Образ и характеристика александра 1 в романе война и мир толстого

Анализ 4 сна веры павловны в романе что делать

Сочинение Образ и характеристика Андрея Болконского

Роман «Война и мир» психологически сложное повествование для каждого человека. А все потому, что автор передавал сложное военное настроение того времени, показывал жизнь нескольких слоев населения и выражал свое отношение к ним. Каждый человек в современном мире, безусловно, сможет отыскать героя романа, который бы походил на него. Для меня одним из ярких героев стал Андрей Болконский – сын известного и уважаемого князя. В романе можно четко отследить характер, настроение и чувства героя. И хоть жизнь его оказалась короткой, она была насыщенной, яркой и эмоциональной.

Из первой встречи с Андреем Болконским, создается впечатление, что он неудовлетворен своей жизнью. Его тяготит беременная супруга, вряд ли он ее любит так, как муж свою жену, он скучает на вечере, куда ему пришлось прийти. Его присутствие на вечере вынужденное и пассивное. Он презирает светское общество, но чувство долга не позволяет ему уйти. Однако воодушевился он, когда встретил своего друга

Из беседы с Пьером Безуховым, откровений Андрея, хочу сделать вывод, дружба занимает важное место в его жизни

В то же время для него важна его семья, он уважает отца, на протяжении всей его истории жизни сохраняются хорошие отношения с сестрой Марьей, хотя в семье тяжелая атмосфера и мир там – явление временное. Андрей из богатой семьи, он образован, грамотен, горд и сдержан, с сильным чувством собственного достоинства.

Желая быть полезным Родине, он уезжает на войну и начинает службу не офицером, а низшим чином. Он не стремится к быстрой и легкой славе, наградам и карьере. Наоборот, Болконский считает, что должен быть там, где трудно, хочет помочь и поддержать тех, кто готов сдаться. Его патриотизм и героизм отчетливо передаются автором в военный период жизни.

Возвращение с войны к рождению ребенка и смерти жены однозначно переворачивают его мировоззрение. Если бы Лиза осталась жива, думаю, их отношения изменились бы. Возможно, любовь и не появилась бы, но более глубокие чувства уважения, благодарности добавили бы их отношениям нежности. Но Андрею Болконскому пришлось воспитывать сына одному, а вместе с тем бороться с чувством вины перед супругой, выходить из состояния духовного кризиса.

Во многом ускорила выздоровление любовь Андрея к Наталье Ростовой. Их история любви должна была пройти испытание временем. Но Наташа жила одним днем, чувствами, она доверчива, легка, молода. А Андрей взрослый рассудительный человек, который живет разумом. За его плечами война, смерть и сын. И расставание на время не могло не разлучить их навсегда. Андрей не принял того, что девушка постигла новые знакомства, события, эмоции – она влюбилась. А потому его настигло разочарование, обида, возможно, гнев, когда он хотел вызвать на дуэль соперника, но после передумал.

Когда он шел на войну второй раз, он хотел забыться. Здесь он думал о том, что мечты о семье разбились. А там он должен был думать не о себе. Патриотизм и чувство долга брали верх. Именно такая смена обстановки позволила ему избежать депрессии. Андрей не думал о том, что получит там смертельное ранение. Претерпевая боль, осознавая, что его настигает смерть, он готов простить всех. И в этот момент происходит встреча с Наташей. Она понимает, как сделала больно князю, просит прощения, а он по-прежнему любит ее и прощает.

Биография российского императора Александра I Павловича

Критическое отношение Александра к политике Павла I способствовало его вовлечению в заговор против отца, но на условиях, что заговорщики сохранят жизнь царю и будут добиваться только его отречения. Насильственная смерть Павла 23 (11 по старому стилю) марта 1801 года серьезно повлияла на Александра – чувство вины за гибель отца он испытывал до конца своих дней. В первые дни после восшествия на престол в марте 1801 года, Александр I создал Непременный совет – законосовещательный орган при государе, имевший право опротестовывать действия и указы царя. Но из-за противоречий между членами ни один из его проектов не был обнародован.

Александр I провел ряд реформ: купцам, мещанам и казенным (имевшим отношение к государству) поселянам было предоставлено право покупать ненаселенные земли (1801), были учреждены министерства и кабинет министров (1802), издан указ о свободных хлебопашцах (1803), создавший категорию лично свободных крестьян.

В 1803 году было введено новое положение об устройстве учебных заведений. Результатом стало открытие Казанского (1804) и Харьковского (1805) университетов, Педагогического института в Петербурге (1804). Для подготовки государственных служащих из высших слоев общества были открыты лицеи – в Ярославле (1803), Нежине (1806) и Царском Селе (1811).

В 1808-1812 годах Александр I приблизил к себе Михаила Сперанского, которому поручил разработать проект государственных реформ. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя ограничивалась двухпалатным законодательным органом парламентского типа. В январе 1810 года был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный совет, и проведена реорганизация министерств. В 1812 году под давлением оппозиционных дворянских кругов император отстранил Сперанского от всех должностей и сослал в Нижний Новгород.

Во внешней политике Александр I лавировал между Англией и Францией, в 1801 году заключив мирные договоры с этими державами. В 1805-1807 годах император принял участие в 3-й и 4-й коалициях против наполеоновской Франции.

Поражения под Аустерлицем (1805), где Александр I был фактически главнокомандующим, и Фридландом (1807), отказ Англии от субсидирования военных расходов коалиции привели к подписанию в 1807 году Тильзитского мира с наполеоновской Францией.

Успешно завершившиеся войны с Турцией (1806-1812) и Швецией (1808-1809) укрепили международное положение России. В царствование Александра I к России были присоединены Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Азербайджан (1813), бывшее герцогство Варшавское (1815).

Историческая справка

Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович, 1745 года рождения, прошел хорошую военную школу, когда служил под руководством Румянцева П.А. и Суворова А.В. Его стремительное возвышение начинается с русско-турецкой войны 1864-78 годов.

Начиная с флигель-адъютанта принца Гольштейн-Бекского в 1861 году, спустя 30 лет он получил чин генерала. Михаил Кутузов был вхож в царский дворец при Екатерине II и Павле I, неоднократно удостаивался высоких наград за боевые доблести.

Пришедший к власти Александр I в 1802 году сначала назначил его военным губернатором и управляющим гражданскими делами в двух губерниях, однако спустя год освободил от должности. Неприязненные отношения между новым императором и Кутузовым сохранялись вплоть до смерти последнего в 1813 году. Несмотря на это, в 1805 году Михаил Илларионович был назначен главнокомандующим одной из русских армий, отправленных в Австрию, а летом 1812-го по настоянию дворянства – главнокомандующим всеми русскими войсками и ополчениями.

Войны

Внешняя политика в годы правления представлена четырьмя крупными вехами:

  • Первая кампания против Франции.
  • Отечественная война.
  • Борьба со Швецией.
  • Противостояние Турции.
  • Борьба с Наполеоном.

В 1805-м году Российская империя вошла в антифранцузскую коалицию, намереваясь вместе с другими европейскими странами бороться с экспансией Наполеона.

В результате тактических и стратегических ошибок, Россия потерпела поражение под Аустерлицем и была вынуждена идти на переговоры. В 1807 была заключен Тильзитский мир, который больно ударил по престижу страны, ее экономике и политической сфере.


Александр 1

В 1812-м году военные действия возобновились. Российская империя стала основной целью Наполеона. Благодаря подготовке войск, знанию территории, большой протяженности театра боевых действий, обманным маневрам (как, например, сдача Москвы) Наполеона удалось измотать.

А затем в результате нескольких сражений: под Бородино, под Малоярославцем поставить дальнейший успех французов под вопрос.

Большую роль в успехе против сил врага сыграли и простые люди, которые вели активные партизанские действия.

После победы на территории родной страны, российские войска отправились освобождать Европу. В 13-14 годах состоялось несколько крупных сражений.

В 1814 был взят Париж. Наполеон проиграл. Заграничный поход, участие в разгроме французов закончилось Венским конгрессом. На конференции обсуждались вопросы послевоенного устройства Европы. На собрании присутствовали главы всех крупных стран.

Борьба со Швецией

Война продолжалась с 1808 по 1809. Формальным поводом стал отказ государства присоединиться к антианглийской коалиции. Боевые действия шли с переменным успехом и закончились заключением мирного соглашения. По результатам войны империя получила Финляндию и Аландские острова, а также склонила Швецию расторгнуть отношения с Англией.

Кампания против Турции

В 1806 году вспыхнул конфликт с Турцией. Причиной стала остановка правителей Молдавии и Валахии. Это было грубое нарушение прежних договоренностей, по которым назначение и отстранение государей этих земель должно было согласовываться с Россией.

Боевые действия были затяжными, заканчивались несколькими передышками. Окончания войны приходится на 1816-й год. Был заключен Бухарестский мир. Обе страны признавали взаимные территориальные завоевания.

Иные конфликты

Еще одной крупной вехой была борьба с Персией (1804-1813). Конфликт завершился заключением Гюлистанского мирного договора и полной победой России.

За годы правления Александра I территория страны существенно расширилась. Государство присоединило Грузию, значительную часть Польши, Финляндию и Бессарабию.

Вариант 2

Рассказ «Бирюк» входит в цикл рассказов «Записки охотника», с которым Тургенев вошел в литературу. Большая часть произведений представляет собой очерки, изображающие характеры крепостных крестьян, их образ жизни, отношение к помещикам. Тургенев открыл для русского читателя всё многообразие типов в народной среде, показал, как много среди крестьян незаурядных, талантливых людей.

Образ повествователя

Весь цикл рассказов объединяет образ повествователя. Можно сказать, что он близок самому Тургеневу. Это помещик, который охотится в Калужской, Орловской, Тульской губерниях, бывает в разных деревнях, иногда гостит у помещиков, а подчас останавливается и в крестьянских домах. Внимательный, доброжелательный к людям, он многое замечает, оценивает, смотрит на крестьян с сочувствием к их тяжелому труду и бесправному положению. Читатель не однажды почувствует иронию повествователя в изображении помещиков, легкую усмешку в отношении их ограниченности, жадности, чудачеств.

В рассказе «Бирюк» повествователь попадает под сильный дождь с грозой, входит неожиданным гостем в бедную избу лесника, от всего сердца сопереживает нарушителю и пытается спасти его от наказания. Перед нами простой в общении, добрый человек, который относится к людям с интересом, без сословных предрассудков, стремится понять их психологию, мотивы поступков. Он готов заплатить за незаконно срубленное дерево, просит Бирюка пощадить пойманного нарушителя.

Образ лесника Фомы (Бирюк)

Угрюмый, одинокий, не знающий жалости лесник Фома Кузьмич, прозванный в народе Бирюком – главный герой рассказа. Его бедное жилище стоит посреди леса, за сохранностью которого он и поставлен присматривать. Одним из средств создания его образа является описание интерьера избы. В ней не убрано, в обстановке чувствуется крайняя бедность. Хозяину даже нечем угостить внезапно попавшего в его дом барина: кроме хлеба и воды нет ничего.

Нелюдимый нрав Фомы Кузьмича, его озлобленность отчасти объясняется обстоятельствами его личной жизни: мы узнаем, что его жена сбежала от него с проезжим мещанином, оставив ему двоих детей – девочку Улиту и еще одного новорожденного ребенка.

Бирюка не любят и боятся крестьяне окрестных деревень за то, что он честно справляет свою должность: не дает рубить в барском лесу деревья, не позволяет вынести из леса даже вязанку хвороста. Ненависть народа доходит даже до замыслов расправиться с лесником, но и это никак не удается. Лесник превосходно знает лес, обладает чутким слухом, готов поймать нарушителя-порубщика даже в самую ненастную ночь. Сам живущий в нищете, он всё же не признает никаких оправданий воровству, не верит мольбам нарушителя, считает, что все окружающие его обманывают.

Бирюк не случайно встречается на пути повествователя во время сильной грозы, вырастая будто из-под земли: грозовые, тяжелые, конфликтные отношения внутри крестьянской среды показывает в рассказе Тургенев. Да и сам лесник носит внутри себя личную трагедию, грозу, которая гнетет его, заставляет страдать в одиночестве.

Образ мужика-порубщика

Образ мужика-порубщика, задержанного Бирюком, вызывает сочувствие не только повествователя, но и читателя: рваная одежда, плохая лошадь – всё это говорит о крайней нужде. Порубщик рассказывает, что задавлен поборами, установленными приказчиком, дом не топлен, дети голодны. Вначале он пытается просить Бирюка отпустить его, хочет вызвать в нем жалость. Но затем, видя, что лесник непреклонен, начинает угрожать, глумиться, обзывать Бирюка. Читатель понимает, что человек доведен до последней степени отчаяния. Лесник все же отпускает нарушителя, буквально выталкивает его из своей избы.

Так в рассказе «Бирюк» Тургенев изображает острое противостояние, конфликт между бедными крестьянами, каждый из которых по-своему вызывает понимание, сочувствие повествователя и читателя. Писатель заставляет нас задуматься над нравственными проблемами долга и совести, милосердия и прощения.

Сочинение Александр I в произведении Война и мир

Он правил Россией в трудные для неё годы – двадцать пять лет с начала 19 века. Это было не простое время. Война с Наполеоном Бонапартом пришлась на годы его правления.

Толстой описывает Александра в начале романа в возрасте 28 лет. В наше время некоторые юноши в этом возрасте ещё на шее у родителей «сидят», а ему выпала нелёгкая судьба. Надо было думать не только о себе, но и об огромной стране.

Он был красив собой, голубые глаза, говорил низким бархатным голосом. С золотистыми вьющимися кудрями. Височки носил, как его отец, распушенные кверху. Одетый идеально сшитый по фигуре мундир конногвардейца, белые лосины, на голове треугольная шляпа с белым плюмажем. На ногах высокие сапоги-ботфорты с узкими носами. Этакий щёголь, хоть сейчас на парад.

Где уж в такой красоте по лесам и полям ползать. Этим занимался Кутузов с офицерами. А все лавры победителя достались Александру. И ликование жителей Парижа, когда он не отдал побеждённый город на разграбление. Как это полагалось победителю. Толстой описывает в романе его характер, как «рыцарски благородный». Соединение величавости и кротости.

Он указывает на то, что подчинённые любили Александра за его личные качества. В том числе и Николай Ростов. Император был человек чувствительный и впечатлительный. Увидев мёртвых и раненых русских солдат, он сутки ничего не ел и не спал. Это зрелище довело его до слёз.

Из всего перечисленного выше следует, что такой человек не мог быть главнокомандующим, не мог посылать людей в пекло боя и на явную смерть. Намечалась интересная ситуация. Александр – не главнокомандующий, но распоряжается армией и людьми. Он любил неопределённость, потому что сам до конца не знал, что и как надо делать.

В качестве иллюстрации этой мысли Толстой приводит описание военного совета. По словам автора это был «совет избранных для выяснения некоторых вопросов лично для императора».

Это был первый либерально настроенный император в России. Но его идеи так и остались идеями. Одержав победу над Наполеоном, он мог бы улучшить жизнь людей в России. Но он этого не сделал. А потом вообще фактически устраняется от управления государством. И ищет только собственного спокойствия и благополучия.

Пьер Безухов так описывает это время. Судьи воруют и берут взятки, в армии «аракчеевщина», палочная дисциплина, муштра и шагистика. Чуть что не так – отправляют людей в военные поселения. Народ начинает по-тихоньку роптать на Александра. И этот ропот выливается в восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году.

Мне кажется, если бы декабристы выступали не против жёсткого Николая I, а против нерешительного мягкотелого Александра I, они бы добились своего.

Значение рассказа

В цикл «Записки охотника» входят произведения, по-разному раскрывающие образ простых крестьян

В одних рассказах автор обращает внимание на их душевную широту и богатство, в других показывает, насколько они могут быть талантливы, в третьих описывает их скудный быт… Таким образом раскрываются разные стороны характера мужика

Бесправие и нищенское существование русского народа в эпоху крепостничества — вот основная тема рассказа «Бирюк»

И в этом главная заслуга Тургенева-писателя — привлечь внимание общественности к трагическому положению главного кормильца всей земли русской

Рассказ «Бирюк» И. С. Тургенева был написан в 1847 году и вошел в цикл произведений писателя о жизни, традициях и быте русского народа «Записки охотника». Рассказ относится к литературному направлению реализм. В «Бирюке» автор описал свои воспоминания о жизни крестьян в Орловской губернии.

Служба. Участие в войнах

Не в силах больше вести пустую светскую жизнь, князь Андрей идёт на войну служить адъютантом к Кутузову. Ещё одна причина этого — мечты о славе.

Его чувство собственного достоинства проявилось в столкновении со штабными офицерами, равнодушными к тому, что французы разбили союзную австрийскую армию. Он говорит, что если штабным офицерам нет дела до общего успеха или общей неудачи, то они не офицеры, а «лакеи, которым дела нет до господского дела» (том 1, часть 2, глава 3).

Болконский участвовал в Шенграбенском сражении. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг: бросившись со знаменем вперёд, поднял весь батальон в атаку и был ранен в голову.

Во время Отечественной войны 1812 года князь Андрей отказался от штабной работы, чтобы командовать полком. Он сблизился с солдатами, заботился об их благосостоянии. Накануне Бородинского сражения князь говорит Пьеру о решающей роли «духа войска»: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть» (том 3, часть 2, глава 25).

Во время Бородинского сражения Болконский получил осколочное ранение в живот от разорвавшейся гранаты.

Смерть Александра Первого

Правитель был большим любителем путешествий. Эту страсть он сохранил до преклонных лет. Но в одном из странствий заразился брюшным тифом. Смерть Александра 1 наступила 1-го декабря 1825 года.

Кончина правителя стала большой неожиданностью для всех. Выдвигались версии о насильственной смерти императора. А позже появилась теория о том, что гибель была не более чем инсценировкой.

Согласно популярному мнению, Александр отправился в Сибирь, где принял имя Федора Кузьмича, и остаток жизни провел под другой личностью.

Биография Александра I пестрит мифами и легендами. Многие из них исследователи отвергают. Однако эта версия по мнению историков имеет право на жизнь. Хотя достоверных доказательств пока нет.

История ЕГЭ — Александр I

Биография российского императора Александра I Павловича

Критическое отношение Александра к политике Павла I способствовало его вовлечению в заговор против отца, но на условиях, что заговорщики сохранят жизнь царю и будут добиваться только его отречения. Насильственная смерть Павла 23 (11 по старому стилю) марта 1801 года серьезно повлияла на Александра – чувство вины за гибель отца он испытывал до конца своих дней. В первые дни после восшествия на престол в марте 1801 года, Александр I создал Непременный совет – законосовещательный орган при государе, имевший право опротестовывать действия и указы царя. Но из-за противоречий между членами ни один из его проектов не был обнародован.

Александр I провел ряд реформ: купцам, мещанам и казенным (имевшим отношение к государству) поселянам было предоставлено право покупать ненаселенные земли (1801), были учреждены министерства и кабинет министров (1802), издан указ о свободных хлебопашцах (1803), создавший категорию лично свободных крестьян.

Сочинение Александр I в произведении Война и мир

Он правил Россией в трудные для неё годы – двадцать пять лет с начала 19 века. Это было не простое время. Война с Наполеоном Бонапартом пришлась на годы его правления.

Толстой описывает Александра в начале романа в возрасте 28 лет. В наше время некоторые юноши в этом возрасте ещё на шее у родителей «сидят», а ему выпала нелёгкая судьба. Надо было думать не только о себе, но и об огромной стране.

Он был красив собой, голубые глаза, говорил низким бархатным голосом. С золотистыми вьющимися кудрями. Височки носил, как его отец, распушенные кверху. Одетый идеально сшитый по фигуре мундир конногвардейца, белые лосины, на голове треугольная шляпа с белым плюмажем. На ногах высокие сапоги-ботфорты с узкими носами. Этакий щёголь, хоть сейчас на парад.

Где уж в такой красоте по лесам и полям ползать. Этим занимался Кутузов с офицерами. А все лавры победителя достались Александру. И ликование жителей Парижа, когда он не отдал побеждённый город на разграбление. Как это полагалось победителю. Толстой описывает в романе его характер, как «рыцарски благородный». Соединение величавости и кротости.

Он указывает на то, что подчинённые любили Александра за его личные качества. В том числе и Николай Ростов. Император был человек чувствительный и впечатлительный. Увидев мёртвых и раненых русских солдат, он сутки ничего не ел и не спал. Это зрелище довело его до слёз.

Из всего перечисленного выше следует, что такой человек не мог быть главнокомандующим, не мог посылать людей в пекло боя и на явную смерть. Намечалась интересная ситуация. Александр – не главнокомандующий, но распоряжается армией и людьми. Он любил неопределённость, потому что сам до конца не знал, что и как надо делать.

В качестве иллюстрации этой мысли Толстой приводит описание военного совета. По словам автора это был «совет избранных для выяснения некоторых вопросов лично для императора».

Это был первый либерально настроенный император в России. Но его идеи так и остались идеями. Одержав победу над Наполеоном, он мог бы улучшить жизнь людей в России. Но он этого не сделал. А потом вообще фактически устраняется от управления государством.  И ищет только собственного спокойствия и благополучия.

Пьер Безухов так описывает это время. Судьи воруют и берут взятки, в армии «аракчеевщина», палочная дисциплина, муштра и шагистика. Чуть что не так – отправляют людей в военные поселения. Народ начинает по-тихоньку роптать на Александра. И этот ропот выливается в восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году.

Мне кажется, если бы декабристы выступали не против жёсткого Николая I, а против нерешительного мягкотелого Александра I, они бы добились своего.

Тургенев, «Бирюк»: характеристика бирюка

Этого угрюмого лесника люди прозвали бирюком. У него была широкая фигура и лицо, не выдающее никаких эмоций. Когда дождь закончился, они пошли на двор. И тут послышался звук топора, лесник сразу сообразил, откуда он доносится, и уже вскоре приволок мокрого мужика, который умолял пощадить. Охотник сразу сжалился над бедным крестьянином и готов был заплатить за него, однако суровый бирюк и сам его отпустил.

Как видно, характеристика бирюка непростая, Тургенев показывает героя, хоть и нищего, но хорошо знающего свой долг, которого «ни вином, ни деньгами» взять никак нельзя. Он понимает мужика-вора, который пытается как-то вывернуться «с голодухи». И тут показан конфликт героя между чувством долга и состраданием к бедному человеку, и все же он решился в пользу сострадания. Фома Кузьмич — личность цельная и сильная, но трагичная, потому что он имеет свои взгляды на жизнь, однако иногда и ему, принципиальному человеку, приходится ими поступаться.

Сочинение Образ Александра I

Неоднозначный русский царь стал одним из второстепенных персонажей романа Льва Толстого.

О личности императора Александра I Толстой отзывался в целом положительно. Внешне он производит весьма благоприятное впечатление. У царя ласковый и приятный голос. Он умел нравиться людям и производить на них впечатление. Это мягкий и добрый человек, от которого исходит любовь к окружающим. Он сентиментален (что в девятнадцатом веке было распространено больше), плачет над телами убитых и раненных. Последнее обстоятельство, подчеркнутое пацифистом Толстым, говорит об искренней симпатии к Александру I.

Император описан как обладающий красивой внешностью. Толстой использовал подобные описания, чтобы создать положительный или отрицательный образ героя.

Светские люди очарованы царем. Симпатичный Толстому герой произведения Николай Ростов, как и многие другие, обожал Александра. По мнению автора, люди, непосредственно соприкасающиеся с ним по долгу службы, например, адьютанты или генералы преданы ему не как царю, а как человеку, внушившему им личную симпатию.

Вместе с тем,  Александр I показан писателем как человек обладающий величием, необходимым для властителя огромной империи. Оно органично сочетается с добротой и нежностью. Писатель считает его превосходящим других европейских правителей именно нравственно. Ему присущи рыцарские качества.  

Толстому симпатичны либеральные идеи Александра I, в этом отношении он также превосходит других монархов.  Однако эти идеи не реализуются. Писатель объясняет это тем, что после победы над Наполеоном, он осознал ничтожность и не реальный характер власти. Ее сам Толстой считал самообманом, сравнивая в одном из мест романа правителя с ребенком, играющим в кучера, лишь воображающего, что он управляет лошадью. Видимо поэтому в произведении нет осуждения царя, не отменившего крепостное право и мало сделавшего для улучшения жизни в стране.  

Либеральный император после Отечественной войны погрузился в мистику, передав управление страной в руки ничтожных людей. Аракчеева и других таких же, но ниже рангом, презирают не только подданные, страдающие от их действий. Царь, по мнению Толстого, сам понимал их ничтожность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: