «Татьяны милый идеал», сочетает в себе прекрасные и достойные подражания черты: искренность, женственность, чувствительность, и при этом – удивительную силу воли, честность и порядочность.
-
Цитаты из фильма жмурки
-
Цитата с возрастом стала делить людей на 2 категорий
-
Цитаты про первый шаг
-
Гинзберг аллен цитаты вопль
- Цитаты из книги бегущий за ветром
Глава третья
Владимир так увлеченно рассказывал Онегину о семье Лариных, что Евгению стало интересно, что это за люди, и он напросился к ним в гости.
Ольга не произвела на него никакого впечатления. Татьяна показалась ему интересной девушкой, но влечения к ней не было.
Зато Татьяна после приезда Онегина была не похожа на себя. Дни и ночи девушка думала о Евгении, представляя в мыслях, как они гуляют вечером вдвоем по тенистой аллее. Он читает стихи, а она восхищенными глазами смотрит на предмет обожания.
Девушка решила первой признаться в чувствах. Она пишет Онегину признание на французском языке.
Утром через няню просит доставить письмо до адресата. Два дня прошло в томительном ожидании ответа. Владимир успокаивает девушку, говоря ей, что Онегин собирался к ним с визитом.
Увидев его на пороге, Татьяна испугалась, убежав в сад. Отдышавшись немного и придя в себя, она выходит к нему навстречу, но вместо ответного признания, слышит исповедь Онегина, где он ясно дает понять, что к браку не готов.
Глава первая
Знакомство с Евгением Онегиным, молодым дворянином из Петербурга, прибывшему к смертельно больному дяде, доживающему последние деньки.
Когда-то семья Онегиных была богата. Сам Евгений считался завидным женихом. Отец Евгения любил жить на широкую ногу, не отказывая себе ни в чем. Постоянные балы, устраиваемые у них дома, загнали мужчину в долги. От прежнего состояния не осталось и следа.
Родители давно умерли, родных братьев и сестер у него не было. Евгений остался сиротой. Тоска и непонятная хандра стали его постоянными спутниками, хотя жизнь молодого парня была насыщенной.
В обществе его приняли на ура. Красавчик. Образован, воспитан
Женщины кружились вокруг него роем, желая обратить на себя внимание. На светских вечерах он был звездой
Болтал на французском языке, как на родном. Станцевать мазурку, да без проблем. Мог поддержать разговор на любую тему, но больше всего парень любил амурные дела. Дамы, несмотря на семейное положение, теряли голову, забывая о мужьях, когда Евгений оказывался рядом.
Просыпался Онегин ближе к вечеру. Потом театры, балы, танцы до утра. Снова сон до обеда. Каждый день похож на предыдущий. Внезапно ему все надоело. Он начинает искать занятие по душе. Пробовал писать, но толку не было. У него ни черта не получалось. Решил увлечься литературой, но книги не смогли принести должного удовлетворения. Из некогда общительного юноши, Евгений превращался в занудного, скучного парня, предпочитавшему родной дом, ранее любимому светскому обществу.
Раньше в планы Евгения входил отъезд за границу, но смерть отца нарушила их. Наследство разлетелось на погашение отцовских долгов. Пришлось остаться в Петербурге.
Неожиданно Онегин получает приглашение от дяди в деревню. Дядя находился при смерти и желал увидеть племянника. Пока Евгений собирался, дядя скончался, оставив имение в подарок, куда входили заводы, огромные земли и леса.
Основная идея
Поскольку роман создавался на протяжении более 7 лет, мировоззрение Пушкина менялось, менялись и планы на произведение. Неизменно главными для поэта оставались гуманистические идеалы: внутренняя красота человека, свобода личности, непринятие эгоизма и жестокости
Кроме того, автор подчеркивает важность национальных обычаев и традиций, воплощенных в суеверности Татьяны (суеверным был и сам Пушкин: известна история про черного кота, увидев которого, он велел развернуть экипаж, тем самым отменив свою поездку в Петербург). Дворянство погрязнет в праздности и пороке, если не вернется к национальным истокам, не наладит связь со всем остальным народом, в котором кроется вековая мудрость, необходимая легкомысленному обществу
Таковы нравственные уроки Пушкина и мораль его произведения.
Главная мысль романа может быть выражена следующим предложением: «Нужно жизнь с огнем в глазах и страстью в душе, как Ленский, но не забывать о разумной стороне жизни, как Онегин». Личности нужно обрести гармонию между чувством и разумом, чтобы стать целостной и нравственной, как, например, Татьяна, которая смогла сочетать в себе ум и сердечность, эмоции и нравственный долг.
Гетман Мазепа
А. С. Пушкин взял этот образ с исторической личности. В реальной жизни его звали Мазепа Иван Степанович, который родился в 1644 году и умер в 1709 году. Он был гетманом Украины в 1687—1708 гг. и во время Полтавского сражения перешел на сторону противников (шведов) и после битвы сбежал из страны вместе с королем Карлом.
Автор представляет этого персонажа абсолютно в негативных качествах. Он:
- лицемерный;
- вероломный;
- бесчестный;
- мстительный;
- злобный;
- идущий к своей цели, невзирая на моральные устои.
Мазепа преступными помыслами соблазняет Марию и в конце устраивает казнь ее отца Кочубея после ужасных пыток. Проделывает он все это из-за корыстных побуждений, чтобы узнать местонахождение клада.